381 В январе 1814 г. Правление Академии докладывало преосвящ. Августину, что на содержание в Вифанской семинарии на будущее время ста человек не будет доставать 2447 р. 65 к. Дела Москов. Слав.-грек.-лат. Акад., 34, 1814 г. 382 Неофит (Никифор) Докучаев был воспитанником лаврской семинарии и в ней учителем с 1802 по 1804 г. В 1804 г. переведён в Вифанскую семинарию учителем риторики, 1810 г. пострижен в монашество и в 1812 году назначен префектом Лаврской семинарии. 1814 г. 6 января определён ректором Вифанской семинарии. 383 Макарий (Михаил) Горяйнов из воспитанников Вифанской семинарии. В 1812 г. определён в ней учителем риторики, в 1813 поступил в монашество с именем Мелетия, а при посвящении во иеродиакона переименован в Макария. С 19 января 1814 г. занимал должность префекта в семинарии. 386 13 октября Академическое Правление постановило для учеников низших классов лаврской семинарии, из которых одни по сиротству, другие по бедности отцов своих не имеют совершенно способа к своему содержанию нанять квартиры в Посаде, сумму же для у платы за оные употребить ту, которую Правление долженствовало выдавать бывшему префекту иеромонаху Вениамину за принятые от него вещи и съестные припасы. Студентам и ученикам риторики и поэзии наняты также квартиры с тем, чтобы они довольствованы были и пищей в них. Сумму для уплаты употребить туже, с тем однако же, чтобы по распределении студентов, истребовать оную из семинарий, в которые они поступят. Дела Прав. Москов. Дух. Академии 1814 г. 62. 387 Учение в Лаврской семинарии было открыто в сентябре под смотрением префекта Вениамина и велось кое как. Семинаристы, занятые приисканием себе убежища, являлись в школу неаккуратно. Некоторые из них по приезде в лавру не могли скоро найти себе квартиры и проживали несколько дней под открытым небом. Так ученик поэзии В. Легонин, заподозренный в снятии в трёх местах обоев в зале нового Правления Академии и краже сукна, которым была обита кафедра, на допросе показал, что он приехал в Лавру 22 октября и на 23, 24 и 25 октября ночевал в Пафнутьевом саду близ оранжереи. Дела Пр. М. Д. Акад. за 1814 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К средствам причта можно было бы отнести пожертвованный, в пользу его в 1863 году и находящийся в той же части и участке, по Одесской улице, деревянный дом под 2; но так как он достался причту в крайне ветхом состоянии, и потребовал значительных поправок; то доход с него доселе употребляется на возмещение долга по затратам на исправление, на удовлетворение полицейских требований, из которых одна выстилка вновь булыжной мостовой с плитными тротуарами, на «66 1 / 4 " кв. саженях и с проведением трубы стоила 300 р. на наем дворника, постоянное ремонтирование здания и пр., а причт ничем еще от него не пользуется. Земли при доме 195 кв. саж.; но вся она занята постройкой и тесным двором, следовательно не доставляет также никакого дохода. Ограниченные средства содержания причта, при условиях столичной жизни, отчасти восполняются долголетней, по ведомству вообще Опекунского совета и, в частности, при соборе, службой; так как чрез каждые пять лет этой службы причитается к содержанию пятая часть штатного жалованья, исключая столовую сумму. Вот эта градация для жалованья настоятеля: через 5лет службы он получит вместо 700 р. – 840 р., через 10 лет – 980, через 15 лет – 1120 р., через 20 лет –1260 р., а через 25 лет жалованье его удвоится, т.е. достигнет цифры 1400 р. Точно также и священник через 25 лет будет получать 1040 р., диакон 700 р., а причетник 300 р. Эта последняя цифра, по прежнему положению, когда пятилетия шли crescendo до 30, 35 и т. д. лет, могла умножаться следующими пятилетиями и, с отсечением последнего пятилетия, должна была обращаться в пенсию, а ныне, когда пятилетия с 1868 г. ограничены лишь 25 годами, при выходе в отставку пожизненный пенсион и ограничивается только удвоенной суммой жалованья, без убавления однако же последнего пятилетия; в случае смерти имевшего право на эту пенсию, вдова его получает половину. Но не много оказалось таких лиц, которые в состоянии были приобрести право на полную пенсию, тем более что поступающие из других ведомств, лишь через 10 лет получают право на пенсию с причтением прежней службы, и то без постепенных прибавок, кроме выслуженных по Опекунскому совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

