В.И. Марченко Священномученик Аркадий Остальский Скачать epub pdf Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность. Окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1910 году окончил Киевскую Духовную академию. С сентября 1910 года – учитель церковно-приходской школы в селе Цвиль Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. В это время он по настоянию родителей женился, хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. 14 сентября 1911 года в соборе города Староконстантинов Волынской губернии рукоположен во иерея. С этого дня служил в Староконстантинове священником на диаконском штате. Сразу после рукоположения отец Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчетах излагал свои впечатления от поездок. Суждения относительно сектантов на Волыни опубликованы впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа отца Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным миссионером. Проповедовал просто и ясно, так что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

прот. Константин Борщ Часть V. Взгляд на имяславие сегодня 2000–2001 гг. Глава 1. «На горах Кавказа». В.М. Лурье Интернет. 2000 г. Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах Иларион книгу: «На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников». Издание четвёртое, исправленное. Санкт-Петербург. »Воскресение». 1998 г. Первое издание этой книги появилось в 1907 г. по благословению преподобного старца Варсонофия Оптинского . Вслед за тем, в 1910 и 1911 гг. вышли второе и третье издания, причём деньги для первого и второго изданий пожертвовала св. преподобномученица Елисавета Феодоровна (действовавшая по благословению своего духовника схиигумена Германа, настоятеля Зосимовой пустыни), а третье было осуществлено Киево-Печерской Лаврой, после приобретения ею от автора издательских прав. За этим издательская история книги обрывается вплоть до её четвёртого издания, появившегося лишь в 1998 г. Причина этого не только в бурных событиях войны и революции, но, прежде всего, в том, что книга попала в совсем другую «историю» – гораздо менее приятную. Именно эта книга дала повод для так называемых споров о Имени Божием в 1910-х годах. Четвёртое издание книги появилось почти сразу после публикаций доселе неизвестных документов о ходе этих споров, и в самой книге в качестве дополнений к тексту впервые опубликованы некоторые важные документы. Сопровождающее книгу «Послесловие от редакции» – статья М.Б. Данилушкина «Краткий очерк о жизни старца Илариона и об истории имяславия в России» 1123 – является первой попыткой синтеза всех этих новых для нас фактов. В краткой рецензии нет возможности вникнуть во все подробности этого довольно запутанного дела. Упомянём лишь несколько интересных примеров. Афонских имяславцев обвиняли в бунте за то, что они подавляющим большинством (302 против 70) голосов 9 января 1913 г. переизбрали игумена Андреевского скита. Однако это было сделано в полном соответствии с Уставом скита в присутствии Ватопедского проэстоса (полномочного представителя того монастыря, которому подчинялся скит) и с последующим письменным утверждением результатов избрания Ватопедским монастырём.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

