Вчера на нас засмотрелись дети на белградской улице, ну и один, посмелее других, спросил:    — Откуда вы, господа?    — Из Малабара,— ответил я.    — Малабара! Да ведь это сербское слово,— говорит мальчик.— Оно означает «Мала Бара». Значит, вы из Малой Бары?    Наш провожатый и друг, индолог, засмеялся, погладил мальчика и сказал:    — Ты прав. Это так.    Напоследок хочу еще привести вам сербский гимн, самый возвышенный изо всех национальных гимнов Европы:    Боже правды, Ты, доныне спасавший от погибели нас,Внимай нам и отныне и будь нам Спас!Мощной десницей Твоей управь и защити будущности сербской корабль;Боже, спаси, Боже, храни сербского короля, сербский народ!Из мрачной тени гроба сербская корона засияла вновь,Настало новое время — нового счастья, Боже, подай!Королевство сербское, пятивековой борьбы плод, защищай!Сербского короля, Боже, спаси,— молится Тебе сербский народ!.    Это самый величественный гимн из всех, какие я когда-либо слышал. Другие европейские гимны или пренебрегают Богом и вовсе не упоминают о Нем, или представляют собой обыкновенные высокомерные оды, национальное самовосхваление. Мне говорят, что англичанам в мировую войну более всего полюбился сербский гимн как гимн, превосходящий все гимны, и они пели его в Англии по всем церквам. И хорошо делали. Когда вернемся, я научу вас, как поется сербский гимн. Благодать Божия да пребудет с вами.     Всех вас приветствую и целую,Феодосий Мангала     Преподобный Симеон Мироточивый, царь Сербский//(Стефан Неманя; † 1200; память 1326 февраля, Неделя вторая по Пятидесятнице) — основатель великой династии Неманичей, объединитель сербских земель. В 1159 году он отвоевал у греков все сербские земли, а также завладел новыми территориями. Он образовал мощное государство, в которое входили девять крупных областей: Сербия, Срем и часть Словении, Босния, восточная Далмация, Герцеговина, Черногория, Зета, Албания и Македония. При нем в 1190 году Сербия была признана Византией независимым государством. Завершив свои земные дела, преподобный в 1195 году оставил царский трон и последовал за своим сыном, святым Саввой Сербским " , " , на Святую Гору Афон и там в ангельском образе предал Богу свою душу. Святое тело его было перенесено святым Саввой в Сербию, а рака в монастыре Хиландар, где оно лежало, стала источать миро. Возле нее произросла лоза, называемая лозой святого Стефана, она приносит виноград, от которого люди получают чудесную помощь даже в наши дни. Самые крупные задушбины царя Симеона — монастыри Юрьевы Столпы, Студеница и Хиландар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Прости мя 1927 , вселюбезный В наш Г чадо, яко много тя опечалих первее сего писанием. Ей, много и сего мучения твоего, но не 1928 вем, что сотворити, дабы ползовал тя, развее смиренных своих молитв. же твоя, посланныя 1929 к да приимет Господь Бог, якоже прият дары, Ноево Д всеплодие 1930 , Моисеова и воздаст ти богатыми своими небесными дары: вместо временных – вечная 1931 ,//(л. 99об.) вместо тленных – нетленная. Здрав буди и наказании Господни не изнемогий 1932 Писано есть: попустит Господь паче 1933 , еже подобает искуситися, даст бо, – рече, – Господь со искушением и 1934 изводство немощи нашей 1935 Писано е, 1936 в Воскресенском монастыре 1665-го года августа въ 11–й день. Примечания Л. 99 ..да дастъ Бог снитися и купно глаголати. – См. л. 283 об. в третьем письме Саввы Дмитриева патриарху Никону . Дары же твоя, посланныя к нам... – Возможно, речь идет о подарках для патриарха Никона , посланных Саввой Дмитриевым с его первым письмом в Воскресенский монастырь (л. 276 об.). В других письмах Саввы о «дарах» для Никона не упоминается. Авелевы дары. Ноево всеплодие. Моисеова мирная... – Патриарх Никон сравнивает подарки, присланные ему Саввой Дмитриевым, с дарами Богу ветхозаветных героев и их заслугами перед Господом. Авель, второй сын Адама и Евы, был убит своим братом Каином за то, что Господь принял дары Авеля, а жертву Каина отверг ( Быт. 4:2 – 8 ). Ной, десятый и последний из патриархов, живших до всемирного потопа, имел трех сыновей – Сима, Хама и Иафета, которые впоследствии стали родоначальниками трех главных представителей человеческого рода ( Быт. 10:32 ). В Ветхом Завете Ной прославлен как человеквысокой святости ( Быт. 6:8,9 ; Иезек. 