Аминь. Целуй крестик за себя, за отца духовного, за родных и близких, перечисляя имена. От креста невидимо излучаются благодатные лучи света и любви, которые Христос оставил на Кресте. Когда мы целуем его, то эти благодатные лучи проникают в нашу душу, сердце, совесть, характер, и мы делаемся освященными, благочестивыми. Как надо мною совершили Обряд крещения святой, Тогда на грудь мне положили Мой милый крестик золотой. Он с той поры мне стал защитой, Он с той поры всегда со мной, И на груди моей, сокрытый, Всегда блистает крестик мой. Грудь от страдания теснится И льются слезы из очей, Душа к Всевышнему стремится... И я целую крестик мой. На милость Бога уповаю Я с чувством веры и любви Нигде свой крестик не снимаю: Молюсь пред ним я и в пути. Ему вручаю все желанья С младенчества, всю жизнь мою, Чтоб сохранял от нареканья Он душу бедную мою. Когда и дни мои прервутся. Пробьет час смерти роковой, Навек глаза мои сомкнутся, Со мною будет крестик мой! И на пути моем загробном Светиться будет предо мной, С крестом прейду пред вражьей силой: Мой крестик будет мне стеной! И пред Творцом, Владыкой мира, Предстану я с своим крестом В скорбях, в слезах и в покаяньи, Свидетель будет крестик мой! Незримо и тайно всегда привитает Целебная сила в Христовом кресте, И всем христианам себя проявляет, Согласно их теплой, усердной мольбе. Ей силы природы покорны бывают, Не смеют пред нею напротив стоять, Пред ней и лютейшие муки стихают, В покое страдальцев спешат оставлять. После того, как поцелуешь крестик, умоешься и приведешь себя в порядок, вставай на молитвенное правило и читай утренние молитвы. Молитвы надо читать спокойно, внимательно, не торопясь, особенно молитву «Отче наш». Читая ее, надо размышлять о смысле каждого слова: в ней содержится неизмеримая глубина и всеосвящающая благодать. Читай эту молитву как можно чаще в течение дня. Если по какой-либо уважительной причине ты не сможешь исполнить молитвенное правило, прочитай хоть четыре молитвы (правило преподобного Серафима Саровского ):

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Прежде всего, к сфере иерусалимского влияния, мне кажется, нужно отнести перемену в расположении отделов студийского устава по его позднейшим спискам, на которые, скорее всего, мог действовать типик иерусалимский. В более ранних студийских списках части его размещены таким образом: сначала служба по триоди, потом по месяцеслову. В позднейших, наоборот, минейная часть предшествует триодной и, что особенно замечательно, этот порядок удерживается с явным нарушением типика, принятого для студийской редакции устава 90 . Далее, на это указывает статья о посте в Великую субботу (из устава 905). Здесь замечается переход от прежних снисходительных правил к более строгим, принятым в иерусалимском уставе, и приводится в защиту место из Ап. постановлений – то самое, которое имел ввиду Никон Черногорец, и на которое ссылается теперешний устав. Наконец, из надписания некоторых южно-италийских уставов видно, что чистый тип студийского устава был потерян в XIII веке, и порядок службы возводится в них не к одному Феодору Студиту (как представителю студийских порядков), но вместе с тем это право разделяет Савва Освященный, типики афонские и уставы ктиторские. Таким образом, прежняя связь студийского устава с его родиной упала, а значение других отраслей типика усилилось. В каких местностях и долго ли действовал устав студийский? К сожалению, на этот вопрос, чрезвычайно важный для статистики и истории церковного обряда, при теперешних научных средствах, не может быть дано положительного решения, и придётся составлять заключения лишь по немногим отрывочным данным. В самую цветущую пору своего существования студийский устав был принят в константинопольском патриархате и некоторых областях Малой Азии. Из Константинополя он перешёл на Афон, в южную Италию и был принят