До 1867 года к Гостинопольской церкви принадлежала еще деревня Дубовики, на правом берегу Волхова, при конце порогов, в 11 верстах от церкви. Ныне она приписана к Михайловской церкви, от которой находится в версте. Всех прихожан Гостинопольской церкви ныне муж. 481 и 525 женск. пола. Раскольников муж. 61 и 79 женск. пола. Это Филиповцы и Федосеевцы. Умершие раскольники погребаются на кладбище в Вельцах и в Наволоке (Помяловского прихода). Грамотных в приходе до 100 мужчин и до 50 женщин. В церкви бывает народу от 200 до 300 человек. Жителям Свинкина препятствует посещению церкви вскрытие и замерзание Волхова. Крестные ходы бывают: в Духов день в Гостинопольской пристани, 26-го июня – в Ульяшеве и Паневе. Еще бывают летом, в произвольно избираемые дни, крестные ходы в Свинкине и Жубкине. Они установлены 35 лет тому назад, священником Василием Ивановым Моревым. До 1867 года было училище при церкви, в церковном доме, который пожертвовал церковный староста Иван Егоров Якушев. В 1867 г. 1-го ноября открыто казенное, двуклассное, училище, существующее до ныне. Крестьяне, живущие по берегам Волхова, занимаются судоходством. Из крестьян деревень Свинкина, Ульяшева, Панова и Братовищ, 84 человека состоят в должности лоцманов на порогах и за эту должность получают от 40 до 60 р. в лето. Прочие состоят рабочими на судах, во время переезда чрез пороги и получают, с каждого судна, от 25 до 50 коп. на человека. Крестьяне, имеющие лодки, возят дрова, сено и пр. на Волхов из впадающих в него рек, и также возят ту кладь, которая снимается с судов во время прохода их чрез пороги. За перегрузку клади с барки на лодку и обратно, хозяин лодки получает от 10 до 15 руб. Крестьяне дер. Вельцы и села Петропавловского ловят сигов в волховских порогах нитяными сачками, прикрепленными к полуторасаженным легким шестам. Рыболовы одеваются в кожаные платья, на ногах имеют продолговатые подковы, весом до 6 фунт., чтобы среди быстрой реки устоять на гладком плитном дне. Кроме сигов, прежде ловились сырти и форель. Постепенно улов делается меньше, и крестьяне, не привыкшие к другим занятиям, приучаются к праздности и пьянству и таким образом беднеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Инородческий элемент в населении самый ничтожный. В северо-восточном углу уезда, в приходе Георгиевском, деревнях в 7 (Воцкое, Нестерково, Тарасино, Ольховец и пр.) жители, по словам академика Кеппена, потомки древних ижорян, говорящие до сих пор своим наречием; еще в западной части уезда, в приходе Бельском, 3 деревни (Ровницы, Волошево и Чухновы Лядинки) основаны, сравнительно в недавнее время, выходцами из Лифляндии; затем незначительное число пришлых поселенцев, не имеющих оседлости, и занимающихся торговлею, арендою земель и разными работами (н. п. немцы из Лифляндии, евреи). Прошлая судьба уезда По близости к центру северо-славянской жизни – Новгороду, Лугский уезд с доисторических времен служил территорией стремления славянского племени к Балтийскому морю. Поэтому по Луге были исконные значительные славянские поселения, которые вообще первоначально шли по рекам. Уже Ольга, по летописному сказанию, установила погосты, дани и оброки по реке Луге. С обновлением и развитием торговой и гражданской жизни Новгорода, весь край полужский вошел в состав его ближайших владений, кроме заплюсской части, принадлежащей Пскову. Наша западная часть владений была особенно ценна для Новгорода, так как чрез нее был ближайший путь ко Пскову и самый прямой и безопасный торговый путь с Ганзою, как сухопутный, так и водный, по рекам Оредежи и Луге, до устья Наровы и Финского залива. Для защиты этого водного пути новгородцами был построен пригород с крепостью Луга, не далеко от Ямы, на левом берегу р. Луги, который в 1384 г. был обнесен каменными стенами. В административном отношении при Новгородском владычестве, часть Лужского уезда по правому берегу Луги, принадлежала к полугской половине Водской пятины, между Лугою и Плюсою – к Залеской половине Шелонской пятины, которые, вместе с пятинами, были подчинены власти старост городских концов Новогорода, именно – Неревского и Зогородного. Из писцовых книг Воцкой и Шелонской пятин видно, что земли и угодья Лугского уезда были в это время владением владык Новгородских, знаменитых монастырей и именитых граждан и купцов Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

