Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (? - 1527(?)), игум. Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря близ Звенигорода, иконописец, создатель первой иконы прп. Саввы Сторожевского . Упоминание настоятеля Саввина Сторожевского мон-ря с именем Д. содержится в данной на его имя грамоте кн. Андрея Васильевича Угличского от 30 янв. 1490 г. По мнению Н. К. Голейзовского, содержащиеся в грамоте указания на взимание с монастырских сел пошлин и сборов могут свидетельствовать о недавнем времени вступления Д. в должность настоятеля. Имя «игумена Деонисиа съ с Сторожеи» было обнаружено тем же исследователем в «вечном» синодике Троице-Сергиева мон-ря (РГБ. Ф. 304/I. 8666. Л. 178 об.- Голейзовский. 1998. С. 13. Примеч. 6). Судя по пометкам на полях, поминальная запись была сделана в 1527 г., который можно считать годом смерти Д. В Житии прп. Саввы, составленном в сер. XVI в. новгородским иноком Маркеллом по благословению митр. Макария, в гл. «О явлении преподобного Саввы» время игуменства Д. определяется «многим убо летом прешедшим по преставлении преподобнаго Саввы», но когда еще оставался жив его ученик - «призва старца некоего, единого от ученик блаженнаго Савы, именем Аввакума». В этой главе приводится история создания образа прп. Саввы. В тонком сне Д. было видение - ему предстал благолепный старец, назвавший себя «Сава, началник месту сему». По описанию облика первого игумена мон-ря, данного Аввакумом, Д. понял, что ему являлся прп. Савва, повелевший «образ свои написати на иконе». После чего Д. «со тщанием образ его написа: бе бо тои игумен сам живописець». Составитель Жития добавляет, что с этого времени («и оттуду») начались многочисленные исцеления от гроба святого, из чего можно заключить, что икона была помещена над ракой прп. Саввы (канонизирован на Соборе 1547). Согласно тому же Житию, при «святой его раце» служили молебны уже при игум. Каллисте (1505-1507). По монастырской описи 1853 г., размеры иконы прп. Саввы составляли 18,5 вершка × 1 аршин 1 вершок (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 9798. Л. 35 об.; по др. сведениям, 1 аршин 3 вершка × 1 аршин - см.: Саввино-Сторожевский мон-рь близ Звенигорода. М., 19043. С. 18). Со 2-й пол. XVII в. икона находилась в юж. приделе собора Рождества Пресв. Богородицы. В сер. XIX в. образ был расчищен реставратором Н. И. Подключниковым. В наст. время местонахождение иконы неизвестно.

http://pravenc.ru/text/178361.html

Преображенская церковь составляет со звонницей и Трапезной единый комплекс. Когда-то одним из самых крупных зданий Саввино-Сторожевского монастыря было ныне неприметное здание Трапезной, расположенное при въезде в обитель со стороны северных ворот. В XVII веке оно воспринималось как настоящее архитектурное чудо. Необычными были размеры этого монументального четырёхэтажного сооружения с углублённым в землю белокаменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт глубокий колодец. В верхнем этаже поначалу размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, серебра и иных драгоценностей, однако этот этаж пришлось разобрать через 150 лет после постройки, поскольку обрушились его перекрытия. Третий этаж занимала столовая палата громадной по тем временам площади (она составляла около 500 квадратных метров), в ней часто устраивались царские приёмы. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей (сами кухни находились в подклете). Освещение и вентиляция осуществлялись через окна, расположенные кругом (отметим, что окна были не слюдяные, а со стеклом - по тем временам это было роскошью особой). Передний фасад Трапезной снабдили архитектурными украшениями - в частности, карнизом, что являлось новинкой для XVII столетия. Парадный вход в Трапезную располагался со стороны Соборной площади в виде двухъярусных сеней, над которыми высилась трёхшатровая многоярусная колокольня. Звонница обители, возведённая с южной стороны Трапезной палаты, имеет четыре яруса, три шатра (поначалу была она двухъярусной - ещё два яруса и башенки появились в XVII веке), широкую лестницу и парадное крыльцо. Силуэт её очень необычен: ассиметрию в композицию вносят крыльцо с лестницей и часовая башенка, завершённая собственным четырёхгранным шатром. На башне были установлены часы со звоном и часовой колокол, привезённые Алексеем Михайловичем из отвоёванного у поляков Смоленска и подаренные монастырю. К восточной стене Трапезной палаты, на вклад царевны Софьи, к 1693 году пристроили Преображенскую церковь, которую отличают пёстрые изразцовые наличники в стилистике московского барокко, увенчанные орлами. Этот бесстолпный храм перекрыт сомкнутым сводом и имеет две разноразмерные апсиды. В годы, когда обитель находилась в ведении санатория, в храме устроили кинозал. Сейчас ему возвращён первоначальный вид.

