На падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо. Истинное слово: в знамение пререкаемо. Господь явился в рождении Девы: ибо велико знамение – то, что Дева родила и опять осталась Девой. А что действительно Дева – знамение пререкаемое, послушай Исаию, который говорит Ахазу: „проси себе, знамения во глубину, или в высоту“, и далее (после того как Ахаз сказал ему: не имам просити ниже искушу Господа): Сам Господь вам даст знамение“. Какое же? – Се Дева во чреве зачнет ( Ис. 7:10–14 ). Об этом знамении во Владычнем рождении Девы, которое имело стать пререкаемым и спорным, предрек Симеон, говоря Деве: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили и в знамение пререкаемо. И Тебе Самой в душу пройдет оружие, яко да откроются помышления от многих сердец. Изречение Симеона: и Тебе пройдет душу оружие не обозначает мученической кончины Матери Божией от копья, как казалось некоторым. Медное копье раздирает тело, а не разрушает души. Поэтому Всехвальная во всех родах Пресвятая Дева преселилась в горние селения к Тому, Кто имел селение в Ней, и остается доселе бессмертною. Симеон говорит: и Тебе Самой душу пройдет оружие, яко да открыются помышления от многих сердец. Оружием, проходящим душу, Симеон назвал здесь скорбь, какою Она имела опечалиться, как долженствующая потерять Пришедшего взыскать заблудших. О том, что Она была одержима скорбью о Сыне, рожденном из Ее девственного чрева, ты слышал у Евангелиста Луки: и егда бысть Иисус двонадесяте лет. Это сказал Евангелист о Боге Слове, Единородном Сыне Божием, Творце времени. Итак, когда Иисус был двенадцати лет, Иосиф и Мария пришли с Ним по обычаю в Иерусалим на праздник; когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме. И не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими; прошедши же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми, и, не нашедши Его, возвратились в Иерусалим, ища Его ( Лук. 2:42–45 ). Вот где исполняется сказанное Симеоном Деве: и Тебе Самой душу пройдет оружие,оружие печали, ибо хотя Она – дева и Матерь, однако чревоносила и пеленала и имела материнское попечение, как мать о Сыне или чаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но пора нам возвратиться к прежнему предмету, т. е. к пророчеству о Мессии. Что еще мы слышали от Евангелиста? Слышали слова Симеона, сказанные Деве: Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие ( Лук. 2:34, 35 ). Как дивны слова сии! И что значат они? Каким образом Восстановитель мира, восставляя одних, низвергает других? Се лежит Сей на падение и на востание, т. е. на восстание верующим в Него, а на падение неверующим. Знамением же пререкания Симеон назвал крест. Почему? потому что многие из неверующих пререкали Господу, когда Он висел на кресте, и открыли помышления сердец своих, посмеваясь Ему словами и делами: поили Его оцтом, подносили к устам Его желчь, увенчали Его терновым венцем, пронзили ребра Его копием, – кричали поносные слова: иныя спасе, Себе ли не может спасти ( Матф. 27:42 )? Сие-то предзнаменуя, Симеон сказал: и в знамение пререкаемо. Ибо и Петр отрекся от Него, и все Апостолы рассеялись как овцы, не имеющие Пастыря, – что и Господь предсказал: вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию ( Матф. 26:31 ). Крест исполнил скорбью и душу Самой Девы Матери: посему-то Симеон и присовокупил: и Тебе же Самой душу пройдет оружие. Здесь оружием Симеон назвал бесчисленные и безотрадные помышления, которые потрясают внутренности и проникают до самого мозга. Сим помышлениям предавалась Дева Мария, когда еще не знала о силе воскресения, хотя восстание Христа из мертвых и было уже близко. После же воскресения уже