13 – 33); послание патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду (л. 33 об. – 43 об.); грамоту патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 43 об. – 77 об.); переписку патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и иконийским митрополитом Афанасием (л. 77 об. – 107); грамоты Каллиста, епископа Полоцкого (л. 107 – 133 об.); «Извещение или объявление совершенное низложения Никона» (л. 134 – 143); «Дела святейшего Никона патриарха паче же реши чудеса врачебная» (л. 143 – 167 об.); духовную грамоту царя Алексея Михайловича (л. 167 об – 174); челобитную братии Воскресенского монастыря царю Федору Алексеевичу о возвращении патриарха Никона из ссылки (л. 174 – 179 об.); послание царя Федора Алексеевича патриарху Никону в Кириллов монастырь (л. 179 об, – 180); разрешительные грамоты восточных патриархов (л. 180 – 222); рассказ о явле- нии дворянину Матвею Владимировичу Оборину патриарха Никона 28 января 1682 г. (л. 222 – 223); рассказ о явлении комнатному истопнику Иоанну Ильину и его товарищу Алексею Константинову патриарха Никона 27 августа 1695 г. (л. 223 – 225); стихотворная надпись над гробом патриарха Никона (л. 225 – 236); «Вопросы от мирских и ответы вкратце» (л. 236 об. – 238); начало вопросо-ответной записи (л. 238 об.). Переписка с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием – Щ Послание к газскому митрополиту Паисию Лигариду («Послание 2») – Л Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Щ «Видение» патриарха Никона – Г 15.ГИМ, собр. А. С. Уварова, 160–1° . Сборник 90-х гг. XVIII в. Писцовая скоропись нескольких почерков. Переплет картонный, корешок и уголки кожаные. 455 л. (I – VII, 3 об. – 5, 58 об. – 66 об., 133 об. – 142 об., 216 – 222 об. чист., 273 – 282 об., 376 об. – 383 об., I – VII чист.). Бумага трех видов: 1) синяя от переплета с «белой» датой «1793»; 2) синяя с филигранью «Герб Ярославской губернии» типа: Клепиков 1978, 1066 – тип 8 (1790); 3) со штемпелем «Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева» типа: Клепиков 1959, 751 (1791 – 1807); 753 (1794).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как-то я ехал на машине с женщиной, председателем райсполкома в Курской епархии, и она говорит: «Сейчас уже той любви нет. Вот раньше когда мимо нашего села проходили люди, и в пути их заставало вечернее время, мы спорили домами за право их упокоить и накормить». Так что чувства добра и странноприимничества были свойствами поколения, жившего в советское время. – А атеизм? – В советское время люди верили в то, что «что-то или кто-то есть». Ведь смотрите: мы выстраиваем планы, думаем, что они реализуются. И вдруг несмотря на благоприятное стечение обстоятельств, они разрушаются. И наоборот. Один врач встретившийся мне на пути, говорил: привозят больного, с точки зрения врачебной он должен умереть. Ты на него не обращаешь внимания, а все силы прикладываешь к спасению другого, которому, как ты понимаешь, помочь можно. Почему-то он умирает, а тот, кто был безнадежен, оживает и живет. И врач закончил свое повествование словами: «Жив Господь!» — Когда я в 1970 г. приехал в Псково-Печерский монастырь, и познакомился там с будущим схиигуменом Саввой, он мне сказал: «Я тебе, Володя, даю заповедь, которая тебе покажется очень легкой. На самом деле это делание всей жизни — не осуждай людей». Через пень-колоду я начал исполнять это послушание. И точно могу засвидетельствовать, что неосуждение — это путь к стяжанию любви. Я прошел между каплями дождя – Ярким явлением заката советской империи было диссидентство. Кого из диссидентов вы знали? – Диссидентский мир коснулся меня отчасти. Я знал Александра Огородникова. После того, как его выгнали из ВГИКА за диссидентские взгляды, он работал дворником в туберкулезном диспансере (особняк, построенный Саввой Морозовым) напротив метро Проспект мира. Мы там встречались. Несмотря на то, что я никогда не мог относиться одобрительно к атеистическому советскому режиму, мне претила ненависть диссидентов к власти. Хотя люди они были интересные, образованные и в чем-то умные. В чем-то, потому что абсолютно умный человек живет по евангельским заповедям и не хулит властей, понимая, что все – в руках Божиих, а не человеческих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Человек! Что ты хочешь бренной своей рукой отодвинуть от себя промысел Божий, изменить его?! Ты не можешь этого сделать!»

