Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Греческие, сербские, русские иконы афонского происхождения Богоматерь Владимирская начала XV   Греческие, сербские, русские иконы афонского происхождения Мы начинаем цикл научных статей по истории иконописи, в них мы рассмотрим русско-афонские художественные связи. Для начала зададим себе вопрос, какие известные иконы афонского происхождения можно обнаружить в собраниях Москвы? - Портал Святая Гора Афон Русско-афонские контакты устанавливаются вскоре после принятия Киевом христианства и приобретают систематизированный характер со времени обустройства Киево-Печерского монастыря, к середине — второй половине XI столетия. Собственно художественная составляющая этих контактов длительный период оставалась незначительной. Гораздо большее значение для того же монастыря древнейшего периода имело общение с Константинополем, если основываться на чуде «Царицы во Влахерне», обстоятельства которого подробно изложены в местном Патерике; ему, как известно, было обязано строительство и украшение Великой Успенской церкви. Не менее существенными для русских феодальных центров домонгольского времени были связи с Солунью, особенно — для Владимира в конце XII и начале XIII века Несмотря на присутствие на Афоне иноков русского происхождения — причем в разных монастырях и уже с начала XI столетия, — сведения о появлении на Руси художественных, в том числе иконописных, произведений афонского происхождения отсутствуют. Несомненно, что присылаемые с Афона мощи или святыни в своем большинстве имели декоративное оформление. Но резонанс подобных изделий, рядом с роскошными реликвариями из Константинополя и Солуни, проследить не удается: Афон являлся прежде всего центром религиозной, собственно — молитвенной жизни, центром книгописания и переводческой деятельности. Таким он воспринимался и на Руси. В этом аспекте его воздействие на русскую духовную жизнь прослеживается все с того же XI века. После значительного перерыва, обусловленного татаро-монгольским нашествием, к концу

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=11...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона Прп. Ангелина Сербская в судьбе Русского Афона. День памяти - 14 июля В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), сербов и болгар. И быть может именно этой духовной общностью и духовным родством объясняется та многовековая взаимная братская любовь, которая связывает эти народы. Сербские и Русские монахи с XII века подвизались в одной обители – в Старом Нагорном Русике, поскольку сербы не имели еще тогда своего монастыря. Основатель Сербской автокефальной Церкви и создатель Сербской Лавры на Афоне (монастырь Хиландарь) свт. Савва Сербский принял постриг именно в этой обители – Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре (ныне он называется Старый Русик). Но и после того, как сербы перебрались в свою собственную обитель, они не прерывали духовных дружественных связей с Русиком. После того, как связь Руси с Афоном прервалась по причине княжеской усобицы и монгольского ига, так что русские подвижники не могли приходить на Афон, сербские монахи сохранили Русик от запустения. В 1309-1310 гг. братия Русского монастыря укрыла Игумена Хиландаря Даниила от каталонских пиратов, в следствии чего обитель было сожжена дотла латинскими фанатиками. Сербский Царь Стефан Душан, осознавая ответственность за происшедшее, полностью восстановил обитель и подарил ей в 1347 г. бесценное сокровище, которым она украшается по сей день – честную главу св. вмч. и целителя Пантелеимона. Сербские правители, оказывая щедрую поддержку Русскому монастырю, при этом никогда не пытались сделать его Сербским, не смотря на то, что некоторое время его населяли исключительно сербы. Они всегда констатировали факт, что лишь временно оберегают Русик, поскольку истинные его хозяева не могут до поры этого делать. Наконец, в самом начале XVI в., когда Русь освободилась от монгольского ига, Сербские государи передали Московским князьям ктиторство над их отчиной на Святой Горе – Русской обителью св. вмч. Пантелеимона.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2619

