Закрыть itemscope itemtype="" > Король шахмат из немецкого Триберга Боголюбов Ефим Дмитриевич (01.04.1889 — 18.06.1952) 31.03.2023 947 Время на чтение 9 минут В Шварцвальде (федеральная земля Баден-Вюртемберг) хорошо известно имя гроссмейстера Ефима Дмитриевича Боголюбова (01.04.1889 — 18.06.1952), одного из первых деятелей российского шахматного движения. Этого немецкого мастера-профессионала с российскими корнями, одного из шести сильнейших шахматистов мира в 20-х годах прошлого столетия называли в Германии «королем шахмат из Триберга». В этом небольшом курортном городке Боголюбов обосновался с семьей по окончании Первой мировой войны. В разные годы он представлял на крупных шахматных соревнованиях не только Российскую империю, Германию, но и СССР. Немецкие любители шахмат помнят Боголюбова как четырёхкратного чемпиона Германии в 1925, 1931, 1933 и 1949 годах, добавившего славы Трибергу, где ныне местный шахматный клуб носит имя легендарного гроссмейстера. Однако у Боголюбова была непростая жизнь шахматного профессионала. В советской стране его называли «ренегатом и фашистом», а в гитлеровской Германии Боголюбову припоминали его «неарийское происхождение». Находясь в эмиграции, Боголюбов не прерывал связей с Россией, приезжал в Москву и дважды посещал родной ему Киев. Боголюбов Ефим Дмитриевич происходил из семьи сельского священника, проживавшей в Киевской губернии Российской империи. Малой его родиной является село Станиславчик Ставищенского района Киевской области. Учился Ефим Боголюбов сначала в Киевской духовной семинарии, а позже — в политехнических институтах Киева и Варшавы. В Киеве он серьезно увлекся игрой в шахматы и вскоре выдвинулся в число лучших игроков города. В двадцатилетнем возрасте Боголюбов принял участие «Южнорусском турнире», проходившем в 1909 — 1910 гг. в Одессе, где занял призовое второе место. Спустя четыре года Боголюбов завоевал звание мастера на Всероссийском турнире мастеров в Санкт-Петербурге. В 1914 году Боголюбов как продолжатель творческой манеры русской шахматной школы стал широко известен в России. Летом того же года в составе группы русских шахматистов он участвовал в представительном международном турнире — XIX конгрессе Германского шахматного союза в Мангейме. Однако в августе Германия объявила войну России и турнир неожиданно прервали. Игрокам из нейтральных стран разрешено было вернуться домой, а российским участникам предстояло испытать в Германии немало мытарств. Боголюбов и другие шахматисты были интернированы как граждане враждебного государства. После пребывания в полицейском участке в Мангейме Боголюбов с коллегами попытался на поезде уехать в Баден-Баден, однако его сняли с поезда и поместили в тюрьму. Боголюбов находился в одной камере с А. Алехиным, И. Рабиновичем и С. Вайнштейном. В немецких застенках Боголюбов сблизился с Алехиным и часами играл с ним вслепую в шахматы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/31/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Научная рациональность и православное богословие в трудах мыслителей русских духовных школ начала ХХ века " Богослов.Ru " представляет доклад И. С. Вевюрко, прозвучавший на Форуме молодых ученых, который проходил в рамках Всемирного Русского Народного Собора 2008 г. 27.02.2008 494 Время на чтение 12 минут К началу ХХ в. в России сложилась оригинальная, самобытная традиция сопряжения классической рациональности с православным богословием, которую профессор Московской Духовной академии С. С. Глаголев называл " школой верующего разума " . Одновременно с выходом на эти рубежи открылись новые вопросы, которые ставила перед академистами все возраставшая секуляризация сознания образованного общества. В 1905 г. в статье " Задачи русской богословской школы " Глаголев писал: " Нигде религия и образование не разошлись так далеко между собою, как в России. Этот печальный факт находит себе официальное выражение в том, что в русских университетах нет богословских факультетов " 1. Так как университеты не давали рационально осмысленного богословского продукта, ответственность