http://pravmir.ru/creative/protoierey-vl...

Стремясь сломить дух Иерусалимского первоиерарха, новый правитель Палестины Анастасий арестовывает Иоанна III и посредством непрестанного давления пытается заставить его вступить в молитвенное общение с Севиром. Для достижения необходимого результата был даже использован Кесарийский митрополит Захария, убеждавший патриарха в необходимости такого шага. Дав наконец же необходимое обещание Иоанн был освобожден. Для объявления унии и объединения с Севиром в 518 году патриарх Иоанн III созывает в Иерусалиме поместный Собор. Получив извещение, в Святой Град поспешили препп. Савва и Феодосий в сопровождении десяти тысяч монахов из Лавры и других обителей. В храме святого Стефана собрались 13 епископов, тысячи монахов, а также племянник императора Анастасия -- Игнатий. Председателем Собора был сам патриарх Иоанн III, который окруженный по обе стороны предводителями православия Саввой и Феодосием, с амвона Собора святого Стефана предал анафеме еретиков и провозгласил изложенную на четырех Вселенских Соборов православную веру. II Иерусалимский Собор 518 года при Иоанне III (516-524) Приговоривший к смерти Иерусалимского патриарха Иоанна III император Анастасий вскоре скончался, и новым византийским императором стал защитник православия Юстин (518-527). По этому поводу по всей империи прошел ряд поместных Соборов (первый, 20 июля 518 года, был созван в Константинополе). 6 августа 518 года поместный Собор был созван и патриархом Иоанном III, основными членами которого были собравшиеся в Святом Граде со всех концов Палестины монахи во главе с неутомимым защитником православия Саввой Освященным. Здесь торжественно были зачитаны и утверждены решения IV Вселенского Собора и осуждена ересь монофизитства. Деяния этого Собора были зачтены на пятом заседании Константинопольского Собора 536 года при Вселенском патриархе Мине (536-552). Иерусалимский Собор 536 года при Петре I (524-552) 19 сентября 536 года на поместном Соборе в Святом Граде было поддержано и утверждено осуждение в Константинополе монофизитской ереси при патриархе Мине (536-552).

http://pravoslavie.ru/39971.html

6. Во второй год его пребывания в Лавре, когда Кастелий был очищен от обитания демонов, как я уже сказал в жизни иже во святых Саввы, он там много трудился с отцом нашим Саввой и с некоторыми другими, как сам мне рассказывал, когда и иже во святых авва Маркиан, по божественному откровению, послал пищу им, находившимся в нужде и не имевшим ничего подходящего для еды. Когда же приспело время перемены послушаний, в первый индиктион, поставленный эконом назначает сего великого светильника странноприимником и поваром. И это послушание он принял с готовностью и радостью и служил своею помощью всем отцам, прислуживая каждому со всем смиренномудрием и скромностью. Когда он исполнял это послушание, случилась постройка общежития вне Лавры, к северу, для того, чтобы отрекающиеся от жизни прежде всего там обучались монашеской строгости, и затем, изучивши точно общежительный устав, жили в Лавре, утверждаемые божественным Саввой, который говорил: как цвет предваряет плод, так жизнь в киновии предваряет отшельническую. И так, когда строилась эта киновия, праведный сей муж, будучи странноприимником, сверх прочих трудов по страиноприимнице, был принужден варить пищу для рабочих, затем носить тяжести и варево и прочие снеди, и доставлять их рабочим, которые трудились приблизительно в десяти стадиях от странноприимницы. 7. Когда исполнился год такового послушания и все отцы получили назидание от его спокойствия, величия и духовного разума, отец наш Савва дал ему келлию для безмолвствования. Честнейший Иоанн, взяв келлию и получив повеление безмолвствовать, пробыл в ней три года, в течении пяти дней в неделю вовсе не показывался никакому человеку и ничего не вкушал, в субботу же и воскресенье ранее всех приходил в церковь и позже всех выходил, выстаивая чин псалмопения твердо, со страхом и всяким смирением, по реченному в псалмах: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. II, 11). Таково было его умиление, что он сильно плакал во время бескровной жертвы и не был в состоянии преодолеть себя, так что отцы, видя его дар слёз, поражались и прославляли подателя благ Бога. По истечении трехлетия, ему была вручена лаврская экономия и Бог во всём ему содействовал, и благословилась Лавра, и умножилась дружина при его послушании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

