Но указав свой взгляд на постановку учебного дела в проектированном заведении, Потапов отказался от всякого материального пособия оному, сославшись на то, что для удовлетворения расходов, потребных на содержание означенного заведения, он не имеет в виду никаких других источников, кроме сумм государственного казначейства. Об этом ответе Потапова пр. Макарий донес св. Синоду. 155 На сем и остановилось дело об открытии в Вильне духовной академии, хотя, впрочем, вопрос этот и после часто поднимался, но только в печати, причем сторонники открытия академии здесь от неё ожидают всевозможных благ для края. Так священник Фудель в 249 из Московских ведомостей за 1893 год, писал, что «учреждение Виленской духовной академии будет для северо-западного кран началом его обновления, оживит деятельность духовенства, привлечет к этой деятельности новые силы даже издалека, объединит и направит к одной цели все разрозненные доселе местные силы и повысит уровень местной русской жизни. Недаром все местные деятели ждут этого, как манны небесной». Но против этого мнения о. Фуделя говорит уже то одно, что почивший мудрый архипастырь Литовский Алексий находил совершенно не нужным открытие в Вильне духовной академии, что заявил и публично 8 июня 1889 года на торжественном собрании, по случаю праздновавшегося пятидесятилетнего юбилея со времени воссоединения униатов. На предложение, обращенное к нему ныне покойным профессором Санкт-Петербургской духовной академии М. О. Кояловичем, ходатайствовать пред высшим начальством об открытии в Вильне академии, пр. Алексий ответил, что он не находит нужным быть в Вильне особой академии, потому что и четыре существующие академии с избытком доставляют кандидатов священства, которые могли бы получить места в Литовской епархии, а, между тем, предпочитают идти в чиновники и учителя. В самом деле, если бы даже одни только воспитанники Литовской семинарии, поступившие в академию, по окончании курса в оной, поступали во священники в свою епархию, то давно бы многие места священнические 156 не только в городах, но и во многих селах, были бы заняты академиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Как же случилось, однако ж, то, чего я не ожидал и даже не желал? Произошло это, как мне впоследствии сделалось известным, таким образом. Новый обер-прокурор Св. Синода, Алексей Петрович Ахматов, искренно преданный Московскому святителю Филарету, приняв во в штате, с одной стороны, то, что в 1862 г. исполнится чтимому им святителю 80 лет от рождения и что его телесные силы, при необычайной крепости сил духовных, более и более изнемогают, в особенности под бременем продолжительных церковных служб, а с другой – видя и слыша, что Московский викарий преосвящ. Леонид постоянно почти болен и, следовательно, оказывает недостаточную помощь в многотрудном служении 80-летнему и немощному старцу – митрополиту, – после неоднократных предложений склонил, наконец, владыку просить себе другого викария. – И вот, прибывши в сентябре в Лавру, к празднику пр. Сергия, митрополит приступил к осуществлению благой мысли и доброго совета А.П. Ахматова. В самый праздник пр. Сергия, 25-го ч., владыка собственноручно написал в Св. Синод донесение, в котором испрашивал себе второго помощника. Вот, что было писано в этом донесении: «Возрастающее количество дел, и со дня на день оскудевающие силы, со дня на день оставляют мне менее возможности исполнять лежащие на мне обязанности вполне и без умедления. От сего со дня на день увеличивается часть моего бремени, которая упадает на долю помощника моего преосвящ. викария Леонида. А его здоровье так не удовлетворительно, что при его ревности к службе, может подвергнуться расстройству невозвратно: тогда как его достоинство побуждает, сберечь его для продолжения службы; и для того доставит ему средство, с облегчением службы, улучшить здоровье. Долгом поставляю не скрыть сего от Св. Синода. Полагаю, что Св. Синоде предлежать будет в сих обстоятельствах рассмотрение, может ли быть сообразно с потребностями церковного управления, чтобы я, при оскудевающих силах, продолжал еще вверенное мне служение: и если усмотрено будет возможным, то не можно ли подкрепить мое действование другим помощником, – вторыми викарием Московской кафедры, по примеру кафедры Санкт-Петербургской.