В академии Болховитинов изучал полный курс философии и богословия, сверх того – греческий и французский языки; вместе с тем он посещал в Московском университете лекции по всеобщей нравственной философии и политике, опытной физике, всеобщей истории, французского красноречия и немецкого языка. Посещение лекций замечательных профессоров университета в сочетании с изучением языков позволило ему не только следить за ходом развития европейской науки и литературы, но и послужило серьезным основанием для его научных исследований. Становлению научных интересов Болховитинова немало способствовало его знакомство с известным историком и археографом, опытным архивистом Н. Н. Бантыш-Каменским, который руководил его первыми шагами на научном поприще и, собственно, являлся единственной исторической школой для молодого ученого. Влияние Бантыш-Каменского на Болховитинова сказалось не только в выборе предмета для научных работ – истории, но и в характере и направлении его будущих трудов: в добросовестном, хотя нередко и мелочном, подборе фактов, систематизации их по внешним признакам, без надлежащей критики и пр. Помимо того, у Евфимия Болховитинова сложился еще один круг общения. Он довольно близко сошелся с «Дружеским ученым обществом» Н. И. Новикова и стал одним из его членов, делал для него переводы и выполнял корректуру переводных изданий. Новиковское общество было первой русской просветительской организацией, и, возможно, тесные контакты с ним повлияли в дальнейшем на взгляды Болховитинова. По окончании в 1788 г. академии он был направлен в Воронежскую духовную семинарию в качестве преподавателя риторики, греческого языка, курса греческих и римских древностей, церковной истории и философии. Следует отметить, что понимание значения образования пришло в Россию вместе с проникновением принципов европейской культуры. Процесс распространения образования в большой степени оказался в руках наиболее образованного слоя – духовенства. Нужда в специалистах различных направлений заставила черпать их преимущественно из числа слушателей духовных школ и представителей духовного сословия. Так, проведение екатерининской губернской реформы рекрутировало на административную службу тысячи семинаристов. Для народных и медицинских школ, Московского университета кадры изыскивались в той же среде. В результате, по свидетельству историка русской церкви А. В. Карташева , высшие классы Санкт-Петербургской семинарии в 1788 г. практически опустели 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Божественное и в человеческом суде усматривается из происхождения суда. В начале Бог непосредственно был царем и законодателем человека; дал ему право обладания всею землею; положил предел сего права и закон воспретительный, в древе познания добра и зла. Сделано первое на земле преступление, и Бог явился первым на земле судиею. Сам изыскал и преступников и преступление: «где еси? – что сие сотворила еси?» ( Быт.3:9, 13 ) Сам произнес определение суда на искусителя и прельщенных: «проклят ты; – умножая умножу печали твоя; – проклята земля в делех твоих» ( Быт.3:14, 16–17 ), и пр. Сам Бог также произвел суд над первым человекоубийством и против непризнающегося преступника поставил свидетелями пролиянную кровь и свое всеведение: «глас крове брата твоего вопиет ко мне от земли» ( Быт.4:10 ). Бог непосредственно судил растленный первый мир и определил ему казнь потопа; судил гордых Вавилонян и наказал смешением языков; развращенных Содомлян и, яко прозорливый врач душ и телес, целые грады их, как неисцельные и заразительные струпы на лице земли, выжег огнем и жупелом. Поелику виновные уклонялись от его суда, Он приносил его иногда, так сказать, на место преступления. «Сниде Господь видети град и столп» ( Быm. XI. 5 ) Вавилонский и когда умножился к Нему вопль беззаконий Содомских и Гоморрских: «сошед, – сказал Он, – «узрю, аще по воплю их грядущему ко мне совершаются» ( Быm. XVIII. 21 ). Когда все народы забыли истинного Бога и суд Его: сей суд открывался еще во Израиле, то чрез вождей и судей, воздвигаемых самим Богом, то чрез Пророков, Им посылаемых, то чрез Царей, Им освящаемых. Дело Божие не может быть разрушено; потому и дело суда, переходя от избранных Божиих к избранным человеками судиям, не теряет и в их руках своей Божественной важности. Так Моисей велел народу избрать судей; но избранным сказал, что «суд Божий есть» ( Bmop. I. 17 ). Иосафат поставил их сам, но также сказал им: «не человеческий... вы суд творите, но Господень». Но Бог не может оставить своего дела; следственно во всяком суде, который Его есть, Он и присутствует и действует. «И той с вами в словеси суда».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