не стало обоюдуострого меча, но радость и веселие. Итак, знамением пререкания Симеон назвал знамение креста, во время проявления коего оружие помышлений поразило Деву Марию. Доказательство сего находится в словах Господа Иисуса Христа, Который говорит: род сей лукав есть: знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Лук. 11:29 ; Матф. 12:40 ). Видишь, как крестная смерть Христова называется знамением не только в Новом завете, но и в Ветхом? Ибо Ветхий совершенно согласен с Новым, почему? – потому что один и тот же Бог есть Законодатель Ветхого и Учредитель Нового Завета. Кто же свидетельствует о сем? Сам Господь. Послушай, что Он сказал чрез Пророка Иезекииля Ангелам жателям, возвещая всемирную кончину: не пощадите очима вашима, и не помилуйте. Старца, и юношу, и деву, и младенцы, и жени избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иезек. 9:5, 6). Вот знамение Ветхого и Нового Завета! Это – крест, спасающий мир чрез распятого на нем Иисуса Христа, Господа нашего, Которому слава и держава, ныне и всегда и во веки веков. Аминь 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо ( Лук. 2:34 ). На чье падение? ясно, что – неверующих, прорекающих, распинающих. На чье восстание? – признающих и благоразумно исповедающих Его. И в знамение пререкаемо. Какое – пререкаемое знамение? Знамение креста, которое Церковь знает, как спасительное для мира, – знамение, против которого враждуют иудеи, которое часто возвещалось и небом. Пререкание же встречает это знамение, чтобы победила истина, потому что без пререкания победа не бывает полною. Надлежало, чтоб возымело место пререкание, для того, чтобы Судия долготерпеливо произносил суд в течение всей вечности. Поэтому (Писание) говорит: и в знамение пререкаемо: пререкание же обнаруживают неверующие. И ты, говорит (Писание), считаешься Его Матерью. Итак, окажешься ли ты неподверженною искушению, после того как исповедала, что Ты – Мать, после того как родила Его, после того как, полагаешь, вместила Его на время в Своей утробе? Чрево Твое было сосудом действия Духа. Пребудешь ли неподверженною искушению, после того как соделалась Богородицею, после того же как, будучи неискусобрачною, зачала, после того как соделалась Матерью Своего Творца? Пребудешь ли ты неподверженною последнему, но и Тебе Самой душу пройдет оружие ( Лук. 2:35 ). Почему, Господи? Чем Я согрешила? Ты, конечно, ничем не согрешила; но, когда увидишь, что Он висит на кресте, – когда увидишь, что Он страдает за мир, – когда увидишь, что руки Его распростерты на кресте и пригвождены на древе, тогда Ты начнешь сомневаться и говорить: ужели это – Тот, о Котором беседовал со Мною ангел? Ужели это – Тот, по отношению к Которому случилось Мое чудесное зачатие? Я была девою и родила, и осталась Девою. Почему Он распинается? И Тебе же Самой душу пройдет оружие. Итак, никто не пребыл неподверженным искушению, согласно с пророчеством праведного Симеона. Петр, верховный из апостолов, трижды отрекся; прочие ученики, оставив Христа, убежали.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, подумав, что Отрок потерян, Мария отыскивала Его в течение трех дней, и в печали сердца взывала: „увы мне, несчастной! Когда Я чаяла благополучия, тогда потерпела ущерб. Кто похитил Мое сокровище? Никогда уже не услышу: „благословенна Ты в женах»! Никогда не скажут: „блажено чрево носившее Тя“! Елизавета радуется, а Я сокрушаюсь; она имеет воина, а Я лишилась Царя; раб сохраняется, а Владыка не является. Где – целование Гавриила? Где – поклонение волхвов? где – веселие пастырей? Когда Я надеялась царствовать, лишение овладело Мною». Эту печаль, как оружие проходящее душу, предсказал