Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИОАННА-АЛЕКСАНДРА СБОРНИК» [болг. Иван-Александров сборник; Синодальный, Лаврентьевский] (СПб. РНБ, F.I.376), болг. рукопись (1347/48), которая содержит несколько исторических и богословских сочинений. Кодекс (формат 1°, 214 л.) написан полууставом церковнослав. языка, с киноварной заставкой в неовизант. стиле (Л. 1). В записи на л. 214 среднеболг. извода сообщается, что книга была написана «в год от сотворения мира 6856, индикта 1» для «превысокого и самодержавного царя болгар и греков Иоанна Александра» «трудом и болезнью Лаврентия, многогрешного таха священноинока». Как считают большинство исследователей, «И.-А. с.» был написан в Тырнове по заказу болгарского царя Иоанна Александра (1331-1371). После захвата Тырнова османами (кон. XIV в.) рукопись была перенесена в Валахию или в Молдавию, а затем на Афон. В 1655 г., согласно записи иером. Арсения (Суханова) на обороте переплета, она принадлежала скиту св. Иоанна Милостивого мон-ря св. Павла на Афоне. Как следует из др. записи (Л. 204), «И.-А. с.» в XVII в. некоторое время находился в библиотеке патриарха Московского и всея Руси Никона, откуда был передан на Печатный двор. К. Ф. Калайдович опубликовал содержащийся в кодексе старший список «Сказания о письменах» Храбра Черноризца ( Калайдович К. Ф. Иоанн, экзарх болгарский. М., 1824). «И.-А. с.» между 1836 и 1840 гг. находился у еп. Чигиринского Иннокентия (Борисова ; впосл. архиепископ Херсонский), издавшего рус. перевод «Написания о правой вере» , приписываемого равноап. Кириллу (Константину) Философу (Начертание правой веры, изложенное блж. Константином Философом//ВЧ. 1841. 45. С. 407-412). Затем кодекс перешел И. П. Сахарову , после смерти к-рого в 1863 г. был куплен Имп. публичной б-кой. Рукопись содержит 14 разнородных статей: помимо «Сказания о письменах» Храбра Черноризца и «Написания о правой вере» она включает «Церковное сказание» свт. Константина , еп. Преславского, «Ответы на вопросы Антиоха князя» свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского, трактат «О восьми духовных пороках» Нила Философа (см. ст. Нил Анкирский ), «Сказание о Вселенских Соборах», «Житие св. Иоанна Милостивого» (см. Иоанн V , патриарх Александрийский), рассказы из патериков. Наличие в сборнике «Сказания о письменах» Р. Пикио считает важным свидетельством начала «полемики о языке» в Болгарии в сер. XIV в. ( Пикио Р. Православното славянство и старобълг. културна традиция. София, 1993. С. 84-87, 154-157, 273-276). Исходя из близости составов «И.-А. с.» и рус. сборника XVI в. (ГИМ. Барс. 1498), Г. А. Ильинский выдвинул гипотезу об их общем протографе ( Ильинский Г. А. «Написание о правой вере» Константина Философа//Сб. в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. С. 63-89).