„Кумыс действует на меня ужасно – писал он в Петербург пользовавшему его здесь врачу; – не оставить ли лечение? Не хочется мне на чужой стороне сложить свои кости». Он однако, не смотря на страдания, имел мужество докончить положенный курс кумысного лечения: около 10-го августа возвратился в Петербург и уже не выходил из своей квартиры. Три раза я навещал в это время больного, – последний раз накануне его смерти, когда он уже не мог подняться с дивана, хотя усиливался, при помощи помощника лекаря, встать, чтобы встретить меня в гостиной. Кашель давил его, речь его была прерывиста и тяжела, на секунды он забывался; раз десять жал мне руку, благодаря за память о нем, хлопотал об угощении чашкою кофе, а между темь расспрашивал об академии, о том, что делается в её совете, и поручал даже передать совету некоторые мысли его относительно разделения преподавания свящ. Писания между ним и вновь избранным вторым наставником и пр. О своей смерти он не сказал однако пи слова мне, хотя, несомненно, он думал о ней, что доказывают его распоряжения на случай смерти, сделанный им, после моего ухода, своей служанке касательно приглашения о. ректора академии и двух профессоров, для передачи им своей последней воли, и потом последние слова в его скорбном листике, в который он сам записывал припадки своей болезни; слова эти: „на счет похорон... полиции...» B могиле... отдыхают истощившиеся в силах (Иова, гл. III, ст. 17). Для „истощившегося в силах: наставника место „отдохновения», по благосклонному распоряжению высокопреосвященного митрополита Исидора, приготовлено было на новом лаврском кладбище, рядом с могилою другого незабвенного профессора академии В. Н. Карпова: учитель и ученик, философ и богослов, толкователь Платона и толкователь Библии улеглись рядом; товарищи по службе стали соседями по могилам! Между тем в квартире покойного, у его праха, ежедневно в 12 часов дня и в 7 часов вечера совершались панихиды то о. ректором академии, протоиереем И. Л. Янышевым, то о. ректором семинарии архимандритом Хрисанфом, то преосвященным Павлом, епископом ладожским, из которых первый и последний были учениками покойного, а второй – его сослуживцем по академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Что касается до комиссии о сочинении проекта его нового уложения, то Императрица, по возвращении из путешествия, обратила на нее особенное внимание; так как главный депутат ее Сеченов, среди занятий по делам ее, в 1767 году 30 декабря скончался. Чтобы не было остановки в делах комиссии, Императрица заехала на пути в Тверь. Здесь Теплов 73 , между прочим, доложил Государыне: «кого назначить членом полнено. Гавриил прибыл в С. Петербург, и здесь 25 Февраля 1768 года определен был на место Димитрия Сеченова депутатом от всего духовенства в комиссию о сочинении проекта нового, и того же года 20 марта избран в дирекционную комиссию 75 . Комиссия как известно, разделялась на несколько частных комиссий; но важнейшая из них была дирекционная. Ей поставлено было в обязанность наблюдать за трудами других частных духовно-гражданских комиссий, побуждать их к деятельности и рассматривая составленные ими части проекта нового уложения, вносить их в общее депутатское собрание. Такие занятия требовали больших познаний и основательного рассуждения. И Гавриил, как один из способнейших к тому людей, оправдал избрание духовенства и надежды Великой Императрицы. Труды пр. Гавриила по делам комиссии, при первоначальном движении ее, были оценены и достойно награждены щедрою Императрицею. В 1769 году 27 сентября Гавриил назначен членом св. синода 76 . На другой год (1770) 29 в день тезоименитства Государя Наследника, Высочайше пожалована ему бриллиантовая панагия, устроенная из собственной Ее Императорского Величества звезды ордена св. Андрея Первозванного и хранящаяся в ризнице А. Невской лавры с вырезанною на исподней стороне надписью: «Сию панагию пожаловала Великая Государыня Императрица Всероссейская Екатерина Гавриилу, епископу Тверскому, 1770 года 29 дня» 77 . Но этим Высочайшие награды не ограничились. Императрица давно желала, чтобы Гавриил, как пастырь, способный к приведению во исполнение ее намерений, оставался навсегда в