Сретенский монастырь при игумене Арсении (1778–1786 годы) В Центральном историческом архиве г. Москвы в фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о прошении игумена Сретенского монастыря Арсения об увольнении его от настоятельской должности в 1779 году, в котором подробно изложен его послужной список. «Игумен Арсений (68 лет, сын священника), из вдовых диаконов, пострижен в монашество 15 ноября 1741 года в Мосальском Боровенском монастыре Калужской епархии». В иеромонаха рукоположен 11 ноября 1749 года архиепископом Московским Платоном (Малиновским). Потом 6 октября 1753 года переведен в кафедральный Чудов монастырь, где находился при церковно- и священнослужении и на разных послушаниях до 1758 года. Затем произведен 5 апреля 1758 года митрополитом Московским Тимофеем (Щербацким) в Боровенский монастырь игуменом, но за упразднением обители и переводом ее храма в приходскую церковь (по реформированным штатам 1764 года) по указу конторы Святейшего Правительствующего Синода снова определен в кафедральный Чудов монастырь на иеромонашеское жалованье. (До перевода в Чудов монастырь находился также в Полбиной и Белобережской пустынях Севской епархии .) В московский Златоустов монастырь переведен в число братства 29 сентября 1774 года. По резолюции Московской духовной консистории 12 октября 1778 года определен в Сретенский монастырь на место архимандрита Никона, переведенного в Севскую епархию. 21 февраля 1779 года игумен Арсений писал: «По званию своему за старостью, а паче за частыми болезненными припадками в том Сретенском монастыре настоятельской должности править не в силах… по неимуществу моему как себя в содержании, так и в дневном пропитании имею крайний недостаток» . Просил перевести его на обещание в Крутицкую епархию в Юхнов монастырь, где и просил для жительства отвести кельи, соответствующие его характеру, и о назначении жалования . В ответ на это прошение 19 августа 1779 года Святейший Правительствующий Синод ответил, что «пенсионное жалование увольняемым настоятелям велено производить тем, которые состояли в штатных монастырях, – по положенным на них в том штате окладам», а Сретенский монастырь состоит за штатом, поэтому и пенсию игумену Святейший Синод определить не может. Вопрос о месте пребывания игумена Арсения и нахождения возможностей, чтобы «он не остался без пропитания», Святейший Синод оставлял на рассмотрение преосвященного Платона (Левшина), архиепископа Московского и Калужского . Прошение об увольнении игумена Арсения не было удовлетворено.

http://pravoslavie.ru/34537.html

В Сретенском монастыре состоится встреча с православным французским богословом Жаном-Клодом Ларше Москва, 25 сентября 2016 г. В Сретенском монастыре состоится встреча с французским богословом Жаном-Клодом Ларше. На встрече автор расскажет о своих книгах – изданных и готовящихся к изданию в России, а также ответит на вопросы читателей. Встреча пройдет 27 сентября 12.30 в актовом зале Сретенской духовной семинарии. Большая Лубянка, 19. Вход свободный. Жан-Клод Ларше (род. 1949) — видный французский православный исследователь святоотеческого наследия, богослов и писатель. Профессор, автор 23 книг, переведенных на 15 иностранных языков, более 100 статей и около 400 рецензий. Родился к католической семье и под влиянием русского старца архимандрита Сергия (Шевича), жившего в Париже принял Православие в 1971 г. Становление Ж.-К. Ларше как православного богослова произошло под влиянием общения с такими известными людьми, как преп. Иустин Попович, архим. Софроний Сахаров, с учениками старца Иосифа Исихаста. Темы, которым посвящены его книги весьма разнообразны: Вопросы, касающиеся здоровья, болезней, путей их излечения, тема страдания, смерти, биоэтика; исследование наследия преп. Максима Исповедника; богословие Божественных энергий; учение о Церкви и Таинствах и многое другое. Книги на русском языке: Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западном. Вст. ст. А.И. Сидорова. М.: Сретенский монастырь, 2004. Старец Сергий. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Исцеление психических болезней : опыт христианскаго востока первых веков. М.: Сретенский монастырь, 2007. Издание второе — М: Сретенский монастырь, 2008. Издание третье — М: Сретенский монастырь, 2011. Бог не хочет страдания людей. М.: Паломник, 2014. Преподобный Силуан Афонский. M.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015. Патриарх Павел. Святой наших дней. М: Сретенский монастырь, 2015. 26 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97328.html

