«Наша грамматика изобилует схоластикой и вовсе не применима к пониманию родного языка, – писал профессор Санкт-Петербургского историко-филологического института Н.П. Некрасов. – Язык рассматривается как труп, несмотря на предисловия, в которых авторы обещают обращаться с языком как с живым организмом» 36 . «Настало время для науки, – писал К.С. Аксаков, – обратиться к самому русскому языку,... и обратиться со взглядом ясным, без иностранных очков, с вопросом искренним, без приготовленного заранее ответа, – и выслушать открытым слухом ответ, какой дают русский язык, русская история и пр.» 37 . Попытки такого «не-отстраненного», «органического», «естественного» подхода к языку предпринимались в России славянофилами. Наиболее значимыми следует признать опыты К.С. Аксакова, Н.П. Некрасова, А.А. Потебни и других 38 . Они стремились к постижению специфики воплощения «духа языка» в языковой стихии, пытались вывести методы описания языкового материала из самого языка, а не подвести его под универсальную схему. Славянофильские труды по истории русского литературного языка отличаются философичностью, тягой к постижению глубоких национальных основ грамматического строя русского языка, последовательным подчеркиванием тесной связи языка и мышления. В них лингвистическая теория неотрывна от общего социально-философского мировоззрения. Дело в том, что язык, как справедливо подметили славянофилы, есть не только и не столько средство коммуникации, сколько сила, преобразующая впечатления мира внешнего в события внутреннего мира человека. Бог , сотворивший мир Словом Своим, дает повеление человеку, созданному по образу и подобию Бога- Слова, нарекать имена твари. Именуя мироздание, обладающий словесным даром человек как бы собирает мир в себе чрез его имена, включая его в тот мир ( – «олам», мир как целостность бытия), что вложен в его сердце (см.: Еккл. 3 , И), а чрез себя– с своим Творцом Силой, преобразующей «внешний космос» в собственность «внутреннего олама», о-словес-нивающей, о-логос-нивающей творение, является та же самая энергия логоса, что порождает речь: она есть не только сила, обуславлива ющая возможность сообщения, она суть также сила, обусловливающая возможность восприятия внешних впечатлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Раскольников-федосеевцев в дер. Лугу м. п. 143, жен. 164; обоего пола 307. В числе прихожан есть питомцы Воспитательного дома. Постоянные прихожане – русские; пришлые, мастеровые торговцы и арендаторы, принадлежат к латышскому племени, их до 50 человек. Кроме хлебопашества, многие разводят морель (прививная вишня) и яблони. Лишний хлеб и фрукты продаются в Петербург. Молодые люди уходят в Петербург, на фабрики, или в услужение. Беднейшие берут питомцев Воспит. дома. Питомцев до 200 человек обоего пола. Большинство прихожан неграмотны. На весь приход одна земская одноклассная школа, да и та – в шатком положении. Открытая в 70 годах, она, то закрывалась, то переносима была с места на место, напр. – из Милютина в Заполье. В 1882 году в ней училось до 80 чел., в 1883 г. – до 75, из коих 14 девочек. В ней учил окончивший курс в Гатчинской учительской семинарии; закону Божию учил священник Светлов; попечитель школы землевладелец Дурново, временно проживающий в своей усадьбе Ременско в 5 вер. от церкви. Некоторые из учащихся участвуют в церк. чтении и пении. В деревнях есть до шести домашних школ; учителя большею частью из отставных солдат, переходят из дома в дом; учат здесь большею частью по складам. В прихожанах нет явных пороков и зверских преступлений, свойственных большим городам, нет воровства и обманов, отличающих торговую и промышленную местность, но зато есть равнодушие к духовным интересам. Нет ни любви к ближнему, ни родственного чувства; к больным даже ближние родные относятся безучастно, не развита и благотворительность. Больные и увечные, не получают пособия и живут подаянием; только в редких случаях, по приговорам сельского схода, нищие прокармливаются целым обществом. Но жалко это прокармливание. Если выручит крестьянин другого из нужды или беды, то непременно постарается извлечь из этого пользу. В последнее время прискорбное явление составляют молодые люди, побывавшие в столице, на заработках; изучая мастерство