Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя В. включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания Ист.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 545-552; Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: (К истории сложения свода монастырских сказаний)//КЦДР, XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 163-199; Повесть о Печерском мон-ре//Летопись Псково-Печерского мон-ря/Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993; Описание о российских святых. С. 56. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 77; СИСПРЦ. С. 53, 123; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 134-137; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 187-188; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 79, 90; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1993р. С. 18. С. 98-102, 117-118; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 269-271. Диак. Георгий Малков Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли) ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский

http://pravenc.ru/text/149849.html

«Разбор сочинения Ренана – «Жизнь Иисуса». «За веру и против неверия». «Подол. Еп. Вед.» Киев, 1899.· «Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича». «Приб. к «ЦВ» 1893, 17, стр.680–681. Переводы: «Земная жизнь Господа Спасителя» (перевод с немецкого). Киев, 1874–1882 гг. и др. «Толковая Псалтирь Загабена» (перевод с греческого). «Мученики Колизея” (перевод с английского). «Пастырские послания Св. Ап. Павла” (перевод с французского и многие другие). Литература: «Церк. Вед.» 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 31, стр.253. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1896, 45, стр.397. -»- 1900, 17, стр.131. -«- 1902, 14, стр.71. «Приб. к «ЦВ” 1899, 13, стр.535, 537. -»- 1901, 45, стр.1671. -«- 1904, 16, стр.586–589. «Русск. Паломн.» 1888, 16, стр.195. -»- 1904, 18, стр.311, 312. «Церк. Вестн.» 1891, I, cmp.II. -«- 1891, 33, стр.523. -»- 1891, 41, стр.651. -«- 1891, 51–52, стр.817. «Изв. Каз. Еп.» 1883, 22, стр.710. -»- 1884, 22, стр.после 722, 14–15. -«- 188 , 8, стр.188. «Воскресн. день» 1900, 28, стр.333. «Моск. Ведом.» 1902, 139–140. -»- 1904, 100, Некролог. «Новое время» 1904, 100, Некролог. «Труды Киев. Д. А.» 1888, сентяб., стр.13, 14. «Мисс. Обозрение» 1901, декабрь, стр.877. -«- 1904, август, стр.312. «Прав. Собес.» 1899, ноябрь, стр.180. -»- 1904, май, стр.839–841. «Подол. Еп. Вед.» 1896, 50. «Екатеринб. Еп. Вед.» 1900, 7–9. «Историч. Вестн.» 1904, июль. - " - 1904, май, стр.760 (некролог). «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1904 год», стр.104–105. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 511, стр.77 Булгаков, стр.1400, 1403, 1405, 1408, 1415.· БЭС т.1, стб.850. БЭС m.II, стб.1582, 1709, 1824, 2195. БЭЛ m.V, стб.348–349. БЭЛ т. Х, стб.622. НЭС т. XIX, стб.625, дополн. т.1 а , стр.837.· О religioznom nevestve, in: Prav. izn’ 1984,5,1–4. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Синод добился того, чтобы Л. был уволен императрицей. 29 дек. 1757 г. через своего духовника прот. Феодора Дубянского имп. Елизавета Петровна распорядилась представить ей новых кандидатов на замещение обер-прокурорской должности. Высочайшим указом от 17 апр. 1758 г. на место Л. был назначен кн. А. С. Козловский. 20 апр. 1762 г. Л. был уволен со службы с чином тайного советника. Л. владел имениями в Московской, Белгородской и Архангелогородской губерниях, в т. ч. деревнями Сатарово, Чигасово и Хлюпино (совр. Одинцовский р-н Московской обл.), записанными на имя его супруги Веры Никифоровны (во владении Львовых находились до 1848). Последние годы жизни провел в имении Глыбочка Карачевского у. Орловского наместничества, где в 1769-1777 гг. построил каменную Успенскую ц. (не сохр.). В этом храме и был погребен. Имел сыновей Николая (род. в 1747), служившего солдатом в Преображенском полку, затем - карачевского помещика (его дочь Екатерина была замужем за с.-петербургским военным ген.-губернатором, членом Гос. совета, генералом от инфантерии П. К. фон Эссеном), и Александра (1755-1798, похоронен в Донской иконы Божией Матери московском монастыре ). Арх.: РГАДА. Ф. 248. Оп. 1/102. Д. 8122. Ч. 1. Л. 262-264. Ист.: «Скаски» Елизаветинской России/Публ.: К. А. Писаренко//Рос. архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVIII-XX вв. М., 2007. Вып. 15. С. 64-65, 114-115. Лит.: Благовидов Ф. Ф. Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 19002. С. 214-226; Никольский А. Львов Афанасий Иванович//РБС. 1914. Т.: Лабзин-Ляшенко. С. 769-771; Одинцовская земля. М., 1994. С. 440-444; Фруменкова Т. Г. Обер-прокуроры Свят. Синода (1722-1917)//Из глубины времен. СПб., 1994. Вып. 3. C. 20-29; Полынкин А. М. Просто Глыбочка//Орловская губ. 2014. 6 (19 февр.). С. 5. Прот. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова: ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824)

