709 Саватей... началникъ жителству Съловетцкому острову бысть. – Преподобный Савватий Соловецкий. По тексту Жития Зосимы и Савватия Соловецких, Савватий, уйдя из Кирилло-Белозерского монастыря, несколько лет провел на Валааме и уже оттуда пошел на Соловки (см.: Дмитриева Р. П. Житие Зосимы и Савватия Соловецких в редакции Спиридона-Саввы//Книжные центры Древней Руси XI–XVI вв. Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 220–283). Традиционно датой ухода Савватия с Валаама и прихода на Соловки считался 1429 г., но, как убедительно доказал Д. С. Лихачев, этот год заимствован из позднего Соловецкого летописца, где он вычислен на основании разных косвенных и, по-видимому, неверных соображений, а реальным временем переселения Савватия на Соловки следует считать конец 30-х гг. XV в. (Лихачев Д. С. Соловки в истории русской культуры/Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов. М., 1980. С. 12). 710 Та же вторый Александр... – Преподобный Александр Свирский – основатель Спасско-Троицкого монастыря на реке Свири близ Ладожского озера. Судя по тексту Жития, написанного его учеником Иродионом в 1545 г., Александр принял постриг на Валааме в 1474 г. и прожил в нем несколько лет, а в 1485 г. он уже основал собственный монастырь – Троицкий на р. Свирь. 711 Третии же Сава... – Савва Сеннянский. Если первые два из перечисленных святых – Савватий и Александр – широко известны и почитаемы (и оба к моменту написания Сказания уже были канонизированы на Макарьевских соборах), то сложнее обстоит дело с Саввой Сеннянским. Он отождествляется с Саввой – автором полемического антиеретического произведения «Послание на жидов и на еретиков», написанного в 1488 г., адресованного боярину Шеину и направленного против появившейся в эти годы в Новгороде «ереси жидовствующих» (Послание инока Саввы на жидов и на еретики/Предисл. С. А. Белокурова /ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. II. С. 1–94). В заголовке Послания Савва называет себя «иноком Сенного острова». Поскольку в Сказании он называется в одном ряду с Савватием Соловецким и Александром Свирским , можно понять, что и он воспринимался автором как святой. Возможно, перед нами пример местно чтимого подвижника, никаких следов памяти которого не сохранилось или пока не удалось найти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савва Ямщиков, реставратор всея Руси РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_58304.html 08 октября 2008 Савва Ямщиков, реставратор всея Руси Источник:  http://www.izvestia.ru Известия Советская выставка " Шедевры русской реставрации " . Народу – тьма. Только приглашенные и собственно реставраторы. Вдруг – заметное движение воздушных потоков и людских масс: входит большой, плотный дядька в вязаной фуфайке. Шепоток: " Савва Ямщиков... Он все завертел " . Первый реставратор, удостоенный серебряной медали Академии художеств за всю ее 225-летнюю историю. Открыл неизвестные имена. Нашел, вытащил из небытия, явил миру. Накануне юбилея Саввы Ямщикова, председателя Ассоциации реставраторов России, с ним беседует наш обозреватель Гузель Агишева. ВОПРОС: Как это вам удалось стать Саввой – в советские-то времена? ОТВЕТ: Бабушка окрестила в нашей старообрядческой церкви, на Преображенке. Потом в этой церкви и вырос. Посещал службы – иначе бы бабушка мне просто кушать не дала. Пел в церковном хоре. Но и комсомольцем был. Как все. Эту церковь, к слову, мои предки строили: половину – Баженов, половину – старообрядцы. Я же из беспоповцев, было такое радикальное старообрядческое согласие. А в загс мои документы отец понес, кадровый военный. Сказал, что хочет записать сына Саввой, как бабушка велела. Ему говорят: не может быть такого имени у советского ребенка. И записали Савелием. Хотя " Савва " в переводе на русский – " вино " , а " Савелий " – имя древнееврейское, его даже в святцах нет. В школе меня звали Вячеславом. Говорили: " Гордись, тезка Молотова " . в: Савва Васильевич, коллеги от вас всегда бочком, бочком... Что, легко можете испортить настроение? Сейчас вот тоже в строю, боретесь. Прочитала вашу статью о ТВ – " Заметки простодушного " . Это вы-то " простодушный " ? о: Да, я неудобный. У Федора Поленова, внука знаменитого художника, работал бронетранспортером. Он возглавлял Комиссию по культуре Верховного Совета Российской Федерации, а я был его замом по охране памятников. Рядом с ТАСС в особняке была редакция альманаха " Памятники Оотечества " . Когда началась перестройка, редактор продал его вместе с журналом. Мы – к Лужкову. Пришли, Поленов рассказывает, а Лужков смотрит на меня своими глазами-буравчиками. Потом звонит кому-то и говорит: " Все, больше никто не потревожит " . И вдруг спрашивает: " Ты не с Павелецкой набережной? " Да, отвечаю, дом 4, барак 14. А я, говорит, из 18-го. В наших бараках жил Тарковский. Мы друг друга не знали, но ходили в один кинотеатр смотреть трофейные фильмы. Но жизнь нас все равно свела, я его консультировал на съемках " Андрея Рублева " .