С. Петербурге. Случай к этому открылся. В 1770 году 8 июня скончался в Киеве митрополит Арсений Могилянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1767 году, кроме епархиальных и других занятий, избираемых и назначаемых от Императрицы, Гавриил имел поручения также и от св. синода. Еще в 1765 году св. синод, дознав, что в Московской типографии печатаются прологи с прежних экземпляров, в коих внесены многие старинные наречия, простому народу совсем непонятные, требовал из оной вновь исправленных прологов, дабы по ним произвесть исправление, а печатание пока остановить. По сему указу прислан был пролог в 4-х книгах, правленный и приписанный с греческого, из книг монаха Евфимия, 1659 года 71 . Пролог сей в 1767 году (19 ноября) из св. синода препровожден в Тверь к Гавриилу с тем, чтобы он, «для пользы св. церкви рассмотря оные книги прилежно, как написанныя в них речения, так и, если найдутся, неисправности по надлежащему исправил; а если какие явятся сомнительства, оные исключил». По рассмотрении, на другой год (1768), пр. Гавриил донес св. синоду: «Присланный ко мне оригинальный пролог я рассматривал, в котором поправки, учиненные монахом Евфимием, больше грамматическия; притом есть малыя некоторыя прибавления; но как в описании житий святых дела оных, служащия наиболее к наставлению народа, опущены; жития мучеников писаны более единообразно; притом многия слова неизвестныя внесены, особливо находится повествований не мало, которые следует совсем исключить, да и поучений, которыя бы оставить можно, весьма малое число; а польза церкви наиболе оных требует; того ради св. правительствующему синоду мое мнение представляю такое: не благоволить ли приказать, оставя прологи, жития святых сократить из четиих миней, написав их дела, служащия наипаче к наставлению народа, и выбрав из св. отец лучшия нравоучения и расположа их порядком, каким пишутся богословии, изложить под всяким числом, начиная с 1-го сентября». В следствие донесения, св. синод приказал Гавриилу: «написав таковыя сочинения на три дна, представить для усмотрения». Гавриил исполнил приказание; но дело не состоялось по случаю издания в 1774 году, для чтения по церквам, поучений на все воскресные и праздничные дни, над чем трудился также преосвященный Гавриил вместе с митрополитом Платоном 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Петербургские педагоги, судя по ажиотажу у стенда, проявляли к этой методике неподдельный интерес. А на самой конференции, между прочим, никто не сказал ни слова о том, почему на входе торгуют сайентологическими пособиями, и о том, сколь глубоко петербургская школа инфицирована методиками доктора Хаббарда. 617 Сайентологи практикуют и мимикрию, помещая свои приглашения в дианетические центры среди десятков других объявлений о работе, не афишируя их сайентологическую направленность. Вот одно из них: «Вам не нравится ваша работа? Приходите на проверку профессиональной пригодности. У вас могут быть таланты, о которых вы даже не подозреваете. Тест бесплатно. Приходите до Нового года: вас ждет сюрприз. Узнайте свои показатели». И знакомый адрес: Лиговский пр., 33. 618 По неофициальным данным (официальных просто не существует), около 150 тысяч петербуржцев являются адептами различных сект или организаций псевдорелигиозного толка. И многим из них по прошествии времени требуется серьезная помощь. Иногда – в совсем уже печальных случаях – медиков, психиатров. Но чаще – психологов. В Санкт-Петербурге действует государственный городской центр «Семья» и его сотрудник, консультант-методист по оказанию помощи семьям, пострадавшим от деструктивной деятельности псевдорелигиозных и оккультных организаций, Валерия Рычкова. За год на прием к ней приходят около 300 человек (телефон 113–13–19). В беседе с Валерией Рычковой журналист Артем Костюковский задал вопрос: – В организациях, о которых Вы говорите, знают о Вашей деятельности? – Да, я знакома с ними, бывала у них в гостях, они ко мне приходили. Как ко мне относятся? Сайентологи объявили меня подавляющей личностью, врагом сайентологии (смеется). Все без исключения организации пытались так или иначе со мной договориться. Вместе со своими адептами, наиболее активными, убеждали меня, что я ошибаюсь, что ничего плохого они не делали и не делают. – А Вы что? – Я как-то сказала, кажется, тем же сайентологам: «Ваше право исповедовать то, что вы исповедуете. Право человека – выбрать то, что он хочет выбрать. А мое право – помочь человеку, когда он хочет, чтобы ему помогли. Ответить им было на это нечего, они согласились. 619

