Закрыть itemscope itemtype="" > Обыграют ли Фанар и Ватикан Москву и Белград? Патриарх Варфоломей пытается перетянуть Сербскую Церковь на свою сторону, пообещав не вмешиваться в разрешение македонского раскола 17.10.2018 2116 Время на чтение 5 минут Патриарх Варфоломей считает , что решение проблемы церковного раскола в Македонии - это компетенция Сербской Православной Церкви, сообщает « Интерфакс-Религия » со ссылкой на греческое агентство церковных новостей «Ромфеа». Со ссылкой на македонские СМИ оно информирует, что в Константинополе ответили на письмо из непризнанной Македонской церкви, в котором содержится просьба наделить ее статусом автокефальной. Между тем, как пишут СМИ, патриарх Варфоломей заявил, что «данный регион не входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, но находится под юрисдикцией Сербской Православной Церкви». Как видим, патриарх Варфоломей совершил совершенно недвусмысленный жест, который можно истолковать в числе прочего и в качестве попытки «перетянуть на свою сторону патриарха Иринея». Помня, что Сербский Патриарх является одним из самых последовательных сторонников Московской Патриархии в споре с Константинополем по украинскому вопросу, мы обратились к нашим постоянным собеседникам в виртуальном «Балканском клубе» с просьбой высказаться по существу вопроса. В беседе принимали участие: председатель «Русского Собрания в Сербии» Ранко Гойкович , сербский профессор Зоран Чворович , помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров , председатель Наблюдательного Совета ООД «Россия Православная» Михаил Михайлович Иванов . Ранко Гойкович: Это заявление патриарха-отступника Варфоломея представляет собою чисто иезуитский трюк. Ясно, что речь идёт о попытке, во-первых, вбить клин между СПЦ и РПЦ; а во-вторых, спровоцировать раскол в СПЦ: поскольку в Сербской Церкви есть епископы, настроенные проконстантинопольски. Павел Тихомиров: О ком идёт речь? Ранко Гойкович: Я уже писал о епископе Григорие, бывшем Герцеговинском, который на злосчастном соборе на Крите выступил с речью, в которой возвеличивал римокатоликов и протестантов и, при этом, критиковал православных за упорство в неприятии экуменизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/17/ob...

Закрыть itemscope itemtype="" > Только Русская церковь способна противостоять «НАТО-православию» 20.08.2021 779 Время на чтение 6 минут Источник: ИА REGNUM Раскольническим тенденциям, с которыми сталкивается сегодня мировое православие, успешное сопротивление может оказать только Русская православная церковь как самая большая поместная церковь. Она поможет и другим церквям в борьбе по защите собственных интересов. Такое мнение высказал сербский эксперт. Татьяна Стоянович , 20 августа 2021 , 18:12 — REGNUM В Черногории в скором будущем пройдет церемония интронизации нового митрополита Черногорско-Приморского Сербской православной церкви Иоанникия. Церемония по традиции проходит в Цетиньском монастыре. В преддверии этого события черногорские националисты пообещали устроить в этот день беспорядки, и уже сейчас радикально настроенные граждане врываются в православные церкви в Черногории и пытаются их громить. В другой православной стране, на Украине, 21 августа начинается визит Вселенского патриарха Варфоломея. Патриарх приезжает по приглашению высшего государственного руководства и раскольнической «Православной церкви Украины», которой он ранее подарил томос об автокефалии. Как эти два события связаны между собой, ИА REGNUM рассказывает научный советник Института политических исследований (Белград) Зоран Милошевич. Предстоящая церемония интронизации митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия в Цетиньском монастыре вызвала бурную реакцию черногорских националистов. Мэр города Цетине даже просил послов иностранных государств повлиять на правительство страны с тем, чтобы оно перенесло церемонию в другое место. Что стоит за подобными попытками сорвать церемонию интронизации митрополита? Весь этот шум вокруг интронизации митрополита Иоанникия — это очередное проявление усташской идеологии в Черногории. Не секрет, что еще со Второй мировой войны Ватикан пытался хорватизировать население Черногории и сделать из него униатов. На этому пути ему мешает Сербская православная церковь. Кроме так называемой черногорской, Ватикан негласно поддерживает еще и некоторые другие псевдоправославные церкви — в Македонии, в Хорватии… Что касается заявлений против митрополита Иоанникия, их смысл понятен — это продолжение идеологии Секулы Дрлевича (черногорский политик-коллаборационист, во Вторую мировую сотрудничавший с фашистской Италией, идеолог черногорского сепаратизма. — ИА REGNUM), вернее, усташской идеологии, которая направлена не только против православия, но и против сербского народа. Православие и сербская идентичность неразрывно связаны — нельзя уничтожить сербскую идентичность, если не уничтожить православие, и наоборот.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/20/tolko_...