в монастырях русских. Всего дольше он держался в монастырях южно-италийских, которые, по самому своему положению, стояли в стороне от общего течения церковной жизни на Востоке и отличались большей устойчивостью в сохранении древнего типа устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Феодорит передает о чудесах им совершенных; мы остановимся на двух следующих. Знатного рода молодая женщина, сильно любившая своего мужа, неутешно плакала о его неверности. Одна из многочисленных блудниц, которыми те места славились столько же, сколько разными чародействами, привлекла его в свои сети и опутала ими неисходно. Святой научил ее молиться и дал ей освященного елея, которым она помазала чело мужа; Бог за молитвы старца очистил и обратил сердце этого человека. Туча саранчи напала на страну, пожирая жатвы. Один добродетельный, но весьма бедный селянин, обладавший маленькими участком земли, плодами которой кормил многочисленную свою семью, оплачивал подати и еще отделял частицу в помощь нищим; видя неотвратимую ничем гибель, обратился к святому, с полною верой, что молитва его поможет. Бог исполнили по вере его. Афраат дал ему сосудец освященной воды и приказал, ежедневно, с призыванием Божьего имени и молитвою, кропить этой водой рубежи своего поля. Тучи саранчи пожирали все кругом, но ни одно насекомое, как бы не дерзало переступать черты, освященной молитвою веры. Афраат жил еще в начала V века, вероятно весьма уже престарелый, потому что его знали стариком еще в 370 годах; он похоронен в Антиохийском предместье, в церкви св. мучеников. Греки совершают его память 29 января. 8 . Святой Юльян, названный греками Савва, был не менее славен своею подвижническою жизнью. Простой поселянин, бедный и без малейшего образования наукой, за высокие залоги сердца всепреданного Господу, он получил от Св. Духа высшее просвещение для руководства других к спасению. Из продолжительной, переполненной событиями, многоплодной его жизни, повествование о которой занимает целую книгу, мы, согласно с нашею целью, приведем здесь лишь некоторые черты. Говорить о его посте, бдениях, трезвлении, молитве, смиренномудрии, было бы только повторять сказанное о других отцах пустынных. Он прежде всего занял покинутую мазанку на границе Осроенской пустыни в Месопотамии; потом, подвигаясь в глубь пустыни этой, открыл там обширную пещеру, в которую вселился, как в роскошные палаты, хотя она была чрезвычайно мрачна, сыра и неудобна для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Более или менее продолжительный период борьбы с кознями диавола имеет место в жизни большинства подвижников: и чем выше подвиги инока, тем хитрее и замысловатее бесовские наваждения. «Ненавиди добра дїаволъ, – рассказывается в житии пр. Антония Великого , на которое ссылается и Нестор, – нестерп вид оуноши такь разумъ... въздвижет бурю и на сего.. хот его тръгноути правааго пути... не почивааше лов его.. Тогда оубо в нощь тоу клопотъ сотвориша такъ, коже мнти въсемоу мсту тому зыбатис стны же хызны, акы повергъше бси, в хожаху тоуду. пребразившес въ зврины бразы и бдны. и баше мсто то исплънено мечтаніи. львовъ медвдиць. и рысїи, и оунець и змїевь. и скорпїи. и влъкь. и кожо своимь браз покушашес нань... Антонїи же бїемъ и стрче нихь. чюше лютишу болзнь тл. без страха же дшею паче бд възлежааше плотны ради болзни... Много оубо кушавшеся скрежетаху на нь зубы; паче же играаху собою. ни номоу бо можааху что сътворити пакости... Потрсоша нколи монастыремъ, азже молхс не подвиженъ пребыти мыслїю, и потомъ паки пришедше плескааху. звизахоу плсаху. и коже молхс по. и възлежаа самъ. себе абіе начаш плакати и рыдати, аки немогша. азже славлх га, погубившаго и бличившаго крпость ихъ и бшеніе, немощну соущоу... И ко оубо самъ с вид врагь невъзмага противоу антонїеву разумоу. паче же самь побжаемь оного крпостїю и въздръжанїемь и врою, и падающь частыми млтвами антонїевыми... скрегча зоубы нань»... (Рукоп. Новгор. Соф. б. 1366, лл. 244, в–с; 245, а–5; 246, c–d; 247 , а; 256, d; 244. с.