Впрочем, действие этих причин с годами ослабевает и замкнутость духовного сословие теперь начинает переходить в область истории. Ослаблению этой замкнутости были следующие причины: 1) Участие духовенства в преподавании закона Божия светским лицам. Когда лица, получившие образование в дух. академии или семинарии, преподавали закон Божий в свет. училищах, и в домах знатных лиц, участвовали в педагогических советах, в разных комитетах и ученых обществах, где сумели показать и высоту образования и житейскую опытность и приличие в обращении свойственные духовному сану, тогда светское общество стало сближаться с духовными лицами. Этому особенно содействовали Петербургские протоиереи, служившие сперва при заграничных церквах; они там сошлись с светским обществом и, занявши места при Петербугских церквах, уже не могли возвратиться к прежней замкнутости. 2) Обеспечение духовенства жалованьем, наравне с светскими лицами. Духовные, обеспеченные жалованьем, или определенною платою за труд, или гонораром за ученые и литературные труды, стали стесняться обычными поборами и производили этим хорошее впечатление на светских лиц. 3) Возвышение материального быта духовенства, давшее служителям церкви возможность обставить домашний быт не хуже светских лиц среднего класса, и устроить у себя собрания на светский лад. Когда же замкнутость духовного сословия стала ослабевать и служители церкви стали являться в светском обществе как равноправные члены, тогда и власть духовная начала оставлять прежние стеснительные для духовного сословия, меры. Духовные стали поступать в светское звание 33 , отдавать детей в светские училища, получать светские журналы, жить, в летнее время, на дачах. Наконец, рядом узаконений в конце шестидесятых годов уничтожена была сословность духовенства и лица дух. звание отнесены были к дворянам и потомственным гражданам. Впрочем, полного слитие духовного звания с светским достигнуто не было, как потому, что духовное звание все-таки обязано служить не тем интересам, которым служит мир, так и потому, что духовных лиц всегда будет отличать покрой платья и внешний вид. Требование церковной власти, чтобы духовные лица носили одежду, приличную их званию, есть коренное требование древней церкви и, при всей кажущейся маловажности, имеет за себя серьезные основания. Особенность в покрое платья и во внешнем виде, не только отличает дух. лица от светского, но и дает особенный характер взаимным отношениям членов того и другого сословия. Духовное лицо чрез это располагается к содержанности, а светское применяется к духовному лицу в своем обращении. Поэтому-то попытки некоторых духовных придать себе светский характер внешности, напр. носить шляпу светскую, делать узкие рукава, пришивать к рясе ряд пуговок, выпускать «рукавчики» и воротнички, обрезывать волосы и пр. возбуждают недоумение, а пожалуй, и смех. Поэтому-то, при разнообразных реформах в духовном звании, одежда и внешний вид духовных лиц остаются без перемены. Награды и отличия духовенству

