Со временем у юноши возникла тяга к монашеской жизни; родители, видя в этом Промысл Божий, благословили его на трудный, но благодатный путь. Юноша вступил в ряды братии Троице-Сергиевой Лавры. Здесь витал дух преподобного Сергия Радонежского; братия вела строгий аскетический образ жизни, преуспевая в молитве и доброделании. Юноша быстро возрастал духовно. Со временем он перевелся (по какой причине, мы не знаем) в московский Андроников монастырь и здесь принял постриг в Ангельский чин. Иконописное мастерство молодой монах совершенствовал под руководством маститого Феофана Грека. Преподобный Андрей написал много замечательных икон; кроме того, он расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, Успенский собор в городе Владимире, написал деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря. Андрей дружил с собратом «по кисти» Даниилом Черным, их связывали тесные духовные узы. После праведной кончины Андрея Даниил Черный в тонком сне получил откровение, «видя... Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в Вечное Лоно и бесконечное блаженство». Добавлю в скобках, что Рублев отошел ко Господу во время мирового поветрия (1428-1430 гг.) в Андрониковом монастыре и погребен в этой же обители; он прожил около семидесяти лет. В 1988 году Русская Православная Церковь прославила великого угодника Божия в лике святых. III Высшее творческое достижение преподобного Андрея - икона «Пресвятая Троица», которая приобрела мировую известность; это несомненный иконописный шедевр. Мы можем только предполагать, как возник у мастера замысел этого творения, как он постепенно созревал и как воплощался в жизнь. Все это заняло, конечно, немалое время. В основу этого произведения лег известный библейский эпизод. Однажды по иудейской пустыне шли Три Странника; день был очень жаркий, Они очень устали, ноги покрывала горячая пыль, Их мучила жажда. Вдруг Они увидели большое раскидистое дерево (это был Дуб Мамврийский), в тени которого сидел седовласый старец с благородной внешностью - наш праотец Авраам. Увидев Странников, он побежал навстречу и поклонился Им до земли; он понял, что это необычные Путники.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/12/...

Событие Крещения Руси имеет огромное духовное значение для единения народов России, Украины и Белоруссии. Я думаю, что в ближайшее время будет выработана и программа празднования 1020-летия Крещения Руси. — Минувший год запомнился масштабными торжествами в связи с 600-летием преставления преподобного Саввы Сторожевского. Благодаря юбилею Саввино-Сторожевский монастырь получил поддержку со стороны власти и благотворителей. Но в Московской епархии остается немало обителей в достаточно тяжелом, бедственном положении. Какие из них требуют сегодня немедленной помощи, какие планируется в первую очередь реконструировать в 2008 году? — Мы должны благодарить Господа, что за короткое время в Московской епархии, помимо ставропигиальных монастырей, находящихся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Алексия, было открыто 24 монастыря. И все они требовали и требуют до сих пор восстановления и реставрации. Древние монастыри — это и духовные, и культурные центры нашей страны. Здесь хранится сама история нашего государства. Поэтому невозможно восстановить их за один год. Идет плановая реставрация, требующая усилий многих и многих людей. Также обсуждаются вопросы возвращения зданий монастырей, где в настоящее время монашеская жизнь возрождается пока только в отдельных храмах и строениях. Для примера можно назвать Гуслицкий Преображенский, Лужецкий Ферапонтов, Николо-Берлюковский, Николо-Пешношский и Николо-Радовицкий мужские монастыри. В нашей епархии в этом году имеются монастыри-юбиляры, но не все круглые даты мы предполагаем торжественно отмечать. Так, 600-летие со дня основания можайского Лужецкого Богородице-Рождественского монастыря мы будем праздновать только после того, как завершатся реставрационные работы и будут решены другие организационные вопросы, связанные с окончательной передачей обители всего комплекса строений. — Владыка, как, на Ваш взгляд, должна решаться проблема исполнения воинского долга для православного духовенства и отсрочек от армии для семинаристов?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207015...