http://sobory.ru/article/?object=11790

Саввинская Слобода. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одноглавая церковь в псевдорусском стиле с боковыми приделами и шатровой колокольней, выстроенная при помощи П. Г. Цурикова. Боковые приделы Никольский и Саввы Звенигородского. Закрыта в 1930-х, в 1939 разобрана на кирпич. 6 ноября 2008 года была построена часовня на месте алтаря разрушенного Тихвинского храма. В 1871 году священником, старостой и прихожанами Никольского храма было подано прошение в московскую Духовную консисторию. В нем испрашивалось разрешение построить новый каменный храм рядом с деревянной церковью Николая Чудотворца. Разрешение было получено и в 1872 году началось строительство нового каменного Тихвинского храма. Основная причина строительства нового храма при существующем старом та, что Никольская церковь была уже достаточна старой, а главное, холодной, т.е. практически не приспособленной к зимним службам. Закладка храма подробно описана в Московских епархиальных ведомостях: «5-ого числа сего июня мы видели основание храма в Саввинских подмонастырских слободах, иначе называемое закладкою. Храм предположен трехпрестольный, престолы расположены в ряд по прямой линии, и главный из них предположен во имя Пресвятой Богородицы, правый во имя Святителя Николая, левый - преподобного Саввы Сторожевского. Во время закладки народ с открытыми головами окружал место будущего храма и взоры всех были обращены по направлению к старой церкви, где совершалась литургия игуменом Савина монастыря Галактионом, в сослужении Звенигородского духовенства. По окончании литургии послышался колокольный звон, заколыхались в воздухе хоругви и, в предшествии их и святых икон, духовенство направилось к месту основания храма. После молебна началось освящение воды и елея. Затем первенствующий в служении окропил с обычными молитвами места, где должны были воздвигнуться большие деревянные кресты, которые обыкновенно стоят только во время производства работ, а потом снимаются. Эти деревянные кресты, прикрепленные к высоким бревнам, были подняты и установлены духовенством, конечно, при помощи народа. Затем приступлено было к основанию храма, и по окроплению святой водою приготовленных камней, эти освященные первенцы будущего храма были положены руками почтенного отца игумена на приготовленной извести. Обычными многолетиями окончилось священное торжество, послышались поздравления, благожелания и расходились все с хорошим впечатлением».