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Закрыть Устремленные в Вечность Памяти академика К.Я. Кондратьева (14.06.1920 - 1.05.2006) 30.04.2024 255 Время на чтение 22 минут Фото: Автор Н.Лактионова (слева) с четой Кондратьевых. ВО СПб, 2004 От редакции. Накануне дня памяти продолжаем рассказ о выдающемся ученом с мировым именем, фронтовике, ректоре ЛГУ, академике Кирилле Яковлевиче Кондратьеве, масштаб личности и деятельность которого, несомненно, впечатляют. Сегодня – републикация статьи кандидата исторических наук Наталии Яковлевны Лактионовой из журнала « Социально-гуманитарные знания», 2013 - 3. С. 228-238 . Напоминаем, что ранее на страницах РНЛ был видеосюжет о К.Я.Кондратьеве. Санкт -Петербургский университет в июне 2010 году организовал юбилейную конференцию, посвященную памяти и 90-летней годовщине академика Кирилла Яковлевича Кондратьева. Было много выступлений, в которых подчеркивались энциклопедичность академика Кондратьева, значимость его научных достижений, отмечалось, что Кирилл Яковлевич опередил свое время в научных разработках. При этом докладчики говорили об удивительных свойствах характера академика – внимании к людям, отсутствие снобизма, о том, что он был чрезвычайно прост и скромен. И главное - среди выступающих было выдвинуто предложение – ходатайствовать о присвоении имени Кирилла Яковлевича Кондратьева Петербургскому университету, который пока остается безымянным. И это очень знаменательная инициатива, поддержанная аплодисментами в зале. Академик Кондратьев по своим научным трудам и человеческим качествам достоин этого высокого звания. Жаль только, что у нашего неверного времени свои «герои». Но «Слово» - это действующая субстанция, может быть, когда-то оно и отзовется в сознании людей, принимающих решения. Доктор физико-математических наук, профессор, академик АН СССР и РАН, лауреат Государственной премии СССР, премии Всемирной метеорологической организации и Международной федерации по астронавтике, обладатель золотой медали Саймона Королевского метеорологического общества, почетный доктор наук университетов Афин, Будапешта и Лилля, член Международной Академии астронавтики, Германской академии естествоиспытателей " Леопольдина " , Американской Академии наук и искусств, Королевского метеорологического общества - непросто перечислить авторитетные международные научные организации, почетным членом которых является академик К.Я. Кондратьев. Он награжден высокими правительственными наградами - орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалями и пр. У него есть мировое признание, много учеников, последователей и единомышленников в России и за рубежом. При этом репутация его как ученого безупречна.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/26/...

О благоразумии и пользе от него 19.11.2020 11:13:41 Редакционный комментарий Главной темой обсуждений в эти осенние месяцы остается коронавирусное поветрие. Цифры, ежедневно публикуемые в СМИ, не радуют, потому уже, что растут. В Москве, на которую приходится пятая часть инфицированных (доходило и до четверти) врачи отмечают, что разговоры о стабилизации по меньшей мере преждевременны. Да, коек хватает, и резерв имеется, но… В общем, необходимо и дальше продолжать соблюдать социальную дистанцию, носить маски, перчатки, пользоваться антисептиками, считают медики. К обсуждению темы пандемии и мерах борьбы с опасностью внезапно, но с обычной энергией, подключился лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он так прямо и призвал храмы на время пандемии – закрыть. " Все церкви надо закрыть любых верований, потому что там скопление людей, там нет социальной дистанции и в основном пожилые. И они умирают, прихожане и священники. Да еще причастие одной ложкой, целуют икону, целуют руку. Что вы делаете? " Вот у нас умирает много священников " . Так закройте храмы, поберегите ваших священников " , - заявил Жириновский журналистам. Объяснять политику, что если речь о причастии и иконах, то, видимо, речь идет о православных храмах и что не совсем к месту призыв закрыть храмы " любых верований " , наверное, бесполезно. Как и рассказывать, что вообще-то православное священноначалие еще весной распорядилось об обязательном соблюдении в храмах мер, рекомендованных властями и санитарными службами. Лжицу предписано протирать специальным платом с дезинфицирующим средством после каждого причастника, запивку раздают в одноразовых стаканчиках, от целования чаши, Креста, икон и рук священнослужителей рекомендовано воздерживаться, в храме быть в маске и пр. Храмовые же помещения постоянно проветривают и убирают. Все это, правда, не снимает проблему, так сказать, " COVID-дuccuдehmcmba " . Как в это же время отметил, выступая на собрании игуменов и игумений монастырей епархии, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, проблема есть: " К сожалению, есть те, кто не хочет носить маски, считая, что они ничего не дают. Не вступая в дискуссию, таким протестующим можно сказать, что лучше быть в маске в храме на богослужении, чем без маски дома, когда храмы из-за таких людей могут закрыть " , - сказал митрополит Варсонофий. И напомнил, призвав к благоразумию, что весной прихожане в полной мере испытали, каково быть без богослужения.

http://radonezh.ru/2020/11/19/o-blagoraz...