–245, а). «Многы же печалї при... бсъ» и св. Савва Освященный: «толико коже онъ. ко и члвкъ оубовъс ити помысли. нъ вивыис великому антонию. и семоу вися дерьзати вел силою кртьною. и сице дерьзновни приимъ. врою и терпнимъ, одол злымъ бсомъ. ономоу бо прбывающю въ прилжныхъ млтвахъ. въ мсопоустьныхъ дьнехъ. нощию бъдщю моу и молщюс моу боу. очищени и мста оного въгнздивъшихъс зълыхъ бсъ. начаша напрасно бси клопоты творити и мьчьтныхъ казати моу. овогда зврьми образы овогда врани и гадьны. хотще и сицевыми оустрашити мьчьты. и ко не быша мощни. ономоу въ млтв пребывающю. изидоша тоудоу члвчьскомь глсмь въпиюще. о ноужа тебе саво. не довълть ли ти потокъ въселеныи тобою. и смо си пришелъ прогнать насъ. се ходимъ своихъ мстъ. противити бо с не можемъ тебе. имуща ба помощника. сии сицева глюще. идоша скоро горы се. тои нощи. ко и множьство вранъ. кажющес. съ клопотомь великомъ. и пличемъ бещиньномь»... (Ж. С., 119–123).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

За эту вашу твердость в мученическом послушании да подаст вам Христос Бог наш, как и жившим до нас святым мужам и богоносным нашим отцам, силу и крепость отвратить от себя всякое страстное и сатанинское восстание и радостно закончить свой треблаженнейший подвиг. Разве ведь эти отцы, облеченные в тело и такие же, как мы 465 , прошли здешнюю жизнь без трудов и подвигов? Нет, они взошли на высоту жития и стяжали свою заслуженную славу лишь после того, как много и различным образом перестрадали, переделали много подвигов и посредством полного послушания, смирения и воздержания подчинили свою плоть духу. Преп. Савва Освященный В напутствие своим душам вспомним добродетели всечестного отца нашего Саввы и не забудем преуспеяний этого своего сподвижника. Состоя в послушниках, он, как вы знаете, отличался чрезвычайной послушливостью, (115) был усерден, услужлив, и когда ему назначили самые последние послушания, он радовался, как будто ему давали отличие, он трудился своими руками день и ночь, носил воду, дрова, первым приходил на псалмопение и последним уходил и прочее, что написано о нем в житии (уже поздно и некогда растягивать оглашение). Будем, чада, и мы подражать ему, ибо это у нас возможно, один успевая в одном, а другой в другом и соревнуясь между собой в своих преуспеяниях. А прежде всего будем остерегаться делать что-либо самовольно, без должного спроса, хотя бы это и казалось нам прекрасным. Порицание воровства В добавление ко всему сказанному нельзя умолчать об одном деле, хотя оно и повлечет за собой для вас порицание. Я не понимаю, как это некоторые из вас, очевидно, еще неусовершившиеся и легкомысленные, проделывают это. А именно: у нас чаще стали случаться пропажи или, вернее, воровство ( κλοπα). Когда какого-либо брата позовут или он сам пойдет куда-нибудь и поставит в своей келье или в другом надежном месте свои башмаки, или туфли, или писала, или что-либо другое, то, вернувшись, он не находит уже ничего. Это диавольское и погибельное дело, оно вносит смуты в братию, ибо, во-первых, оно поднимает огорчение, вражду, подозрения и оговоры на правых и виноватых, а во-вторых, по заявлению блаженного апостола, татие… Царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:10 ). Он сказал просто татие, а не прибавил, что, дескать, золота, или серебра, или дорогой одежды, но вообще сказал о краже всякой, какой бы то ни было, даже самой маленькой вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Мы должны бросить не только самый грех, но и всякое поползновение. к нему. Если мы в глубине своего сердца продолжаем любить грех, то мы не преобразились. Мы должны сделаться мертвыми для греха. Св. ап. Павел подразумевал это, когда, мучимый тоской собственного опыта, он говорил, что