Закрыть Раскол — не административная проблема, а тяжкий грех 16.01.2020 453 Время на чтение 19 минут Иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней в интервью сербскому еженедельнику «Печат» коснулся актуальных тем церковной жизни и межправославных отношений в свете событий, вызванных неканоническими шагами Константинополя, а также ситуации в Черногории и Северной Македонии и других тем. Ниже приведен перевод на русский язык ряда ответов епископа Иринея. — Минувший год был полон испытаний не только для Сербской Православной Церкви, но и для всего Православия. Мы являемся свидетелями того, как политика вновь неумолимо вмешивается в священный церковный порядок, как отдельные политические силы на мировой политической сцене пытаются регулировать этот порядок, исходя из своих потребностей, а точнее, из своих геополитических планов. Православие стремилось бороться с такими явлениями в XX веке, и ему это удавалось. Может ли этот опыт помочь в новых обстоятельствах? — Мне кажется, что Вы говорите об этой большой проблеме, в слишком, может быть, смягченной форме, а ведь уже давно всем известно, о чем именно здесь идет речь. Мы об этом разговаривали и накануне прошлого Рождества, и я в общих чертах определил проблему на трех уровнях — как неканонические поступки Константинопольского Патриархата на канонической территории Московского Патриархата и, вследствие этого, проблему нарушения отношений в православной вселенной в целом, и, наконец, как серьезную угрозу подлинности свидетельства вселенского Православия о себе как о Церкви и перед инославными христианами, и перед верующими других религий. За прошедшее время лишь раскрывалось то, что мы предполагали или о чем догадывались, поскольку действующие лица больше не чувствуют необходимости что-либо скрывать: в публичном режиме, под вспышки фотокамер, документирующих события, высшие чиновники американской администрации посещают православных Первоиерархов и архиереев, встречаются с игуменами древних монастырей и открыто требуют от них присоединиться к Константинопольскому Патриархату в его очевидных нарушениях устройства и канонического порядка Православной Церкви.

http://ruskline.ru/opp/2020/01/16/episko...

Категория : Сербия Материал из Азбука паломники Республика Сербия (серб. Република государство в юго-восточной Европе, в центральной части Балканского полуострова и частично Паннонской низменности, не имеющее выхода к морю. Население — 7 243 007 (2013). Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Сербии [ править править код ] Православие  — одна из традиционных и самая распространённая религия в Сербии. В Сербии проживает 6,4 млн православных (перепись 2002), или 85% населения Центральной Сербии и Воеводины. Большинство из них относится к Сербской православной церкви. Число православных в Косово из-за нестабильной ситуации в крае не поддаётся точному подсчёту. Сербская Православная Церковь [ править править код ] Сербская Православная Церковь (серб. Српска Православна Црква) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая 6-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей Константинопольского Патриархата и 7-е место в диптихе Московского Патриархата. История [ править править код ] На территории соседней Македонии христианство известно ещё со времён апостола Павла. С IV по VI века Церковь в Македонии попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. По сообщению византийского императора Константина VII Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610—641). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 году по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность святых Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были святые Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край. В 1219 году поставленным «никейским» (в Константинополе тогда была Латинская империя) Патриархом Мануилом I Сербской Церкви было предоставлено право для Сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский патриарх Мануил I рукоположил святителя Савву (Неманича) в сан архиепископа. По возвращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