Arhiva Masa rotund dedicat schimbului interconfesional de experien în sfera slujirii sociale a avut loc la Departamentul pentru relaiile externe bisericeti 8 februarie 2020 14:20 27 января 2020 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол на тему «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом». Во встрече приняли участие 35 священнослужителей и мирян из разных епархий Русской Православной Церкви, представители католических и протестантских общин, государственных и церковно-общественных организаций. Вел заседание протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии . В начале встречи от имени председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона к присутствовавшим обратился с приветственным словом иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям. Он отметил значение сотрудничества религиозных общин в области социального служения: «Это то, что нас сплачивает ради общего дела. Уровень взаимодействия между общинами  России настолько высок, что его можно ставить в пример всему миру». Некоторые совместные проекты в социальном служении не имеют прецедентов — это, например, работа  Межрелигиозной рабочей группы по оказанию помощи Сирии. Силами этой группы всего за пять с половиной месяцев была восстановлена школа в Дамаске, где сегодня учится более тысячи детей. «В этом проекте солидарно участвовали христианские конфессии России вместе с нашими мусульманскими братьями», — сказал он, подчеркнув, что общество должно быть лучше информировано об этом и других примерах совместной деятельности верующих разных конфессий. Директор Кризисного центра «Китеж» Е.Е. Садикова представила практические рекомендации по организации помощи женщинам в кризисных ситуациях. Рекомендации были разработаны на основании пятилетнего опыта работы центра и касаются таких вопросов, как материальное и кадровое обеспечение, психологическое сопровождение подопечных и персонала, поиск средств, юридическая помощь, посткризисное сопровождение и т.д. В 2019 году по инициативе  «Китежа» была создана коалиция кризисных центров, куда вошло более 50  государственных, общественных организаций разных регионов. Благодаря взаимодействию членов коалиции появилась возможность перенаправлять клиенток в те центры или организации, которые могут оказать помощь, необходимую в каждом конкретном случае: юридическую консультацию, психологическую поддержку, проживание и пр.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5589756...

Закрыть «Русская консервативная мысль и современная Россия» Олег Самылов о круглом столе в Университете путей сообщения Императора Александра I 12.11.2015 1604 Время на чтение 7 минут 30 октября 2015 октября в Германском зале старейшего транспортного высшего учебного заведения России - Петербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПС) Императора Александра I - состоялось организованное кафедрой «История» заседание круглого стола « Русская консервативная мысль и современная Россия ». Это мероприятие произошло в рамках еще более широкоформатного события в научной жизни нашего города «Дней философии в Санкт-Петербурге – 2015: философия в Петербурге: вчера, сегодня, завтра» международного научно-культурного форума с уже многолетней историей. В этом году «интеллектуальная география» форума существенно расширилась темами, разрабатываемыми на «круглых столах» и секциях, разнообразием и глубиной постановки проблем, их актуальностью, связью с насущными запросами современности и многочисленностью участников, приехавших из многих научных центров России и из-за рубежа. Теоретическое наследие русских консерваторов довольно долго находилось на периферии нашей науки. В настоящее время социальный запрос на реанимацию и включение в научно-практический оборот идей, концепций, подходов, творческих находок отечественных консервативных мыслителей совершенно явственен и нуждается в нашем совокупном ответе. Истории русского консерватизма, его идеям и концепциям в последние четверть века посвящены десятки статей, монографий, диссертаций и пр. Меняется отношение к консерватизму и в политической жизни страны. Если еще на так давно термины «консерватизм», «консервативный» ассоциировались почти исключительно с «застоем», «мрачной реакцией», а содержательный их смысл с «тормозом» общественного прогресса, то сегодня ведущая политическая партия страны «Единая Россия» называет себя консервативной. Между тем возвращение в общественное сознание аутентичного смысла понятий «консерватизм», «правые» еще не закончилось, и до сих пор еще «правыми» у нас иногда продолжают называть политические партии, на деле и по сути придерживающиеся либеральной идеологии…

http://ruskline.ru/news_rl/2015/11/12/ru...

