Комиссия, рассматривавшая книгу Станевича в 1824 году и состоявшая из двух лиц – протоиерея Т. Вещезерова 121 и священника И. Кочетова 122 ,– оценила «Беседу на гробе младенца о бессмертии души» именно с этих позиций. «Книга сия,– так писали в своем донесении к митрополиту Серафиму вышеназванные отцы,– по духу своему совершенно сообразна с учением веры и Православной Церкви и есть плод сильной ревности к вере и пламенного усердия к Церкви. Автор ее, рассуждая о бессмертии души, обращает внимание на те пагубные мудрования, которые у нас с некоторого времени во многих книгах рас-севаются и распространители которых, проповедуя мечтательное благочестие и мнимо-духовную свободу и подтверждая свое лжеучение превратно изъясняемыми словами Священного Писания , стараются обольщать сердца способных увлекаться всяким ветром учения, истреблять в них покорность вере и Церкви, унижать священные действия Богослужения и внушать неуважение к служителям алтаря. Они, потрясая основание Церкви и развращая нравственность народную, угрожают благоустройству и благоденствию государства, кои всегда неразлучны с благосостоянием веры и Церкви. Сии пагубные мудрования сочинитель «Беседы о бессмертии души» раскрывает, обличает и опровергает с такой ревностью и с таким сильным чувством, какие свойственны усердному сыну Церкви и Отечества. Посему мы полагаем, что книга его может произвести весьма полезные действия в сердцах читателей, одних предостерегая от сеющих разделение и соблазны против учения Святой Церкви, а другим открывая глаза на те заблуждения, в которые они по неведению могли быть вовлечены злыми деятелями, обольстившими ласковыми и красивыми словами сердца простодушных» 123 . Однако с точки зрения исполнения книга Станевича не находила себе одобрения. А. Стурдза, противник мистицизма, называл ее хотя и благонамеренной, но нескладной 124 . Архимандрит Филарет отзывался о ней как о бестолковой. 125 Его отзыв повторил и соименник его, архиепископ Черниговский Филарет 126 . 115 Из записок Стурдзы. Русская старина. 1876. Февраль. Другие сочинения Станевича см. в Росписи российских книг для чтения из библиотеки А.Ф. Смирдина. СПб. 1827. 116

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Сокращённо также, во избежание повторений, цитируются и важнейшие из пособий, т. е. указывается только автор и страницы; полное же заглавие таковых пособий считаем более удобным предварительно дать здесь, располагая авторов в алфавитном порядке. Болотов , В.В. проф. Учение Оригена о Святой Троице. СПб. 1879. Cognam , J. Clément d’Alexandrie, sa doctrine et sa polémique. Paris. 1859. Daehne , A. De γνσει Clementis Alexandrini et de vestigiis neoplatonicae philosophiae in ea obviis, Lipsiae. 1831. Eylert , F. Clemens von Alexandrien als Philosoph und Dichter. Leipzig. 1832. Faye , E. Clément d’Alexandrie. Etude sur les rapports du christianisme et do la philosophie grecque au II-e siècle. Paris. 1898. Guerike , H. De schola, quae Alexandriae floruit, catechetica. Commentatio historica et theologica. P. I и IISaxonum. 1824. Groot , H. Disputatio de Clemente Alexandrine, philosophe christiano. Groningae. 1826. Héberm-Duperron . Essai sur la polémique et la philosophie de Clément d’Alexandrie. Paris. 1855. Knittel . Pistis und Gnosis bei Clemens von Alexandrien. Theologische Quartalschrift. 1873. Zweites (s. 171–219) u. drittes (s. 364–417) Quartalheft. Kutter Н. Clemens Alexandrinus und das Neue Testament. Giessen. 