Тогда Симеону явился ангел и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими собственными глазами исполнение этого пророчества. По внушению Духа Божия он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и в принесенном Пресвятой Девой Младенце узнал Мессию. Старец взял Его на руки, и из его уст излилась вдохновенная молитва благодарности Богу за возможность узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» ( Лк.2:29–32 ) произнес старец, как бы желая сказать: «С этой минуты порвалась связь, державшая меня в жизни, и Ты, Владыко, отпускаешь меня из этой жизни в другую новую жизнь, «по слову Твоему» – по предсказанию, данному мне от Тебя Святым Твоим Духом, – «с миром». «Ибо видели очи мои спасение Твое», спасение, обещанное Богом миру через Искупителя-Мессию, которого я сподобился узреть, спасение, «которое Ты уготовал пред лицом всех людей " ». Евангелист подчеркивает, что спасение уготовано не только для евреев, но и для всех народов. Это спасение есть «Свет к просвещению язычников» и слава народа Божия, Израиля, как вышедшая из его среды. Иосиф и Дева Мария дивились, вероятно, тому, что везде находились люди, которым Бог открывал тайну об этом Младенце. Возвращая Младенца Матери и благословив Ее и Иосифа по праву глубокого старца, Симеон в пророческом вдохновении предрек, что Младенец будет предметом споров и пререканий между Его последователями и врагами: «Да откроются помышления многих сердец» то есть, в зависимости от различности отношения людей к этому Младенцу, обнаружатся их сердечные расположения, настроения души: те, кто любит истину и стремится творить волю Божию, уверуют во Христа, а те, кто любит зло и дела тьмы, возненавидят Христа и будут в оправдание своей злобы всячески клеветать на Него. Для уверовавших в Него Он лежит «на восстание» или на вечное спасение, а для не уверовавших– «на падение» или на вечное осуждение их. Симеон прозрел духом и те страдания, которые придется претерпеть Богородице, видя жестокость людей к Своему Сыну: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да благословит Господь устроителей молебна!.. Подошел о. Аркадий Оболенский с причтом; о. Григорий говорил прочувствованное слово о святости предпринимаемого нами подвига, о необходимости бодриться, даже радоваться, что удостоились такого жребия. Кончилась молитва. Я с родными в вагоне; жена держит мою руку и смотрит в глаза мои с такой скорбью, что становятся вполне понятны слова святого Симеона Богоматери: «Тебе же Самой душу пройдет оружие!» Да, еще не сразила никого из нас японская пуля, а оружие уже прошло души наши. Оля отец и мать плачут; дети, мои милые сиротки и Пясковские держатся за мою рясу; и глаза всех на мне… Ох, тяжело, креплюсь, но чувствую: еще момент — и стон вырвется из груди моей и я дико, неистово разрыдаюсь… Милая Оля, ей самой тяжело, а она меня утешает: как хорошо, что мы христиане. А в окно вагона смотрят не менее скорбные лица духовных детей — орловцев, беспрестанно входят в купе получить прощальное благословение, подают просфоры, подарки… И сколько любви и внимания в этих дарах: вот развертываю коробку — очищенные уже орехи сами как бы говорят: «Не портите зубы, мы уже покололи»; вот яблоки, апельсины, вино, консервы, нитки, иголки, шнурки; а вот и рогулечка костяная, чтобы батюшка в дороге занимался рукоделием не скучал; книги; благослови, Господи, эту любовь Своею любовью!.. Под окном беспрерывно поют певчие: «Тебе Бога хвалим», «Под Твою милость прибегаем, Богородице», величание святому Митрофанию, «Аллилуйя» и др. Входит офицер и передает просьбу директора Орловского корпуса благословить кадетов, с радостью исполняю; я так любил всегда и кадетов, и их наставников; как отрадно было молиться с ними 8 ноября; да благословит Господь и их искренне религиозного отца — директора; с пути мысленно благословляю и его, и корпус. Простился с г-ном губернатором, с провожающими и снова в вагоне с родными… не верится, что вот сейчас все эти милые лица скроются с глаз надолго-надолго!.. Третий звонок, трубач подает сигнал ехать… сразу сердце упало. Еще раз прижал к груди своей жену и родных, но… сердце не камень, сколько ни крепись: все рыдают. Можно ли найти человека, который бы в эту минуту сдержал себя? Мне кажется, нет; по крайней мере, чего боялся я, то и случилось — разрыдался дико, страшно, казалось, вся душа выйти хочет куда-то, а пред глазами жена, почти упавшая на руки близких, родители, родные, народ… все рыдает. Господи, не дай переживать еще такие страшные моменты: кажется, не перенести.