Крыжборский монастырь Мужской. Упоминается в Белоруссии в 1718 году. См. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, издание 1805 года, стр. 166. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь Заштатный, мужской. Находится в Псковском уезде, от города Пскова в 12 вёрстах при небольшом озере. Этот монастырь основан Преп. Саввой Крыпецким Чудотворцем, скончавшимся в 1495 году, которого мощи находятся в этой обители в церкви Иоанна Богослова под спудом. Церковь сия каменная, построена в 1557 году Игуменом Феоктистом. Настоятельство в этом монастыре ныне Строительское, но были и Игумены. А крестьян было 366 душ. Ксенофонтов монастырь или Ксенофонтова пустынь Упразднённый мужской монастырь. Находится в Новгородской Епархии и уезде на речке Робейке, расстоянием от Новгорода к северо-востоку в 25, а от Хутыня монастыря в 15 вёрстах. Основан Преп. Ксенофонтом, учеником Преп. Варлаама Хутынского, преставившимся в 6770/1262 году, Июня 28 дня. Здания в монастыре следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Св. Троицы, с приделом Св. Николая Чудотворца, построена в 1418 году; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная, обращённая в часовню, в которой почивают мощи Преп. Ксенофонта под спудом; 3) ОГРАДА деревянная. Настоятельство было в монастыре Игуменское и Строительское по рассмотрению настоятелей Хутынского монастыря, к которому он был приписан. Ныне в нём с 1764 года приходской священник с причтом. К сему монастырю отмежёвано земли 84 десятины, но земля иловатая, к урожаю хлеба способная. Кудин монастырь Бывший мужской, а ныне приходская церковь , состоящая при озере Кудине, от города Торопца, Псковской Губернии, в 3 вёрстах. Построен Преп. Харитоном, Игуменом оного, которого и мощи почивают там под спудом. В Новгородской Софийской Летописи упоминается, что в оном прежде бывшем монастыре имеются Преп. Харитона, Игумена помянутого монастыря, мощи под спудом; но где оные именно там в земле лежат, никто о том ныне из тамошних жителей обстоятельно не знает. Кудин Троицкий монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Смоленской Епархии, и было за ним 132 души крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Много искушений и бед пережил на тесном пути подвижничества преподобный Никандр. О «страстех пустынных» ему предсказал еще в Пскове блаженный Николай (память 28 февраля/12 марта). Молитвами всех Псковских угодников и преподобного Александра Свирского (память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля), который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его, он, с помощью благодати Божией, преодолел все многообразные козни лукавого. Силой молитв преподобный победил слабости плоти, человеческое недоброжелательство и диавольские страхования. Между тем распространился слух о подвигах пустынника, и окрестные жители стали стекаться к нему, прося молитв и наставлений. Тяжела была смиренному подвижнику слава от людей; он не хотел и боялся ее. Поэтому убегая от людского прославления, Никон оставил свое уединение и отправился снова в Псков в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким. Игумен, видя его телесную немощь, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности монашеской жизни будут ему не по силам. Тогда Никон, припав к раке преподобного Саввы, стал, как живого, умолять его взять в свою обитель. Игумен смягчился и постриг Никона с именем Никандр. С новой силой устремился преподобный на подвиги — всего себя предал Богу, совершенно отказался от своей воли и повинился во всем воле игумена и братии. Постоянно укреплял он себя такими благочестивыми размышлениями: «Пшеничному полю подобно иноческое житие, оно требует частого дождя слезного и великого трудолюбия. Если хочешь принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись; старайся быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце твое могло принести плоды, чтобы не изсыхало оно от зноя и уныния и небрежения». Время, свободное от молитвы, преподобный Никандр проводил в рукоделии. Игумен и братия удивлялись подвижнику, его благонравию, смирению и покорности, бодрости и крепости в подвигах и прославляли Бога. Между тем преподобный Никандр, снова убегая людской славы и тоскуя о прежней отшельнической жизни, отправился в свою пустыню и прожил там несколько лет. В дикой пустыни самая жизнь подвижника нередко подвергалась опасности. Так, однажды разбойники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и последнее утешение — святые иконы и книги, а самого его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле живым. По молитвам святого двое из них, устрашившись внезапной смертью своего товарища, раскаялись в своих злодеяниях и получили прощение старца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Преподобный