http://sobory.ru/article/?object=42670

Этому событию была посвящена юбилейная экспозиция о преподобном Савве Сторожевском на православной выставке «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже, которая открылась 25 апреля 2007 года. Участникам открытия экспозиции Святейший Патриарх Алексий II, Священноархимандрит монастыря и Почетный Председатель Попечительского Совета, направил свое послание . В Михайловском Манеже прошла пресс-конференция, посвященная возрождению общероссийских святынь Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде и Феодоровского собора Санкт-Петербурга. Эти две святыни непосредственно связаны с русскими государями и олицетворяют собой историю церковно-государственных отношений в нашей стране. Их возрождение стало частью партийного проекта «Единой России» по обретению исторической памяти, реализуемого при личном участии Председателя Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлова , который возглавил Попечительские Советы по этим объектам. В пресс-конференции участвовали игумен Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря, архимандрит Назарий (Лавриненко), наместник Александро-Невской лавры, протоиерей Александр Сорокин, настоятель Феодоровского собора в Санкт-Петербурге, Д.И. Фомичев, член рабочей группы проекта «Историческая память» партии «Единая Россия», И.С. Риммер, депутат Законодательного собрания СПб, И.П. Кирсанов, генеральный директор Выставочного объединения «РЕСТЭК». Вот как оценил отношение братии Александро-Невской лавры ее наместник архимандрит Назарий (Лавриненко): «Для нас приезд святынь уже давно не является необычным событием, но мы всегда очень этому рады, ведь пребывание святынь освящает то место, где мы, люди далеко не святые, живем. Я поэтому всегда очень благодарен Его Святейшеству и всем, кто приезжает в Петербург со святынями, что чтимые иконы и честные мощи всегда располагают в нашей лавре. Александро-Невская лавра — духовное сердце Санкт-Петербурга, она сейчас возрождается, вновь приобретает значимость для горожан. Савва Сторожевский — один из столпов русского монашества, поэтому, конечно, мы с большой радостью встретили его чтимую икону с частицей честных мощей и благодарим за то, что именно Троицкий собор Александро-Невской лавры избран местом пребывания этой великой святыни из древнего Звенигорода, к которой люди смогут приложиться, помолиться преподобному Савве и унести домой частицу благодати».

http://patriarchia.ru/db/text/234938.htm...

Юбилей святого Саввы Сторожевского отметят в Москве Москва, 10 декабря 2007 г. Выставка " Преподобный Савва Сторожевский - 600 лет на страже России " и " круглый стол " на тему " Возвращение Саввы: обретение памяти как социальный инструмент " пройдут в понедельник в Москве, сообщает РИА Новости. " Выставка ознаменует заключительный этап юбилейного года, посвященного 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского. На ней будут представлены экспонаты, раскрывающие роль преподобного Саввы и Саввино-Сторожевского монастыря в утверждении исторической традиции диалога Русской православной церкви и государства, отражающие своеобразие попечения Звенигородского чудотворца о своей стране и народе " , - отметил представитель оргкомитета юбилейных торжеств. По его словам, посетители экспозиции познакомятся с работами победителей Всероссийского детского творческого конкурса " Святые заступники Руси " . Юные россияне прислали на конкурс около 3,5 тысячи рисунков и 1,5 тысячи сочинений. После церемонии открытия выставки гости сядут за " круглый стол " , чтобы обсудить итоги юбилейного года, а также перспективы работы экспертов оргкомитета в следующем, 2008 году. В дискуссии примут участие наместник Саввино-Сторожевского монастыря архимандрит Савва (Фатеев), председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы Сергей Попов, заведующая кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ Ольга Васильева, главный редактор журнала " Профиль " Михаил Леонтьев и другие представители Русской Православной Церкви, законодательной и исполнительной власти, попечительского совета юбилейных торжеств и СМИ. Преподобный Савва, всегда почитавшийся как покровитель династии Романовых и защитник Москвы, и поныне является одним из самых любимых в народе святых. Он происходил из богатого, вероятно, боярского рода. Придя в Троицкий монастырь под Москвой богато одетым юношей, он стал ближайшим учеником основателя обители преподобного Сергия Радонежского.