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Даже тебе самой, Мария, пройдет оружие в сердце твое». Уже это слово – было оружие! Острый взор старца, в последний раз на земле озарившийся таким светом, проник острее железа в душу Марии. В тоже время подходит к младенцу находившаяся в храме одна престарелая вдова, обладавшая даром пророчества, именем Анна, знаменитая своим благочестием; подходит и, постигнув духом, Кого видит перед собой, приносит благодарение Господу за исполнение древних обетований в слух Иосифа и Марии; Анна имела в городе несколько знакомых лиц, которые подобно ей чаяли утехи Израилевой: им с радостью она потом рассказывала, что уже родился желанный Мессия, и что она сама Его видела в храме. Без сомнения, каждому этого сказывать было нельзя. Сам Бог не без разбора сообщал людям эту тайну в сие время: потому что повсеместное и неосторожное распространение молвы о рождении Мессии должно было повлечь еще слишком рано для матери и для младенца гонение против них. Люди, которые доселе знали тайну рождения Мессии, были или лица вовсе неизвестные (пастухи) или совершенно известные, люди благоговейные. В устах первых это известие не слишком большую могло получить важность: последние умели действовать с осторожностью и только тогда сообщали драгоценную весть, когда знали, что не будет она никаким образом обращена во зло. Всякий поймет, какую важность имели чудесные иерусалимские события для Иосифа и Марии. Нет сомнения в том, что они также, как и прочие Иудеи, представляли себе открытие царства Мессии не без больших переворотов: однако предполагали вместе, что все эти перевороты наконец разрешатся в пользу целого народа Иудейского; по их представлению, могло быть хуже от этого только язычникам. Но Симеон подорвал такое представление: по его словам этот Мессия также будет виной погибели для многих во Израили, как и виной благоденствия. Напрасно льстит себя весь народ быть участником благ, которые принес с собой Мессия; – нет, что касается до прав на эти блага, то они будут даваться не без отношения к помышлениям сердечным т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  Знатные и простые, говорливые и застенчивые, счастливые своим материнством, они приносили полагающуюся по Закону Моисея жертву очищения после рождения детей. Симеон радовался вместе с ними, благословлял старческой рукой новую жизнь, и каждый раз, оставаясь один, в смирении склонял голову у Скинии и возле жертвенника со словами: «Да будет воля Твоя». Дева Мария Долгожданная гостья появилась совсем просто, одетая скромно, и, пожалуй, бедно. Перед Ее входом в храм не было пышных процессий, песней с тимпанами и ликования толпы. Рядом был лишь человек преклонных лет, в глазах которого светилась бесконечная любовь и нежность к Ней и Ее Младенцу. Изящная, ростом чуть выше среднего, с оливковой кожей лица и темными задумчивыми глазами, как будто и не замечавшая своей необыкновенной красоты, Она поднималась навстречу Симеону по ступеням храма. Он узнал Ее Духом. Узнал еще до того, как смог различить черты лица, по Ее поступи, по складкам длинного покрывала, по нежному силуэту фигуры, соединившему простоту и целомудрие Девы. Она не видела Себя, как большинство тех счастливых матерей, которые являются центром всеобщего внимания вместе с новорожденным ребенком. Она видела только Его, Младенца, сокровище, Которого покоила на руках и несла в Дом Его Отца. Чистота и полная покорность воле Бога…   Симеон никогда не дерзал представить себе Мать Христа, но теперь его душа узнавала Ее, радуясь этой встрече, как с давно знакомым и любимым существом. На нем самом исполнилось то, что предстояло пережить всякой душе, ищущей спасения. Приняв Младенца на руки, он произнес пророчество, соединенное с покаянием: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение яз ыков, и славу людей Твоих Израиля».   Что мог сказать он Деве Марии? Не от себя, не простое похвальное слово, суетное, не достойное Ее, но открытое ему Богом пророчество возвещает он Ее юной душе: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» , — зная, что Мария первая из людей пойдет отныне в сретение Богу, разделив с Ним тяжесть Его земного креста.