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В том же 1844 году пр. Иосиф пожертвовал в попечительство 1500 руб. серебром, пр. Платон два билета на 310 руб. 77 коп., архимандрит Игнатий – 301 руб. 50 коп. билетами и Супрасльский архимандрит Никодим – билет в 500 руб. серебром В следующем году Санкт-Петербургский митрополит Серафим прислал билет в 464 руб. 37 коп., и от духовенства поступило кружечного сбора и по листам – 600 руб. серебром, а от св. Синода было отпущено 798 руб. 11 коп. на канцелярские расходы и пособия, причем последняя сумма высылалась ежегодно включительно по 1862 год. Что касается расходов попечительства в 1844–45 и последующих годах на пособие духовенству, то они были очень незначительны, так что попечительство имело через это возможность все сборы от духовенства и другие суммы с остаточными обращать в кредитные учреждения, а сумма этого сбора доходила 700–800 руб. серебром В 1850 году капитал попечительства увеличился на 6 тыс. руб. серебром банковым билетом от графини Орловой Чесменской. В следующие годы, как от взносов духовенства, хотя и уменьшившихся против прежнего, так и от штрафов с духовенства и от процентов на капитал, к концу 1861 года капитал попечительства возрос до 45 тыс. руб. серебром. В последующие годы, по 1872 год включительно, капитал попечительства увеличивался постепенно процентами и остаточными суммами ежегодно свыше 2 тыс. руб. Кроме того, в 1867 году св. Синод ежегодно высылал по 490 руб. на пособие духовенству, пострадавшему от пожаров, 304 а в 1870 году, согласно синодальному распоряжению, из 42 тыс. руб. суммы, определенной на пособие духовенству Литовской епархии, отделено было 5 тыс. руб. серебром в фонд капитала, на уплату из процентов оного в подведомственные приказам общественного призрения больницы за больных духовных лиц. К 1 январю 1873 году капитал попечительства достиг суммы 72053 руб. 26 коп. серебром и образовал по назначению 3 отделения: 1) специальных сумм попечительства – 64020 руб. 22 коп.; 2) суммы для уплаты процентов в приказы общественного призрения за больницы для больных духовных лиц – 6186 руб. 45 коп. серебром; и

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Закрыть А Ларчик просто открывался Материалы подготавливаемой книги 05.03.2024 160 Время на чтение 23 минут Вокруг крыловской басни Выражение « А ларчик просто открывался» было мне известно с ранних лет, но к его первоисточнику я обратился лишь в довольно зрелом возрасте, притом из чистой любознательности, желая узнать в подробностях о происхождении столь расхожей фразы. Конечно, с баснями Крылова я был знаком, правда, в пределах школьной программы («Ларчик» в ней не числился). Впрочем, первое знакомство с этой басней, помнится, особого интереса у меня не вызвало. Вместо ярких выразительных образов самых известных крыловских персонажей с их чёткими действиями и живым диалогом передо мной оказался всего лишь суетящийся вокруг безответного объекта весьма самоуверенный субъект. Мне прежде всего бросилась в глаза его ничем не оправданная похвальба, может быть, потому, что к тому времени подобных типов встречать уже доводилось, и это вызывало вполне определённые ассоциации. Что же касается самог начала басни с предложением автора « за дело пр сто взяться», то оно вообще не вызвало моего внимания. И лишь спустя не один десяток лет, наполненных множеством событий, я не только вновь обратился к «Ларчику», но и решил озаглавить задуманную мной книгу завершающей строкой этого произведения. Для начала следует отметить, что «Ларчик» вошёл в первый опубликованный сборник басен Крылова. Между прочим, выход его после достаточно жёсткой цензурной проверки из Санкт-Петербургской губернской типографии в феврале 1809 года совпал с сорокалетием автора. Конечно, столь позднее достижение им реальной возможности обрести прочное место в литературе имеет весьма весомые причины, если учесть, что первые публикации своих (кстати, даже не подписанных) басен автор видел на журнальных страницах, когда ему ещё и двадцати не исполнилось. Впрочем, выяснение этих причин в рамки настоящего обсуждения не вписывается. Что касается непосредственно интересующей нас басни, то впервые она была прочитана самим автором почти за два года до выхода сборника на вечере у князя Шаховского, весьма влиятельного театрального деятеля, и затем опубликована в издававшемся им же журнале «Драматический вестник». Нелишне заметить, что журнал этот создавался не без участия самог Крылова, уже имевшего значительный опыт в таком деле. Если же возвратиться к упомянутому сборнику, включавшему двадцать три басни («Ларчик» был в нём шестым по счёту), то его появление стало достаточно значимым событием для петербургской общественности: тираж книги (1200 экз.) разошёлся мгновенно. А обитатель литературного Олимпа В.А. Жуковский вскоре отозвался обстоятельной статьёй «О басне и баснях Крылова»; он даже особо выделил пять, по его мнению, лучших басен из опубликованного сборника (правда, «Ларчик» в их число не вошёл).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/05/...