1897. Laemmer . H. Clementis Alexandrini de Λγω doctrina. Lipsiae. 1855. Lehmann . F. Die Katechetenschule zu Alexandria. Leipzig. 1896. Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим. Прибавления к Творениям Св. Отец. Ч. 43 (92–137) и 45 (142–177). Merk . С. Clemens Alexandrinus in seiner Abhängigkeit von der griechischen Philosophie dargestellt. Leipzig. 1879. Preische . H. De γνσει Clementis Alexandrini. Jenae. 1871. Reinkens . H. De Clemente, presbytero Alexandrine, homine, scriptore, philosopho, theologo liber. Vratislaviae. 1851. Reuter . H. Clementis Alexandrini theologiae moralis capitum selectorum particulae. Berolini. 1853. Scheck . A. De fontibus Clementis Alexandrini. Augustae Vindelicorum. 1889. Βασιλκης Г. Κλμεντος το Αλεξανδρως ϑικ διδασκαλα. Erlangen. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

«...в 20-ые годы в кружках ”любомудров“ возник вопрос о философской терминологии, приспособленной к выражению немецкой идеалистической терминологии Шеллинга. Ср., например, философские термины в языке кн. Одоевского: проявление (Мнемозина, 1824, I, с. 63); субъективный, объективный (Мнемозина, III, 104), аналитический, синтетический (Мнемозина, IV, с. 8) и т. п. О слове проявление Белинский писал позднее: ”Когда М.  Г. Павлов, начавший свое литературное поприще в “Мнемозине“ и первым заговоривший в ней о мысли и логике, – предметах, о которых до ”Мнемозины“ русские журналы не говорили ни слова, когда М. Г. Павлов начал употреблять слово ”проявление“, то это слово сделалось предметом общих насмешек, так что антагонисты почтенного профессора называли его в насмешку ”господин, который употребляет слово проявление,“ а теперь всем кажется, что будто это слово всегда существовало в русском языке” (Белинский, Соч. СПб. 1908, т. 1, с. 813)» (Очерки, с. 365). «С семантикой западноевропейских романтических стилей был связан научно-философский язык 20–40-х годов. Этот научно-философский язык теперь представляется Гоголю, как позднее Герцену, повторявшему эпитет профессора Перевощикова ”птичий язык“, – антинациональной коллекцией чужих терминов и темных слов. Направив Чичикова к шкафу с книгами в библиотеке полковника Кошкарева, Гоголь с необыкновенной комической остротой осмеял русско-немецкий стиль философского жаргона 30–40-х годов: ”...он обратился к другому шкафу – из огня в полымя: все книги философские. Шесть огромных томищей предстало ему перед глазами под названием: “Предуготовительное вступление в область мышления. Теория общности, совокупности, сущности и в применении к уразумению органических начал, обоюдного раздвоения общественной производительности“. Что ни разворачивал Чичиков книгу, на всякой странице – проявление, развитие, абстракт, замкнутость и сомкнутость, и черт знает чего там не было!” (IV, 346–347)» (Очерки, с. 399). – Е.  К. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В многообразном творчестве А. преобладала христ. и историческая тематика, автор пытался преодолеть границы между светской и духовной лит-рой. Наиболее известны написанные в высоком одическом стиле поэмы А. «Пожарский, Минин, Гермоген, или спасенная Россия» (1807), «Петр Великий» (1810), «Иисус в Ветхом и Новом Завете, или ночи у Креста» (1824). Из духовных сочинений последнего периода жизни наиболее значим «Псалтырь десятиструнный» (не изд.), содержащий поэтическое переложение 10 псалмов. А. стремился к сближению рус. светской культуры с Православием, отводил православию решающую роль в формировании