за него была возложена историей на духовные школы, хотя их собственной задачей было воспитание священства. Впрочем, отношение к научно-богословской традиции в обществе того времени было далеко не однозначным. Напомню, что в начале ХХ в. русское общество жило предчувствием грядущей национальной катастрофы, ощущением нарастающего хаоса и анархии. В этих условиях " школа верующего разума " многими воспринималась как излишество, на фоне духовного одичания масс вызывающее только досаду. Так, в 1910 г., когда Санкт-Петербургская Духовная академия широко отмечала свой 100-летний юбилей, известный своими острыми и злободневными сочинениями, публицист М. О. Меньшиков опубликовал в журнале " Новое время " статью, посвященную этому событию, под красноречивым заглавием " Пир во время чумы " . Но лучшие представители духовно-академической науки указывали на то, что чаемая их критиками политизация православия, в жертву которой приносится точность богословского разума, приведет лишь к принципиальному нигилизму в духовных вопросах. Один из наиболее выдающихся ученых богословов своего времени Н. Н. Глубоковский (1863 - 1937) в своей речи " Богословие как наука " отстаивал достоинство школы против посягательств на ее высокое значение: " Во всем этом не столько научных убеждений, сколько недисциплинированных настроений, - говорил он, - которые самим своим возобладанием неотразимо удостоверяют законность, необходимость и важность строгой богословской научности " 2.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

" Неизвестный труд князя Н. В. Голицына о священнике Савве Дугине " - Т. В. Медведева   Яркая личность воронежского священника Саввы Дугина и его планы преобразований, адресованные императрице Анне Иоанновне, в последние годы заслуженно вызывают интерес исследователей . Однако первым историком, обратившим внимание на «попа Савву», был архивист и археограф князь Николай Владимирович Голицын (1874–1942 гг.), работавший над публикацией о Дугине столетием раньше, в 1915–1916 гг. Труд Голицына остался неизданным по ряду причин, но сохранился в его личном фонде и в настоящее время становится важным дополнением к уже опубликованным современным исследованиям. Выпускник исторического факультета Московского университета князь Н. В. Голицын несколько лет успешно трудился в Московской государственной академии МИД, где работал над архивом Г. Ф. Миллера и документами Константинопольского посольства. Он выступал с докладами в Обществе истории и древностей российских и издал в Чтениях ОИДР несколько своих работ по истории России XVII–XVIII вв. Переехав в 1903 г. с семьей в Петербург, где его ждала работа в Петербургском Главном архиве МИД и в Канцелярии Государственной думы, он продолжал исторические исследования и участвовал в крупных проектах, таких как, например, подготовка «Сборников Русского исторического общества» и тома «Е» Русского биографического словаря. В середине 1910-х гг. Голицын заслуженно стал одной из самых заметных фигур в отечественном архивном деле. С января 1916 г. он возглавил Государственный и Санкт-Петербургский Главный архивы МИД, а в марте 1917 г., на волне революционных событий, фактически, встал во главе Союза российских архивных деятелей: был избран на должность товарища председателя Союза, т. е. заместителя А. С. Лаппо-Данилевского, который руководил деятельностью организации скорее формально. На этом посту Голицын внес на рассмотрение ряд важнейших предложений по реформе архивного дела в России, многие из которых были реализованы позднее в советские годы . В апреле 1918 г. его избрали в состав Центрального комитета управления архивами.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133691/

