104 Описание города Ниенштадта, с его крепостью, взято с плана, копированного с чертежа, составленного в 1698 г., за 5 лет до покорения Петром Великим. 109 В архиве Святодуховской церкви сохранилось множество таких дозволений, за подписью разных капитанов и даже низших чинов. 114 Впрочем присоединения к столице желает собственно пришлая часть – торговцы, кабатчики и пр., и если это соединение состоится, то, возвысив благосостояние охтян, оно будет в ущерб чистоте народной жизни и твердости православно-религиозных начал. 116 На основании упомянутой ведомости невозможно точно определить православное народонаселение Охты. Исповедные росписи также недостаточны, как потому, что младенцы здесь не записываются, а возрастные говеют не ежегодно. В росписи 1882 года показано мужского пола 1,404, женского 1,851 – всего 3,265 душ. 117 Приведем факт из последних годов охтенского крепостничества. Один молодой охтянин вздумал жениться: накануне обручения жених захлопотался и опоздал на работы. Начальник порта, человек строгий, определил ему вкусить батогов. Никакие просьбы не могли склонить его на милосердие. Невеста осужденного не могла снести такого оскорбления, которое должно было нанести вечный позор будущей семье. Утром она сама отправилась к начальнику и, в слезах, валяясь у ног его, объяснила причину своего горя. Начальник простил жениха и даже сам, с семейством, был, в качестве посаженого отца, на обручении. 119 Развитие мастерства в доме охтянина должно было сделаться опасною конкуренцией для мастерской старшины; поэтому старшина, законными и незаконными средствами, давил соседа в ущерб общих интересов. Таким образом, не только голь и беднота, но и люди порядочные должны были находиться под тяжелым гнетом старшины. 121 Вот история получения Леонтьевым этого права. Чрезвычайное посольство от конгресса Соединенных Штатов, с г. Фохтом во главе, будучи, в 1866 году, в городе Череповце, поднесло череповцам, за искусство в судостроении, флаг с своего монитора, носившего название «Окна в Россию».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Протоиерей Словцов держит себя с важностию пред Санкт-Петербургским начальником Штаба Гейденом; честь ему, что поддерживает сан священства! Мне надо подражать ему; я подобострастен, раболепен пред высшими, смущаюсь не знаю чего всех присутствия, когда служу; то же и пред богатыми и учеными. Это нелепо. Исправиться. Мое сердце очень, очень в дурном состоянии: я возмущаюсь и сержусь из-за бессмыслицы и виню в этом не себя, а других, например, в том, что не делают так, как должно или чего я хочу, или с пренебрежением относятся ко мне, небрежно здороваются и пр. Мне надо всеми мерами подавлять свою злобу и хранить, как драгоценность, незлобие. Благодарю Господа, двукратно и скоро услышавшего меня, вопиявшего к Нему во глубине сердца о прощении, спасении и помощи пред панихидою в 1-м флотском экипаже и в доме Касаткина у Полякова, когда грех смущал и теснил меня. Господь помиловал и дал мир и тишину сердечную, и я непреткновенно говорил ектении и возгласы при совершении панихиды. 13 января Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию раннюю и причаститься Божественных Таин неосужденно, в мир душевных моих сил. Вечером ходил с дьячком Кутузовым на гору к Тилоту (немцу) служить молебен пешком, а он и я только лишь пришли с обеда. Он, как видно, обиделся, что я заставил его прогуляться так далеко, и на молебне вел себя сердито и грубо; после молебна сел он на извозчика и уехал один. Встретил я его в лавке – чай пьет; при входе моем не встал и сидел в шапке. Я с смущением заметил ему о его неприличном поведении в присутствии своего священника и назвал его мужиком. Прости, Господи, огорчение мое! Надо их, развратных, вразумлять. Сердиться же на них грешно: грешник – больной. А кто из нас не