Дела милосердия неизменно вызывают милость Божию еще при жизни и тем, кто их творит. По словам еп. Вениамина (Милова) : «Бог хранит каждое благодеяние как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать – сына… Долг угодников Божиих – не пропускать делать добро и совершать его неистощимо с полной любовью». Между тем кумир мира – «маммона» – вместе с маловерием ( Мф. 6, 24 ) часто господствует в какой-то мере и в наших сердцах. При этом мы забываем слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне» ( Мф. 6, 34 ), и от этого, может быть, ограничиваем ту помощь, которую мы могли бы оказать ближним в нужде. У нас недостает веры в слова апостола: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» ( 2Кор. 9, 6 ) и обетование Божие: «Давайте и дастся вам; мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» ( Лк. 6, 38 ). А как часто это обетование сбывалось чудесным образом! Вот св. Филарет Милостивый отдает нуждающемуся последних волов и нищим – последние запасы взятого в долг зерна. Став же сам нищим, он становится затем тестем Константинопольского императора. Вот прп. Савва Освященный, прп. Сергий Радонежский и другие милостивые игумены раздают голодным последние запасы монастырского продовольствия и тем вызывают нарекания и ропот братьев. Но Господь же никогда не посрамляет Своих верных рабов: тотчас же после подаяний монастырские запасы по Промыслу Божиему пополнялись вновь в избытке. О том, как достигали наивысших ступеней милосердия простые русские крестьяне, пишет в своих записках старец Силуан: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа… Меня этому еще родной отец научил. Когда случалась в доме беда, он оставался спокоен. Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы». А он мне говорит: «Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Напившись ее, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, яко Господь на уповании вселил его ( Пс.4:9 ). Тогда великий Савва, будучи 35 лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, когда отцы обители скончались; поэтому он удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда сиял святой Герасим на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самой жизнью своей пел сие Давидово изречение: се удалихся бегая и водворихся в пустыни ( Пс.54:8 ). Там он проводил время в тишине, посте и непрестанных молитвах и, соответственно словам писания упраздните и разумейте, яко аз есмь Бог ( Пс.45:11 ), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так, однажды в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Хотя Савва сначала сильно устрашился, но скоро понял, что это хитрость диавола. Посему он, оградившись крестным знамением и отогнавши страх, смело встал и сказал: «хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным, потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: се даю вам власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» ( Лк.10:19 ). Как скоро он произнес это, то исчезли эти ядовитые животные. Также однажды явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидавши страшное приближение к нему зверя, сказал: «если ты получил надо мною власть, то что медлишь? если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога; ибо он Сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» ( Пс.90:13 ). Как скоро Савва произнес эти слова, то зверь стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Как скоро Савва произнес сии слова, то зверь стал невидим. И с того времени, Бог покорил Савве всякое ядовитое и плотоядное животное, так что, обращаясь в пустынях с сими животными, он не терпел от них никакого вреда. 13. В тоже время он встретился с четырьмя сарацинами, которые томились жаждою и изнемогали. Сжалившись над ними, Савва приказал им сесть; но не имея у себя ничего, кроме диких кореньев и сердцевины из тростника, высыпал оные пред ними из своей небольшой милоти. Варвары, насытившись сею пищею, расспросили у него, в которой Рувийской пещере живет он. Потом по прошествии нескольких дней, когда у них было довольно съестных припасов, они принесли ему хлебы, сыр и финики. Отец наш Савва, удивясь сей признательности варваров, пришел в сердечное сокрушение, и со слезами говорил: «Горе мне, душа моя! Сколь великое старание употребили сии варвары к тому, чтобы возблагодарить меня за ничтожную услугу! Что же должны делать мы бедные и неблагодарные, мы, которые ежедневно издаемся столь многими благодеяниями и дарами Божьими, и не смотря на сие проводим жизнь свою в беспечности и нерадении, и не стараемся благоугождать подателю даров Богу исполнением заповедей Его и непрестанным приношением Ему плода уст прославляющих имя Его?» ( Евр.13:15 ). Пребывая в сем сокрушении, Савва дни и ночи проводил в молитве Божьей. 