http://pravenc.ru/text/2110951.html

Клепиков. Филиграни – Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII – начала XX века. М., 1978. Ключевский – Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 (репринт, изд.: 1988). ЛАИ УрГУ – Лаборатория археографических исследований Уральского государственного университета. Лаптев – Лаптев И. Опыт в старинной русской дипломатике, или Способ узнавать на бумаге время, в которое писаны старинные рукописи. СПб., 1824. Лауцявичюс – Lauceviius Ε. Popierius Lietuvoje XV–XVIII a. Vilnius, 1967. T. 1−2. ЛГУ – Ленинградский государственный университет (с 1992 г. С-Петербургский государственный университет). ЛЗАК – Летопись занятий Археографической комиссии. СПб.; Пг.; Л., 1862−1929. Т. 1−35. Лихачёв. Вод. зн. – Лихачёв Н.П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Лихачёв. Мельницы – Лихачёв Н.П. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 1891. ЛОИИ АН СССР – Ленинградское отделение Института истории Академии наук СССР (теперь СПбИИ РАН). МГАМИД – Московский государственный архив Министерства иностранных дел. МДА – Московская духовная академия. МОИДР – Московское Общество истории и древностей российских. НБ МГУ – Научная библиотека Московского государственного университета. НМЦ культуры – Научно методический центр культуры. НСРК – Новое собрание рукописных книг (РНБ). Н4Л – Новгородская четвертая летопись. ОИДР – Общество истории и древностей российских. ОИФН – Отделение историко-филологических наук РАН. ОЛДП – Общество любителей древней письменности. ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного исторического музея. ОРПГФ ГММК – Отдел рукописных, печатных и графических фондов Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» (Москва). ОСРК – Основное собрание рукописных книг (РНБ). ПДП – Памятники древней письменности. ПДПИ – Памятники древней письменности и искусства. Пиккар – Veröffentlichungen der Staatlichen Archiwerwaltung Baden-W rtemberg, Sonderreiche. Die Wasserzeichenkartei Piccard im Hauptstaatsarchiv Stuttgart. Stuttgart, 19611987. Findbuch 115.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Ф. Воейков, критикуя «Мнемозину», требовал от редакторов этого альманаха злободневных статей, трепещущих общественными интересами момента (”qui palpitent de l " intérêt du moment“) («Прибавления к ”Русскому Инвалиду“ на 1824 г. Новости литературы, издаваемые А. Воейковым», СПб., 1824, И редакторы «Мнемозины» – В. К.  Кюхельбекер и В. Ф. Одоевский – предпослали своим ответам на критические выпады литературных противников общее ироническое оглавление отдела: «Статьи особенные, qui palpitent de l " intérêt du moment, каких неотступно требовал от издателей ”Мнемозины“ рецензент оной г. В.» (т. е. Воейков) («Мнемозина», 1824, 2, с. 157). Вот еще несколько наиболее красноречивых свидетельств о том, как необходимо было русскому литературному языку 20-х годов XIX b. такое образное выражение, которое передавало бы переносно-общественный смысл французского palpitant. Об «Истории Государства Российского» Карамзина Пушкин писал (в1825 г.): «Что за чудо два последние тома Карамзина. Какая жизнь! C " est palpitant comme la gazette d " hier». П.  А. Вяземский раскрывает источник этого выражения (в письме к А.  Ф. Воейкову от 25 февр. 1824 г.): «Ваша петербургская проза тоща до крайности... Вы не даете насущного хлеба, а кормите сухарями. Кажется, Ривароль говорит о Мирабо, что главное в нем достоинство было qu " il écrivait et parlait sur des objets palpitants de l " intérêt du moment. Вот правило, коему должен следовать журналист. А у вас никогда не дождемся этого трепетания» 110 . В письме П. А.  