Закрыть itemscope itemtype="" > Кто не курит и не пьёт - тот на клиросе поёт В первый день 2021 года в Саввино-Сторожевском монастыре члены Замоскворецкого общества трезвости приняли обет трезвости 11.01.2021 1093 1 января православные трезвенники из Москвы приехали в подмосковный Звенигород. Паломничество в Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь, обеты трезвости, молебен, клиросное пение, посещение местной общины трезвости. Организатор - Замоскворецкое общество трезвости (ЗОТ), председатель - диакон Иоанн Клименко, кандидат химических наук, ответственный за трезвенную работу на приходах г. Москвы (распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла), автор популярной брошюры « Горькая правда о пиве и табаке», дипломной работы «Образ и значение вина в текстах Пятикнижия Моисеева». Паломничество в день св. Вонифатия Трезво встретили Новый год, встретились в 7.00 утра 1 января на Белорусском вокзале. Поездка в Звенигород с молебном принятия обета трезвости в Саввино-Сторожевском монастыре планировалась загодя. В летнее время трезвенники обычно идут пешком от станции к монастырю примерно 8 - 9 км пешком. В этот раз часть пути проехали на автобусе. Пешком прошли последние 3 км с образом Спаса впереди и знаменем Замоскворецкого общества трезвости, с пением Иисусовой молитвы. В монастыре друг и соратник общества трезвости иеромонах Кирион отслужил молебен с Обетом трезвости (обет дали 3 человека). Затем паломники поехали в храм Рождества Христова, при котором действует Звенигородское Православное общество трезвости. Там москвичей тепло встретили звенигородские трезвенники. Пообщались, попели песни, поблагодарили за гостеприимство, сделали общий снимок. Местные общинники довезли гостей до станции и к 17 ч паломники вернулись на Белорусский вокзал. Казалось бы, обычная поездка. То ли тишина первого января, то ли радость встречи с давними знакомыми, то ли св. Вонифатий, незримо присутствовавший на молебне обета трезвости – от поездки осталось ощущение праздника и сердечного тепла. Расставались с желанием вновь встретиться и поехать в паломничество!

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/11/kt...

Историческое описание монастыря по документам и преданиям со времени его основания по настоящее время Да призрит на место сие и снабдит е от враг ненаветно. Слова препод. Саввы «Яко же небесный рай, благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е» Так инок Маркелл, по прозванью Безбородый, восхваляет то место, которое обрёл и возлюбил преподобный Савва. И действительно, местоположение Саввина Сторожевского монастыря необычайно красиво. С горы, на которой монастырь построен, открывается превосходный вид на Москву-реку, на город Звенигород и на окрестные сёла. Гора сторожевская, весной и летом, усыпана множеством благоухающих растений. Она, как уже сказано выше, и самому преподобному Савве показалась «небесным раем, насажденным благовонными цветами». Знаменитый наш историограф, Н.М. Карамзин , посетив Саввин монастырь, в своих письмах, между прочим, говорит: «Нигде не видел я такого богатства растений: цветы, травы и деревья исполнены какой-то особенной силы и свежести. Липы и дубы прекрасны. Дорога оттуда в Москву есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды“. Монастырь Сторожевский основан преподобным Саввой Сторожевским, чудотворцем Звенигородским, в конце XIV века, в 1398 – 1399 году. Таким образом, в 1898 году монастырю исполнилось 500 лет со времени его основания. Саввин Сторожевский монастырь находится в пятидесяти верстах от Москвы, к Западу, и в версте с половиной от города Звенигорода. Стоит он на левом берегу Москвы-реки и речки Разварни. Название «Сторожевского» современно основанию монастыря, и усвоено ему от горы «Сторожи», на которой он построен. Во времена литовских набегов, для наблюдения за движением неприятелей, на этой горе стояла воинская стража. Литовцы, обыкновенно, проходили к Москве по старой Смоленской дороге, за Можайском уклонявшейся влево к Звенигороду от прямой Смоленской дороги. Литовские войска в XIV и XV веках ходили к Москве не по прямой Смоленской дороге потому, что по неустроенности дорог того времени, часто проложенных через густые леса, легко можно было сбиться с пути. Неприятели, не знавшие хорошо местности, избирали верный путь к Москве по течению Москвы-реки, которая от Можайска идёт к Звенигороду, и отселе к Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