14. В сию же Рувийскую пустыню пришел к Савве некоторый достопамятный монах, по имени Анф, и начал жить вместе с ним. Сей монах несколько времени жил вместе и с преблаженным аввою Феодосием при церкви, так называемой Седалищной. Во время пребывания Саввы и Анфа в сей пустыне напали на них шесть сарацин, которые были варвары и разбойники. Они, сговорившись между собою, послали к блаженным одного своего товарища испытать их, с тем намерением, чтобы, если монахи будут сопротивляться одному, всем придти к ним и обоих взять в плен. Блаженные отцы, видя опасность, ни мало не устрашились, но око души обративши к Богу, усердно молились об избавлении от нападения сих бесчеловечных разбойников!.. Тотчас разверзлась земля, и поглотила того разбойника, который пришел испытать их. Прочие, увидевши сие страшное чудо, объяты были страхом и убежали. С сего времени отец наш Савва получил божественный дар не страшиться нападения разбойников. В то же время великий отец наш Савва, чрез обращение с блаженным Анфом, в первый раз сделался известен блаженному авве Феодосию, который тогда еще не основал своей священнейшей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Напившись ею, Савва пришел в себя, и с сего времени получил божественную силу к перенесению трудностей пустынной жизни. Спустя несколько времени, в пятнадцатый год патриаршества Анастасиева в Иерусалиме, великий отец наш Евфимий в мире уснул и почил, потому что Господь на уповании вселил его. (Пс. 4. 9). 12. Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поелику отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречете; се удалихся бегая и водворихся в пустыне (Псал. 54, 8). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: утихните и познайте, что Я Бог (Псал. 45, 11), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: се даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью» (Лук. 10, 19). Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога: ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на льва и аспида наступишь, попирать будешь скимна и дракона» (Псал. 90, 13).

http://pravoslavie.ru/75933.html

В обыденной жизни препод. Савва «во всем старался подражать жизни великого Евфимия. Итак, поскольку сей имел обыкновение в четырнадцатый день месяца января удаляться в совершенную пустыню и там проводил четыредесятницу, то и Савва, изменивши немного сие обыкновение, выходил из Лавры по прошествии того дня, в который совершается память св. Антония, совершал память Великого Евфимия, которая празднуется в двадцатый день, и после сего уходил в совершенную пустыню. Там до праздника Ваий он удален был от всякого общения с людьми. И сие делал почти каждый год» (стр. 132; pag. 249). С ним выходили для той же цели и другие подвижники Лавры, склонные к уединению (стр. 133; pag. 250 и др.). «Во все дни поста Савва пребывал без пищи и довольствовался только приобщением св. Тайн в субботу и воскресный день» (стр. 136; pag. 252). Впрочем, бывали по особенно уважительным причинам и исключения из указанного правила. Так, «ежели когда принимал кого-нибудь к себе для угощения, или ежели сам приходил к кому-нибудь на обед, то в один день ел два раза, и, принимая пищу более обыкновенного, никогда не бывал болен желудком» (стр. 229; pag. 330). Время пустынного самозаключения проходило в молитве и в исполнении «своего правила (canwn) псалмопения» 15 (стр. 153; pag. 266), которое не считал себя в праве опускать препод. Савва, находясь даже во дворце императора византийского (стр. 249; pag. 347). Так, когда император Иустиниан однажды был занят с квестором Трибунианом в так называемой Магнавре по поводу разных требований для Палестины со стороны препод. Саввы, то «блаженный, отошедши недалеко, тайно читал Давидовы псалмы и совершал божественное служение третьего часа (cai eian leitourgian thz trithz wraz). При сем случае один из его учеников, по имени Иеремия, диакон великой Лавры, пришел к препод. Савве и сказал: честный отче, император так много заботился о исполнении твоих прошений, а ты для чего удалился от него и стоишь в стороне? Старец на сие сказал ему: они, сын мой, делают свое дело, а мы также должны делать свое» (Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