По окончании Литургии на Сербском подворье епископ Моравичский Антоний обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором, в частности, подчеркнул огромное значение Святогорского Хиландарского монастыря для православных сербов: «Это колыбель сербской духовности, колыбель письменности, государственности — через него прошли самые великие люди Сербской Православной Церкви. В их числе — основатель обители святитель Савва, который вместе со своим благочестивым отцом Симеоном построил этот монастырь; они вместе подвизались здесь, и преподобный Симеон Мироточивый скончался в обители в 1196 году. Из его могилы выросла чудотворная лоза, которая помогает бесплодным супругам. Святитель Савва, который основал Сербскую Церковь, являлся игуменом этого древнего сербского монастыря на Афоне». Приветствовав участвовавшего в богослужении на подворье игумена Хиландарского монастыря архимандрита Мефодия, владыка Антоний отметил, что в 2004 году эту сербскую обитель на Святой Горе Афон посетило горе: в монастыре случился страшный пожар, в результате которого сгорело более половины монастырских строений. Ряд построек за прошедшие годы удалось восстановить, но большая часть монастырского комплекса все еще несет на себе следы огненного разорения. «Все сербы скорбят из-за этого и пытаются помочь в восстановлении Хиландарской обители. Так, сербы, которые проживают в Российской Федерации, работают в Москве, собрали средства, которые сегодня будут вручены игумену монастыря на восстановление этой святыни». Настоятель Сербского подворья пожелал архимандриту Мефодию помощи Божией в трудах по восстановлению обители и подарил ему игуменский жезл. Со словами благодарности представитель Сербского Патриарха при Московском Патриаршем престоле также обратился к послу Сербии в России Елице Курьяк, заместителю председателя ОВЦС МП протоиерею Николаю Балашову и всем, кто в этот день пришел в храм, чтобы совершить совместную молитву и поддержать Хиландарский монастырь. По завершении торжественного богослужения на подворье состоялась церемония передачи пожертвования сербской общины в России на восстановительные работы в Хиландарском афонском монастыре. Участники церемонии также ответили на вопросы журналистов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1824773...

Распятое Косово Параллельно с геноцидом православного сербского населения, со всевозможными формами насилия над невинными людьми и всеми видами преступлений – изгнанием из домов, грабежами, изнасилованиями, похищениями людей, убийствами и резней – в Косово и Метохии проводилось и проводится целенаправленное уничтожение духовных корней сербского народа: разорение, поджоги, разрушение православных храмов и монастырей. Ниже приводятся только доказанные факты. Данные об оскверненных и уничтоженных памятниках предоставлены Рашко-Призренской епархией, а историко-архитектурные комментарии подготовлены архитектором проф. Любишей Фоличем. Вступительное слово Его Святейшества Патриарха Сербского Павла Это издание - лишь эхо нашего вопля, и одновременно наш призыв к христианскому цивилизованному миру. Не дает покоя осознание того факта, что в год величайшего христианского юбилея - двухтысячелетия Христианства - в Европе по-прежнему рушат христианские церкви, рушат не во время войны, а во время мира - мира, гарантированного международным сообществом. Мы надеемся, что фотографии разрушенных и оскверненных православных храмов пробудят совесть у тех людей, которым по силам предотвратить преступление. Мы надеемся, что все те, кто восстал против горя: одних, не останутся лишь пассивными наблюдателями происходящей у них на глазах беды других. Также мы призываем всех тех косовских албанцев, которые трезво видят свое будущее в совместной жизни с сербами, воспротивиться и воспрепятствовать бесчинствам безумцев. Ни гуманности, ни правде не победить, пока царят месть и беззаконие в Косово и Метохии. Ни у кого нет морального права мирно праздновать победу, когда одно зло подменяется другим и когда свобода одних зиждется на рабстве других. Патриарх Сербский Павел Предисловие Народы Косова и Метохии переживают тяжелейшие дни в своей стории на этой земле. Албанский народ пережил дни страданий, преследований и убийств - зло исходило от безнравственной и разрушительной политики правящего режима. Хорошо известно, что в то же самое время страдал и сербский народ Косова и Метохии - и от рук албанских террористов, а ещё больше, от военно-воздушной агрессии НАТО. Сейчас сербский народ вновь переживает дни страданий, преследований и убийств - однако теперь зло исходит от безнравственной и разрушительной политики албанских националистов, и при этом в присутствии контингента НАТО.