Установка закладного камня на месте будущего монумента 3 марта 2012 года 2 апреля 2012 г. 14:12 Галина Ананьина: Памятник патриарху Гермогену – это восстановление исторической справедливости Все попытки предыдущих поколений установить памятник патриарху Гермогену, несмотря на вклад этого человека в историю России и Православия, закончились ничем. В наше время инициативу взял на себя Фонд по постановке памятника " Патриарху Гермогену " . Уже объявлен соответствующий конкурс, а сам памятник планируется установить в 2013 году (в столетие со дня прославления патриарха –мученика). Подробнее об истории памятника ЦВ рассказала председатель правления Фонда Галина Ананьина. Впервые с общественной инициативой установить памятник патриарху- мученику Гермогену в 1803 году выступило Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Памятник предполагал наличие трех исторических фигур - гражданина Минина, князя Пожарского и патриарха Гермогена. В целом мемориал " Спасителям Отечества " символизировал единство народа, патриотичного служилого дворянства и духовного сословия. Но в силу неизвестных нам причин, когда памятник открыли в 1818 году (скульптор Иван Мартос), фигура патриарха Гермогена там отсутствовала. На мой взгляд, это историческая несправедливость которую нужно исправить. К слову, этот памятник сначала предполагалось установить в Нижнем Новгороде, где собиралось народное ополчение, но по предложению Александра I он занял свое место на Красной площади. Прошло сто лет, и в 1903 году известный священник-богослов отец Александр Кремлевский вновь выступил с идеей установки памятника патриарху-мученику, которая, к сожалению, не получила должного отклика. Аналогичные общественные инициативы выдвигались так же в 1909, 1910, 1911, 1912, 1913 годах и были поддержаны церковными кругами в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани и во многих других городах. Слишком велика и многогранна была роль личности патриарха Гермогена, объединившего в себе несколько ипостасей: гражданина, патриота России, спасителя Отечества, государственного деятеля, патриарха и духовного вдохновителя освободительного движения.

http://e-vestnik.ru/church/_pamyatnik_pa...

В Санкт-Петербурге проходит выставка, посвященная традициям празднования Пасхи 10 апреля, 2012. Новостная служба Около 500 экспонатов — предметы декоративно-прикладного искусства, графика, открытки, фотографии, плакаты, афиши, книги — рассказывают о праздничных службах в храмах и крестных ходах, о подарках, пасхальном столе, народных гуляниях, балах и спектаклях. 10 апреля. ПРАВМИР. В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга проходит выставка, посвященная традициям празднования Пасхи, сообщает Вода Живая . Экспозиция составлена из материалов Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея истории религии, галереи Императорского фарфорового завода (ИФЗ), Российской Национальной библиотеки и Центрального архива кинофотофонодокументов. Около 500 экспонатов — предметы декоративно-прикладного искусства, графика, открытки, фотографии, плакаты, афиши, книги — рассказывают о праздничных службах в храмах и крестных ходах, о подарках, пасхальном столе, народных гуляниях, балах и спектаклях. Не оставлена вниманием и печальная тема антирелигиозной пропаганды советского периода. Часть экспозиции рассказывает о современных традициях конца ХХ — начала XXI века. «Эта выставка — не просто одна из ряда других, но особая, ведь она говорит о Воскресении Христовом, открывающем смысл человеческого бытия. До- и внехристианские религии ответа на этот вопрос дать не смогли. Пасха — такое время, когда даже маловерующие становятся более неравнодушными к вере. Праздник из храма приходит в дома людей. Из экспозиции можно увидеть, как в дореволюционные времена Пасха проявлялась и в духовной, и в повседневной жизни», — отметил настоятель Петропавловского собора игумен Александр (Федоров). О событиях, происходивших в Иерусалиме около 2000 лет назад, напоминают Евангелие 1910 года, старинные иконы («Воскресение», «Сошествие во ад», «Распятие», «Снятие со креста»), а также литографии, запечатлевшие святые места Скорбного пути Христа на Голгофу. Большой интерес представляют подлинные пасхальные облачения священнослужителей XIX столетия. Богатейшая коллекция праздничных открыток и подарочных яйц соседствует с современной издательской продукцией и изделиями из фарфора, стекла, дерева, металла, камней, бисера, папье-маше.