рус. национального самосознания и укреплении российской государственности. Придавал первостепенное значение очищению лит. языка от иностранных слов и обогащению его за счет церковнослав. языка, критически оценивал проекты перевода Свящ. Писания с церковнослав. на рус. язык. По этой причине с известной осторожностью он отнесся к Катехизису, составленному свт. Филаретом (Дроздовым) , отдавая предпочтение «Православному исповеданию» свт. Петра (Могилы) . Соч.: Пожарский, Минин, Гермоген, или Спасенная Россия. СПб., 1807; Песнь российскому слову. СПб., 1809; Петр Великий. СПб., 1810; Возвращение в отечество любезного брата. СПб., 1810; Ночь на гробах и Песнь россу. СПб., 1812; Песнь Сотворившему вся. СПб., 1817; Переложение стихир в честь Божией Матери. СПб., 1821; Иисус в Ветхом и Новом Завете. СПб., 1824; К истории русской богословской мысли 30-х гг. текущего столетия: Из переписки братьев кн. Ширинских-Шихматовых//ХЧ. 1889. Т. 1, 2; 1890. Т. 1, 2; Путешествие иером. Аникиты (в мире кн. С. А. Ширинского-Шихматова) по святым местам Востока в 1834-1836 гг.//Там же. 1891. Т. 1, 2. Лит.: [Ширинский-Шихматов П. А. ] О жизни и трудах иером. Аникиты, в мире кн. С. А. Ширинского-Шихматова. СПб., 1838, 18532; Дмитриева М. А. Братья Ширинские-Шихматовы и архим. Фотий//Христианство и русская литература. СПб., 1996; ЖПодв. Сентябрь. С. 70-79. С. Н. Носов Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/115492.html

Беседы отца с детьми о богослужении. Воскр. Чт. 1845. 12–25. Дионисия Ареопагита о церковной иерархии с толкованиями. Христ. Чт. 1855. Январь, Февраль, Март и проч. Симеона Солунского –сочинения о богослужении в толковании на литургию Дмитревского (М. 1803) и в Христ. Чт. 1856. Январь, Февраль, Март в 1851 году; в Воскр. Чтении, 1856 г. 8. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении с присовокуплением рассуждения об алтарных украшениях. Спб. 1804. О служении и чиноположениях православной Греко-российский церкви–митрополита Гавриила. Спб. 1792. О церкви,утварях, службах и облачениях церковных с изъяснением таинственного знаменования оных–Иакова Воскресенского. 1821. Спб. Б Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию–Ивана Дмитревского. М. 1805, 1807. Краткое изъяснение на литургию– Григория Мансветова . Спб. 1822–25. Краткое толкование на литургию–протоиерея Иакова Воскресенского. Спб. 1815 и 1822. Созерцание или изъяснительное описание литургии Алексея Морева. Спб. 1806. Взгляд на Божеств, литургию восточной церкви. 1844. О литургии. Спб. 1842. Беседы на Божеств. литургию Василия Нордова . М. 1843, 1844. Благоговейные размышления при слушании литургии Ивана Дмитревского. М. 1842, 1853. Краткое изъяснение литургии, в вопросах и ответах, протоиерея Стефана Гумилевского. М. 1852, 1853, 1854. Историческое рассуждение о чинах Греко-российской церкви. Д. Малиновского. 1805 г. Памятники древней христианской церкви, Иродиона Ветринского. Спб. 1824–44, 1845. Краткое изъяснение утрени, литургии и вечерни, выбранное из книг духовных. М. 1839, 1840. О великих Господских и Богородичных праздниках. Киев, 1835. Харьков, 1843. Памятник веры. 1831. Христианский памятник, содержащий исчисление праздников и святых, прославляемых Греко-российскою церковью. А. Кузнецова. 