Мы объединяемся с народом верующим, с живой Церковью Интервью с настоятелем кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне, протоиереем Виктором Потаповым Протоиерей Виктор Потапов — Отец Виктор, мы знаем, что Вы уже далеко не первый раз в России. Когда вы были здесь впервые? Лет десять назад? — Да нет, больше. Я первый раз приезжал в 1984 году, за 5 месяцев до того, как Михаил Горбачев объявил свою новою политику. Так что я немножко застал то время и могу сравнить. Потом мы приезжали еще на тысячелетие Крещения Руси. Я был на соборе в качестве журналиста «Голоса Америки». В общей сложности приезжал около десяти раз. — С какой целью приехали Вы в этом году? — Это первое официальное паломничество, которое мы устраиваем. Я задумал это как чисто приходское начинание, но присоединиться пожелали и люди из других городов. В общем, в нашей группе приехало около тридцати человек. Много моих прихожан, а также протодиакон из Сан-Франциско, диакон из Австралии. Пожелали поехать и два католических священника, они очень интересуются Православием. — Можно ли сказать, что это официальное паломничество РПЦЗ? — Первое официальное паломничество на приходском уровне. Мы паломничаем по Москве и Подмосковью. Были в Оптиной пустыне, Новом Иерусалиме, Саввино-Сторожевском монастыре и по главным святыням Москвы. — С момента вашего первого визита в Россию и до настоящего времени какие изменения вы можете наблюдать в духовной жизни русского народа, состоянии Церкви? — Конечно, блеск храмов совершенно потрясает, но самое главное — благочестие народа. Мы такое видим редко. К сожалению, мы живем на Западе, где гораздо меньше вот этого, народного, глубокого благочестия. То есть, я не хочу сказать, что у нас этого нет, но здесь это — массовое явление. Когда мы сегодня утром прикладывались к мощам блаженной Матроны, я многим своим прихожанам говорил: «Вот смотрите на эти очереди! Мыслимо ли это у нас, в Америке, чтобы люди простаивали часами для того, чтобы просто приложиться к мощам святой». Почитание мощей тоже очень потрясает. И я думаю, что все прихожане, которые со мной приехали, паломники которые тут, их тоже это потрясло и вдохновило.

http://pravoslavie.ru/4642.html

На посту ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск НА ПОСТУ Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10-17 марта. - Великий пост. - Диетические вопросы. - Духовное очищение. - Под диктовку жизни. - Лженаука и лжекультура. - Свобода любой ценой. - Чудо святителя Луки. - Торжество Православия. На прошлой неделе у православных христиан начался Великий пост . Великий пост отличается от остальных постов особой строгостью и долготой. Это - время покаяния, время особенного внимания к собственной душе. Даже многие светские СМИ признают Великий пост - отличным от всех четырех многодневных постов. Поэтому практически на всех страницах он- и офф-лайн изданий появились материалы о Великом посте. В сообщении сайта " Вести.Ru " , Великий пост назван " временем самоочищения " : " Особенно строгие ограничения приходятся на первую неделю... Для монахов и послушников звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря пришло время духовного и физического самоочищения - начался Великий пост. Первые пять дней братии придется основательно подтянуть пояса - они не будут принимать никакой пищи, подкрепляя себя только отваром лаврового листа. При этом большую часть дня придется проводить в церкви за коленопреклоненными молитвами " . Надо отметить, что светские СМИ, уделив внимание посту, в основном пишут и обсуждают со священниками и врачами лишь один вопрос - что можно есть во время поста? Такой " материалистический " подход - не удивителен, ведь сегодня еда стала символом существования человека, неким знаком, по которому человек себя идентифицирует. По сути, латинскую пословицу " мыслю, следовательно существую " , можно переиначить в соответствии с требованиями эпохи: " я кушаю, следовательно существую " . О духовной же стороне поста говориться либо вскользь, либо вообще не упоминается. И это также симптоматично: как и во времена атеизма, сегодня понятие " душа " - не актуально. Так, например, журналисты газеты " Московский комсомолец " Елена Зверева, Марина Великанова свою публикацию " Высокий пост " полностью посвятили кулинарным проблемам : в статье подробно излагается постное меню, предлагаемое в столовой Белого дома, указаны цены на постные блюда, затем повествуется об особенностях постной кухни на железной дороге.