Никандр Псковский († 1581), в крещении Никон, родился в селе Виделебье на Псковщине. Его старший брат Арсений принял монашество. В 17 лет Никон после смерти отца сумел убедить свою мать раздать имение и удалиться в монастырь, где она жила до самой кончины. Обойдя все обители Псковской земли, поклонившись мощам преподобного Евфросина Спасоелеазаровского и преподобного Саввы Крыпецкого, он окончательно утвердился в стремлении изведать тайны христианского жития. Чтобы иметь возможность самому читать слово Божие, он нанялся в работники к псковскому жителю Филиппу, который за усердие отдал его на обучение к опытному учителю. (Впоследствии Филипп также вступил на путь иночества по молитвам преподобного Никандра.) Видя ревность юноши о монашеском подвиге, Господь Сам указал ему пустынное место на реке Демьянке недалеко от Пскова. По дороге туда его встретил блаженный Николай Салос Псковский и предсказал ему многие искушения и беды на тесном пути подвижничества. Молитвами Псковских угодников и преподобного Александра Свирского , который дважды являлся преподобному, наставляя и укрепляя его в подвигах, он с Божией помощью преодолел все козни лукавого, силой молитвы побеждая слабости человеческой плоти. Проведя несколько лет в пустыне, преподобный удалился в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким, и принял там постриг с именем Никандр. Вскоре он снова вернулся в свою пустынь, где прожил 15 лет в подвигах поста и молитвы, постигая слово Божие. Однажды его чуть не убили разбойники, отняв единственное и самое ценное для отшельника – книги и иконы, но по молитвам преподобного двое из них раскаялись в своих злодеяниях и вернулись к добродетельной жизни. Все чаще уединение преподобного стало нарушаться многочисленными почитателями, приходившими за словом утешения и совета. Тайно приходя к его келлии, люди всегда слышали, что он молился с горьким рыданием, но, заметив близость людей, святой тотчас же умолкал, пряча от них полученный им от Бога слезный дар. Вновь преподобный Никандр уходил на жительство в Крыпецкий монастырь и снова вернулся, теперь уже навсегда, в пустынь, где некогда начал свой иноческий подвиг. Господь отметил Своего угодника благодатным даром прозрения. Он предвидел и свою смерть, предсказав, что умрет, когда на Отечество его нападут враги. 24 сентября 1581 года, во время нашествия войск польского короля Стефана Батория, один крестьянин нашел его скончавшимся: он лежал на рогожке со сложенными крестообразно на груди руками. В 1686 году, при Патриархе Иоакиме, состоялось церковное прославление преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часовен при Крыпецком монастыре было четыре, одна каменная и три деревянные. Каменная часовня была при входе в монастырь слева у Святых ворот. Деревянные часовни были на монастырском кладбище, здесь совершались литии по умершей братии в храмовые праздники и в понедельники на Пасхальной неделе. На четвертой версте от монастыря по дороге, ведущей в г. Псков, была часовня в память исцеления Саввой Крыпецким княгини Оболенской и часовня во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, на станции Торошино северо-западнее железной дороги. Часовня построена в 1913 г. на земле, пожертвованной дворянкой Анной Робертовной Стольгане. Колокол весом 5 пудов 14 фунтов стоимостью 114 руб. для этой часовни был пожертвован крестьянином Жуковской волости деревни Подвязье Андреем Васильевичем Гущей. 9 августа 1916 г. обитель посетила великая княгиня Мария Павловна-младшая. 15 июля 1918 г. все монастырское имущество как движимое, так и недвижимое было конфисковано у монастыря государством. 4 марта 1918 г. во время первой реквизиции монастырского имущества рака преподобного Саввы Крыпецкого была скрыта в малой ризнице под полом, в вырытой яме, но она была обнаружена красноармейцами; лик преподобного Саввы с правой стороны в трех местах они прокололи штыками и саблей. В апреле рака оказалась вся в воде и ее пришлось вытащить из ямы и поставить в передней части верхнего храма при открытых окнах для просушки, а потом в этом же храме позади правого клироса была устроена сень, куда и поставили раку. С того времени раку преподобного Саввы стали переносить весной в верхний храм, а осенью в нижний его имени. 15 июля 1918 г. все монастырское имущество, в том числе неприкосновенный капитал в сумме 33235 руб., лес и земля в количестве 3357 десятин 2233 квадратных сажень конфисковало государство, кельи тоже все были отобраны. В 1919 году завязалась перестрелка красноармейских разведчиков, находившихся в монастыре, с отрядами Балаховича. Это продолжалось с промежутками три дня. О землях, находящихся во владении Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, есть сведения в клировых ведомостях за 1920 г.