6. В повествованиях о его юношеских подвигах находится и сие. Монастырский хлебник в зимнее время, когда не было солнца, разостлавши мокрые одежды свои в теплой печи, чтоб они там высохли, забыл о них. Чрез день, когда недостало хлебов, некоторые из братьев, в числе которых был и чудный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Сделалось беспокойство, и никто не смел войти в печь, поскольку она была велика и уже весьма разгоралась. Юный Савва, будучи старцем по несомненной вере, укрепившись оною и вооружившись знамением креста, вскочил в печь, и взявши одежды, вышел из нее невредим. Бог , сотворивший чудо в Вавилоне и сохранивший невредимыми от огня трех Отроков с их одеждами и головными покрывалами, сохранил в печи и одежду невредимою от огня, а чрез нее возвестил всем о Божественной благодати, которая имела воссиять в рабе Его, отроке Савве. Отцы, увидевши сие необыкновенное чудо, прославляли Бога и говорили: каков будет сей юноша, который в молодых летах удостоился такой благодати! Сие известие я написал точно так, как слышал оное от Григория Пресвитера и его двоюродного брата по отцу; написал с тем намерением, чтобы имеющим читать сие показать, какова была в юном Савве вера, каков разум, и сколь велики были его преимущества пред другими. Савва, стараясь возрастать от славы в славу и восхождения в сердце своем полагал ( Пс.83:6 ), провел десять лет в сем монастыре, и возымел богоугодное желание посетить святой град, и остаться в пустыне, лежащей близ оного, ибо надлежало сей пустыне быть созданной от него, и таким образом исполниться словам, сказанным о ней красноречивым Исаиею ( Ис.58:12 ). Почему пришедши к архимандриту, просил его, чтобы он отпустил его с молитвою. Когда архимандрит не хотел отпустить его, то открылось ему божественное видение, в котором сказано ему: «Отпусти Савву послужить Мне в пустыне». После сего архимандрит призвал его к себе, и тайно сказал ему: «По побуждению от божественного видения отпущаю тебя, сын мой; иди в мире, но так, чтобы никто из братий не знал о сем; Господь да будет с тобою». Таким образом, Савва, будучи путеводим Богом, пришел в Иерусалим на осьмнадцатом году жизни, в конце царствования благочестивого Маркиана, во время Ювеналиева патриаршества в Иерусалиме. Здесь принял его некоторый каппадокийский старец в монастыре аввы Пассариона, находившемся тогда под управлением архимандрита Елпидия. Раб божий Савва, проведши в сем монастыре зиму, не согласился долее оставаться в нем, хотя старец и убеждал его к тому. Подобным образом и другие многие приглашали его в различные места монашеских общежительных сословий, но он ни к одному из них не присоединился, потому что с детства любил спокойствие и посвятил себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

В повествованиях о юношеских его подвигах находится и следующее. Монастырский хлебник в ненастное время, когда не было солнца, разостлавши мокрые одежды свои в теплой печи, чтоб они там просохли, забыл о них. Через день, когда вышли хлебы, некоторые из братий, в числе коих был и чудный Савва, по приказанию настоятеля, работали в хлебне. Когда они затопили печь, тогда хлебник вспомнил об одеждах. Сделалось беспокойство, и никто не смел войти в печь, так как она была велика и весьма разгорелась. Юный Савва, будучи старцем по несомненной вере, укрепившись оною и вооружившись знамением креста, вскочил в печь и, взявши одежды, вышел из нее невредимым. Бог, сотворивший чудо в Вавилоне и сохранивший невредимыми от огня трех отроков с их одеждами и головными покрывалами, сохранил в печи и одежду невредимой от огня, а чрез нее возвестил всем о божественной