http://pravoslavie.ru/40101.html

Святые сербские короли HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Архиепископ Филарет (Гумилевский) Святые сербские короли В издательстве Сретенского монастыря не так давно вышли в свет " Жития святых " , составленные архиепископом Филаретом (Гумилевским). Автор включил в них большое количество ранее неизвестных на Руси житий южных славян: сербов, болгар и др. Один из таких примеров приходится на 24 сентября (7 октября по новому стилю). В этот день празднуется память святого Стефана Первовенчанного, племянника его Давида и сына, короля Владислава. Святой Симеон Неманя / " Свят Симон монах " , - так говорит надпись над древним изображением сына Стефана Немани. Изображение представляет первовенчанного краля Сербского с огромною бородою, в монашеской одежде, с черным платом, подвязанным под подбородком, и в черном клобуке с развалом наверху. Когда престарелый жупан Неманя решился посвятить последние годы свои молитве и посту в иноческой обители, то пред собранием священных лиц и вельмож Сербии передал правление Сербиею старшему сыну Стефану. " Оставих на престоле моем любавнаго ми сына Стефана, велнего жупана и севастократора " , - так говорил сам отец. Стефан сын стал великим жупаном в марте 1195 г. В первое время правления покойно занимался он делами благочестия. Но потом, несмотря на то, что по воле отца Стефан был великим жупаном всей Сербии, младший брат его Вулкан захотел предоставить удельному княжеству своему Зете полную независимость от брата. Венгерский король, по его просьбе, послал войска, и Вулкан стал независимым князем Зеты. Потом Вулкан стал домогаться того, чтобы согнать брата с сербского престола. Он вошел в сношения с папою, располагавшим тогда силами Запада, и подчинился распоряжениям его. Венгерский король с своей стороны дал обещание папе, по его убеждению, ввести папизм в Сербию. Война кровопролитная опустошала Сербию. Стефан мужественно, но с трудом, отбивался от неприятелей. Они даже провозгласили Вулкана королем Сербии. Стефан не пренебрегал и тогдашним сильным средством против врагов.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Скачать epub pdf Как благодатный брат Христа, Савва приходил ко всем крещенным народам как к братии Христовой, а не как к чужестранцам. Народы это ощущали, и потому Савву принимали с любовью, почтением и грустью провожали. Он не ходил по свету, чтобы прославить сербский народ, но чтобы прославить Христа, любовь над любовью. Святитель Николай Сербский 1174 г. Родился будущий святитель Савва Сербский . Он был третьим сыном Великого жупана (самодержца Сербии) Стефана Немани (позднее монаха Симеона) и матери Аны (позднее монахини Анастасии). При рождении получил имя Ростислав – Растко Неманич. Место рождения – город Рас. 1191 г. Принц Растко оставил управление над Хумуской областью, которую ему доверил отец Стефан Неманя, и уходит на Святую Гору, где постригся в монахи в монастыре Святого Пантелеймона (сегодня также называется и Русским монастырем, основан между 1016 и 1030 годами). Растко получил монашеское имя Савва, по имени преподобного Саввы Иерусалимского – Освященного. 1192 г. На Благовещение (25 марта) уходит в греческий монастырь Ватопед (посвящен Благовещению, основан между 972 и 985 годами). 1196 г. На соборе в Расе Великий жупан Стефан Неманя уступает власть жупана в пользу второго сына Стефана (позднее Стефан Первовенчанный). Самому старшему сыну Вукану Стефан дал в управление Зету. Удалившись от власти, Стефан Неманя принял монашеский постриг в монастыре Студеница, получив монашеское имя Симеон. 1197 г. Великий жупан Стефан Неманя (Симеон) встретился со своим сыном Саввой 2 ноября в святогорском монастыре Ватопеде, где начали жить оба. После этого Неманя и Савва обходят все монастыри Святой Горы, чтобы поклониться святогорским святыням. Монастыри, которые посетили, богато одаривали деньгами, особенно Протатскую церковь в Кареи (Успение Пресвятой Богородицы, построена в 962 году), Иверский монастырь (посвящен Успению Пресвятой Богородицы, основан около 975 года, а, вероятно, в предыдущие века существовал как келия) и монастырь Великую Лавру (Святого Афанасия Афонского , основан в 963 году). Кроме денежных даров, обновили церковь Святого Симеона в Просфоре и воздвигли около церкви город, а посреди большую башню, построили палаты, посадили виноград и присоединили к все к монастырю Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Митрополит Иларион: Апостолы и ныне являются нашими учителями, нашими небесными заступниками 13 июля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Церковь заповедует нам всегда обращаться к апостольским посланиям, и не только слышать их в храме, но и дома обращаться к этой части Нового Завета. 