они развивают в себе непочтительность к родителям, наклонность к разгулу, щегольству, пьянству пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Благотворительная деятельность несколько оживилась со времени учреждения Воспитательного дома. В церквах поставлены были кружки для сбора денег на питомцев, пастыри должны были делать увещания – приносить питомцев в Воспитательный дом; сельских священников, убеждавших крестьян брать питомцев на воспитание, награждали благодарностью 55 , требовали от причтов, чтобы они не затрудняли ругою и разными поборами тех крестьян, которые берут питомцев 56 . С переходом Воспит. дома в ведение Императрицы Марии Феодоровны 57 дело обеспечения питомцев стало на такие прочные основания, что содействие духовенства стало менее необходимым. Бедствия России от нашествия французов дали повод к развитию новых дел благотворения. Во время войны собирались деньги на ополченцев, на пособия лицам, бежавшим из областей, разоренных неприятелем; по окончании войны образовалось патриотическое общество, открывшее институт и несколько патриотических школ в разных частях столицы. В тридцатых годах учреждены были: Волковская купеческая богадельня, комитет нищих, детская больница, глазная лечебница, больница чернорабочих и пр. На все эти учреждения, кроме сумм Опекунского совета или отдельных сословий, собирались деньги в кружках, поставленных в храмах и на улицах. Императорское человеколюбивое общество, подчиненное ведению Петербургского митрополита, не только заменило собою прежний приказ общественного призрения, но сообщило подвигам благотворительности прочность, единство и широту действия. Больницы, богадельни и приюты ведомства Императрицы Марии, ведомства человеколюбивого и патриотического общества, существуя более 30 лет, пришли в цветущее состояние: они дали приют тысячам бедных, больных, вдов и сирот и не только не разорились от щедрой помощи нуждающимся, но имели возможность давать средства на открытие новых заведений. Все эти заведения были не столько общественные, сколько государственные, как потому, что большая часть сумм принадлежала правительству, так и потому, что общество, жертвуя деньги, не участвовало в распоряжении ими и даже не знало о количестве сумм прихода и расхода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Актуальные вопросы помощи зависимым обсудят на пресс-конференции в Санкт-Петербурге 14 сентября 2022 г. 16:53 16 сентября 2022 года в 12.00 в Доме журналиста в Санкт-Петербурге (Невский пр-кт, д. 70) в формате круглого стола пройдет пресс-конференция, посвященная актуальным вопросам помощи зависимым и профилактике наркомании и алкоголизма. В ходе мероприятия будут представлены церковные и светские программы помощи и популяризации трезвого образа жизни. Пресс-конференция организована в рамках IV Фестиваля «Трезвая волна». В числе спикеров протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии ; протоиерей Игорь Илюшин, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии; П.В. Глинский, заместитель генерального директора завода АТИ, председатель общества православных трезвенников; И.В. Смирнов, член совета Фонда «Дар», поддержка Сообщества анонимных алкоголиков. На пресс-конференции также выступит представитель ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Эксперты расскажут о церковной помощи зависимым и традиции проведения Фестиваля трезвости в Санкт-Петербурге. В частности, журналисты узнают о IV Фестивале и о большом семейном празднике трезвости, который состоится 18 сентября в Московском парке Победы. Помимо этого, выступления спикеров будут посвящены истории установления Всероссийского дня трезвости, православным общинам трезвости и опыту их работы, петербургскому Сообществу анонимных алкоголиков и наркоситуации в северной столице. По завершении пресс-конференции запланирован фуршет и свободное общение с экспертами. Аккредитация СМИ до 19.00 15 сентября в секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии по электронной почте mitropolia.sk@gmail.com , контактное лицо: Анастасия Мясоедова, тел. +7 (960) 238-59-94. IV Фестиваль «Трезвая волна» проходит в Санкт-Петербурге с 10 по 18 сентября. Он приурочен к Всероссийскому дню трезвости, который празднуется в России ежегодно 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://patriarchia.ru/db/text/5959341.