http://sobory.ru/article/?object=00281

В списке достопримечательностей Никольской ц. в Маслогостицах (совр. с. Серёдка Псковского р-на) 1885 г. числится Мирожская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Никандром и Ефремом Псковскими; на иконе зафиксирована надпись: «В лето 7123 (1675), месяца августа в 14 день, написан бысть сий образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, с предвечным Младенцем Ея, Господем Нашим Иисус Христом, с Чудотворныя иконы Мирожския, в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую, в весь нарицаемую Мыслогосицы, на поклонение православным христианам... писал сию [икону] Федотко Матвеев» (Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1885. Вып. 10. С. 231). Федот Матвеев был иконописцем Оружейной палаты; упоминаемая икона - самая ранняя из известных работ Федота Матвеева ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 412). Изображение на этой иконе Н. предстоящим Богоматери, очевидно, связано с тем, что память святого приходится на день празднования Мирожской иконе Божией Матери. Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в. Прп. Никандр Псковский. Роспись ц. Покрова на Торгу во Пскове. XIX в. Н. представлен на иконах с Собором Новгородских святых, поскольку до 1776 г. Порховский у., место подвигов Н., относился к Новгородской губ. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) Н. находится в правой группе святых во 2-м ряду снизу, между преподобными Савватием Соловецким и Романом Перекомским. На иконе «Древо Новгородских святых» 1728 г. свящ. Георгия Алексеева (ГТГ) образ Н. размещен в левой группе святых первым на 3-й ветви сверху. Изображение Н. встречается в составе избранных святых, напр., на иконе кон. XIX в. из ц. вмч. Георгия Победоносца «со Взвоза» вместе с арх. Михаилом, вмц. Варварой и св. бессребрениками Космой и Дамианом. На разработанной в Выголескинской обители иконографии «Образ всех российских чудотворцев», в частности на иконе 1814 г. старообрядческого мастера Петра Тимофеева (ГРМ; см.: Святые земли русской. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143), Н.- в правой группе святых, последний в 4-м сверху ряду, за прп. Саввой Крыпецким; на образе 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковском кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) он - в левой группе преподобных в верхнем ряду, между преподобными Сергием Муромским (Нуромским?) и Макарием Белёвским.

