пр. Даниила (неполные 2, 3 и 10 главы), которую автор приписывает свв. братьям; ко второй редакции проф. Евсеев относит текст кн. прор. Даниила, находящийся в Сборнике Архива Министерства иностранных дел 902 (XV в.); эту редакцию он приписывает св. Мефодию; к третьей редакции относятся тексты, находящиеся в «катенах»; их Евсеев отнес к эпохе болгарского царя Симеона и назвал «симеоновскими». Данное редакционное разделение Евсеева основывается им на исторических и текстуальных материалах (при этом, автор привлекал труды таких ученых, как Ягич И. В. 460 , Соболевский А. И. 461 , Лавров П. А. 462 , Погорелов В. А. 463 , Нахтигаль Р. 464 , Сперанский М. Н. 465 , Михайлов А. В. 466 , Попруженко М. Г. 467 По замечанию Михайлова, такое «подкрепление» придало выводам Евсеева большую убедительность и вес) 468 . Как видно, молодая академическая славянская наука в начале XX века стала располагать значительным новым материалом, который не был известен издателям последнего, по времени, издания Славянской Библии. К этому надо прибавить и немалый научный опыт, накопленный в ходе изучения славянского перевода ветхозаветных книг Св. Писания. Этот опыт и выявил неудовлетворительность последнего Елизаветинского кодекса Славянской Библии, что побудило выпустить ее новое научное издание на славянском языке. Попытки организации этого важного дела в России стали предприниматься уже в начале XX века. В 1903 году проф. А. В. Михайлов поднял этот вопрос на Съезде русских филологов в Петербурге. Съездом была направлена делегация для ходатайства об организации издания Славянской Библии на средства Синода, но удовлетворено это ходатайство не было. Одновременно со Съездом филологов, перед Синодом об организации научного издания стал ходатайствовать и проф. Евсеев, которому так же было отказано, несмотря на то, что им были представлены три варианта организации издания. Наконец, в 1911 году в Синод обратились члены Совета Санкт-Петербургской Духовной академии с ходатайством об учреждении при Санкт-Петербургской Духовной академии Комиссии по научному изданию Славянской Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

141 «Отречение» было составлено камергером Г. Н. Тепловым, по словам C. М. Соловьева, человеком «безнравственным, смелым, умным, ловким, способным хорошо говорить и писать» (Соловьев, кн. 13, с. 84), и подписано Петром III. Текст его гласил: «В краткое время правительства моего самодержавного Российским государством самым делом узнал я тягость и бремя, силам моим несогласное, чтоб мне не токмо самодержавно, но и каким бы то ни было образом правительство владеть Российским государством, почему и восчувствовал я внутреннюю оного перемену, наклоняющуюся к падению его целости и к приобретению себе вечного чрез то бесславия; того ради, помыслив, я сам в себе беспристрастно и непринужденно чрез сие объявляю не только всему Российскому государству, но и целому свету торжественно, что я от правительства Российским государством на весь век мой отрицаюся, не желая ни самодержавным, ниже иным каким-либо образом правительства во всю жизнь мою в Российском государстве владеть, ниже оного когда-либо или через какую-либо помощь себе искать, в чем клятву мою чистосердечную пред богом и всецелым светом приношу нелицемерно. Все сие отрицание написал и подписал моею собственною рукой» (там же, с. 100). 142 В «Прибавлениях» к 55 от 6 июля 1762 г. «Санкт-Петербургских ведомостей» были напечатаны «Манифест о вступлении на престол Екатерины II» и обнародовано «отречение» Петра III. В первые же дни вступления на престол Екатерина разослала по всем губерниям огромное количество манифестов и указов, подобных следующим, напечатанным позднее в Полном собрании законов (т. XVI): «Божиею милостию мы Екатерина Вторая императрица и самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Нашему Рижскому губернатору генерал-аншефу Броуну. Вчера мы вас уведомили о благополучном нашем восшествии на Всероссийский престол, а ныне повторительно уведомляем, что впоследствии того бывший император своеручным и торжественным удостоверением письменно вовсе от престола в империи отказался, о чем мы вскоре и публикацию учиним. Дан в Петергофе 1762 года июня 29 дня. Екатерина» (см.: Осьмнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым. M., 1869, кн. 1. с. 451).