Хор Московского Сретенского монастыря даст концерт в Катаре Москва, 24 сентября 2018 г.      5 октября в 20.00 в дохийском Katara Cultural Village Amphitheater состоится бесплатный концерт Хора Московского Сретенского монастыря. Мероприятие пройдет в рамках Перекрестного Года культуры Катара и России 2018 при поддержке генерального партнера Нефтяной компании «Роснефть». Легендарный Хор представит попурри из русских, украинских и казачьих народных песен, песен военных лет, а также популярных романсов. Выступления ансамбля проходят на знаковых площадках по всему миру – от Карнеги-Холла до Национального театра Коста-Рики.      Хор Московского Сретенского монастыря входит в число самых известных церковно-певческих коллективов России. В советское время монастырь был закрыт, а хор – распущен, и лишь в 1994 году обитель открылась вновь. Тогда же был сформирован и новый состав хористов – именно они сегодня представляют российскую церковную и светскую музыку за рубежом. Международный успех Хора Московского Сретенского монастыря не отменяет его главной задачи – участия в богослужениях, культурных инициативах и мероприятиях Русской Православной Церкви. Так, музыканты участвуют в ежегодном Пасхальном фестивале; с 2006 по 2012 гг. хористы провели богослужения на Дальнем Востоке и Сибири, спели на освящении храма святых Константина и Елены в Стамбуле. В те же годы хор дал концерт в Ватикане, провел мировое турне, посвященное объединению Русской Православной Церкви, объехал южноамериканский континент в рамках «Дней России в странах Латинской Америки», выступил в Соборе Парижской Богоматери и в ЮНЕСКО, а также поучаствовал в одном из самых престижных профессиональных мероприятий – Пекинском музыкальном фестивале.      Выступление Хора Московского Сретенского Монастыря пройдет в рамках годового культурного обмена Катара и России. Этот концерт состоится благодаря поддержке Генерального партнера мероприятия Нефтяной компании «Роснефть». Перекрестный Год культуры позволит создать атмосферу доверия и взаимопонимания, необходимую для расширения деловых контактов, укрепления экономического, туристического и культурного взаимодействия между двумя странами. Мероприятие бесплатное. Количество мест ограничено. 24 сентября 2018 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/115956.html

На территории Сретенского монастыря нет отеля интим-услуг, сообщил источник в обители 29 октября, 2012. Новостная служба Отель с почасовой оплатой находился в соседнем с монастырем здании, сообщил ПРАВМИРу источник в монастыре. 29 октября. ПРАВМИР. Информация о том, что на территории Сретенского монастыря был обнаружен отель, предоставляющий возможность воспользоваться интимными услугами, не соответствует действительности. Отель с почасовой оплатой находился в соседнем с монастырем здании, сообщил ПРАВМИРу источник в монастыре. Здание было ранее арендовано монастырем для семинарии. Как сообщает один из служителей Сретенского монастыря в интервью порталу Life News , заведение было обнаружено только тогда, когда начали проверять, какие помещения стали на время аренды подконтрольными монастырю. По словам собеседника портала, это заведение уже находится там очень долгое время, является чьей-то собственностью и не имеет к монастырю никакого отношения. По сообщению агентства РИА Новости наместник московского Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов) назвал «бессовестной клеветой» распространяемую в интернете и ряде СМИ информацию о том, что сотрудники правоохранительных органов обнаружили бордель якобы на территории обители. «То, что творится сейчас в СМИ, было бы смешно, если бы не было так гнусно. Это яркий пример информационной войны против Церкви. Когда нас пытаются убедить, что нынешние информационные войны против Церкви — это всего лишь наши преувеличения и фантазии, то вот вам конкретный пример дружной травли Церкви на основании самой бессовестной клеветы», — сказал наместник в интервью РИА Новости. По его словам, «в здании, соседнем с нынешней территорией Сретенского монастыря, действительно много лет действовала гостиница с самой скверной репутацией, и когда встал вопрос о передаче этого здания монастырю, монастырь поставил условие об освобождении здания от присутствия этой гостиницы». «Мы долго этого добивались и наконец-то дождались, что это заведение прикрыто», — заявил архимандрит Тихон.

http://pravmir.ru/na-territorii-sretensk...