сост. О.А. Борзова II. Хронограф жизни и деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого 1877 г., 27 апреля – рождение в г. Керчи. 1889 г. – переезд в г. Киев. 1889 – 1895 гг. – учёба во второй Киевской гимназии. 1890–1895 гг. – учёба в Киевской художественной школе. 1893–1897 гг. – участие в выставках передвижников в Киевской художественной школе. 1896г. – поступление в Академию художеств (Санкт-Петербург) и переход на юридический факультет Киевского университета. 1897г. – учёба в художественной школе профессора Книрра (г. Мюнхен). 1898 – 1903 гг. – обучение на медицинском факультете Киевского университета имени Святого князя Владимира. 1904–1905 гг. – участие в русско-японской войне в качестве военного хирурга в Киевском лазарете Красного Креста. 1905г. – брак с Анной Васильевной Ланской. 1905–1906 гг. – служение земским врачом в г. Ардатове Симбирской губернии. 1906–1908 гг. – работа главным врачом больницы в с. Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. 1907г. – рождение сына Михаила. 1908г. – рождение дочери Елены. 1908 г. – первые научные статьи по вопросам обезболивания в журнале «Хирургия» и «Врачебная газета». 1908–1909 гг. – поступление в экстернатуру, работа врачом-экстерном в клинике госпитальной хирургии медицинского факультета Императорского московского университета, под руководством профессоров П. И. Дьяконова и Ф. А. Рейна. 1909г. – выступление на заседании Тамбовского физико-медицинского общества с докладом «Регионарная анестезия в практике земского врача». Избрание почётным членом-корреспондентом Тамбовского физико­-медицинского общества. 1909–1910 гг. – работа главным врачом больницы в с. Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. 1910–1917 гг. – работа главным врачом городской уездной больницы Переславль-Залесского уезда Московской губернии. 1911г. – рождение сына Алексея. 1911 г., 22 декабря – участие во II съезде Российских хирургов в Москве. 1914г. – рождение сына Валентина. 1914–1917 гг. – работа хирургом в эвакуационном госпитале.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Справочный аппарат Цитированная литература Болотов 1910= Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. СПб., 1910 (М., 1994р, 2001п). Болотов 1917= Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 4. СПб., 1917 (М., 1994р). Васильев 1904= Васильев А. Агапий Манбиджский – христианский арабский историк X века. – Византийский Временник 11, 1904, 574–587. Вдовиченко 1999=Вдовиченко А. Древнееврейский нарративный синтаксис в языке Септуагинты и Нового Завета. Краткое изложение. – Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 4, 1999, 58–88. Вдовиченко 2000=Вдовиченко А. Традиционный литературный язык Евангелий: новая модель описания. – Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000, 213–249. Витковские 2000=Апокрифические апокалипсисы/Переводы, вступ. статья и комментарии Марии Витковской, Вадима Витковского. СПб., 2000. Герд 1995=Герд Л.А. Еп. Порфирий Успенский : из эпистолярного наследия. – Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, [вып. 1], 8–21. Герцман 1996=Герцман Е.В. В поисках песнопений греческой церкви: Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996. Грилихес 1999=Священник Леонид Грилихес . Археология текста: Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1999. Грилихес 2000=Священник Леонид Грилихес . Реконструкция коммуникативной ситуации создания и первоначального функционирования двух первых канонических Евангелий. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000, 200–212. Деревенский 1998=Иисус Христос в документах истории/Сост., статья и комм. Б.Г. Деревенского. СПб., 19981 (и три послед. переизд. с дополн.). Рец.: ВДИ 2002, 1, 189–201. Дмитириевский 1906=Дмитириевский А.А. Еп. Порфирий Успенский как инициатор и организатор первой русской духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу православия и в деле изучения христианского Востока (По поводу столетия его со дня рождения). СПб., 1906 (Сообщ. Имп. Прав, палест. О-ва, 1905, т. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Судьба царя – судьба России…» В Санкт-Петербурге откроется фотовыставка «Царский венец» Ирина Ахундова   11:25 15.09.2023 778 Время на чтение 8 минут Фото: предоставлено автором 17 сентября 2023 года, когда празднуется 112 лет со дня первого обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского, в храме во имя иконы Божией Матери «Державная» в Санкт-Петербурге по окончании Божественной литургии откроется привезенная из Москвы передвижная фотовыставка «Царский венец», посвященная святой семье последнего Императора России. По словам святого преподобного Анатолия Оптинского младшего, «судьба царя – судьба России. Заплачет царь – заплачет и Россия. Не будет царя – не будет и России». Императору Николаю II мы обязаны многим и, в частности, тем, что именно по его воле завершился длившийся почти 100 лет процесс канонизации святителя Иоасафа, прославление которого произошло 4 (17) сентября 1911 года. Несмотря на множество свидетельств о чудесах по молитвам святителя Святейший Синод раз за разом отказывал в прославлении епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). После посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа в Белгороде эта тема оказалась в поле его зрения. После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться вопросом канонизации святителя Иоасафа. Но лишь в 1910 году прибывшая в Белгород специальная комиссия освидетельствовала мощи, и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений, могли объяснить их только чудом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/15/su...