http://pravoslavie.ru/press/obzor35.htm

Находка на Коптяковской дороге Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. 4 марта, 2010 Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Археологические раскопки на Старой Коптяковской дороге, в том месте, которое называется Поросенков лог, уже стали историей. В августе 2007 года в Поросенковом логе уральские ученые обнаружили останки, которые с большой долей вероятности были квалифицированы ими как останки цесаревича Алексия и великой княжны Марии. Несколько дней останки хранились в Институте истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, а затем были переданы в областное бюро судебно-медицинской экспертизы. Более полугода идут различные экспертизы, но до сих пор Генеральная прокуратура не представила окончательные результаты экспертизы. Не делая самостоятельных предположений и выводов, «Церковный вестник» по благословению Святейшего Патриарха публикует историю обретения останков и мнения участников тех событий. Первые сообщения о том, что раскопки в Поросенковом логе увенчались успехом — найдены останки мальчика-подростка и девушки, а также пули от короткоствольного оружия и черепки от сосудов, — появились в конце августа. Если быть точнее — 23 августа, в день, когда Святейший Патриарх Алексий совершал Божественную литургию в Саввино-Сторожевском монастыре. Почему это стоит отметить особо? Дело в том, что преподобный Савва Сторожевский — «молитвенник о царех богоизбранных», особый покровитель русских государей, и такое совпадение трудно назвать случайностью.

http://pravmir.ru/naxodka-na-koptyakovsk...

Наш собеседник – Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, историк, эксперт Фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского. – Через семьсот лет Россия вспоминает святого старца… Можно ли считать многочисленные юбилейные начинания, посвящённые Сергию Радонежскому, глобальным возвращением великого молитвенника? – А Сергий Радонежский никогда не покидал Россию, Русь… Есть такое понятие – вечные спутники. Классики, которые олицетворяют связь между прошлым, настоящим и будущим. Их наследие не устаревает. Игумен всея Руси – один из них, из столпов Отечества, на которых держится российская цивилизация. Недаром лавра даже в советские времена притягивала народное внимание. И в музеях, и в храмах сохранялась необыкновенная атмосфера – благодатная и таинственная. Город тогда назывался Загорском. И хотя это название идёт от погибшего в 1919 году большевика Владимира Лубоцкого, известного по псевдониму Загорский, для многих оно звучало на русский лад, как нечто волшебное, за горами, за долами… Но Лубоцкий-Загорский родился в Нижнем Новгороде, ответственный пост занимал в Москве – и, возможно, не бывал в старинном монастырском городе. Поэтому восстановление исторического названия было верным решением: всё в этом городе связано с Сергием. Сергиев Посад был и остаётся подмосковным чудом, не увидев которое, вы не поймёте Россию, её дух. Сергий Радонежский постоянно присутствует в нашей жизни, нужно только приглядеться. Как не вспомнить о нём, проходя, например, мимо храма, расположенного неподалёку от московского Спасо-Андроникова монастыря? Этот величественный старинный храм, отреставрированный в наше время, посвящён нашему святому старцу. Не так давно и улица, на которой расположен храм, получила имя Сергия Радонежского. Главные православные святыни Подмосковья почти все связаны с духовным подвигом преподобного Сергия. Приезжаем в Звенигород поклониться преподобному Савве Сторожевскому – как не вспомнить, чей он ученик? Саввино-Сторожевский монастырь – это тоже духовное ополчение. И таких очагов православной культуры ученики преподобного Сергия создали немало. На них держалась Русь, и сегодня старинные стены пробуждают в наших душах «чувства добрые».