Митрополит Серафим утвердил определение комитета об отдаче работ художнику Антонелли, с тем однако же, чтобы ему сперва представили хотя один образ. Но когда Антонелли представил владыке образа Спасителя и Божией Матери и они не понравились митрополиту, то он 13 августа 1840 г. дал строительному комитету предписание... учинить надлежащее с его стороны распоряжение о написании св. образов для семинарской церкви иконописным, а не живописным искусством. Вместо Антонелли искателем заказа явился с.-петербургский купец, иконописный мастер Иван Александрович Денисов, писавший образа и для Духовской церкви Александро-Невской лавры. Денисов объявил за свою работу цену в 3 900 руб. асс., далеко ниже той, какую объявил Антонелли (5 800 руб. асс.). Комитет принял предложение Денисова, но архитектор Щедрин не подписал журнала комитета. Когда митрополит, утвердив определение комитета, потребовал от него объяснения, Щедрин ответил, что по его личному мнению „образа, написанные хорошим художником, далеко превосходят иконописную работу». 20 августа 1840 г. комитет заключил контракт с Денисовым, который обязался написать для семинарской церкви 37 икон... Полусвод, находящийся в нише иконостаса, предполагалось расписать голубой краской, с вызолоченным сиянием и звездами, на что назначено было 300 руб. асс. Эту работу сделал художник Торнгель за 150 руб. асс. Штукатурная работа по церкви отдана была, по контракту, крестьянину Корнилу Блатову, с двумя товарищами, за 950 руб. асс. Лепную работу производил крестьянин Ярославской губ. Романо-Борисоглебского уезда г. Азанчевского Тимофей Дылев, который обязывался за 1 372 руб. 50 коп. асс. сделать: 12 коринфских капителей цельных с пилястрами, таких же четвертных и медальонов в карнизе 150, баз алебастровых цельных 12, четвертных 4 и пр. По смете на это полагалось 1 500 руб. асс. Стены церкви покрыты светло-голубой краской, а потолок с пилястрами - белою. За окраску церкви уплачено мастеру Пудикову 100 руб. сер. или 350 руб. асс., по смете же на это назначено было только 200 руб. асс. Полы паркетные.

