Монастырь в 1980-е      Например, Ивана Грозного, который, возвращаясь после взятия Казани, посетил Сретенскую обитель и одарил ее щедрыми пожертвованиями. Последующие русские цари также были богомольцами, вкладчиками и строителями монастыря. Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича – первого царя династии Романовых. После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. В монастыре нередко служил Святейший Патриарх Тихон, избранный на Соборе Русской Церкви 1917-1918 годов, которого большевики считали своим заклятым врагом. Последним настоятелем обители перед ее закрытием стал сподвижник Патриарха священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях. А в конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. Святитель Тихон Как началась эпоха его возрождения, об этом подробно рассказывается в книге иеромонаха Арсения (Писарева) «Московский Сретенский монастырь: прошлое и настоящее», выпущенной Издательством Сретенского монастыря. Насельник обители отец Арсений, историк по образованию, тщательно изучил сведения о своей родной обители. Скончался батюшка в феврале 2013 года, а книга вышла в этом году. К счастью, отец Арсений застал не только трудные времена, но увидел и расцвет монастыря. Он слышал слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказавшего в 2009 году, когда обитель праздновала пятнадцатилетие возобновления монашеской жизни, что все, что происходит здесь в монастырских стенах, является некой моделью того, что должно происходить в масштабах всей Церкви. Поскольку, по словам Его Святейшества, Сретенский монастырь стал не только местом паломничества людей, которые хотят помолиться и прикоснуться к этой национальной святыне, но и местом просвещения, воспитания молодежи, ее образования. Богослужение в Сретенском монастыре 1995 г.      А сегодня, наверное, не все первокурсники Сретенской духовной семинарии знают, каким неимоверно трудным было начало возрождения.

http://pravoslavie.ru/68505.html

Хор Московского Сретенского монастыря даст концерт в Катаре Москва, 24 сентября 2018 г.      5 октября в 20.00 в дохийском Katara Cultural Village Amphitheater состоится бесплатный концерт Хора Московского Сретенского монастыря. Мероприятие пройдет в рамках Перекрестного Года культуры Катара и России 2018 при поддержке генерального партнера Нефтяной компании «Роснефть». Легендарный Хор представит попурри из русских, украинских и казачьих народных песен, песен военных лет, а также популярных романсов. Выступления ансамбля проходят на знаковых площадках по всему миру – от Карнеги-Холла до Национального театра Коста-Рики.      Хор Московского Сретенского монастыря входит в число самых известных церковно-певческих коллективов России. В советское время монастырь был закрыт, а хор – распущен, и лишь в 1994 году обитель открылась вновь. Тогда же был сформирован и новый состав хористов – именно они сегодня представляют российскую церковную и светскую музыку за рубежом. Международный успех Хора Московского Сретенского монастыря не отменяет его главной задачи – участия в богослужениях, культурных инициативах и мероприятиях Русской Православной Церкви. Так, музыканты участвуют в ежегодном Пасхальном фестивале; с 2006 по 2012 гг. хористы провели богослужения на Дальнем Востоке и Сибири, спели на освящении храма святых Константина и Елены в Стамбуле. В те же годы хор дал концерт в Ватикане, провел мировое турне, посвященное объединению Русской Православной Церкви, объехал южноамериканский континент в рамках «Дней России в странах Латинской Америки», выступил в Соборе Парижской Богоматери и в ЮНЕСКО, а также поучаствовал в одном из самых престижных профессиональных мероприятий – Пекинском музыкальном фестивале.      Выступление Хора Московского Сретенского Монастыря пройдет в рамках годового культурного обмена Катара и России. Этот концерт состоится благодаря поддержке Генерального партнера мероприятия Нефтяной компании «Роснефть». Перекрестный Год культуры позволит создать атмосферу доверия и взаимопонимания, необходимую для расширения деловых контактов, укрепления экономического, туристического и культурного взаимодействия между двумя странами. Мероприятие бесплатное. Количество мест ограничено. 24 сентября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115956.html