Тяжелую утрату понесла послушница Антония на 31-м году своей жизни, лишившись указанной ей Богом матери-наставницы. Находясь вследствие этой утраты в удрученном душевном состоянии, прикованная притом в первое время к своему печальному ложу, она находила для себя поддержку только в горячей слезной молитве к Творцу вселенной, милосердному Отцу всех сиротствующих и обездоленных. Но вот пришел ей своевременно на помощь и земной ее покровитель, мудрый Архипастырь и отец – митрополит Филарет. По его совету, собравшись немного с силами, послушница Антония в мае месяце поселилась при Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, где и прожила около шести недель с семейством своей сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой, имевший там свой дом. Горячие молитвы к преподобному Савве ослабили остроту печали ее, подняли упавший дух и восстановили ее телесные силы. Это пребывание Антонии при Саввинском монастыре и утешение, полученное ею от преподобного Саввы остались для нее памятными на всю жизнь; к этому угоднику Божию она во всю свою последующую жизнь особенно любила прибегать в своих молитвах. За год с небольшим до смерти она – тогда Игуменья Московского Алексеевского монастыря – вообще не любившая день своего ангела – 10 июля проводить дома, стесняясь посещениями многочисленных поздравителей, явилась к покойному митрополиту Московскому Сергию с просьбой разрешить ей провести этот день в Троице-Сергиевой Лавре. Митрополит Сергий, особенно любивший бывать летом в Николо-Угрешском монастыре, предложил Антонии отправиться на день своего ангела в эту обитель. Игуменья Антония ответила на это Владыке-митрополиту, что из монастырей ей особенно приятен по воспоминаниям Саввин Звенигородский, в котором она в тяжелые дни своей жизни получила великое утешение от преподобного Саввы; и если бы ей пришлось делать выбор, в какой, именно, монастырь лучше съездить, то она остановилась бы на Саввинском монастыре; но в настоящем случае она желает съездить поклониться преподобному Сергию, так как давно собиралась сделать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Я фотографирую детей, чтобы запечатлеть любовь». Как фотография стала ресурсом для моего материнства Как сохранить счастье детства и обрести силы через съемку 12 июля, 2021 Как сохранить счастье детства и обрести силы через съемку Однажды на море мои дети нашли водокачку со шлангом. Ох, красота — предзакатное солнце  и вода! Я в здравом уме и твердой памяти никогда бы не разрешила им включать там воду. Но я сбегала в номер за камерой и сказала: «Поливайте друг друга из этого шланга!» Это было одно из самых ярких, светлых и счастливых их воспоминаний об этой поездке. Но я никогда не предложила бы им это сделать, если бы не моя фотокамера в руках. Первый раз цифровая камера оказалась у меня в руках в 2004 году. Это был фотоаппарат моего будущего мужа, Анатолия Данилова. Я брала камеру на пару дней и снимала в храме. Для меня было потрясающим открытием, что камера может работать таким образом и давать такую фантастическую картинку. Потом я снимала небольшие репортажи для «Правмира». Я брала у мужа камеру, и он мне помогал с настройками, я снимала на полуавтоматическом режиме. Если что-то мне было непонятно, я звонила Толику: «Слишком темно!» — «ISO надо поднять». У нас были замечательное фотографические выходные, когда мы ездили, например, в Саввино-Сторожевский монастырь, и там на башне, на колокольне часами снимали, что происходит на территории. Мы снимали фотографии для иллюстрирования «Правмира»: вот прихожанка просит у батюшки совета, вот старый монах точит косу — это были незабываемые моменты. Первый раз я озадачилась домашней съемкой, когда родилась наша дочка Наташа. Мы много снимали ее на телефон и цифровую мыльницу, а потом я увидела в сети, как фотографируют детей профессионалы, достала камеру, стряхнула с нее пыль и сообщила мужу, что он просто обязан снимать так же хорошо. А вообще сама фотографироваться я очень не любила, все говорила: «Я слишком толстая. Я тут непричесанная. Дай я что-нибудь нормальное надену. Я плохо здесь выгляжу. Это кошмар! Не снимай меня сейчас! Не снимай, не снимай!» В итоге у нас совместных съемок довольно мало, к сожалению.

http://pravmir.ru/ya-fotografiruyu-detej...