http://pravenc.ru/text/2565254.html

Примеч. 2. Царь Иоанн (гл. 4. Стогл.) говорит, что в 1547 г. положено было праздновать новым чудотворцам, а в 1549 г. рассмотрены службы. В Румянцевом Сборнике служб и житий 16 в. 397), помещены службы: 1) Иоанну Новгор.; 2) Знамению иконы Мирожской (в печат. нет); 3) Савве Вишерскому, соч. Пахомия; 4) Иоанну Рыльскому (из Болгарии); 5) Арсению епископу Сербскому; 6) Аврамию Ростов.; 7) Ионе Новгород.; 8) Никону Радонеж., соч. Пахомия; 9) Кн. Александру Невскому, соч. Михаила, инока владим.; 10) Знамению иконы Новгор. и Кн. Всеволоду первому, соч. Пахомия, второму, соч. Филофея (последнему нет в печ. Служб.); 11) Савве Сторожевскому; 12) Павлу Комельскому; 13) Михаилу Клопскому два канона, один – Илии (в мире боярина Михаила, Соф. Вр. 2, 396); 14) Михаилу юродивому (в печ. мин. нет); 15) Кн. Всеволоду, соч. Никодима (не помещ. в печ. мин.); 16) Арсению еп. Тверскому, соч. инока Феодосия в 1483 г.; 17) Евфимию Новг., соч. Пахомия; 18) Макарию Коляз.; 19) м. Ионе, соч. Пахомия; 20) Антонию, Иоанну и Евстафию литовск. мучен. (в печ. нет); 21) Пр. Зосиме и Савватию Солов.; 22) Стефану Пермскому, соч. Пахомия; 23) Пафнутию Боровск., соч. Иннокентия; 24) Исидору юродивому; 25) Исаии Ростов.; 26) Ефросину Псковскому, соч. Василия (панегириста аллилуии; празднование Евфросину и пр. Аврамию Смоленскому, по словам Стоглава гл. 43., определено Собором 1551 г.); 27) Георгию м. Болгарскому, соч. Василия; 28) Макарию Колязин. (в печ. нет); 29) Дионисию Глушницк.; 30) Кн. Петру и Февронии Муром. – один канон – Пахомия, другой – инока Михаила; 31) Прокопию Устюжскому; 32) Кн. Ольге; 33) Знамению иконы Чирской, соч. Филофея (в печ. нет); 34) Савве Крыпецк. – Василия (в печ. нет); 35) Александру Свирскому . Затем следуют жития тех же святых (Востокова Опис. муз. 592–604). Если смотреть на внутреннее достоинство житий и служб сих, то, по искреннему убеждению, надобно сказать, что в 17 в. судили ещё слишком снисходительно к немощам человеческим; многие службы и жития бедны и мыслями, и чувствами. Кроме того игум. Маркелл написал два канона свят. Никите Новг., одобренные м. Макарием (Слов. писат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не смею никого и ничто: ни один глаз, ни одно лицо, ни одну тварь, – ничто встречать без молитвы. Она – мой единственный посредник; она поставляет прекрасный Образ Христов между мною, всескверным, и всеми другими людьми и тварью. «Иисусе Сладчайший, помилуй мою милую сестру... моего милого брата... Иисусе Сладчайший, помилуй меня, всегрешного, оком брата, сестры; страданием этого прохожего...» – Вечером результат: ощущение моей всегрешности преобладает над всем: тоска по кроткому Христу ненасытима. 500 поклонов и 1100 молитв. 13 января. – Утренние молитвы выливаются в горячие молитвенные вопли: «Иисусе Сладчайший, (св. Макарием) просвети мои чувства, потемненные страстьми; Иисусе Сладчайший, соблюди ум мой; Иисусе Сладчайший, удостой меня любить Тебя всею душою моею и всею мыслию и во всем творить волю Твою. Иисусе Сладчайший, сокрый меня от некоторых людей, и от демонов, и страстей, и от всякой худой и непотребной вещи». – Молитвенные посредники: святой Макарий, святой Антоний, Серафим Саровский , Златоуст, апостол Павел, апостол Иоанн, святой Савва. 500 молитв; при этом 400 поклонов; 200 поклонов: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». – Полдень: «Иисусе Сладчайший, (св. Макарием) ум мой облагодати»; «Иисусе Сладчайший, св. Макарием око мое облагодати, сердце». 