Все же визит архиепископа Алексия принес некоторые плоды: два иерарха Североамериканской митрополии, епископ Бруклинский Макарий (Ильинский) и архиепископ Аляскинский Алексий (Пантелеев) согласились перейти в ведение Московского Патриархата. 479 Кроме них в состав Московского экзархата к тому времени входили еще епископ Феодор (Текучёв), рукоположенный во епископа Аргентинского в конце 1943 г., но проживавший в США, а также архиепископ Адам (Филипповский), перешедший в Московскую Патриархию еще в 1930-е гг. Тогда же этот иерарх был лишен сана, однако в конце войны был восстановлен. В подчинении этого архипастыря находились карпато-русские приходы. Вскоре число архиереев Московской Патриархии пополнилось и за счет епископа Антония (Васильева), в 1947 г. рукоположенного на Сан-Францисскую кафедру. 480 Что касается Североамериканской митрополии, то отношения между ней и московской церковной властью к концу 1945 г. оставались неопределенными. Присоединение к Московскому Патриархату клириков в Югославии Все сказанное выше показывает, что присоединение зарубежных архиереев повсюду шло достаточно мирно. Чин покаяния либо не проводился, либо осуществлялся тайно. Исключением стала только община в Югославии. Покидая эту страну, Архиерейский Синод РПЦЗ издал указ на имя оставшегося в стране духовенства. Согласно документу, старейшему из клириков, протоиерею Иоанну Сокалю, вменялось в обязанность управлять русскими приходами в Югославии на правах благочинного и возглавлять Епископский совет. В случае прекращения почтовых связей с Синодом русскому духовенству в Сербии предписывалось обращаться к местной церковной власти. 481 Фактически паства РПЦЗ в Югославии (11 церковных общин, 2 монастыря, 20 священнослужителей, 15 монахов, 32 монахинь и около 3000 мирян) 482 оказалась предоставлена сама себе. Такое положение не устраивало ни Сербскую Церковь , ни русских священников, оставшихся без определенного канонического статуса. Уже 12 сентября церковный суд Белградско-Карловацкой архиепископии обратился к протоиерею Иоанну Сокалю с просьбой определить свой статус, что подразумевало подчинение Сербской Патриархии. 483 А потому на общем собрании Епископского и церковно-приходского совета 18 сентября было решено обратиться к Архиерейскому Синоду Сербской Церкви с просьбой о принятии русских приходов. 484

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно только надеяться, что будущий архиепископ Сан-Францисский пролил за это слезы покаяния. (Иоанн (Шаховской) занимал кафедру в одном и том же городе в одно и то же время со своим тезкой, святителем Иоанном Шанхайским (Максимовичем), и, к сожалению, многие верующие в России по ошибке приписывают эти подлые слова великому русскому святому наших дней.) Итак, не Церковь запуталась в различении духов, а отдельные ее представители совершили ошибки в оценке ситуации — как оно не раз бывало в прошлом, в том числе и в России и после революции, и ранее. Изучая историю, мы извлекаем из нее уроки, делаем выводы и формулируем их — в частности, в «Основах Социальной концепции РПЦ», где идет речь о взаимоотношениях Церкви с гражданской властью. — А если священник служит в храме, открытом оккупантами, он совершает предательство или свидетельствует об истинном отечестве христианина, небесном? — Священник служит не власти, не захватчикам, а Богу и народу. Тут я никакой нравственной дилеммы не вижу. Открыли храм, и долг священника — совершать там богослужение. И человеческий, и профессиональный. Вот возносить за богослужением молитвы о победе врагов, то есть о поражении своей родины, недопустимо.   — Могли православные люди считать своей родиной СССР? — А что же еще им надо было считать родиной? СССР существовал в границах исторической России, в нем жили те же народы, те же люди. В других социальных условиях, под другим идеологическим началом, но исторически это была та же самая страна. В которую в 1941 году пришли захватчики. — Когда Христос призвал отдавать кесарю кесарево, кесарь был оккупантом. Ученики отказывались платить подати не просто государству, а оккупационным войскам. Можно ли сказать, что Христос запретил бороться с оккупантами? — Конечно, это сильная натяжка. Оккупант — сегодняшнее понятие. А 2000 лет назад был Рах Romana — Римский мир. Могучая Римская армия навела порядок на территории всего Средиземноморья, и продержался этот порядок 1400 лет, до падения Константинополя.

http://pravmir.ru/patriotizm-pomogaet-is...