грешен? Кто не болен духовно? Ия – первый. Самолюбие в сторону. Хранишь ли ты любовь, кротость и незлобие к брату (например, подчиненному) согрешающему, когда обличаешь его или выговариваешь ему? Согрешил – не храню, а часто питаю зло на него. Театралы! Вы просите себе Варавву на жизнь и требуете смерти Христовой. Это верно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Церковной земли 36 дес. Причт помещается в собственных домах. Приход граничит, с севера, рекою Оятью, а за нею – Гедевским приходом, с юга – приходом села Пирозера (Тихвинского уезда), с востока – деревнями Лодейнопольского уезда, с запада – Имоченским приходом. Деревня Пилотовичи в 1869 г. отчислена к Уштовскому приходу (Тихвинского уезда), ибо от здешней церкви отстоит в 25 вер. Всех прихожан муж. пола 538, женского 556. Приход составляют следующие деревни: Городок (2 дв.), Игокиничи (17 дв.), Олековщина (17 дв.), Власовщина (6 дв.) и Новоселок (6 дв.) – в версте от церкви, Зуево (12 дв.) – в 2 вер., Офонино (2 дв.) и Вязикиничи (22 дв.) – в 3 вер., Пейкина (17 дв.) – в 4 вер., Заболотье (2 дв.) – в 5 вер., Нюбиничи (25 дв.) – в 6 вер., Селюковщина (3 дв.) – в 7 вер., Шахтинополе (4 дв.) Суббоченицы (6 дв.) – в 8 вер., Пикиничи (19 дв.) – в 10 вер., Кальшиницы (33 дв.) – в 12 верстах. В приходе находятся следующие пустоши: 1) При деревне Пикиничи – пустошь Иговичи при ручье Жилове. Тут – две сопки, обложенные рядом камнем. В одной из них крестьянин Мина Степанов нашел «брусковые» плиты и человеческие кости. 2) Пустошь Точиницы – на Тихвинской границе; тут также есть сопки; 3) при деревне Нюбиничи – пустошь Бархатовшина, при ручье «Черном». В находящейся здесь сопке крестьянин Тимофей Сизов находил человеческие кости; 4) При деревне Кальшиницах – несколько пустошей, как то: Горка, при ней колодезь; Барска, Шурявшина. В последней крестьянин Андрей Никитин, 50 лет тому назад, нашел стальное огниво; Угловая – здесь крестьянин Федор Захаренко нашел железный на трех ножках таган, долго употреблявшийся в доме крестьянина; Замки – в 2 верстах от Кальшиниц; тут крестьянин Андрей Никитин нашел заступ с железною ручкою и ржавый чугунник. 5) При селе Городке есть пустоши: Усть-Сара, Тяночерко, У озеро, Заболотье, Ручейки, Токарево, с сопками, Маньково, Горбуны, Логое, Исаковское и пр. с сопками; в казенной Зуевской даче – пустошь Сорвиничи, с колодцем и 2 сопками, Иванково, Пилатовичи, при ней «печища и изгарки кузнечные»; тут крестьянин Иван Федоров вырыл молот; пустошь Савеловишна, при ней также была когда-то кузница.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

III. Описание собора А) По внешнему виду По внешнему своему виду, собор принадлежит к зданиям, стиля Возрождения, но устроенным в особом вкусе (рококо), существовавшем во времена Растрелли, в каком построены некоторые из важнейших зданий С.-Петербурга, каковы: Большой Императорский Дворец, Никольский морской собор, Пажеский корпус, дом графа Строганова у Полицейского моста и др. Основание собора крестообразное, но так, что средняя перекладина почти в 2 1 / 2 раза шире продольной, и при том, более надвинута к верхнему (восточному) концу. В угольных углублениях с западной стороны находятся довольно значительные выступы, а с восточной, по незначительности этих углублений, они маскируются вогнутой линией, которая углы верхнего конца соединяет с поперечной перекладиной. Неизвестно, как глубоко заложен бут, но фундамент идет слишком на 1 1 / 2 саж. ниже окружающей площади, и образует подвальный этаж в 2 1 / 2 саж. Высоты, до сводов; весь он разделен массивными стенами с пролетами и такими же столбами. На высоте 1 саж. 2 арш., под сводами, проделаны низкие, длинные, сверху скругленные, просветы, слабо освещающие. В подвал ведут четыре железные двери, по одной с северной и южной, и две с восточной стороны; для