Санкт-Петербург. Воскресенский Новодевичий Монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты 8 (21) июня 1908 г. по проекту архитектора В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 г. и приступили к отделке. Храм построен в византийском стиле с элементами модерна. Необыкновенно широкий центральный купол сочетается с пониженными боковыми главами. Косяков совершенно по-иному отнесся к каноничным формам. Он не перегрузил барабаны всех глав излишним декором, лишь намекая на обычную в таких случаях аркаду. Плавным очертаниям портала отвечает широкий, в форме арки фриз над главным входом в храм. Другие детали - обрамление главного входа, расстекловка окон, а также прихотливость линий ясно указывают на узнаваемый стиль. Расписал храм Ф.Р. Райлян. У стен этого храма в 1921 г. был погребен и сам зодчий В.А. Косяков. К началу XX в. старая монастырская деревянная церковь сильно обветшала, храм стал тесен от большого количеств погребений, нуждался в ремонте и расширении. По заказу руководства Воскресенского монастыря профессором архитектором В.И. Косяковым (1862-1921) был разработан проект замены деревянной церкви новым каменным трёхпридельным храмом, одобренный Святейшим Синодом 15 апреля 1907 г. и высочайше утвержденный 4 мая того же года. Новая церковь, построенная как храм-усыпальница в византийском стиле (было устроено 340 склепов), была возведена в 1908-1912 гг. Внутренняя отделка церкви продолжалась до 1915 г., но осталась незаконченной. Здание выполнено в стиле греко-византийской архитектуры. Прекрасный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери богато украшен майоликой, литыми рельефами " под резьбу по камню " , керамической плиткой. По внешнему виду церковь напоминает уменьшенный по размерам храм Святой Софии в Константинополе. В 1910-1915 гг. в интерьере церкви художником Фомой Райлиным были выполнены темперой живописные работы, стоимость их составила 173 тыс. рублей золотом. Значительная часть этих росписей сохранилась в церкви до наших дней. Большинство икон для храма было создано в иконописной мастерской Воскресенского монастыря игуменьей Антонией. Освящен храм был только после революции (по другим источникам, не был освящен вообще), а росписи так и не были закончены.

http://sobory.ru/article/?object=05265

Санкт-Петербург. Церковь Иова Многострадального. Крюковская церковь, Церковь святого праведного Иова Многострадального Карта и ближайшие объекты Эта церковь - одна из самых известных святынь С.-Петербурга, единственный действующий храм одного из крупнейших некрополей северной столицы, - Волковского православного кладбища. Единственная на всем северо-западе Руси церковь, освященная во имя Святого Праведного Иова Многострадального, построена по инициативе и на средства Параскевы Крюковой (1818 - 1902) над могилой её мужа, потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии Иова Михайловича Крюкова (1816 - 1884). 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя небесного покровителя покойного. Таким образом, церковь являет собой тип ктиторского храма-усыпальницы, что подчеркнуто ее редким посвящением. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Храм был освящен и отдан в пользование единого прихода храмов Волкова кладбища 28 октября 1887 года. Весь подвальный этаж был занят семейной усыпальницей Крюковых: последовательно в склепах храма были погребены 9 лиц потомков из этого семейства; здесь же в притворе, был погребен И.А. Аристархов. Известно, что в этой церкви часто бывал Император Николай II. Церковь была составной частью интересного церковного комплекса Волкова кладбища, в который входили, кроме неё, собор Спаса Нерукотворного (арх. Ф. И. Руска и В. И. Беретти, 1837 – 1842 гг.), перестроенный в 1930-е гг. в цех завода " Монументскульптура " , уничтоженные в те же годы церкви во имя Всех Святых (Ф. И. Руска, 1850 – 1852 гг.) и Успения Пресвятой Богородицы (А. П. Аплаксин и А. Д. Шиллинг, 1910 – 1912 гг.). В предреволюционный период в церкви св. Иова совершались нерегулярные, преимущественно заупокойные богослужения - при существовании единого прихода постоянно служили лишь в Спасской и Воскресенской церквях. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля, распространившегося в церковном зодчестве империи с 1830-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=01524