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Василий Николаевич Карпов, не ему чета, постарше его и попочтеннее, да не записывает же в журнал не бывших у него на лекциях, а ведь даже у Карпова бывает нередко не больше слушателей, чем у Пр(редтеченско)го, к тому же временного преподавателя греческого языка. Да что, братцы, в следующий раз не пойдем к нему совсем. Вот он и увидит, как записывать нас в журнал». Перед наступлением следующего класса по греческому языку это и приведено было в исполнение, без всяких дебатов и нарочитых обсуждений этого шага; состоялось это как-то просто, само собою. Наступил следующий класс греческого языка. Не пошел никто, кроме трех студентов… (…) Сначала мы считали это дело не более, как личным делом бакалавра А.И.Пр(едтеченско)го, очень чувствительного к популярности между студентами и потому обиженного нашим недостаточно внимательным, по его мнению, к нему отношением. Мы считали его человеком довольно легкомысленным и по свойству его характера способным к различным выходкам. Нам и в голову не приходило, на первых порах, что завязывается серьезное дело, в котором главную действующую роль играет не молодой бакалавр, а лицо гораздо его повыше» 8 . Дело закончилось тем, что после исключения почти всего курса в духовных кругах Петербурга пошел шум, дошло до Синода, который не одобрил «крутых мер» ректора. Решено было дать день, чтобы исключенные написали прошение о принятии их снова на курс, в результате из 25 человек вернулось 19. Между прочим, «не вернувшимися» были впоследствии весьма известные личности: М.И.Владиславлев, сотрудник изданий Ф. и М.Достоевских, ректор Санкт-Петербургского университета, И. Я Спрогис, историк, этнограф, публицист, сотрудник Публичной библиотеки, директор Виленского центрального архива древних актов, Ф.И.Абрамович, кандидат С.-Петербургского университета, преподаватель Новгородской гимназии, и др. Следует добавить, что «случай в греческом классе» попали на страницы герценовского «Колокола» 9 . Сам А.И.Предтеченский через год после этой истории стал экстраординарным профессором Академии и довольно активно начал заниматься научной и общественно-публицистической деятельностью: читал публичные лекции, писал статьи в журнал «Христианское чтение», редактором которого он впоследствии стал (1874), издавал брошюры, видимо, с середины 1860-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Там верно уж лежит писатель». Афанасьев-Чужбинский († 6 сентября 1875); Башуцкий – составитель «Панорамы Петербурга»; Благосветлов – редактор журнала «Дело»; Белинский – известный критик; Глинка – автор многих повестей, рассказов и пр.; Дельвиг – поэт; Добролюбов – критик; Курочкин – поэт юморист; Палаузов – писавший о славянах; Полевой – издатель многих журналов; Решетников, Стопановский, Тургенев, Иван Сергеевич. Здесь погребены многие представители разных искусств, как-то архитекторы: Витберг, Воцкий, Мельников, Садовниковы; скульпторы: Теребеневы–отец и сын; живописцы: Садовников, Сапожников; гравер Виноградов; музыканты: Ершов и Гунке; актеры: Дмитревский и супруга его Аграфена Михайловна, урожд. Мусина-Пушкина, Яковлев, Булахов, Гусева, Славин и пр. Здесь же погребены многие книгопродавцы издатели, например: Глазуновы: Ив. Петр. († 1831) и сын его Илья Ив. († 1849), отец и дед нынешнего книгопродавца и городского головы Ив. Ив. Глазунова; Звонарев, Кожанчиков, Кораблев, Плавильщиков, Смирдин и Сленин. Из именитых купцов здесь погребены: Пономаревы, Щербаковы, Новиковы, Варгунины, Зверковы, Жуков, Растеряев, Хлебников, Воденниковы, Лопатины, Целибеевы и пр. Вид кладбища в настоящее время и наиболее выдающиеся его памятники и эпитафии Ныне Волковское кладбище представляетъ сад или парк, засаженный деревьями и кустарниками разных пород, с палисадами, беседками, памятниками и крестами; летом все это обсажено цветами, украшено венками и гирляндами. Отделяясь оградою от улицы и церковных домов, кладбище с остальных сторон частью обнесено забором, частью ограждено речкой. От св. ворот внутрь кладбища ведет большая, мощеная булыжником, проезжая дорога, для провоза покойников и проезда экипажей. У двух калиток, также как и у главных ворот, содержится постоянный караул, для наблюдения за проходящими. Тут же находятся и квартиры для сторожей. Деревья и кустарники особенно густы до Пономаревской церкви, а дальше кладбище имеет березовые аллеи и безлесные лужайки. За Спасскою церковью – большой луг, где летом гуляют и играют дети; за лугом – лесок, постепенно переходящий в частый и высокий березовый лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Директор Отдела здоровья московского объединения Церкви адвентистов седьмого дня С.