Симеон, говоря Деве: „и Тебе Самой душу пройдет оружие«. Евангелист не сказал: „победит или овладеет оружие», т. е. на немного времени Ты опечалишься и быстро освободишься от печали. Что действительно Дева опечалилась, считая потерянным Пришедшего взыскать погибших, об этом послушай у Евангелиста. „Чрез три дня нашли Его во храме, сидящего посреди учителей, слушающего и спрашивающего их. И Матерь сказала Ему: „Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя ( Лук. 2:48 ). Почему Ты не пошел с нами? Для чего Ты сидишь среди учителей? Как Ты, совершенно неученый грамоте, учишь и спрашиваешь? Зачем Ты возбуждаешь против Себя клевету? Или Ты желаешь, чтобы Я лишилась чада? Смотри, какие огненные взоры они бросают на Тебя. Смотри, как они скрежещут зубами своими против Тебя, подобно диким зверям, возбуждаемым против агнца. Чадо! что Ты сделал с нами? вот, Отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя». Но Господь, открывая им сокровенное в бедном вочеловечении достоинство Божества, отвечает, говоря: „зачем вы искали Меня? и где вы искали Меня? Ведь на небо вы не взошли? во чреве китове вы не поселились? Разве вы не слышали пророчества Симеона? Не исповедал ли он Меня Господом Богом? А вы ищете Меня, как Дитя? Разве вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»?... Но окончим здесь слово и приступим к тайной вечере, которой мир утверждается, и царство сохраняется, и Церковь умножается во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь 122 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Древний старец, обреченный на одинокое долголетие ради таинственной и почему-то крайне важной миссии, порученной именно ему Духом Святым. Три счастливых человека? Каждый вечер в церкви поют прощальный гимн старца Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром! Красиво! Трогательно! Кажется, что это вздох облегчения человека, которому наконец-то позволили отдохнуть. Но вчитайтесь внимательно, а лучше — спойте! Здесь нет ни капли от той грусти и причитаний, которыми дышит, например, томный и переутомленный Экклезиаст. «Ныне отпущаеши» — не элегические придыхания, а полнокровный гимн — ликование о хорошо сделанной работе! Переполненный радостью пророческий взгляд на тысячелетия вперед! Яко видеста очи мои спасение Твое! Еже еси уготовал пред лицем всех людей! Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля! Это говорит человек — который в деле! Он с Богом заодно! Они вместе что-то задумали, и вот это что-то — здесь перед глазами, уже осуществляется! Современные христиане, читая владыку Антония, лихорадочно пытаются отыскать в своей биографии следы Встречи: — Я ведь христианин! У меня тоже должна быть Встреча! Где-то непременно была, я просто что-то упустил. Встреча встрече рознь. Если вы ищете волнений и ярких эмоций, это не про Христа. Встреча со Христом — это не событие «Бог есть!», это призыв к действию, приглашение к служению, заговорщическое доверие Бога: «Есть дело!» А если ты что-то делаешь вместе с Богом — будь готов пораниться! Праведный Симеон был человеком служения. Деве Марии, в Которой старец тоже опознал человека служения, он не боится сказать: Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2:35). Слово, переведенное на русский абстрактным «оружие», в оригинале звучит куда острее — ομφαα — короткий меч, скорее, длинный опасный нож. Вместо того, чтобы утешить испуганную девушку, старец Симеон рассказывает о ранах, которые ей предстоит получить, принять и пережить. Не о простом человеческом счастье, которого, безусловно, была достойна Дева Мария, пророчествует Симеон, а о боли и утратах.

http://pravmir.ru/vy-dejstvitelno-hotite...