За 14 дней смены детей научат ставить палатки, ориентироваться на местности, составлять топографические карты. 19 июля. ПРАВМИР. «Мосгортур» при поддержке Российского православного университета и Молодежного отдела Московской городской епархии подготовил смену для православных детей на базе программы «Юный натуралист» Стать участниками православной смены смогут дети от 7 до 17 лет, — сообщают организаторы. Для детей приготовят уютные домики, спортивный зал, столовую, учебные классы, футбольное поле. Лагерь располагается по соседству с лесом, где юные православные натуралисты будут изучать правила поведения в условиях дикой природы. За 14 дней смены детей научат ставить палатки, ориентироваться на местности, составлять топографические карты. Программа разработана совместно с Российским географическим обществом. «Во всем мире религиозные лагеря занимают доминирующее положение и пользуются большой популярностью у родителей.  Как правило, это — иудейские и протестантские лагеря. Нам кажется, что для России опыт качественного, хорошо организованного православного лагеря с сильной программой может стать успешным. Православная смена — это возможность отправить ребенка туда, где он будет отдыхать, развиваться и при этом останется в комфортных для него условиях православной семьи и окружения», — рассказала стратегический директор Мосгортура Наталья Лосева. Чтобы соблюсти все каноны Успенского поста в лагере разработано специальное постное сбалансированное меню. Дети будут ездить в однодневные паломнические туры в Ново-Иерусалимский, Спасо-Бородинский и Саввино-Сторожевский монастыри. В течение всей смены ребята будут встречаться с преподавателями Российского Православного университета и активистами из числа религиозной молодежи. Все 14 дней в оздоровительном лагере рядом с ребятами будет находится духовный наставник. «В свои школьные годы я каждое лето выезжал в детский лагерь и каждый раз приобретал как новых друзей, так и замечательный опыт летнего отдыха в новых условиях, отличающихся от школы, дома или станичной жизни моих дедушек и бабушек. Для формирования характера школьника, правильного отношения к жизни ему очень важно периодически оказываться в условиях такой организованной свободы, когда каждый его день проходит в контакте с природой, общении со сверстниками, занятиях спортом и полезным трудом. Уверен, что и дети, и родители оценят нашу инициативу, и в дальнейшем мы сможем организовывать еще больше таких православных летних лагерных смен», — отмечает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев).

http://pravmir.ru/pervaya-pravoslavnaya-...

Москва. Часовня Саввы Сторожевского на подворье Саввино-Сторожевского монастыря. Карта и ближайшие объекты Часовня современного устроения находится с тыльной стороны здания в полуподвальном этаже. Надо пройти под арками насквозь все здание и выйти наружу через калитку с надписью " проход воспрещен " . До революции в этом здании существовала церковь Саввы Сторожевского, она предположительно находилась в центре фасадной части на уровне двух верхних этажей. Саввы Сторожевского, преподобного, церковь (Тверская улица, дом 6, строение 6). Домовый храм находился на территории архиерейского Саввинского подворья, принадлежавшего Саввино-Сторожевскому Звенигородскому монастырю. Подворье возникло в Белом городе на Тверской улице в 1651 г., на месте Воскресенского мужского монастыря после приписки его указом царя Алексея Михайловича к Саввино-Сторожевской обители и расширения его территории в результате покупки соседних дворовых мест. К 1691 г. на подворье выстроили новую каменную трехпрестольную церковь Воскресения Христова, с приделом Саввы Сторожевского. Она сильно пострадала от пожара 1773 г., и посему в архиерейском доме на подворье (переданном после пожара кафедре Крутицкой епархии) была устроена домовая церковь без главы в честь Казанской иконы Божией Матери. После возвращения подворья в 1787 г. Саввино-Сторожевскому монастырю домовая церковь была переосвящена во имя преподобного Саввы Сторожевского. С 1799 г. подворье стало местом постоянного пребывания преосвященных викариев Московской митрополии, а архиерейский дом стал также известен как Дом московского викария. Церковь была небольшой, но уютной; находилась она в дальнем северо-восточном углу территории подворья и занимала часть второго этажа, сообщаясь с апартаментами епископа и кельями монашествующей братии; позже имела и отдельный вход. Число насельников доходило до двенадцати человек. Служение несли три иеромонаха и два иеродиакона, там были свой благочинный, эконом и духовник в сане иеромонаха, два инока, один послушник значился пономарем, и еще один – расходчиком. Богослужение совершали вновь рукоположенные священники и диаконы под руководством монашествующих священнослужителей, которых присылали из монастыря. Служба начиналась по благовесту и звону небольших колоколов. При архиерейском служении пели певчие из Чудовского хора. В церкви был дорогой мраморный иконостас XIX в. русско-византийского стиля, двухъярусный, с иконами фряжского письма, по шесть икон в каждом ярусе; мраморные Царские врата с шестью иконами; иконостас с семью иконами двунадесятых праздников; иконостас простой, белый, с четырьмя иконами и иконостас в притворе с четырьмя иконами.