http://religare.ru/2_58304_1_21.html

На обратном пути из России, задержавшись в Валахии, Макарий отправил часть царских даров с обозом в Стамбул под надзором игумена Саввы. Далее произошло что-то малодостойное, потому что после этого Павел Алеппский в своей книге обрушивается на Савву с проклятиями, говорит, что после всех явленных ему милостей он «оказался сыном прелюбодеяния» (так Г.А. Муркос перевел это ругательство). «Да отплатит ему Бог и да будет Он судией между нами и им!» – писал Павел. 991 Остается предположить, что Савва присвоил сокровища и скрылся, но это совершенно нелогичное поведение для уважаемого игумена знаменитого монастыря. Что за конфликт произошел между Макарием и Саввой, мы, видимо, никогда не узнаем, но, похоже, он закончился для архимандрита плачевно. В рукописном собрании Баламандского монастыря хранится Евхологион, переписанный тем же Саввой 4 мая 1666 года. 992 В колофоне Савва называет себя «бывший настоятель Дейр аль-Фаламанда», то есть он лишился своего поста. И далее Савва сообщает, что книга была переписана им «в Бейруте, в архипастырство митрополита кир Филиппа, где пребывал писавший шесть лет и два месяца после ухода своего из монастыря». 993 Похоже, вся жизнь для него разделилась на «до» и «после», время его настоятельства и период «опалы», которому он ведет счет чуть ли не по дням. Благодаря этому, мы можем определить приблизительную дату смещения Саввы: март 1660 г., через 10 месяцев после возвращения Макария в Сирию. Патриарх не торопился сводить счеты со своими врагами, тем не менее, Макарий свои обиды не забывал. Впрочем, и как частное лицо, бывший настоятель Савва сохранял некоторое влияние в своем монастыре. В составе следующего посольства Макария в Москву (1662 г.) отправился баламандский игумен Неофит, везший среди прочего грамоту царю от архимандрита Саввы. 994 Колофоны баламандских рукописей содержат имена еще нескольких руководителей монастыря. Неофит, сменивший в 1660 г. на посту настоятеля Савву, как видим, был вскоре отправлен в Москву. Видимо, он умер на обратном пути или вскоре по возвращении, так как в источниках больше не фигурирует. В отсутствие Неофита монастырем управлял хури Ирмия из Хамы – сначала как вакиль (упоминается в этом качестве в апреле 1663 г.), потом – как полноправный игумен (фигурирует несколько раз в колофонах 1663–1675 гг.) 995 Известен Синаксарь, переписанный Ирмией в 1667 г., где он сообщает, что монастырская братия в его дни насчитывала 25 человек, и называет поименно нескольких наиболее авторитетных священников. 996 Среди них фигурирует касс Фарах, новая восходящая звезда монастыря. В том же 1667 г. Фарах оставляет запись в Библии Пимена Дамасского, где называет себя «слуга (хадим)» Дейр аль-Баламанда (1667 г.); 997 в мае 1675 г. заказывает новую рукопись – вклад в монастырь – совместно с настоятелем Ирмией, 998 а в колофонах 1680–1690 гг. именуется ар-раис («настоятель»). 999