12 июля 2014 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию на московском Подворье Сербской Православной Церкви – Петропавловском храме на Яузе. Затем председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион обратился к присутствующим, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Ваше Преосвященство, дорогой владыка Антоний! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит Нифон! Дорогие отцы, братья и сестры! Хочу передать всем вам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по поручению которого я сегодня совершил Божественную литургию здесь, в  храме святых апостолов Петра и Павла, который является Подворьем Сербской Православной Церкви. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла – торжество всей Православной Церкви. И неслучайно ему предшествует пост, который начинается через неделю после Пятидесятницы, а заканчивается сегодня, в этот торжественный день. Установив сей постный период, Церковь особым образом почтила тех, кто вместе с остальными апостолами потрудился для того, чтобы продолжить на земле дело Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, пошел вслед за Христом и претерпел мученическую кончину. По свидетельству слова Божия, все апостолы занимают особое место в Церкви, но только Петра и Павла Церковь и святые отцы называют первоверховными, ибо Петр является недвижимым камнем в основании Церкви, а Павел – движущей силой; апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников. День памяти святых первоверховных апостолов является особым праздником для Антиохийской Православной Церкви. И Петр, и Павел посещали священные пределы Антиохии и являются основателями этой Церкви. Поэтому я особенно рад сегодня Вашему присутствию здесь, дорогой владыка Нифон, и пользуюсь возможностью еще раз поздравить Вас с возведением в сан митрополита, что является красноречивым свидетельством для всего православного мира о том, что Вас любят и почитают не только в Русской Православной Церкви, с которой Вы сроднились за долгие годы служения, но и в родной для Вас основанной святыми апостолами Антиохийской Православной Церкви, которую Вы на протяжении уже нескольких десятилетий достойно представляете здесь, в граде Москве, и во всем мире.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-apo...

В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Шестаков В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами форума стали Священный Синод Сербской Церкви и Богословский факультет в Белграде. На открытии симпозиума Белград, 20 октября 2003 г. С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами этого мероприятия стали Священный Синод Сербской Православной Церкви и Богословский факультет в Белграде . 13 октября 2003 года, открывая работу научного симпозиума, Его Святейшество Патриарх Сербский Павел поприветствовал его участников – представителей Поместных Церквей, преподавателей, студентов и других гостей. В своем приветственном слове предстоятель Сербской Церкви подчеркнул особую необходимость достижения единой позиции всех православных в вопросе современного церковного законодательства, основанного на святоотеческом предании. Это приобретает особую важность на фоне современных общественных событий и перемен в мире. В конце своего короткого выступления Сербский Патриарх поблагодарил всех приехавших, а затем благословил это важное научное собрание и пожелал участникам симпозиума успеха в работе на благо не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Особую торжественность вносило присутствие членов Священного Архиерейского Синода митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископов Шабацко-Вальевского Лаврентия, Нишского Иринея и Захолмско-Герцеговинского Григория, а также председателя правительства республики Сербии Зорана Живковича и его заместителей Владана Батича и Небойши Човича. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , руководящий работой комиссии Священного Архиерейского Собора по изменению устава Сербской Православной Церкви, председательствовал на первой сессии симпозиума 13 октября.