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

От себя лично я бы хотела попросить, чтобы время от времени по телевидению показывали фильм «Дианетика», т. к. люди, попадающие в сайентологические центры, не располагают более никакой информацией, кроме той хвалебной, которую им подают в центрах. Личность Хаббарда, основателя дианетики, превозносится. Он гениальный, это очередной мессия, спаситель и т. д. Но нигде невозможно прочесть о нем объективную информацию. Человек имеет право на самостоятельный выбор, но для этого он должен владеть полной информацией и реально оценивать ситуацию. А когда этого нет, люди легко попадаются на крючок. А люди у нас хорошие, открытые, доверчивые. Пожалуйста, опубликуйте мое письмо. Прошу возможный гонорар перечислить на счет какой-либо организации, занимающейся реабилитацией жертв сект. 615 Сайентологи используют любые возможности, чтобы внедриться в научные круги и упрочить свою репутацию. Вот как это происходило, например, весной 2002 года. В «Балтийском доме» почти не замеченное общественностью и прессой прошло мероприятие с вполне невинным именем: третий петербургский День психолога. И не стоило бы искать соли в его дежурно-протокольной торжественности, если бы не два ключевых слова: супервизия и энграмма. 616 На втором этаже перед входом в зал распространяли методическую литературу. Издания, у стенда с которыми толпились любопытные школьные психологи, принадлежали некоему институту практической психологии ИМАТОН, что расположен на Московском пр.,19. Одна из брошюр – «Методика рисуночных метафор «Жизненный путь», разработана И. Л. Соломиным (проректор ИМАТОНа, а также председатель координационного совета и руководитель секции профконсультирования Санкт-Петербургской Ассоциации психотерапии и тренинга). Любезный молодой человек, вручавший рекламную брошюру ИМАТОНа, разъяснял, что тест «Жизненный путь» предполагает рисование испытуемым этого самого жизененного пути с последующим определением его энграмм. Брошюра же, подробно рассказывающая о деятельности, программах и проектах института (которые осуществляются в том числе и совместно с Комитетом по образованию Петербурга, Министерством образования РФ и Российским Педагогическим гос. Университетом им. Герцена), приводит расценки на обучение в нем, а также объявляет, что «занятия проходят в форме тренингов, демонстраций, практикумов, супервизий и т. п.»

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Сохраняя государственную службу в ЕГАФ, И. А. Карабинов был принят на работу в Российскую академию истории материальной культуры сотрудником Разряда русской археологии. Здесь он состоял на учете с 3 мая 1920 г. до 20 мая 1929 г. 84 Вот что говорят протоколы разряда за 1929 г. о его работе в академии: « И.А. Карабинов , научный сотрудник, заведует работами разряда по культовой русской старине, в ее материальных проявлениях: 1) Отыскивает и исследует источники. 2) Проводит исследование, докладывает в письменной форме на заседаниях разряда. Имеются готовые тексты, на два тома. 3) Готовит материал для словаря, в обильном количестве» 85 . Насчитывается около 46 докладов, прочитанных им на заседаниях разряда, подробный список которых можно найти в статье Н. В. Пивоваровой 86 . Также в эти годы все сотрудники русского разряда занимались сбором материалов для «Словаря русской старины», который впоследствии так и не был издан. В связи с начавшимися в конце 20-х годов притеснением Академии наук производились многочисленные пересмотры состава сотрудников ГАИМК. В частности, на И. А. Карабинова секретарем разряда был составлен подробный отчет о его деятельности: «И.А. Карабинов. Профессор Духовной академии, магистр, известный специалист по истории богослужения восточной Церкви и богослужебных книг. В Русском разряде был занят изучением почти исключительно материальной стороны старого церковного быта. Что касается общего характера работ И. А., то он избегает тратить силы на работы компилятивного характера. Знание в подлиннике греческих и славянских источников и специальное знакомство с литературой дает ему возможность освещать вопросы в широкой постановке, устанавливать происхождение и смысл материальных форм церковного быта и следить за их историческими судьбами. Основными темами И. А. были: устройство церковных зданий, каменных и деревянных, и иконостасов в них, некоторые богослужебные вещи (антиминсы, панагии, панагиары, плащаницы и пр.), одежда духовных лиц и богослужебная, освящение пищи, некоторые иконографические сюжеты, богослужебные книги, церковные чины и действа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

