Преподобный отец пришел в псковские края после трагического падения Константинополя в 1453 году и захвата Византийской империи турками. Краткое время он подвизался на Снетпой горе в Богородичном монастыре, позднее – в Елеазаровской пустыни. Стремясь к большему уединению он, по благословению игумена Ефросина, ушел в местечко Крыпцы, где начал жить в посте и молитве. Постепенно к нему стали стекаться ученики. В пустыни был построен храм во имя Апостола Иоанна Богослова и образован монастырь, где преподобный учредил афонский устав. Позднее, один из приделов Крыпецкой обители был освящен в честь святителя Саввы Сербского . В житии крыпецкого подвижника мы находим немало Свидетельств того, что в жизни своей он следовал святителю Савве. Будущий крыпецкий подвижник рано удалился от суетного мира и подвизался на Афоне, в монастыре Хиландар, который был основан бывшим сербским королевичем Ростко, ставшим впоследствии святителем Саввой. Так же, как и первому великому сербскому подвижнику, ему пришлось покинуть Святую Гору и много странствовать; так же, как и великий Савва, после трудов затворничества, постнического и молитвенного очищения своей души, прп. Савва Крыпецкий стал не только наставником монашествующих, но и помощником простым людям. Особенно в житии отмечена связь прп. Саввы Крыпецкого с псковским князем Ярославом – через исцеление его жены святой не только получил материальное покровительство князя, но главное – стал духовным наставником правителя народа, повторив путь своего небесного покровителя – святителя Саввы, который был духовником сербского короля Стефана. Несомненно, прп. Савва Крыпецкий почитал и другого сербского святого, подвиг которого осиял сербскую землю незадолго до его рождения – святого князя Лазаря – о нем говорится в нашей книге. Князь Лазарь явил особый, мужественный и самоотверженный, дух сербского народа. Мученический подвиг дружины князя на Косовом поле стал, как и в древние времена гонений на христианство , свидетельством того, что Царствие Небесное дороже Царства земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

От монастыря остался до настоящего времени древний соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь в Псковском уезде. В 25 верстах от города Пскова, среди обширных болот расположилась Крыпецкая обитель св. Иоанна Богослова. Основана она в 1455 году прп. Саввой, учеником Св. Ефросина, основателя Спасо-Елеазарова монастыря. Прп. Савва, родом из Сербии, был афонский монах. После падения Константинополя (1453 г.), притесняемый турками, Савва покинул Афон, пришел в единоверную русскую землю и поселился в Псковских пределах в обители прп. Евфросина. Но затем, любя уединение, он удалился отсюда за 15 верст и там основал обитель, Псковичи покровительствовали ей, и в особенности псковский князь Ярослав. До настоящего времени сохранилась бревенчатая плотина длиною около 3 верст, которую на свои средства устроил князь Ярослав. При везде в монастырь стоит ветхая часовня, которую построил тоже князь Ярослав в благодарность за исцеление своей жены прп. Саввой. Во время войн с поляками и в Смутное время Крыпецкая обитель, по молитвам св. Саввы, тогда уже умершего, не пострадала от врагов. В 1581 г., во время нашествия Стефана Батория, поляки трижды пытались взять и зажечь монастырь, но не могли: хотя монастырь был пуст (иноки его на это время покинули), но полякам казалось на стенах его множество вооруженных воинов. Храм один, двухэтажный, древней постройки в стиле XVI века: во имя Иоанна Богослова вверху и во имя Саввы Крыпецкого внизу; под колокольней помещается небольшая церковь в честь Успения Богоматери. В монастыре почивают под спудом мощи прп. Саввы в церкви его имени. Крестные ходы совершаются 29 августа в Псков и 12 июня в Палицы. Как интересный исторический факт, должно отметить, что в конце XVII века в Крыпецком монастыре подвизался в иночестве с именем Антония знаменитый дипломат царя Алексея Михайловича Ордын-Нащокин. В 10 верстах от обители ст. «Торошино» Петерб.-Варшавск. ж. д. Крыпецкий монастырь имеет во Пскове свое подворье с древним храмом во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