Вяземского к А. Я. Булгакову (от 5 дек. 1830 г.): ”Vos lettres seront doublenent palpitantes de l " intérêt du moment“ (Русск. архив, 1879, с. 408). В письме П. А. Вяземского А. И. Тургеневу (от 18-го сент. 1828 г.): «Я на днях схватил животрепещущую черту руссицизма, русский бог так в ней и пыхтит» (А. Тургенев, Переписка с П.  Вяземским, 1, с. 67). У того же П. А. Вяземского в письме к А. И. Тургеневу (от 4 сентября 1832 г.): «Все вырезывали фигурки из картона и наклеивали. Старуха Бобринская ввела эту проклятую моду, и никогда другого ничего не видишь. Гостиные наши и то были не очень животрепещущи, а теперь только и шевелятся, что пальцы да ножницы, pour couper le fie de tous les discours. И барыньки, и барыни, и щеголи, и сановники – от Петербурга до Петергофа – всё вырезывает» (там же, 1, с. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С 1774 г. Г. служил в Конторе домов и садов и руководил скульптурными работами в С.-Петербурге и пригородных дворцовых садах, в частности изготовлением и установкой памятников Петру I («Медный всадник», скульптор Э. М. Фальконе; 1778-1782), для к-рого он вылепил змею под ногами коня, служащую опорой для статуи, и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). Для постамента последнего памятника (архит. А. Н. Воронихин ) Г. исполнил барельеф с фигурами Славы и Мира. Г. участвовал в проектировании монумента Полтавской битвы в Полтаве, был одним из организаторов литейной лаборатории в АХ. С 1776 г. вместе с литейщиками В. Екимовым и В. Можаловым выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по к-рым были сделаны бронзовые отливки для пригородных дворцов и парков. Вершина творчества Г.- барельефы из пудостского камня на сев. фасаде Казанского собора в С.-Петербурге (1804-1807). Из списка сюжетов, определенных архит. собора Воронихиным в 1803 г., Г. принял к исполнению 4. «Благовещение» и «Бегство в Египет» выполнены в окт. 1804 - апр. 1806 г. «Поклонение пастырей» и «Поклонение волхвов», исполненное вместо ранее предполагавшегося «Собора Богородицы», созданы в 1806 - сер. 1807 г. Иконография барельефов каноническая, в художественном решении преобладает стилистика раннего классицизма. Произведения отличаются единством с архитектурой здания и строго выверенной композицией. В 80-90-х гг. XVIII в. Г. жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского о-ва, 12 (в наст. время перестроен). Погребен на Смоленском правосл. кладбище; захоронение пострадало вслед. наводнения 1824 г. и было восстановлено с надгробием в виде рустованной известняковой колонны; утрачено после 1917 г. Лит.: Ромм А. Г. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. М.; Л., 1948; Рогачевский В. М. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. Л.; М., 1960 [Библиогр.]; Нетунахина Г. Д. Памятники XVIII в. и 1-й пол. XIX в.// Ермонская В. В. , Нетунахина Г. Д. , Попова Т. Ф. Рус. мемориальная скульптура. М., 1978. С. 69-70; Кириллов В. В. Скульптура//Очерки рус. культуры XVIII в. М., 1990. Ч. 4. С. 70-110; Эрнст С. Р. Гордеев//РБС. Т.: «Гоголь-Гюнэ». М., 1999. С. 334-335; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. СПб., 2002. Т. 3. С. 117-118; Рязанцев И. В. Скульптура в России, XVIII - нач. XIX в. М., 2003. С. 269-271, 278; Художественное надгробие в собр. Гос. музея гор. скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1. С. 47-48; Берташ А. , диак. , Талалай М. Г. Библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское гор. убранство. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/166191.html

По окончании СПбДА Ж. преподавал арифметику и географию в Полоцком ДУ (1881-1883). С 13 окт. 1883 до 2 марта 1884 г. занимал должность помощника смотрителя Виленского ДУ, со 2 марта 1884 г. преподавал церковную историю в Литовской ДС и в Виленском жен. уч-ще Духовного ведомства. Ж. первым среди отечественных историков обратился к истории образования в Западном крае, находившегося преимущественно в руках униатов и римо-католиков. Католич. образованию в Вильне Ж. посвятил статьи: «Об основании и устройстве главной духовной семинарии при Виленском университете (1803-1832 гг.)» (Там же. 1887. Ч. 1. С. 237-286; отд. отт.: СПб., 1887), «О профессорах богословского факультета Виленского университета в настоящем столетии» (ХЧ. 1888. Ч. 1. C. 367-409, 556-595), а также отзыв об опубликованном в Вильне отчете ректора С.