По всей вероятности эти, ослепленные злобой «борцы против православия» какими либо окольными путями и краем уха прослышали, что производившие освидетельствование «гробика старца Серафима не обрели в нем нетленного тела его, и своей дерзкой выходкой рассчитывали нанести решительный удар православию, воображая, что мощи святых всегда и непременно должны быть совершенно нетленны, что и народ ожидает открытия таких именно нетленных мощей пр.Серафима и св. Синод думает выдать имеющие быть открытыми мощи его за такие же именно и что потому-то Сенод и медлит делом открытия и покрывает это дело тайною. Расчет был, очевидно, такой: св. Синод, боясь обнаружения своего обмана, будет продолжать хранить молчание, а они тем временем сами «вскроют содержимое гроба» и обман обличен будет самым делом; не лучше будет для православия, если их и не допустят до такого вскрытия; ибо и это можно будет объяснить боязнью открыть истину». Напрасные ожидания и неверные расчеты! Как напоминают они своею хитростью искусительные вопросы иродиан с фарисеями о дани кесарю и саддукеев о воскресении мертвых, обращенные к Господу и Им так просто и ясно изобличенные в их лживой пустоте! Не указывает ли это, что таков же должен был быть и был конец безумной затеи и современных врагов Христовой истины? Вскоре же после появления означенных листков Высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский, которому поручено совершить 19 июля открытие св. мощей пр.Серафима, напечатал «необходимое разъяснение» по этому делу, а святейший Синод в издаваемых при нем «Церковных Ведомостях» обнародовал акт освидетельствования мощей, составленный 11 января текущего года производившим освидетельствование другим первосвятителем, Высокопреосвященным Владимиром, митрополитом Московским и некоторыми другими духовными и светскими особами за собственноручными подписями всех их. В этом акте, уже приведенном нами полностью (в VI книге), о самых святых мощах написано. «В гробу присутствующее увидали ясно обозначенный остов почившего, покрытый остатками истлевшей монашеской одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Кладбищенские дорожки и мостки простираются больше, чем на 12 верст и разделяют кладбище на правильные четвероугольники. Для отыскания могил, мосткам даны названия или от ближайших церквей, (Спасские, Всесвятские...) или от звания погребенных здесь лиц (Литераторские, Духовные, Цыганские и Пожарные) или по тому, куда они направляются (Немецкие, к немецкому кладбищу, Косые, Дерновые и пр.). Древнейшая часть кладбища, от Расстанного переулка до Пономаревской церкви густо захоронена и сплошь занята памятниками и полисадами; далее к большой церкви многие места хотя не заняты, но откуплены и обнесены решетками и палисадами. Древнейший тип обделки семейных мест – это высокие деревянные изгороди, с наглухо закрытыми с трех сторон беседками; иногда, вместо беседок устроялись деревянные или каменные часовни, в роде наглухо закрытых будок. Теперь больше ставятся палисады, или изящные павильоны, или решетки с железными крышами, иногда обтянутые со всех сторон проволочными сетками. Древнейшую форму памятников представляют плитные гробницы, мраморные жертвенники, с урнами и колонками, завершающиеся крестом, или горящим светильником, пирамидою или колонною, на которой вырезана надпись. С 30–40 годов памятники стали делать из гранита, мрамора или чугуна и дали им форму саркофага, жертвенника, пирамиды, а наверху их стали утверждать или крест, или изображение ангела, женщины, или лежащую на налое раскрытую книгу со священными словами. Надмогильные кресты прежде устроялись осьмиконечные, с крышкою и распятием или со словами: «Господь Царь славы». С 60 годов стали чаще устроятъ кресты четвероконечные, а в последнее время – в виде срубленного дерева. Лучшими памятниками на Волковском кладбище можно считать памятники над могилами Галченковых, Варгуниных, Сахаровых, Артемьевых, Алонкиных, Борисовских, Воденикова, Носовых и пр. До 60 годов нынешнего столетия на памятниках помещались стихотворные эпитафии. Чаще других повторялась написанная кн. Гавриилом Петр. Гагариным († 1807) следующая эпитафия:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Многие крестьяне занимаются охотой и рыбною ловлей. Есть охотники за белками, зайцами, горностаями, лисицами, иногда за медведями и лосями; мясо