1840. О важности Воскресного дня и всех вообще праздников. Спб. 1846. О почитании праздников Господних. М. 1847. Круг подвижных праздников церкви (в беседах). Киев 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В лит-ре обоснованно предполагается опосредованная (вероятно, на уровне протографа) связь И. с лит. творчеством митр. Климента Смолятича , к-рый в послании к пресв. Фоме использовал многие входящие в сборник тексты почти в таком же объеме. И. отразился в ряде русских компиляций толковых текстов XV-XVII вв. Из рукописей, прямо или опосредованно связанных с И., наибольший интерес представляет самая ранняя, до сих пор не исследованная «Книга Кааф» (переписана в 1414-1415 в Кашине; ГИМ. Муз. 4034). Изд.: W tr ó bska H. The Izbornik of the XIII cent. (Cod. Leningrad, GPB, Q.p.I.18). Nijmegen, 1987. (Полата кънигописьная; 19/20). Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх Болгарский: Исслед., объясняющее историю слав. яз. и лит-ры IX и X ст. М., 1824. С. 193-195; Лавровский П. А. Описание семи рукописей С.-Петербургской Публ. б-ки//ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 3. С. 17-24; Никольский Н. К. О лит. трудах митр. Климента Смолятича. СПб., 1892; он же. Речь тонкословия греческого: Рус.-греч. разговорники XV-XVI вв. СПб., 1896. Прил. 2. С. 69-77, 169-172; Владимиров П. В. Критико-библиогр. заметки об изданиях и исследованиях по рус. словесности за 1892 г. К., 1893. С. 2-13; Мочульский В. Н. Следы народной Библии в слав. и в древнерус. письменности. Од., 1893. С. 113-114, 134-143; он же. Сон царя Иоаса//РФВ. 1897. Т. 37. С. 97-113; Петров А. Н. Апокрифическое пророчество царя Соломона о Христе, находящееся в пространном Житии св. Кирилла Философа, по списку XIII в. СПб., 1894. (ПДПИ; 104); Истрин В. М. К вопросу о «Сне царя Иоаса»//ЖМНП. 1898. Февр. С. 306-307; Ковтун Л. С. Рус. лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963. С. 1-154, 398-399, 418-420; Федер У. Р. Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Старобългаристика. 1982. Год. 6. 3. С. 154-165; СКСРК, XI-XIII. С. 278-279. 309; Турилов А. А. Древнейшие отрывки пространного Жития Кирилла (Константина) Философа//Балканы в контексте Средиземноморья: Проблемы реконструкции языка и культуры: Тез. и предв. мат-лы к симпозиуму. М., 1986. С. 99-100; Алексеев А. А. К истории рус. переводческой школы XII в.//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 155, 157-158, 181, 182, 186-188; он же. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 40-41, 73, 76, 178-179; Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 157-158; W tr ó bska H. Starosowiaski «Izbornik» XIII w.//Zeszyty naukowe Wydziau humanistycznego: Sawistyka. Gdask, 1992. N 6. S. 363-393; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси, XI-XIII вв. СПб., 1992. С. 98-101; Бабицкая М. Б. Источники Изборника XIII в.//Bsl. 1995. Т. 56. N 3. S. 631-635.

http://pravenc.ru/text/293838.html

26 октября 1820 года назначен епископом Черниговским и Нежинским. С 17 июля 1824 года временно управлял Полтавской епархией. 22 августа 1826 года возведен в сан архиепископа. 14 марта 1831 года уволен на покой в Переславский Данилов Троицкий монастырь Владимирской епархии. Скончался в ночь с 16 на 17 декабря 1837 года. Погребен при входе в придел соборной церкви Переславского Данилова Троицкого монастыря. По духовному завещанию оставил пожертвование Данилову монастырю в пять тысяч рублей и на бедных духовного звания Владимирской епархии пять тысяч рублей. Преосвященный Лаврентий много заботился о духовенстве, искореняя имевшие место злоупотребления. Труды: Записки архимандрита Лаврентия о 1812 годе//Маяк. – СПб., 1842. – Т. 2. Слово на освящение храма. Литература: Григорий, архимандрит. Списки настоятелей Московского Высокопетровского монастыря//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1874. – Кн. 1. – С. 188–190. Григорий, архимандрит. Московский Златоустовский монастырь//Московские епархиальные ведомости. – 1870, 32; 1871, 8. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. 1814–1870 гг. – М., 1879. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Смирнов С. К., протоиерей. Угрешка (исторический очерк). Смирнов С. К., протоиерей. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1877. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1861. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 231. Радугин А. Высокопреосвященный Лаврентий, архиепископ Черниговский и Нежинский//Странник. – СПб., 1862, октябрь. – С. 441–487. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 133, 134, 176, 196, 208, 215, 512. Никифор (Бажанов) , игумен. Исторический очерк Николо-Перервинского монастыря. – М., 1886. – С. 73. Никифор (Бажанов) , игумен. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 336–340.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Энциклопедически образованный человек, поборник просвещения и наук, Б.-С. основал Могилёвскую католич. семинарию (1778), в число предметов обучения к-рой ввел рус. язык. Содействовал открытию школ в Белоруссии, пожертвовал свой дом в С.-Петербурге на устройство гимназии. С его именем связано основание в Могилёве типографии (1774-1797). Был членом Российской АН, Петербургской медико-хирургической академии. С 1813 г. президент Вольного экономического общества, член Российского Библейского общества , куратор перевода Нового Завета на польск. язык, вызвавшего неодобрительный отзыв папы Пия VII . Широкую известность получили его труды по истории, лит-ре, агрономии и медицине. Занимался поисками древних рукописей. В 1793 г. опубликовал в Могилёве историко-краеведческую работу «О Западной России», доказывающую историческое единство белорусов, украинцев и русских. Создал в Могилёве театр (1783), для к-рого писал пьесы. Широкую известность получили его стихи на польск. и лат. языках, переводы с европ. языков. Был награжден орденами св. Андрея Первозванного, св. Александра Невского, св. Владимира Великого, Анны I степени, Белого орла, св. Станислава и Иоанна Иерусалимского. Похоронен в С.-Петербурге в построенном на его средства костеле св. Станислава, к-рому завещал свою б-ку (3 тыс. томов). Соч.: Providentiae divinae evidens argumentum, consideratio de summo regis periculo. Vilno, 1771; Ustawy cesarzowej Katarzyny na gubernije. Mogilev, 1777; Gocya w Taurydzie: Tragedyja wierszem polskim. Mogilev, 1783; Diarium congregationis Synodalis utriusque Cleri Romani Catolici in Imperio Rossico. Mogilev, 1794; Regulamen dla kocioów i klasztorów katolickich w Imperyjum Rossyjskiem. Vilno, 1798; Recherches historiques sur l " origine des Sarmates, des Esclavons et des Slaves. St.-Pb., 1812. 4 t.; О Таврии. СПб., 1806; Histoire du royaume de la Chersonèse Taurique. St. Pb., 1824. Лит.: Краткое начертание деятельной и трудовой жизни... С. Богуша-Сестранцевича. СПб., 1825; Stachowski O. Rys ycia i prac naukowych s. p. St. Siestrecewicza, arcvbiskupa, mitropolity. Kraków, 1839; Толстой Д. А. Римский католицизм в России. СПб., 1876. Т. 2. С. 5-8, 145-157; Godlewski M. Monumenta Ecclesiastica Petropolitana. St.-Pb., 1906. P. 51; Г. А. Aдчыhicя, maямhiцa часу. Mihck, 1984. С. 69-75.