http://sobory.ru/article/?object=10040

что генерал-адъютант Адлерберг известил председателя Опекунского совета, что «Государь Император повелеть соизволил, дабы пред освящением сдать всю церковную утварь, для собора приготовленную, при депутате от оного Совета, в ведение коего поступает собор, под расписку назначаемого к оному духовенства и при засвидетельствовании его, депутата». Поэтому и почетный опекун, поручая ему, Бунину, принять от Комиссии собор с зданиями, к оному принадлежащими, предписывал «пригласить к тому (т. е. к приему) духовенство собора и церковного «старосту». Между тем Бунин, условливаясь с назначенным от Комиссии депутатом с. с. Серовым о времени этого приема, просил его известить о том заблаговременно, «сколько потому, чтобы ознакомиться с предметами, столько и потому, чтобы пригласить тех лиц (причт) с церковным старостой, ежели откроется в том надобность, по участию оных в сем «деле». Впрочем, здание собора, что можно видеть по распискам на описях, принято смотрителем, при засвидетельствовании протоиерея и старосты церковного; утварь, иконы, ризница, книги церковного круга и вещи внесенные (не относящиеся к богослужению) приняты в заведывание священнослужителями и старостой, с их расписками, при засвидетельствовании Бунина. Но от принятия зданий, принадлежащих собору, из которых в одном должны были и поместиться священно-церковнослужители, причт все-таки был устранен. Так надобно полагать потому, что на этих описях нет расписок ни причта, ни старосты. Отсюда и вышло то, что, не говоря о стеснительности и неравномерности помещений, при доме не оказалось таких служб (как-то: навесы для дров, отдельные чердаки, баня, чуланы, кладовые, сараи, сеновалы, конюшни и пр.), исполнения которых почетный опекун требовал от Комиссии 33 . В прочем и те описи, по которым священнослужители и церковный староста приняли в свое заведывание и хранение утварь и ризницу, им не оставлены, а отобраны смотрителем Буниным, и лишь в последствии, по неоднократному настоянию причта, доставлены ему в копиях. Описи же зданию собора и дома для духовенства, равно как планы их и фасады, остались духовенству не сообщенными. А о том, что есть земля при соборе, причт, кажется, не имел и понятия; почему в клировых ведомостях, всегда писал и пишет, что «земли при соборе никакой не имеется»: хотя почетный опекун Апраксин не без основания спрашивал у Комиссии о количестве земли соборной, а Комиссия, со своей стороны, предлагала архитектору Стасову, между прочим, о снятии копии с плана и «земли собора с определением границ». Он же, почетный опекун, поставлял в обязанность Комиссии приготовление двух железных сундуков о 12 или 16 запорах, одного для хранения денег церковного дохода и книг, а другого для хранения планов, фасадов, рисунков, документов, шнуровых книг и сумм, по штату на собор отпускаемых. Сундуки действительно есть, и первый выполняет свое назначение, но в последнем никогда не хранились ни планы, ни фасады, ни документы, тем более – штатные суммы, а хранится в нем одна церковная утварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Ранее на круглом столе, организованном газетой «Деловой Петербург» Иванов отмечал : «Сегодня у нас есть 22 дома на Большом пр. Петроградской стороны, дома-памятники, по ним мы сейчас нажали на тормоз. Мы должны завершить работы к 1 сентября, и я не уверен, что эти двери будут стоять. " Газпром " выделяет средства здесь и сейчас; за сезон мы должны выйти на объекты и уйти с них, передав на баланс городу». Так были ли работы согласованы с КГИОП? 22 августа Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга начал проверку в связи с работами по замене дверей. По словам представителя комитета, работы на объекте культурного наследия начались без согласования. По статье 7.13 КОАП для юридических лиц это может повлечь штраф от 100 тысяч до миллиона рублей. Будет ли возбуждено дело, на данный момент неизвестно. Кому по закону принадлежат двери? И как должны согласовываться такие работы? Заместитель председателя Совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Алексей Кононов пояснил: «Все двери по жилищному кодексу принадлежат жителям квартир. Через общее собрание они решают вопросы управления своим имуществом, предоставляют согласие или несогласие на проведение работ. Так должно быть по закону, а на практике с собственниками часто ничего не согласовывают, в лучшем случае получают согласие ЖЭКа. Жильцы в праве подать в суд на подрядчика, но в реальности никто не будет это делать. По крайней мере, раньше не было таких прецедентов, хотя это не первый подобный случай. Судебный путь - сложный, длительный, требующий затрат времени и денег». Исследовательница города Ника Артемьева рассказала: «Есть процедура, которую по закону необходимо соблюсти: нужно не менее чем за 10 дней оповестить всех собственников либо заказным письмом, либо под подпись лично. Также можно повесить объявление в парадной, но только если ранее было собрание, на котором было решено, что такой способ всех устраивает. Потом должно пройти собрание (в очной, заочной или очно-заочной форме), на котором не менее 67% собственников жилья всего дома выразили свое согласие. Такой работы не было проведено. Даже если сейчас подрядчик получит подписи жильцов, они не будут иметь никакой силы. Работы нельзя согласовать задним числом. Более того, если говорить про 69 дом, то так как это памятник, все согласования должны публиковаться на сайте КГИОП - но ничего размещено не было».

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/23/na...