http://pravmir.ru/sretene-oznachaet-vstr...

А если представить, что у Этой Девочки есть знание о том, что Ее ожидает: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 35)? Если бы Ее коснулась злая опытность человеческого рода? Она, быть может, сказала бы: «Я не хочу ни в какой храм идти. Что после этого будет? Чем все это закончится? Я хочу быть обычной женой, матерью. Хочу где-нибудь в уголке забиться, чтобы никто и никогда обо Мне не знал». И история человеческого спасения пошла бы по другому пути. Но не пошла! Потому что Божия Матерь, слава Богу, была лишена того, что мы называем опытом. А сердце Ее было открыто ветру веры. И ничего не осталось лишнего, второстепенного, временного. Осталось только вечное, единое на потребу . Праздник Введения Божией Матери во храм — это рассказ о том, как можно человеку ставить главное выше второстепенного, ценить вечное больше временного, Христа больше велиара. И о том, что мы, будучи христианами, не должны знать, что мы что-то не можем. Как Писание говорит: «Все могу об укрепляющем меня Господе Иисусе» . «Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (Ирмос канона Рождеству Христову, глас 1). Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. 83: 3). Едино же есть на потребу (Лк. 10: 42; ц.-сл.). Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 декабря, 2006 4 декабря, 2010 3 декабря, 2006 1 апреля, 2024 18 марта, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 августа, 2023 17 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/a-esli-byi-ona-skazala...

Икос 2 Разум человеческий не может постигнути, како Сам Господь вселися в девственную утробу Твою и како Ты пребыла еси Девою и по рождестве Сына Твоего. Преклоняяся пред велиею тайною воплощения Бога Слова, радостно вопием Тебе, Преблагословенней Матери Искупителя нашего, заимодавшей Ему плоть Свою, питавшей Его млеком Своим, носившей Его руками Своима и глаголавшей Ему радости и печали Своя, похвалы таковыя: Радуйся, чудесно тайне воплощения Сына Божия послужившая. Радуйся, первее Его повившая и во яслех безсловесных овец положившая. Радуйся, первее поклонение Сыну Твоему и Богу совершившая. Радуйся, млеком питавшая Питателя алчущих хлеба вечнаго. Радуйся, водою поившая Подателя воды живыя, текущия в жизнь вечную. Радуйся, верою молящимся Тебе великия милости являющая. Радуйся, во благих прошения наша дивно исполняющая. Радуйся, струи благодатных исцелений обильно нам изливающая. Радуйся, Преблагословенная Богородице Дево, чрез образ Твой Беседный, милости великия нам источающая. Кондак 3 Силою благодати Божия озаренный, праведный Симеон Тебе, пришедшей со младенцем Иисусом во храме представитися Господеви, рече: " Тебе же Самой душу оружие пройдет " , проразумевая Матерния Твоя страдания о Сыне Твоем Божественнем. Ты же, Всехвальная Приснодево, благодатию Господнею преисполненная, в торжество искупления всего рода человеческаго несумненно веруя, смиренно прияла еси волю Бога Всевышняго, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 3 Имущи в Себе обильно благодать Божию, Ты, Дево досточтимая и всемудрая, все житие Твое отдала еси благим попечениям о Сыне Твоем и Господе, вся глаголы Его соблюдающи в сердце Своем. Мы же, грешнии, житие Твое на земли воспоминающе, глаголем Тебе похвалы таковыя: Радуйся, огнь Божества во чрево Твое приемшая. Радуйся, глад падшаго человечества Хлебом Жизни утолившая. Радуйся, Херувимскаго Царя вседрагоценнейший престоле. Радуйся, Серафимскаго Владыки палато, преукрашенная чистотою. Радуйся, незаходимая заре истины, наше земное странствование освещающая.