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1-ю группу обвиняемых вошли Василий, митр. Анкирский, Феодор, митр. Мирский, и Феодосий, архиеп. Аморийский. Митрополиты Василий и Феодор признали, что после изучения вопроса об иконах обратились к истине, и просят о присоединении к Кафолической Церкви; зачитали покаяние и исповедание веры, в к-ром признается заступничество Богородицы, сил небесных и святых; почитаются святые мощи; приемлются честные изображения домостроительства Господа Иисуса Христа, Богородицы, ангелов, апостолов, пророков, мучеников и всех святых; анафематствуется лжесобор, предавший поруганию иконы; изрекается анафема иконоборцам, называющим иконы идолами и не почитающим их. Феодосий, признавая, что ранее много говорил худого против икон, раскаялся и зачитал исповедание аналогичного содержания, но более эмоциональное, с цитатами из сочинений святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, окончив анафемой не только иконоборцам, но и «колеблющимся мыслию, а не с твердым убеждением исповедующим поклонение честным иконам». Собор принял обратившихся от ереси, повелев занять им прежние должности и кафедры. Затем были введены Ипатий, митр. Никейский, и др. митрополиты и архиепископы (Лев Родосский, Григорий Пессинунтский, Лев Иконийский, Георгий Писидийский, Николай Иерапольский и Лев Карпатосский), к-рые обвинялись в организации сборищ, направленных против Собора. В ответ на суровое вопрошание свт. Тарасия, что они имеют сказать в свое оправдание, они признали, что действовали по невежеству и им нечего возразить. Их оправдание не было встречено столь же благосклонно, как в случае с первыми 3 иерархами. По просьбам Иоанна, представителя Востока, а также монахов во главе с Саввой Студитом Собор обратился к рассмотрению прецедентов о принятии приходящих из ереси епископов. Свт. Тарасий, действовавший в согласии с планом императрицы, склонял Собор принять кающихся в сущем сане. Каноническими аргументами для этого были выставлены I Всел. 8 и Васил. 1; в качестве прецедентов были представлены дела Евстафия Севастийского и Маркелла Анкирского. Однако иноки во главе с Саввой, поддержанные представителями вост. престолов и сицилийскими епископами, были настроены более жестко. Ссылаясь на каноническое послание свт. Афанасия Великого к Руфиниану (Афан. 3), они заявили, что допускать в клир следует лишь тех падших, к-рые не первенствовали в злочестии, но были увлечены нуждою или силой. Между тем Ипатий и др. обвиняемые признавали, что их никто не принуждал к иконоборческой ереси, но в ней они «родились, были воспитаны и выросли» (Mansi. T. 12. P. 1031). Италийские епископы задались вопросом, к какому типу ереси отнести иконоборцев, на что представитель «восточных» Иоанн заявил, что иконоборчество «хуже всех ересей». Дело грозило обостриться. Послание к Руфиниану было зачитано вновь, и свт. Тарасий объявил, что слова свт. Афанасия склоняют его принять епископов. Его поддержал представитель папы пресв. Петр.

