Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление — Бог пришел в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18), и, тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди? И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним — и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым — ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаем вместе со Христом и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием. Ну, а почему же праздник богородичный? А потому, что в словах, обращенных к Деве Марии, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Оружие прошло сквозь Ее душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец. И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что нет. Через то страшное страдание открылось у Нее особое зрение, в поле которого входит весь человеческий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о Ее подвиге, о Ее вере, о Ее смирении, о Ее любви, о Ее прозрении наших помыслов.

http://patriarchia.ru/db/text/1409355.ht...

Рождается Сын. Ангелы славословят; пастыри проповедуют. Какая мать не возрадовалась бы и не восторжествовала, видя и небо и землю торжествующими? но Мария безмолвствует и смиренномудрствует в своей душе: Мария же соблюдаше глаголы сия в сердце Своем ( Лк. 2:19 ). Когда Она принесла Своего Божественного Младенца в храм Господень, Старец Симеон, приняв Его на руки, пронзает душу Матери грозным предсказанием: и Тебе же самой душу пройдет оружие ( Лк. 2:35 ). Что сказали бы наши матери, если бы кто предрек им нечто подобное? – Не такова Матерь Сына Божия! Смиренно приемлет Она предсказание с безмолвною верою и надеждою. Она стоит при кресте Распятого, возлюбленного Сына Своего и предсказанное Симеоном оружие действительно пронзает Ее сердце. Без сомнения, Она страдала, и никто более Ее на земле так не страдал, кроме Распятого? но страдания не превозмогли силы Ее терпения, смирения, веры, любви, надежды и покорности неисповедимым судьбам Всевышнего. Так Св. Дева Мария, сказав: се раба Господня, никогда не переставала быть рабою Господнею, и сказав: буди ми по глаголу Твоему, всегда внимала глаголу Божию, и исполняла Его. Предать себя воле Божией, значит обеспечить счастие жизни и идти к блаженству. И подлинно, воля Божия есть воля Премудрая. Неужели преданного ей, не наставит Она на всякую истину и не умудрит во спасение? Воля Божия есть воля Святая. Неужели покорного Ей, не предохранит Она от падения? Воля Божия есть воля благая. Неужели не поведет Она ко всякому благу? Но где можно видеть волю Божию? спросите. Во всем, что постигает нас, есть воля Божия: ибо все, что происходит в мире, происходит под управлением Провидения Божия, и след. по воле Божией. Приходит к нам благополучие и благовествует нам волю Божию, чтоб мы благодарили Бога. Приходит злополучие и возвещает волю Божию, чтоб мы терпели. Не так же ли, как Св. Дева Мария ответствовала небесному благовестнику, должны и мы ответствовать нашим вестникам воли Божией? Вестнику радости скажем с Св. Девою Мариею: мы рабы Господни, буди нам по глаголу Твоему; а вестнику скорбей скажем с Прав. Иовом: я коже изволися Господеви, тако и бысть, буди имя Господне благословенно ( Иов. 1:21 ). В том и другом случае мы выразим смирение нашего духа и сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Древнейший сохранившийся до наших дней образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432-440-е годы). Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону. Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За его спиной представлены мужчины (возможно, книжники или священники Иерусалимского храма). На фресках в церкви Санта Мария в Кастельсеприо в Италии, выполненных византийским мастером (конец VII), Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет. Ещё одним древним памятником иконографии Сретения, созданном до эпохи иконоборчества, является константинопольская мозаика ц. Богоматери Кириотиссы (в эпоху турецкого владычества ставшей мечетью Календархане). Здесь Младенца Христа также держит на руках Богоматерь, тогда как в памятниках, созданных после эпохи иконоборчества Младенца Христа чаще всего держит Симеон. Богоматерь же нередко изображается скорбящей, предчувствующей страдания Сына на кресте, согласно пророчеству Симеона: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески середины XII века в псковском соборе Мирожского монастыря, а также росписи XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). На фреске из церкви Успения на Волотовом поле (Новгород, середина XIV века) Симеон с Младенцем на руках представлен за низкими закрытыми дверями, ведущими в Святая святых. Многочисленные иконы «Сретения», сохранившиеся до наших дней, являлись частью праздничного ряда храмовых иконостасов.