После литургии викарий пригласил к патриаршему столу и меня. Это было довольно ощутительным контрастом – обедать в обстановке карловацкого патриарха по сравнению с мильковской нищетой и теми обетами, которые я только что произнес. Не могу не остановиться на обстановке патриаршего двора в Сремских Карловцах. До того я никогда не был внутри этого дворца, а только созерцал его извне. Дальше покоев митрополита Антония я не проходил. Во дворе усадьбы стояла «старая патриархия», гораздо более скромная и уютная. А большой дворец с его широчайшими коридорами, колоннадами, лестницами, скульптурными изображениями, покоями и пр. совсем не гармонировал с понятием об архиерейском доме. Не знаю, каковы были покои митрополита Санкт-Петербургского или Киевского в их лаврах, но с уверенностью предполагаю, что той мирской роскоши, бутафории и пышности там не было. Здесь Габсбурги решили польстить Православию, задобрить большую часть своих подданных, из коих очень многие спасались, как эмигранты в их владениях от зверства турок. Великое переселение сербов православных имело место, как известно, в XVII и XVIII вв. при печских патриархах Арсении III Чарноевиче и Арсении IV Шакабенте. Габсбурги отдали фрушскую гору в Среме для устройства на ней «Сербского Афона». Свыше 15 монастырей расположились в живописных равнинах и на склонах этой привлекательной, лесом и виноградниками покрытой горы, вернее невысокого, длинного (верст на 40) холма. Там цвели мужские монастыри, с богатыми угодьями, образцовым хозяйством, прекрасной обстановкой, богатыми библиотеками, в прочно построенных корпусах и сводчатых келиях. В наше время все это сохранилось. Не было только одного... монахов. Это была не пустыня, а пустые здания. В лучшем случае жили в этих трехэтажных монастырях игумен и один-два послушника, «искушеника». Это было жалкое свидетельство о былом богатстве и расцвете духовной культуры. Центом, вокруг которого эти монастыри процветали, была Патриархия в Карловцах. Там уже не богатство, а просто дворцовая роскошь бросалась в глаза. Патриаршие покои на втором этаже были переобременены роскошными и пышными украшениями. Покои отдельных митрополитов и архиереев, приезжавших на соборы, и трапезная также поражали своим убранством. В столовой стоял очень широкий обеденный стол, накрытый скатертью с ткаными гербами. Посуда и хрусталь с гербами патриархов. Лакеи в форме. Тонкие блюда, хорошее местное фрушкогорское вино. После обеда в соседней комнате подавалось кофе. Монастырского уклада, конечно, никакого.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Синода, изложенным в том же указе Духовной консистории, постановлено, чтобы доход свечной суммы при соборе оставался неприкосновенным в пользу духовно-учебных заведений, и все счетоводство по этой сумме производилось существующим законным порядком, что прямо указывает на необходимость иметь этому собору приходно-расходные книги от епархиального начальства и давать этому начальству строгую отчетность в свечных, по крайней мере, суммах: тο консистория определяет выдать причту и старосте новые таковые книги и требовать, чтобы все статьи прихода и расхода денежных сумм, поступающих в собор от промена свечей и от доброхотных приношений прихожан, независимо от кассовой книги, находящейся вне контроля со стороны епархиального начальства, ежемесячно вносились и в эти книги и утверждались подписом не только членов причта и старосты, но и уполномоченного для совместного заведывания церковными суммами от вдовьего дома, если только он сего пожелает» и пр. Правда, свечная прибыль в 1867 г. вдруг увеличилась на 350 руб. слишком, но это случилось от того, что по формам Опекунского совета не различались свечи продажные от свечей, употребляемых для безвозмездного освещения, так что огарочный воск от сих последних, с самого начала и доселе употреблявшийся для поддержания благолепного освещения, должен был по этим формам обратиться в статью чистого прихода и значительно увеличить прибыльный фонд. Между тем, двухлетний опыт наблюдений (1867–68 гг.), при строгой экономии, не оправдал надежд на ожидаемые сбережения от расходования кружечной и кошельковой суммы;· от 1866 года оставалось еще 26 р., но в последующие два года она издерживаема была вся без остатка 45 . Такой результат заставил контору вдовьего дома в начале 1869 г. (января 31-го) войти в Опекунский совет представлением о том, что «для устранения копоти в возобновленном соборе (вместо прежних канделябров в 760 свечей) предположено устроить в трех арках главного купола люстры с 276 свечами, которые должны зажигаться как в высокоторжественные, так и в праздничные дни, на что приблизительно потребуется до 500 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Круглый стол, посвященный межконфессиональному обмену опытом в сфере социального служения, прошел в ОВЦС Москва, 10 февраля 2020 г.      27 января 2020 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол на тему «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом». Во встрече приняли участие 35 священнослужителей и мирян из разных епархий Русской Православной Церкви, представители католических и протестантских