http://pravenc.ru/text/577932.html

Михаил Глухарёв Архимандрит Макарий (Глухарёв Михаил Яковлевич) (1792–1847) – духовный поэт, переводчик, автор мемуаров, архимандрит. Сын священника. В 1813 году окончил Смоленскую духовную семинарию, в 1817-м – Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой пользовался особым вниманием ее ректора Филарета (Дроздова) . В 1818 году принял монашество под именем Макария. В 1817–1824 годах был профессором и ректором в Екатеринославской и Костромской духовных семинарий, затем удалился в Киево-Печерскую лавру, позднее в Глинскую Оптину пустынь в Курской губернии. В 1830–1840 годы – известный миссионер среди народов Сибири, руководил основанной им в Бийске Алтайской церковной миссией. С 1844 года до смерти настоятель Волховского Троицкого монастыря в Орловской губернии. Автор книги «Извлечения из путевых заметок миссионера» (СПб., 1857). Позднее неоднократно издавались книга «Письма покойного миссионера... бывшего начальника Алтайской церковной миссии», ставшая одним из ценных памятников русской миссионерской литературы. В 1837–1841 годы перевел с древнееврейского большинство книг Ветхого Завета. Переводческие принципы Глухарёва, по оценкам специалистов, были «одной из самых смелых попыток научного подхода и публикации текста Священного Писания в России». Перевод был отклонен Синодом, на него за неуместную «ревность» даже была наложена эпитимья. Опубликован в 1860–1867 годах в «Православном обозрении». Но наибольшую известность получила его книга «Лепта», впервые изданная в 1846 году в Москве, затем в Бийске. В нее вошли духовные стихотворения, молитвы Михаила Глухорёва, его поэтические обработки народных духовных стихов о Лазаре, об Алексее, человеке Божьем, свидетельствующие о его бережном отношении к фольклорным источникам. Песнь покаянная Сестры! Бог спасти нас может; Немощные сильны в Нем; Если ж Он нам не поможет, Мы себя не сбережем. С Ним поставим ум наш стражем У дверей своих сердец: Не дремли ты, страж, прикажем, Чтоб не вкрался вор и льстец. Имя, страж, держи Христово,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Кострома. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волге. Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Божией Матери Успения, что близь реки Волги. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена попечением и иждивением Соловецкаго монастыря Архимандрита Досифея, урожденца города Костромы. Престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея Успения, св. Иоанна Предтечи, празднования его рождества, и преподобн. Макария, Унженскаго чудотворца. Причта состоит: священник, диакон, дьячек и пономарь. Земли при церкви состоит 130 кв. саж., кроме той, о которой производится дело с 1853 года. Планы на землю, составленные в 1773 и 1824 годах, хранятся при церкви. Прихожан муж. пола 239, жен. 301, в том числе 1 раскольница; дворов 59. Проценты с капитала 2,658 рубл. 50 коп. поступают в пользу причта. При церкви устроены два каменных флигеля, в которых и помещается церковный причет. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. - С. 15: Успенская при реке Волге г. Костромы каменная, с такою же колокольней, построена в 1786 г. тщанием архимандрита Соловецкого монастыря Досифея, приходских людей и жертвователей; обнесена каменной оградой. Престолов 3: в честь Успения Пресвятой Богородицы, в честь Рождества Предтечи, во имя преп. Макария Унженскаго. Средства церкви: %% с капитала (в 6134 р. 83 к.) 230 р. 51 к. и арендная плата с каменной полулавки внутри Гостиннаго двора 50 руб. в год. Ближайшая церковь: Архангельская в 350 саж. Причт: священник, диакон и псаломщик; жалованья от казны не получает. По билетам разных кредитных учреждений получается %% 496 р. 43 к. Общий причтовой капитал 12475 р. 59 к. Причт пользуется доходом от каменной полулавки внутри Гостиннаго двора 100 р. в год. Доходов кружечных получается на долю священника 459 р., диакона – 306 р. и псаломщика – 153 р. Причтовыя помещения церковныя; на ремонт их имеется капитал 1850 р., приносящий 80 р. 99 к. в год. Земли в пользовании причта 1155 кв. саж. (по частному измерению): плана и межевых книг на церковную землю нет. В приходе муж. пола 185 д. м. п. и 214 д. жен. п.

http://sobory.ru/article/?object=39984

Разделы портала «Азбука веры» ( 7  голосов:  3.4 из  5) Прослушать басню «Прихожанин» 1:54 Есть люди: будь лишь им приятель. То первый ты у них и гений, и писатель, Зато уже другой, Как хочешь сладко пой, Не только, чтоб от них похвал себе дождаться, В нем красоты они и чувствовать боятся. Хоть, может быть, я тем немного досажу, Но вместо басни быль на это им скажу. Во храме проповедник (Он в красноречии Платона был наследник) Прихожан поучал на добрые дела. Речь сладкая, как мед, из уст его текла. В ней правда чистая, казалось, без искусства, Как цепью золотой, Возъемля к небесам все помыслы и чувства, Сей обличала мир, исполненный тщетой. Душ пастырь кончил поученье: Но всяк ему еще внимал и, до небес Восхищенный , в сердечном умиленье Не чувствовал своих текущих слез. Когда ж из Божьего миряне вышли дому, «Какой приятный дар!» Из слушателей тут сказал один другому: «Какая сладость, жар! Как сильно он влечет к добру сердца народа! А у тебя, сосед, знать, черствая природа, Что на тебе слезинки не видать? Иль ты не понимал?» – «Ну, как не понимать! Да плакать мне какая стать : Ведь я не здешнего прихода ». Примечания Платон (Левшин)  – митрополит Московский, известный своим красноречием проповедник.  Пастырь – 1. То же, что пастух (стар.). 2. Священник как наставник паствы. Восхитить – унести в высь (устар.). Мирянин (мн. миряне) – член Церкви, не входящий в состав духовенства и монашества. Стать – здесь: нужда. Приход – община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. В рукописном варианте (автографе  ПД 56 ) басня озаглавлена «Проповедник».   Время написания: не позднее 1823 г. Первая публикация: «Северные цветы на 1825 год», СПб., 1824, с. 284–285. Крылатое выражение: Ведь я не здешнего прихода. Т.е., мне не нужно лицемерить, приспосабливаться, поскольку я человек свободный, независимый и от власти, и от чужого мнения (шутл.-ирон.). По указанию В. А. Олениной («Литературный архив», стр. 75), эта басня написана в ответ на стихотворение кн. П. А. Вяземского о трех знаменитых баснописцах. Имеется в виду стихотворение П. Вяземского «И. И. Дмитриеву (В день его именин)», которое было помещено в «Сыне отечества» за 1821 г. 48, стр. 82). Вяземский, назвав Лафонтена, Хемницера и Дмитриева, не упомянул в нем о Крылове; предпочтение Дмитриева перед Крыловым высказано Вяземским было и в предисловии к изданию стихотворений И. И. Дмитриева («Известие о жизни и стихотворениях И. И. Дмитриева»), вышедшему в 1823 г. М. Лобанов в биографии Крылова также указывает, что басня «Прихожанин» являлась полемическим откликом Крылова на выступление Вяземского: «Крылов позволил себе мщение… в басне – «Прихожанин», которую он составил из анекдота о мужике, мною ему случайно рассказанному» («Жизнь и сочинения И. А. Крылова», стр. 75).