http://pravicon.com/info-4000

Кондак 3 Силою свыше укрепи мя, Благая Владычице, недугующа телом и душею, и посещения Твоего сподоби и промышления, мрак уныния и скорби, облежащии мя, отгоняющи, да, спасаемый Тобою, присно вос-пою Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богатство милосердия неизреченное, всем скорбящим руку помощи простираеши, недуги врачующи, страсти исцеляющи. Не презри и мене, Благая Владычице, на одре немощи моея низлежаща и вопиюща Ти: Радуйся, милости сокровище многоценное; Радуйся, отчаянных едина надеждо. Радуйся, тела моего врачевание; Радуйся, души моея спасение. Радуйся, твердая крепосте немощных; Радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление. Радуйся, гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая; Радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая. Радуйся, слепых зрение, глухих слышание; Радуйся, хромых хождение, немых глаголание. Радуйся, болящих благонадежное посещение; Радуйся, яко Тобою, по мере веры, подаются благодатная исцеления всем немощствующим. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте. Кондак 4 Буря многих бед и напастей обдержит мя, и волнения уже не терплю. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса моего и Бога, воздвигни руце к Сыну Твоему, молящи Его, да призрит на лютую скорбь сердца моего и воздвигнет мя из пучины отчаяния, вопиющаго Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, Симеона праведнаго проречение: Тебе же Самой душу пройдет оружие, слагала еси в сердце Твоем вся глаголы сия, разумевающи, яко радость матерняго сердца о чадех многих печалей в мире сем бывает причастна. Темже, яко искушенней по всяческим и спострадати матерней скорби, могущей, взываем Ти: Радуйся, радость миру - Христа Спасителя рождшая; Радуйся, мир от скорбей избавляющая. Радуйся, поношение Сына Твоего терпевшая; Радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, скорбных матерей утешение; Радуйся, чад их благодатное охранение. Радуйся, в бедах скорое нам заступление; Радуйся, заблуждших исправление. Радуйся, младенцев питание; Радуйся, юных наставление. Радуйся, Мати сиротствующих, Радуйся, вдов заступление. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте.