– Аллах Акбар! (Бог победитель!) В ту минуту все войска вокруг пали на землю, ударили челом и громко вскричали: – Аллах Акбар! Все это Лазарь видел и слышал и – огорчился. Что это за шепот возле Лазаря? Что это за таинственные сборы, как шуршание листьев от лица ветра? Это умирает султан. Посреди общего шепота доносится из шатра только один ясный голос. То сын умирающего султана отдает приказы. Какие же приказы отдает он в этот час? Это не военные приказы, они не относятся к битве. Битва уже закончена. Сыны Азии одержали победу. То новый султан отдает приказ: прежде смерти его отца должен быть казнен царь неверных. – Обезглавьте царя неверных прежде, чем умрет царь Мурат Непобедимый! Гневно повторил этот приказ яростный Баязет, выходя из шатра. Лазарь слышал это и понял, но – не огорчился. Что это за новое смятение? Что это за новая беготня и поиски? Это сыны Азии ищут деревянный пень, чтобы отсечь голову царю христианскому. Ищут на ровном, без леса, поле и не находят. Охваченный гневом Баязет опять рычит, как разъяренный лев, и грозит палачу смертью. Лазарь понял, что ищут и чего хотят. Он поднял правую руку, перекрестился и громко сказал: – Христе Господи, прости все и слава Тебе за все! – Сказав это, Лазарь с юношеской ловкостью вырвался из рук турецких охранников и шагнул к телу воеводы Милоша. Легко и с достоинством лег он на землю и положил свою голову на главу верного воеводы своего. Увидев это, покрасневший палач почувствовал благодарность к великому невольнику за то, что тот помог ему избежать смерти. И взмахнул палач кривой саблей. Как молния, сверкнула сабля в воздухе, скрипнула о шею Лазареву и загремела о Милошеву плечевую кость. А два Небесных вестника взлетели вверх с душой своего нового друга, святого Лазаря. Им навстречу тихо, как лунный свет, лилась нежная песнь святых народов Небесных: От издателя Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь под Псковом являет собой нерушимую духовную связь между двумя православными народами – сербским и русским. Сербы, принявшие христианство на столетие раньше русских, были более тесно связаны с просветительством школы святых Кирилла и Мефодия, На протяжении всей древней истории они щедро делились с нами духовными сокровищами и культурным богатством. Крыпецкий монастырь – уникальное в этом смысле место. Это единственная на Руси обитель, которая была основана непосредственно выходцем из Сербии, афонским монахом преподобным Саввой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

10 ноября 1907 г. после малой вечерни перед всенощным бдением на обитель было совершено разбойное нападение в количестве 40 человек. Убито было 6 человек, некоторые были ранены. Нападение было совершено с целью ограбления настоятеля обители игумена Евстафия и разграбления монастырского имущества. По указу Синода от 15 июля 1911 г. на основании ходатайства бывшего настоятеля игумена Иоанникия монастырь был преобразован из штатного в общежительный. Настоятель Крыпецкого монастыря игумен Иоанникий 16 апреля 1912 г. спрашивал разрешение на то, чтобы обитель впредь именовалась " Крыпецкой Иоанно-Богословской общежительной третьего класса пустынью " . Псковская духовная консистория сообщила на эту просьбу архипастырскую резолюцию от 21 апреля: " Одно имя еще не дает гарантию, что насельники Крыпецкого монастыря действительно станут пустынножителями, когда их монастырь назовут " пустынь " . В ведомости Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря за 1915 г. описаны святыни этого храма: 1) В иконостасе Соборного храма по правую сторону царских врат на втором месте помещался чудотворный образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в возглавии у апостола образ Святой Троицы с предстоящими по сторонам: Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила; на правой стороне образ Успения Пресвятой Богородицы, на левой чудесное разорение артемидина капища, а внизу представление и погребение святого апостола Иоанна Богослова с предстоящими по сторонам святителями: Саввой Сербским и Иоанном Златоустом. Риза на иконе серебряная вся вызолочена, на венчике семь звезд из белых страз, в двух звездах разноцветные камни, в правой руке у апостола серебряное перо, в 1893 г. на эту икону был сделан киот из никеля. Икона эта по преданию была принесена преподобным Саввой Крыпецким из Сербии или Святой Афонской горы, как сказано в житие его и написано на кедровой доске. 2) В иконостасе теплого храма по правую сторону царских врат на втором месте помещался, по преданию, чудотворный образ святого преподобного Саввы Крыпецкого, написанный в прославление преподобного, еще имелась другая такая же копия в серебряных ризах, венчики вызолочены и сделаны в 1893 г. для обеих икон никелевые киоты. Эти иконы и икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова выносились во время крестного хода.