П. Б. Вигилянский из прежних наставников академии, священник, определен бакалавром исторических наук, по предложению пр. м. Амвросия; но в 1810 г. янв. 1-го уволен от академической службы. Греческий язык. При открытии академии кафедру греческого языка и словесности занял, по приглашению г. товарища министра юстиции, М. М. Сперанского, Д. Е. Скинас и отлично оправдал оказанное ему доверие: к сожалению, домашние обстоятельства увлекли его к другому роду жизни и службы. На его место, по его же рекомендации определен был, с званием учителя, служивший переводчиком в государственной Коллегии иностранных дел Апостол Александр. Клендо, но не показал усердия и деятельности, каких желало от него начальство для пользы заведения, и потому скоро был уволен. Комиссия озаботилась приисканием на его место нового наставника и выбор ее весьма счастливо пал на знаменитого впоследствии Христиана Фридриха Грефе. Он был сын пастора в саксонском городе Хемнице и приготовлялся сперва к тому же званию: но любознательность увлекла его в другую сторону – в область исключительных занятий наукой. Грефе обучался сперва в Хемницком лицее, потом в Лейпцигской академии, историческим и математическим наукам, древним языкам, философии и богословию; в 1803 году поступил членом в Королевское Греческое общество в Лейпциге и, под руководством знаменитого президента его, профессора Готфрида Германа, начал свое образование в классической филологии. Сам знаменитый филолог считал его способнейшим и наиболее созревшим между своими слушателями: «Si quis eorum, писал Герман, qui mea disciplina utuntur, quem ob excellens ingenium, ob accuratam doctrinam, ob animi honestatem moresque cultissimos, dilectum habeam, est is Chr. Fredericus Graefe, Chemnitzensis, Ph. D. et AA. LL. M. Qui, cum esset in Societatem graecam, qui me praesidem habet, receptus, hanc in mentem eo esse cognovi, quae, mediocritatem, qua plerique contenti sunt, contemnens, ea tantum, quae quoque in genere perfectissima sunt, consectaretur. Itaque quum indefessa diligentia litteris operam daret, eos fecit progressus, ut inter sodales suos facile princeps haberetur.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

План теории, где открывается ход разных эстетиков в изложении правил вкуса, – соединение изящного в природе с изящным в искусствах: назначение точнейшего плана для эстетического расположения. Первое отделение. I. Раздробление первоначальной потребности человйческого духа интересоваться чем-либо. Эстетический интерес троякий: физический, умственный и нравственный. Различие между интересом свободным и несвободным, теоретическим и практическим. II. Доказательства эстетического чувства. Оно отлично от вкуса. Мнения различных писателей о вкусе. Точка, с которой начинается чувство прекрасного, III. Определение прекрасного в отдаленнейшем смысле. Зависимость оного от законов естественного и разумного. Нарушение этих законов означает положительное безвкусие. Определение прекрасного в природе вообще. Всеобщая формула прекрасного невозможна и бесполезна для эстетики. IV. Отношение прекрасного к интересному. Об отвратительном и об эстетическом цинизме. V. Отношение чувства прекрасного к фантазии. VI. Различные между правильной и неправильной красотой. Умозрительная правильность не есть признак красоты; интересного не должно смешивать с неправильной красотой. VII. Правильная красота зависит от прекрасной формы, в соединении с полным выражением. Определение эстетической формы, выражения и пр. VIII. Прекрасная форма составляется из приятных эстетических, соразмерностей. Однако красота есть нечто высшее, нежели приятное. Различное знаменование приятного. Оно – отрицательное условие красоты. IX. Понятие о грации. Она только чувствуется. Грация древних Греков общежительная, искусственная (артистическая), чувственная, нравственная, важная, шутливая. Красота – не то же, что грация и не всегда имеет в ней нужду. X. О красоте естественной и идеальной. Второе отделение. Введение. Взгляд на первоначальные изменения прекрасного: 1) о достоинстве эстетической формы вообще; 2) об изящности оптических форм и об эстетическом достоинстве цветов; 3) об изяществе форм пластических; 4) форм акустических; 5) об эстетической форме мыслей и характеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010