-Петербургской римско-католич. академии Ф. А. Симона за 1887/88 уч. г. (Academia Caesarea Romano-Catholica Ecclesiastica Petropolitana anno academico. 1887-1888//Литовские ЕВ. 1888. 11; отд. отт.: Вильна, 1888). В статьях «Сенатор Новосильцев и Виленский профессор Голуховский (эпизод из истории Виленского университета 1823-1824)» (ИВ. 1887. Т. 29. 9. С. 603-619), «Попечитель Новосильцев в сетях базилианской интриги» (Литовские ЕВ. 1888. 39. С. 333-334), «Первый русский попечитель Виленского учебного округа (Новосильцев)» (ХЧ. 1892. Ч. 1. С. 362-398) Ж. проанализировал отрицательное, на его взгляд, влияние католичества и польского элемента в Виленском учебном округе. По оценке Ж., Виленский ун-т при имп. Александре I стал центром полонизации в Западном крае в большей степени, чем при польск. владычестве. Ж. ратовал за создание в Вильне высшего православного духовно-научного просветительного центра, в т. ч. и «для общего укрепления и прояснения православно-русского народно-государственного самосознания» (Записка о духовной академии в Вильне. СПб., 1914. С. 22). 8 окт. 1891 г. совет СПбДА единогласно избрал Ж. доцентом кафедры рус. гражданской истории на место умершего 23 авг.

http://pravenc.ru/text/182349.html

2 . Некоторый черты из жизни покойного преосвященного Иова, архиепископа Екатеринославского, Херсонского и Таврического, собранные и изложенные директором училища Екатеринославской губернии. Димитрием Мизко. Спб. 1826 г. Еще раньше эта книжка была напечатана в виде особой статьи в Журнале Императорского Человеколюбивого Общества, издаваемого комитетом оного по ученой части, 1826 г., VII (ч. XXXV). В Журнале в примечании пояснено: «Покойный преосв. Иов удостоил 1817 г. принять звание Члена Корреспондента Комитета по ученой части ИЧО и в последствии оказал сему сословие многие опыты усердия и благорасположения. Комитет, в ознаменовании своей признательности к достопочтенному Архипастырю, желал по кончине его, последовавшей в 1823 г., напечатать в издаваемом им Журнале его жизнеописание, и относился о доставлении такового к Г. Члену Корреспонденту Действ. Ст. Сов. и кав. Д.Т. Мизко, знавшему близко преосвященного; – получив от него рукопись, содержащую в себе черты покойного, оны здесь помещаем» 4 Но в действительности Димитрий Мизко, получив из Петербурга предложение, передал его брату Григорию, а тот переслал архим. Макарию в Кострому. Присланное оттуда (следовательно, не позднее декабря 1824 г.) жизнеописание архиеп. Иова Гр. Мизко дополнил примечанием о старце Ливерии в таком виде передал брату, а тот отослал в Человеколюбивое общество. А оно приписало это произведение самому Д. Мизко и с его именем напечатало в своем журнале и отдельной книжкой, но с изменением «не только относительно правописания, но и в самих словах, составляющих оригинальность слога о. Макария. Раскрытию авторства последнего мы обязаны Г.Т. Мизку. Сам. архим. Макарий узнал о том, что жизнеописание архиеп. Иова напечатано под именем Д. Мизка, чрез нисколько лет, но не обиделся. «Искренно уверяю вас, писал он в 1834 г. Григорию Тимофеевичу, что сие обстоятельство не огорчает меня; и я уверен, что братец ваш совсем не думал искать здесь какой-нибудь чести я славы, и что так сделалось без его намерения и хотения, но не без, воли же Божией». Отметив неисправность корректуры, он закончил: «Но так тому я быть; я давно спокоен и с сей стороны». («Письма», 40 и прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Господь, совершив умилостивительную жертву на тайной вечери и сподобив учеников причащения своего тела и своей крови, дал им заповедь: «сие творите в мое воспоминание». ( Лук. 22:19 ). На основании этих слов Господа, евхаристия и в последующие времена имеет тоже значение, как и действие самого Господа на тайной вечери. Она доставляет верующим истинное тело и кровь Христову и служит умилостивительною жертвою за грехи людей. Господь не Апостолам только, но и всем людям обещал: «хлеб его же Аз дам, плоть моя есть, юже Аз дам за живот мира». ( Ин. 6:31 ): Господь, как вечный первосвященник ( Евр. 5:6 ), приносит вечно жертвы Божия ( Евр. 8:3, 6 ), но жертвы не кровавые, какую он единожды принес на кресте, а бескровные. Как первосвященник по чину