http://sobory.ru/article/?object=00281

Иосиф. СПб., 1858. С. 17; Толстой. 1861. С. 91). Однако к 1887 г. иконы в храме, очевидно, уже не было (Описание о российских святых. С. 52-53). Сохранилось клеймо иконы с изображением «явления» Е и прп. Серапиона Псковского автору «Повести о сугубой аллилуии» - врезок кон. XVI - нач. XVII в. в доску XIX в. (ПИАМ, живопись поновлена в XIX - нач. XX в., причем сюжет назван неверно: «Образъ преподобных отец Евфросина и Саввы Псковских чюдотворцев», прп. Серапион наименован прп. Саввой Крыпецким), выполненный в старообрядческой среде, где на Житие Е. ссылались в полемических спорах. Преподобные представлены в рост, на фоне условного изображения монастырских построек (здание храма близко по типу к каменному одноглавому собору во имя Трех святителей); облачены в монашеские одежды, двуперстно благословляют монаха-писца, склонившегося над развернутым свитком, где прочитывается слово «аллилуия». Е.- с окладистой бородой, в зеленой мантии и охристой рясе, голова не покрыта. На лузге - текст из Жития, сделанный при поновлении образа, возможно повторяющий древнюю надпись на полях: «Восприяхъ писало и хартию и отяготеша сном, очи и главу на колену преклонихъ, внезапу предсташа два старца, глаголаху пртайны престыя аллилуйя, и возбнувъ не виде ник[огож]». Совместное изображение 2 Псковских преподобных, духовного наставника и ученика: Е. и прп. Саввы Крыпецкого, прослеживается на иконах и предметах церковного убранства кон. XVI - нач. XX в.: на иконе Божией Матери «Умиление» в серебряном чеканном окладе (кон. XVI - нач. XVII в., ПИАМ) небольшие фигуры святых написаны на полях в молении образу в среднике, в монашеских одеждах, с куколем на плечах (др. пара святых на полях - преподобные Зосима и Савватий Соловецкие); на серебряной резной цате с изображением Деисуса (кон. XVI в., ПИАМ, находилась в XIX в. на иконе Божией Матери Одигитрии с Акафистом в ц. Успения Пресв. Богородицы с Пароменья в Пскове) святые в коленопреклонении припадают к стопам Иисуса Христа с молебно поднятыми руками (десница на груди), Е.- слева, с волнистой, немного раздвоенной бородой (в составе Деисуса также псковские блгв. князья Довмонт (Тимофей) и Всеволод (Гавриил)); на иконе кон. XIX - нач. XX в. (вероятно, список с древнего образа, ПИАМ, временно находится в Крыпецком монастыре) Е. предстоит справа вместе с блгв. кн. Всеволодом и прп. Саввой.