http://sobory.ru/article/?object=10948

ПредстоятельРусской Церкви совершил Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре Звенигорд, 23 августа 2007 г. 23 августа, в день памяти второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Божественную литургию и молебен. Богослужение прошло на специально сооруженном на площади Саввино-Сторожевского монастыря открытом помосте у главного монастырского собора в честь Рождества Богородицы. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Красногорский Савва, епископ Дмитровский Александр, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Люберецкий Вениамин, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк, епископ Бронницкий Амвросий. На торжестве присутствовали мэр г. Звенигорода Л.О. Ставицкий и и.о. губернатора Московской области И.О. Пархоменко. За литургией молились несколько тысяч верующих. За богослужением Святейший Патриарх Алексий возвел наместника Саввино-Сторожевского монастыря игумена Савву (Фатеева) в сан архимандрита, собщает пресс-служба Московской Патриархии . Наканунепосле открытия памятника преподобному Савве Сторожевскому, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов и другие участники церемонии открытия памятника в сопровождении наместника звенигородского монастыря игумена Саввы (Фатеева) посетили восстановленный скит и храм в честь преподобного Саввы Сторожевского. Осматривая восстановленный храм Святейший Патриарх Алексий поблагодарил всех, кто потрудился в деле возрождения святыни, и вручил благотворителям и участникам восстановления памятные иконы с ликом преподобного Саввы Сторожевского Скит прп. Саввы Сторожевского был построен в XIX веке над пещерой, куда святой удалился для уединенных молитв в конце своей земной жизни. Еще полгода назад скит находился в критическом состоянии. «Сейчас он предстает взору, как новый. Но финансирование не закрыто, реставрационные работы не закончены. Восстанавливается братский корпус на территории скита», — отмечал накануне наместник монастыря игумен Савва.  По его словам, освящение скитского храма должно состояться уже в конце этого года, когда будет отмечаться  день преставления святого Саввы (16 декабря).

http://pravoslavie.ru/23648.html

Саввино-Сторожевский монастырь проводит конкурс детского творчества «Смиренный воин» 28 сентября, 2010. Редакция " Правмира " Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь в четвертый раз проводит всероссийский конкурс детского творчества «Святые заступники Руси». В этом году он посвящен св. вмч. Георгию победоносцу, тема конкурса — «Смиренный воин». Саввино-Сторожевский мужской ставропигиальный монастырь в четвертый раз проводит всероссийский конкурс детского творчества «Святые заступники Руси». В этом году он посвящен св. вмч. Георгию победоносцу, тема конкурса — «Смиренный воин». Ежегодный всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси» открыт в 2007 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при поддержке Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Московской области, МГУ им. М.В. Ломоносова. Конкурс проводится по двум номинациям: рисунок и сочинение на заданную тему. В конкурсе участвуют дети до 16-ти лет из всех регионов РФ. Ежегодно темой конкурса становится житие всемирно известной исторической личности, причисленной к лику святых Русской Православной Церковью. В 2009 году проект благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Цель проекта состоит в том, чтобы посредством творчества привить детям интерес к изучению истории Отечества, уважение к культурным ценностям и традициям Руси. «Заглянем в историю вместе!» — девиз нашего конкурса. Под этим девизом за три года прислали свои работы на конкурс более 17 тысяч детей из всех регионов России. Конкурс «Святые заступники Руси» — это проект, развивающий детей в творческом, историческом и культурном направлениях. По итогам каждого конкурса издаётся книга на основе авторского текста, оформленная лучшими творческими работами участников. Эта книга – полноценное пособие для внеклассного чтения — ежегодно рассылается в дар центральным детским библиотекам Москвы, Московской области, регионов-участников всей России, а также победителям, финалистам и активно участвующим школам.

http://pravmir.ru/savvino-storozhevskij-...