http://pravoslavie.ru/51541.html

И долгую-долгую жизнь прожил старец, находясь в святом Иерусалимском храме и моля Бога о том, чтобы при нем исполнилось пророчество. И когда по закону Моисееву в сороковой день от Рождения Младенца Пресвятая Дева Мария принесла Его в храм, старец Симеон встретил их и, взяв на руки Младенца, произнес те слова, которые стали молитвой, возносимой за каждым богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " . Обращаясь к Богоматери, он сказал: " Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец " (Лк. 2:34-35). Это было предсказание о том, как отнесутся ко Христу люди во всем мире, и мы видим, что и сегодня еще имя Христово является " знамением пререкаемым " . Но мы, возлюбленные, счастливы, что исповедуем Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа как Сына Божия, пришедшего в мир ради нас и ради нашего спасения. Этот праздник вошел в нашу жизнь как праздник православной молодежи, и я очень счастлив, что вера Христова вселяется в сердца детей и молодежи. Для нас важно, чтобы наши дети воспитывались в вере православной, которая в силах предостерегать их от всяких греховных поступков. Конечно, мы знаем, что молодежи помимо веры и молитвы необходимы занятия спортом, физкультурой, и мы стремимся этому способствовать. Однако наша главная задача — воспитать их в вере православной, которая бы сопутствовала им в течении всей их жизни. Я счастлив, что этот день мы отмечаем в этом храме, возрожденном и прекрасном, вспоминая о том, как наши предки на этом святом месте молились Богу и проводили богоугодную жизнь. Мы встречаемся с вами за несколько дней до Великого поста. Мне хочется от души пожелать всем нам, чтобы этот пост был для нас спасительным, чтобы мы, осознав свои грехи и исповедав их перед священником, причастившись Святых Христовых Таин, ожидали великого дня Пасхи Христовой. Поскольку мы не увидимся с вами в предстоящее Прощеное воскресенье, я прошу у всех вас прощения. Бог вас всех да простит и благословит на подвиг святого и Великого поста. Храни вас всех Господь!»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5148740...

О Симеоне сказано, что «Дух Святой был на нем» (Лк. 2: 25). Сей Дух предсказал старцу о будущей встрече с Мессией. И Сей же Дух повел Симеона в храм, когда Мать Иисусова с Сыном на руках пришла для исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Это было одно единственное святилище, кроме которого нигде и никем не мог быть создан иной Храм. Весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты и приносил жертвы в этом Храме. Для этого туда со всех сел и городов ежедневно, не говоря уже о праздничном многолюдстве, стекались людские толпы для принесения жертв: жертв повинности, жертв благодарственных, жертв по обету. И в этом многолюдстве Симеон, ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так долг ждал – Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки и произнес ту молитву, с которой теперь мы заканчиваем прожитый день и надеемся закончить жизнь. В этой молитве он исповедал, что обещанное ему исполнилось. «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Исполнились и слова 90-го псалма: «Явлю ему спасение Мое». Симеон видел прозорливым внутренним взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него на руках, он видел уже распятым за грехи мира. Поскольку именно Крест с распятым на нем Праведником – это и есть «спасение, которое Бог уготовал». То, что Симеон предчувствовал тайну Креста, видно и из слов старца к Марии. «Тебе Самой, – сказал он, – оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Эти странные слова исполнились, когда Мать-Дева стояла под Крестом, терзаясь сердцем о страдании Своего Сына. Так очи, слепнущие от старости, приобретают орлиную зоркость в вещах духовных, если сердце человека очищено верой и терпеливым ожиданием. Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала их полностью.

http://radonezh.ru/2021/02/15/protoierey...

Первым среди этого остатка был Симеон. До него многие праведники «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались» (Евр. 11: 13). А рядом с ним, в одно и то же время, жило множество нечестивых и суетных людей, которые, хотя и дожили до пришествия Мессии, не ощутили дня посещения из-за черствости души. И это - урок для всех. Мало жить во времена Праведника. Мало находиться вблизи Праведника. Все это не будет на пользу, если не будет веры, которую подает Дух Святой.О Симеоне сказано, что «Дух Святой был на нем» (Лк. 2: 25). Сей Дух предсказал старцу о будущей встрече с Мессией. И Сей же Дух повел Симеона в храм, когда Мать Иисусова с Сыном на руках пришла для исполнения законного обряда. Храм Иерусалимский никогда не был пуст. Это было одно единственное святилище, кроме которого нигде и никем не мог быть создан иной Храм. Весь многолюдный народ Израиля исполнял свои обеты и приносил жертвы в этом Храме. Для этого туда со всех сел и городов ежедневно, не говоря уже о праздничном многолюдстве, стекались людские толпы для принесения жертв: жертв повинности, жертв благодарственных, жертв по обету. И в этом многолюдстве Симеон, ведомый Духом, без труда различил Тех, Кого он так долг ждал - Мать и Дитя. Он подошел к Матери, взял Младенца-Христа на руки и произнес ту молитву, с которой теперь мы заканчиваем прожитый день и надеемся закончить жизнь.В этой молитве он исповедал, что обещанное ему исполнилось. «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Исполнились и слова 90-го псалма: «Явлю ему спасение Мое».Симеон видел прозорливым внутренним взором будущую Голгофскую Жертву. Того, Кто лежал у него на руках, он видел уже распятым за грехи мира. Поскольку именно Крест с распятым на нем Праведником - это и есть «спасение, которое Бог уготовал».То, что Симеон предчувствовал тайну Креста, видно и из слов старца к Марии. «Тебе Самой, - сказал он, - оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Эти странные слова исполнились, когда Мать-Дева стояла под Крестом, терзаясь сердцем о страдании Своего Сына.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/498...

