Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Вениамин, Митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные Священномученик Архимандрит Сергий и Мученики Юрий и Иоанн (+ 1922) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 31 июля и в ближайшее воскресенье к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Вениамин, в миру Василий, родился в 1873 г. в Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда (ныне Архангельская обл.) в семье священника Казанского. Родители воспитывали сына в благочестии и христианских добродетелях. Он любил чтение житий святых, восхищался их духовными подвигами, сожалея, что в современном мире лишен возможности пострадать за веру православную. После окончания Петрозаводской Духовной семинарии Василий Казанский поступает в Петербургскую Духовную академию. В годы студенчества он принимает участие в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. В 1895 г. он принимает монашеский постриг с наречением ему имени Вениамин, а по окончании академии со степенью кандидата богословия направлен преподавателем Священного Писания в Рижскую Духовную семинарию, в 1898 г. он — инспектор Холмской семинарии, а через год — Петербургской. Святительское служение св. Вениамин начал в 1910 г. как епископ Гдовский, Санкт-Петербургский викарий. Хиротонию совершили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский, + 1912), Московский Владимир (Богоявленский, + 1918, память его 25 янв.), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин, + 1925, память его 25 марта) и другие. Святительский сан владыка Владимир воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди. Воздействие его наставлений среди всех страждущих и заблудших было велико и многих приводило к покаянию. Святителя отличали евангельская простота, отзывчивость, сердечность и доступность.

http://sedmitza.ru/lib/text/437531/

Александро-Невская лавра открыла общедоступный читальный зал в своей библиотеке 30 сентября, 2013. Новостная служба Александро-Невская лавра открыла общедоступный читальный зал в своей библиотеке — старейшей среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. 30 сентября. ПРАВМИР.  Александро-Невская лавра открыла общедоступный читальный зал в своей библиотеке —  старейшей среди церковных библиотек Санкт-Петербурга. Зал находится в музейно-библиотечном корпусе и включает в себя два отдела. Первый из них — это электронный каталог, созданный благодаря участию библиотеки в конкурсе «Православная инициатива» Фонда преподобного Серафима Саровского. На выигранный грант была установлена новая версия автоматизированной библиотечно-информационной системы «Ирбис-64». Второй отдел предназначен для изучения информации на бумажных носителях. При нем с 3 октября начнут работать курсы по церковнославянскому языку и церковному чтению. Их будет вести кандидат филологических наук Сергей Наумов — ученик крупнейшего слависта Нины Саблиной. Начало библиотеке положил император Петр I. Собирание книг было предпринято в связи с началом богослужений в монастыре в 1713 году, открытием монастырской типографии и Славянской школы. Долгое время книжное собрание, ризница и архив перемещались из одних помещений в другие. В 1910 году, в период управления митрополита Антония (Вадковского) и наместника — архимандрита Феофана (Тулякова) — библиотека вместе с архивом и древлехранилищем была размещена в Новой ризнице, построенной по проекту Льва Шишко за Духовским братским корпусом. В 1918 году библиотека была разорена, книжные собрания национализированы и переданы в Российскую Национальную (тогда — Публичную) библиотеку и другие хранилища. Собирание православных изданий возобновилось 90-е годы XX века. В 2006 году началась работа над проектом наместника лавры епископа Кронштадтского Назария по созданию крупной общедоступной библиотеки, соответствующей статусу монастыря. Сегодня библиотечный фонд регулярно пополняется, возвращаются некогда утерянные книги. Их приносят владельцы личных архивов.

http://pravmir.ru/aleksandro-nevskaya-la...

Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Христова при Психиатрической больнице св. Пантелеимона. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Больница в Удельной для беспокойных душевнобольных и хроников стояла всего в полуверсте от подобного заведения Императора Александра III. С 1867 по 1884 гг. она считалась временной и занимала деревянные корпуса б. земледельческого училища удельной фермы, возведенные в 1832–1833 гг. акад. Х.Ф. Мейером на левой стороне Выборгской дороги. Для училища и жителей фермы еще 1 октября 1833 г. на первом этаже главного двухэтажного дома была освящена небольшая, квадратная в плане церковь. 12 образов в белом иконостасе написал акад. Д.И. Антонелли. От соседнего зала церковь отделялась перегородкой. После капитального ремонта здание повторно освящено 15 декабря 1876 г. митрополитом Исидором. В 1888 г. больница на 500 мест, реконструированная И.С. Китнером, отошла к городу. При очередном ремонте больничных корпусов, который проводил гражд. инж. А.П. Максимов, храм был расширен. К нему присоединили соседний зал. В 1899 г. возвышавшуюся на крыше звонницу с тремя колоколами заменила деревянная колоколенка. За год до этого церковный флигель отремонтировали после пожара и надстроили вторым этажом. В 1910 г. к церкви была сделана каменная пристройка. В 1856 г. Ольга Антоновна Лауниц пожертвовала в небогатый храм золоченый серебряный крест с частицами св. мощей, который она унаследовала от своей матери, происходившей из дворянского рода Никитиных. Некоторые образа были подарены храму местным землевладельцем гр. Орловым-Денисовым. По словам автора конца XIX века, „по праздникам дачники охотно посещают больничную церковь и молятся вместе с сумасшедшими“. Особенно много народу стекалось на крестный ход, проходивший 15 августа по окрестностям. С 1854 г. больше 30 лет прослужил в этом храме прот. Иоанн Афанасьевич Ветвеницкий. В 1916 г. при настоятеле Димитрии Георгиевиче Георгиевском было открыто благотворительное общество. В 1919 г. больницу объединили с Александровской, и теперь она называется Городской психиатрической 3 им. И.И. Скворцова-Степанова.

http://sobory.ru/article/?object=24702

Санкт-Петербург. Церковь Казанской иконы Божией Матери при подворье Пекинской духовной миссии. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Пекинская духовная миссия – старейшее зарубежное миссионерское учреждение Российской Православной Церкви – возникла в 1712 при Петре I. В 1792 она приобрела собственный статус и до 1863 входила в состав русского посольства в Китае. Первым начальником миссии был свт. Иннокентий Иркутский, а с 1896 ее возглавил энергичный епископ Переяславский Иннокентий, развернувший среди китайцев активную миссионерскую деятельность (при нем богослужения стали совершаться по-китайски) и основавший в Москве и столице подворья центра миссии – пекинского Успенского монастыря. В 1902 вдова ремесленника Ирина Степановна Беляева подарила миссии землю близ Лиговки. Здесь уже в октябре была освящена часовня, а 22 декабря епископом Ямбургским Сергием – небольшой деревянный храм с подворьем, выстроенный по проекту гражд. инж. Р. А. Берзена. Он считался временным. Сразу же была задумана и каменная двухэтажная церковь, но только в 1906 техники-строители Б. М. Кишкин и В. С. Шорохов предложили ее проект, который через пять лет епархиальный зодчий А. П. Аплаксин основательно переделал в „новгородском“ стиле. Проект показался „более интересным, чем прежний“. Для строительства был в 1910 образован комитет во главе с гофмейстером Б. В. Штюрмером, и осенью начались строительные работы. Из сметы в 100 тыс. руб. (истрачено было вдвое больше) в кассе вначале имелось всего 5 тысяч. Высокую церковь с куполом-шлемом заложил 8 мая 1911 епископ Вологодский Никон. Так как работы – в основном на средства местных купцов – шли уже целый год, то 6 октября 1911 архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий, покровитель подворья, смог освятить в здании нижний Михайловский придел, вмещавший 600 человек. К зиме следующего года удалось завершить все каменные работы и начать сооружение куполов. При достройке применялись бетон и железобетон. Поскольку церковь строилась „в память избавления России от нашествия галлов“, освящение главного Рождественского верхнего придела храма на 1500 человек предполагалось произвести в столетний юбилей этого события, осенью 1912, но епископ Иннокентий сделал это только 15 августа 1913. 1 декабря того же года настал черед правого Казанского придела, по которому в те годы именовали весь храм. Это произошло незадолго до Рождества, когда по обычаю особым молебном отмечалось изгнание Наполеона из страны. На Лиговке предполагалось возвести часовню, но сделать это не успели из-за революции.