Архимандрит Серафим писал: «Издавая книгу, я, прежде всего, имел в виду дать читателям то, что следует ради назидания давать православному русскому народу, желающему знать древние судьбы наших отечественных святых. Сделавшись настоятелем московского Сретенского монастыря, я тотчас убедился, что святыня и древность такого монастыря не может быть оставлена без особого внимания ни мною самим, ни тем православным народом, который вскоре стал просить меня побеседовать о святыни монастыря и истолковать его древность. Поэтому, прежде всего, я решился издать краткое сказание Муравьева, разделив его на малые главы для лучшего уразумения и большего назидания. Уважая любовь народа к иконе в церкви и к картине в частном быту, я нашел нужным присовокупить к сказанию рисунки видов Сретенского монастыря и Успенского собора. Мне хотелось потом дать и людям ученым историческое описание монастыря, по возможности изложенное на основании старинных документов и актов, хранящихся в архивах в рукописях, равно снабженное и сводом всего, что о Сретенском монастыре напечатано в старое и новое время в книгах» . В изданной в 1885 году книге архимандрит Серафим говорит, что вскоре наступит для него необходимость восстановить в благолепнейшем виде святыню и древность славного Сретенского монастыря, что он желает восстановить иконописание и украшение стен по древним образцам . Следующие сведения о реставрации мы находим в книге Г.А. Романова «Русский синодик: Помянник московского Сретенского монастыря: Исторический справочник». В 1886 году архимандрит Серафим поднимает вопрос о реставрации настенной живописи и иконостаса собора Сретенской обители. 16 мая 1886 года он подает митрополиту Иоанникию прошение: «Настенная живопись священных событий и лиц в соборном храме Сретенского монастыря от времени потемнела, а по местам вовсе уничтожилась, а потому требует возобновления, так как живопись сия существует более 200 лет и должна быть возобновлена в настоящем ея виде… Нужно сделать сношение с Археологическим обществом, дабы монастырь мог найти способных для сего дела художников и определить потребные для сего расходы, на которое будет испрашиваемое милостивое вашего высокопреосвященства разрешение».

http://pravoslavie.ru/31793.html

Сретенский монастырь: прошлое и настоящее Сретенский монастырь - древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в XX веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отра­зилась вся история государства Российского - с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богобор­чеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесно­го события, о котором сообщают летописные источники. Как повествуют летописи, летом 1395 года знаменитый завое­ватель хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, разо­рил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опу­стошая все вокруг. «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», - пишет Н.М. Карамзин. Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским повелел, чтобы великая православная святыня, заступница земли Русской, - Владимирская икона Божией Ма­тери - была принесена из Владимира в Москву. Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, со слезами молился: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа (8 сентяб­ря по новому стилю) неподалеку от Кремля, на том месте, где вскоре был основан Сретенский монастырь, крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, встретил чудотворный образ. В этот самый час, когда жители Москвы встретили икону и мо­лились перед ней, Тамерлан, как повествуют летописи, дремал в своем шатре; вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела Она Тамерла­ну оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена - это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом, непобедимый хан на следующий день повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. До сих пор историки теряются в догадках отно­сительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, Усердной Заступнице рода христианского. В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два го­да был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Ус­пенского собора. Это был главный праздник Москвы, истори­чески сложившийся праздник города.

http://pravoslavie.ru/5790.html

В свое время он был настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря 14 мая. ПРАВМИР. Митрополитом Псковским избран епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), настоятель Сретенского монастыря. Архиерей Русской православной церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы епископ Тихон (Шевкунов) избран Митрополитом Псковским. Это решение принято членами Священного Синода, заседание которого состоялось 14 мая в Санкт-Петербурге. Должность главы Патриаршего совета по культуре будет за ним сохранена. Он является наместником московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря и ректором Сретенской духовной семинарии. Помимо этого священнослужитель является ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре и сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Он также руководит издательством Сретенского монастыря и является главным редактором интернет-портала Православие.Ru. СПРАВКА: Епископ Тихон (в миру Георгий Александрович Шевкунов) родился в Москве 2 июля 1958 года. Он окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа», после чего поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. Духовником будущего священнослужителя стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 2 июля 1991 года в Донском монастыре Москвы был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, патриарха Московского. Во время служения в Донском монастыре участвовал в обретении мощей Патриарха Тихона. С 1993 по 1995 года являлся настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, расположенного в Сретенском монастыре. 16 июля 1995 года решением Священного синода был назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря. Через 3 года возведен Патриархом Алексием II в сан архимандрита. В 2012 году поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха. В 1999 году архимандрит Тихон становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища (в 2002 году она преобразована в Московскую Сретенскую духовную семинарию).

http://pravmir.ru/molniya-mitropolitom-p...