«Монах – это человек, который не себе служит…» Беседа с монахом Самуилом, старейшим насельником Саввино-Сторожевского монастыря На минувшей неделе завершились торжества, посвященные 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца. Обитель, основанная преподобным, на протяжении многих веков была одним из центров духовной жизни России. У становящихся на стезю монашества разные судьбы. О своем пути поведал старейший насельник Саввино-Сторожевского монастыря отец Самуил. – Отец Самуил, вы давно в монастыре? – В монастыре я недавно. Меня многие называют старцем, а я не старец, я старый дед. Самый старый годами в монастыре. А монах я с 2001 года. В Саввино-Сторожевский монастырь пришел в 2002 году. – Известно, что к монашеству ведет Промысл Божий… – Промыслом Божиим я и стал монахом. Я двенадцать лет пономарил в храме Рождества Христова в Измайлово. А около нашего храма больница. В ней несколько раз лежал отец Илий, духовник Оптиной пустыни. Иногда он приходил служить к нам в храм. Как-то подошел я к нему под благословение. Он благословляет и называет меня Николаем. А я говорю: «Не Николай я, а Алексий». Такое повторилось еще два раза. А алтарница наша, старушка, говорит мне: «Всё, Алексей Иванович, будешь монахом». Есть такое поверье: если священник несколько раз называет человека другим именем, значит, будет тот монахом. Слова старушки оправдались. Сам отец Илий меня и постриг. Только удивительно: хотел дать мне имя Николай, а дал Самуил. Может быть, потому, что вскоре после пострига был праздник пророка Самуила. Ну, это уже тайна Божия. – Вы уверовали в те годы, когда большинство жило в безбожии… – В храм я пришел в 1972 году. До этого я не был воцерковленным, но был верующим в душе. Помню, я был на фронте. И вот однажды в пасмурный день на передовой была сильная буря. Я стоял на холме, а внизу было село, домов на сто, все дотла сгоревшие. От них только печки уцелели – все черные, обугленные, стоят рядами. А сельская церковь совершенно цела. Тучи ушли, солнышко выглянуло и заиграло на куполе своими лучами. И такую я тогда благодать почувствовал, не передать словом! После этого случая загорелась во мне вера.

http://pravoslavie.ru/4778.html

«Собственное государево богомолье» в Звенигороде Интервью с иеродиаконом Иоанном (Горячевым), возглавляющим отдел по работе с паломниками Саввино-Сторожевского монастыря Алексей Власов Иеродиакон Иоанн (Горячев) Год назад, 16 декабря 2006 года, состоялось торжественное открытие юбилейного года, посвященного памяти преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всей России чудотворца († 1407). Главная цель этого масштабного мероприятия, заканчивающегося 19 декабря 2007 года в стенах храма Христа Спасителя, заключалась в том, чтобы напомнить православной России об одном из самых замечательных ее святых – преподобном Савве и его обители. Саввино-Сторожевский монастырь расположен в г. Звенигороде (50 км от Москвы) на высоком берегу Москва-реки. Начиная со времени основания, обитель служила примером церковно-государственных отношений, образцом симфонии (согласия) между духовной и светской властью. Царь Алексей Михайлович, чья жизнь была спасена чудесным заступничеством преподобного Саввы, возвысил монастырь до статуса лавры. «Собственное государево богомолье» в Звенигороде впоследствии глубоко почиталось всеми Романовыми. В 1812 году из обители вывозили для всенародного моления о защите Русской земли Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери. Во время нашествия французских войск монастырь пострадал, но не был разрушен. По преданию, святой Савва явился наполеоновскому маршалу принцу Евгению Богарне с предостережениями о недопущении варварства, после чего захватчики не рискнули начать разорение обители. В 1919 году монастырь был закрыт и лишь в 1995 году возвращен Церкви. С того времени святая обитель прошла значительный путь, и многое в ней уже изменилось. Жизнь в монастыре не останавливается ни на минуту, и множество паломников ежедневно стремятся посетить обитель и помолиться у мощей преподобного Саввы. Какова жизнь в монастыре сегодня? Как и чем он живет? На эти и другие вопросы нам ответил насельник Саввино-Сторожевского монастыря – иеродиакон Иоанн, возглавляющий отдел по работе с паломниками.