http://pravmir.ru/v-sankt-peterburge-pro...

Временный баннер с изображением демона повесили на фасаде петербургского «дома с Мефистофелем» 30 августа, 2015. Новостная служба Инициаторы народного схода не согласовывали эту акцию с городскими властями. 30 августа. ПРАВМИР. в Санкт-Петербурге прошел народный сход против демонтажа барельефа с фигурой Мефистофеля на фасаде доходного дома на Лахтинской улице. На историческом здании, с фасада которого сбили барельеф с фигурой Мефистофеля, участники акции повесили временный баннер с изображением демона, сообщает телеканал «Дождь» . Как сообщает «Новая газета», заместитель главы администрации Петроградского района Андрей Цыбиногин запретил вешать баннер, хотя ранее такое разрешение дал глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. Об установке баннера на фасаде дома договорился с «Жилкомсервисом» депутат от фракции «Яблоко» Александр Кобринский. По его словам, компания «Геоскан» с помощью вертолета-беспилотника выполнит аэросъемку и сделает метрическую 3D-мoдeль фасада для восстановления барельефа. Инициаторы народного схода не согласовывали эту акцию с городскими властями. Напомним, 26 августа неизвестные повредили, а затем похитили барельеф с фигурой Мефистофеля с фасада исторического дома Лишневского на улице Лахтинской. Это здание было построено в Петербурге в 1910-1911 годах и является объектом культурного наследия. Ответственность за уничтожение барельефа взяла на себя организация «Казаки Петербурга». Позже атаман Санкт-Петербургского городского казачьего общества «Ирбис» Андрей Поляков заявил, что такой организации не существует, и назвал «Казаков Петербурга» провокаторами, которых нужно наказать. В Петербургской епархии заявили, что не имеют отношения к инциденту. По факту уничтожения барельефа возбудили уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия), которая предусматривает до трех лет лишения свободы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vremennyiy-banner-s-iz...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Долгое время обжитая часть Васильевского острова заканчивалась за 21-й линией. Дальше простиралось огромное Смоленское поле, которое использовали для выгона скота и разведения огородов солдатами гвардейского Финляндского полка. Затем здесь стали совершать публичные казни. Однако по плану развития Петербурга в 1880 году через Смоленское поле продлили Большой проспект. А уже в 1882 году Городская дума отвела участок на углу проспекта и 21-линии для строительства зданий Полицейского управления (с арестантским отделением) и Пожарной команды Васильевской части. Сергей Наконечный обозреватель Кирпичные здания, построенные «в едином компактном полифункциональном комплексе», были возведены в 1882-1884 гг. по проекту архитектора В. Г. Шаламова, который был в то время архитектором Васильевской и Петербургской частей. Интересующее нас двухэтажное здание пожарного отделения с высокой пожарной каланчой стало, без сомнений, архитектурной доминантой данного района. На первом этаже здания «размещались две «трубные» - большие помещения, где формировался пожарный обоз, комната для сушки пожарных рукавов, цейхгауз, столовая и кухня, телеграф. Второй этаж был жилым - здесь находились казармы для холостых и женатых пожарных, а также квартиры брандмейстера и его помощника». Во дворе пожарного отделения в 1910-х гг. возведена учебно-сушильная башня. Интересно, что, в отличие от полицейского управления и арестантского отделения, занятых сегодня, соответственно, юридическим факультетом СПбГУ и стоматологической поликлиникой, здание Пожарной команды используется по своему прямому назначению. А часть помещений на втором этаже еще в 1936 году были отданы для музея, но в войну он был закрыт, экспонаты погибли во время бомбежки, а сам музей усилиями энтузиастов возобновил работу только в 1957 году. С тех пор он официально именуется «Пожарно-техническая выставка». В 1994 году ей было присвоено имя Б. И. Кончаева - бывшего начальника Управления пожарной охраны Ленинграда, внесшего огромный вклад в создание выставки.