14:14 – 20). Патриарх Никон упоминает и о миро для священного помазания, которое было изготовлено пророком Моисеем по требованию Бога. Священным елеем была освящена скиния, выстроенная Моисеем через полгода после явления ему Господа в Славе ( Исх. 30: 17 – 38 ). Фраза, употребленная патриархом Никоном , напоминает слова «Молитвы приношения по поставлении на святем престоле божественных даров», произносимой священником тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая чудотворная икона Божией Матери, так называемая, по сербскому простосердечию, Попская. С этой иконой совершаются крестные ходы и водосвятия. Третья икона Богоматери, не сгоревшая в 1722 году, во время пожара; она находится в Дохиарной. Четвертая икона Вождей Матери замечательна тем, что однажды экклисиарх, стараясь затеплить пред ней лампаду, не мог этого сделать: потому что икона находится при северной двери, вводящей из притвора в церковь , где постоянно ветер дует. В досаде, экклисиарх произнес ропотные слова и, не засветивши лампады, хотел удалиться; но, пораженный гневом Богоматери за безумие свое и нетерпеливость, упал, и его нашли пред иконой без чувств. Пятая здесь чудотворная икона Божией Матери, именуемая Акафистной, не сгорела во время пожара, бывшего в 1837 году. При южной стене находится гробница св. Симеона, родителя св. Саввы. Над гробницей вьется виноградная лоза, плодам которой приписывают целительные действия, особенно для неплодных супругов. Мощи преподобного Симеона, источавшие миро, перенесены св. Саввой, сыном его, в Сербию. Святыни здесь следующие: значительная часть древа Креста Господня; части тернового венца, крови Христовой, трости и пелен Христовых, и из даров волхвов часть смирны. Мощи следующих святых: глава св. Евтихия, патриарха Цареградского; нога препод. Симеона Столпника; нога св. Григория Богослова ; часть св. мучен. Евстратия, св. муч. Марины; рука св. Никифора патриарха; нога св. Пантелеимона; часть от главы св. пророка Исайи; частица св. Иоанна Предтечи; часть от главы св. Прокопия; св. Екатерины и Варвары. Кроме собора есть параклисы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы; 2) св. Архангелов; 3) св. Предтечи Господний Иоанна; 4) св. двенадцати Апостолов; 5) св. первомуч. Стефана; 6) св. Сорока Мучеников; 7) Святителя Николая Чудотворца; 8) св. великомуч. Димитрия Солунского; 9) препод. Симеона и Саввы Сербских – ктиторов обители и 10) св. великомуч. и Победоносца Георгия. Хиландар основан св. Саввой, архиепископом Сербским, при царственных пособиях его родителя и родичей, и оставался исключительным приютом для сербов. Ныне здесь более болгары. Основание его совершилось в конце 12 и в начале 13 веков. 7. Эсфигмен (киновия)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По новости открытия епархии и по неопределенности судных дел, которые должны принадлежать разбирательству губного старосты или воеводы, или Архиерейского приказа, встречались большие затруднения, а вследствие чего и неприятные столкновения, особенно если подсудимые почему-либо рассчитывали на защиту со стороны начальствующих лиц гражданского ведомства. Состав Архиерейского судного приказа Святителя Митрофана состоял из членов судного приказа игуменов, делопроизводителя, – приходского священника, подьячих, духовного пристава и сторожей. Первенствующим, по учреждении духовного приказа в Воронеже, членом был Акатовой пустыни Алексеевского монастыря игумен Питирим, упоминаемый под 1683 г., – (Орлов. акты, стр. 421), потом, под 1690 годом, Успенского монастыря игумен Тит (там же, стр. 420). Первым делопроизводителем был Воскресенской церкви священник Андрей. Духовных дел подьячий Анисим Андросов (Орлов. акты, стр. 261). Приставами духовного приказа при Святителе Митрофане были Карп Кувакин, Ф. Иванов и Ф. Язенев (Ворон., 2 ч., стр. 91. Орлов. акты, стр. 420). Бумаги, грамоты присылались (как видно из Ворон. актов, стр. 34) на имя делопроизводителя «в Духовный