спуска устроены две гранитные лестницы о 12 ступеней и 2 чугунные, о 16 ступенях. Цоколь собора со вне одет гранитными тесаными плитами на 1 1 / 4 арш. от земли, с выступами для тумб, поддерживающих колонны. На этом основании возвышается самый корпус собора – массивное здание, разделенное антаблементом на два яруса; под архитравом расположены легкие колонны коринфского ордена, которые украшают все многочисленные углы и выступы храма, или по две, или по три, и по четыре на каждом 14 ; соответственно им, верхний ярус опоясывается рядом пилястр, упирающихся в карниз антаблемента фигурными консолями и украшенных, вместо канителей, головками херувимов, с спускающимися вниз гирляндами. За тем идет под кровельный карниз, на котором, по среди здания возвышаются небольшие фронтоны, на северной, восточной и южной сторонах – треугольные, а на западной – полукруглый, с лепными в тимпанах фигурами. Там, где возвышаются фронтоны, стены, исключая восточной, устроены небольшими выступами, среди которых в нижних ярусах устроены двери, а в верхних – большие овальные окна (розетты), рассекающие собой полукруглые фронтоны антаблемента. К трем входным дверям ведут открытые широкие гранитные лестницы, имеющие по 8 ступеней с трех сторон и наверху широкие площадки. Как двери, так и многочисленные окна собора украшены лепной работой – наличниками, над-оконниками и пр 15 . И у окон, и у дверей верхи полуциркульные. Высота корпуса собора до кровли 14 1 / 2 саж. Толщина наружных стен в крайних оконечностях креста 1 саж. 2 арш., в прочих местах от 1 саж. до 2 1 / 2 аршин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

За столь успешной деятельностью в Калужской епархии последовало возведение его в сан архиепископа Рязанского и Зарайского в 1808 г., где он главным образом заботился о поднятии умственного и нравственного уровня духовенства, что непременно требовало попечения о семинарии и сближения с рязанской паствой во всех ее сословиях. Здесь архиепископ Феофилакт «часто говорил проповеди и охотно беседовал с рязанскими горожанами у себя на дому по разным вопросам» стр. 468]. В отделе редкой книги Российской государственной библиотеки можно найти «Поучительные слова и речи, сочиненные и проповеданные в разных местах синодальным членом, преосвященнейшим Феофилактом архиепископом Рязанским и Зарайским», изданные в двух частях в Москве в Синодальной типографии в 1809 г» Однако столь активная деятельность во главе разных епархий не смогла воспрепятствовать занятиям самыми, возможно, его любимыми делами: преподаванием и словесностью. В 1807 г. Священный Синод назначил преосвященного Феофилакта членом комитета (а впоследствии – комиссии) по усовершенствованию духовных училищ. Владыка ревностно взялся за дело, о чем может свидетельствовать перечень его работ и составленных им документов стр. 467]. «Но любовь к делу влекла его еще дальше: после открытия Санкт-Петербургской духовной академии он как бы забывает свой сан и, вопреки установившимся традициям, берет на себя обязанности профессора по классу словесных наук ... решительно и смело читает лекции по новой программе и добивается прекрасных результатов» с. 468]. Как это нередко случается, на смену яркой, счастливой полосе в жизни пришла череда неудач, когда в 1810 г. произошел разлад в отношениях преосвященного Феофилакта с влиятельными людьми того времени: князем Голицыным и графом Сперанским. «Зараженное» мистицизмом общество «обозвало преосвященного Феофилакта обскурантом, гасителем просвещения и пр.» стр. 468]. Не нашел он понимания и у правящего архиерея митрополита Филарета (Дроздова) . Преосвященный Феофилакт попал в опалу, его старались удалить из столицы под благовидным предлогом, который не замедлил представиться: нужно было восстанавливать разоренные Наполеоном епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