положения и штата собора, ежегодно 2501 руб. 72 коп., из коих с 1 января 1849 г. за отчислением 2237 р. 15 коп., на содержание причта при церкви Воспитательного Общества благородных девиц, причисляются к капиталу большого ремонта для употребления на поддержание и обновление ризницы только по 264 р. 57 коп. в год, в 3) что по распоряжению Духовной консистории, имущество церкви, куда относится утварь, ризница, сбор свечной, кошельковый и пр., пο примеру прочих соборов, должно находиться в заведывании местных священно-церковнослужителей и старосты церковного, которые обязаны иметь сие имущество в своем наблюдении и о ремонтировании оного представлять на разрешение Духовной консистории, – Опекунский Совет полагает: предоставить вдовьему дому, объявить священнослужителям собора, что они с ходатайством об отпуске потребной суммы на обновление ризницы, по содержанию приведенного постановления епархиального начальства, обратиться (могут или должны)? в С.-Петербургскую духовную консисторию». В виду таких мотивов, по которым Опекунский совет отказывал причту в его справедливом требовании, ему, действительно, ничего более не оставалось, как отрапортовать епархиальному начальству с надлежащим разъяснением вещей, тем более, что консистория неоднократно напоминала о представлении церковной описи, составленной по новой форме, а причт каждый раз указывал на невозможность закончить оную по невыполнению обновления ризницы, которое было обещано еще в 1859 г. и в котором теперь окончательно отказано. На самом же деле, хотя по последнему штату особой суммы на поддержание церковной ризницы и не было положено, но этот штат касался только сумм, отпускаемых Опекунским советом, а не кабинетским, о которых в нем совершенно умолчено, но которые по прежнему штату имели, между прочим, своим назначением и поддержание ризницы, согласно с коим до 1851 г. и употреблены были трижды самим же Опекунским советом. За вычетом этих расходов, капитал этот к 1849 г. составлял с процентами более 30 тыс.руб.сер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

были исполняемы, как это было доселе». Св. Синод в своем определении от 1 мая, буквально приводя условия сих ограничений, о церковных расходах сказал, однако же, только: «чтобы свыше 100 р. с. они утверждаемы были почетным опекуном»; равным образом о назначении впредь пособий положил так: «а на будущее время таковые пособия были назначаемы по соглашению епархиального начальства с почетным опекуном», о порядке же расходования на потребности к богослужению и пр. и вовсе умолчал. Но Опекунский совет, принимая эти ограничения, «признавал, однако необходимым, для предотвращении впоследствии могущего возникнуть из тех ограничений недоразумения, определить эти ограничения с большей точностью и в сих видах, по положению своему 27 мая, просил обер-прокурора графа Толстого, отношением от 19 июня за 3581, предложить Синоду – «не признано ли будет с его стороны возможным дополнить помянутые ограничения правилом: 1) что общеустановленные свидетельства как церковной суммы, так и свечного сбора, должны быть производимы при участии лица, назначенного от вдовьего дома управляющим оным почетным опекуном; 2) чтобы отчетность и счетоводство по ознанным суммам ведены были по правилам положения для церквей ведомства совета, и чтобы к кружкам для сбора доходов прилагаема была сверх церковной и печать уполномоченного от вдовьего дома, и 3) чтобы все расходы и менее 100 р. были записываемы в подлежащие шнуровые книги с расписками получателей или с приложением счетов, и таким образом не оставались бы безызвестны начальству вдовьего дома». Предложения эти также буквально приведены в новом постановлении Св. Синода от 13 июля. Оба эти определения, совместно изложенные в отношении г. обер-прокурора от 21 октября, 9486, и прописанные в указе Духовной консистории от 1 ноября, 4921, для руководства причту и церковному старосте, как и надобно было ожидать, поставили их в затруднение касательно ведения отчетности. В самом деле, определения Синода, ставшие известными и епархиальному начальству только в конце октября месяца, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010