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Прихожане Андреевского собора посетили форт " Красная горка " июня 2019 Группа прихожан Андреевского собора 21 июня совершила велопутешествие на форт " Красная горка " . Пять человек на велосипедах преодолели 145 километров, сопровождал их протоиерей Андрей Битюков , а на форте встречали прихожане, приехавшие на машинах. Сотрудник музея провел экскурсию по мемориальному комплексу " Красная горка " . Группа побывала на руинах храма святой Марии Магдалины. Для фортов того времени храм - редкое явление: высокое строение неизбежно становилось точкой наведения для вражеской артиллерии. Но рядом с фортом находится воинское кладбище, и при нем в начале ХХ века построили храм. От него остался фундамент, на месте которого установлен поклонный крест. При раскопках находили остатки предметов церковного обихода. Настоятель Никольского храма в Лебяжьем протоиерей Александр Михеев подарил музею икону равноапостольной Марии Магдалины в надежде, что храм когда-нибудь будет восстановлен. " Мы продолжили традиции историко-краеведческих экскурсий, - рассказал протоиерей Андрей Битюков корреспонденту ИА " Вода живая. - Спортивный компонент в таких экскурсиях непременно присутствует, важно преодоление препятствий и смирение - ведь человек, пускаясь в путешествие, полагается на волю Божию. Посещение форта - это долг памяти. Мы совершили его в канун Дня памяти и скорби - во время войны гарнизон форта остановил наступление немцев. Кроме того, форт пережил антибольшевистское восстание, которое было подавлено. Посещение форта интересно для детей: в музее хранится оружие, боевая техника, все можно трогать, везде залезать. Играя, они приобщаются к истории " . Форт " Красная горка " строился в 1910-1915 годах. В марте 1917-го форт восстал, офицеры и священник были расстреляны. 450 анархически настроенных матросов решили заминировать укрепление, а с подходом немцев - взорвать. Но немцы до форта не дошли, а 19 августа 1918 года во время грозы молния попала в минный кабель, и часть форта взлетела на воздух (окончательно он был разминирован только в 2012 году). В июне 1919 года форт снова восстал - уже против большевиков. Поддержали моряков соседи из фортов " Обручев " и " Серая лошадь " . В том же году к форту продвигались эстонцы - союзники Юденича, но были остановлены силами Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны форт находился в центре Ораниенбаумского плацдарма, который советские войска постоянно удерживали, создавая напряжение в немецком тылу и контролируя часть акватории. Благодаря морякам исторический комплекс Ораниенбаума почти не пострадал.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Санкт-Петербург. Петра и Павла часовня. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В парке «Патриот» восстановили часовню во имя святых апостолов Петра и Павла. Она стала частью нового пешеходного маршрута. Часовня  была разрушена в советское время. Построили её в 1910 году в память 200-летия победы под Полтавой на пожертвования мастеровых и служащих Кронштадтского Докового Адмиралтейства. Авторы проекта часовни - полковник Михаил Шебалин и капитан Георгий Сиденснер. Они лично наблюдали за ходом строительных работ. Часовня во имя св. апостолов Петра и Павла в Адмиралтействе, 1909-1910 - инж. Шебалин М.В. арх. Сиденснер Г.Н. В 1910 г. была построена часовня на территории Кронштадтского Адмиралтейства им. Петра Великого, напротив действующего и ныне входа со стороны Якорной площади. Инициаторами строительства и жертвователями стали мастеровые и служащие Адмиралтейства. Часовня была воздвигнута к 200-летию со дня Полтавской победы, одержанной Петром I в день святого Сампсония Странноприимца 17 июня (ст.