прот. Роман Лукьянов Второго сентября 1982-го года после короткой, но тяжелой болезни отошел ко Господу православный американец-миссионер, иеромонах Серафим. О. Серафим, в мире Eugene Rose, прошел короткий, но чрезвычайно интенсивный жизненный путь. Рожденный в 1934 году, он воспитывался в типичной калифорнийской протестантской семье. Окончив Помона Колледж, Евгений поступил в Берклейское отделение Калифорнийского Университета, где получил звание Магистра по китайской литературе мандаринского наречия. В поисках истины, Евгений изучил также восточные философии и религии, что привело его к принятию буддизма. Будучи целостным человеком, Евгений посвятил себя исполнению его жизненных правил. Кроме того он приобрел всестороннее образование, стал знатоком Шекспира, английской и американской литературы и театра. В университете он был оставлен в аспирантуре как кандидат на профессорскую кафедру. Открывшаяся перед Евгением блестящая академическая карьера была прервана неожиданным глубоким духовным кризисом. Через опыт и знание он увидел черную пустоту буддизма и других религиозных философий Востока. А в академической среде он разочаровался, видя систематическое духовное и физическое развращение молодежи, в чем калифорнийские учебные заведения были в те годы далеко впереди других колледжей и университетов. В состоянии потерянности, Евгений взмолился перед случайно замеченным им в книжном магазине, на обложке книги, образом Пресвятой Богородицы с Младенцем-Христом: ”Если у Тебя Истина, укажи мне путь, чтобы оставшиеся дни моей жизни были прожиты со смыслом!” Вскоре после этого Евгений познакомился с выпускником Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле Глебом Подмошенским, делавшим во многих городах иллюстрированные доклады о православии и о Русской Церкви Зарубежом. Потрясенный услышанным, Евгений, под духовным руководством Глеба принял православную веру и, изучив в короткое время русский и церковно-славянский языки, весь отдался на служение Христу. Участвуя в каждодневных богослужениях как чтец-псаломщик в Сан-Францисском Скорбященском соборе, Евгений занялся изучением свято-отеческих трудов и, при своих блестящих способностях, глубоко проникся свято-отеческим восприятием православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/i...