приказ Духовных дел Воскресенскому священнику Андрею»… Из судных дел Святителя известно по местным актам несколько фактов, не лишенных интереса для характеристики того времени. В 1688 году, от Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей, прислана на Воронеж к стольнику царскому и воеводе Никите Лукичу Головину грамота, по коей велено Преосвященному Митрофану, Епископу Воронежскому, сыскав попа Иосифа Лазарева, отослать к стольнику в приказную избу, для того чтоб Головин с разрядным сыном боярским Саввой Крюковым (подателем царской грамоты), с Воронежскими провожатыми тотчас прислал его к нам (на Москву) и приказал провожатым того попа до Москвы вести бережно, чтобы он в дороге у них не ушел и до Москвы довезли бы его в целости» (Воронеж. акты, 1 ч., стр. 36). Головин (19 апреля) дал знать о содержании царской грамоты в Архиерейский судный приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

19.10.1880 г. пострижен в монашество, 06.12.1880 г. рукоположенв иеромонаха и утвержден в должности помощника синодального ризничего. С 1882 г. синодальный ризничий и настоятель синодальной Двунадесяти апостолов церкви. В 1886 г. возведен в сан архимандрита. С 1892 г. Настоятель Московского Знаменского монастыря. С 1895 г. настоятель ставропигиального Заиконоспасского монастыря. В 1896 г. освобожден по прошению от должности синодального ризничего. С 1898 г. настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского мужского монастыря. 22.02.1904 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 22.02.1908 г. епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. 25.06.1911 г. уволен на покой с предоставлением управления Спасо-Преображенским Арзамасским монастырем на правах настоятеля. 04.07.1914 г. освобожден, по прошению, от управления монастырем и назначен в Московский ставропигиальный Новоспасский монастырь. Составил систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки, дополнив описание славянских рукописей А.В. Горского и К.И. Невоструева . Была опубликована первая часть – каталоггреческих рукописей, вторая часть – описание славянских рукописей – не опубликована; см.: Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. Ч. 1: Рукописи греческие. М., 1894. Подробнее о епископе Владимире (Филантропове) см.: [Соболевский А.И.] Епископ Владимир/С. А. И.//Русский филологический вестник. 1916. С. 151–154; Богданова Т.А. Владимир (Филантропов) – епископ Ковенский//ПЭ. М., 2004. Т. 8. С. 668.) 194 (...сравнивал... с храмом Воскресения в Иерусалиме. – Речь идет о храме ВоскресенияХристова (Гроба Господня) на месте Голгофы в Иерусалиме, построенном в 326–335 гг. и освященном в 336 г. Подробнее о храме Воскресения Христова см.: Дневник. Т. 1. С. 628–629.) 195 (Саввин монастырь – Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь. Основан в 1398 г. прп. Саввой Сторожевским, учеником прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В большинстве храмов имеется по одному маленькому колоколу. Приобретение и освящение нового колокола составляет целое событие в приходе. Особенно радостны и трогательны такие церковные торжества у сербов, находящихся под иноверным и иноплеменным владычеством в Турции и Австро-Венгрии. И вот 1 октября 1893 г. происходило торжественное освящение церковного колокола в селе Граци, в Боснии. Колокол в 157 килограммов отлит на средства местных прихожан в г. Любляне, в Крайне, столице словинцев 688 . В конце 1893 г. Боснийский митрополит Георгий Николаевич обратился к своей пастве с архипастырским посланием, в котором увещевает священников не оставлять своих прихожан без проповеди и назидания по крайней мере в воскрес- нения Турции! Посмотрим, как они будут жаловаться на Австрию»! Эта самая церковь сразу послужила яблоком раздора между главнокомандующим Филипповичем и блюстителем церкви, архимандритом Саввой Косановичем. Филиппович захотел, чтобы в православной церкви было совершено торжественное богослужение, так как католическая церковь была маленькая и в слишком тесном латинском квартале; при этом он требовал, чтобы служба эта сопровождалась в церкви полковой музыкой. Архимандрит