150: «Воспеваю благодать...» – Под вечер известие: Николай Филиппович Мышкин умер. Панихида. Красота лица его. – Вечер: полночь: 1000 молитв; полночь: полтора часа молитвы с поклонами: 1000 поклонов: «Иисусе Сладчайший, святым Саввой помилуй меня, всегрешного, с моим милым братом; Иисусе Сладчайший, удостой нас любить Тя; научи нас творити волю Твою, Иисусе Сладчайший, дай нам смирение... Иисусе Сладчайший, святым Саввой утверди нас в монашеском подвиге; Иисусе Сладчайший, св. Саввой просвети наши чувствия...; наш ум очисти; Иисусе Сладчайший, св. Саввой соблюди сердце мое... Иисусе Сладчайший, молю Тя св. Саввой, ум мой облагодати; око мое облагодати; Иисусе Сладчайший, св. Саввой омолитви меня, всегрешного; омолитви ум мой всегрешный.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Известны прижизненные живописные изображения А. Древнейшее находится в притворе кор. Радослава в Студенице, ок. 1235 г. Святитель представлен в рост, в архиерейском облачении (белой фелони и омофоре), в левой руке - Евангелие (вместе с Саввой I). Изображение А. (седобородого старца в полиставрии) находится также в жертвеннике собора св. Апостолов в Пече, ок. 1260 г., в символическом изображении протесиса (проскомидии), где святитель помещен слева (в руке потир), св. Савва написан справа. В композиции протесиса А. также изображен: в притворе вмч. Георгия и Св. Троицы мон-ря Сопочаны, 1342-1345 гг.,- с архиеп. Саввой и в алтаре параклиса вмч. Димитрия в притворе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1350 г. В росписях притвора А. в Пече (ок. 1337) по повелению архиеп. Даниила были изображены сцены жития: поставление А. во диакона св. Саввой, во священника (изображения не сохранились, уцелели лишь надписи), во архиепископа и успение А. На иконографию фресок оказала влияние иконография жития свт. Николая Мирликийского, мастер опирался также на текст жития А., написанного Даниилом. Между сер. XV и сер. XVI в. образ А. в серб. живописи не встречается. После восстановления Печского Патриархата вновь появляются многочисленные изображения А.: во фресках припраты собора в Пече (1561), в диаконнике Студеницы (1568), в припрате Грачаницы (1570) и в др. позднейших росписях. Образ А. (вместе с Иоанном Предтечей и архиеп. Саввой I) встречается также на иконе кон. XVII в. (Церковный музей в Белграде) и на миниатюре архиерейского Чиновника рубежа XVII-XVIII вв. (Университетская б-ка в Белграде. 25). С XVIII в. известны гравированные изображения А., старшее в «Стематографии» Х. Жефаровича (1747); святитель изображен на одном листе с архиеп. Саввой II, в руках раскрытая книга, оба в митрах. Описание изображения А. содержится в рус. иконописных подлинниках , в подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 28 окт. сказано: «Брадою и власы аки апостол Андрей, риза святительская, амфор [омофор] и Евангелие, на главе шапка, испод дымчат». С. 43.

http://pravenc.ru/text/76266.html

Иисусе Сладчайший, молю Тя, св. Саввой обладай мною, всегрешным». – Главное молитвенное желание, чтобы меня Сладчайший Господь омолитвил, всегрешного, святым Саввой. Святой Савва . Молитвенное настроение перед литургией: 300 поклонов. «Иисусе Сладчайший, св. Саввой облагодати око мое всегрешное; Иисусе Сладчайший, св. Саввой омолитви меня, всегрешного»... и т. д. и 300 молитв... Заупокойная лития по Мышкину. «Господи, смирись смирению моему. Кто я, – о, я, всезлосмрадный, чтобы принять Тебя, Благоухание, в тело свое?» Где ум, могущий представить большее смирение, нежели тайна Христова – евхаристическое смирение Себя? – Полночь: в течение дня 1100 молитв. Преподобный Павел Фивейский: очистительно-гносеологические молитвы. Особенно: «Иисусе Сладчайший, (св. Павлом Фивейским) дай нам молитвенное отношение к миру; Иисусе Сладчайший, (св. Павлом) облагодати ум наш, всегрешный; облагодати сердце наше, всегрешное; Иисусе Сладчайший, (св. Павлом) просвети наши помраченные чувства... Полночь: Акафист Иисусу Сладчайшему и Канон Честному Кресту и 700 поклонов – сводятся к восприятию благодати умом и сердцем, к срастворению ума с молитвой. «Воспеваю благодать Твою, Владычице (Богородице), молю Тя, ум мой облагодати». 