А. Григораш представил социальный проект «Здоровая семья — здоровая страна» и рассказал о многочисленных программах и мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни не только среди членов его церкви, но и других россиян. В последнее время община адвентистов особое внимание уделяет работе с инвалидами (например, акция «Идешь на фитнес — возьми с собой инвалида») и в интернатах с сиротами. Н.А. Николаева и И.М. Тымкова, возглавляющие соответственно московское и санкт-петербургское отделения «Мальтийской службы помощи» — организации мирян, созданной под эгидой Мальтийского ордена — рассказали о работе с инвалидами, бездомными и малоимущими. Московское отделение адресно опекает около 4 тысяч человек (продукты, одежда, обучение немецкому языку, основам первой помощи, профориентация, мероприятия для пожилых и детей и т.д.). Петербургское отделение имеет три основных направления работы: обеспечение малоимущих горячими обедами (благотворительная «мальтийская» столовая работает уже 28 лет, ежедневно кормит 250 человек, которых направляют социальная служба города и восемь православных приходов), бесплатная помощь электрика на дому и пр. В попечительский совет столовой входят православные, католики, лютеране. Второе — экстренная помощь семьям с детьми (от покупки продуктов до размещения во временном убежище, юридического сопровождения и пр.). Здесь большую помощь оказывают протестантские общины, а православные приходы собирают деньги на покупку билетов для отправки подопечных домой. И, наконец, помощь бездомным: уже десять лет в большой армейской палатке за год спасается от голода и холода около 700 человек, в том числе инвалиды. «Мальтийцы» помогают им оформить документы, определить в приют или вернуться домой. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru   Версія: російська Матеріали за темою Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 апреля 2024 года) [Стаття] «Від благородних планів поспішатимемо до конкретних справ».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5590583...

4 . Максим Исповедник . Письма. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет; Русская Христианская гуманитарная академия, 2007. В чём состояло грехопадение человека, как оно произошло и каковы были его последствия? I. Для чего была нужна заповедь о невкушении плодов с дерева познания добра и зла? Создав человека, Бог поместил его в благоустроенном саду – Раю. По отношению к Адаму Рай был тем местом, где он ощущал себя особенно комфортно. Помимо прочего Рай изобиловал прекрасными плодоносными растениями, которые не нуждались в той регулярной специфической помощи со стороны человека, в которой нуждаются многие современные растения садового и огородного плана (в регулярной подкормке органическими удобрениями, в защите от сорняков, в специализированной обработке от вредоносных насекомых и пр.). Одним словом, Рай был преисполнен легкодоступными для человека, пригодными ему в пищу плодами. В соответствии со Своими предвечными замыслами о Домостроительстве (Промысле) Бог дозволил людям употреблять в пищу плоды любого дерева, произраставшего в Эдемском саду, за исключением плодов дерева познания добра и зла ( Быт.2:16–17 ). Этот запрет сопровождался грозным владычным предостережением: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). С учётом того, что в Раю было множество плодоносных деревьев, тогда как запретная заповедь распространялась лишь на одно, в святоотеческом богословии она оценивается как весьма не трудная для исполнения. Тем не менее, при всей её кажущейся незамысловатости она была чрезвычайно важна для духовно-нравственного воспитания и самовоспитания первозданных людей: Адама и Евы. Соблюдая её добровольно, они упражнялись бы в послушании Богу, в формировании в себе надлежащего, стабильного психологического настроя, в приобретении и закреплении навыков и привычек совершения добра. Таким образом, постепенно, они всё больше и больше, утверждались бы в добре. Можно предположить, что в дальнейшем им были бы быть озвучены дополнительные заповеди, например, касающиеся норм отцовства и материнства, связанные с воспитанием детей. Если бы первые люди жили в свободном и желанном послушании Богу, со временем их воля приобрела бы устойчивое доброе направление, преобразовалась бы из формально-нейтральной в нравственном отношении в добрую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