2) Сегодня сестры милосердия несут различные виды служения, среди них поддержка семьи, помощь старикам, инвалидам, тяжелобольным, бездомным, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, алко- и наркозависимым. В связи с этим участники съезда рекомендуют сестричествам, которые только начинают свою работу, выбирать то направление, которое наиболее актуально и посильно для них. 3) Учитывая, что сестричества обычно начинают свое служение в больницах, участники съезда рекомендуют направить основные усилия сестер милосердия в больницах на помощь одиноким, престарелым, тяжелобольным людям. При этом помощь должна оказываться по согласованию с администрацией лечебного учреждения. 4) Участники съезда обращают внимание на необходимость обучения и повышения квалификации сестер милосердия. Сегодня в Церкви есть несколько обучающих центров сестринского служения, среди них Школа милосердия при Марфо-Мариинской обители, Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, Санкт-Петербургское сестричество во имя св. мц. Татианы. Участники съезда рекомендуют пройти обучение на базе этих центров в очной и заочной формах с использованием современных информационных технологий (вебинары и пр.). 5) Важным направлением развития сестричеств является открытие специальных курсов по подготовке сестер милосердия (сестер по уходу) в государственных средних медицинских учебных заведениях. 6) Участники съезда предлагают тем сестричествам, которые оказывают помощь заключенным, наладить координацию своей работы с профильным Синодальным отделом по тюремному служению. 7) Сестричества должны стать центрами, объединяющими вокруг себя людей, желающих послужить ближним, независимо от уровня их воцерковленности. Необходимо привлекать к служению милосердия молодежь, в частности, из числа добровольцев, студентов педагогических и медицинских ВУЗов, учащихся семинарий и духовных училищ, воскресных школ, членов православных братств.

http://patriarchia.ru/db/text/1559907.ht...

Возвратимся назад. По случаю появления в пределах Владимирской губернии губительной болезни – холеры, нас отпустили на вакацию раньше обыкновенного, – кажется, 8-го июля. Подходя к Дунилову, я рассуждал сам с собой, куда мне наперёд идти: в Горицы ли к дяде и отцу крестному, или на Пустыньку к сестре – Марье Михайловне? – Я решил идти на первый раз прежде в Горицы, куда сильно влекла меня любовь к родине: но я встретил здесь не очень ласковый приём. Жена дяди, Татьяна Ивановна, не отличавшаяся вообще нежным сердцем, смотрела на меня не очень благоприятно, по той, как мне думалось всегда, причине, что я – сирота учился лучше её сына и всегда приходил домой с наградами, которые каждый раз возбуждали в ней неудовольствия. Но я, пробывши дня два-три в Торицах, спешил потом на Пустыньку, где сестра и зять встречали меня с любовью, но где стесняла и тяготила меня их семейная скудость и почти нищета. Впрочем, на воскресные и праздничные дни я всегда возвращался в Горицы, куда привлекал меня родной благолепный храм и с детства знакомое общество молящихся. Таким образом, во всё время вакации, я вёл скитальческую жизнь, и это продолжалось до самого окончания мною курса семинарии; только впоследствии я имел уже больше мест для своего пристанища. Чтобы не быть в тягость другим и не быть тунеядцем, я старался и почти обязан был зарабатывать для себя насущный хлеб теми или другими трудами. В Горицах я помогал двоюродным сёстрам, занимавшимся тканьем красной пестряди, в их ремесле, приготовлением для них цевок и т. под.; на Пустыньке я разделял с зя- —57— 1830 г. тем и сестрой их земледельческие труды: жал хлеб, возил с поля на гумно снопы, молотил и пр. – Но эти труды и занятия наводили на меня истинную тоску, хотя я должен был скрывать её. Мои душевные стремления все