http://pravoslavie.ru/4776.html

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим заменит «старый»? О символике восстановления обители на Истре и необходимости симфонии властей 02.12.2019 2117 Время на чтение 9 минут Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области полностью восстановлен. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев на итоговом заседании попечительского совета благотворительного фонда по воссозданию обители. За десять лет проведена колоссальная работа по созданию инженерной инфраструктуры и восстановлению интерьеров монастыря. Существует мнение, будто патриарх Никон, начиная строить Новый Иерусалим, пытался сделать центром Православия Москву вместо Константинополя, давно уже превратившегося к тому времени в Стамбул. Своими размышлениями о значении и смысле восстановления обители реке Истре делится наш автор Владимир Янчевский . Сердце будет пламенем палимо//Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,//Стены Нового Иерусалима//На полях моей родной страны. Николай Гумилев, 1921 г. Чтобы понять замысел патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, нам надо углубиться в историю более чем на 250 лет назад, в конец 14 века. В места, находящиеся практически рядом с Ново-Иерусалимским монастырём. В город Звенигород. В 90-е годы 14 века здесь княжил Юрий Дмитриевич Звенигородский и сюда же по его просьбе из Сергиева Посада приходит Савва Сторожевский. Начинается строительство Звенигородского городка (кремля) и Сторожевского монастыря. Возникает идея - «Небесного Звенигорода» как «Небесного Града» и Нового Иерусалима. Это идея симфонии власти светской и духовной. К сожалению, по целому ряду причин после смерти прп. Саввы эта идея не получила дальнейшего развития, но её помнили и строительство Никоном величественного Воскресенского монастыря практически рядом со Звенигородом нельзя назвать случайным. Саввино-Сторожевский монастырь очень любил и Алексей Михайлович и неоднократно приезжал туда. Дело в том, что наряду с идеей « Москва - Третий Рим», существовала и идея «Москва - Новый Иерусалим». Надо понимать, что под понятием Новый Иерусалим понимался не некий земной храм, копия храма Гроба Господня, а Новый Иерусалим как Небесный Град из Откровения св. ап. Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

     Татьяна Москалькова занимает должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации уже два года. В надежде на помощь к ней ежедневно обращаются десятки граждан. В интервью «Православной Москве» Татьяна Николаевна призналась, что болеет душой за каждого попавшего в беду человека, и рассказала, в каких знаменитых монастырях черпает душевные силы. – Вы верующая православная христианка. Позволяет ли столь ответственная и высокая должность, которую вы сейчас занимаете, участвовать в литургической жизни? Есть ли у вас любимые храмы? – Да, я верующий человек. И сейчас моя главная миссия как Уполномоченного по правам человека – помощь людям. Этой работе я уделяю все свое время. К сожалению, посещать храм получается реже, чем хотелось бы. Но я стараюсь – и счастлива, когда удается найти хотя бы несколько часов, чтобы пойти в церковь. Одно из самых прекрасных, духовных, светлых мест в городе, где нравится бывать, – Марфо-Мариинская обитель милосердия. Еще одно любимое место – Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде. Как только заходишь туда, сразу окутывает необъяснимое чувство покоя и радости. Это место наполнено своим особым светом и благодатью, дышишь – и не можешь надышаться. Приятно спуститься к скиту преподобного Саввы, побыть наедине с собой, не торопясь помолиться. Все здесь пронизано духом истории – невольно хочется прикоснуться к камням, которым сотни лет. И природа вокруг просто необыкновенная! Когда уходила из жизни моя мама, я скорбела в Введенском Толгском женском монастыре. Испытываю душевный трепет в связи с тем, что вхожу в состав попечительского совета по возрождению этой обители. За последние годы Толга сильно изменилась, преобразилась до неузнаваемости: здесь проведены большие восстановительные работы. Тут испытываешь чувство единения с Россией, верой и историей нашей замечательной страны. – Помогает ли вам вера в работе – например, когда приходится разбирать очень сложные случаи? – Каждый день в своей работе я сталкиваюсь с человеческим горем, болью, отчаянием. И я, как Уполномоченный, должна быть тем спасательным кругом, который не даст человеку пойти ко дну, который вернет ему надежду и волю к жизни. Безусловно, вера в этом помогает.