Но неверие не умолкает, несмотря на все эти неотразимые обличения, и берется за оружие насмешки: «Терпение – какая будничная, неблестящая добродетель! Это удел слабых существ, а не исполненных мужества благородных душ». Не слушайте таких речей, братие, и знайте, что терпением только и испытывается истинное величие духа. Еще скорее найдутся люди, готовые на кратковременный блестящий подвиг, но терпеть ежедневно все житейские дрязги, мелкие неприятности, уколы самолюбия и не роптать, не выходить из себя, всегда иметь в душе одно лишь стремление к Богу и в Нем одном искать себе облегчения – как мало найдется таких! А еще меньше можно найти среди хилого духом, неверного, слабого современного люда такого, который мужественно переносил бы горькие утраты, тяжелые горести, то есть кто имеет высшую степень христианского терпения. Усвоять такое терпение может лишь тот, у кого не угасла еще вера, кто, хотя грешит и падает, но, подобно тому как некоторые растения постоянно обращаются к солнцу, всегда обращает свою ослабевшую от греха голову к небу. И вот, когда он утвердит себя подвизаться в терпении, пусть вглядится в жизнь Пресвятой Девы, Которая ублажается всеми родами и прославляется в Царствии Небесном, Которую Святая Церковь называет честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим, и от Нее научится этой славной добродетели. Она сподобилась быть Материю Самого Спасителя мира и Бога, а между тем кто из людей более претерпел, чем Она? С самого рождения Господа Она терпела тяжкие скорби. Тебе Самой оружие пройдет душу, –предсказал Ей святой старец Симеон ( Лк.2:35 ). И действительно, это пророчество не замедлило исполниться. Лишь только узнали люди о рождении Христа, как восстала злоба адская и полилась кровь неповинная, и вот Она принуждена бежать вместе с Ним и Иосифом из Своей родной страны в Египет, под страхом смерти и преследования. Долго живет там святая семья, и по возвращении оттуда снова тот же страх преследования и казни возмущает их тихую жизнь. Но вот Божественный Сын Ее возрос и начал благовестие. Не видела ли Она со всею ясностию, как мало Его понимают – не только народ, но даже и самые ученики? Как завидуют Ему и ненавидят Его старейшины народные! Чуткое сердце матери и без пророчеств предсказывало бы Ей, что должна совершиться страшная, беззаконная казнь. И вот она совершилась! Безгрешный, кроткий Сын Ее поруган, весь облит кровию, пригвожден ко Кресту вместе с гнусными разбойниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

«Сретение» в древнерусском языке собственно и значит «встреча». Об этой неожиданной встрече и прозвучавшем пророчестве Мария вспомнит у Креста Своего Распятого Сына, и снова вспомнит после Его Воскресения, и передаст память о ней Церкви – вплоть до наших дней. Был в Иерусалиме, – рассказывает Лука, – человек по имени Симеон, древний старец, праведный и благочестивый, «чающий утешения Израилева», то есть пришествия Мессии. И вот, по наитию Святого Духа, старец пришел в храм как раз в тот момент, когда там были Богородица с Младенцем. И он увидел Христа. Никто еще не видел. Сама Мать боялась поверить прозвучавшему в вифлеемской ночи благовестию Ангелов и пастырей. Симеон увидел, может быть, даже точнее – услышал: ведь в храм, на руках Матери, вошло Божественное Слово, Предвечный творческий Логос, Создатель всего сущего. («Видя Симеон Слово Безначальное».) Да и само имя «Симеон» по-еврейски значило «услышание». (В греческом это имя – тоже «говорящее», означает «знак, знамение» – вспомним крымский Симеиз и современную семиотику.) В благодатном вдохновении старец принял на руки Младенца Иисуса и воспел благодарную песнь Господу – гимн всех, отходящих с надеждой и верой из скорбной жизни: Ныне отпущаеши Раба Твоего, Владыко, По глаголу Твоему с миром, Яко видеста очи мои Спасение Твое, Еже еси уготовал Пред лицем всех людий – Свет во откровение языком И славу людии Твоих, Израиля. Затем Симеон обратился с пророческим словом к Богоматери, возвещая крестную, трагическую судьбу и Ей, и Сыну. В русском синодальном переводе Евангелия от Луки это предсказание звучит так: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (в греческом тексте здесь как раз слово «семейон» – «знамение пререкаемое»), и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Падение одних и воскресение (восстание) к новой жизни других – таковы последствия пришествия в мир Христа. И Младенец – знак, данный еще пастухам в Вифлееме, – есть знак непонятый, знак обсуждаемый и осуждаемый, то есть «пререкаемый». И оружие, скорбь, пронзающая сердце Богоматери в предвидении, предчувствии Голгофы, откроет помышления каждого сердца, заставит самоопределиться – с Христом или против...