http://pravoslavie.ru/25169.html

В Санкт-Петербург прибывает чтимая икона прп. Саввы Сторожевского Санкт-Петербург, 24 апреля 2007 г. С 24 апреля по 2 мая 2007 года в г. Санкт-Петербурге по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира будет находиться чтимая икона преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей святого, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . Икона будет торжественно принесена в Александро-Невскую Лавру и в Феодоровский собор г. Санкт-Петербурга, чтобы поддержать возрождение храма, являющегося одним из важных национальных духовных символов г. Санкт-Петербурга и всей России. Этому событию посвящается юбилейная экспозиция о преподобном Савве Сторожевском на православной выставке «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже в период с 25 по 29 апреля 2007 года. Встреча иконы состоится 24 апреля в 19-25 на Московском вокзале г.Санкт-Петербурга. Крестным ходом икона будет перенесена в собор Феодоровской иконы Божией Матери, где будет находится до следующего дня. 25 апреля 2007 после открытия православной выставке «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже, где центральная экспозиция посвящена юбилею преподобного Саввы Сторожевского в 13-00 состоится пресс-конференция, посвященная принесению иконы в Санкт-Петербург, а также возрождению общероссийских святынь, связанных с русскими государями - Скита преп. Саввы Сторожевского в Звенигороде и Феодоровского собора в Санкт-Петербурге. В 16-00 после молебна икона преподобного Саввы Сторожевского будет торжественно перенесена в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру и установлена в Свято-Троицком соборе. Там икона будет находиться до 2 мая, после чего она вернется в Москву, а затем в Звенигород. В 2007 в России отмечается юбилейный год, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца, основателя одной их главных святынь Московской земли - Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом; ближайшего и любимого ученика «собирателя Земли Русской» - преподобного Сергия Радонежского. Представителями Царской Династии Романовых святой Савва Сторожевский почитался как небесный покровитель - «Молитвенник за Царей Богоизбранных», монастырь на протяжении столетий являлся «собственным государевым богомольем». Особое заступничество преподобного Саввы Сторожевский было явлено в судьбах Петра I и его отца царя Алексея Михайловича.

http://pravoslavie.ru/21808.html

В северной столице завершились мероприятия, посвященные прп. Савве Сторожевскому Москва, 3 мая 2007 г. Поздно вечером 2 мая 2007 г. в Савввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде из Санкт-Петербурга вернулась древняя святыня — икона преподобного Саввы Сторожевского, которая находилась в северной столице с 24 апреля по 2 мая 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в рамках мероприятий юбилейного года 600-летия преставления святого Саввы — небесного покровителя Царской Династии Романовых, который отмечается в России в 2007 году. Икона прибыла на Ленинградский вокзал Москвы на скором поезде «Юность» после девяти дней путешествия в город святого апостола Петра, сообщает Патриархия.ru . Духовные и миссионерские цели ставили перед собой организаторы акции — Оргкомитет по празднованию юбилея и Санкт-Петербургская митрополия. Как отметил председатель Оргкомитета, наместник Саввино-Сторожевского монастыря, игумен Савва: «Москвичи еще знают о нем, но если мы спросим питерцев, то, может, только один человек из ста расскажет, кто такой Савва Сторожевский. Наша основная задача — напомнить петербуржцам, что есть в России такой угодник Божий». Чтимая икона преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей — «Молитвенника за Царей Богоизбранных» по приезде находилась в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, чтобы поддержать возрождение  храма, построенного в 1913 году в год 300-летия воцарения Дома Романовых и являющегося одним из важных национальных духовных символов Санкт-Петербурга и всей России. Затем икона была торжественно перенесена в Александро-Невскую лавру, где к ней имели возможность приложиться тысячи жителей города на Неве. К иконе преподобного Саввы, по чудесному заступничеству которого были в разное время спасены основатель Петербурга император Петр I и его отец царь Алексий Михайлович. После этого Саввин монастырь на протяжении столетий стал именоваться «собственное государево богомолье».

http://pravoslavie.ru/21926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Владимир Медведюк. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. Фаддеевич Медведюк (15.07.1888, г. Луков Седлецкой губ., ныне Лукув, Польша - 3.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Отец В., рабочий на железной дороге, желал, чтобы сын служил в храме. Окончив в 1910 г. ДУ, В. стал псаломщиком в соборе г. Радома (Польша). Во время первой мировой войны В. попал в Москву, где в 1915 г. женился. В следующем году был рукоположен во диакона к храму во имя мц. Ирины на Воздвиженке, в 1919 г. рукоположен во иерея к храму во имя прп. Саввы Сторожевского подворья Саввино-Сторожевского мон-ря на Тверской ул. В 1921 г. назначен настоятелем храма во имя свт. Митрофана Воронежского. Ревностно относился к пастырским обязанностям, много работал с молодежью, стараясь привить ей любовь к правосл. богослужению и храму. Отстоял храм при попытках его захвата обновленцами (см. Обновленчество ), несмотря на угрозы лично Антонина (Грановского) . В 1925 г. В. был арестован, под угрозой расправы дал согласие на сотрудничество с ОГПУ, после чего был освобожден. Полученные В. от ОГПУ задания преимущественно касались Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. сщмч. Петра (Полянского) . Священник их исполнял, но спустя нек-рое время, терзаемый муками совести, решил прекратить свои отношения с ОГПУ в качестве секретного сотрудника и покаялся на исповеди в грехе предательства. 9 дек. 1929 г. В. вызвали в ОГПУ и он заявил следователю, что отказывается от дальнейшего сотрудничества. В течение 3 суток его уговаривали переменить свое решение, но В. на это не согласился, заявив, что он уже рассказал обо всем священнику на исповеди. 11 дек. был выписан ордер на арест В., обвиненного в «разглашении... сведений, не подлежащих оглашению». 3 февр. 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила В. к 3 годам ИТЛ, наказание отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