http://sobory.ru/article/?object=34246

Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Серафима Саровского. Построена в 1906 г. архитектором Н.Никоновым. Приделы Божией Матери " Умиление " и святого Николая. Действует. Подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. У деревни близ самого шоссе располагалось основанное по личному распоряжению императора Николая П в начале ХХ века подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Императорская семья уверовала в чудодейственность молитв святого старца Серафима Саровского после появления на свет наследника престола, чье рождение они связывали с купанием императрицы в святом источнике в Сарове. Поэтому было решено построить подворье Серафимо-Дивеева монастыря в Петергофе, постоянной летней резиденции императорской семьи. В 1904 году, в год рождения наследника, была возведена пятикупольная деревянная часовня во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца. А рядом заложили большую каменную церковь по проекту Н.Н.Никонова в стиле нарядного московского «нарышкинского» барокко конца ХУП века. Освящена пятиглавая церковь с высокой шатровой колокольней была во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца в 1906 году. А деревянную часовню переделали в храм во имя иконы Умиления Божьей Матери. К этому времени в подворье жили 43 монахини, переведенные из Дивеева монастыря. Были организованы мастерские иконописи, мозаики, рисования и чеканки, которыми руководил художник Ф.Ф. Бодалев. Единственное сохранившееся здание монастыря – храм Серафима Саровского. После многолетнего использования под складские помещения он был в 1996 году заново освящен. Утрачена прекрасная деревянная часовня, построенная в 1904 году. По книге: Юхнева Е.Д. «Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. Х1Х век. Путеводитель. – СПб.: «Паритет», 2005.  Пам. арх. (федеральн.), 1904 - нач. 1910-х - арх. Никонов Н. Н. «Храм построен по личному распоряжению императора Николая II недалеко от летней императорской резиденции и Собственной дачи. Причиной послужило почитание преподобного [Серафима] царской семьёй и благодарность Серафимо-Дивеевскому монастырю за благополучное рождение наследника после молитв императрицы и купания её в источнике в Сарове.

http://sobory.ru/article/?object=00477

Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волковском православном кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1901 г. пот. поч. гражд. Татьяна Васильевна Колобова, вдова табачного фабриканта, пожертвовала 83,5 тыс. руб. на постройку трехпридельного храма с хорами. Его решили поставить справа от входа, перед Спасской и Всесвятской церквями. Одобренный 8 июня 1901 г. проект пятиглавого, без колокольни, здания исполнил в стиле XVII века Л.В. Шмеллинг. Жертвовательницей оно посвящалось памяти умершей сестры Анны и имело фамильный склеп Колобовых. Прежде чем в 1910 г. начать постройку, епархиальный зодчий А.П. Аплаксин, несмотря на выдвинутые возражения, коренным образом изменил облик фасада, сделав его „более стильным“ и приблизив к неорусскому варианту модерна. Строительные работы длились 14 месяцев и стоили 65 тыс. руб. Однопрестольный храм возвышался на гранитном цоколе и был окрашен в белый цвет. Служить в нем начали 4 мая 1913 г. на переносном антиминсе, но по техническим причинам, а также из-за нарушения утвержденного проекта, само освящение задержалось до конца августа 1918 г. Стены не удалось украсить росписью, которая снаружи должна была изображать „Воскресение мертвых“. Простоял храм лишь десять лет, и в 1929 г. он был закрыт и снесен. В день третьего Спаса по кладбищу шел крестный ход и служилась вселенская панихида, а 15 августа ход шел вокруг Волковой деревни в память о холере 1848 г. При кладбище с 1806 г. существовала богадельня для вдов и сирот придворного духовенства и начальная школа. На другом берегу речки Волковки находились старообрядческое, единоверческое и лютеранское отделения кладбища. К началу XX века Волковское православное кладбище превратилось в одно из крупнейших кладбищ Петербурга, протяженность дорожек которого достигала пятнадцати километров. На кладбище действовали пять православных храмов. Церковь Всех Святых построена в 1850–1852 гг. по проекту архитектора Франца Ивановича Руска, по образцу построенной им рядом Спасской церкви. Храм возводился на средства богатейшего русского купца, старосты единого прихода Порфирия Пономарёва, известного своей благотворительностью. После освящения церкви 22 августа 1852 года погребения Пономарёвых были перенесены в неё, а через год здесь же был погребён сам жертвователь П.И. Пономарёв. Поэтому церковь Всех Святых в народе обычно называлась " Пономарёвской " .