http://sedmitza.ru/text/758863.html

» Очерк. Путеш. По Европ. Турц. Григоров. Стр.40. 14 Памятник этого завета преподобного Симеона оставался еще и в прошлов веке. В главный праздник Хиландаря, именно, в день Введения во храм Пресв. Богородицы, призывали игумена ватопедского и уступали ему начальство и первенство; ту же честь делали монахи ватопедские игумену хиландарскому в свой главный праздник в день Благовещения Пресв. Богородицы (Барск. Путеш. Стр. 659.). 15 Досифей пишет, что Симеон пробыл год в Ватопеде, и восемь месяцев в Хиландаре (о Патр. Иерус. Т. 2. 814.). По житию Симеона, писанному Саввой, Симеон родился 1114 г., скончался в 1200 г. февр. 13. Досифей полагает также 86 лет его жизни. Раич (Ист. Слав. нар. Ч.2. 236), основываясь на древнем Сербском Цароставнике и летописи Хиландарской, пишет, что Симеон родился 1117 г., а скончался 1197 г. 16 Устав Саввы, данный Хиландару, надписывается так: «Указание жития в монастыре Пресвятой Богородицы, здесь написанное и преданное вам, братия и чада мои возлюбленные о Господе, мною грешным и смиренным монахом Саввою». Мы пользовались списком, сделанным с собственноручного типика Саввы хиландарским иеромонахом Симеоном в 1833 г. 17 Теперь в Хиландаре преобладают болгары, часто под начальством греков, и монастырь уже не общежительный, а идиоритм. 18 В Карье до сих пор цела и келья Саввы и собственноручный устав его; в келье живет инок, но устав, как и в Хиландаре, не сохраняется. 19 В наших рукописях не встречается житие Симеона, написанного Саввой. Шафарику оно известно; он приступил было к печатанию его. Составление жития Симеона Шафарик относил к 1208 или 1210 годам. 20 В Хризовуле Хиландару Стефан Неманя пишет: оставих на престоле моем любимого сына Стефана Великого Жупана и севастократора (Очерк. Пут. По Евр. Турц. Григоровича стр. 40.). Но есть письма Валкана в 1198 г. к папе Иннокентию III-мy, где Волкан называется правителем Далмации и Диоклии, а в 1202 г. король венгерский называет себя Romæ, Dalmatiæ, Serviæ rex, и папа поздравляет его покорением Сербии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

В заключительных строках данного исследования дисциплинарной части ХТ мне представляется необходимым отметить следующее: вышеприведенные факты ясно показывают нам, что именно Евергетидский устав был введен в Хиландарский монастырь святым Саввой, сделавшим перевод Хиландарского устава. Создавая типикон, св. Савва сам переводил греческий источник, сокращал его содержание и делал дополнения по своему усмотрению. Результаты текстологического исследования ясно показали, что его устав не просто перевод с греческого языка, а памятник письменности, содержащий дополнительные тексты, которые отсутствуют в ЕТ. Подвижник довольно свободно обращался с переводом Евергетидского типикона, на свой выбор то исключая из него отдельные части, то пополняя их своими собственными дополнениями. Получение Хиландарским монастырем статуса царского позволило св. Савве внести в Хиландарский типикон новые предписания, вызванные условиями святогорского образа жизни. Хиландарский хрисовул, написанный святым Симеоном и Саввой в 1198 году, являлся одним из древнейших памятников сербской письмености. Его подлинник хранился в Белградской народной библиотеке вплоть до Второй мировой войны, когда при бомбардировке Белграда он был уничтожен. Однако этот хрисовул напечатан у Аврамовича в его труде «Описание древностей Сербских на Св. Афонской Горе». Белград, 1847. С. 16-18. Хрисовул описывает обстоятельства, при которых свв. Симеон и Савва строили монастырь. Спасович Станими , проф. Лист Српске Православне канадске. - 1995, 5. - С. 19. Там же. Гранич Ф . Акт манастира у грчким областима позноримског царства у V и VI в. Гласник скопског научог друштва. - Београд, 1930. - С. 7-8. Скабаланович М. Византийское государство и церковь в XI веке. СПб, 1884. С. 434. Троицки С. Ктиторское право у и Глас СКА. Београд, 1935. С. 84. Там же. - С. 81. Там же. - С. 94 Там же. Стари српски записи и натписи. III. Београд, 1905. С. 70-71. Пентковский А. М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари//Богословские труды, Москва, 2003. - С. 332.