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сретенский монастырь — православный мужской монастырь, находящийся в центре современной Москвы, на улице Большая Лубянка (до конца XIX века — Сретенке, на Кучковом поле). До 1918 года имел статус заштатного; ныне ставропигиальный. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1397 году князем Василием I на Кучковом поле в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники. Согласно летописям 26 августа 1395 года крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном , встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери , принесёный из Владимира-на-Клязьме. Через день Тимур-Тамерлан повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. В память избавления от нашествия на месте сретения чудотворного образа Богородицы был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из [Успенский собор Московского собора]. Праздник Сретения Владимирской иконы был главным местным праздником Москвы. Первоначальные постройки монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря (единственный уцелевший в XX веке храм) построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича; южный придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 году. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии. В 1922 году из монастыря изъяли церковные ценности, в том числе напрестольные кресты, драгоценные оклады Евангелий и икон, серебряные ковчеги с мощами Марии Египетской и Михаила Тверского. В том же 1922 году монастырь стал обновленческим (официально признанной тогда православной церковной организации); здесь начал служить епископ Антонин (Грановский). Однако уже в июле 1923 года монастырь перешёл в патриаршую (тихоновскую) юрисдикцию.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_ста...

Сретенский женский монастырь в Бурятии Сретенский женский монастырь. Бурятия На Руси во все времена монастыри являлись надежным оплотом и защитой православной веры, культурными центрами, где на протяжении многих столетий усердием монахов собирались бесценные рукописи и произведения искусства, одним словом все то, что воспитывало и характеризовало саму душу русского народа. Подобно заблудившимся в ночи путникам, люди всех сословий и разного материального достатка, стремились посетить монастырь, в надежде найти там покой и утешение, хотя бы на некоторое время приобщиться к высокой подвижнической жизни, оставив все мирское и суетное, очистить свою душу молитвой и покаянием. В монастыре можно было получить жизненно важный совет и наставление, разрешить, казалось бы, самую неразрешимую задачу. Российская земля богата святыми обителями, каждая из которых имеет свою неповторимую историю. Есть древние монастыри, с вековыми традициями и устоями, история таких монастырей запечатлела многие вехи жизни Святой Руси, а есть и молодые обители, недавно появившиеся и только еще начинающие свою духовную жизнь. К таким молодым монастырям относится и Сретенский женский монастырь, расположенный в селе Батурине Прибайкальского района республики Бурятия. Обитель расположена в живописном месте, в 64 км от г. Улан-Удэ, близ трассы Усть – Баргузин. Это первый монастырь, открытый в Читинско-Забайкальской епархии после начала возрождения церковной жизни в России конца XX века. На территории, где ныне расположен монастырь, была приходская церковь села Батурина. Деревянная церковь на этом месте известна еще с XVIII века. В 1811 году, на собрании прихожан волости, было принято решение: на месте старой деревянной церкви построить новую каменную. Строительство и благоустройство нового храма велось исключительно на средства прихожан и добровольных жертвователей. Закладка нового храма состоялась летом 1813 года, а через 16 лет, в сентябре 1829 года, была торжественно освящена нижняя теплая церковь в честь великого праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа. А еще через 7 лет, в августе 1836 года, была освящена верхняя церковь во имя великомученика и победоносца Георгия.