национально-освободительного восстания 1821-1829 гг., отстроившими в 1888 г. комплекс зданий; св. Иоанна Предтечи (сразу за храмом Протата), известна с 1593 г. как келлия Касторийцев, в которой в 1-й пол. ХХ в. жил видный участник «борьбы за Македонию» капитан Г. Янглис (в монашестве Гавриил, † 1946), а затем - звонарь Дамаскин († 2004), подвизавшийся на Афоне в течение 85 лет с 8-летнего возраста; свт. Николая Чудотворца (в местности Адин на границе с Капсалой). Иногда к карейским келлиям причисляют другие иверские келлии, находящиеся к югу от К.: прав. Анны, где подвизается протопсалт иером. Антипа (Скандалакис), Преображения Господня (Мораитико), Св. Троицы, Рождества св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца (Типографов, τν Τυπογρφων) и св. Говделы. Хиландар - конак-келлия Благовещения Пресв. Богородицы и 22 келлии, из к-рых в наст. время заселено 11. Наибольшее историческое значение имеют основанные свт. Саввой Сербским келлии Типикарница (в центре К., к западу от Протата, названная так по написанному для этой келлии Типикону 1197 или 1199 г.; от укреплений серб. кор. Стефана Милутина кон. XIII в. сохранилась башня св. Саввы, существующее здание храма построено в 1775 г., нартекс расписан в 1806 г. мон. Макарием из Галатисты) и Патерица (к северо-востоку от скита ап. Андрея Первозванного, получила наименование по хранящейся в ней реликвии - посоху ( πατερτσα) прп. Саввы Освященного, привезенному из Палестины Саввой Сербским (в наст. время хранится в Типикарнице), церковь освящена в честь Преображения Господня, нартекс пристроен в 1745, фрески апсиды выполнены во 2-й пол. XVIII в.). В XIX - нач. ХХ в. Хиландару принадлежали 1 болг. (Введения во храм Пресв. Богородицы) и 8 рус. келлий (Благовещения Пресв. Богородицы, сщмч. Игнатия Богоносца, Св. Троицы, свт. Иоанна Златоуста, Трех святителей, свт. Николая Чудотворца (Белозёрка, Буразери), ап. Иоанна Богослова, Рождества св. Иоанна Предтечи). Возникновение большинства рус. келлий предание также связывает с именем свт.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В то же утро направилась в Елоховский собор и обратилась к женщине за свечным ящиком с просьбой заказать молебен с водоосвящением Тихвинской иконе Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу. Она с неохотой мне ответила, что молебен можно заказать, но постоянно он служится только в определенном месте. Я была в замешательстве. Рядом со мной оказалась старушка, которая слышала наш разговор. Она посоветовала мне поехать в Спасо-Преображенскую церковь в селе Богородском (сейчас это какой-то район Москвы). В этом храме рядом висят иконы, перед которыми я хочу служить молебен. Я послушалась ее совета. Сев в трамвай, я очень долго ехала. Так долго, что уже задумывалась, зачем было слушать эту старушку, надо было найти другую церковь поближе к дому, где я жила. С таким настроением я решила выйти из трамвая и поехать обратно. Тут я почувствовала, что что-то происходит со мной непонятное: я никогда не замечала за собой такую быструю смену настроения. Если я на что-то решалась, то старалась довести это до конца. Постояв на остановке, помолившись, устыдив саму себя, я поняла, что это искушение. С молитвой стала ждать следующего трамвая и продолжила свой путь. Выйдя на нужной остановке, я увидела перед собой деревянный храм, срубленный в 1880 году. Богослужение уже закончилось. В храме шла уборка. Я сказала, что очень хочу отслужить молебен с водоосвящением. Прислужница была ко мне внимательна, охотно показала храм и главное – две большие иконы, перед которыми совершается молебен. Они были прекрасны. Я поблагодарила Господа, что Он направил меня в это благодатное место. На следующий день я приехала в храм вовремя. Было много молящихся. Я стояла в приделе, устроенном в честь Тихвинской иконы Божией Матери. После литургии был отслужен молебен с водоосвящением. Радостная, я возвратилась домой, выполнив все το, о чем говорил отец схиигумен Савва. Наставления, советы и пророчества старца – все оправдались и сбылись. Одни – сразу, другие – спустя годы. В те дни радость переполняла меня, и я даже не осознавала, что Господь даровал мне великое счастье – встретиться со схиигуменом Саввой – для меня святым отцом Саввой, – который при жизни уже стяжал необыкновенные дары святости: дары пророчества, непрестанной молитвы, чтения помыслов и сердец, великое терпение, дар горячей любви ко всем – добрым и грешникам, дар утешения, дар познания и руководства в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