далее... 18.11.01 - Пагубные пристрастия Многовнукий дед А. Вишневский, статья, 18 ноября 2001 г. Ко многим вредным привычкам пристрастились многие дети. Нередко с младенчества извращен ритм сна и бодрствования, разумно не упорядочено питание, развращена эмоциональная реактивность. Становится модным ленивое безделье. Многих одолевает тупая скука, дикий кураж, авантюризм, цинизм, уголовные деяния, вандализм, курение, пьянство и пр. нарко-токсикомании. Изнеженные и извращенные предпочитают чрезмерные сладости, пикантную «закусь», дискотеки под стимуляторами, извращенный секс, ночные оргии, азартные игры… Умопомрачающий азарт помолодел, усовершенствовался технологически, вооружился современной компьютерной техникой и психологическими программами развращения детей... далее... 08.11.01 - Под стеклом Анатолий Королев, статья, 08 ноября 2001 г. Дух зрелища вырастает из самых низменных формул человеческого общежития. Как ни бодрятся условные Саша, Макс или Дэн, Марго или Маша, видно, что им давно обрыдло позировать, и холодок смертельной скуки придает супершоу атмосферу вымороченности и фальши. Перед нами - подобие уличной гриль-кухни, где вертятся на шампурах мертвые куры... далее... 05.11.01 - Табу вместо совести Александр Шрамко, священник, статья, 05 ноября 2001 г. Почему, окунаясь в церковную среду, люди склонны терять некоторые добрые и вполне христианские по духу качества души? Особенно такие, как открытость, непосредственность, искренность, чуткость… далее... 03.11.01 - Туризм и паломничество Людмила Ильюнина, статья, 03.11.01 " Туризм и паломничество - что между ними общего и чем они отличаются друг от друга " - такой вопрос напрашивался сам собой при посещении Международной туристской выставки, устраиваемой вот уже десятый раз в выставочном комплексе " Ленэкспо " в Гавани. В этом году на выставку впервые пригласили Санкт-Петербургскую епархию и предложили ей принять участие в работе стенда, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга. далее... 31.10.01 - Молитвенное воздыхание ко Господу Предсмертная молитва иеросхимонаха Парфения Киевского " Аннушка, мне так нравится эта молитва, что решила вместо того, чтобы отослать ее Вам одной (как обещала), поместить ее здесь.

http://zavet.ru/bhr0106.htm

2)Засим помета на паспорте лица, возвращаемого в Россию, причин его высылки становится излишнею. По поводу вопроса о поклонничестве нашем в Иерусалиме неизлишним считаю присовокупить несколько указаний, которые будут служить к более точному распределению Ваших прав и обязанностей по сему вопросу от совместной деятельности во Святом Граде начальника нашей Духовной Миссии. Относительно поклонников наших в Иерусалиме деятельность епископа Кирилла ограничивается только надзором и попечением, условливаемыми их духовными потребностями. Как архиерей и духовный отец их, он наблюдает за их нравственно- стию, действует на них убеждением и церковным исправлением, мирит их в случае раздора и пр. Но если бы потребовалось наложить на них исправительные меры, выходящие из круга его чисто духовной власти, – то он входит с Вами в сношение и предает ослушников действию Вашей гражданской власти. Вам предоставляются все права и обязанности, присвоенные существующими у нас постановлениями консульскому званию на Востоке, относительно вообще русских подданных. Сюда относятся: светский суд и расправа над поклонниками, полицейские меры, сношения с местными властями и консулами по возникающим делам между русскими поклонниками и иностранными подданными, и вообще все заботы об упрочении материального благосостояния и безопасности наших поклонников. Засим участие, предоставленное начальнику Миссии прежними инструкциями в деле покупки земель под предполагаемые в Иерусалиме богоугодные учреждения наши, – отменяется. Дела эти, как Вам известно, подчинены исключительному ведению учрежденного в Санкт-Петербурге, под личным председательством государя императора, Особого Комитета об улучшении быта наших поклонников, действующего в Иерусалиме исключительно чрез посредство г-на д.с. с. Мансурова и Ваше. Епископу предоставляется только служить Вам добрым советом, в случае, если бы Вы сами обратились к нему за оным, и самая императорская миссия не касается того специального дела и несет по оному одну лишь ту ответственность, которую возлагают на него переговоры с турецким правительством для устранения могущих возникнуть препятствий в исполнении предначертаний санкт-петербургского Комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