http://pravoslavie.ru/2942.html

Игуменом Маркеллом за время его настоятельства были сделаны облачение на престол, новая катапетазма у царских врат и горнее седалище в алтаре соборного храма. Он также поправил иконостас в приделе Рождества святого Иоанна Предтечи, который сильно пострадал из-за течи кровли в предшествующие Из сохранившихся сведений о настоятеле известно, что игумен Маркелл имел серебряную медаль в честь коронации императрицы Екатерины периодически участвовал в описи имущества Успенского собора. Он писал 25 апреля 1765 года, что был при описи в 1764 году, «теперь же Сретенский монастырь остался в заштатных на своем содержании, а в Московской епархии и в Москве имеются монастыри штатные, в которых лошади, коляски и люди казенные по штату положены, и игумены их (указаны монастыри Богоявленский, Крестовоздвиженский, Угрешский. - Ред.) ни в каких должностях не состоят», и просил Синодальную контору уволить его «по несносности» от описи Успенского собора. Синодальная контора 2 мая 1765 года его Из братии монастыря в этот период упоминаются иеромонах иеродиакон Паисий († 26 октября 1764 В мае 1765 года Московская духовная консистория опечатывала денежные кружки в Сретенском монастыре для передачи новому настоятелю архимандриту Игумен Маркелл 5 мая 1765 года передавал Сретенский монастырь в управление настоятелю Андреевского монастыря архимандриту Антонию (Горскому), а сам просился на увольнение в Белорусскую Архимандрит Антоний (Горский) - настоятель Сретенского монастыря в 1765- 1767 годы Об архимандрите Антонии (Горском) сохранилось немного сведений. В книге П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» указывается, что он был настоятелем Андреевского монастыря в 1763-1764 По состоявшимся в 1764 году штатам Андреевский монастырь был упразднен и отдан Московскому градскому обществу на устроение там В апреле 1765 года архимандрит Антоний (Горский) находился еще в Андреевском монастыре, и 21 апреля сослужил литургию в Успенском соборе Московского Игумен Маркелл 5 мая 1765 года передавал Сретенский монастырь в управление настоятелю Андреевского монастыря архимандриту Антонию По принятии монастыря по описи оказалось, что отсутствует аналойный образ Спаса Нерукотворного, на котором венец, поля и гривенка чеканной работы, с позолотою, а на венце и гривенке четыре финисы да три бирюзы (ценою 40 рублей). За этот образ указанные деньги (40 рублей) с игумена Маркелла были взысканы в консисторию и отосланы к настоятелю архимандриту Антонию с предписанием, чтобы они были записаны в приходные книги и употреблены на украшение ризницы и утвари церковной. Впоследствии образ был найден, и бывший игумен Маркел просил вернуть ему взятые

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

К 1767 г. Гороховецкий женский монастырь был огражден каменной стеной, небольшой фрагмент которой сохранился с южной стороны монастыря. В 1-й пол. XVIII в. на северо-западном углу монастыря был построен каменный 2-этажный келейный корпус, имеющий в плане Г-образную форму. В XVIII в. была построена богадельня. Земельных владений у Гороховецкого монастыря не было. Сестры содержали себя и монастырь за счет рукоделия и благотворителей. Монастырю помогали вкладчики С. и М. Никифоровы-Ершовы, у которых к кон. XVII в. Гороховецкий Сретенский монастырь купил мельницы и землю под покосы на берегу р. Люлих. В 1704 г. по указу царя Петра I мельницы были отобраны и отданы в оброк гороховецким винным откупщикам. Монахини голодали и вынуждены были «кормиться Христовым именем». В 1764 г. Гороховецкий монастырь был упразднен, монахини переведены в Арзамасский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. Несмотря на обращения к правящему архиерею жителей города и духовенства о приписке приходских дворов, храмы Гороховецкого монастыря оставались бесприходными. С 1870 г. они были приписаны к городскому Благовещенскому собору. Во 2-й пол. XIX в. духовенство состояло из священника, диакона, пономаря, их годовой доход складывался из выплат за требы, пожертвований и средств, взимаемых за сдачу внаем части монастырских построек. Храмам принадлежало 3 десятка покосов. Священник и пономарь проживали в зданиях бывшего монастыря, диакон - в собственном доме. В других постройках в XVIII-XIX вв. размещались склады, винные и соляные магазины, госучреждения, манеж «для военно-учебных упражнений». В 1861-1863 гг. между Владимирским еп. Иустином (Михайловым) и владимирским губернатором велась переписка об упразднении церковной богадельни и о перестройке 5 ее комнат под камеры для временного содержания арестантов местной тюрьмы. Проект не был реализован. В начале XX в. в богадельне проживали 1 мужчина и 8 женщин. В годы советского безбожия после 1917 г. Сретенский и Сергиевский храмы переданы общине верующих. В мае 1922 г. из церквей местными властями изъяты церковная утварь, храмовое золото. В 1928 году в церквах прекратились богослужения. К 1931 г. храмы были отнесены к памятникам архитектуры высшей категории, охраняемым государством. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. церкви реставрировались. Во 2-й пол. XX в. в Сергиевской церкви находился магазин, Сретенский храм, колокольня и сторожка, вероятно, пустовали, в келейном корпусе и богадельне проживали горожане.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_жен...