Сретенский монастырь, хотя и не был знаменит, играл заметную роль во многих духовных и исторических событиях. По­сле октябрьского переворота 1917 года монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Правосла­вие. 4 декабря 19 25 года здесь принял иноческий постриг Сер­гей Извеков - будущий святейший патриарх Пимен. Одним из последних настоятелей обители перед ее закрытием стал сподвижник святого патриарха Тихона священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях. Выдающийся богослов, блестящий про­поведник архиепископ Иларион в 20-е годы отдал все свои си­лы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в ус­ловиях гонения на христиан. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами» - псевдоцерковны­ми деятелями, сотрудничавшими с большевиками в страшном деле разорения Церкви. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор - переосвящен великим чином. Мудрая и смелая по­зиция архиепископа Илариона повлекла за собой ненависть богоборцев, ссылку и многолетнее заключение настоятеля Сретенского монастыря в Соловецком концлагере, а затем и мученическую кончину. В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса - бы­ли разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офице­ров НКВД. На монастырской территории велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью новых муче­ников. В память о всех жертвах богоборческий власти при вхо­де в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием. В 1991 году сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православ­ной Церкви, здесь был создан приход. В 1994 году по благо­словению Святейшего Патриарха Алексия в Сретенском мо­настыре была возрождена монашеская жизнь и основано подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Ти­хон (Шевкунов).

http://pravoslavie.ru/5790.html

Сретенский монастырь при архимандрите Никоне (1772–1778) Об архимандрите Никоне сохранились следующие сведения. Он происходил из служащих дворян, обучался в московской Славяно-греко-латинской академии. В монашество пострижен архимандритом Дорофеем в 1741 году в Пафнутьево-Боровском монастыре. В этом же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха, а в 1743 году произведен игуменом Тверской епархии в Малицкую пустынь. В архимандрита произведен в 1748 году архиепископом Тверским Митрофаном в Селижарову слободу (Селигерова монастыря) этой же епархии . В книге протоиерея Н.А. Скворцова находим дополнительные сведения об архимандрите Никоне: в 1749 году он переведен в Отрочь монастырь, в 1752 году в Трифонов монастырь Вятской епархии, в 1760 году в Тамбовскую епархию, потом остался за штатом и определен в Нилову пустынь, в 1770 году – в московский Богоявленский монастырь . В 1772 году по указу конторы Святейшего Синода определен в Сретенский монастырь. «До произведения в настоятельские чины проходил послушания по должностям разные; а с произведения в архимандрита находился присутствующим в консисториях тверской, вятской и тамбовской; и в архиерейском доме экономом, а по определении в Московскую епархию присутствовал в московской духовной консистории» . Архимандрит Никон 5 апреля 1772 года по указу консистории принимал по описи Сретенский монастырь, причем в связи с предшествовавшей в 1771 году эпидемией чумы, от которой погибла вся братия обители, было предписано: что окажется «сомнительно или в зараженных местах состоит, то по очищении их из данных на то узаконений освидетельствовать». Освидетельствование монастыря проводилось по описи, еще составленной 12 сентября 1765 года настоятелем Сретенского монастыря архимандритом Антонием. Архимандрит Никон по освидетельствовании писал, что поскольку «бывшие монашествующие все без остатка в прошедшее время от заразительной болезни померли, то… и взыскание учинить уж не с кого» по не оказавшемуся в наличии при описи . За время управления Сретенским монастырем архимандритом Никоном была проведена и другая опись – в 1776 году . По этим описям можно отчасти представить, как выглядел монастырь и его храмы в то время.