http://bogoslov.ru/article/311117

Саввы Сербского, к-рый приобрел для Хиландара значительные владения. Крупнейшая из русских келлия во имя свт. Иоанна Златоуста, расположенная близ скита ап. Андрея Первозванного, у дороги из К. в Ватопед, существовала уже в кон. XI в. С XVIII в. в обители вместе с сербами и болгарами подвизались рус. иноки. В 1883 г. заселена рус. общиной во главе с иером. Кириллом, который в 1903 г. начал возрождение мон-ря Дечаны , куда переселилась часть братии. В 1888-1894 гг. был построен новый 2-этажный храм с 2 приделами (ныне в руинах). В 1962 г. в келлии остался один 72-летний иеромонах, в наст. время она заброшена. К юго-западу от нее расположена келлия ап. Иоанна Богослова - последнее место пребывания свт. Саввы на Афоне. Передана в 1896 г. рус. общине под рук. иером. Герасима (Попова). Храм был восстановлен в 1897-1902 гг., ныне разрушен. Келлия Белозёрка. Нач. XXI в. Келлия Белозёрка. Нач. XXI в. К западу от К. расположены конак Благовещения Пресв. Богородицы (справа от дороги в К., до поворота на Ватопед) и келлии Св. Троицы, Трех святителей, сщмч. Игнатия Богоносца. Предполагают, что келлия Благовещения Пресв. Богородицы была основана свт. Саввой Сербским. С 1887 г. ее настоятелем был ученик старца Хаджи-Георгия схим. Парфений (Гвоздев), при котором в обители была только рус. братия. Из-за того что ц. Благовещения, в к-рой хранился чудотворный список иконы «Скоропослушница», не вмещала братию, в нач. ХХ в. был построен 4-этажный корпус ц. Воскресения Христова. Келлия Св. Троицы, также созданная свт. Саввой, была возрождена в 1893 г. иеросхим. Нифонтом (Красновым). Был сооружен 2-этажный храм во имя Св. Троицы (верхний) и свт. Николая Чудотворца (нижний). Возникшую в нач. XII в. келлию Трех святителей в 50-х гг. XIX в. приобрел рус. иером. Сисой, построивший новый храм и 3-этажный корпус. Келлия сщмч. Игнатия Богоносца была основана отцом свт. Саввы, серб. кор. Стефаном Неманей (в монашестве прп. Симеон Мироточивый). В кон. 80-х гг. XIX в. заброшенная обитель была восстановлена рус.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Да, здесь было, что посмотреть... Монастырь был основан сербским архиепископом св. Саввой и его отцом св. Симеоном в XII веке. Соборный храм был заложен в 1293 году сербским кралем Стефаном (Св. Саввой), который основал монастырь. За епископской кафедрой собороного храма по сей день находится могила святого Симеона (отца Стефана), откуда через стену храма выросла виноградная лоза. Ее ягоды чудодейственным образом излечивают от бесплодия женщин, которые вместе со своими мужьями обращаются к святому Симеону с просьбой излечить их от бесплодия. Наверное, самой главной святыней монастыря считается икона Божией Матери " Трихерусса " ( " Троеручица " ). Она была написана самим святым Иоанном Дамасским (8 век). В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсеч нной кистью пришел к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась, и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. Выйдя за стены обители, мы посетили небольшую церковь, посвященную Св. мученику Трифону и монастырскую костницу. В Хиландаре произошло еще одно удивительное событие, о. Алексий повстречал русского архимандрита - о. Иеронима, у которого исповедывался более двадцати лет назад, когда бывал в Псково-Печерском монастыре. Такие вот сюрпризы дарит Афон... Ночь в Хиландаре была довольно беспокойной, так как Петр как истинный серб, делал все с полной самоотдачей - и молился, и пил, и... храпел. Звуки были сравнимы разве что с рыком дикого горного зверя. После Литургии мы вместе с о. Иеронимом и двумя сопровождавшими его монахами отправились обратно в Св. Пантелеимон. Здесь мы сподобились поучаствовать в архипастырском богослужении - на Литургии служил архиепископ Воронежский. И вот, в последний раз причастившись на Афоне, мы садимся на паром и отплываем обратно, в суетный мир. Бросаем последний взгляд на Св. Гору, ее вершина свободна от облаков, по монашескому преданию, это значит, что Пресвятая Богородица, в это время посещает свой земной удел.