Санкт-Петербург. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Первое, что встречает гостей Зеленогорска (до 1948 года Териоки) при въезде в город по Приморскому шоссе - это редкой красоты белоснежная церковь на высоком холме, окружённая могучими соснами. Расположенная на пересечении Приморского шоссе и небольшой улочки, ведущей в сторону центра, и видимая почти из любой части города, Церковь Казанской иконы Божией Матери, несомненно, является архитектурной доминантой Зеленогорска. Первая церковь в Териоках была построена в 1880 году на пожертвования купца Дурдина, за что получила название «Дурдинская». 6(18) августа 1880 года церковь была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери. Деревянный храм располагался в стороне от центра на Куоккальской морской дороге со стороны залива. Место для строительства церкви было выбрано крайне неудачно – оно было низинное и небольшое по размеру. Вскоре храм уже не мог вместить всех прихожан, и в 1894 году его расширили более чем в два раза. В это же время к храму была пристроена колокольня в старомосковском стиле. 5(18) декабря 1907 года деревянная церковь была полностью уничтожена пожаром. Вскоре под временную церковь была перестроена находившая напротив летняя дача. В 1910 году был заложен новый храм. Участок в 2,12 га на возвышенном месте был пожертвован богатым крестьянином Дормидонтом Игумновым. Храм строился на средства прихожан, часть суммы пожертвована из императорской казны. Проект разработан петербургским архитектором Н.Н. Никоновым, для которого Казанская церковь в Зеленогорске стала вершиной творчества. Церковь была построена в московско-ярославском стиле и вмещала до 800 прихожан. Высота колокольни с крестом 49 метров. Самый большой колокол был подарен богачом А.М.Александровым и весил 305 пудов. В 1913 году освящён придел преподобного Сергия Радонежского. А в 1914 году епископом Финляндским Сергием (Старгородским) в присутствии Финляндского генерал-губернатора была освящена вся церковь. Первым настоятелем стал Пётр Поташев, похороненный в 1917 году под южной стороной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00116

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 февраля (5 марта) Священномученик Николай Розов Священномученик Николай родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами – известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме. Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году он окончил Симбирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда и назначен заведующим двух церковноприходских школ и преподавателем Закона Божия в земской школе. В  1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. 14  декабря 1904 года диакон Николай был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда; здесь он был законоучителем и заведующим двух церковноприходских школ – в селах Барышская Слобода и Ольховка. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию. Окончив академию в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Еленинском институте. Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил, что это оттого, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, когда приходили к священнику гости, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости. В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем, в которой он, в частности, писал: «Кроме казенных винных лавок теперь в каждом селении торгует несколько частных шинков, и могучие волны водки прокатываются по обширной равнине России, нигде не встречая преград своему разрушительному действию. Катятся волны, захлестывают города, села и деревни; гибнет, захлебываясь в море водки, русский народ. Ужели мы будем еще и еще добровольно нести гнет этого злого гения нашей Родины? Ужели мы будем продолжать пить, похмеляться и безобразить, а в промежутках между похмельем и пьянством, когда тело устанет от обильных угощений на пьяном пиру горе-богатыря, мы будем спать тяжелым, кошмарным, пьяным сном?..»

http://fond.ru/kalendar/247/nikolay/

Священномученик Николай родился в 1877 году в селе Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них диаконами: Константин Розов, известный патриарший архидиакон и Михаил Розов, принявший сан в 1930-х годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме. Первоначальное образование Николай получил в Алатырском духовном училище. В 1898 году окончил Симбирскую духовную семинарию и женился на дочери священника, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонений и ссылок. В 1898 году Николай был рукоположен во диакона ко храму в селе Анненково Симбирского уезда, назначен заведующим двумя церковноприходскими школами и преподавателем Закона Божия в земской школе. В 1900 году он был назначен миссионером 4-го округа Симбирского уезда. В 1904 году диакон Николай рукоположен во священника ко храму Рождества Христова в селе Барышская Слобода Алатырского уезда. Здесь он был законоучителем и заведующим церковноприходскими школами – в селах Барышская Слобода и Ольховка. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную Академию. Окончив Академию в 1910 году со званием кандидата богословия, он стал преподавать Закон Божий в Елеиннском институте. Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства, близким он говорил: это от того, что он глубоко переживает пристрастие к вину отца и старшего брата. Ни дома, ни в гостях при отце Николае никогда за трапезой не подавали вина. Живя в Санкт-Петербурге, он был деятельным участником Александро-Невского общества трезвости. В 1908 году Общество выпустило направленную против пьянства брошюру, написанную отцом Николаем. С 1925 по 1931 год отец Николай служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино недалеко от Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея. С 1932 года он стал служить в Никольском храме на Охтинском кладбище. В начале 1935 года прошли многочисленные аресты духовенства города. Был арестован и обвинен в антисоветской деятельности и протоиерей Николай Розов. 28 марта 1935 года он как «социально опасный элемент» был приговорен к ссылке на пять лет в Уфу вместе с женой. 12 декабря 1937 года вновь арестован и заключен в тюрьму. В феврале 1938 года приговорен к расстрелу. Расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-143-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010