лосей употребляется в пищу; шкуры и меха отвозятся на ярмарку в Тихвин. Осенью охотятся за рябчиками, тетеревами и глухарями, весной – за утками; дичь бьют из ружья, а чаще ловят петельками на ягоды. Рыбу ловят весною, по рекам и ручьям, а осенью – в озерах: Тянегощ и Каменном. Торгуют только произведениями домашнего хозяйства, каковы напр.: сено, солома, овес, творог, лопаты, лейки на суда, дровни, сани, корыта, льняное семя, клюква, дичь и пр. В трех деревнях прихода есть мелочные лавки, где продаются: чай, сахар, мука, крупа, соль и пр. 11-го июня бывает в Ленине ярмарка, где продают ножи, косы, серпы, лыко, крендели и красный товар. Домашний быт – общий всему северному населению. Избы строятся из бревен Вологодскими плотниками; окна в них небольшие, без всяких украшений; в верхнем этаже – жилье, в нижнем, с маленькими окнами, кладовая. Избы строятся высокие и окна жилых комнат делаются высоко от земли. Рядом с жилым домом, состоящим из одной или двух изб, пристраивается другой, под одною крышею. В нижнем этаже этого дома – хлев, конюшня, помещение для овец и чистый двор для саней и телег, в верхнем – сеновал, с которого идет бревенчатый спуск прямо на улицу. В каждой избе по две печи: одна – русская, другая – железная. Избы, большею частью, покрыты соломой; по стенам изб – деревянные лавки; у русской печи – ход вниз, в кладовую. Изба делится на две или на три части досчатой перегородкой; иногда передний угол или вся изба – оклеиваются обоями. Избы ставятся рядами, посадами и во избежание пожара, ставятся на 4 и более сажени одна от другой. Бани и риги строятся у реки или ручья; улицы окопаны канавами и обсажены деревьями. Избы застрахованы в страховом земском обществе. Одежда у мужчин – холщовая рубашка, шаровары, серый полукафтан, или армяк, зимою – овчинный полушубок, белой кожи сапоги, летом – лапти из бересты. В праздники надевается красная рубашка, суконные брюки с высокими голенищами, франтоватые сапоги, у женщин – цветные атласные сарафаны, шелковые платки на головах, зимою – меховые пальто и кофты.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Существенная перемена в церковном хозяйстве произошла в начале нынешнего столетия, когда правительство, в видах улучшения быта духовенства и развития духовного просвещения, обратило внимание на свечные и др. доходы церквей. По проекту митрополита Амвросия и графа Сперанского выходило, что свечной доход, а равно и доход от продажи венчиков и разрешит. молитв 12 , если вести его правильно и содействовать его возрастанию, будет достаточен и на духовные училища, и на улучшение быта церквей и духовенства. Тогда явился ряд распоряжений, касательно хранения и возрастания церковных доходов. В церковных суммах потребовалась строгая отчетность продажа свечей вне церкви позволена была только гуртом и на вес, священникам запрещалось брать себе свечи, подаваемые при исповеди, архиереям, возвысившим свечной доход, изъявлялась благодарность Синода, причтам, у которых он уменьшался, делались выговоры; предписывалось делать в церквах более крепкие сундуки и замки, отдавать деньги в кред. учреждения и, главным образом, в опекунский совет, а впоследствии – в Государственный банк 13 . Благодаря этим мерам, доходы церковные, конечно, возвысились. Но нельзя сказать, чтобы, в тоже время, возвышалось благосостояние церквей. Церковные суммы теперь стали тратиться на самые церкви под строгой отчетностью, но за то их употребляли на посторонние нужды, на другие православные епархии, па церкви сирийские, месопотамские, кипрские, палестинские. Их стали жертвовать на поклонников Гробу Господню, на школы западного края, на распространение христианства среди язычников, на восстановление православия на Кавказе и пр. В это время в церквах было поставлено множество кружек, и причты давали подробные отчеты о сборе денег. Если в кружки собиралось мало, то недобор пополнялся из свечного дохода или из кошелькового сбора. Таким образом, церковный доход, несомненно, возрастая, мало обеспечивал церкви. Ни распоряжения «особого присутствия по делам прав. духовенства», ни новое распределение приходов, не улучшили состояния церквей петербургской епархии. Улучшение это составляет задачу для позднейших церковных деятелей. Гражданское значение храмов

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