Песнопение «Днесь висит на древе» (тропарь 15 антифона) - драматический центр богослужения: «Господь распят на древе, чтобы разрешить грех, происшедший через древо: через древо изгнал Адама из рая сатана; через древо же и Господь разбойника сделал обитателем рая» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 912). История антифонов Великой Пятницы восходит к раннему христианству. Их прообразом и источником является поэма святителя Мелитона Сардийского «О Пасхе», жившего во II веке: «Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит. Царь Израилев — взят десницей израильской» (О Пасхе, 96). Раннехристианский текст в дальнейшем дополнился и адаптировался к более современному поэтическому стилю, но сохранил своё смысловое зерно - Бог принял на себя страшное унижение, которое невозможно осмыслить: «...в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки...» - Одевающего небо облаками Творца глумящиеся римские воины облачают в багряницу. «...заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама...» - побои и надругательства принял Христос в доме первосвященника, Тот, Кто в реке Иордан своим крещением освободил Адама и весь человеческий род. «...гвоздьми пригвоздися Жених Церковный..» - Христос назван Женихом Церкви по евангельской притче о 10 девах, ожидающих пришествие жениха. Девы - это души христиан, ожидающие пришествие Христа, «предобручившего Церковь». «...копием прободеся Сын Девы...» - пронзили копьем умершего Христа, Сына Девы, которой предсказывал старец Симеон «и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк, 2,35). В разных гранях отображает антифон события Голгофы, показывая страшное сопоставление Божьего милосердия и человеческой жестокости, он все сильнее побуждает нас сопереживать и сострадать Христу. Потому, осознав и прочувствовав каждое слово, остаётся лишь восклицать: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение». “Днесь висит на древе” - слушать:   “Днесь висит на древе” дьякона Сергея Трубачева

http://foma.ru/dnes-visit-na-dreve.html

Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский(† 312), Кирилл Иерусалимский († 360), Григорий Богослов († 389), Амфилохий Иконийский († 394), Григорий Нисский († 400), Иоанн Златоуст († 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527-565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее. Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский. С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая Умягчение злых сердец, или Симеоново проречение, которую необходимо отличать от иконы Семистрельная (13 августа). Икона Симеоново проречение символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Из «Настольной книги священнослужителя» Тропарь, глас 1-й: Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак, глас 1-й: Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас Христе Боже, но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

http://patriarchia.ru/db/text/196972.htm...

О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена). Четвертый десяток. Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести. О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена). Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе. О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися. Читайте также — П реподобный Серафим – всемирный светильник Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства. О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства. Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей. О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей. Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву. О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву. Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды. О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали. Десятый десяток. Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

http://pravmir.ru/bogorodichnoe-pravilo/

Однако мироточение само по себе не является показателем святости: Церковь призывает с осторожностью и рассуждением относиться к известиям о чудесах и мироточениях: в Русской Православной церкви существует специальная процедура комиссионного освидетельствования мироточения. При обнаружении истечения мира на иконе о данном факте докладывается в епархиальное управление, которое направляет в храм специальную комиссию. В её функции входит: опрос свидетелей, осмотр иконы (её местоположения, условия хранения). В случае положительного заключения направляется новая комиссия для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путём. В случае если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, то икону помещают в опечатанный киот. Если и в нём продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой. Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) На этой иконе изображена Пресвятая Богородица пронзенная семью стрелами, от чего икона получила и другое название свое — Семистрельная. Икона отображает евангельское повествование о том, как в сороковой день по Рождестве Христовом праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария принесли Богомладенца в Иерусалимский храм для совершения над Ним обрядов по закону Моисееву. Их встретил в храме святой старец Симеон, который произнес знаменитые слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…». Обращаясь к Божией Матери, праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец » (Лк. 2,34-35). Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Символически скорбь Богоматери изображена на иконе семью пронзающими Ее сердце стрелами. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.

http://pravmir.ru/mirotochenie-ikon-na-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010