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Что обнаруживает тщеславие? Любовь родителей к детям или детей к родителям? – Нет, любовь к самим себе: ибо тщеславие не иначе действует, как в видах самолюбия, стараясь извлечь из чужих достоинств удовольствие и выгоды. Что влечет за собою оно? Слепоту ума и сердца, при которой черные пятна нередко идут за белые, недостатки за совершенства, слабости за потребности века, пороки за добродетели. К чему ведет? Ведет к надменности и неуважению чужих достоинств: ибо тщеславие всегда больше хвалит свое, чем чужое, хотя бы оно было гораздо совершеннее и достойнее; ведет к своеволию и самоуправству: ибо надеется на силу и могущество других, помощь и защиту в случае нужды; ведет к роскоши и расточительности: ибо старается жить, без заслуги, а иногда и без достаточных средств, соответственно той высоте, на которой стоят родители или дети, блистать, как блистают они своими отличиями. Мария есть плод скорбей и страданий. – И чем иным была обременена жизнь Марии от рождения Сына до Его смерти, как не скорбями и страданиями? Оружие огненное, которое предрек Матери Сына Божия Праведный Симеон, проходило сердце Ее не у креста только Христова, но и в продолжение всей крестной жизни Его! Дева-матерь носит во чреве Сына Божия от Духа Свята: обрученник Ее смущается; рождает Сына и не имеет места, где положить Божественного младенца, кроме вертепа и яслей; бежит с Младенцем во Египет от Ирода, и, возвращаясь, не имеет достаточных способов к содержанию себя; приносит Младенца во храм для благословения, и слышит ужасное предсказание от Божественного Старца Симеона: и Тебе самой пройдет душу оружие ( Лк. 2:35 ). Таково начало жизни Матери Божией! Но посмотрите на жизнь, какую проводит Она, когда Сын Ее вступил в общественное служение нашему спасению. Там слышит клеветы на Сына и поношения; не стрелы ли это для материнского сердца? а там видит гонения и преследования; – не копия ли это? Там совершается предательство, там подписывают приговор крестной смерти, – не меч ли это? Сына ведут на Голгофу? Мать следует за Ним. Его возносят на Крест, – Она стоит при кресте. Ему протыкают руки и ноги, – Она видит. Он испускает последний вопль и вздох, – Она слышит. Скажите: что может быть ужаснее таких минут Матери? Кажется, самый крест заплакал бы о своей жертве, если бы имел сознание и чувство. Но Матерь стоит при кресте тверда и непоколебима, с пламенною верою и непобедимым упованием: ибо стоит с Господом и Господь с Нею. Из сего нетрудно уразуметь, почему во всех нуждах обращаемся мы преимущественно к Ней с нашими молитвами. Потому, что кроме Сына Божия, никто, с таким беспримерным самоотвержением не послужил нашему спасению, как Она; никто столь много не испытал горестей и печалей, как Она, и никто яснее не видит наших нужд, усерднее не внемлет нашим мольбам, охотнее не ходатайствует пред Подателем всех благ, как Она же. Притекайте же, христиане, притекайте с верою и любовию к первой Ходатаице о спасении нашем и первой Защитнице и Утешительнице всех скорбящих, Матери Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Результаты реставрации и восстановления храма были отмечены Государственной премией. На восточной стене изображено Преображение Господне. Южная стена центральной части храма посвящена Богоявлению. Здесь показаны и другие евангельские события: Рождество Христово, Крещение Господне, Брак в Кане Галицейской, Преполовение Пятидесятницы, Исцеление расслабленного у Овчей купели и чуть ниже - Благовещение. В качестве