Московский ставропигиальный Сретенский монастырь Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери Пасхальное убранство храма в 2010 году Пасхальное украшение хороса. Пасха 2010 года Роспись свода Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери День Святой Троицы 2010 года Праздничное убранство храма. День Святой Троицы 2010 года Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого) Жертвенник Вид на Сретенский монастырь со стороны ул. Лубянки Перед праздничным крестным ходом. Сретение Владимирской иконой Пресвятой Богородицы Владимирская икона Пресвятой Богородицы Сад Сретенского монастыря Черепашка. Сад Сретенского монастыря Пионы перед храмом Икона преподобной Марии Египетской. Стена Сретенской обители Икона святителя Алексия Московского. Стена Сретенской обители Изразец. Стена Сретенского монастыря Сретенский монастырь зимой. Сретение Господне 2009 года Икона Господа Иисуса Христа, священномученика Илариона и преподобной Марии над входом в храм Праздничное украшение хороса на Рождество Христово Раздача святой богоявленской воды Деревянное Распятие, стоящее в храме у южной стены Пастух. Фреска соборного храма Сретенского монастыря Евхаристия. Фреска соборного храма Сретенского монастыря Ангел. Фреска соборного храма Сретенского монастыря Хор Сретенского монастыря. Регент — Никон Жила Святой Зосима причащает преподобную Марию Египетскую. Иконостас левого придела в честь преподобной Марии Господь Вседержитель. Иконостас левого придела в честь преподобной Марии Пресвятая Богородица. Иконостас левого придела в честь преподобной Марии Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий перед поклонным крестом у входа в Сретенский монастырь Крипта собора Крипта собора. Престол и точная копия Туринской плащаницы Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери ночью Служение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сретенском монастыре накануне Великого Четверга. 2009 год Плащаница Спасителя Пасхальный крестный ход в Сретенском монастыре Пасхальный крестный ход в Сретенском монастыре

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery81....

Календарь Материалы 16 мая 2006 г. [Сретенский монастырь/Священномученик Иларион] Священномученик Иларион (Троицкий) Сикстинская Мадонна неповторяема и неподражаема. Это признак ее исключительности. Да ведь таким именно единственным явлением ее и признают почти все, за немногими исключениями. Мне приходилось встречать немало описаний — впечатлений от Мадонны. И вот замечательное явление: Мадонна не производила особого впечатления на тех людей, которые мне органически несимпатичны. Герцен ничего не сказал о Мадонне больше того, что Рафаэль писал ее со своей возлюбленной Форнарины. Белинский называл чепухой восторженное письмо Жуковского о Мадонне. [Сретенский монастырь/Священномученик Иларион] Священномученик Иларион (Троицкий) Рейн, мой дорогой Друг, это — немецкая Волга. К Рейну так и подходит название — немецкий, как к Волге имя «русской реки». Не напрасно так хочется немцам, чтобы Рейн принадлежал им до самого устья. Немцы любят петь «Wacht am Rhein»; русские повсюду поют «Вниз по матушке по Волге». И все же мне думается, что Волга менее историческая река, чем Рейн. У нас, скорее, историческая река — Днепр. [Сретенский монастырь/Священномученик Иларион] Священномученик Иларион (Троицкий) В день своих именин король бывает за богослужением в городском соборе. Здесь происходит уже единение правителя и народа, потому что в соборе находится в это время не избранная только публика, но и обыкновенные богомольцы. Так бывало и в древней Руси. Пойди в Успенский собор и посмотри. Ведь там увидишь постоянное царское место, где царь вместе с народом молился. [Сретенский монастырь/Священномученик Иларион] Священномученик Иларион (Троицкий) Те заграничные храмы, какие мне пришлось видеть, они для меня символичны. Они скрыты, часто совсем невидны. Таково и общее положение Православия на Западе. Православие там не только не проповедует о себе, но как будто скрывается, переодевается в светский костюм, чтобы его не замечали. О Православии на Западе знают и мало, и плохо, и православные вовсе не стараются что-нибудь о себе сообщить.

http://pravoslavie.ru/archive/060516.htm

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010