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Надвратная церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1651 и 1652. Адрес: Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5, Саввино-Сторожевский монастырь Координаты: 55.728542, 36.81639 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Надвратная Троицкая церковь Саввино-Сторожевского монастыря Церковь, построенная зодчим И.М. Шарутиным в 1652 г., составляет вместе с Красной башней и внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря. Кирпичный одноапсидный храм завершен декоративным шатром. Особый интерес представляет планировка и архитектурно-художественное оформление подклета, где расположена парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь. Прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогов в древнерусском зодчества. Троицкая надвратная церковь, построенная в 1651 году, за время своего существования претерпела ощутимые изменения. Небольшой бесстолпный шатровый храм над воротами, ведущими во внутренний двор монастыря, был возведён на средства царя Алексея Михайловича зодчим Иваном Шарутиным как домовая церковь царицы Марии Ильиничны. По окончании строительства его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского (деревянную Сергиевскую церковь незадолго до этого разобрали); Троицким он стал в 1825 году. Высокий подклет церкви характерен для русской архитектуры того времени, а здесь в силу особенностей рельефа местности, он был просто необходим. Первоначально у церкви имелась лишь одна апсида (сейчас их три). С двух сторон шла галерея. В 1807 году к церкви пристроили небольшую трапезную (под ней находилась усыпальница Шереметевых) с Казанским приделом, а в 1857 году - ещё один придел, освящённый во имя четырёх Святителей Московских. Симметрично к нему соорудили новый Казанский придел. При реставрации, происходившей в 1980-е годы, храму вернули первоначальный вид, при этом были открыты росписи XIX столетия. Троицкий храм за счёт использования голосников обладает великолепной акустикой. Кроме прочего, он считается одной из последних в России шатровых церквей. В 1652 году Патриарх Никон запретил строительство подобных храмов, мотивировав это тем, что они не соответствуют византийским традициям.

http://sobory.ru/article/?object=11789

Новости Конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» состоялась в Москве 11.12.2007 20:22 Москва, 11 декабря, Благовест-инфо. Международная церковно-научная конференция «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире» состоялась 11 декабря в Президентском зале Российской академии наук (РАН). Форум, который проходил в рамках церковно-общественных юбилейных торжеств в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского, открыл Патриарх Алексий II. В конференции приняли участие церковные и светские историки из России и Сербии, насельники Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде во главе с наместником обители, архимандритом Саввой (Фатеевым). Организаторами конференции являются Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь и Институт славяноведения РАН. В своем вступительном слове Алексий II говорил о значении духовного подвига и наследия преп. Саввы Сторожевского для русской духовности и российской государственности. «Имя преп. Саввы, как и имя его великого духовного учителя преп. Сергия Радонежского, стало одним из символов возрождения великого государства российского», -- сказал Патриарх. Говоря о «неразрывной духовной связи между нашими далекими предками и православными христианами XXI века», предстоятель Русской Церкви определил задачу последних так: «поддерживать этот источник мудрости и святости в чистоте». По словам выступавшего, «память преп. Саввы стала для каждого православного христианина призывом к духовному совершенствованию». Отрадным фактом Алексий II считает участие в конференции представителей Сербии: в этой стране одним из самых почитаемых святых является святитель Савва Сербский. Патриарх Алексий II призвал «проследить параллели в жизни этих великих славянских святых и в жизни наших братских народов». С приветствиями к участникам конференции обратились вице-президент РАН Михаил Некипелов, председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям Игорь Елеференко, который  пообещал содействовать возвращению Саввино-Сторожевскому монастырю помещений монастырского подворья в центре Москвы. И. Елеференко также выразил надежду, что в Москве будет построен храм в честь преп. Саввы Сторожевского. Было зачитано приветственное послание председателя Комитета Госдумы по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергея Попова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010