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 29 ноября 2007, 14:21 Отдел по взаимодействию с армией и флотом Санкт-Петербургской епархии извещает, что 10 декабря 2007 года в Санкт-Петербург со святой горы Афон (Греция) будет доставлена икона святого апостола Андрея Первозванного. Торжественный молебен при встрече иконы состоится 10 декабря в 16:00, в храме Воскресения Словущего при Кадетском ракетно-артиллерийском корпусе Санкт-Петербурга (Московский пр., д. 17). 29 ноября 2007, 01:01 28 ноября благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин выступал перед будущими милиционерами. Встреча проходила в клубе Учебного центра УВО при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и собрала полный зал - около 250 слушателей учебного центра. 29 ноября 2007, 00:30 27 ноября 2007 года в Санкт-Петербургском епархиальном управлении назвали днем православной мамы - в этот день митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир наградил двух многодетных мам патриаршими грамотами: Валентину Кудряшову орденом I степени, Ольгу Горянчик - II степени. 29 ноября 2007, 00:00 Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - стало основной темой обсуждения I Всероссийского съезда православных врачей в Белгороде. Делегат съезда от Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Сергий Филимонов, в своем выступлении подробно остановился на духовном облике современного православного врача.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=151&...

VIII Международный хоровой фестиваль-конкурс «Предчувствие Рождества Христова» прошел в Санкт-Петербурге 19 декабря 2023 г. 18:47 С 14 по 17 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге прошел VIII Международный хоровой фестиваль-конкурс концертных программ «Предчувствие Рождества Христова». Фестиваль учрежден Советом по культуре Санкт-Петербургской епархии и Центром международного сотрудничества в области культуры «ИнтерАспект». Партнером фестиваля-конкурса выступил Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. В этом году в фестивале приняли участие 54 хоровых коллективов и вокальных ансамблей из Республики Беларусь и многих городов России таких, как Москва, Благовещенск, Волгоград, Гатчина, Долгопрудный, Екатеринбург, Жуковский, Зеленоград, Ижевск, Иркутск, Конаково, Люберцы, Нефтеюганск, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Рязань, Тверь, Чита и Санкт-Петербург. В открытии фестиваля 14 декабря в соборе святых Петра и Павла (Невский пр., 22/24) приняли участие оркестр студентов Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (художественный руководитель — ректор вуза Алексей Васильев) и хор консерватории под управлением председателя жюри Сергея Екимова. В состав жюри в этом году вошли российские специалисты хорового искусства: Сергей Екимов (Санкт-Петербург), декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории, профессор, композитор; Татьяна Жданова (Москва), Заслуженная артистка России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, директор Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость»; Елена Атрашкевич (Минск), композитор, председатель Общественного объединения «Белорусский союз композиторов», глава комиссии «Искусство эстрады (пение)» Минского государственного колледжа искусств, член экспертной комиссии специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи; священник Илия Макаров, председатель Совета по культуре и отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, исполнительный директор Высших епархиальных курсов святого праведного Иоанна Кронштадтского; Евгения Кравченко (Магнитогорск), проректор по проектно-творческой работе и заведующая кафедрой дирижирования Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки, профессор.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Детский хор Санкт-Петербургской митрополии стал лауреатом Всероссийского хорового конкурса 31 марта 2023 г. 10:41 Состоялся Всероссийский открытый хоровой фестиваль-конкурс «Радуга» им. И.