Архимандрит Тихон: Без сноса построек на территории Сретенского монастыря не обойтись Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: М. Родионов/Православие.Ru МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. Строительство нового храма на территории Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве невозможно без сноса нескольких построек, которые не имеют архитектурно-исторической ценности, тогда как новый храм монастырю остро необходим, заявил РИА Новости во вторник наместник обители архимандрит Тихон (Шевкунов). Ранее представители общественности высказывали опасения в связи с планируемым сносом зданий XIX -XX века, относящихся к Сретенскому монастырю, и возведением на их месте собора Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке. Освящение собора запланировано на февраль 2017 года. В конце сентября эксперты рабочей группы комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия согласились с необходимостью сноса шести зданий под строительство нового храма. ПОСТРОЙКИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ЦЕННОСТИ «Да, сносится несколько строений, которые не являются памятниками архитектуры и никогда не были памятниками. Эти здания, построенные в конце XIX — начале XX века, были доходными домами монастыря, монахи здесь не жили. Каждое из этих строений по нескольку раз перестраивалось, аутентичных не осталось ни одного. Эти строения сносятся для того, чтобы на этом месте возвести храм, который совершенно необходим монастырю», — сказал архимандрит Тихон. Он отметил, что монастырь пошел на снос этих построек «не от хорошей жизни — просто нет другой земли», а предлагавшиеся некоторыми представителями общественности альтернативные варианты строительства нового храма неподалеку от Сретенского монастыря, на месте разрушенных когда-то церквей, мало осуществимы. «Мы прекрасно понимаем озабоченность обликом Москвы, поэтому мы отвергли все проекты, представленные на конкурсе, в которых храм выходил на линию улицы «Рождественский бульвар». Хотя нам разрешен снос еще одного здания, которое находится на Рождественском бульваре, мы не будем этого делать, и реконструируем это здание, чтобы сохранить историческую линию улицы. А новый храм будет в глубине двора, как и сносимые здания, которые не имеют архитектурно-исторической ценности», — добавил собеседник агентства.

http://pravoslavie.ru/64761.html

Монастырь имеет два скита: мужской, во имя преп. Серафима Саровского (в Рязанской области) и женский, во имя пророка Илии (в Московской области). Сретенский монастырь, заштатный, в Москве, на Сретенке. Основан в 1395 году в память избавления от нашествия татар заступлением Богоматери (см. 23 июня и 26 августа). Соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери построен в 1679 году. В монастыре хранится часть мощей преподобной Марии Египетской, привезенные из Константинополя в 1706 году, и замечателен крест резной работы вышиной 10 аршин 14 вершков, шириной 6 аршин. Ежегодно 23 июня и 26 августа в монастыре совершается крестный ход из Успенского собора, в память избавления Москвы от нашествия татар. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Существовавшая ранее церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре построена была в 1385 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII ст. фабрикантом А. Милютиным; в 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужение в церкви не бывает, за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени царя Александра I. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Московский Сретенский мужской монастырь расположен на улице Большая Лубянка, вблизи бывших Сретенских ворот Белого города. По названию монастыря получила со временем свое наименование соседняя улица Сретенка. Сретенский монастырь был основан в конце XIV в. на месте встречи («сретения» святыни русского православия - Владимирской иконы Божией Матери - при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 г. Основание монастыря связывается с 1397 г. В 1476 г. по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.