http://pravoslavie.ru/72315.html

Никодим, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (Белокуров Николай Петрович) Родился в 1826 году в Московской губернии в семье духовного сословия. Первоначально обучался в Вифанской духовной семинарии. Затем окончил Московскую духовную академию и 21 октября 1852 года назначен учителем Вологодской духовной семинарии. 18 января 1853 года пострижен в монашество; 2 февраля рукоположен во иеродиакона, а 3 февраля – во иеромонаха. 18 ноября назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. 12 августа 1855 года получил звание магистра. 13 апреля 1858 года возведен в сан архимандрита. 16 декабря того же года назначен инспектором Московской духовной семинарии. 30 декабря 1861 года переведен ректором Вифанской духовной семинарии. 21 марта 1866 года определен настоятелем Московского Златоустова монастыря и в том же году 12 августа назначен ректором Московской духовной семинарии. С 10 марта 1867 года – настоятель Московского Богоявленского монастыря. В 1871 году был избран председателем отдела по изданию журнала «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». Много потрудился святитель для этого общества то в качестве действительного члена, то в должности временного председателя своими научными и археологическими трудами, которые он помещал в изданиях Общества, и Общество ценило его труды, избрав его почетным своим членом. Уже больной, в последний год своей жизни он поместил в издании Общества два своих исторических труда. 18 мая 1873 года определен наместником Александро-Невской лавры. 6 апреля 1875 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 17 июня 1876 года – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. В августе 1876 года занял место помощника председателя Совета Православного Миссионерского общества. До кончины успел присутствовать только на трех заседаниях Совета. Почувствовал сильное ослабление здоровья и в июне 1877 года переселился в Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь. Епископ Никодим любил эту обитель и во время своей тяжелой болезни с грустью восклицал: «Сей покой мой зде, до век века зде вселюся, якоже изволих», и Господь молитвами преподобного Саввы исполнил его желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Патриарх Пимен — биография Будущий Патриарх Пимен родился 10/23 июля 1910 года в семье механика Михаила Карповича и Пелагии Афанасьевны Извековых в окрестностях подмосковного уездного города Богородска (в 1930 году переименован в Ногинск). При крещении получил имя в честь преподобного Сергия Радонежского. Имя великого печальника земли Русской для младенца Извекова, как и для его тезки, более чем за тридцать лет до него родившегося в аристократической семье Симанских, стало судьбоносным: обоих родители в детстве привозили в Троице-Сергиеву Лавру, оба в юности ощутили призвание к иночеству и приняли монашеский постриг в лаврских скитах, обоих поставил Господь у кормила церковного корабля, обоим судил сораспинаться Христу на Голгофе патриаршества и обоих удостоил быть соучастниками радости торжества Православия — быть соработниками Богу в восстановлении иноческой жизни в родной стране. Если будущий Патриарх Алексий (Симанский) сформировался как личность и получил опыт пастырского служения задолго до 1917 года, то вся сознательная жизнь будущего патриарха Пимена протекала уже при советской власти. Духовной закваской, определившей глубокую религиозность Сергия Извекова и выбор им жизненного пути, стала православная традиция провинциального города и родной семьи. В Богоявленский собор г. Богородска, прихожанами которого были Извековы, часто приносили для поклонения чтимые святыни из других мест: из Николаевской Верлюковской пустыни — икону “Лобзание Христа Иудой”, из Троицкой Лавры — образ преподобного Сергия, из Звенигородского Саввина монастыря — икону преподобного Саввы Сторожевского, из Бронниц — Иерусалимскую икону Богоматери. В семье Извековых особо чтился Владимирский образ Божией Матери, перед которым всегда теплилась лампадка и усердно молилась о своем сыне Пелагия Афанасьевна. Благоговение перед святыней и теплую любовь к Божией Матери будущий Патриарх пронес через всю жизнь, и интронизация его совершалась именно в день празднования Владимирской иконы Богоматери 3 июня (н. ст.) 1971 г.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-p...