http://pravoslavie.ru/112793.html

  Патриарх Кирилл. Почему Бог отвечает не на все молитвы . Из проповеди после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Саввино-Сторожевском монастыре, 16 марта 2016 года. Заголовок дан редакцией. Фото свящ. Игоря Палкина/Пресс-служба Патриарха Московского всея Руси//Фома. - – май 2018. – С.24-25. - (рубрика « Вопрос номера.  Смысл молитвы» ). ВЕРА (раздел). – С.26-45.     Школа «Фомы». Праздник : Пятидесятница. Что мы знаем о празднике . [Иллюстрированная информация]. Дата (в 2018 году): 27 мая; Статус : двунадесятый праздник; Событие : Один из важнейших христианских праздников. В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух. Подготовил Тихон Сысоев ; Икона праздника (изображение и описание иконы); Интересные факты о празднике . Ил.: Сионская горница. Фото с сайта bibleland.ru; Святой Дух. Фрагмент мозаики собора Сан-Марко в Венеции, Италия. XII в.; Икона праздника; Икона Андрея Рублева «Троица». выставленная в храме в праздник Пятидесятницы. Фото свящ. Сергия Клинцова; Празднование Пятидесятницы в храмах России и Италии. Фото Пресс-службы Патриарха  Московского и всея Руси и с сайта italymagazine.com; Тринити-колледж в Кембридже – одно из самых престижных учебных заведений в мире – назван в честь Пресвятой Троицы. Фото JTB Photo/ТАСС//Фома. - – май 2018. – С.26-27. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »). Верни свою душу. Священник Стивен Фрим a о «селфи» души, рабах психологии и смысле страданий. Перевела с английского Дарья Прохорова . Фото свящ. Андрея Рассанова//Фома. - – май 2018. – С.28-30. – (раздел « Вера »). Отец Стивен Фриман – настоятель храма святой Анны в г. Оук-Ридж, штат Теннесси, создатель популярного православного блога Glory To God For All  Things (Слава Богу за всё), автор многочисленных статей и книги Everywhere Present: Christianity in a One-Storey Univtrse (Вездесущий: христианство в одноэтажной вселенной).   См. также: Сергей Гаврилов, председатель Комитета Государственной      Думы Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений//Фома. - –       май  2018. – С.98. – (рубрика « Эпилог. Пять вопросов о номере »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

Алексий, архиепископ Литовский и Виленский (Лавров-Платонов Александр Федорович) Родился в 1829 году в селе Семеновском Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1850 году окончил Ярославскую духовную семинарию (в РБС т. 2. – С. 19 ошибочно указана дата окончания семинарии – 1830 г.) и поступил в Московскую духовную академию. В июне 1854 года окончил курс Московской духовной академии; 9 октября определен при академии бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения. 31 августа 1855 года удостоен степени магистра. С 1862 года – преподаватель греческого языка. С 10 февраля 1864 года – экстраординарный профессор на кафедре греческого языка и библиотекарь академии. В 1870 году перешел на кафедру церковного законоведения. В 1877 году овдовел. 9 января 1878 года принял монашество; 17 марта возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. 30 апреля 1878 года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии. С 22 января 1883 года – епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии. С 9 марта 1885 года – епископ Таврический и Симферопольский. 11 мая 1885 года назначен епископом Литовским, священноархимандритом Свято-Духова Виленского монастыря. С 20 марта 1886 года – архиепископ. Скончался 9 ноября 1890 года в Вильне, погребен в Свято-Духовом монастыре в пещерной церкви, у левой стороны. Архиепископ Алексий приобрел всеобщую известность своей ученостью и глубоким знанием канонического права. Его труды всегда отличались глубокой обоснованностью, строгостью взгляда относительно Православия и истинного патриотизма. Однако он не искал славы и популярности, но старался скрыть свое имя при издании трудов. Как архипастырь, преосвященный Алексий показал себя непоколебимо твердым поборником веры и благочестия, ревнителем истины, защитником Православия и русского населения от польско-католических интриг. Замечательные духовно-нравственные качества архиепископа Алексия снискали ему любовь и уважение среди окружающих. Он отличался кротостью нрава, ласковостью, доступностью, честностью и спокойствием в исполнении своих архипастырских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010