ответил, что это противно уставу православной церкви. Тогда он нашел униатского священника из Галиции, который охотно согласился на такое предложение, и тогда Филиппович приказал ему идти в церковь и священнодействовать. «Я не могу допустить униатскому священнику служить в православной церкви; он может служить только совместно со мной или с другим православным священником, а музыку ввести в церковь я не позволю ни за что», ответил решительно архимандрит. Главнокомандующий пришел в ярость неописанную. «Передай ключи такому-то» (униатскому священнику). – Нет, не передам, а силой отнять можете. – «Я тебя повешу», продолжал кричать совершенно обеспамятевший генерал. – Это можете сделать, я этого не боюсь. – Встретив такой решительный отпор, генерал покорился необходимости и удовлетворился служением в церкви Косановича без музыки. Правда, бывшие после Филипповича правители Боснии, Иованович и князь Виртемберг относились к Савве Косановичу совсем иначе: ласкали его, заискивали в нем. И в Вене, куда он был отправлен депутатом, ему было оказано особенное внимание со стороны императора Австрийского, а вскоре (1881 г.) он был назначен митрополитом Боснийским. И однако, в 1885 г. митрополит Савва вышел в отставку. Как это могло случиться? Да иначе он и не мог поступить. Правительство явно стремилось отнять у православной церкви и школы автономию, которой они пользовались в турецкое время, и управлять или прямо посредством своих чиновников, или чрез людей, выбранных под влиянием правительства, его креатур. В этом заключается главная причина, побудившая митрополита Савву Косановича подать в отставку: быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богочеловеческий прогресс от человека к Богочеловеку, от смерти к бессмертию осуществляется преобразованием себя с помощью евангельских подвигов, потому что при помощи их одолевается смерть и обессмертивается душа, обессмертиваются мысли, обессмертиваются чувства. В личности святого Саввы мы имеем осуществленную программу богочеловеческого прогресса. Христоустремленными подвигами он из смертного преобразовал себя в бессмертного, из преходящего в непреходящего, из несвятого в святого. Для него чудотворный Господь Иисус был всем во всем: все в душе, все в сердце, все в жизни, все в народе, все в государстве. Без Христа и жизнь, и сердце, и душа, и народ - не что иное, как смерть, за которой нет воскресения. Освятив и просветив себя жизнью во Христе, святой Савва стал первым созидателем единственного истинного прогресса в нашем народе, победы над смертью, над злом, над грехом, над тьмой. Посему нет смерти ни в личности его, ни в делах его, а по всему, что его, разлита божественная бессмертность и вечность. Одолев евангельскими подвигами все грешное и смертное в себе, святой Савва исполнил себя бессмертием и вечной жизнью, и потому стал " наставником и первопрестольником и учителем " пути, который ведет в жизнь, из смерти в жизнь. В нашей национальной истории он всегда был и остается наибольшим и незаменимым вождем нашего народа из смерти в бессмертие, из этой преходящей жизни в жизнь вечную. Нам - и как отдельным личностям, и как народу - европейские культуртрегеры непрестанно предлагают и навязывают гуманистический прогресс, который систематически убивает чувствование бессмертности в человеке и народе, уравнивая человеческое существо со смертными насекомыми и животными. Но мы имеем в святом Савве непогрешимого и неустрашимого вождя богочеловеческого прогресса, который душу нашу претворяет в бессмертную и вечную, который невидимо денно-нощными молитвами своими проводит через эту бурную мельницу смерти и вводит в благоуханность Христового бессмертия и вечности, где все совершенства и все радости в согласии существуют. Ведомые и предводимые святым Саввой в борьбе с грехом и смертностью, мы - как отдельные личности и как народ - будем непрестанно идти от победы к победе, от победы над грехом к победе над смертью - и так, единственно так в этой людоедской мельнице смерти обеспечим себе бессмертие на этом и на том свете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/275/...