http://pravenc.ru/text/149629.html

Лит.: Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх Болгарский. М., 1824. С. 15, 24; Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 18822. С. 7; Леонид (Кавелин), архим. Откуда родом была св. вел. кнг. Ольга//РС. 1888. июль. С. 215-222; он же. Древняя рукопись//РВ. 1889. Апр. С. 3-24; Истрин В. М. Александрия рус. хронографов: Исслед. и текст. М., 1893. С. 354-357; Евсеев И. Е. Григорий пресвитер, переводчик времени болг. царя Симеона//ИОРЯС. 1902. Т. 7. Кн. 3. С. 356-366; Соболевский А. И. Два рус. поучения с именем Григория//Там же. 1907. Т. 12. Кн. 1. С. 250-262; он же. Из церковнослав. учительной лит-ры//Там же. 1908. Т. 13. Кн. 4. С. 246-289; 1910. Т. 15. Кн. 2. С. 41-61; Барац Г. М. О составителях «Повести временных лет» и ее источниках, преимущественно еврейских. Берлин, 1924. С. 13, 29, 75-81, 110, 111, 143, 144; Киселков В. С. Проуки и очерти по старобълг. лит-ра. София, 1956. С. 111-115; Георгиев Е. Разцветът на бълг. лит-ра в IX-X в. София, 1962. С. 299-303; Палаузов С. Н. Век болг. царя Симеона// Он же. Избр. трудове. София, 1974. Т. 1. С. 165-168; Ангелов Б. С. Към въпроса за книжовното дело на презвитер Григорий Мних//Старобълг. лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 48-55; Божилов И. Цар Симеон Велики (893-927): Златният век на средновек. България. София, 1983. С. 65; Томова Е. Варшавски хронограф с превод на старобълг. книжовник Григорий Презвитер//Лит. мисъл. София, 1990. Т. 44. 3. С. 137-140; Невоструев К. И. Исследование о Евангелии, писанном для Новгородского кн. Мстислава Владимировича в нач. XII в.//Мстиславово Евангелие XII в.: Исслед. М., 1997. С. 424; Николова С. К истории текста кн. Царств//Jews and Slaws. Jerusalem, 1995. Vol. 3. С. 54-68; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 167-168; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittlalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000. S. 192; Горина Л. В. «Болг. хронограф» и его судьба на Руси. София, 2005. С. 33-34. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне

http://pravenc.ru/text/166620.html

Калайдович Константин. Иоан Екзарх Болгарский. Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и Х столетий. М., 1824. Каптерев Н. Ф. Охридские архиепископы и подчиненные им иерархи, являвшиеся в Москву за милостыней в XV, XVII и в начале XVIII стол.//«Прибавление к творением святых отцов». 1888. Ч. 41. Курганов. Исторический очерк греко-болгарской распри//«Православный собеседник». 1873. Т. 1. Леонид (Кавелин), архим. Историческое обозрение афонских славянских обителей Зографа, Руссика и Хилендара и отношений их к царствам: Болгарскому, Русскому и Сербскому от основания сих обителей до текущего столетия. Константинополь, 1866. Леонид, архим. О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афонского монастырей//«Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских». 1869. Кн. 3. Леонид, архим. Последний патриарх Болгарского царства Блаженнейший Евфимий и его сочинения//«Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских». 1860. Кн. 1, отд. III. Милев Н. И. Охридский Патриарх Афанасий//Известия Исторического общества. София, 1922. Кн. V. Михайлов А. К вопросу об Учительном Евангелии Константина, епископа Болгарского. М., 1894. Нестор, архим. Вековые связи Болгарского Рыльского монастыря с Россией. (Магистерская диссертация). М., 1974. Машинопись. Нестор (Крыстев). архим. «Велчова завера» (заговор в Болгарии против турок в 1833 - 1835 годах за свободу Христовой веры и болгарского народа ). МДА, 1964. Машинопись. Пальмов И. Болгарская Экзархийская Церковь. Первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896. Петров Н. И. Начало греко-болгарской распри и возрождения Болгарской народности. ТКДА, 1886. По вопросу о Болгарском патриаршестве. Берлин, 1860. Попруженко М. Из истории религиозного движения в Болгарии в XIV веке.С.,1928. Попруженко М. Очерки по истории возрождения болгарского народа//ЖМНПр. 1911. Раев И. Вековые русско-болгарские языковые и литературные связи.//Труды V съезда Русских Академических Организаций за границей в Софии 14 - 21 сентября 1930 года. Изд. Русских Академических Организаций в Софии, 1932. Ч.1.

http://pravoslavie.ru/39570.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010