http://pravenc.ru/text/158984.html

14-15 декабря в Хмельницком проходила всеукраинская конференция «Религия и Церковь в Подольском регионе: история и современность». Несмотря на внешнюю респектабельность и показную религиозную индеферентность организаторов вся конференция прошла в оскорбительном для канонической Украинской Православной Церкви духе. Подолье является буфером, отделяющим от Украины три области — Львовскую, Тернопольскую и Ивано-Франковскую, в которых униаты и самосвяты разгромили православные епархии, поэтому не удивительно, что организаторы проявили интерес именно к этому региону. Организаторами конференции выступили Хмельницкий институт регионального управления и права, Хмельницкий облсовет, Хмельницкая облгосадминистрация, управления по делам религий Винницкой и Тернопольской облгосадминистраций, Украинская Ассоциация религиоведов, отделение религиоведения института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины. На конференции, в числе прочих, выступил заведующий отделом политических и гуманитарных исследований Национального института стратегических исследований Здиорук С.И. Из его доклада следовало, что якобы на Украине подавляющее большинство православных верующих хотят создать Поместную Православную Церковь. Это утверждалось на основании якобы проведенного его службой по заказу правительства Украины «социологического исследования». Отдельно заявлялось, что Православие на Украине является христианским язычеством или языческим христианством (докладчик Колодный А.М.). Выступление православной делегации, которая касалась насущных проблем и просила светские организации и государство не вмешиваться во внутрицерковные вопросы, было проигнорировано, но в заключении устроители конференции заявили о том, что участники собрания достигли согласия и конференция прошла в духе терпимости, что является неправдой. По мнению православных участников форума, такие «научные» конференции проводятся для того, чтобы обманом сформировать негативное общественное мнение о канонической УПЦ и сделать актуальными надуманные идеи, в том числе идею о создании единой с самосвятами Поместной Церкви. Остаётся только гадать, чей политический заказ выполняли организаторы этого собрания и какие новые «исследования» будут проводиться ими в дальнейшем.

http://zavet.ru/news/news011214.htm

28 сентября 2012 Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь . В храме Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Бронницкий Игнатий ; наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников); наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Савва (Фатеев); наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий (Воронков); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Зеленоградского округа Московской епархии протоиерей Владимир Харитонов; помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин; клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя   протодиакон Александр Агейкин ; братия Ново-Иерусалимской обители в священном сане. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении Креста и страданий в жизни человека. За Литургией Предстоятель рукоположил выпускника Московской духовной академии , клирика Покровского храма МДА диакона Александра Овчинникова во пресвитера, и чтеца Дионисия Васильева — во диакона. На богослужении пел хор Ново-Иерусалимского монастыря (регент — Андрей Брильков). В храме пристутствовали министр по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области В.С. Демешкан, глава администрации Истринского района А.Н. Щерба, мэр города Истра Ю.В. Савельев, директор музея «Новый Иерусалим» Н.А. Абакумова. По окончании Литургии Святейшего Патриарха приветствовал наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников). В соответствии с решением Архиерейского Собора 2011 года и определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года ( журнал 29 ) настоятелям, наместникам и настоятельницам монастырей вручается игуменский посох. Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитвы и вручил игуменский жезл наместнику Ново-Иерусалимской обители.

http://old.sinfo-mp.ru/patriarx-kirill-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010