15 января. – Преподобный Павел Фиваидский. – 200 молитв после утреннего правила: «Иисусе Сладчайший, святым Павлом омолитви меня, всегрешного. 300 поклонов: «Иисусе Сладчайший, молю Тя...» (и т. д. и т. д.)... – Около 5 часов, полчаса – 300 поклонов с горьким плачем за всех и вся: мое личное чувство всегрешности, всецелой ответственности за всех и за вся (за всех людей и за всю тварь). И самый воздух я повреждаю, всякую тварь, всякое существо присутствием своим заражаю грехом, загаживаю, оскверняю. «Иисусе Сладчайший, милостив буди мне, всегрешному и всемерзкому». – Полночь: 300 поклонов: святый Златоуст – главный заступник. Акафист. In summä 1000 поклонов и 1150 молитв... Далее в «Молитвенном дневнике» следуют дни: св. Антония Великого , св. Афанасия Великого (к которому обращена молитва: «Утверди нас в православной вере»), преп. Макария Великого , преп. Евфимия Великого, св. Максима Исповедника , св. Григория Богослова , и каждый день – от 500 до 1000 поклонов и около 1000–2000 молитв. Накануне же св. Иоанна Златоуста (27 января 1921 года) – 400 поклонов и 1700 молитв и еще 400 поклонов. Накануне святых Трех Святителей (30 января 1921 года) – 1100 поклонов и 1160 молитв (помимо других характерна молитва: «Утвердите меня в монашеском подвиге»). Точно так же и накануне Сретения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Впрочем, было бы анахронизмом искать филетизм в менталитете XIII века. В частности, св. Савва – более чем кто–либо – осознавал необходимость целостности православия и единства канонического устройства. Нет сведений о том, чтобы он вообще отвечал на полемические выпады Хоматиана. Возвращаясь из Никеи, он посетил не только Афон, но и Фессалоники, где остановился в монастыре Филокалес. Греческий митрополит Фессалоникийский Константин Месопотамит был давним и близким другом св. Саввы, нередко помогая ему участием и советами. Константин был изгнан из Фессалоник латинянами в 1204 году и вернулся на свою кафедру лишь в 1224 году, но то, что он встречался со св. Саввой, подтверждается биографами сербского архиепископа 563 . Очевидно, св. Савва нуждался в совете – особенно относительно того, как быть с латинским присутствием в пределах Сербии: в города Адриатики Котор, Антибари, Дубровник–Рагузу (последние два находились под владычеством Венеции) были назначены латинские архиепископы. Возвращаясь в Сербию, св. Савва учредил свою архиепископию в «Великой церкви» в Жиче, но в 1253 году архиепископская кафедра будет перенесена в Печский монастырь. В Сербском королевстве не было крупных городов (даже королевский двор переезжал с места на место и был весьма скромным), и новые епархиальные центры, организованные св. Саввой, располагались обычно в монастырях, которые обеспечивали епископам стабильное экономическое положение и помещение для резиденции 564 . Забота архиепископа о порядке и организации в церкви видна по тем законодательным и каноническим материалам, которые он, по свидетельству Доментиана, привез из Фессалоник; он перевел на славянский греческий Номоканон, озаглавив его «Кормчая книга». В годы своего архиепископства св. Савва поддерживал связь со всеми крупнейшими центрами православного мира. После смерти короля Стефана (1228) его сын и наследник Радослав женился на Анне, дочери Феодора Эпирского. Между сербским королевским двором и архиепископом Охридским Димитрием Хоматианом установились дружеские отношения – теперь король Сербии даже стал испрашивать у Хоматиана совета. Подобные контакты привели и к примирению между Хоматианом и св. Саввой 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010