благодати, которая имела воссиять в рабе Его, отроке Савве. Отцы, увидевши сие необыкновенное чудо, прославляли Бога и говорили: «каков будет сей юноша, который в молодых летах удостоился такой благодати!» Сие известие я написал точно так, как слышал оное от Григория пресвитера и его двоюродного брата по отцу, – написал с тем намерением, чтобы читающим это показать, какова была в юном Савве вера, каков разум и сколь велики были его преимущества пред другими. Стараясь возрастать от славы в славу и восхождения в сердце своем полагая ( Пс.83:6 ), Савва провел 10 лет в сем монастыре и возымел богоугодное желание посетить святой град и остаться в пустыне, лежащей близ онаго; ибо надлежало сей пустыне быть созданной от него и таким образом исполниться словам, сказанным о ней красноречивым Исаиею ( Ис.58:12 ). Посему, пришедши к архимандриту, просил его, чтобы он отпустил его с молитвою. Когда архимандрит не хотел отпустить его; то открылось ему божественное видение, в котором сказано ему: «отпусти Савву послужить Мне в пустыне!» После сего, архимандрит призвал его к себе и тайно сказал ему: «будучи побуждаем божественным видением, я отпускаю тебя, сын мой, иди в мире, но так, чтобы никто из братий не знал о сем; Господь да будет с тобою!» Таким образом Савва, будучи путеводим Богом, пришел в Иерусалим на 18-м году жизни, в конце царствования благочестивого Маркиана, во время Ювеналиева патриаршества в Иерусалиме. Здесь принял его один Каппадокийский старец в монастыре аввы Пассариона, находившимся тогда под управлением архимандрита Елпидия. Раб Божий Савва, проведши в сем монастыре зиму, не согласился долее оставаться в нем, хотя старец и убеждал его к тому. Равным образом и другие многие приглашали его в различные места монашеских общежительных монастырей, но он ни к одному из иих не присоединился, потому что с детства любил спокойствие и посвятил себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Ты любопытным взором можешь воспламенить в себе страсть. Теперь будь уверен, что ты не будешь жить со мною в кельи, потому что ты не смотришь за глазами своими так, как должно». Савва отослал его от себя в Кастеллий, и после того, как он прожил там некоторое время и довольно научился всемерно наблюдать за своими глазами и бдеть над своими мыслями, Савва принял его в Лавру и дал ему келью. 48. Повар в Лавре сварил некогда тыкв для художников, и при наступлении времени, определенного для принятия пищи, отведав их, нашел, что они горьки. Не имея у себя ничего, чем бы можно было приправить их, и потому будучи стеснен сим случаем, скоро побежал к старцу, пал пред ним и объявил ему о сем происшествии. Святой пришел в кухню, положить крестное знамение над сосудом, и сказал повару: «Теперь поди, подавай на стол; благословен Господь!» Тыквы тотчас сделались сладкими, и все их ели, насытились и прославили Бога. 49. Некогда, как сей святой старец шел из Рувы к Иордану, на то место, где растет тростник, встретился с ним величайший хромающий лев. Припадши к Савве, он показывал ему свою ногу, и знаками просил его оказать вспоможение. Отец наш Савва, видя терпимую зверем боль, сел, и взявши его ногу вынул из нее вонзившуюся спицу. Лев, получив облегчение боли, встал и начал ходить. После сего в продолжение Четыредесятницы он сопутствовал старцу и охотно служил ему. Освященный старец имел тогда при себе некоторого ученика, родом сирианина, по имени Флаиса. Сей ученик для услуги имел у себя осла в Руве, в нижней ее стране. Савва, пославши некогда сего ученика для исполнения своего поручения, приказал льву стеречь осла его. Лев поутру брал ртом узду осла, уходил с ним, и пас его весь день, а к вечеру поил его и возвращался с ним. По прошествии нескольких дней, когда лев продолжал исполнять свою службу, Флаис, посланный для исполнения возложенного на него дела, вознерадевши о своем спасении или, может быть, чем-нибудь возгордившись и посему будучи оставлен Богом, пал в грех . Точно в сей же самый день лев умертвил осла и съел его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Там, впрочем не надолго, поселился он в пещере, в которую обыкновенно приходил отдыхать величайший лев. Лев, пришедши в полночь и увидавши, что там спит