12 нач., cfr Poдocлob стр. 117, а в северо-восточном углу области нишавской границу Сербии от Болгарии составлял городок Равный, находящийся на Тимоке, верстах в 70 на северо-восток от Ниша и верстах в 10–15 на север от Княжевца, см. написанное Стефаном первовенч. житие Немани в Памятн. Шафар. стр. 29). 19) Стефан Первовенчанный, старший сын Стефана Немани. Был посажен отцом на свое место в 1195 г. (см. житие Немани, написанное Саввой, в Памятн. Шафар. стр. 4sqq); спустя семь лет в 1202 г. был согнан с престола младшим братом Волканом, получившим помощь от короля венгерского (см. ниже в отделе о сношениях сербских государей с папами), но потом в 1206 или 1207 г. снова возвратил его (из письма Стефана к Савве, в котором он просит сего последнего принести с Афона в Сербию мощи отца, следует заключать, что он возвратил престол незадолго перед тем, но письмо писано в 1207 г., потому что мощи принесены Саввой через восемь лет после смерти Немани 19 Февраля 1208 г., см. житие Немани, написанное Саввой, в Памяти. Шафар. стр. 13); в 1220 г. был коронован от Св. Саввы принесенным из Рима королевским венцом (о сем ниже), почему как первый сербский король и назван первовенчанным. Когда умер, неизвестно точным образом; принимают, что в 1227 или 1228 г., а во всяком случае не ранее года 1224 или 1223 г. 20) Стефан Родослав 268 , старший сын Стефана Первовенчанного. Наследовав отцу, правил неизвестное, или довольно, или даже очень непродолжительное время; в 1230 или 1231 г. был согнан с престола своим братом Владиславом 269 . 21) Стефан Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного. Отняв престол у старшего брата в 1240 – 42 году, был согнан с него младшим братом Стефаном Урошем; неизвестно когда после 1243 г. снова заняв его, в 1252 г. во второй раз и окончательно должен был уступить его тому же Урошу 270 . 22) Стефан Урош 1-й (Стефан Храпавый, Драгослав), младший сын Стефана Первовенчанного. Заняв престол под братом сначала в 1240–42, потом окончательно в 1252 г., правил до 1272 г., после чего согнан был с престола своим сыном (см. жития королей и архиепископов сербских, составленные архиепископом Даниилом, или так-называемый сербский Родословник, в издании Даничича под названием «Животи кральева и архиепископа српских», Загреб, 1866, стр. 7 sqq; что согнан был именно в 1272 г., см. Фeccлepa Geschichmevon Ungarn, изд. 2-го ч. 1, стр. 421). У сербских панигиристов называется «великим королем» (Poдocл. ibid. стр. 7), но не видно за что именно; о деятельности его, так же как и троих предшествующих, кроме нескольких бесплодных войн с греками, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Что епископ, быв дан один на всю страну (о чем выше там же), постоянно оставался один и во все последующее время до самого учреждения Св. Саввой архиепископии, об этом необходимо заключать из показаний, которые читаются в Неманином житии Степана Первовенчанного. 1) Рассказывая о намерении отца истребить в своей земле ересь патаренскую, он пишет, что последний, когда случайным образом узнал о существовании ереси, «ни мало закоснивь скоро призва своего архиерея, Евфимия глаголема, и чернцы сь игумены своими и честные иереи, старцы же и вельможи своя от мала и до велика ихь» (в Памяти.. Шафар. стр. 6, § VI); 2) говоря о пострижении Немани в монашество, он пишет: «призва (Неманя) подружие свое и сыны своя и архиерея своего, Калинина рекомаго, и приставники деломь и князи земля своея, воеводы и воины» (ibid., стр. 12, § X); 3) говоря о собственной встрече креста, присланного ему (Стефану Первовенчан.) с