139 См. Слова преосв. Феофана к Тамбовской пастве в 1859–1860 годах, стр. 5–7. СПб. 1861. Срав. ту же речь в показанном раньше месте Духовной Беседы за 1859 год, ч. VI. 141 Тамбовская епархия существует с 1682 года, как самостоятельная и до преосв. Феофана имела уже 14-ть архиереев. 143 Выпуск 1-й, содержащий в себе слова за 1859 и 1860 годы, вышел в свет в 1861 году в СПб. и заключает в себе 326 страниц, а выпуск 2-й, содержащий слова за 1861–1863 годы, вышел из печати в Москве в 1867 году и заключает в себе 220 страниц. 151 См. Тамб. Епарх. Ведомостей за 1861–1862 год. Из тех же Ведомостей видно, что госпожа Рындина пожертвовала и денег значительную сумму на устройство училища. Были и другие пожертвования, между прочим от бывшего в 1841–1857 годах епископом Тамбовским преосв. Николая (Доброхотова), в количестве 1348 рублей, о чем, равно как и других пожертвованиях на то же дело, преосв. Феофан своевременно доносил Св. Синоду. 152 Так напр. см. проповеди его в Тамб. Епарх. Ведомостях за 1863 г. и статью: «Душа и Ангел – не тело, а дух» за 1867–1868 годы, 153 По представлению преосв. Феофана, самое здание Тамбовской Духовной Консистории перестроено было. 154 Сл. о старце Серафиме у преосв. Феофана Письма о христианской, жизни, вып. 1, стр. 28, 121 и др. СПб. 1860. Изд. 2-е. 155 Подробности Дивеевского дела можно читать в Собрании мнений и отзывов митр. Моск. Филарета, изд. преосв. архиеписк. Твер. Саввой, т. IV, стр. 308. Москва, 1886 и особенно в т. V, стр. 187–199; срав. также стр. 41–42, 86–89, 94, 106–107, 113–118, 121–123, 134–136, 142–144, 171–172 и др. Москва, 1887–1888. Срав. также Письма митр. Филарета к архим. Антонию, ч. IV, стр. 310. 311. 318; также 96, 124, 139, особенно 282 и др. Москва, 1884; Письма его же к Высочайшим Особам и другим лицам, изд. археписк. Твер. Саввой, ч. II, стр. 98–99, 105 и др. Тверь, 1888. 159 Письма митрополита Филарета к Высочайшим Особам и друг. лицам, II, 106–107. Срав. также его Письма к архим. Антонию, IV, 323–324. 160 Учреждена военная стража по всему городу; сверх того каждый дом обязан был иметь своего стража денно-ночного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Влияние этого святого в Сербии было и остаётся глубоким, хотя при жизни он имел проблемы с церковной иерархией, во многом из-за своей прямолинейности и нежелания замалчивать свои убеждения. На наш взгляд, при нашем языковом барьере и ничтожном знании сербского языка его богословская школа в стране сегодня господствует, начинаясь от прп.Иустина и его учеников, в особенности Амфилохия (Радовича) , Афанасия (Евтича) , Артемия (Радосавлевича), Иринея (Буловича); из них все – епископы (в случае Артемия – бывший епископ). Весьма высоко его ценили представители парижской школы, как, например, о. Иоанн Мейендорф . В некрологе он перечислял такие характеристики его богословия, как: «Не только его любовь к святым отцам, не только строгое и просвещенное монашество, носителем которого он был, но и его забота о Православии в целом, его открытость и восприимчивость одновременно как к греческой, так и к русской богословской мысли и прежде всего – его способность видеть богословие как живую философию Истины». 331 Преподобный Иустин и Сербское Православие Поскольку сейчас мы идём иным путём в рассмотрении св.Иустина Нового, то было бы полезно отразить историю Сербии и место её в православном мире, попутно касаясь значения преподобного в истории православной мысли. Первое упоминание о славянских племенах на территории современной Сербии восходит в VI веку. Литературное подтверждение находим в сочинении «Об управлении империей» Константина VII Багрянородного Х века, также существуют обширные археологические свидетельства. В то время сербы – или, как минимум, их родовая верхушка – приняли христианство, возможно после миссии свв.Кирилла и Мефодия в Моравии и последующего обращения болгар в IX веке. Однако сербская христианская идентичность связана прежде всего со св.Саввой, младшим сыном Стефана Немани, которому в XII веке удалось объединить земли в единое государство. Стефан и его сын, Стефан Первовенчанный, построили монастырь Студеница, «матерь всех сербских церквей». Здесь правитель принял постриг после своего отречения от престола в 1196 году, тут его останки нашли окончательное пристанище (после возвращения из монастыря Хиландар на Афоне, основанного Стефаном и Саввой); здесь же они и почивают. Св.Савва стал первым архиепископом Сербии с кафедрой в Жиче. Важность этого святого трудно переоценить. Особенная природа Сербского Православия названа «святосаввием» или «святосаввством». Великий сербский поэт XII века Васко Попа прославил святителя в цикле поэм:

