«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Катехизис содержит основные определения веры. В книге «Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» Николай Сербский последовательно разбирает происхождение и источники православной веры, христианское православное исповедание веры, семь святых таинств, ветхозаветные заповеди, Новый завет. «В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.» Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Святитель Николай Сербский (Велимирович) Содержание Введение. О христианской вере Глава 1. Происхождение и источники православной веры Глава 2. Христианское православное исповедание веры Глава 3. Семь святых таинств Глава 4. Ветхозаветные заповеди Глава 5. Новый завет Введение. О христианской вере В чем суть христианской веры?   Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Патриарх Кирилл: Современный мир нуждается в высоких примерах достойной жизни 11 марта, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Отрадно, что выдающиеся деятели Православия, живущие по законам христианской совести, приезжают в столицу России из разных стран. 11 марта в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XIV церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов. Предстоятель Русской Церкви обратился к лауреатам премии и участникам церемонии с приветственным словом. Ваше Превосходительство, господин Президент Республики Сербской Милорад Додик! Уважаемые лауреаты премии Международного фонда единства православных народов! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые представители органов государственной власти Российской Федерации! Уважаемый Валерий Аркадьевич, президент фонда! Ваши Превосходительства господа послы и члены дипломатического корпуса, аккредитованные в Москве! Дорогие гости, возлюбленные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся сегодня в Храме Христа Спасителя, чтобы воздать заслуженные почести новым лауреатам премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» — премии, которая носит имя покойного Святейшего Патриарха Алексия II. Сегодня мы чествуем друга России, выдающегося деятеля сербского мира Президента Республики Сербской Милорада Додика; мы рады приветствовать руководство Православного молодежного братства Польши, представленного председателем его правления госпожой Мартой Цальпинской; а также отметить несомненные заслуги замечательной международной организации «День Крещения Руси» в лице ее лидера Олега Викторовича Кривошеи. Президент Республики Сербской — личность известная во всем православном мире. Его верность Православной Церкви, исконным традициям сербского народа и своему призванию стяжала ему славу яркого и сильного политика, непреклонного защитника интересов своих сограждан и православных собратьев в Боснии и Герцеговине. Его неустанными трудами построены и реставрированы десятки православных храмов в Республике Сербской. Благодаря ему власти Республики Сербской оказывают активнейшую и всестороннюю поддержку жизни и деятельности Сербской Православной Церкви на своей территории, ее образовательным и культурным инициативам.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovrem...

Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили освящение собора Воскресения Христова в Подгорице 7 октября 2013 г. 20:33 7 октября 2013 года в Подгорице (Черногория) состоялось освящение кафедрального храма Воскресения Христова. В освящении собора и Божественной литургии в нем приняли участие Главы и представители Поместных Православных Церквей, ставшие участниками торжеств в часть 1700-летия издания святым равноапостольным Константином Миланского эдикта. В богослужении участвовали  Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва . В числе сослуживших за Божественной литургией членов официальных делегаций были представители Русской Православной Церкви: председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , руководитель  Административного секретариата Московской Патриархии   епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, глава  пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси   диакон Александр Волков . В храме молились Президент Черногории Филип Вуянович, Премьер-министр этой страны Мило Джуканович, другие представители государственной власти, видные представители общественности, деятели культуры, дипломаты, в том числе посол Российской Федерации в Черногории А.А. Нестеренко. На торжестве присутствовали представители Римско-Католической Церкви,  Армянской Апостольской Церкви , других инославных общин. Несмотря на дождливую погоду, на площади перед собором собралось множество людей. По завершении богослужения к верующим обратились Святейший Патриарх Сербский Ириней, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