http://sobory.ru/article/?object=04528

Игуменом Маркеллом за время его настоятельства были сделаны облачение на престол, новая катапетазма у царских врат и горнее седалище в алтаре соборного храма. Он также поправил иконостас в приделе Рождества святого Иоанна Предтечи, который сильно пострадал из-за течи кровли в предшествующие Из сохранившихся сведений о настоятеле известно, что игумен Маркелл имел серебряную медаль в честь коронации императрицы Екатерины периодически участвовал в описи имущества Успенского собора. Он писал 25 апреля 1765 года, что был при описи в 1764 году, «теперь же Сретенский монастырь остался в заштатных на своем содержании, а в Московской епархии и в Москве имеются монастыри штатные, в которых лошади, коляски и люди казенные по штату положены, и игумены их (указаны монастыри Богоявленский, Крестовоздвиженский, Угрешский. - Ред.) ни в каких должностях не состоят», и просил Синодальную контору уволить его «по несносности» от описи Успенского собора. Синодальная контора 2 мая 1765 года его Из братии монастыря в этот период упоминаются иеромонах иеродиакон Паисий († 26 октября 1764 В мае 1765 года Московская духовная консистория опечатывала денежные кружки в Сретенском монастыре для передачи новому настоятелю архимандриту Игумен Маркелл 5 мая 1765 года передавал Сретенский монастырь в управление настоятелю Андреевского монастыря архимандриту Антонию (Горскому), а сам просился на увольнение в Белорусскую Архимандрит Антоний (Горский) - настоятель Сретенского монастыря в 1765- 1767 годы Об архимандрите Антонии (Горском) сохранилось немного сведений. В книге П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» указывается, что он был настоятелем Андреевского монастыря в 1763-1764 По состоявшимся в 1764 году штатам Андреевский монастырь был упразднен и отдан Московскому градскому обществу на устроение там В апреле 1765 года архимандрит Антоний (Горский) находился еще в Андреевском монастыре, и 21 апреля сослужил литургию в Успенском соборе Московского Игумен Маркелл 5 мая 1765 года передавал Сретенский монастырь в управление настоятелю Андреевского монастыря архимандриту Антонию По принятии монастыря по описи оказалось, что отсутствует аналойный образ Спаса Нерукотворного, на котором венец, поля и гривенка чеканной работы, с позолотою, а на венце и гривенке четыре финисы да три бирюзы (ценою 40 рублей). За этот образ указанные деньги (40 рублей) с игумена Маркелла были взысканы в консисторию и отосланы к настоятелю архимандриту Антонию с предписанием, чтобы они были записаны в приходные книги и употреблены на украшение ризницы и утвари церковной. Впоследствии образ был найден, и бывший игумен Маркел просил вернуть ему взятые

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Божией волей вклад ковчега со святыми мощами в Сретенский монастырь стал личным вкладом думного советника Емельяна Игнатьевича Украинцева для «вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в Монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке». На стенки ковчега были нанесены 16 мужских и 13 женских имен ближайших родственников Емельяна Игнатьевича, скончавшихся к 1706 году. В 1694 году Украинцев подал в Палату родословных дел «скаску» о нескольких десятках представителей рода, служивших Отечеству. Последняя сгорела вместе с другими документами Разрядного архива в 1812 году, но сохранилась обширная выписка из нее, сделанная в 1757 году в Герольдмейстерской конторе по челобитной дальнего родственника дьяка, Лариона Григорьевича Украинцева. А.В. Лаврентьев определил по ней дела и степень родства мужчин, имена которых были названы Украинцевым на ковчеге. По возвращении в Москву надлежало освидетельствовать святые мощи у патриарха Московского, однако 16 октября 1700 года патриарх Адриан скончался. Три года Украинцев ждал избрания нового патриарха. И.Ф. Токмаков сообщает, что 13 февраля 1703 года местоблюститель патриаршего престола Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, выдал дьяку грамоту. Вероятно, в 1703 году Украинцев только подал прошение, потому, что более осведомленный епископ Амвросий (Орнатский) указывает, что грамота митрополита была выдана лишь 17 января 1707 года. Сразу же за получением грамоты последовал торжественный перенос святыни в Сретенский монастырь. Копии грамот 1700 и 1707 годов в трех экземплярах хранились в ризнице Сретенской обители. Сообщение Токмакова о церкви святой Марии Египетской, что «при этом же храме был построен придел еще в 1706 году в честь Сретения Господня на средства фабриканта А.А. Милютина», перекочевало во многие издания краеведов и в справочники. Между тем оно нуждается в уточнении. В делах Патриарших приказов с начала XVIII века упоминается выдача антиминса в Сретенский монастырь лишь для престола Рождества Иоанна Предтечи в 1706 году, устроенного «по обещанию обители сея игумена Моисея Великосельского (Иневского)».