Два слова о дальнейшей судьбе отца Иоанна. В начале 1930-х годов он опубликовал ряд богословских работ, где полемизировал со сторонниками теологической концепции «софиологии», в первую очередь со священником Сергием Булгаковым . Забегая вперед, скажу, что Четвериков, находясь уже в Русском Студенческом Христианском Движении (РСХД), тоже постоянно дискутировал с отцом Сергием Булгаковым на те же темы. В 1934 году после хиротонии владыка Иоанн направлен на службу в Шанхай на епископскую кафедру, где проявил себя как благотворитель и попечитель филантропических обществ. В Китае, а затем на острове Тубабао на Филиппинах прославился многочисленными случаями исцеления безнадежно больных по его молитвам. С 1951 по 1962 год – архиепископ Западно-Европейский, с кафедрой вначале в Париже, затем в Брюсселе. С 1963 года архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. Скончался в 1966 году в Сиэтле (США). Эмиграция и РСХД В эмиграции нужно было все начинать сначала. Дети уже выросли и стали устраиваться самостоятельно. Феодосий поступил в университет в Любляне на электротехническое отделение технического факультета. Александра стала студенткой филологического факультета того же университета. Ольге в 1921 году исполнилось 15 лет (родилась б марта 1906 г.), и, скорее всего, она была при старшей сестре. Младший сын Сергей, вероятно, тоже остался в Любляне. С 1920 по 1923 год протоиерей Четвериков – настоятель прихода в сербской деревне Лика (между Боснией и Хорватией). Увы, сведений об этом периоде жизни отца Сергия найти не удалось. Развитие дальнейших событий находим в воспоминаниях владыки Евлогия (митрополит Евлогий (Георгиевский) в 1923 году был назначен Патриархом Тихоном главой всех русских приходов за рубежом): «В конце 1923 года я стал получать письма из Братиславы с просьбами об организации там прихода и о назначении священника. После некоторых поисков я остановил свой выбор на о. Сергии Четверикове . ...Он прислал мне прошение о переводе в Братиславу, где жил его сын. Желание его меня обрадовало. Я знал, что о.       Сергий священник выдающийся, высокого пастырского настроения, аскетического монашеского духа и знаток русского монашества и старчества. Он хорошо изучил труды родоначальника движения (в XVIII веке) по обновлению православного монашества и основоположника старчества Паисия Величковского , побывал и в Нямецкой Лавре (в Румынии), где в свое время этот великий подвижник трудился; духовно был связан о. Сергий и с Оптиной Пустынью, был близко знаком с жизнью и творениями оптинских старцев, написал книгу «Оптина Пустынь». Я с радостью перевел о. Четверикова в Братиславу. Приход наш в Братиславе надо признать счастливым. Все настоятели его, начиная с о. Четверикова и до сего дня, выдающиеся пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Духовных чад о. Тимолая не смущала его глухота, они продолжали окормляться у своего мудрого старца, прибегая к карандашу и бумаге. Вот что поведали духовные чада об этих исповедях: «Отец Тимолай читал записку кающегося вслух, иногда покачивая головой, иногда радостно и весело говоря: “Это Господь простит”. По окончании исповеди он с верой и радостью сжигал бумажку... Всегда одинаково легко и доверчиво было на этой глухой исповеди, и всегда оставалось благодатное чувство к его сочувствию и строгой доброте. В нем была детская цельность». К ухудшению слуха в последние годы жизни о. Тимолая прибавилась болезнь сердца. Врачи прописали ему строгий диетический режим, а он по-детски на эту диету сердился, но через минуту успокаивался и вновь смотрел на всех окружающих своим обычным добрым, светлым и радостным взглядом. Еще за год до своей кончины о. Тимолай простился со всеми насельницами обители. Было это так: в одну ночь ему стало так плохо, что он призвал священника и причастился Святых Христовых Таин. После этого к нему в келью пришли монахини, и он стал прощаться с ними. Потом они долго оставались в келье старца, ожидая его кончины. Но Господу было угодно еще на год продлить жизнь любимого духовника обители. И вот о. Тимолай сказал собравшимся инокиням: «Уходите спать: может, ничего и не будет». С тех пор подвижник стал усиленно готовиться к отшествию в иной мир. Ежедневно до самой смерти он причащался. Через год после того памятного случая, тоже ночью, игумен Тимолай тихо и мирно отошел ко Господу. Заключение врача гласило, что о. Тимолай скончался без страданий. Случилось это в субботу 18/31 января 1958 г.. Отпевал игумена Тимолая святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, в то время возглавлявший Западно-Европейскую кафедру. Знаменательно и утешительно то, что свт. Иоанн свое слово на отпевании приснопамятного игумена Тимолая начал словами: блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Храните веру, а все осталбное Богом приложится Схиигумен Сергий (Кошманов) (1880–1973)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архив Пн Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершил богослужение в четвертую годовщину подписания Акта о каноническом общении Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви 19 мая 2011 г. 09:57 В четвертую годовщину подписания Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, 17 мая 2011 года в Знаменском кафедральном соборе Нью-Йорка митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион совершил Божественную литургию в сослужении архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка , архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского Кирилла , управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана , епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила , епископа Штутгартского Агапита , епископа Каракасского и Южно-Американского Иоанна , епископа Манхэттенского Иеронима , епископа Сиэтлийского Феодосия , епископа Мейфильдского Георгия , клириков Русской Зарубежной Церкви и Патриарших приходов в США. В заключительной части богослужения митрополит Иларион прочитал благодарственную молитву о воссоединении Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Старший по хиротонии иерарх Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк от имени собора архиереев поздравил владыку Илариона с памятной датой в жизни Церкви, а также с наступающей третьей годовщиной его настолования на кафедру Первоиерарха, которое состоялось 18 мая 2008 года. В свою очередь митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион сердечно поблагодарил собратьев архипастырей за совместную работу на Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви, проходившем с 10 по 17 мая, и за поддержку в служении. Он также особо отметил сложившиеся добрые отношения с представителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Америке архиепископом Юстинианом. Как сообщает сайт Русской Зарубежной Церкви, Архиерейский Собор, рассмотрев предложения комиссии, в которой состояли архиепископ Берлинский и Германский Марк, протопресвитер Валерий Лукьянов и диакон Андрей Псарев, внес ряд поправок в «Положение о Русской Православной Церкви Заграницей».

http://patriarchia.ru/db/text/1486905.ht...