блаженный, взял ртом своим одежду его и потащил его вон из пещеры. Но поскольку Савва проснулся и начал совершать ночное псалмопение; то лев вышел вон и вне пещеры дожидался, пока старец не окончил своего правила. После сего Савва опять лег на обыкновенном своем месте, а лев вошел в пещеру и, взявшись за его одежду, опять потащил его вон из пещеры. Когда таким образом лев старался вытащить его из пещеры; то Савва смело сказал ему: «пещера широка; она свободно может вместить нас обоих; ибо Творец нас обоих есть один и тот же. Если ты хочешь, останься здесь; а если же не хочешь, то поди в другое место. Ибо я рукою Божиею создан и почтен Божиим образом». Услышав это и как бы устыдившись, лев удалился. Поскольку здесь Савва в немногие дни сделался славен; то начали приходить к нему некоторые Скифополитанцы и Гадаринцы, в числе коих был один Скифополитанский юноша, по имени Василий. Он был родственник знаменитых там мужей Севера и Софрония. Будучи побуждаем божественною силою, он отрекся от мира, пришел к Савве и учился у него подвижнической жизни. Некоторые разбойники, узнавши о сем Василии, нечаянно пришли к ним в полночь, думая, что у Василия есть деньги, но, не нашедшн у них никакого имущества, ушли от них с назиданием; ибо они только узнали их нищету и образ жизни. На пути встретились с ними два величайшие льва. Устрашившись, они заклинали их такими словами: «молитвами аввы Саввы, которого добродетель мы теперь видели с удивлением, сойдите с пути, дабы мы могли пройти!» Звери, услышавши имя аввы Саввы, были прогнаны сим именем, как бичем, и убежали. Разбойники удивились сему чуду и убедились, что старец действительно есть раб Божий; ибо он и в отсутствии чудодействовал. Посему, единодушно возвратившись к нему, они пали пред ним, рассказали о случившемся чуде, пред Богом обещались не обижать на будущее время ни одного человека, решились удаляться от всякого беззакония и с того времени начали заниматься земледелием.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Услышав это, старец сказал ему: «где же у тебя та заповедь, которая говорит: не уловлен буди твоима очима, ниже да совосхитишися веждами ея ( Прит.6:25 )? Ты любопытным взором можешь воспламенить в себе страсть. Теперь будь уверен, что ты не будешь жить со мною в келлии, потому что ты не смотришь за глазами своими, как должно». Савва отослал его от себя в Кастеллий, и после того, как он прожил там некоторое время и довольно научился всемирно наблюдать за своими глазами и бдеть над своими мыслями, Савва принял его в лавру и дал ему келлию. Лаврский повар сварил однажды тыкв для мастеров и, отведав их при наступлении вечера, определенного для принятия пищи, нашел, что они горьки. Не имея у себя ничего, чем бы можно было приправить их, и потому будучи поставлен в затруднение этим случаем, скоро побежал к старцу, пал пред ним и объявил ему о сем происшествии. Святой пришел в кухню, положил крестное знамение над сосудом и сказал повару: «теперь поди, подавай на стол! благословен Господь!» Тыквы тотчас сделались сладкими, и все их ели, насытились и прославили Бога. Однажды, когда сей святой старец шел из Рувы к Иордану, на то место, где растет тростник, встретился с ним величайший хромающий лев. Припадши к Савве, он показывал ему свою ногу и знаками просил его оказать вспоможение. Отец наш Савва, видя переносимую зверем боль и взявши его ногу, вынул из нее занозу. Лев, получив облегчение от боли, встал и начал ходить. После этого в продолжении четыредесятницы он сопутствовал старцу и охотно служил ему. Освященный старец имел тогда при себе одного ученика, родом Сирианина, по имени Флаиса. Этот ученик для услуги имел у себя осла в Руве, в нижней ее стране. Савва, пославши однажды этого ученика для исполнения своего поручения, приказал льву стеречь осла его. Лев поутру брал ртом узду осла, уходил с ним и пас его весь день, а вечером поил его и возвращался с ним. По прошествии нескольких дней, когда лев продолжал исполнять свою службу, Флаис, посланный для исполнения возложенного на него дела, вознерадевши о своем спасении, или может быть чем-нибудь возгордившись и посему будучи оставлен Богом, пал в грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010