http://patriarchia.ru/db/text/3295465.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Т.А. Опарина Греческий чин присоединения католиков к православной Церкви в сербских и украинско-белорусских памятниках и их влияние на русскую традицию В Избранное Оригинал в pdf Татьяна Анатольевна Опарина, кандидат исторических наук, начальник научного отдела Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея заповедника Коломенское-Измайлово-Лефортово-Люблино. Автор благодарит В. Г. Ченцову, Е. В. Белякову и К. Панченко за помощь в написании статьи. Чин приема в православие латинян известен в византийской традиции с XV в. 1 , его появление было вызвано преодолением Флорентийской унии (1438–1439 гг.). После отказа Константинопольского Патриархата от унии необходимо было определить свою позицию по отношению к католицизму, зафиксированную прежде всего в способе присоединения католиков к православной Церкви. Общие принципы были выработаны еще в период споров в Ферраре и Флоренции. Наиболее активный противник унии св. Марк Эфесский относил католиков к еретикам, при этом он считал возможным присоединять их к православию через миропомазание: «Мы оставили латинян, как еретиков, и отделились от них… И отчего же мы помазуем миром присоединяющихся от них к нам? Разумеется, оттого что они еретики. 7й канон 2го Вселенского Собора гласит: “Присоединяющихся к православию, к части спасаемых, из еретиков приемлем по следующему чиноположению и обычаю ариан, македонян, савватиан и новатиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятодневников, или тетрадитов, и аполлинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская Церковь , приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: Печать дара Духа Святаго”» 2 . В 1484 г. в Константинополе предположительно был созван церковный Собор, на котором обсуждался вопрос присоединения католиков, соборное постановление опубликовано не было 3 . Традиция приписывает председательство на Соборе Константинопольскому Патриарху Симеону Трапезундскому. По преданию, в нем также приняли участие Патриархи Александрийский Григорий, Антиохийский Дорофей, Иерусалимский Иоаким (Иаков) 4 . В научной литературе факт проведения Собора ставится под сомнение, как и возможность пребывания в этом году в Константинополе указанных лиц 5 (в частности, Симеон Трапезундский (Трапезундец) занимал Константинопольскую кафедру в 1470–1472 гг. и в 1478–1481 гг.). Тем не менее составление чина присоединения латинян к православию продолжают связывать именно с Симеоном Трапезундским 6 .

http://azbyka.ru/grecheskij-chin-prisoed...

Свыше 43 лет блаженнопочивший владыка сербский Михаил проходил свое великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ шабацкий) и в том числе около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 г., с утверждения князя Милоша и согласия константинопольского патриарха Кирилла от 9-го августа того же 1859 г.), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвигов на пользу святой церкви, отечества, сербства и даже целого славянства. Само собою разумеется, что в настоящей речи мне нет возможности и, пожалуй, нужды всесторонне характеризовать жизнь и деятельность великого сербского святителя и патриота, тем более, что о некоторых выдающихся сторонах его жизни и деятельности не мало уже есть и в нашей печати, а многое другое, наиболее существенное, представляется вниманию настоящего собрания другими почитателями незабвенной памяти блаженнопочившего сербского владыки. Жаль, что по недостатку времени не могут поделиться с нами своими воспоминаниями о блаженнопочившем многие другие его искренние почитатели. А таковых и здесь немало. Вероятно, в общей массе воспоминаний нашлись бы – конечно – многие общие черты, но в них – без сомнения– открылись бы и некоторые новые стороны, из соединения которых все более и полнее вырисовывался бы величавый, светлый и цельный нравственный образ великого святителя православной церкви, типичного выразителя истинных идеалов сербства и великого славянина, ясно понимавшего и глубоко верившего в историческое призвание России в славянском мире. Не претендуя на всестороннюю характеристику великого покойника, я хотел бы только освежить в памяти собрания некоторые факты из его церковно-административной деятельности, направленной к внутреннему церковному благоустройству, к хранению прав и канопов церкви и водворению церковного мира не только у себя в Сербии, но и вне ее границы – на Балканском полуострове. Приняв хиротонию епископства вскоре после завершения (в 1853 г.) высшего своего богословского образования в России и после непродолжительного профессорства своего в белградской „ богословии “, молодой, в то время владыка Михаил в октябре 1854 года занял шабацкую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