В. Рогановой, участие в котором приняли хоровые коллективы более чем из 20 крупнейших городов России и Белоруссии. Участники выступили на концертных площадках Санкт-Петербурга, Москвы, Минска, Брянска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Липецка, Самары, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Челябинска и других городов. Конкурс оценивало высокопрофессиональное жюри, в состав которого вошли, в частности, заслуженный деятель искусств России, профессор и преподаватель Санкт-Петербургской консерватории и музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, хоровой дирижер Б.Г. Абальян (председатель) и художественный руководитель и дирижер детского хора «Весна» (г. Москва), лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского, композитор и почетный деятель искусств г. Москва Н.В. Аверина. Члены жюри вынесли оценки в тринадцати конкурсных категориях: детские хоры до 12, 15, 18 лет, хоры мальчиков и юношей, студенческие и молодежные любительские хоры, камерные ансамбли, вокальные группы в жанрах поп, джаз, рок, спиричуэл-музыки и пр. Программа всего мероприятия длилась пять дней. В залах Государственной академической капеллы им. М.И. Глинки, соборе святой Марии, Аничковом дворце, Музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова, Концертном зале Государственного академического Мариинского театра звучала разнообразная хоровая музыка, проходили мастер-классы членов жюри, фестивальные концерты и встречи. Среди победителей в конкурсе — Детский хор Санкт-Петербургской митрополии и Детско-юношеский хор «Александрия» при храме Вознесения Господня г. Колпино под руководством Валентины Королевой. Коллектив получил диплом и звание лауреата II степени. Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

27 апреля Воскресенский Новодевичий монастырь отпразднует второе обретение образа «Отрада и Утешение». График пребывания святынь в Санкт-Петербургской митрополии Вышенские святыни и икона «Отрада и Утешение» прибывают в Санкт-Петербург 26 апреля в 17.40. На Московском вокзале делегацию со святынями встречает епископ Царскосельский Маркелл и духовенство Санкт-Петербургской епархии, после чего они отправятся в Новодевичью обитель, где пройдет богослужение в Казанском храме монастыря. 27 апреля в 10.00 Божественную литургию в Казанском храме Новодевичьего монастыря возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. По завершении богослужения и крестного хода состоится пресс-подход. Вышенские святыни и икона «Отрада и Утешение» будут доступны для поклонения верующих в Казанском храме Новодевичьего монастыря с 26 апреля по 8 мая. Перед ними будут свершаться молебны. Верующим будут раздаваться складни с образом святителя Феофана Затворника, иконой Казанской Вышенской и образом «Отрада и Утешение», а также брошюры с житием и духовным наследием святителя Феофана. Во время пребывания в обители ковчег с мощами святителя Феофана и образ «Отрада и Утешение» посетят хоспис 1, детские дома, городские больницы и женский СИЗО 5. Так святыни окажутся доступными для тех, кто в силу различных обстоятельств не может прийти к ним сам. Кроме того, в рамках просветительской программы пребывания святынь в Санкт-Петербурге: Аккредитация СМИ во время пребывания вышенских святынь в пределах Санкт-Петербургской митрополии осуществляется пресс-службой Санкт-Петербургской митрополии. Руководитель: иерей Алексий Волчков +7 (931) 361-40-88; координатор: Калашникова Надежда +7 (953) 345-40-94. Тел: 274-16-45, e-mail: mitropolia.pressa@gmail.com. Воскресенский Новодевичий монастырь — 26 апреля — 8 мая (Санкт-Петербург, Московский пр. 100) Подворье Введенского мужского монастыря Оптина пустынь — 9-11 мая (Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 27) Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Гатчины — 12-18 мая (Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. Красная 1-а)