http://pravicon.com/info-1166

Кондак 3 Силою свыше укрепи мя, Благая Владычице, недугующа телом и душею, и посещения Твоего сподоби и промышления, мрак уныния и скорби, облежащии мя, отгоняющи, да, спасаемый Тобою, присно воспою Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи богатство милосердия неиз­реченное, всем скорбящим руку помощи простираеши, недуги врачующи, страсти исцеляющи. Не презри и мене, Благая Владычице, на одре немощи моея низлежаща и вопиюща Ти: Радуйся, милости сокровище многоценное; радуйся, отчаянных едина надеждо. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, твердая крепосте немощ­ных; радуйся, изнемогающих Заступнице и укрепление. Радуйся, гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая. Радуйся, слепых зрение, глухих слышание; Радуйся, хромых хождение, немых глаголание. Радуйся, болящих благонадежное посещение; радуйся, яко Тобою, по мере веры, подаются благодат­ная исцеления всем немощствующим. Радуйся, благодатная Богородице Дево, погибших взыс­кание и всех скорбящих радосте. Кондак 4 Буря многих бед и напастей обдержит мя, и волнения уже не терплю. Ты же, яко милостивая Мати Спаса моего и Бога, воз­двигни руце к Сыну Твоему, молящи Его, да призрит на лютую скорбь сердца моего и воздвигнет мя из пучины отчаяния, вопиющаго Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, Симеона праведнаго проречение: Тебе же Самой душу пройдет оружие, слагала еси в сердце Твоем вся глаголы сия, разумевающи, яко радость матерняго сердца о чадех многих печалей в мире сем бывает причастна. Темже, яко искушенней по всяческим и спострадати матерней скорби могущей, взываем Ти: Радуйся, радость миру – Христа Спасителя рождшая; радуйся, мир от скорбей избавляющая. Радуйся, поношение Сына Твоего терпевшая; радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, скорбных матерей утешение; радуйся, чад их благодатное охранение. Радуйся, в бедах скорое нам заступление; радуйся, заблуждших исправление. Радуйся, младенцев питание; радуйся, юных наставление. Радуйся, Мати сиротствующих; радуйся, вдов заступление. Радуйся, благодатная Богородице Дево, погиб­ших взыскание и всех скорбящих радосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Остановившись во храме, Симеон видел много матерей, со своими детьми пришедших принести жертву очищения матерей, в обыкновенном человеческом виде; а одну Деву, окруженную неизмеримым и Божественным светом, и поспешно отделил остальных матерей, взывая ко всем: „дайте мне место, чтобы увидеть Предвидевшего меня. Зачем служанки сообщаются со Свободной? зачем вы приносите своих детей к жертвеннику? отойдите отсюда. Принесите Дитя древнейшее Авраама». Затем, взяв на руки явившегося Богомладенца, Симеон благословил Иосифа и произнес пророчество о Господе, говоря Деве: „Что Ты взираешь на чадо, как на Твое и не Твое? Для чего Ты часто подносишь Ему грудь, желая иметь Младенца цветущим? Он не нуждается в пище: Он Сам – податель манны. Зачем Ты производишь движения рукою, желая усыпить Младенца? Он не дремлет и не желает сна по сокровенному достоинству Божества, ибо о Нем пишет Пророк: не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля ( Пс. 120:4 ). Что Ты взираешь на чадо? Сокровенной силой Божества Он простер небо яко кожу, повесил землю на ничесомже. Это Чадо руководит солнцем, управляет луною, удерживает ветры в сокровищницах; это Чадо – Владыка всех тварей. Слыша о такой Его силе, имей, Дево, не житейское, а духовное благоразумие: ибо се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо: и Тебе же Самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления ( Лук. 2:34–35 ). Итак, Симеон сказал это о Младенце Иисусе по откровению от Святого Духа: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили. Истинное слово о Господе, поскольку не Своею силою, а по откровению от Святого Духа Симеон говорил все о Господе, обращаясь к Деве. Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили – на падение неверных, на восстание верных, – на падение синагоги, на восстание Церкви, – на падение демонов, на восстание святых, – на падение Иуды, на восстание Матфия, – на падение разбойника, находящегося ошуюю, и на восстание разбойника, находящегося одесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Радуйся, честных браков устроение; радуйся, вражды, ссоры между единокровных разрушение. Радуйся, благочестивых семейств благословение; радуйся, девства похвало и возвышение. Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас Покрывающая. Кондак 5 Боготечною звездою являешися, Царице небесная, всем под покров Твой всемощный прибегающим и непрестанно в умилении сердечном вопиющим к Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видя праведный Симеон Тя, пришедшую с младенцем Иисусом во храме представитися Господеви, рече: " Тебе же Самой душу пройдет оружие " , проразумевая Матерния Твоя страдания о Сыне Твоем Божественном и о всех гонимых за Имя Его Святое. Сего ради зовем Ти: Радуйся, пастырей Церкви, от мира поносимых, прославление; радуйся, рабов Божиих осмеиваемых ободрение. Радуйся, стоящих за правду защищение; радуйся, томимых горькими работами облегчение. Радуйся, яко невинно осужденных свобождаеши; радуйся, яко из изгнания скоро возвращаеши. Радуйся, во узах седящих благодатно посещающая; радуйся, терпеливых страдальцев предвкушением блаженства услаждающая. Радуйся, сердца злых людей, враждующих противу нас, смягчающая; радуйся, советы лукавыя и коварство их разоряющая. Радуйся, от разбойников на пути ны охраняющая; радуйся, татей и тайных убийц от домов наших отводящая. Радуйся, Владычице мира, от наветов злых духов и человеков нас Покрывающая. Кондак 6 Проповедницы Твоея благодатныя помощи суть все множество Тобою спасенных: страждущих, болящих, скорбящих и грехми обремененных, благодарственно о Тебе поющих Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия Божественный свет во Египте и падоша тамо идоли, егда бежала еси, Пречистая, с Богомладенцем Иисусом, спасаяся от убийства Иродова. Ты убо озарявши светом Боговидения умы и всех удаляющихся прелестей суетнаго мира, исторгая из душ их кумиры, гнездящихся тамо губительных страстей, Темже превозносим Тя словесы сими: Радуйся, сумнящихся в вере вразумление; радуйся, гордых умом своим смирение. Радуйся, озлобленных и гневом палимых укрощение, радуйся, ропщущих на промысл Божий с тяготами жизни примирение.

http://pravicon.com/info-3729

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010