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Спасо-Преображенский, в Астрахани, основан в 1697 г., второклассный. [VI, 204.] Был домовый патриарший. В 1647 мнтрь сгорел. Указом 8 янв. 1873 упразднён. Игумены Антоний , 17 февр. 1617. Филарет , 1622. Дионисий , в авг. 1629. Гедеон , 1646. Мисаил , 1650–53 (бывший в февр. 1659); архим. в мар., июле (sic) 1659; бывший архим. в окт. 1661; бывший в Саввине Сторожевском 1662, в окт. и нояб. 1666. Архимандриты Пахомий , в сент. 1665. Иоанн , 1666 и 67. Антоний , 1671–1677, 1702, 1706, мар. 9. Ефрем , в мае (sic), июне 1679. Иларион , 1731, 15 авг. хирот. в еписк. Астраханского. Мефодий , 1731–1758, 10 мая хирот. в еписк. Астраханского. Иероним , с 1758. Аарон , 1765–67. Ефрем , 1767–88. Сильвестр Лебединский , 1791–94, 27 мая перев. в Свияжский Богородицкий. Парфений , 1794–1810. Дионисий Цветаев перев. из Орловского Успенского 29 мар., 1811–21, 31 июля, перев. в Московский Донской. Ириней Гжельский перев. из Уфимского Успенского, 1821–26. Вениамин , 1826–30, 21 февр. в Устюжский Архангельский. Агапит , 1830 и 31. Иосиф Позднышев , из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., 30 сент. 1831; до 1834. Аполлинарий Вишлянский 75 , с 1834 до 1845, 15 авг. хирот. в викария Киевского. Вассиан Чудновский , с 1846–1854, 21 февр. перев. в Черниговский Елецкий. Аполлос Беляев , 1854–56, перев. в ректоры Псковской семинарии. Никон , 1857–67. Адриан , 1868 и 69. В 1873 мнтрь упразднён. Разные заметки IV, 308. Астраханского Ивановского: Архим. Никодим 1731 и 32. – Андроник 17 янв. 1732 перев. в Дмитровский, Борисоглебский (sic). – Иоасаф , 1761–71. Иоанно-Предтечева Чернявского строитель Павел в 1794 назначен игуменом Батуринского Крупицкого монастыря. [Игум. Пафнутий Корнилиева Комельского монастыря в 1844 перев. в Астраханский (какой?) мнтрь.] Иоанно-Предтечева Астраханского архим. Ианнуарий , 1862–66. [С Терка Благовещенского: Игум. Давид , 20 июля 1659. – Дионисий , бывший 1691. С Терка девичьего иг-нья Неонила 20 июля 1659.] Астраханского Воскресенского архим. Рувим , 8 мар. 1706.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Перезвон» на Патриаршем Подворье Русь Святая зовет, звон плывет, как встарь. Русь Святая живет, пока звонит звонарь. (Из песни иеромонаха Романа) Патриаршее подворье — храм Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово. 3-4 сентября в Москве по благословению Святейшего Патриарха Алексия II прошел фестиваль колокольного звона «Перезвон», органично вписавшийся в программу празднеств Дня города. В нем участвовали не только настоящие звонари, но и все желающие, включая самых маленьких москвичей (для них были установлены три переносные звонницы). Место проведения фестиваля — Патриаршее Подворье храма Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово — было выбрано не случайно. Конечно, практически во всех столичных храмах совершаются ежедневные богослужения, но далеко не в каждом храме прихожане слышат каждый день мелодичный перезвон колоколов, зовущий их на молитву. Еще издали, как только показались синие купола монументального храма, воздвигнутого в честь тысячелетия крещения Руси, я услышал праздничный трезвон и увидел, что некуда поставить машину. Это съехались звонари со всех концов Москвы и Подмосковья, а также из некоторых регионов. Фестиваль начался торжественным молебном, который возглавил ключарь храма — отец Олег (Воробьев). А дальше — выступления участников на основной звоннице храмового комплекса, их общение в «рабочей обстановке» и беседы за «круглым столом» по проблемам возрождения колокольного искусства в России. И снова звоны, звоны, звоны… - Мы не собираемся устраивать здесь соревнования звонарей, выявлять лучших, — говорит организатор фестиваля, директор московского «Колокольного центра» Виктор Шариков (мы застали его возле переносной звонницы, где он в последний час перед открытием фестиваля сам полировал до блеска колокол-благовестник). — Наша основная задача — побыть всем вместе в своем кругу, пообщаться, подпитаться ценным опытом. Всё началось четыре года назад в Звенигороде, с первого фестиваля «Перезвон», устроенного в Саввино-Сторожевском монастыре, рассказал он. Уже тогда ощущалась насущная необходимость таких встреч звонарей: ведь батюшки общаются на собраниях благочиний и епархиальных, у певчих тоже есть свой круг общения; а звонари чем хуже? Естественно, этим делом занялся «Колокольный центр», которому в этом году исполняется 10 лет.