Часть II. Епископ Челябинский Гавриил (Чепур) Преосвященного Гавриила я встретил впервые в Белгороде в мои студенческие годы. В России я даже и не слышал о нем, так как он, уйдя из Москвы с поста Синодального Ризничего, был назначен викарием Кишиневской епархии и там и жил безвыездно. Но в Белгороде я уже узнал, что где-то в одном из Фрушкогорских монастырей проживает какой-то очень толстый архиерей, очень нервный, раздражительный и необыкновенный знаток церковного устава. Имя его Гавриил. Но прошло, вероятно, года два-три со времени моего приезда в Сербию, пока я с ним встретился. Я уже знал, что его знание литургики совершенно феноменальное, что в бытность его в Бессарабии даже старообрядческие уставщики и начетчики страшились встречи с ним, его осведомленности в самых запутанных вопросах устава и его непогрешимости в этой сфере. Первый раз я увидел еп. Гавриила вечером в Белградской русской церкви, когда она помещалась в старом сарае (бывшей конюшне во время австрийской оккупации), на старом кладбище. Это было третье помещение, которое наша церковь занимала. Первое место ее пребывания была какая-то столовая, потом зал Сербской III гимназии на Негошевой улице и третье – этот сарай, на месте которого потом была воздвигнута каменная в Псковско-Новгородском стиле церквица Св. Троицы, рядом с сербской церковью св. Марка. Мы, студенты богословского факультета, толпились около этой церкви, кто помогая пением, кто прислуживанием, пономарством, чтением. Был конец второй седмицы Вел. Поста. В субботу вечером я вошел в алтарь нашего храма-сарая, чтобы заняться своими пономарскими и псаломщическими обязанностями. В церкви тогда служил обыкновенно сам настоятель, о. Петр Беловидов, или его помощник, недавно рукоположенный о. Владислав Неклюдов. Архиереи тогда у нас служили редко. Митр. Антоний бывал, но только наездом из Карловцев, а другие русские владыки жили по назначенным им монастырям на Фрушкой горе или в других местах. Войдя в алтарь и поклонившись, я был несколько удивлен присутствием постороннего лица, какого-то очень полного архиерея. Взял благословение. Владыка меня шумно расцеловал, спросил, кто я, что я делаю. Я отошел в сторонку и стал наблюдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Русского некрополя в Белграде 15 ноября 2014 г. 19:56 15 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Сербский Ириней  посетили Русский некрополь в Белграде — место крупнейшего в Европе захоронения русских воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны. У некрополя Предстоятелей встречали: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин, министр культуры РФ В.Р. Мединский, руководитель Федерального агентства РФ по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) К.И. Косачев, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Сербии А.В. Чепурин, командующий ВДВ России генерал-полковник В.А. Шаманов, режиссер Н.С. Михалков. К мемориалу также прибыли архиереи и духовенство  Сербской Православной Церкви , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, российские десантники, участвующие в проходящих в Сербии совместных российско-сербских тактических антитеррористических учениях SREM-2014. Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей возложили цветы к памятнику русским воинам. Была пропета «Вечная память». Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву на обновление храма-часовни в честь Иверской иконы Божией Матери, что находится на территории кладбища. Иверская часовня была построена в 1931 году эмигрантами из России в память об одноименной часовне у входа на Красную площадь в Москве. В ее крипте находится захоронение митрополита Антония (Храповицкого). Затем была совершена заупокойная лития по воинам, погибшим в годы Первой мировой войны. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители российской и сербской государственных властей! Дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы выразить слова признательности всем, кто потрудился деле в восстановлении и реставрации этого мемориального кладбища. Мы находимся на особом месте. Это самое большое в Европе кладбище, где похоронены участники Великой войны, где похоронены генералы, адмиралы, офицеры, солдаты русской армии, где существует, несмотря на все сложнейшие обстоятельства ХХ века, памятник государю императору Николаю II, который не оставил в беде сербский народ, но принял решение вступить в тяжкую войну. Царь сознавал, что Россия не была в полной мере готова к этой войне. В 1914 году началось крупномасштабное изменение в организации и оснащении российской армии — то, что мы теперь называем словом " модернизация " . Этот процесс должен был быть завершен к 1920 году, и тогда русская армия стала бы самой сильной армией в Европе.

http://patriarchia.ru/db/text/3842843.ht...

