А.А. Половцов Саларев, Сергей Гаврилович Саларев , Сергей Гаврилович, родился от бедных родителей 15-го сентября 1792 г. и скоро остался круглым сиротой. Его принял к себе на воспитание А. А. Антонский-Прокопович, который и поместил С. в 1804 г. в состоявший в его ведении Московский университетский благородный пансион. Здесь С. учился прилежно, отличаясь среди товарищей постоянным трудолюбием, скромностью, доходившею до застенчивости, и оказывал сначала большую любовь к наукам математическим; однако, потом взяли перевес занятия литературой, весьма распространенные в то время между «благородными» воспитанниками пансиона. Когда последние, под руководством своего директора, А. А. Антонского-Прокоповича, основали «Собрание воспитанников университетского пансиона», С. был избран сперва секретарем его, а потом и председателем. Обладая уже тогда некоторым навыком в писании стихов, и достаточно знакомый с языками французским, немецким, латинским, греческим и отчасти – польским, С. принимал непосредственное и весьма деятельное участие в издававшемся органе «Общества воспитанников» – «В удовольствие и пользу». В двух вышедших книжках этого сборника (М. 1810 и 1811 гг.) С. поместил 28 своих пьес, оригинальных и переводных, стихотворных и прозаических. Среди них мы видим несколько басен (одна переведена с польского), гимны (из коих «Гимн Солнцу» был издан на отдельном листке), элегии, эпиграммы, рассказы из истории, а также небольшое филологическое исследование «О синонимах» (ч. I, стр. 264–275). В это же время он написал свои «Замечания» на статью К. Калайдовича «О древности Звенигорода и надписи, находящейся в Саввинском Сторожевском монастыре» («Русский Вестник», 1811 г., ч. XIV, 4, стр. 119–128), из которых видно знакомство с летописями. Еще будучи в Благородном пансионе, С. был произведен в студенты, изучал факультетские курсы, не переходя в университет, и в конце 1812 г. был выпущен из пансиона со званием кандидата словесных наук и с занесением на золотую доску в числе отличнейших воспитанников.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В день памяти преп. Саввы Сторожевского Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл совершил богослужение в Саввино-Сторожевском монастыре 16 декабря, в день памяти преп. Саввы Сторожевского, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря. 16 декабря, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского, Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил Божественную литургию у раки с мощами преподобного Саввы в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря в подмосковном Звенигороде. Его Выскопреосвященству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Бронницкий Феофилакт. На богослужении присутствовали председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов, председатель Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям МГД И. О. Елеференко, первый заместитель председателя Правительства Московской области И.О.Пархоменко, глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Г. Гладышев, глава Воскресенского муниципального района Московской области Ю.Ф. Слепцов, глава администрации Звенигорода Л.О. Ставицкий и другие почетные гости обители. После чтения Евангелия Патриарший Местоблюститель обратился к молящимся с проповедью о духовном значении почитания преподобного Саввы Сторожевского. Владыка Кирилл предложил задуматься над тем, как понимают современные люди величие, как обычный человек может стать сильной личностью. «Сегодня люди, желая стать великими, не уходят в леса и не скрываются в пещерах, а стремятся сделать карьеру, получить власть, построить такой дом, чтобы все, проходя мимо, ахали», – отметил иерарх. Однако, подчеркнул он, подлинное величие человека – в величии его духа: «Преподобный Савва был велик духом и потому вошел в историю страны и историю Церкви».   

http://sedmitza.ru/text/532590.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Саввинские торжества в Звенигороде (комментарий в зеркале СМИ) Путешествие чтимой иконы преподобного Саввы Сторожевского в Санкт-Петербург Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира с 24 апреля по 2 мая 2007 г. в Санкт-Петербурге будет находиться чудотворная икона преподобного Саввы Сторожевского из Саввино-Сторожевского монастыря, расположенного близ подмосковного Звенигорода. Этот образ преподобного Саввы Сторожевского был написан в середине XVII века в связи с обретением честных мощей Звенигородского Чудотворца. Заказчиком иконы, предположительно, был царь Алексей Михайлович. До конца XVIII икона находилась над местом погребения преподобного Саввы в Рождественском соборе Сторожевской обители. Около 1775 года икона преподобного Саввы Сторожевского была принесена из Саввино-Сторожевского монастыря в Москву на Саввинское подворье, что на Тверской улице. В Отечественную войну 1812 года, во время пожара Москвы образ преподобного Саввы чудом уцелел. В путеводителях по московским храмам, изданных в 1825 и в 1839 годах, об этом событии говорится так: « На воротах сего подворья достоин замечания образ преподобного Саввы, уцелевший от пламени во время общего в Москве пожара, бывшего в 1812 году при нашествии галлов. Ибо и ворота сгорели, и здание, при самых воротах находившееся, совершенно выгорели. И пламя, объявшее как подворье, так и другие соседственные домы, разливалось повсюду рекою, но святая икона преподобного осталась невредимою». В послереволюционные годы святыня была спасена прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок). В1998 году, в дни празднования 600-летия монастыря и возвращения мощей преподобного Саввы Сторожевского в основанную им обитель, икона крестным ходом была перенесена из Москвы в Звенигород, и стала самым древним в монастыре образом святого Саввы.