изобразительного символа Святого Духа используется образ воды. Образ оленя, пьющего из источника,  символизирует человеческую душу согласно словам Псалтири: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " . Центральным мотивом всей образной системы стали слова Спасителя - " Жаждай грядет ко Мне, и да пиет " (Тропарь праздника Преполовения Пятидесятницы). Северная стена посвящена Страстному циклу и Воскресению. Здесь изображены Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие Господа Иисуса Христа, Положение Его во Гроб и Воскресение. К Страстному циклу отнесён и образ Сретения Господня, так как после рождения Спасителя для Божией Матери прозвучало пророческое - " се, лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу - да откроются помышления многих сердец " . Западная стена посвящена, согласно церковной традиции, изображению Страшного Суда: Господь-Судия с предстоящими Богородицей и Предтечей, Апостолы на 12-ти Престолах, цикл Лоно Авраамово и Шествие праведников в Рай, возглавляемое Ангелом, апостолом Петром и Марией Египетской. Мозайка " Лоно Авраамово " точно воспроизводит образ из грузинской Церкви XII Тимотесубани (под городом Боржоми); а двенадцать апостолов, судящих мир, - фреску Дмитровского собора г. Владимира (XII в.). В основании купольного свода размещены образы святых пророков, как бы держащих на себе Небо. Это Мелхиседек и Ной, Царь Давид и Исайя, Аввакум и Даниил, Захария и Изекииль. На своде храма изображён развёрнутый на всё небо Крест - знамение Славы Божией, - то, для чего и расписывается храм. В качестве изографического извода была использована фреска XIV века грузинской Церкви в Никоцминде в горах Рачского хребта (разрушенная землетрясением). Завершил отделку интерьера мозаичист А. И. Царёв. Ему, совместно с И. Д. Шаховским, принадлежат композиции в алтаре - " Евхаристия " и " Спас на Убрусе " . Торжественной мозайке соответствует огромный хорос с иконописными вставками. А алебастровые откосы окон с золочёными прорисями и мозаичным орнаментом дополняют общий ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=03260

Деве же Марии Симеон предрек: «И тебе оружие пройдет душу». Это исполнится через тридцать лет и три года, когда Мария будет стоять у Креста, на котором в муках умрет Ее Сын. Узнав о рождении Царя мироздания, царь Ирод хочет погубить Младенца, и Мария с Иосифом Обручником вынуждены бежать в Египет. Так весть о спасении переплетается со скорбями, а слава Божия – с уничижением. И. конечно, такая ситуация обусловлена самой тайной Боговоплощения. Ведь Сын Девы Марии – одновременно и Бог, и человек. Он, будучи Царем Славы, на Которого и Ангелы не смеют взирать, стал во всём, кроме греха, подобным нам. Царь мироздания родился в пещере для скота – вертепе. Через Него, как Сына Божиего, Отец сотворил мир – а Он, став Сыном Человеческим, не имел места, где преклонить голову. Он есть Бог Откровения, через Него был дарован человеку Закон – и Его же обвиняли в нарушении Закона. В дни земного служения Он исцелял страждущих, насыщал тысячи голодных, повелевал природными стихиями, воскрешал умерших – а Сам испытывал голод, жажду, усталость. Христос есть Истина, а Его называли обманщиком. Христос есть Любовь , а Его объявили преступником. Христос есть Жизнь, а Его предали лютой и мучительной смерти. Снисхождение Сына Божиего на землю в богословии обозначается термином κνωσις (кенозис) – буквально «опустошение», «умаление», «истощение». И парадоксальным образом уничижение Сына Божиего послужило Его прославлению – потому что, умерев на Кресте, Господь разрушил власть смерти Своим Воскресением: «смертию смерть попрал», чтобы каждый из нас «не погиб, но имел жизнь печную» [ Ин. 3:15 ]. Слова апостола Павла об истощении Сына Божиего Церковь провозглашает в дни Богородичных праздников на Литургии – ведь именно от Девы Марии воспринимает человеческую природу Господь, и «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» [ Фил. 2:6–11 ]. Имя, которое дал Отец Сыну, – «Господь», Сущий Бог, «Который есть и был и грядет» [ Откр. 1:8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010