http://azbyka.ru/fiction/basnya-prixozha...

Павел, архиепископ Тобольский и Сибирский (Морев-Павлов Петр Алексеевич) Родился в 1779 году в Пинежском уезде Архангельской губернии в семье священника. В 1806 году по окончании местной духовной семинарии назначен учителем в ней. В 1807 году пострижен в монашество. С марта 1807 года – игумен Корельской Николаевской обители Архангельской епархии. С 1809 года – префект духовных училищ. С 5 июня 1810 года – архимандрит Архангельского, в честь Архангела Михаила, монастыря. 14 октября 1817 года назначен архимандритом Сийского Антониева монастыря. С 1818 года – ректор духовной семинарии. 5 апреля 1820 года назначен архимандритом Крестного на острове Кие монастыря. С мая 1821 года – архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря. 27 мая 1823 года хиротонисан в Санкт-Петербурге во епископа Вятского и Слободского. 19 марта 1827 года переведен епископом Могилевским и Витебским. 7 августа 1831 года возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. Скончался 18 декабря 1831 года. Труды: Речь, говоренная Его Императорскому Величеству Александру Павловичу в Вятке 8 октября 1824 года//Вестник Европы. – СПб., 1824. – Ч. 138, 21. – С. 63. Литература: Никитников Г. А. Иерархия Вятской епархии. – Вятка, 1863. – С. 86. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 319, 343, 495, 801, 819, 824, 826. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405, 1415. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 244. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 244. Архангельские губернские ведомости. – 1850, 40. Могилёвские губернские ведомости. – 1846, 50. Странник. – 1869. – Кн. 7. – С. 5–9. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 54, 55, 56. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 3. – С. 1182. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 593; т. 2. – С. 1582, 2168. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 70. Софронов В. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирилл, епископ Чигиринский викарий Киевской епархии (Куницкий Дионисий Алексеевич) Родился в 1783 году в семье священника Киевской губернии. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании академического курса назначен преподавателем духовной академии. 14 февраля 1814 года пострижен в монашество; 22 февраля рукоположен в сан иеродиакона, а 8 марта – во иеромонаха. В 1815 году назначен соборным иеромонахом Киево-Печерской лавры. С 15 августа 1819 года – ректор духовной семинарии, учитель богословия, присутствующий в правлении Киевской духовной академии, а с 22 декабря – присутствующий в Киевской дикастерии. С 1823 года – член конференции Киевской духовной академии. 25 января 1824 года возведен в сан архимандрита. С 3 марта 1824 года – член цензурного комитета при духовной академии. В 1825 году вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 18 августа 1826 года определен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. 26 ноября 1826 года назначен ректором Киевской духовной академии и профессором богословских наук. 22 декабря 1826 года определен настоятелем Киево-Братского училищного монастыря. 13 мая 1828 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 5 января 1835 года уволен на покой. Скончался 16 апреля 1836 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 260. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 300. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 260. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10. 20, 24. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 619. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 659. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЗЛОВСКИЙ Алексей Семенович (март 1707-1776), кн., обер-прокурор Святейшего Синода. Сын генерал-майора кн. С. М. Козловского. В 1722 г. поступил солдатом в лейб-гвардии Преображенский полк, затем был офицером в лейб-гвардии Семёновском полку, вышел в отставку премьер-майором. С 1754 г. на гражданской службе. 17 апр. 1758 г. К. был произведен в генерал-майоры и назначен обер-прокурором Синода. Синод обычно следовал указаниям К. только в тех случаях, когда его предложения не находились в резком противоречии с интересами духовного ведомства. Большое значение имело и отношение имп. Елизаветы Петровны к духовенству, позволявшее Синоду в ряде случаев обходиться без посредничества обер-прокурора. К. не всегда имел возможность оказывать влияние на Синод, что вызывало иногда вмешательство Сената или генерал-прокурора в дела, находившиеся в ведении Синода. По мнению историков, К. не располагал фактическим влиянием на ход дел в церковном управлении. С назначением в 1760 г. генерал-прокурором Сената кн. Я. П. Шаховского позиции обер-прокуратуры в Синоде усилились. Однако после вступления на престол имп. Екатерины II, когда вновь был поднят вопрос о церковных вотчинах, встал вопрос о замене обер-прокурора. 9 июня 1763 г. К. был пожалован чин генерал-поручика и ему было предписано присутствовать в Московской Сенатской конторе. 3 мая 1772 г. вышел в отставку. К. был женат на Марии Алексеевне Заборовской, имел 5 сыновей (в т. ч. Федора († 1770), писателя и поэта) и 2 дочерей. В лит-ре встречается ошибочное утверждение о том, что дочерью К. была игум. Анфия (в миру Анна), в 1795-1813 гг. настоятельница московского во имя прп. Алексия, человека Божия, монастыря. Игумения являлась его племянницей. Лит.: Барсов Т. В. Свят. Синод в его прошлом. СПб., 1896. С. 293-294; Благовидов Ф. В. Обер-прокуроры Свят. Синода в XVIII и в 1-й пол. XIX ст. Каз., 19002. С. 226-235; Письмо еп. Арсения (Мацеевича) к обер-прокурору Св. Синода [кн. Козловскому]//РА. 1902. Кн. 1. 4. С. 498; Попов М. С. Арсений Мацеевич и его дело. СПб., 1912; Филиппов А. Н. Каталог членов и обер-прокуроров Свят. Правит. Синода за XVIII в. М., 1916. С. 25; Фруменкова Т. Г. Обер-прокуроры Свят. Синода (1722-1917)//Из глубины времен. СПб., 1994. [Вып. 3]. С. 20-29; Волков С. В. Генералитет Рос. империи: Энцикл. слов. М., 2009. Т. 1. С. 668; Мурзанов Н. А. Словарь рус. сенаторов, 1711-1917 гг.: Материалы для биографий. СПб., 2011. С. 211. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824)