направлены были к чтению книг и списыванию стихов и литературных статей. По приходе на каникулы домой, первым моим делом было приготовить свежие чернила, – для чего я всегда приносил с собой чернильные орешки и купорос. Но однажды вот что случилось. Положил я в чернильницу толчёных орешков, налил воды и, крепко закупоривши пробкой чернильницу, поставил её в только что истопленную печь в кухне, – это было в Торицах. Через несколько минут вынул я из печи чернильницу, и только лишь начал её раскупоривать, как пробка взлетела к потолку и все чернила брызнули мне в лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поводом к написанию этих двух статей послужил, вероятно, литографский листок, на котором прекрасно скопированы были с подлинного завещания только что приведённые изречения, с следующим за ними пояснительным текстом, и собственноручная подпись Святителя. Это издание вышло в свет вскоре после открытия мощей —238— св. Митрофана, без обозначения года и места выхода, в формате большой четвёрки, под заглавием „Духовное завещание святителя Митрофана“ 274 . С этого же листка, называемого почему-то „Кратким Завещанием св. Митрофана“ 275 , вышеприведённые изречения перешли впоследствии на иконы Святителя: св. Митрофан изображается с развёрнутым свитком в руках, на котором помещаются изречения 276 . При чтении духовного завещания св. Митрофана в полном его виде, не трудно понять, что выписанные выше изречения не суть собственные слова Святителя, а „вещания мудрых мужей“ его времени. „Мудрии бо мужи, говорит св. Митрофан в своём „Завещании“, – вещаша... всякому человеку: употреби труд, храни мерность“... и пр. 277 . Эти же самые изречения и с тем же пояснительным текстом приводятся и в духовном завещании Московского патриарха Иоакима 278 скончавшегося, как известно, в 1690 г., т. е. ранее того времени, когда писал своё завещание св. Митрофан. В рукописных сборниках XVII века попадаются стихотворные статьи, под заглавием „Выдание о добронравии“, занесён- —239— ные к нам из южной России. В этих статьях очень много изречений, подобных по своему содержанию вышеприведённым изречениям 279 . Как правила житейской мудрости (употреби труд, храни мерность, – богат будеши), внесённые в завещание св. Митрофана изречения, взятые из завещания патриарха Иоакима ( – ниже мы увидим, что в подобном заимствовании не может быть сомнения), первоисточником своим имеют общераспространённые в то время стихотворные статьи нравоучительного содержания. Таким образом, указанные нами две статьи, как и описанный выше литографский листок, очень мало касаются собственного завещания Митрофана в целом его виде, хотя и носят заглавие этого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Губернские и провинциальные власти успевали взыскивать с некоторых иногда мерами очень строгими. Приказ, во всяком случае, считал меры губернских властей незаконным вмешательством в его ведомство, – и потому или устранял себя от содействия им, или вовсе запрещал. В итоге же оказывалось, что крестьяне нередко платили вдвойне одну      и ту же подать – и губернским властям, и ведомцам Приказа. Из множества примеров подобного столкновения представим несколько. В 1715 году июня 3 дня «Московская губерния за приписью дьяка Филиппа Ключарева» ведением сообщала в Монастырской Приказ, что в пределах ее с монастырского ведомства следует собрать на дачу работникам петербургским на 714 и 715 годы по 11 алт. 2 д. с двора, – с 61,505 дворов 10,762 р. с полтиной. Но Монастырской Приказ долго не присылал «в губернию» ни денег, ни известия, несмотря на повторение требований со стороны губернских властей «многими указы». Наконец Приказ ответил: «в Монастырском Приказе с присутствующими (разумеются подчиненные Монастырскому Приказу приказы: патриарший Дворцовый, Богаделенный и пр.) в ведении 