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербская Православная Церковь сожалеет об отказе бывшего епископа Косовского Артемия принести покаяние в раскольнических действиях 25.07.2012 481 Официальный сайт Сербской Православной Церкви подверг резкой критике последнее интервью бывшего епископа Рашко-Призренского и Косовско-Метоховского Артемия, в котором тот очередной раз заявил, что не собирается приносить покаяние в раскольнических действиях, в которых он обвиняется священноначалием СПЦ, передает « Благовест-инфо ». Бывший глава епархии СПЦ в Косово, а ныне монах Артемий (Радосавлевич) в своем последнем интервью заявил, что его «дело» может быть решено только путем «аннулирования неканонических решений» Священного архиерейского собора СПЦ. Отец Артемий добавил, что готов разговаривать с представителями сербской иерархии, но что после встречи с Сербским Патриархом Иринеем, состоявшейся два месяца назад, не было предпринято никаких конкретных шагов по решению проблем, возникших в связи со снятием его с Рашко-Призренской кафедры в мае 2010 года и лишением сана в ноябре того же года. Бывший глава Косовской епархии также отметил, что его не пригласили на последнее заседание собора в мае этого года. Сербский Патриарх Ириней после собора заявил, что «путь раскола», который выбрал бывший епископ, – трагедия как для самого отца Артемия, так и для всей Церкви , и что следующим этапом может быть его полное отлучение от Сербской Православной Церкви. «Мы сопроводили соборный акт просьбой, чтобы он, покаявшись, вернулся в лоно Церкви, надеясь, что он не пойдет на тот шаг, который ведет к расколу. А для Церкви нет ничего трагичнее раскола. Это разделение единого организма, это путь, не оправданный ни Евангелием, ни канонами», - сказал Патриарх. Он уточнил, что монах Артемий является раскольником, поскольку «отступил от Церкви и отрекся от послушания». В заявлении, опубликованном на официальном сайте Сербской Православной Церкви, отмечается, что бывший епископ «обманывает наивных людей». Единственным возможным выходом из ситуации представители СПЦ считают официальное покаяние монаха Артемия, прекращение им неканонической деятельности на территории его бывшей епархии , роспуск группы союзников и прекращение клеветы в адрес Сербской Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/07/25/se...

I. Устав Св. Синода До недавнего времени православная черногорская церковь в своей канонической жизни и деятельности руководствовалась только общими для всей православной церкви источниками канонического права и, кроме того, еще некоторыми частными специальными церковно-гражданскими постановлениями местной государственной и церковной власти. Однако, эти последние постановления не были приведены в одну общую систему, не составляли одного цельного сборника или «регламента». Наоборот, некоторые из них иногда противоречили друг другу и даже общим каноническим правилам, являясь продуктом своеобразных условий исторической жизни Черногории. Только в самом конце 1903 года обнародываются «Устав Св. Синода в княжестве Черногорском», который, в виду его канонической (для местной церкви) важности, почитается ниже в русском переводе с сербского, и «Устав православных консисторий» в том же княжестве, содержание которого, относящееся к устройству консисторий, епархиального управления и суда в поместной черногорской церкви, представляет тоже бесспорный интерес и для единоверных членов других поместных частей единой вселенской церкви. Оба названные устава, по просьбе митрополита черногорского Митрофана, составлены знаменитым православным канонистом, епископом далматинско-истрийским Никодимом Милашем 1 , и с начала 1904 г., будучи утверждены князем Николаем, вступили в силу и являются теперь действующим церковно-государственным законом, нормирующим внешние н внутренние отношения поместной православной черногорской церкви. Чтобы понять особенности этого закона и оценить его значение в судьбах черногорской церкви, необходимо напомнить, хотя бы в самых кратких чертах, исторические и современные политические и церковные отношения в стране, бесспорно отразившиеся во многих подробностях нового закона 2 . Как известно, ядро нынешнего княжества Черногорского составляет бывшая территория древней сербской области Зеты, с конца XII века вошедшей в состав древнего сербского государства Неманичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010