http://sedmitza.ru/text/411275.html

Сортировать по Исключить новости Саввино-Сторожевский монастырь проводит конкурс детского творчества «Смиренный воин» 28 сентября, 2010. Редакция " Правмира " Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь в четвертый раз проводит всероссийский конкурс детского творчества «Святые заступники Руси». В этом году он посвящен св. вмч. Георгию победоносцу, тема конкурса — «Смиренный воин». Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь в четвертый раз проводит всероссийский конкурс детского творчества «Святые заступники Руси». В этом году он посвящен св. вмч. Георгию победоносцу, тема конкурса — «Смиренный воин». Ежегодный всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» открыт в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Московской области, МГУ им. М.В. Ломоносова. Конкурс проводится по двум номинациям: рисунок и сочинение на заданную тему. В конкурсе участвуют дети до 16-ти лет из всех регионов РФ. Ежегодно темой конкурса становится житие всемирно известной исторической личности, причисленной к лику святых Русской Православной Церковью. В 2009 году проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Цель проекта состоит в том, чтобы посредством творчества привить детям интерес к изучению истории Отечества, уважение к культурным ценностям и традициям Руси. «Заглянем в историю вместе!» — девиз нашего конкурса. Под этим девизом за три года прислали свои работы на конкурс более 17 тысяч детей из всех регионов России. Конкурс «Святые заступники Руси» — это проект, развивающий детей в творческом, историческом и культурном направлениях. По итогам каждого конкурса издаётся книга на основе авторского текста, оформленная лучшими творческими работами участников. Эта книга – полноценное пособие для внеклассного чтения — ежегодно рассылается в дар центральным детским библиотекам Москвы, Московской области, регионов-участников всей России, а также победителям, финалистам и активно участвующим школам.

http://pravmir.ru/savvino-storozhevskij-...

04.08.2008 12:49 Версия для печати Москва, 4 августа. 22-25 августа в России пройдут торжества по случаю десятилетия с момента второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского. В первый день празднования состоится крестный ход на автобусах с чудотворной иконой преподобного из Свято-Данилова монастыря Москвы в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, сообщили " Интерфакс-Религия " организаторы мероприятия. Крестный ход с мощами святого Саввы по тому же маршруту прошел в 1998 году, напомнил собеседник агентства. Православное шествие проследует по Можайскому шоссе и сделает остановку у Георгиевского собора в Одинцово, где будет отслужен молебен. Далее крестный ход направится в Звенигород, где у возрожденного Вознесенского собора участников мероприятия с иконой святого Саввы торжественно встретят жители города. После молебна в соборе крестный ход, сделав остановку возле Успенского собора на Городке, двинется к Саввино-Сторожевской обители, в Рождественском соборе которой пройдет всенощное бдение. На следующий день, 23 августа, на соборной площади Саввино-Сторожевского монастыря состоится главное торжественное богослужение. 24 августа будет проведена служба в скиту преподобного. Торжества завершатся Божественной литургией 25 августа в соборе Успения Божией Матери. Программа юбилейных торжеств была утверждена 25 марта на заседании попечительского совета Саввино-Сторожевского монастыря под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II и спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова. Первое обретение мощей преподобного произошло в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря у южных врат, ведущих в алтарь, где они и хранились до 1919 года. В 1919 году святыня была конфискована и увезена на Лубянку. Долгое время считалось, что мощи звенигородского чудотворца утрачены. И лишь в начале 1990-х годов стало известно, что честная глава преподобного Саввы была передана сотруднику Государственного исторического музея и члену комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, который хранил святыню более 50 лет у себя дома, а перед смертью передал мощи в Свято-Данилов монастырь, где они пребывали в алтаре храма Семи Вселенских Соборов. 22-25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал свое 600-летие. В честь этого события по благословению Алексия II мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены из Свято-Данилова монастыря в Звенигородскую обитель.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В Михайловском Манеже прошла пресс-конференция, посвященная возрождению общероссийских святынь Саввино-Сторожевского монастыря в г.Звенигороде и Феодоровского собора в Санкт-Петербурга. мая 2007 Ведущий Павел Илларионов: - Конференция будет посвящена возрождению общероссийских святынь Саввино-Сторожевского монастыря в г.Звенигороде и Феодоровского собора в Санкт-Петербурга. Эти две святыни непосредственно связаны с русскими государями и олицетворяют собой историю церковно-государственных отношений в нашей стране. Ведущий Павел Илларионов: - Конференция будет посвящена возрождению общероссийских святынь Саввино-Сторожевского монастыря в г.Звенигороде и Феодоровского собора в Санкт-Петербурга. Эти две святыни непосредственно связаны с русскими государями и олицетворяют собой историю церковно-государственных отношений в нашей стране. Игумен Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря: - В XIX в. преподобный Савва был одним из самых почитаемых святых на Русской земле. Все знали, что он - ближайший и любимейший ученик игумена земли Российской преподобного Сергия Радонежского, а Саввино-Сторжевский монастырь занимал второе место в ряду самых почитаемых обителей после Троице-Сергиевой лавры. Дело в том, что Саввино-Сторожевский монастырь стал при Алексее Михайловиче первой лаврой на Руси и собственным государевым богомолием. Мы хотим вернуть России утраченную память о великом угоднике Божием преподобном Савве Сторожевском, - такова основная задача торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного. Архимандрит Назарий (Лавриненко): - К сказанному Игорем Сергеевичем Риммером хочу добавить, что Александро-Невская лавра также является общероссийской святыней. Для меня и всей братии - большая честь принимать древнюю чтимую икону преподобного Саввы Сторожевского и поучаствовать в восстановлении потерянной памяти об этом великом угоднике Божием, и мы благодарим за это Святейшего Патриарха Алексия. Сейчас у нас находятся святыни из Толгского монастыря (до 2 мая), а, принимая икону преподобного Саввы, мы принимаем " благодать на благодать " (Ин. 1: 16).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIb. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне " безусловная " дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию " Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами " . В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд " собственного " монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник " игумена земли Русской " , часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой.