с.) 1709 г. Закладка состоялась 17 июня 1909 г. 20 марта 1910 г. часовня была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла, в память имп. Петра Великого. Автор проекта корабельный инж. М.В. Шебалин. Часовня была выстроена из кирпича и гранита. Тогда же близ часовни установили памятник Петру Великому на высокой гранитной колонне. Часовня и памятник была уничтожены в годы советской власти. Часовня во имя св. апостолов Петра и Павла в Кронштадтском Доковом Адмиралтействе сооружена в память 200-летия победы под Полтавой, на пожертвования, главным образом, мастеровых и служащих Кронштадтского Докового Адмиралтейства, по проекту офицеров Корпуса Корабельных инженеров (ККИ) Михаила Васильевича Шебалина (1866-1916) и Георгия Николаевича Сиденснера (1878-1952) и под непосредственным их наблюдением. Заложена 29 июня (12 июля) 1909 г., в день празднования 200-летия Полтавской победы. Закончена постройкой в феврале 1910 г. Освящение состоялось в 14-00 20 марта (2 апреля) 1910 г. Торжество освящения совершал настоятель Морского Богоявленского храма в Кронштадте отец Сергей Путилин в сослужении диакона Поспелова при хоре певчих Морского манежа. На торжествах присутствовали Главный командир Кронштадтского порта и Военный губернатор вице-адмирал Р.Н. Вирен, Капитан над портом капитан 1 ранга А.А. Баженов, генерал-майоры В.А. Берг и В.А. Усов, контр-адмирал в отставке Н.Ф. Юрьев, полковник Н.П. Ламанов, подполковники Н.Н. фон Миних, А.А. Терентьев, М.В. Шебалин, Чучулин, Новицкий, капитан С.О. Барановский, корабельные инженеры, помощники строителей, чиновники, мастера, указатели работ и мастеровые порта.

http://sobory.ru/article/?object=56803

Санкт-Петербург. Церковь Николая и Александры, царственных страстотерпцев при Государственной педиатрической медицинской академии. Церковь. Действует.   Престолы: Николая и Александры, царственных страстотерпцев Год постройки:Между 2003 и 2004. здание 1905г. Архитектор:М.И. Китнер Адрес: 194100, г. Санкт-Петербург, Литовская 2, Большой Сампсониевский пр., 65А, при Государственной педиатрической медицинской академии Координаты: 59.977138, 30.338686 Проезд:метро " Выборгская " или " Лесная " , при Государственной педиатрической медицинской академии Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Двухэтажное каменное здание церкви Свт. Николая Чудотворца и мч. Царицы Александры было построено в 1908-1910 гг. по проекту арх. М.И. Китнера и освящено 2 февраля 1910 г. епископом Нарвским Никандром (Феноменовым). В 1922 г. храм был закрыт,а в послевоенные годы полностью снесён. В настоящее время на его месте находится анатомический корпус Государственной медицинской академии. В 2003 г. было получено благословение на создание прихода при вышеназванной академии, при этом церковь решили разместить в сохранившемся здании бывшего приёмного покоя больницы,построенном в 1905 г. Первое Богослужение в ней было совершено 14 октября 2004 г. Православный Санкт-Петербург, газета, 2004, с.2 Двухэтажная каменная церковь при городской детской больнице была освящена 2 февраля 1910 года во имя св. Николая Чудотворца и мчц. Царицы Александры в память о короновании Николая II. Это была одна из лучших детских больниц на 400 коек для среднего класса в Европе. До революции здесь был не только храм, но и часовня, правда, в самом отдаленном углу больничного участка. И был в часовне необычный образ, созданный по рисункам главврача детской больницы Д.Соколова, - сидящий на облаках Христос сыплет цветы на поднимающиеся к нему души детей, которые в легких белых хитонах летели к нему в большом количестве с земли. Сам храм был необычайно красив: полы выложены метлахскими плитками, изразцовые печи, богатый иконостас. Но храм был не просто разрушен - на его месте построили анатомический корпус…

http://sobory.ru/article/?object=10041

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010