http://sobory.ru/article/?object=37516

Выставка " Императорская семья на почтовых карточках XX века " открылась в Петропавловской крепости июля 2014 На экспозиции " Романовы в Петербурге " в Инженерном доме Петропавловской крепости 31 июля открылась выставка " Императорская семья на почтовых карточках XX века " , на которой представлено примерно 60 открыток и фотографий из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выставка состоит из нескольких разделов: официальная хроника семьи Николая II, частная жизнь Романовых, жизнь царской семьи в период Первой мировой войны. Первоначально печатать открытки с изображениями правящей династии имели право только некоторые благотворительные организации - первой из них в 1900 году стала община святой Евгении. С 1910 года печатать такие открытки дозволялось всем, необходимо было только получить цензурное разрешение в министерстве Императорского двора, а в годы Первой мировой войны - дополнительное разрешение военной цензуры. " Любая документальная открытка имеет в основе фотографический снимок, - сказала, открывая выставку, куратор - старший научный сотрудник фонда хранения открыток Людмила Петрова. - И для тех, кто интересуется документальной стороной, на выставке есть такая возможность. С другой стороны, все эти изображения хорошо известны: они неоднократно репродуцировались в различных изданиях, а в интернете, к сожалению, их даже раскрасили. Нам было важнее дать представление о том, что именно предлагалось для тиражирования, и подчеркнуть, что это именно почтовая открытка, поэтому мы, где возможно, показываем и адресную сторону. Адресная сторона ценна тем, что на ней указаны выходные данные. Например, известную фотографию императора с наследником привыкли датировать 1913 годом, и автором указывают Карла Буллу. Но на адресной стороне открытки указана дата цензурного разрешения, 8 ноября 1911 года, и логотип фотоателье " Боассон и Эгглер " , одного из поставщиков Императорского двора. Это ставит под сомнение авторство Буллы: хотя в те времена практиковалась перекупка изображений, вряд ли поставщики Двора стали бы этим заниматься, так что скорее всего это именно их снимок " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Президент России В.В. Путин посетил храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе 8 декабря 2014 г. 20:56 8 декабря 2014 года Президент Российской Федерации  В.В. Путин  посетил отреставрированный храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе, великое освящение которого  совершил  в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви в сопровождении министра иностранных дел РФ  С.В. Лаврова , возглавляющего попечительский совет по восстановлению храма, губернатора Санкт-Петербурга  Г.С. Полтавченко , управляющего делами Московской Патриархии  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  и настоятеля храма протоиерея Геннадия Зверева осмотрели экспозицию церковного музея.  Высокие гости осмотрели выставку «Гвардейские стрелки на службе Отечеству», на которой представлены оружие, документы, военная униформа XIX века и времен Первой мировой войны, а также посетили храм, где Президент России поставил свечи. В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл подошли к месту погребения в церкви строившего ее генерал-майора С.И. Кутепова (+1905) и почтили память воинов, захороненных в храме и рядом с ним. Храм преподобного Сергия Радонежского в Царском Селе был построен в 1904 году для воинов лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового батальона (с 1910 года полка). Шефом воинского подразделения был сын императора Александра II великий князь Сергей Александрович (1857-1905). Освящение церкви 110 лет назад происходило в присутствии императора Николая II и великих князей Владимира и Сергея Александровичей. Стены храма были покрыты фресками в древнерусском стиле с элементами модерна. В одном здании с храмом ранее помещались учебный зал полка и цейхгауз. С момента своего основания храм стал памятником героям-стрелкам: под спудом были погребены строитель церкви командир батальона генерал-майор С.И. Кутепов (1853-1905), а позднее — некоторые офицеры полка, погибшие в Первую мировую войну (сегодня установлено 8 имен, в том числе двух георгиевских кавалеров).

http://patriarchia.ru/db/text/3871578.ht...