Афона Св. Саввой на благословение, он пишет, что вышел встречать его «с архиереом своим и с иереи и с честными чернцы и совсем клиросом» (ibid. стр. 16): во всех трех случаях ясно дается разуметь (и по важности всех трех и необходимо было бы подразумевать), что во все три раза собираемы были полные церковные соборы земли, но епископ каждый раз только один [В рассказе Стесана Первовенч. о встрече им мощей Немани, принесенных в Сербию с Афона Св. Саввой, по изданному тексту читается: «и абие сь поспешениемь совокупль архиереи своя и иереи и чернцы изыдохъ» и np. ibid cmp. 20); но о том же самом у иером. Дометиана: «и усердно срете святаго вселюбезный сын его с всеосвященным архиереомь и сь священными иереи и сь диаконы» и пр. (по изд. Даничича стр. 102 fin.). Сам Дометиан в одном месте своего Жития также говорит об архиереях во множ, числе (ibid. стр. 31); но очевидно, что в этом ораторском месте (оно содержит общую похвалу Немане, как устроителю сербской церкви) он просто увлекается ораторской вольностью свою похвалу Дометиан списывает с похвального слова Св. Владимиру нашего митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

При встрече с отцом Саввой я не чувствовал никаких особых эмоциональных переживаний — наоборот, они утихли, как ветер, которому сказал Господь: стихни и перестань (см.: Мк 4 , 39). Я подошел к отцу Савве, и в то же время мне показалось, что это он подошел ко мне и принес с собой то, чего мне так не хватало, — окружающий его дух не земной, а какой-то глубокой, всепроницающей тишины. Эту тишину я ощутил в своем сердце. Разговоры с богословами, напротив, колебали мой ум, как будто я находился в лодке, раскачивающейся на волнах. А здесь все оказалось просто, ясно и понятно. Замолкли внутренние противоречия, отступили темные силы, грызущие зубами сердце, и стало просто хорошо, как будто солнечным утром я пробудился от какого-то тяжелого сна. Это было состояние совершенной уверенности в бытии Божием, в Его присутствии и в Его благом Промысле обо мне — так мы уверены в том, что существуют земля и небо. В этом состоянии невозможно рассуждать о вере, как невозможно и нелепо доказывать, что ты есть на этом свете. Благодать можно назвать «очевидностью Бога». При встрече с подвижником особое пламя охватывает сердце. Это пламя не жжет, не вводит в состояние восторга, а открывает человеку, что есть еще некое таинственное «сердце в сердце», где обитает Господь. Как странно: если бы те же слова, которые произнес отец Савва, я услышал от другого человека, они осели бы в памяти ума, а сказанное отцом Саввой вошло, как острый клинок, в глубину сердца и осталось там навсегда. Встреча со схиигуменом Саввой стала для меня самым главным свидетельством того, что существует нечто великое и невыразимое словом — истинная жизнь с Богом, без чего обычная жизнь — только затянувшаяся смерть. Я поцеловал руку отца Саввы, и какое-то чувство подсказало мне, что моя жизнь будет неразрывно связана с ним. Кто-то из духовных чад схиигумена Саввы сказал: «У отца Саввы нет биографии, у него есть житие». Подвиг жизни отца Саввы вызывает чувство удивления, но повторить его, как мне кажется, почти невозможно. Для этого нужна особая благодать, граничащая с даром чудотворения. Если бы кто-нибудь захотел подражать духовному наставничеству отца Саввы, то он мог бы очутиться в положении врача, который без необходимой подготовки и знаний берется производить самые сложные операции и в результате только калечит своих пациентов.

http://pravoslavie.ru/35188.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010