http://pravoslavie.ru/33766.html

Сретенский женский монастырь (Гороховец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский монастырь — православный женский монастырь Русской православной церкви, находится на центральной площади города Гороховца. Основан в 1658 году по указу патриарха Никона. Содержание История [ править править код ] Сретенский Гороховецкий женский монастырь основан по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Никона в 1658 г. в центре посада Гороховца. Обитель строилась на средства вкладчиков гороховчан, а также Семена и Михаила Никифоровых-Ершовых. Свое название монастырь получил исторически, так как был основан при церкви в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. После 20 лет существования в монастыре уже проживало 44 сестры, а в 1722 г.- игумения и 69 сестер. В 1671 году по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II вместо обветшавшего Сретенского храма возведен деревянный двухэтажный собор, верхняя церковь освящена в честь Сретения Владимирской иконы, нижняя, теплая,- во имя прп. Сергия Радонежского. В 1685-1686 гг. был построен холодный каменный Сретенский собор - бесстолпный 2-светный четверик с 3-частной апсидой. Храм увенчан 5 куполами, украшенных аркатурными поясками. Около 1686 г. в восточной части Гороховецкого монастыря был сооружен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Адриана 20 марта 1700 г. началось строительство уже кирпичного Сергиевского храма. И в 1703г. церковь была сооружена. Немалый вклад в строительство Сергиевской церкви произвел посадский человек города Гороховца Григорий Ширяев. Сергиевский храм, поставленный к востоку от Сретенской церкви, типичен для архитектуры Гороховца нач. XVIII в.: четверик с 2-скатной кровлей увенчан луковичной главой на барабане, украшенном аркатурным пояском. Фасады четверика завершены карнизом и рядом кокошников, углы отмечены пилястрами, арочные окна обрамлены простыми наличниками. Храм установлен на подклет, разделенный на множество помещений, имеющих отдельные входы и перекрытых низкими коробовыми сводами. В трапезной сохранилась изразцовая печь XVIII в. В 1-й пол. XVIII в. на одной оси с храмами к западу была построена колокольня, в ее нижней части находятся святые врата, выше - восьмерик и ярус звона, увенчанный шатром.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_жен...

Кашин. Сретенский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Сретенский женский монастырь. Часовня, где покоятся мощи Пр.Дорофеи. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/pg/04/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/asd3.html и http://andcvet.narod.ru/pg/04/cb/255.jpg Т. ?? Карта и ближайшие объекты Добавить статью Сретенский монастырь, 2 класса, в городе Кашине. Первоначальное устроение обители приписывается родному брату князя Бориса, Георгию Александровичу (+ 1426 год), который после одной победы над врагами, возвращаясь домой, на том самом месте, где находится теперь монастырь, встречен был супругою своею Анастасиею, объявившей благоверному супругу о благополучном рождении у них сына Иоанна. Эта встреча после счастливой битвы, радостная уже сама по себе, возбудила в душе благочестиво настроенного князя желание увековечить место этой встречи сооружением женской обители. Посвятив главный храм общины Сретению Господню, князь Георгий в честь ангелов своей супруги и новорожденного устроил в нем два придела: один во имя святой мученницы Анастасии, а другой — в честь рождества Иоанна Предтечи. В монастыре находятся иконы, замечательные по своей древности: образ святого великомученика Георгия, древнего письма, который считается вкладом основателя обители князя Георгия; чудотворная икона Богоматери Всех скорбящих Радость, письма греческого; чудотворная Страстная икона Божией Матери, найденная в пепле после пожара монастыря в 1609 году; образ Благовещения Пресвятой Богородицы, по преданию, найденный неповрежденным в пепле храма, разрушенного в годину нашествия поляков. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Самый крупный из монастырей Кашина - Сретенский - встречал прибывавших по Московской дороге. Впервые он был упо­мянут в жалованной грамоте тверского великого князя Бориса Александровича, а основание обители приписывают брату князя Георгию (начало XV в.). По легенде, монастырь был построен в честь счастливого возвращения с поля брани и встречи братьев. В Смутное время он был полностью разрушен интервентами, однако возродился, как рассказывают, благодаря молитвам Дорофеи Ладыгиной, принадлежавшей к роду князей Коркодиновых. После смерти мужа, случившейся во время польского разорения, Дорофея поселилась в Сретенском монастыре. Она умерла в 1649 г. в возрасте 80 лет, и на её могиле начали совершаться чудесные исцеления. Дорофея стала местночтимой святой, ныне её икона находится в Вознесенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=07728

Сретенский женский монастырь в Бурятии Сретенский женский монастырь. Бурятия На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что воспитывало и характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться к высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. В монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, самую неразрешимую задачу. Российская земля богата святыми обителями, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела многие вехи жизни Святой Руси, а есть и молодые обители, недавно появившиеся и только еще начинающие свою духовную жизнь. К таким молодым монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурине Прибайкальского района республики Бурятия. Обитель расположена в живописном месте, в 64 км от г. Улан-Удэ, близ трассы Усть – Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско-Забайкальской епархии после начала возрождения церковной жизни в России конца XX века. На территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурина. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение: на месте старой деревянной церкви построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, а через 16 лет, в сентябре 1829 года, была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через 7 лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь во имя великомученика и победоносца Георгия.

http://pravoslavie.ru/2942.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010