Ему по-прежнему везло с духовными наставниками. В числе своих духовных учителей он сам называл архимандрита — теперь уже преподобного — Иустина (Поповича) и митрополита Сурожского Антония. Владыка Антоний и постриг его в монахи. И нарек Василием — в честь святителя Василия Великого. Об этом почти никто не знал, новопостриженный монах хотел подвизаться тайно. Хотел уехать на Афон. Но вместо этого ему пришло приглашение стать викарием Православной Церкви в Америке, он получил отпускную грамоту Сербского Патриарха и в январе 1980 года в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне был хиротонисан во епископа. А в ноябре его направили на Сан-Францисскую кафедру, ту самую, на которой когда-то служил его первый духовник, архиепископ Иоанн (Максимович). Владыка Василий рассказывал, как спросил владыку Антония: «Теперь я епископ, кого же мне слушаться?» И тот ответил: «Каждого встречного, если это не противоречит Евангелию». И еще: «Архиерею посох дается не для того, чтобы, если кто-то не будет слушаться, поднять посох и стукнуть им. Нет, это когда ты будешь служить другим, чтобы тебе было на что опереться, когда ты выдохнешься, обессилеешь». И владыка Василий не просто помнил эти слова, он так жил. Смиренно, спокойно, весело и радостно, на разных языках разговаривая с людьми разной ментальности, разного социального статуса, и все они чувствовали его любовь. Как-то в год празднования Тысячелетия Крещения Руси в Москве владыка спешил на какую-то важную конференцию, где он должен был выступать в присутствии Патриарха и архиереев, и на лестнице столкнулся с женщиной, которая, увидев человека в рясе, стала просить причастить ее умиравшую в больнице сестру. И он тут же согласился. А на возражения спутника ответил: «Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?!» На конференции он тогда так и не выступил. Владыка Тихон (Шевкунов) в книге «Несвятые святые» вспоминает: «Раз за разом я наблюдал, как владыка Василий в буквальном смысле отдает себя в послушание каждому, кто к нему обращается. Причем было видно, что кроме самого искреннего желания послужить людям за этим стоит и еще нечто совершенно особенное, ведомое лишь ему. В этих размышлениях мне припомнилось, что слово “послушание” происходит от глагола “слушать”. И постепенно я стал догадываться, что через это смиренное послушание владыка научился чутко слышать и постигать волю Божию. От этого вся его жизнь становилась ни больше ни меньше как постоянным познанием Промысла Божия, таинственной, но совершенно реальной беседой со Спасителем, когда Он говорит с человеком не словами, а обстоятельствами жизни и дарует Своему собеседнику величайшую награду — быть Его орудием в нашем мире». Возвращение домой

http://foma.ru/episkop-vasilij-rodzjanko...

До 1967 г. в США было 4 епархии. Первая — Восточно-Американская, которой управлял глава Зарубежной Церкви как епархиальный архиерей. Ему помогали два викария с титулами “Вашингтонский и Флоридский” и “Сиракузско-Троицкий”. Епархия имела около 40 приходов. Вторая — Западно-Американская епархия. Титул архиерея — “Западно-Американский и Сан-Францисский”. В епархии было немногим более 10 приходов и небольших общин. Затем — Чикагско-Детройтская епархия с одноименным титулом архиерея; имела 14 приходов. И, наконец, Лос-Анжелесская и Южно-Калифорнийская епархия. Титул архиерея — тот же. В епархии насчитывалось 6 приходов. Собор епископов 1967 г. постановил образовать из Восточно-Американской епархии три новых: 1)Нью-Йоркскую и Восточно-Американскую, где епархиальным архиереем является Глава Церкви; имеется также викарий — епископ Манхэттенский; 2)Сиракузско-Троицкую и 3)Вашингтонско-Флоридскую. Количество приходов во всех трех епархиях осталось прежним. В Канаде Зарубежная Церковь имеет одну епархию с правящим архиереем Монреальским и Канадским. Ему помогает викарный епископ. В епархии около 20 приходов. Епархии в Западной Европе: 1. Германская. Собор 1967 г. постановил учредить при ней кафедру викарного епископа. В епархии более 70 храмов и около 120 молитвенных общин. Правящий архиерей носит титул “Берлинский и Германский”. 2. Австрийская епархия. Кроме кафедрального собора в Зальцбурге, в ней всего лишь около 10 молитвенных домов и приспособленных для совершения богослужений помещений. Титул архиерея — “Венский и Австрийский”. 3. Британская епархия. Имеет менее 10 приходов, причем в некоторых из них нет своего священника, так что богослужение в таких приходах совершается всего 3–4 раза в году. Архиерей носит титул “Ричмондский и Британский”. 4. Западно-Европейская епархия. При ней имеется Православная Голландская Миссия. Титул правящего архиерея — “Женевский и Западно-Европейский”. Приходов и молитвенных общин в епархии немногим более 30. В их число входит и приход в Риме, где имеется Свято-Николаевский храм. Однако этот приход подчиняется непосредственно Архиерейскому Синоду.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