мы должны совершить обрезание над самим сердцем; что мы должны распять плоть нашу с ее страстями и вожделениями; что мы должны умертвить деяния нашего тела, умертвить члены наши на земле, нечестивыя желания, алчность – подобие идолопоклонства, так как за все эти дела на сынов непокорных восстанет гнев Божий. Вот необходимо какое обрезание и вот какие дурные порывы должны быть изгнаны из нас духом Иисуса Христа. Вожделение плоти, развращенность наших телесных желаний, – сладострастие глаз, тщеславные желания и страсти ума, – хвастовство в жизни, наше поклонение маммоне, наше себялюбие, наша надменность, наше пустое тщеславие – вот что необходимо искоренить ( Puм. II, 29 . Дeяh. VII, 51 ). Мы должны поднять секиру этой заповеди на самые корни упомянутых пороков, т. е. на нечистыя желания, нашего сердца. Св. пророк и боговидец Моисей так же говорит нам, как и Иисус Христос, что пока не отсечем их и не бросим, мы не преобразимся и не спасемся ( Mф. XVIII, 8 ). д) Быть может, вы думаете: «что худо-то в одном желании? Что может быть дурного в неосязаемой мысли?» Ответ двоякий. Во-первых, это неосязаемое желание, как вы говорите, имеет для Бога большое значение. Его видят и слышат на небесах, и на небесах мы должны искать прощения. Во-вторых, когда лелеешь порочную мысль, то она становится плодовитой матерью всех грехов – это яйцо, из которого вылупляется ехидна. Греховные помыслы предвестники греховных дел. Грешное любопытство, скрытое под образом невинного ребенка, останавливается на границах искушения и раскрывает двери к греху; когда оно достигает своей цели, то преображается в огромного великана перед тайным, робким, краснеющим вероотступником и раскрывает двери ко множеству случаев нравственных падений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фарисеи учили людей довольствоваться внешней чистотой чаши и блюда. Но этот закон, требующий внутреннего чистосердечия, мог бы научить их тому, что для Бога эти внешние обряды просто омерзительны, когда ими заменяют правосудие, смирение, любовь. Даже язычники признавали, что Богу угодно только послушание самого сердца. Их философы учили: «Нечестие и несправедливость находятся в помыслах» (Аристотель). «Человек, задумавший преступление, виноват так же, как и совершивший его» (Ювенал) «Завистливый взгляд на чужую собственность подобен хищению» (Ксенократ). в) Эта заповедь предупредительно благодетельна; она милостиво предназначена, чтобы спасти нас от ошибок. Ея цель не стращать нас, а воспитать. Подобно проблеску из вечности, она открывает нам, где и как должны мы достигнуть единственной цели нашей жизни. Она говорит нам, подобно пророку, сказавшему Иерусалиму: «смой злое с сердца твоего, Иерусалим, чтобы спастись тебе: доколе будут гнездиться в тебе злочестивыя мысли?» ( Uep. IV, 14 ). А Соломон говорит: «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Npumч. IV, 23 ). Да, вот где затруднение: легко быть внешним образом почтенным, легко придерживаться буквы закона, – но повиноваться всем сердцем, всем умом, всей силой, вполне, без всякого ограничения в пользу любимого греха, придерживаться св. закона Божия постоянно, во время своенравного отрочества, пламенного юношества, подверженной искушениям возмужалости, разочарованного возраста – кто из нас такой честный и совершенный человек? г) Эта заповедь показывает нам, что нельзя вылечить ни одной болезни, не устранив причины ея. Может ли загрязненный источник доставлять чистую воду? Дает ли испорченное дерево хорошие плоды? Ах, братие-христиане, сыны православной церкви, нужно бросить целительную соль в журчащий ключ, а то реки, вытекающия из него, будут полны смертоносным ядом. Нужно вырыть корни испорченного дерева, а не только отщипнуть его бутоны и срезать его ветки. Когда мы бросаем застарелые грехи, то совершаем великий подвиг, но этого еще не достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—109— А между тем нелегко и измерить весь объем, всю громаду значения и пользы этих писаний для церкви, для гражданского общества и из наук – для церковной (и отчасти гражданской) истории, для церковного (и отчасти гражданского) права, для словесности (также церковной и гражданской), для богословия во всех его частях и видах, даже для философии и наконец для церковной практики. «Поставленный Промыслом Божиим на свещнике церкви Московской, – говорит о митрополите Филарете Преосвященный Савва в предисловии к I тому означенного Собрания, – великий иерарх светил и сиял светом мудрости духовной далеко за пределами не только Московской, но и всей церкви Русской. Его мощному, архипастырски наставительному слову и руководственному совету, в течение полувека, с любовью и удивлением внимали и православный Восток и инославный Запад». Его искусное, по истине гениальное решение и ученых и юридических, часто самых запутанных вопросов и дел, церковных и гражданских, теоретических и практических, его обширные мнения, глубоко основанные и на вековечных устоях общей истины и начал здравого разума и на твердых опорах канонических и гражданских постановлений Священного Писания и церковного предания, – мнения, часто представляющие собой целые рассуждения и исследования, его тонко-критические отзывы и т. д., помещенные в издании Преосвященного Саввы, с приличествующими комментариями последнего и историческими его справками, являются и надолго останутся неисчерпаемым источником мудрости для теории и практики, церковной и гражданской, также как и для чисто ученых и литературных работ нашего и будущего времени. Примеров тому можно было бы привести множество из всех семи томов Собраний мнений, особенно же начиная со 2-го тома, содержащего в себе бумаги митрополита Филарета с того времени, как он сделался членом Св. Синода, т. е. с 1819 года 243 . Но если мы сказали, что в этих трудах и изданиях Пре- —110— освященного Саввы, является много ценного, важного в различных отношениях и по большей части дотоле неизвестного в печати, то этим сказано еще мало. В них нередко сообщаются сведения и данные, принадлежащие именно самому Преосвященному Савве, как автору, которыми проливается совсем новый совет на многие исторические лица и события, исправляются и изменяются взгляды, дотоле существовавшие и уже утверждавшиеся в науке, открываются новые точки отправления в научных исследованиях. На один из многих образчиков сего можно указать хотя бы на личность вышеупомянутого архиепископа Арсения Верещагина, которого (в начальном периоде его деятельности), например, такие ученые, как покойный Н.А. Чистович (в истории СПБ. Д. Академии, стр. 38), смешивал с Арсением Бузановским (см. у Преосв. Саввы в его издании, стр. IIІ, примеч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василия Великого , которые «приняты восточной церковью в число канонов в равной силе с правилами вселенских и поместных соборов» («Прав. Обозр.» 1882 г. кн. XI. стр. 566. «О бракоразводном процессе»). И еще: «Ни государственная власть, ни Св. Синод, вопреки чаяниям и слухам об отменении пожизненного безбрачия и о дозволении прелюбодеям вступать в брак, освященный церковным благословением и венцами, не соизволят на такое отменение и дозволение: ибо «в сем деле (т. е. в разрешении брака прелюбодеям) заключается прелюбодеяние», как выражается Тимофей Александрийский. В указанной статье г. Заозерский обрушивался против тезисов реферата М. Соловьева. «О вечном безбрачии виновного супруга», напечатанного в «Юридич. Вестн.» 