http://pravenc.ru/text/1841692.html

Феофилакт, епископ Тамбовский и Шацкий (Ширяев Федор Иванович) Родился 8 сентября 1777 года в селе Заозерье Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Ярославской духовной семинарии. Преподавал в семинарии риторику, философию, богословие, латинский, греческий и французский языки. В 1808 году вызван в Санкт-Петербург и 22 мая пострижен в монашество в Александро-Невской лавре. 6 августа 1809 года возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Каменного Духова монастыря, а также префектом и учителем Вологодской духовной семинарии. В 1810 году определён ректором Вологодской духовной семинарии. В 1811 году переведён в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В преобразованной Санкт-Петербургской духовной академии ему было поручено преподавать словесные науки. За успехи в преподавательской службе награждён наперсным крестом на золотой цепочке с бриллиантом и орденом святой Анны II степени. В 1814 году назначен ректором Калужской духовной семинарии и настоятелем Пафнутиева Боровского монастыря. 23 июля 1821 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Епископ Феофилакт часто посещал Саровскую пустынь и многократно беседовал с преподобным Серафимом Саровским († 1833; память 19 июля/1 августа, 2/15 января). 20 мая 1824 года скоропостижно скончался, не достигнув 47 лет, от чахотки. Погребён в Тамбовском Преображенском кафедральном соборе у южной стены. По словам Московского митрополита Филарета, «...епископ Феофилакт служил, обедал, почивал, проснулся, исповедался, скончался». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 237. Хитров Г., священник. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. Чистович И.А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1851. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1414. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 237. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 62. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, 1, стр. 48 и прим. 1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 2145. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913. Т. 25, стр. 470. Тамбовские епархиальные ведомости, 1879., 20, стр. 643. Кученкова В.А. Житие архиереев тамбовских. К 300-летию преставления Питирима Тамбовского 1698–1998. – Тамбов, 1998, стр. 18. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Герман, епископ Имеретинский (Гоголашвили Дмитрий) Родился в Кутаисской губернии в семье дворянина. С 1810 по 1817 год обучался в Мингрельской пустыни. 15 апреля 1819 года пострижен в монашество; 3 июня рукоположен во иеродиакона, а 13 декабря 1820 года – во иеромонаха. 2 мая 1823 года назначен учителем Рачинского приходского училища. 7 марта 1824 года определен к Кутаисскому собору. 10 октября 1827 года командирован в крепость Редут-Кале. 24 января 1829 года командирован в крепость Александрополь. 17 декабря 1831 года назначен инспектором Кутаисского духовного училища. 27 октября 1835 года возведен в сан игумена. С 25 октября 1839 года – управляющий церковными имениями. 2 декабря 1845 года назначен миссионером в Абхазию. 1 сентября 1847 года возведен в сан архимандрита. 8 сентября 1851 года хиротонисан во епископа Абхазского. Со 2 сентября 1856 года – епископ Имеретинский. 2 июля 1860 года уволен на покой в Гаэнатский монастырь. 23 февраля 1863 года назначен управляющим Хопским Успенско-Богородичным монастырем. Скончался 11 августа 1868 года в Хопском монастыре. Епископ Герман был человек «благонамеренный и совершенно преданный как русскому правительству, так и святой Православной Церкви». Литература: Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 329. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 329. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 85. Сборник императорского Русского исторического общества: в 148 т. – СПб., 1867–1917, т. CXIII, ч. 1. – С. 344–349. Известия по Казанской епархии. – 1870, 3. – С. 72. Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1903, 46. – С. 1805. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 37–38. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕЛУНГ Федор Павлович (Фридрих Пауль; 25.02.1768, Штеттин, совр. Щецин, Польша - 18.01.1843, С.-Петербург), историк, филолог, востоковед; чл.-корр. С.-Петербургской АН, почетный член Харьковского и Дерптского ун-тов. Закончил Лейпцигский ун-т, где изучал право и философию. С 1797 г. жил в России. С 1803 г. наставник великих князей Николая (буд. имп. Николай I Павлович ) и Михаила Павловичей. С 1818 г. чиновник особых поручений при Мин-ве иностранных дел, с 1824 г. и до конца жизни начальник учебного отд-ния вост. языков при Азиатском департаменте. Принимал участие в создании Румянцевского музея. А.- собиратель материалов по тюрк. и др. языкам народов России; автор трудов: «Митридат, или Всеобщее языкознание» (1806), содержащего перевод молитвы «Отче наш» на различные языки, анонимно изд. работы «О сходстве санскритского языка с русским» (1811) и др. По церковной археологии им написана кн. «Корсунские врата в Софийском соборе в Новгороде» (М., 1834), в к-рой А. предположил герм. происхождение этого памятника искусства. Последние 25 лет жизни собирал в б-ках Рима, Лондона, Вены и Вольфенбюттеля записки иностранцев о России. Результаты этой работы отразились в посмертно изд. соч. А. «Обозрение путешествий по России» (1846, рус. пер.- 1864), к-рое было удостоено Демидовской премии. Собранная А. коллекция книг и рукописей была приобретена после его смерти для б-к С.-Петербургского ун-та и имп. Публичной. Соч.: Krimisch-limerarische Übersicht der Reisenden in Rußland bis 1700. St.-Pb., 1846. 2 Bde.; Обозрение путешествий по России. СПб., 1864; Mithridate, oder allgemeine Sprachkunde mit dem Vater Unser als Sprachprobe. B., 1806; Camherinens der Großen Verdienste um die vergleichende Sprachkunde. St.-Pb., 1815. Лит.: Шегрен А. И. О книгах и рукописях Ф. П. Аделунга//СПб. вед. 1844. 231-232; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1; РБС. Т. 1. С. 71-73. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: МАРР Николай Яковлевич (1864-1934), российский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф, археограф; академик (1912), награжден орденом Ленина (1928); заслуженный деятель науки (1933) ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГОЛОВАЦКИЙ Яков Федорович (1814 - 1888), бывш. униат. свящ., историк, филолог, один из инициаторов национального возрождения русинов в Галиции, входившей в XIX в. в состав Австрийской империи ДЕСТУНИС Спиридон Юрьевич (1782 - 1848), рус. дипломат греч. происхождения, филолог, историк, писатель, переводчик с греческого

http://pravenc.ru/text/63506.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010