общин, государственных и церковно-общественных организаций, сообщает Патриархия.ru . Вел заседание протоиерей Максим Плетнев, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии. В начале встречи от имени председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона к присутствовавшим обратился с приветственным словом иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям. Он отметил значение сотрудничества религиозных общин в области социального служения: «Это то, что нас сплачивает ради общего дела. Уровень взаимодействия между общинами России настолько высок, что его можно ставить в пример всему миру». Некоторые совместные проекты в социальном служении не имеют прецедентов — это, например, работа Межрелигиозной рабочей группы по оказанию помощи Сирии. Силами этой группы всего за пять с половиной месяцев была восстановлена школа в Дамаске, где сегодня учится более тысячи детей. «В этом проекте солидарно участвовали христианские конфессии России вместе с нашими мусульманскими братьями», — сказал он, подчеркнув, что общество должно быть лучше информировано об этом и других примерах совместной деятельности верующих разных конфессий. Директор Кризисного центра «Китеж» Е.Е. Садикова представила практические рекомендации по организации помощи женщинам в кризисных ситуациях. Рекомендации были разработаны на основании пятилетнего опыта работы центра и касаются таких вопросов, как материальное и кадровое обеспечение, психологическое сопровождение подопечных и персонала, поиск средств, юридическая помощь, посткризисное сопровождение и т.д. В 2019 году по инициативе «Китежа» была создана коалиция кризисных центров, куда вошло более 50 государственных, общественных организаций разных регионов. Благодаря взаимодействию членов коалиции появилась возможность перенаправлять клиенток в те центры или организации, которые могут оказать помощь, необходимую в каждом конкретном случае: юридическую консультацию, психологическую поддержку, проживание и пр.

http://pravoslavie.ru/127886.html

После поздней обедни... Благодарю Господа, благоволившего многократно избавлять меня во время литургии от смущения и тесноты, по действию врага наносимых мне при всякой общественной службе; эта адская теснота была причинена мне врагом после великого входа, на коем он запнул меня, не дав выговорить имен наследницы и сына их, и при выговоре моления В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и господина нашего Высокопреосвященнаго Исидора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургскаго и Финляндского, на которой крайне смутил меня и не дал выговорить слов. О, сердце мое было загрубелым и дебелым от пресыщения накануне у Стефаниды Аввакумовны. Вечер. Сегодня, в половине шестого часа вечера я перенес мучительнейшую адскую агонию. После отдыха моего, продолжавшегося часа два, я встал и напился чаю; потом написал свидетельство о смерти Родионовой (вдовы штурм. [...] капит. 80 лет), затем узнал, что диакон Полетаев болен и не может идти на панихиду, а диакона Арсения дома нет. Вот злые демоны и начали смущать меня тем, что я [буду] запинаться и глотать слова на панихиде; я ободрял себя, но смущение не прекращалось, – я раздражался и был в нервически неспокойном состоянии; выхожу из дома – толпы нищих, малых и взрослых, хлынули за мною; я еще более раздражался; гоню – не идут; говорю им: недосуг, после панихиды с вами разделаюсь – не тут-то было; я одних за волосы подрал, других за уши, и еще более адский огонь стал пожирать меня, терние греховное кололо, давило меня, жало змеиное сильно жгло меня: я был в крайне мучительном состоянии; отделавшись от нищих по выходе из парка на панели Екатерининской улицы, я стал усердно каяться в своей злобе, в своей скупости, в своем жестокосердии – но адские злодеи мучили меня; наконец когда я призвал в помощь всю мою веру и надежду, всю силу покаяния, отеческие объятия Божии отверзлись мне, твердыня смертная рухнула, демоны-мучители как дым исчезли, в душе воссиял свет, я ощутил мир, простор, свободу, дерзновение и сердечно прославил Господа, сотворившего во мне чудо Своего милосердия и оживотворения погибавшей души моей. Панихиду я совершил непреткновенно, бодро, с дерзновением. От этого тяжкого для меня искушения была та польза, что душа моя очистилась от страстей, умягчилась, укрепилась, и я мог искренно помолиться об умершей, без чего (искушения) душа моя была бы, как чешуей, покрыта страстями и лукавством, лицеприятием, нечистотою и пр. Слава Богу и за искушения, хоть и тяжкие. У Шаумана служил молебен радостным, торжествующим духом. У Аввакумовны при собравшихся гостях излился в слове мудрости. 9 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