развивать теорию военной педагогики. Однако этого мало, нужно развернуть теоретически, различая воспитание как общественную практику, воспитание как воспитательную деятельность и воспитания как процесс становления самобытности через восприятие влияния событийного сообщества. Последнее предполагает «включение» такого процесса как самовоспитание. Рост значимости самовоспитания по мере взросления не исключает необходимости создания соответствующих возрасту практик общественного воспитания ( таких как наставничество, например, или различные профессиональные пробы, или волонтерские практики, или нечто подобное советским стройотрядам и пр. - это надо как-то описать. Это все утеряно, и без этого всего Стратегия будет пшиком). Описать институты - субъекты воспитания - образовательные организации, армия, традиционные религиозные организации, общественные движения, и организации, организации культуры, - чтобы раскрыть понятие общественной практики воспитания и указать на ее межведомственный характер Некоторые формулировки: Теоретически осмыслять опыт религиозной педагогики, делать его достоянием широкой педагогической общественности Повышать ответственность учреждений и организаций культуры за нравственное содержание и воспитательный потенциал продукции, предлагаемой детям и молодежи, создавать условия для развития практики программ воспитательной направленности в сфере искусства, книгоиздательства, информации, специальной ( дни книги, тематические художественные выставки, театральные и кинонедели, Музейные программы и пр. ). Марина Владимировна Захарченко , доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Предлагаем вашему вниманию небольшое исследование, посвященное вопросам противодействия незаконной рекламе и пропаганде наркотиков, подготовленное выпускницей факультетов журналистики и философии Санкт-Петербургского Государственного Университета, магистром наркоконфликтологии Инной Пик. Г. Зиммель пишет: «Мода… представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребности в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все, дает всеобщее, превращающее поведение индивида просто в пример». Зиммель, Г. Мода//Георг Зиммель. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996, с. 268. Мир вокруг нас состоит из вещей, в той или иной степени актуальных для нас в данный момент времени. Да что уж там лукавить, мы сами состоим из вещей и предметов, которые выбрали. Каждая вещь, сама по себе хочет быть для нас популярной, любимой и, как следствие, потребляемой. Это уже потом мы разбираемся, насколько она оказалась качественной и полезной. Ведь зачастую самая желанная штучка оказывается ужаснейшим монстром, способным проглотить потребителя вместе с внутренностями. Именно такой эффект относится к наркотикам. Здесь мы не будем останавливаться на разборе полетов по их «тяжести» или «легкости», оставив это на совести ученых и исследователей. Итак. В магазине с аксессуарами продавцы предлагают брелоки, подвески, сережки и даже запонки с наркосимволикой. Зимой и летом молодежь ходит в одежде с листиками каннабиса, желтыми смайлами – экстази и надписями «Cocaine in my brain!». Особые фанаты ночью спят на постельном белье с зелеными кружевными листиками конопли, а по утру пьют теплое молоко из чашек с такими же значками. И ещё куча всевозможных разноцветных, жизнерадостных и «позитивных» символов украшают совершенно обычные предметы быта. А тем временем блюстители порядка из Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков косят весь этот бурелом наркосимволики, так как закон РФ «О наркотических и психотропных веществах» гласит, что «запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ, в том числе пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья; реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и II, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников (прим. авт.: в эти списки входят такие популярные наркотические вещества как: марихуана, кокаин, МДМА (экстази), ЛСД, псилоцибин, метамфетамин, амфетамин, морфин, опий, героин и пр.). Распространение в целях рекламы образцов средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, запрещается; нарушение норм, установленных настоящей статьей, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

http://pravoslavie.ru/37075.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010