1881 г., утверждавшего, между прочим, что нет канонических оснований обрекать виновного супруга в нарушении святости брака на вечное безбрачие. Профессора Заозерского остается только приветствовать за такую основательную перемену фронта: эволюция в научных принципах – первый признак жизненности и залог дальнейших перспектив всякого научного знания, а с ним и жизненных им питаемых людских отношений. Наука Церковного права своим авторитетным голосом все отчетливее расчищает почву для желательных реформ в нашем полном недоразумении брачном праве. И если проф. Заозерский к теперешнему взгляду на вечное безбрачие пришел путем долгих мучительных научных соображений, пришел, отправясь в путь с ложным маршрутом – предвзятыми воззрениями, то это уже одно обстоятельство говорит за чистую истину и непререкаемость и слов проф. Суворова, что «ст. 253 Уст. Дух. К. может быть отменена без противоречия Священному Писанию, без нарушения канонов, без подрыва церковной дисциплины и без опасности для гражданского порядка» (о пожизн. безбрачии), произнесенных еще 12 лет назад («Юридич. Вест.» 1889 г. кн. VIII, стр. 515: «о без- —295— брачии, как о последствии расторжения брака по причине прелюбодеяния)». Мы привели сполна заметку г. Яновского и почитаем себя обязанными по поводу ее дать объяснение не столько в защиту своей принципиальной устойчивости, сколько в интересах самого защищаемого нами дела.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь во время крестных страданий оставил на Кресте свет и любовь, поэтому от Креста излучаются лучи благодатного света и Божественной любви, потому что Бог есть Свет и Любовь . Эти следы света и любви Он оставил на Кресте: «Я свет миру», «Бог любы есть». Благодатный свет, от Креста исходящий, жжет злобную, темную силу, а любовь всех объемлет – Бога и ближних. Поэтому когда мы носим крестик и целуем его с любовью, мы освящаем себя и наружно и внутренне. Человек, который носит крестик, молится перед ним и целует его, делается освященным, любвеобильным, благодатным. Для окружающих он становится приятным. О таком человеке обычно говорят: «Какой симпатичный человек!» А мы носим крестик на шее, как на вешалке, забывая о нем, а некоторые даже и совсем не носят. Избави нас, Господи! Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, Крестом Твоим освяти и огради меня! Силою Креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете. А когда мы бываем во тьме, ощупью идем и делаем большие ошибки, большие грехи: гневаемся, раздражаемся, завидуем, осуждаем. Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо. Враг старается нам всюду повредить, даже ночью, когда мы спим. Враг не спит, он подступает к нам и искушает нас днем и ночью, поэтому во сне бывают всякие неприятности, сны нехорошие, ночь бывает тревожная, часто бессонная. Это все вражеская сила делает. Господь это попускает, потому что на ночь не домолились, не поцеловали крестик. Так что на ночь тоже надо целовать крестик и молиться, тогда ночь пройдет спокойно. Итак, возлюбленные, Крест – основа, фундамент нашего спасения, поэтому не будем о нем забывать. Надо правильно изображать на себе крестное знамение, когда мы молимся. Если мы имеем родственников или близких, которые страдают одержимостью, и если мы будем молиться за них, будем ежедневно целовать за них свой крестик, то облегчим их состояние. Бывает, например, муж неверующий, или сын, или дочь – это тоже называется одержимостью, потому что они одержимы духом неверия. Если мы будем за них молиться, будем за них целовать крестик со словами: «Господи, и меня спаси и спаси мою дочь, мужа», то наше сердце, которое сделается светлым от лучей благодатного света, исходящих от креста, подаст их сердцу весть. Благодатные лучи от нашего сердца пойдут к их сердцу, за кого мы молимся, и наши ближние в несколько месяцев станут совсем неузнаваемыми, и какой бы ни был, как говорят, «неисправимый» человек: пьяница, блудник, сквернослов – смотришь, потом исправляется, делается хорошим. Сколько таких случаев! Говорят: «Неисправимый человек, потерял совесть, уж ничего с ним не сделаешь», а он потом перерождается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010