http://pravoslavie.ru/353.html

поиск:   разделы   рассылка Выставка – форум " Православная Русь " Источник:  Церковный вестник С 1 по 4 ноября в московском выставочном комплексе " Экспоцентр " прошла VI церковно-общественная выставка-форум " Православная Русь " – к Дню народного единства. Экспозицию торжественно открыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий в присутствии иерархов Русской Православной Церкви, представителей государственной власти и общественных организаций. В выставке приняли участие более 30 епархий Русской Православной Церкви. В этом году особенно представительно выглядели стенды Ставропольской и Воронежской епархий и Саввино-Сторожевского монастыря. С молебна у ковчега с мощами святителя Митрофана Воронежского начинался каждый день работы выставки. Впервые в мероприятии участвовали представители Русской Православной Церкви Заграницей, а также члены православных приходов и организаций Италии, Греции и Германии. На выставке по традиции были представлены государственные и общественные организации, творческие ассоциации и союзы, издательства и СМИ, художественно-производственные мастерские. В рамках выставки состоялись конференции и дискуссии по актуальным проблемам церковной и общественной жизни. Единство Церкви Дискуссия " Единство Церкви " состоялась 1 ноября в рамках выставки-форума " Православная Русь " . На семинаре председательствовал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. С докладами выступили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий, пресс-секретарь Союза православных граждан России Кирилл Фролов. Иерархи и общественные деятели вновь призвали хранить и беречь церковное единство, приведя печальные примеры того, как агрессивные споры по недогматическим, невероучительным вопросам приводят к разделениям и расколам. О современном положении дел в Русской Церкви за рубежом после восстановления единства внутри Поместной Русской Православной Церкви рассказал архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк.

http://religare.ru/2_47413.html

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Анохин Храм и музей: конфронтация или сотрудничество? как Церковь сосуществует с учреждениями культуры в России и на Украине Источник:  Церковный вестник Экспроприировав большинство объектов церковной недвижимости, большевистская власть поступала с ними поразному. Кое-где обосновались войсковые части, воспитательные и трудовые колонии, а со временем и подразделения ГУЛАГа. Иные строения перешли в жилой фонд, превратившись в общежития и подъезды с коммунальными квартирами. Кое-что оказалось приспособлено для отрасли советской культуры с ее реставрационными и художественными мастерскими, чиновничьими кабинетами и, разумеется, художественными музеями и заповедниками. Для самих зданий последний вариант в исторической ретроспективе, пожалуй, следует признать самым удачным. Не претендуя охватить все, редакция ЖМП поставила своей целью выявить и проанализировать основные модели, которые реализуются в нынешних отношениях Церкви и музеев. Вариант 1. " Цивилизованный развод " Меньше всего взаимных обид, упреков и недопонимания там, где Церковь и музей с самого начала совместного функционирования поделили здания и сооружения и договорились о строгом разграничении полномочий, тактично соблюдая чужие интересы и не забывая, разумеется, о защите собственных. Как правило, речь в данном случае идет о завизированных государственными органами официальных договорах. Однако без взаимопризнаваемых соглашений, как станет ясно ниже, они мало что значат. Едва ли не идеальный пример такого содружества можно обнаружить в подмосковном Звенигороде, в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре. На автотрассе соседствуют огромные информационные щиты, приглашающие паломников в монастырь, а туристов в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. Рядом расположились и здания обители и музея. Музейное экскурсионное бюро и монастырская паломническая служба занимают пару небольших домиков, а незримая граница между пользователями проходит прямо по территории обители.

http://religare.ru/2_99006.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010