 От восточных ворот монастыря, по дороге к скиту, налево:  10) Каменная двухэтажная гостиница, в двенадцать окон на фасад, построенная в 1861 году ныне настоятельствующим игуменом Израилем.  11) Далее, к востоку от нее, деревянные конюшни, со всеми принадлежностями  и две такие же избы для конюхов и рабочих; тут же находится келья для смотрителя за рабочими. Все эти здания выстроены игуменом Амфилохием в 1844 и 1845 годах.  В симметрию с этими постройками на правой стороне Скитской дороги:  12) Две деревянные избы, одна из них двухэтажная, для помещения вольнонаемных работников и столярной. За избами расположены – лесная биржа и место складки дров.  13) Кирпичный завод для выделки кирпича в случае каменных построек в обители. Этот завод устроен игуменом Германом в 1859 году. Монастырская библиотека  Все книги монастырской библиотеки, согласно форме для описи, утвержденной Св. Правительствующим Синодом для монастырских библиотек вообще, разделены на шесть отделений: 1) рукописи, 2) книги Священного Писания , 3) книги богослужебные, 4) Писания св. отцов, 5) прочие книги духовного содержания, 6) книги исторические. Кроме этих в библиотеке находятся: нотные книги, журналы духовного содержания и разные сочинения; также хранятся в ней: монастырские документы, планы и другие акты на монастырскую недвижимость. К 1 января 1863 года число книг в библиотеке было следующее: 1 . TOC o «1–5» h z Рукописных книг ……………………80 2 .Печатных книг Св. Писания……….. 46 3 . Св. отцов…………………..               150 4 . Книг духовного содержания……….336 5 . Книг исторических…………………106 6 . Книг Богослужебных………………296  Итого…………………………..1014 Кни не вошедшихъ по содержанию своему в состав 6 отделений, как то: Хозяйствен. Медицинск. Филос. и пр. ………………………….157  Всего…………………………..1171 Замечательные рукописи, писанные уставом и полууставом  а) Евангелие в лист малого размера, написано, как видно из приписки на конце книги, Коневского монастыря монахом Завхеем в 1524 г., с приложением сборника, на 471 листе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

К концу лета 1756 г. кладбище было открыто для погребений, а к концу года на нем похоронено было 898 человек. В 9 пункте сенатского указа о назначении места для кладбищ и устроении часовень, было сказано: «Святейшему Синоду сообщить ведения о том, чтобы соблаговолено было к означенным часовням определить особливых священно и церковнослужителей надлежащее число немедленно» и священникам предписать «смотрение иметь, чтобы могилы были глубоко копаны, а сверх могил, не меньше, как на поларшина, землею или песком насыпано и накрепко убивано было». Но Синод отложил исполнение Сенатского указа до устройства церквей на кладбищах. Так и образовавшееся вновь открытое Волковское кладбище сперва не имело священника, до конца 1759 г.; но это не мешало совершать на нем погребения, потому что умершие или привозились уже отпетыми в приходских церквах, или провожались и отпевались в кладбищенской часовне приходскими священниками 77 . Число погребенных было довольно значительно: в 1757 г. погребено 2280, в 1758 – 2380, в 1759 – 2413 человек обоего пола. Кладбищем заведовали вышеупомянутые офицер и два унтер-офицера; они же имели поручение наблюдать за обнесением кладбища оградою и устройством часовни и церкви. Впрочем управление кладбищем тогда ограничивалось приемом покойников со свидетельствами от приходских священников и полиции, записыванием их в могильную книгу и наблюдением за вырытием и зарытием могил, согласно с узаконениями. На благоустройсво же кладбища, нивелировку его, осушение, проведение дорожек и пр. на это, и тогда, и долго после, не обращалось внимания, так как на это не было точных правил, да у заведующих кладбищем не было на это и средств. Даже в выборе могил не было порядка; их выбирали сами погребающие и потому могилы вырывались не рядами, по прямой линии, а без порядка, с пропусками, так что трудно было проходить между ними, а впоследствии нельзя было провести по кладбищу дорожек без повреждения могил. От такого порядка, или вернее, беспорядка, затруднялся и самый надзор за вырытием и зарытием могил, тем более, что тогда у всех казенных учреждений и военных команд, а равно и у многих частных лиц, было в обычае – приготовлять могилы своими иди вольнонаемными рабочими: те начинали работу на избранном месте, не извещая наперед лиц, заведующих кладбищем и не желая знать никаких правил касательно приготовления могил, за что они иногда «полицейскими офицерами и были биты палками» 78 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010