4-й В. С., прошедший 2-4 апр. 1924 г. в Детройте (шт. Мичиган), принял по существу антиканоническое постановление о временной автономии ПЦА, приведшее в дальнейшем к образованию Митрополичьего округа . Митр. Платон стал титуловаться «Митрополит всей Америки и Канады». На 5-м В. С., проходившем в Кливленде (шт. Огайо) 20-23 нояб. 1934 г., на вдовствующую кафедру (митр. Платон † 20 апр. 1934) был избран архиеп. Сан-Францисский Феофил (Пашковский) . На 6-м В. С., состоявшемся 5-8 окт. 1937 г. в Нью-Йорке, произошло дальнейшее отделение Православной Церкви в Америке от РПЦ. Была провозглашена автономия Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Сев. Америке и принято Временное положение об управлении Митрополичьим округом независимо от РПЦ. На 7-м В. С. 26-29 нояб. 1946 г. в Кливленде (шт. Огайо) подавляющим большинством голосов было вынесено решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Сев. Америке в лоно РПЦ - Матери-Церкви при условии сохранения ею полной автономии. 20-22 окт. 1970 г. в Свято-Тихоновском мон-ре (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания) состоялся 1-й Собор автокефальной Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке, на к-ром председательствовал Блаженнейший Архиеп. Нью-Йоркский и Митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) . Этот исторический по своей значимости Собор подтвердил автокефалию этой Церкви, дарованную Патриаршим и Синодальным Томосом РПЦ от 10 апр. 1970 г. На 2-м В. С. в окт. 1971 г. был принят Устав Церкви и новое ее наименование - Православная Церковь в Америке. 3-й Собор проходил в Питтсбурге 13-15 нояб. 1973 г. Впервые вместо преимущественно пленарных заседаний работа Собора осуществлялась по секциям: Церковь, приход, финансы и миссия. Были проведены семинары по темам: работа среди молодежи и религ. образование, литургическая музыка, межправосл. экуменические контакты. На 4-м В. С., проходившем 10-13 нояб. 1975 г. в Кливленде, впервые обсуждался вопрос о правосл. миссии в совр. амер. обществе. Это было возвращением на новом уровне и в новых условиях к теме 1-го Собора 1907 г. о миссионерской проповеди Православия на Североамериканском континенте.

http://pravenc.ru/text/155458.html

Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (Париж) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм всех святых, в земле Российской просиявших (фр. Eglise de Tous les Saints glorifiés en Terre Russe) — бывший храм Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) в Париже, основанный святителем Иоанном Шанхайским в 1961 году. Ныне центр неканонической Истинно-православной церкви Молдавии в Западной Европе. Западноевропейская епархия канонической РПЦЗ числит этот храм в своей юрисдикции с оговоркой «приход временно не обслуживается»; всё движимое и недвижимое имущество прихода принадлежит «Православному культовому объединению», пребывающему в в расколе с 2001 года. Содержание История [ править править код ] После Второй мировой войны Знаменский соборный храм, являвшийся единственным приходом РПЦЗ в Париже, присоединился вместе с митрополитом Серафимом (Лукьяновым) к Московскому Патриархату. Затем приходская община подчинила храм Константинопольскому Патриархату. Часть прихожан (бывшие «соборяне») решили остаться в лоне РПЦЗ и в 1955 году организовали в гараже-боксе часовню «Всех Святых, в Земле Российской просиявших». В 1956 году прихожане Алексей Григорович-Барский и Игорь Дулгов нашли на улице Рибера в шестнадцатом округе Парижа подходящее помещение для церкви, где начались регулярные богослужения. Здесь служил правящий архиерей Западно-Европейской епархии архиепископ Иоанн (Максимович) . Одна из верующих вспоминает: «я любила эту церковь в гараже. В ней хоть и было убого и была она маленькая, но было в ней очень молитвенное настроение. Наш дорогой владыка очень часто приезжал и у нас служил. С ним было так легко молиться. Он заражал своей молитвой». В 1960 году в шестнадцатом округе Парижа по улице Клод Лоррен удалось приобрести особняк, где приход находится и поныне. 25 декабря 1961 года святитель Иоанн (Максимович) вместе с епископом Женевским Антонием (Бартошевичем) совершил освящение храма, ставшего кафедральным в Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Здесь же находилась резиденция архиепископа Иоанна вплоть до его перевода на Сан-Францисскую кафедру в 1963 году. Расписали храм художники парижского Общества «Икона». Теперь на втором этаже особняка расположены мемориальные покои святителя.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всех_Свят...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010