http://patriarchia.ru/db/text/3637164.ht...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 30 лет исполняется радиостанции " Голос Православия " . В 70-е годы, когда в СССР было закрыто большинство храмов и была недоступна духовная литература, среди интеллигенции вновь оживился интерес к Церкви. В ответ на эту потребность, небольшая группа энтузиастов из первой русской эмиграции в 1979 году создала в Париже радиостанцию, которая отчасти утоляла духовный голод, царивший в стране государственного атеизма. К сотрудничеству были привлечены выдающиеся церковные деятели русской эмиграции: митрополит Антоний Сурожский, декан Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке протопресвитер Александр Шмеман, декан Свято-Сергиевского богословского института в Париже протопресвитер Борис Бобринский. В 2000 году сотрудникам " Голоса Православия " удалось осуществить еще один крупномасштабный проект - создание большого полноценного православного радио в самой России. Идею создания в Санкт-Петербурге церковной радиостанции " Град Петров " поддержал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Сегодня станция имеет многотысячную аудиторию, вещает ежедневно с 8 утра до 01.00 ночи на собственной частоте 1323 кГц и в Интернете в режиме on-line по адресу  www.grad-petrov.ru . Лучшие профессора и преподаватели Санкт-Петербургских Духовных школ, Государственного университета, сотрудники культурных и научных центров северной столицы читают лекции по истории Церкви, Священному Писанию, православному богословию, литературе и философии, звучат лучшие образцы духовной и классической музыки. С первых дней вещания на волнах радиостанции Санкт-Петербургской митрополии звучат и программы " Голоса Православия " . 2 июня в 10.30 в митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоится торжественное освящение новых помещений радиостанции Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " . В этот же в 14.00 в пресс-центре агентства " Интерфакс Северо-Запад " (Невский пр., 70, Дом журналиста) состоится пресс-конференция на тему " Голос Православия " - 30 лет в международном эфире " . Контактный телефон 8(911) 018 15 37. " Вода живая " , 31.05.09  

http://old.aquaviva.ru/news/2009-05-31/1...

Закрыть Для памятника митрополиту Иоанну (Снычеву) в Петербурге не хватает места?! Валентин Семенов об отрицательном ответе Комитета по градостроительству и архитектуре на требование Собора православной интеллигенции установить в северной столице монумент владыке 24.03.2015 2804 Время на чтение 5 минут Надеюсь, уважаемые читатели РНЛ помнят о моей инициативе установить памятник митрополиту Иоанну работы скульптора Вячеслава Клыкова, хранящийся в Самаре, в нашем городе. Между прочим, как я недавно узнал, тогдашний мэр Самары ещё в декабре 2013 высказал предложение подарить этот памятник Петербургу. На РНЛ 1 ноября 2014 года было опубликовано Открытое письмо Совета городского «Собора православной интеллигенции» Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко с просьбой установить памятник митрополиту Иоанну в нашем городе. В письме говорилось о вкладе владыки Иоанна в духовное возрождение Петербурга и его жителей, о его патриотической борьбе со всевозможными антироссийскими силами, зарубежными проповедниками и сектантами, наводнившими в начале 1990-х наш город. За несколько лет его пастырской деятельности количество петербуржцев, причисляющих себя к православным, выросло более, чем в два раза и достигло 57,5%. Наконец, 2 ноября 2015 г. исполняется 20 лет безвременной кончины Владыки… Письмо также было передано мною в канцелярию губернатора 13 ноября 2014 г. Так как ответ задерживался, мне пришлось звонить в канцелярию, а потом в аппарат вице-губернатора М.М.Оганесяна, куда было направлено наше письмо по поручению Губернатора. В начале марта ответ наконец был получен. Прошу читателей РНЛ ознакомиться с ним и с моими комментариями по его тексту). Вот полный текст письма: «Председателю совета Санкт-Петербургской общественной организации «Собор православной интеллигенции» А.А.Морозу. Каменноостровский пр., д.21, 3 эт., пом. 313, Санкт-Петербург, Аппарат вице-губернатора Санкт-Петербурга М.М.Оганесяна. Уважаемый Алексей Аркадьевич! Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - Комитет) по поручению Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко от 03.02.2015, связанному с обращением Санкт-Петербургской общественной организации «Собор православной интеллигенции» по вопросу установки в Санкт-Петербурге памятника Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну по проекту скульптора В.М.Клыкова (далее - Памятник), сообщает следующее.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/03/24/dl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010