Ржев. Церковь Троицы Живоначальной (старообрядческая). Карта и ближайшие объекты Колокольня церкви Троицы Живоначальной расположена по улице Смольная в городе Ржев Тверской области. Одноглавая старообрядческая деревянная церковь во имя Троицы Живоначальной была сооружена на пожертвованном земельном участке местным купцом Поярковым Григорием Ивановичем. В 1906-1909 годах над основным объемом храма был достроен восьмерик, покрытый куполообразной кровлей и увенчанный луковичной главкой. Тогда же была сооружена каменная ярусная колокольня, состоящая из убывающих четвериков. Нижний ярус четверика закреплен широкими лопатками, арочный входной проем украшен килевидным кокошником. Завершающие карнизы всех четвериков украшены кирпичным узором. Снаружи колокольня оштукатурена. Позднее к храму добавлен придел Архангела Михаила. В советское время храм был закрыт и разрушен во время Великой Отечественной войны, но колокольня сохранилась и до наших дней. В настоящее время колокольня Троицкой церкви не действует, утрачено венчание, обрушены перекрытия, но она не заброшена, и по состоянию колокольни чувствуется забота верующих о своей святыне. В 1906 году во Ржеве на Предтеченской улице в 115-ом квартале (ныне ул. Смольная) состоялась закладка старообрядческой церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Деревянная одноглавая церковь строилась на участке, пожертвованном местным купцом Поярковым Григорием Ивановичем. Строительство деревянного храма было закончено в 1908 году. 14 ноября 1909 года епископ Кирилл (Политов) совершил освящение церкви. Храм был построен на средства и силами ржевского купца Григория Ивановича Пояркова и будущего настоятеля о. Иоанна Георгиевича Иголкина. Каменная ярусная колокольня была заложена в 1910 году, также был надстроен восьмерик с куполом над основным объемом храма. Позже был построен придел во имя Архистратига Михаила, который был освящен в 1912 году. На звоннице было семь колоколов. Еще в 1888 году о. Иоанн Иголкин служил в Городце (Нижегородская область), куда был поставлен по рекомендации инока, а впоследствии епископа Арсения (Швецова). Священноинок Арсений воспитал многих учеников, из них наиболее видными были: священник о. Димитрий Смирнов, священник о. Иоанн Иголкин. Затем о. Иоанн служил в Санкт-Петербурге в домовом храме Громовского кладбища, который был освящен 8 ноября 1905 г. старообрядческим епископом Санкт-Петербургским и Тверским Виталием (Бажановым) во имя свт. Петра, митрополита Киевского и всея Руси чудотворца. В Троицком храме Ржева о. Иоанну Иголкину сослужил диакон Феодот Тихомиров.

http://sobory.ru/article/?object=19095

Статистика Кассиан (Безобразов), еп. епископ Катанский (в юрисдикции Константинопольского патриархата), богослов, экзегет. Отец — сенатор Сергей Владимирович Безобразов. Мать — Вера Антоновна, урождённая Арцимович. Окончил первую Санкт-Петербургскую гимназию (1910), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1914), при котором был оставлен для подготовки к профессорскому званию (значительное влияние на него в этот период оказал А. В. Карташёв, вместе с которым он работал в Публичной библиотеке). В 1917 сдал экзамен на степень магистра. Доктор церковных наук (1947, тема диссертации: «Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна»). Почётный доктор богословия Фессалоникийского университета (Греция). С 1917 — доцент по кафедре истории церкви историко-филологического факультета Петроградского университета. В 1918 преподавал на кафедре истории церкви и религии Высших (Бестужевских) женских курсов. В 1920—1921 — профессор по кафедре истории религии Туркестанского государственного университета в Ташкенте. В 1921 возвратился в Петроград, был лишён права преподавать в Петроградском университете, читал лекции в Петроградском Богословском институте. В 1922 был выслан за границу в составе группы интеллектуалов, критически относившихся к большевистской власти, поселился в Белграде. В 1923—1924 преподавал в Русско-сербской школе в Белграде. Участвовал в деятельности Белградского кружка преподобного Серафима и Братства святой Софии. В 1923 участвовал в работе первого организационного съезда Русского студенческого христианского движения (РСХД) в местечке Пшерове (Чехословакия). В 1925 переехал в Париж. В 1925—1939 — доцент Свято-Сергиевского богословского института в Париже по кафедре Священного Писания Нового Завета, также преподавал греческий язык. Состоял в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1927 сделал вступительный доклад на первом Англо-православном съезде. 21 июня 1932 был пострижен в монашество в русском Афонском Свято-Пантелеймоновском монастыре.

http://lib.cerkov.ru/authors/460

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010