57644 двора. Из того числа за пустотою, и в Санкт-Петербург взято в каменщики и роздано во владение разных чинов людям, и продано вотчин, и выходцев и переводцев в разные другие губернии 16707 дворов. Затем жилых 40937 дворов. С тех дворов, по 11 алт. по 2 деньги, довелось быть в сборе 10234 р. по 11 алт. по 2 деньги на год, итого – 20468 р. 22 алт. 4 деньги. И о сборе тех денег в Монастырской Приказ и о присылке в губернию Московскую указов не присылывано и тех денег в Монастырской Приказ не сбирано, да и сбирать тех денег в Монастырском Приказе не надлежало; для того те деньги с патриарших и архиерейских и монастырских и церковных вотчин сбирали в городах обер-коменданты и коменданты и посланные из губернии Московской, чему явствует в Монастырском Приказе в платеже тех денег с отписей списки 344 . В 1716 году, по поводу переписки о том же сборе, Приказ писал в губернскую канцелярию: «сбирать тех денег в Монастырском Приказе было невозможно, потому что те деньги в городах сбирали обер-коменданты и коменданты и посланные из губернской канцелярии, а что тех денег и с которых вотчин и на которые годы собрано и в губернскую канцелярию выслано, и с которых вотчин и с скольких дворов и на которые годы не взято, о том надлежало в Монастырской Приказ прислать ведение и впредь бы о сборе тех денег и о присылке в губернию московскую в указах надлежало написать именно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Но было еще и другое неудобство относительно монастырей. Монастыри были богадельнями для престарелых раненых и больных воинов. Но нередко под видом престарелых и больных воинов при монастырях поселялись люди женатые, или поместившись здесь холостыми, впоследствии вступали в брак (Указ Синода 21 мая 1763). Жалованья солдатам давалось наравне с чернецами: 10 р. денег, 10 четвертей хлеба и дров «в довольность их», а офицерам и унтер-офицерам по полторы порции, а обер и штаб офицерам «против регламента порционы», при чем добавлялось «и давать таким которые в монастырях, а женатые при монастырях жить пожелают; а кои в домах будут жить своих, тем не давать». Указом 28-го генваря 1723 года повелевалось: «во всех монастырях учинить ведомость в самой скорости, колико ныне в мужских монахов, а в женских монахинь обретается, а впредь отнюдь никого не постригать; а сколько из обретающихся ныне числа оных монахов и монахинь будет убывать, о том в синод рапортовать повсемесячно, и на те убылые места определять отставных солдат (П. С. С. З. 4151). Этим указом изрекался тяжкий приговор монашеству, и наносилась тяжелая рана православной церкви, для которой монашество всегда служило одною из самых твердых опор. К счастью для церкви, этот указ, если и исполнялся, то очень не долго. Отставные солдаты определялись и в женские монастыри. Положим в самых монастырях они не жили. А все же такое сближение подавало повод к разным толкам. Бывало и то, что солдаты и офицеры не выполняли законных распоряжений монастырского начальства, доносили на монашествующих, подавали на них доносы, нередко ложные, нарушали монастырские уставы. Все это неприятно было монахам и тяжело отзывалось на репутации монастырей. С отчуждением монастырских имуществ, эти неустройства прекратились или ослабели. Положение высших иерархов Нельзя сказать, чтобы с отчуждением монастырских имений улучшился быть наших архипастырей. Вместо доходов с богатых монастырей и архиерейских домов, им дано жалованье, которое, конечно, было меньше прежних доходов. Побочною статьею дохода были пожертвования от паствы в виде платы за обедни, погребения, и пр. Для пополнения недостающей цифры главного содержания нужно было позаботиться усиливать побочные статьи, иногда посредством заискивания пред пасомыми, чем неизбежно ослаблялось влияние пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010