http://isihazm.ru/1/?id=693

XV. Св. Синод в царствование Павла I и Александра I Последний доклад, с которым Св. Синод 24 октября 1796 года обращался к государыне императрице, был подписан Гавриилом митрополитом новгородским, Амвросием архиепископом казанским, Иннокентием архиепископом псковским, Иринеем епископом тверским, духовником Саввой Исаевым и Лукианом протоиереем преображенским. В этом докладе, как сказано, Синод ходатайствовал о назначении членом новоспасского архимандрита Анастасия (Братановского) на место Амвросия (Орлина), назначенного епископом в Вятку. Доклад этот был разрешен императором Павлом резолюцией 12 ноября 1796 г. «быть по Сему». Вслед за сим 16 ноября государь дал Синоду указ: «Духовнику нашему придворной церкви протоиерею Исидору Петрову повелеваем присутствовать в нашем Синоде». Назначая в Синод Петрова, государь озаботился определить ему и содержание, -а потому указом придворной конторе повелел: «назначенному производить жалование и прочее довольствие против получаемого по ныне духовником Саввой Исаевым, а равно ему и оному Исаеву производить тоже все жалованье и прочее довольствие, что получал». При докладе сих высочайших указов Синоду, присутствовавший в оном протоиерей Савва Исаев объяснил Синоду «о слабости своего здоровья, не позволяющей ему продолжать более служения; поэтому просил исходатайствовать ему от должности увольнение». Синод, доклёвывая о сем государю, просил уволить Исаева «от всех его должностей с произвождением по смерь его тех же самых окладов, какие он получал». На сем докладе 18 ноября последовала высочайшая резолюция «быть по сему». Духовник Исидор Петров назначен «купно и протоиереем московского Благовещенского собора». Во время этих перемен Иринея тверского не было в Синоде и в С-Петербурге. По указу Екатерины, от 10 августа 1796 года он, ка сказано выше, был командирован к князю Репнину по случаю открытия Виленской и Слонимской губернии. По поводу вступления императора Павла на престол, Ириней приветствовал Его Величество, и в ответ на это приветствие получил следующий рескрипт: «Преосвященный архиепископ Ириней! Принесенное вами мне поздравление и изъявление чувствований ваших, усердия и преданности ко мне, приемлю с благоволением, и благодарю вас за оные, спешу известить вас, что по изменившимся обстоятельствам присутствие ваше в Вильно сделалось более ненужным, а потому и соизволяю, чтобы вы возвратились сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Тверской и Кашинский Савва поговорил с народом о богослужебном языке Между тем, протест пытаются оседлать «ревнители-антимодернисты», на практике помогающие секте кочетковцев 26.02.2020 2087 Время на чтение 8 минут 20 февраля в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери на традиционную встречу с митрополитом Тверским и Кашинским Саввой «В гостях у епископа» собралось около 500 человек. Тема встречи: «Христианство и жизнь в современном мире», сообщает сайт Тверской епархии. Эта встреча была анонсирована в начале февраля самим митрополитом Саввой, выступившим тогда с видеообращением «Да будут все едины» в связи со скандалом , вызванным кочетковским блудодействием в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери, совершённым 2 февраля. Митрополит, видимо, предваряя жёсткую дискуссию, решил, прежде всего, поговорить о вечном. Как сообщается на епархиальном сайте, в начале встречи вниманию собравшихся был предложен для чтения и обсуждения отрывок из 2-го послания апостола Павла к Тимофею: А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3: 10-17). Впрочем, отрывок из послания Апостола Павла, очевидно, был выбран не без умысла. В нём звучит мысль о подчинении иерархии, о повиновении. Затем митрополит Савва обратился со словом к собравшимся, поблагодарив участников встречи, которым «важна судьба нашей епархии, устройство ее церковной жизни». Владыка сразу предупредил, что «физически невозможно в рамках даже такого масштабного формата ответить сразу на все животрепещущие вопросы» и предложил записываться к нему на приём. «Я готов ответить на вопросы, готов вести открытый диалог, но и от вас я жду того же: спокойной, подтверждённой фактами дискуссии в духе христианского взаимопонимания и любви», - отметил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/26/mi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010