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Реконская Троицкая пуст., общ., в 45 в. от г. Тихвина, при р. Рекони. Основана до 1676 г.; в 1764 г. упразднена; возобновлена в 1860 г. Здесь находится древняя чудотворная икона Св. Троицы, известная с XIII в. Рождество-Богородицкий Антониев , 2 кл., в Новгороде, на бер. р. Волхова. Основан пр. Антонием Римлянином (см. 3 авг.). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен пр. Антонием, освящен в 1119 г. и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 г., открыто почивают мощи пр. Антония и под спудом почивают мощи свв. 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей мон. относятся: колокол (весом в 1 п. 10 ф.) и 6 мозаических икон XII в., каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую пр. Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие пр. Антонию. В память открытия мощей пр. Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в мон.: по окончании литургии св. мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Савво-Вишерский , зашт., общ., в 10 в. от Новгорода, на бер. р. Вишеры. Основан в 1417 г. пр. Саввой Вишерским (см. 1 окт.); в 1764 г. упразднен; в 1769 г. восстановлен. Здесь почивают под спудом мощи пр. Саввы; в приделе его имени замечательна икона, писанная после кончины преподобного; в часовне мон. хранится крест, водруженный пр. Саввой. Свято-Духов , зашт., общ., на р. Мсте, при г. Боровичах. Основан в 1327 г. Здесь хранится часть мощей св. Иакова Боровицкого (см. 23 окт.). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из мон. в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 окт. – из собора в мон. Сковородский Михаиловский , 3 кл., в 4 в. от Новгорода, на бер. р. Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, на подобие сковородки. Основан в 1355 г. св. Моисеем (см. 25 янв.). В мон. находится древняя икона святит. Николая и хранится деревянный крест, который был положен в гроб со св. Моисеем и лежал 300 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Апостолов в Печской Патриархии (1260). В Мораче от первоначальной декорации сохранились наружная фреска с изображением Богоматери с Младенцем и ангелами и житийный цикл прор. Илии в диаконнике. Помимо объемной трактовки фигур (в изображении преобладают плавные, округлые линии) художник усилил ощущение глубины пространства, дав в перспективном сокращении элементы архитектуры. Ц. св. Апостолов была построена свт. Саввой в 30-х гг. XIII в. по примеру знаменитого к-польского храма как усыпальница серб. архиепископов. Роспись, программа к-рой была задумана свт. Саввой, была закончена при его преемнике архиеп. Арсении ок. 1260 г., к-рый внес дополнения в первоначальный план, дважды поместив изображение свт. Саввы: в ряду святителей в алтарной композиции «Служба святых отцов» и в жертвеннике, совершающим проскомидию вместе с архиеп. Арсением. В конхе апсиды представлено монументальное изображение Деисуса, в куполе - «Вознесение». Подбор сюжетов, посвященных земной жизни Христа, связан с желанием свт. Саввы повторить программу росписи Сионской ц. в Иерусалиме. В жертвеннике размещены композиции из ВЗ, связанные с пророками Даниилом и Давидом, раскрывающие смысл новозаветной жертвы (Христос Ветхий денми, Видение Небесного Иерусалима, Даниил во рву львином, Три отрока в пещи огненной, Явление ангела царю Давиду и Покаяние Давида). В росписях ц. св. Апостолов подчеркнута скульптурная пластика объемов, статуарное величие поз и пространственность в построении композиций. В XIII в. продолжалась работа венецианских греч. мастерских по украшению собора Сан-Марко, мозаичные росписи к-рого были начаты в XII в. 5-купольная базилика, возведенная по образцу ц. св. Апостолов в К-поле, расписывалась с перерывами в течение 3 веков визант. и местными мастерами. В XIII в. крупные работы предпринимались в неск. этапов: в 1200-1220 гг., после пожара 1231 г. и в 1260-1280 гг. Отчасти росписи следовали визант. программе храмовой декорации, но в то же время отвечали зап. вкусам, отражая темы, связанные с венецианской историей.

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010