на исправления бронзовые, мраморные, слесарные, стекольные и проч., на покупку щеток и пр., очистку зеркальных стекол в окнах, чистку дымовых труб и мраморного пола, на дрова, ремонт печей и проч. …………………………………..6288 руб.серебром.  4) На вознаграждение лиц, командируемых Академией художеств для техническо-художественного обозрения храма……………………………………………………2000 руб.серебром. VI. На наем помещений и содержание строений собора: На наем помещений для духовенства, певчих, смотрителя в его команды, отопление каменных и церковного домов, ремонт наемных, чистота их и проч. …………………………………. 14 540 руб. серебром. Итого ………………………………………… 68 858 руб. серебром. Все другие расходы по собору и церковному дому, как то: покупка свечей для возжения перед иконами, наем помощников для церковного старосты, постановка и разбор катафалков при торжественных богослужениях, отправление по домам родителей спавших с голосов малолетних певчих и набор новых и проч., также содержание чистоты и наем прислуги у церковного дома, ремонт его и проч., покрываются из сумм собственно церковных. Валовой итог этих, собственно соборных, расходов простирается до 30 000 руб. серебром. Общий итог суммы, употребленный на построение Санкт-Петербургского кафедрального Исаакиевского собора с начала его перестройки в 1818 году до освящения его в 1858 году и потом до совершенного окончания дел в 1864 году, в котором упразднена уже и сама комиссия – 23 256 852 руб. 80 коп. серебром. 7. О приходе Исаакиевского собора Границы прихода Приход Исаакиевского собора находится в Адмиралтейской части и обнимает три ее квартала. Линии, составляющие его границы, следующие: 1) по Неве, от левого Адмиралтейства вверх – Английская набережная, Дворцовая          набережная до Троицкого моста; 2) направо от моста, по правой стороне Царицына луга или Марсова поля, Царицынская улица; 3) затем, Мойка от Театрального моста (с мостами Конюшенным, Певческим, Полицейским, Красным, Синим, Почтамтским, Поцелуевым), до Храповицкого; 4) наконец, от этого моста в Неву,  новый Адмиралтейский канал. Улицы прихода

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

профессор Иван Егорович Троицкий (18.04.1832–15.08.1901) Общая церковная история Отзывы и заметки профессор Иван Егорович Троицкий Историк Церкви, профессор, педагог. Действительный статский советник, доктор богословия. Биография Родился в семье причетника. Окончив Каргопольское духовное училище и Олонецкую духовную семинарию, поступил в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1859 году со степенью магистра. Преподавал в Олонецкой Духовной семинарии логику, психологию, патристику и латинский язык. С 1861 года преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии на кафедре греческого языка; 1863 года — на кафедре общей церковной истории. В 1875 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора богословия. С 1884 года до выхода в отставку занимал кафедру истории и разбора западных исповеданий. С 1874 года читал лекции по церковной истории в на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета в должности приват-доцента. В 1880—1901 гг. — профессор этого университета по кафедре истории церкви. В 1876—1891 годах ежегодно помещал в журнале «Церковный Встникъ» историческое обозрение «Православный Восток и инославный Запад в минувшем году». Был членом Императорского Православного палестинского общества. В 1880—1890 годах — редактор и цензор журнала «Христианское Чmehie». С 1878 по 1898 год через него, как советника обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, проходила вся дипломатическая почта с Востока (Константинополь, Иерусалим и пр.), касающаяся церковных дел; все меры, предпринимавшиеся Святейшим Синодом в восточной политике, согласовывались (или разрабатывались) им. Был одним из организаторов Русского археологического института в Константинополе (вопрос о его учреждении обсуждался с декабря 1888 года). С 1878 года состоял в интенсивной переписке с Георгием Павловичем Беглери (1850—1923) — греком, родившимся в Константинополе и принявшим российское подданство; последний информировал Троицкого о состоянии дел и настроениях в Патриархии и других церковных, политических и научных новостях. Большую часть писем от Беглери Троицкий перенаправлял Победоносцеву. С 1892 года состоял членом Комиссии Святейшего Синода по старокатолическому вопросу. В 1899 году вышел в отставку. Скончался 2 августа 1901 года, 4 августа погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010