http://sobory.ru/article/?object=11788

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов) (нач. XVII в., Новгород Северский - после 1667, Москва?), мон. звенигородского Саввина Сторожевского мон-ря , рус. муз. теоретик, справщик книг богослужебного знаменного пения, один из авторов, составитель и редактор трактата «Извещение о согласнейших пометах» , автор виршей, книгописец. А. М. происходил из новгород-северского дворянского рода Стремоуховых, особенно выдвинувшегося на ратной казачьей службе в ходе отражения нашествий отрядов из Речи Посполитой и Крыма в 1-й пол. XVII в. Его отец Иван упоминается в «росписях» служилых людей по Новгороду Северскому. Время и место пострига А. М. в монашество не установлено. В своих виршах он отметил «случайность» возникновения его «клиросского прозвания» - Мезенец. Монахом Саввина Сторожевского мон-ря А. М. стал не с 1668 г. (как считал Н. Д. Успенский ), а значительно раньше: уже в 40-х гг. XVII в., пребывая в этом мон-ре, А. М. вместе с др. писцами-клирошанами занимался переписыванием крюковых сборников. Среди сохранившихся певч. книг монастырской б-ки обнаружено 6 рукописей, в создании к-рых он принял участие. А. М. обладал изящным полууставным почерком, владел искусством оформления книги. Утвердившееся в научной лит-ре мнение, что он «изобрел» признаки , к-рые писались чернилами непосредственно на знаменах и должны были заменить киноварные пометы для облегчения нотопечатания, а также что признаки эти появились не ранее 1667 г., противоречит источникам. Из рукописей Саввина Сторожевского мон-ря видно, что признаки употреблялись писцами и певцами, включая А. М., уже в 40-50-х гг. XVII в. Об участии А. М. в деятельности 1-й московской комиссии по исправлению книг раздельноречного пения (1652-1654) (см. Раздельноречие ) можно говорить лишь предположительно. Сообщение Успенского, что А. М. с 1657 г. стал справщиком московского Печатного двора , документами опровергается: почерк росписей за жалованье начавшего служить на Печатном дворе с сент. 1657 г. «старца Александра» отличается от почерка А. М., но аналогичен почерку справщика Александра Шесткова.

http://pravenc.ru/text/Александр ...