http://pravenc.ru/text/187848.html

78 Город Радонеж – ныне село Городец в Дмитровском уезде – находится в 14 вёрстах от Лавры по направлению к Москве, на реке Паже, текущей из-под Хотькова монастыря, который от села в 5 вёрстах. 79 Кирилло-Белозерский монастырь находится при городе Кириллов уездном Новгородской губернии, отстоящем в 601-й версте к северо-востоку от Новгорода. 80 Столбенский остров находится в 9-ти вёрстах от нынешнего города Осташкова, Тверской губернии. 81 Псковский Крыпецкий монастырь основан преп. Саввой, пришедшим из чужих стран, который, удалившись на урочище, называемое Крыпцы, находившееся в непроходимо месте, основал здесь обитель с церковью Иоанна Богослова. Скончался преп. Савва в 1487 г. 82 Преподобный Пафнутий, внук татарина, бывшего баскаком в Боровске, основал свой монастырь вт. 1444 г., близ дороги из Боровска в Серпухов. 83 Место, где первоначально основан был Покровский собор, было некогда кладбищем с церковью во имя св. Троицы, в которой был погребён св. Василий Блаженный. Со времени обретения мощей св. Василия, Покровский собор стал называться церковью св. Василия Блаженного. 84 При царе Иоанне Васильевиче Грозном икона Божией Матери Устюжская принесена была в Москву и помещена в Успенском соборе. 86 Вопрос о посте в среду и пяток, возбуждавший у нас опоры в XII в., не получил окончательного решения, и в XIII в. Константинопольский собор в ответ Феогносту даёт такое правило: пост в среду и пяток не должно разрешать и для Господских праздников, кроме дней Пасхи, Рождества, Богоявления и недель непостных. На основании этого соборного определения митрополит Максим издал правило для всей русской Церкви о временах поста 87 Со времени Фотия богослужебные разности становятся предметом жарких споров. В его время возник спор о том, двоить или троить нужно аллилуию. Митрополит написал в Псков послание, в котором предписал произносить аллилуию трижды. Но и после этого в псковском монастыре Евфросина продолжали двоить аллилуию, против чего особенно восставало псковское духовенство во главе со священником Иовом. Псковичи, руководимые Иовом. восстали против Евфросина, назвали его еретиком, а его монахов – вероотступниками. В XVI веке жарким защитником сугубой аллилуии явился монах Евфросинова монастыря, написавший житие Евфросина. В этом житии о рассказывал о том, что ему явилась Богородица и объяснила ему тайну сугубой аллилуии. Многие с доверием отнеслись к этому рассказу; поверили и отцы Сгоглавого собора и определили дважды произносить аллилуию. В 1479 г. возник спор о том, как нужно совершать крестный ход: по солнцу или против солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Архиеп. Ростовский Дионисий благословляет Г. во архимандрита Спасского мон-ря на Песках в Ростове. 7. Моление святого об уединении. 8. Приход в Глушицкий Сосновецкий мон-рь. 9. Приход на р. Пельшму и моление об основании обители. 10. Сообщение братии о близкой кончине. 11. Преставление Г. 12. Погребение святого. В клеймах Г. предстает в 3 возрастах - безбородым юношей, средовеком и старцем, причем в последних 2 композициях его образ по внешнему облику и одеянию во многом совпадает с изображением на покрове. Близкая аналогия со средником житийной иконы - образ Г. на иконе-пяднице XVII в. из той же церкви (ВГИАХМЗ), но со свернутым свитком. Образ Г. присутствует в ряде икон Господа Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами - в мантии с опущенным на плечи куколем, с короткими волнистыми волосами, почти не прикрывающими высокого лба, с окладистой бородой, руки подняты в молении. Примерами являются иконы из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (1-я пол. XVIII в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте в Вологде (3-я четв. XVII в., под записью XIX в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (XVIII в.), из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном (1779), из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (нач. XIX в.; все в собр. ВГИАХМЗ). В монументальном искусстве поясной образ Г. наряду с др. святыми рус. земель (рядом с прп. Саввой Крыпецким) был включен в программу росписи сев. хорной арки в зап. части храма Христа Спасителя, исполненной в 70-х гг. XIX в. худож. П. Ф. Плешановым ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). По-видимому, Г. представлен и в составе Новгородских святых на иконе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ). В композициях «Собор русских святых» погрудное изображение Г. помещено в правой группе преподобных, в ряду Вологодских чудотворцев: на старообрядческой поморской иконе кон.

http://pravenc.ru/text/166551.html

Афонского, архим. Анатолия и др. В 1855 г. по благословению архиеп. Рижского и Митавского Платона (Городецкого) на средства псковского купца С. Побойнина над мощами прп. Саввы была поставлена серебряная чеканная рака. По описанию 1921 г., она была украшена изображением святого в схиме на верхней крышке и изображениями его чудес по сторонам. Древняя икона ап. Иоанна Богослова, по преданию принесенная прп. Саввой, находилась в соборном иконостасе, а древний образ св. Саввы Крыпецкого - в иконостасе теплого храма, справа от царских врат. В 1874 г. в К. м. проживали 12 монашествующих, в нач. XX в.- игумен, 8 монашествующих и 11 послушников; монастырские угодья составляли 3602 дес. земли. В 1875 г. к К. м. был приписан храм свт. Василия Великого на Горке в Пскове, отремонтированный силами крыпецкой братии в 1876 г. С 29 авг. по 7 сент. крестным ходом из обители в Васильевскую ц. приносили чтимые иконы. Насельники К. м. ежедневно совершали богослужения в псковском храме, но в 1879 г. указом духовной консистории из-за малочисленности братии этот порядок был отменен. В 1913 г., при игум. Иоанникии, на ст. Торошино близ К. м., на земле, пожертвованной обители дворянкой А. Р. Стольгане, была построена бревенчатая часовня свт. Николая Чудотворца, в 1921 г. освященная как храм Псковским еп. Геннадием (Туберозовым) . 10 нояб. 1907 г. в К. м. ворвалась банда грабителей, были убиты иером. Иаков, мон. Павел, послушники Феодор, Георгий и Прокопий, поднявшиеся на колокольню, чтобы спастись. Семью выстрелами был убит и звонарь Алексий, бивший в набатный колокол. Бандиты были задержаны. С 15 июля 1848 по 12 марта 1858 г. К. м. возглавлял ректор Псковской ДС игум. Поликарп (Гонорский; † 1891), в 1856 г. возведенный в сан архимандрита, а в 1868 г. хиротонисанный во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 1875 г. в К. м. подвизался прп. Корнилий (Поляков ; † 1903), предсказавший иером. Феодосию его служение последним казначеем К. м., революционные события в России, закрытие и разорение обители.