Грачаница, 20 марта 2004 года Сообщение о событиях в Липляне и окрестностях в период с 17 по 19 марта 2004 года. Под вечер в среду 17 марта в Липляне албанские экстремисты напали на сербов, на край сербского поселения расположенный правее (южнее) от главной дороги из Приштины в Призрен проходящей через Липлян. Они кидали гранаты и стреляли в сербов и тяжело ранили одного человека (Ненад Весич, 1950 г.р., скончавшийся от ран), другим также нанесли ранения и изгнали их. Затем албанцы тремя группами, приблизительно по 700 человек в каждой (в трех группах было около 2000 человек), устремились в направлении сербских церквей в северной части Липляна, туда, где находятся около 800-1000 сербов, живущих в основном около двух церквей: древней средневековой церкви Пресвятой Богородицы и новой церкви Святых великомучеников Флора и Лавра.      Результат этого, продолжившегося и 18 марта, экстремистского погрома таков: 28 сожженных сербских домов, т.е. хозяйств (это означает, что сожжено столько домов и еще большее число вспомогательных зданий). Среди сожженных был и дом одного живописца, на стенах которого до сих пор остатки сгорвших картин. Помимо Ненада Весича было ранено около десяти человек, среди которых и местный священник Ранджел Денич. Сербское население изгнано не только из этих 28 домов, но и из южной и частично из северной части Липляна. По словам священника и местных сербов очевидцев, нападение албанских террористов началось таким образом, что сначала шли албанские полицейские из KPS и выгоняли сербов из домов якобы для того, чтобы защитить их от набега прорывавшейся толпы, а по сути, чтобы дать албанским экстремистам возможность с большей легкостью сжечь и уничтожить сербские дома и сербские кварталы в Липляне. Толпы террористов, вооруженных огнестрельным оружием и оснащенных зажигательными бомбами, тремя группами нападали с трех сторон. Они использовали специальные ракеты, которые выстреливаются из оружия так, что сразу же вызывают сильное возгорание, а также ручные гранаты и бутылки с зажигательной смесью.

http://pravoslavie.ru/40597.html

Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские , то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа (с 1222 года), первый раз в 1230 году по смерти брата своего, Первовенчанного Краля Стефана, после торжественного венчания на Царство сына своего Радослава, а именно, после праздника Светлого Христова Воскресения. Пробывши после этого краткое время с Кралем племянником, св. Савва вознамерился исполнить свое давнее желание – поклониться святому и живоносному Гробу Христа Спасителя и обойти другие святые места. Напрасно Краль и все знатные духовные и светские лица молили Святителя не оставлять своей земли. Он утешил их обещанием возвратиться вскоре, сел в Далматии на корабль и, хранимый Богом, скоро прибыл в Св. Град; теплыми слезами оросил он гроб Господа Иисуса и св. Голгофу, с почтением и радостию был принят тогдашним Иерусалимским Патриархом Афанасием. На другой день они вместе отслужили св. литургию в церкви Христова Воскресения. Учинивши богатые дары церкви и раздавши обильную милостыню бедным, он пошел посетить и другие св. места: был на Иордане, в монастыре Преподобного Герасима, был и в Лаврах св. Саввы Освященного и св. Евфимия Великого, и в киновии Преподобного Феодосия, а оттуда достиг Назарета, восходил на Фавор, обошел и все Палестинские монастыри, заглянул и к пустынникам и отшельникам и вступал с ними в духовные беседы, приобретал св. мощи, церковные древности, иконы и книги, и, опять посетивши Иерусалим, отправился в обратный путь. В Акре сел он на корабль и благополучно достигнул Никеи, где по смерти императора Феодора Ласкаря (ум. 1221) царствовал тогда Иоанн Дука Ватаци. Он с почтением и любовью встретил св. Савву и часто беседовал с ним о святых местах, им посещенных. Из Никеи на царском корабле с данными ему Императором проводниками Савва совершил последний свой путь на св. Афонскую Гору, а оттуда через Солунь вернулся в свое отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > В 2016 году в Константинополе планируется созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви Завершилось собрание (сикансис) Предстоятелей и представителей Православных Церквей 10.03.2014 499 Время на чтение 12 минут 9 марта 2014 года, в неделю первую Великого поста, Торжества Православия, послание участников собрания Предстоятелей и представителей Православных Церквей было оглашено за богослужением в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре, сообщает Патриархия.ru. Вчера, в Неделю Торжества Православия, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся в Стамбуле для решения вопросов по созыву и проведению Всеправославного Собора, совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Фанаре — резиденции Константинопольского Патриарха. Служение утрени, которая предваряла Литургию, возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней. Божественную литургию совершили Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Святейший Патриарх Болгарский Неофит, Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва. В храме молились иерархи Поместных Православных Церквей, священнослужители, многочисленные верующие. В числе молившихся за богослужением были царь болгар Симеон II, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Турецкой Республике А.Г.Карлов, представители российского дипломатического корпуса. Во время богослужения звучали молитвословия на греческом, церковнославянском, грузинском, сербском, арабском, румынском, албанском языках.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/v_...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010