Москва. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве. Подворье Саввино-Сторожевского монастыря в Кунцеве (бывш. Серафимовская женская община) Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1906 и 1917. 1906 г. - выделена земля, 1909-1910 гг. - выстроен деревянный храм во имя Серафима Саровского с колокольней и каменные ворота с привратной часовней, 1917 г. - самостоятельная женская община(монастырь). Адрес: Москва, ул. Багрицкого, 10, корп. 3(храм Серафима Саровского), 10, корп.3, с.1 (церковная лавка), корп. 3, с.5 (бывш. привратная часовня) Координаты: 55.723184, 37.433854 Проезд:м. " Кунцевская " , авт. 610, 612 м. " Киевская " , авт. 157 до ост. " Улица Багрицкого " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Серафимовская женская община берёт своё начало с Полунинской Крестовоздвиженской женской общины, находившейся в с. Красный Холм Сапожковского уезда Рязанской губернии. В 1860 г. в этой пустынной и красивой местности поселился боголюбивый старец Павел по приглашению богатого купца из Сапожка Василия Ивановича Полунина, которому принадлежали эти земли. В 1875 г. старец Павел преставился, приняв незадолго до смерти постриг с именем Платон. Через некоторое время в келье старца поселился сам В.И. Полунин, подражая жизни Платона. Здесь он основал женскую богадельню и построил каменную часовню. В 1886 г. был выстроен каменный храм в честь Честного Животворящего Креста. В 1890 г. сыновья купца Полунина подали ходатайство об обращении богадельни в Полунинскую Крестовоздвиженскую женскую общину. Первой настоятельницей общины стала монахиня Палладия. В 1906 г. по указу императора за обителью был закреплён равный 1,5 десятины (прим. 3600 кв. м) участок земли в Ново-Кунцево, подаренный крестьянами села Крылатское. На нём начали строить обитель и храм. Возглавляли строительство монахиня Серафима и рясофорная послушница Екатерина Ильева. Проект храма был подготовлен В.Ф.Жигардловичем в 1907 г. По проекту церковь состояла из основной части, которая венчалась пятью главами и отделялась от алтаря двухъярусным иконостасом столярной работы высотой 6,5 аршин (прим. 462 см). К храму примыкала трапезная с одной главой. Внутри ширина храма была равна 11,36, а длина – 19,57 м. В высоту внутренняя часть церкви составляла от 3,5 до 5 м. Вмещала церковь более 300 человек. В дальнейшем, правда, проект был упрощён, очевидно, из-за нехватки средств: вместо красивого крыльца поставили дубовый тамбур, полуциркульные окна были заменены прямоугольными, фасад храма остался неукрашенным. Храм был поставлен на кирпичном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=51915

Рубрики " РУССКИЙ ВЗГЛЯД " – 23 мин., 01.01.2008 Поделиться Предлагаем вашему вниманию текст программы " Русский взгляд " , посвященной Рублевке. " РУССКИЙ ВЗГЛЯД " – РУБЛЕВКА В программе принимали участие: Анна Субботина, светский обозреватель Константин Ковалев, писатель, историк, культуролог Катя Гордон, писатель, режиссер архимандрит Савва, наместник Саввино-Сторожевского монастыря Александр Липницкий, музыкант Над программой работали: Ведущая – Елена Писарева Шеф-редактор – Ольга Любимова Режиссер-постановщик – Александр Замыслов Редакторы – Анна Куклина и Ксения Лученко ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: «Царская дорога», стратегическое шоссе, «золотая трасса»... Это дорога, по которой Президент России едет на работу и возвращается домой. По этой же дороге первые цари династии Романовых, а позже Пётр Первый и Екатерина Вторая совершали пешие паломничества в Саввино-Сторожевский монастырь. «Русский взгляд на Рублевку» - тема нашей программы. Вы смотрите «Русский взгляд», я - Лена Писарева. Здравствуйте! В студии программы " Русский взгляд " - светский обозреватель Анна Субботина. АННА СУББОТИНА: Здравствуйте! ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Что для вас Рублевка? АННА СУББОТИНА: Если честно, я очень мучилась, пытаясь сформулировать, что она для меня. Попробую ответить. Наверное, это такое уникальное соединение цивилизации и тихой деревенской жизни. Я просто не знаю другого места, где всё устроено настолько удобно для человека: есть все достижения цивилизации, но при этом еще и тишина, и хороший воздух. Для меня это еще и друзья, и место, где рождаются слухи о людях, которые вершат судьбами человеческими. Там же они умирают. Это, безусловно, высокий уровень жизни... Есть, конечно, и отрицательные моменты, но я не хочу о них говорить. ЕЛЕНА ПИСАРЕВА: Я думаю, на протяжении программы эти отрицательные моменты еще всплывут. Спасибо. Наш следующий гость. В студии программы " Русский взгляд " - писатель, историк и культуролог Константин Ковалев. Константин, а ваша Рублевка - какая она? КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ: О, моя Рублевка многоэтажная! Не в смысле строительства, а в смысле представления о ней. Во-первых, это культурно-исторический феномен. Это «государева дорога» даже не со времен Ивана Грозного, а, фактически, со времен Дмитрия Донского. Когда был Звенигородский удел, она уже существовала. А потом, когда был построен Саввино-Сторожевский монастырь, стала «государевой дорогой» к мощам преподобного старца. Само название этой дороги связано со словом «рубль». Некоторые говорят, что с Андреем Рублевым, но скорей всего, с тем, что там строили рубленые дома и был поселок Рублево, по имени которого и получила название дорога.

http://foma.ru/russkiy-vzglyad-rublyovka...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010