http://pravenc.ru/text/2462089.html

В нем церковь Соборная во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы и другая теплая во имя Входа Христова во Иерусалим. Крестовоздвиженский девичий, 3-го класса, общежительный, близ Нижнего Новгорода, на высоком и крутом берегу реки Оки. перенесенный на сие место из города в 1813 году. – Построен в XIV столетии супругой Великого Кн. Андрея Константиновича Суздальского Княгиней Вассой, которая по смерти своего супруга в сем монастыре постриглась и наречена Феодорой. – Ныне в сем монастыре; 1) Соборная церковь во имя Воздвижения честного креста, вновь великолепно устроенная и освященная в 1823 году, с приделами; во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, во имя Св. Священномученика Дионисия Ареопагита и во имя Святителя Инокентия Епископа Иркутского; 2) при больнице во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих радости. Крестовоздвиженский женский, 3-го класса, Оренбургской Епархии в городе Уфе. Крестовоздвиженский мужеский, 2-го класса, степенью 43-й, в Полтаве; построен в 1650 году. В нем соборная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. Архимандрит монастыря сего имеет мантию с скрижалями, на которых вышиты изображения Св. Великомученика Георгия и Св. Сампсона Странноприимца, в память победы, одержанной в день сего Святого над Шведами; священнослужение же отправляет по примеру Нежинского Благовещенского монастыря. Крыпецкий мужеский, заштатный, Псковской Епархии, в 13 верстах от Пскова; построен в половине XV столетия Преподобным Саввой, где и мощи его нетленны почивают. В нем церковь Соборная во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Кутеинский Богоявленский мужеский, заштатный, Могилевской Епархии, близ города Орши при устье реки Кутеенки; основан в 1623 году. В нем церковь соборная во имя Богоявления Господня; состоит под управлением Архимандрита. Кутеинский Успенский девичий, заштатный, близ вышеописанного Богоявленского монастыря; построен в 1631 году. В нем церковь во имя Успения Божией Матери. Лаврентиев мужеский, с 1799 года Кафедральный Калужских Архиереев, в 3 верстах от города Калуги на берегу речки Яченки.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Здесь хранилось старое железо и разная мелочь, склад находился в ведении совхоза. 8. Под соборным храмом помещался погреб для хранения огородных вещей и кладовка для хранения муки. Они также были отобраны совхозом. 9. Под лестницей, ведущей в соборный храм, была кладовка для хранения дров. 10. Под колокольней, в нижнем ярусе, имелся ледник и кладовка для кадушек с овощами, запасенными на зиму - в ведении совхоза. Все вышеназванные здания и два небольших сада располагались внутри каменной монастырской ограды с тремя башнями по углам, на четвертом углу стоял братский одноэтажный корпус. Ограда была построена в 1861 г. Сады, находящиеся в ограде, и новый сад за оградой, между монастырем и кладбищем, были в ведении совхоза. По данным за 1920 г., кроме этих построек были здания вне стен монастыря: При выходе из монастыря, напротив Святых ворот в 1913 г. была построена бревенчатая гостиница для богомольцев на 13 номеров. В 1920 г. гостиница находилась в ведении совхоза, и богомольцы в ней больше не размещались. Бревенчатая кузница со всеми необходимыми к ней принадлежностями также была в ведении совхоза. Сарай для хранения рыболовных принадлежностей также принадлежал совхозу. Баня, построенная в 1913 г., была в ведении совхоза. Повети для дров тоже находились в распоряжении совхоза. Был колодец, украшенный небольшой главкой и крестом, по преданию вырытый преподобным Саввой Крыпецким; скотный и конный двор с хозяйственными постройками, амбары, гумна; молодой фруктовый сад с 200 деревьями и несколькими кустарниками, огороженный деревянной изгородью. Сад был посажен в 1912 г., при игумене Иоанникии. В 3 верстах от монастыря находилась пустошь Сельце, где размещались: деревянный дом для лесника и скотниц и хозяйственные постройки. На пустоши Коровино находился деревянный амбар для сена. На станции Торошино в 1918 г. была построена изба для проживания сторожа и иеромонаха, служившего в часовне, и певчих. На третьей версте от монастыря на дороге, ведущей в г. Псков, находилась арка на границе монастырской земли.

http://sobory.ru/article/?object=00281

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010