http://sobory.ru/article/?object=41483

В 1632 году в обители жили всего два монаха. Упразднена Коптева пустынь ещё до штатов 1764 года. Церковь обращена в приходскую. Каменная одноэтажная двупрестольная приходская церковь построена в 1822 году, холодный храм освящен в честь Сретения Господня, теплый – во имя святителя Николая Мирликийского. После пожара церковь перестроена, единственный престол в 1901 году освящен в честь Сретения Господня и во имя святителя Николая Мирликийского. Приписная деревянная часовня стояла в деревне Зыкляево. В 1916 году Коптевский приход Вологодской епархии составляли деревни Грязовецкого уезда: Зверино, Козино, Починок, Зыкляево, Заречье, Тюрьмы (Черемушки на современных картах) и село Никольское. Часовни в Зыкляеве уже не было к этому времени. В настоящее время (информация анохинских жителей) в деревнях бывшего Коптевского прихода никто не живет, не существует и Сретенская Коптевская церковь. Библиография: 1. Корнилиево-Комельский Введенский монастырь Вологодской епархии. 5-ое издание. – Вологда, 1904. 2. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – Спб., 1897. Описание 1687. 3. Городок на Московской дороге: историко-краеведческий сборник. – Вологда, 1994. 4. Клировые ведомости за 1913, 1917 годы. Православные приходы и монастыри Севера Коптевская Сретенская церковь. Современное местоположение: д. Никола, Лежское с/п, Грязовецкий р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния. Монастырь: Коптева Сретенско-Николаевская мужская пустынь. Коптева Сретенская или Никольская мужская пустынь была упразднена задолго до утверждения штатов 1764 года. В 1596 г., по царской грамоте, пустынь была приписана к Корнильеву монастырю. 1596 год дан в ВЕВ, хотя обычно указывается 1546-1547 г.г. согласно вкладной старца Алимпия в Введенский Корнильев монастырь на Коптеву пустынь с её владениями, от 7055 г. от сотворения мира, т.е. 1546-1547 г.г. от Р.Х. (ГАВО, ф. 520, 114, л.14 об., текст). Церковь Сретения Господня в Коптеве пустыне, в вотчине Корнильева монастыря, упоминалась в окладной книге 1618 года. На месте упразднённой пустыни образован приход. Обновлённый придельный храм во имя свт. Николая освящён 11 октября 1870 г. Возобновлённый храм во имя Сретения Господня освящён 17 мая 1882 г. Коптевская Сретенская церковь, каменная, возобновлена после пожара в 1901 г. Престол в честь Сретения Господня и свт. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=19950

Обитель едва не прекратила свое существование в древности, судя по историческим документам, некогда здесь не оставалось и десятка насельников. Причина этому остается загадкой, возможно монастырь попал в немилость к Ивану Грозному. Но в середине XVII века на монастырь обратил внимание царь Алексей Михайлович. Здесь начали возводить каменные здания, в том числе, храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Здесь же оказался привезенный с Афона список Иверской иконы Божией Матери. Считается, что в Николо-Перервинском монастыре останавливалась сама императрица Екатерина II. Существует и легенда о подземном ходе, который якобы связывает монастырь с Церковью Казанской Божией Матери в усадьбе Коломенское. Адрес монастыря: ул. Шоссейная, д.82 Телефон монастыря: +7 (495) 354-49-65 Сретенский монастырь Сретенский монастырь считается самой маленькой, но одновременно и самой известной обителью столицы. Его основали на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Угодьями, на территории которых возник монастырь, владел боярин Семен Кучка. Именно поэтому их называли Кучковым полем. Кучково поле было местом сбора горожан. Именно здесь зачитывали указы, правили суд. Когда Тамерлан вторгся в Рязанские земли, на Кучковом поле в очередной раз собрался весь город. Предание рассказывает, что после встречи Владимирской иконы Божией Матери, Богородица явилась Тамерлану во сне и приказала оставить эти земли. Тамерлан в ужасе бежал. С той поры известна история Сретенского монастыря. Но Сретенский монастырь – не только уникальный памятник истории. Он известен своим хором, который прославляет Русскую Православную Церковь в России и за рубежом. Адрес монастыря: Москва, ул. Б. Лубянка, 19 Заиконоспасский монастырь Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь расположен на Никольской улице. Это – одно из самых любимых мест для прогулок туристов, идущих на Красную Площадь. На одной из центральных пешеходных улиц города расположены не только красивые витрины магазинов, но и колокольня, созывающая на службу в древнюю обитель. Первоначально монастырь назывался «Спасом старым». Про «Спас старый» говорили, что это – «учительский монастырь». Он был основан во времена правления Бориса Годунова. А «Заиконоспасским» монастырь стал, потому что находился за иконным рядом.

http://pravmir.ru/monastyri-moskvy/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010