Мельхиседекову ( Евр. 7:21 ), он приносит жертвоприношения, по своему веществу подобные приношениям Мельхиседековым, состоящим из хлеба и вина; но в жертвоприношениях Христовых хлеб и вино претворяются в истинное тело и истинную кровь Христовы, таким образом, бывают, существенны с жертвою, принесенною на кресте. По изречению слова Божия, это таинственное жертвоприношение и вкушение тела и крови Господа, в воспоминание смерти Его, будет совершаться до тех пор, дóндеже приидет Господь ( 1Кор.11:26 ). По изречению пророческому, жертва будет совершаться всеми народами и во всех местах 21 . Для совершения бескровной жертвы, как и других таинств, Господь установил Апостолов и их преемников, и им заповедал совершать то, что Он Сам совершил на тайной вечери: «сие творите в мое воспоминание». ( Лук.22:19 ). Хотя таинство св. Евхаристии совершается священнослужителем, но действует в таинстве Сам Господь. Златоуст говорит: «действия сего таинства совершаются не человеческою силою. Тот, кто совершил сии действия на тайной вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары Сам Христос ». (Злат. бес. на Еванг. Мф. 82 , ч. 3, стр. 423. 1846). Ныне совершается та же вечеря, на которой Сам Он возлежал. Ибо ничем не отлична одна от другой. Нельзя сказать, что сию совершает человек, а ту совершал Христос; напротив ту и другую совершает Сам Он; ибо и ныне совершает тот же Господь, который в сем случае есть и жертва и жрец, и приносяй и приносимый. (Св. Златоуст Беседа на Еванг. Мф. 50, ч 2, стр. 357). Кто бы ни совершал её, Павел или Петр, она та же самая, которую Христос преподал ученикам своим, она ни сколько не ниже той, ибо и ее не люди освящают, а Сам Бог , освятивший ее тогда. Как слова, произносимые ныне священником, суть те же самые, которые изрек Господь, так и приношение есть тоже самое, точно как и крещение, тоже самое, какое Он преподал. Ибо не человек это делает, что предложенное становится телом и кровию Христовою, но сам распятый за нас Христос. Священник, нося Его образ, стоит и произносит слова, действует же сила и благодать Божия. (Злат. беседа на 2 посл. к Тимоф. ст. 33. Спб. 1859. О пред. Иуды. Христ. Чт. 1824 г. т. 14, стр. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

и надписание их удержано в новом издании 250 . – Опыт о. Кочетова, – не смотря на то, что он появился вскоре после выхода в свет отличавшегося указанными у нас качествами труда еп. Иннокентия, – обратил на себя усиленное внимание в ученом русском мире. Автор, – согласно «отзывам преосвящ. Григория, еп. ревельского, ректора академии» (Спб.), – «архим. Поликарпа и протоиер. Г. П. Павскаго» и «по предложению» первого, – был удостоен за свое сочинение «степени доктора богословия» 251 . Затем «книга Кочетова» сделалась «руководственною в Московской Академии при Евлампии, который преподавал нравственное богословие от 1824 до 1831 года». Сам профессор московский об этом говорит так: «представляя академическому правлению обозрение предметов по классу деятельного богословия, имею честь донести, что, имея в виду возможным образом держаться данного предписанием комиссии духовных училищ в 1825 г. руководства (т. е. Theophylacti doctrina de agendis), впрочем, достигать по возможности полноты, потребной в систематическом изложении нравственных истин, а притом не обременять и учащихся письмом, я приобщил для себя к данному вообще руководству книгу, известную под заглавием: черты деятельного учения, вознамерившись восполнять или поправлять одного автора другим, а сим образом и облегчить труд и делать оный полезнее. По предложенному плану разделив на три части деятельное богословие, собственно на нравственность или на учение о подлежащем, на правоведение и благоразумие христианское, я первую часть проходил по означенной книге, где сия часть изложена в надлежащем порядке, а у автора (т. е., у Феофилакта) без нарочитой цели и порядка поставлена на конце. Что касается до разности языка с данным руководством, то российский язык избран для удобности и приличия изследования нравственных истин, долженствующих быть близкими к уму, а еще ближе того к сердцу. Употребление латинского языка, вместо преподавания на нем уроков, достаточно может быть заменено сочинением на латинском языке рассуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010