Митрополит Иларион: спасти православные святыни Косово Русская Православная Церковь следит за судьбой православных святынь в Косовском крае Источник: Голос России В начале октября в Косово состоялась церемония интронизации патриарха Сербской православной церкви Иринея. От Русской Православной Церкви на торжественном событии присутствовал глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. По возвращении в Россию он дал интервью «Голосу России» . - Вы только что вернулись из Косово. Каковы ваши впечатления от поездки, каким вы увидели косовский край? - Сейчас я очень недолго был в Косовском крае, потому что участвовал только в интронизации Сербского Патриарха Иринея. Но я уже посещал Косово год назад и в тот раз достаточно подробно ознакомился с жизнью этого края. Я получил и положительные, и отрицательные впечатления. С одной стороны, я увидел замечательные памятники древней сербской православной культуры, изумительные фрески монастырей Дечаны и Грачаница. Увидел людей, которые живут в этих монастырях и которые несут там свой подвиг. С другой стороны, я увидел и те тяжелейшие условия, в которых они живут: разрушенные храмы, местное население, которое резко отрицательно относится к сербам и православию. По сути дела, я увидел край, который являлся колыбелью сербского православия и который сегодня потерян для сербов. - Как в Сербии, в Косово относятся к Русской Православной Церкви и к русским? - В Сербии к русским и Русской Православной Церкви относятся очень хорошо. Все знают, что на протяжении веков Россия поддерживала Сербию, а русское православие поддерживало православие сербское. И это происходило вплоть до самого последнего времени. В Сербию не раз приезжал покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, а нынешний Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом и председателем ОВЦС, многократно приезжал в Сербию, в том числе в Косовский край. - Сегодня многих заботит судьба православных святынь Косово, часть которых во время недавних вооруженных конфликтов в крае была навсегда утрачена. Как и чем готова и может помочь Русская Православная церковь в деле восстановления этих памятников мирового значения?

http://pravoslavie.ru/42022.html

Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с корреспондентами СМИ и дал традиционное интервью в канун Пасхи Христовой Источник: Седмица.Ru Фото: Ю.Клиценко/Седмица.Ru 23 апреля в преддверии Пасхи Христовой Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре встретился с корреспондентами СМИ и дал традиционное предпасхальное интервью. – Ваше Святейшество, в последние годы набирает силу движение «Георгиевская ленточка», посвященное празднованию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Как Церковь, которая, как Вы неоднократно отмечали, не отделена от народа, победившего фашизм, относится к этой акции? – Те, кто пережил День Победы, думаю, никогда не забудут 1945 год, когда Пасха Христова отмечалась 6 мая, в День памяти святого великомученика и Победоносца Георгия, а во святые дни Пасхальной седмицы весь народ праздновал победу над фашизмом. Проходят годы и десятилетия, но нам нельзя забывать жертвенный подвиг наших предков, которые защищали наше Отечество и были готовы положить жизнь свою за своих ближних, следуя — может быть, неосознанно — словам Христа Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Мы должны помнить воинов и военачальников, стяжавших победу своим беспримерным подвигом. Георгиевская лента (а Георгиевский крест был в России самой высокой наградой за боевые заслуги) является свидетельством нашей памяти о великом подвиге нашего народа в страшной и разрушительной войне, которая унесла миллионы человеческих жизней. – Ваше Святейшество, как представитель «Балканского радио» прошу Вас поздравить сербский народ с наступающим праздником Святой Пасхи, а также сказать несколько слов в поддержку сербского населения Косово и Метохии. – Я сердечно поздравляю всех радиослушателей, всех православных христиан, живущих в Сербии и прилегающих странах, весь сербский народ, и, конечно, Предстоятеля Сербской Церкви Святейшего Патриарха Павла, иерархов, священнослужителей, монашествующих и всех верующих Сербской Православной Церкви со светлым праздником Пасхи Христовой!

http://pravoslavie.ru/36674.html

10 октября 2002 г. Когда террор становится законом. Из истории гонений на Православную Церковь в Хорватии в середине XX века Из истории гонений на Православную Церковь в Хорватии в середине XX века Исповедник Досифей (Васич) митрополит Загребский был канонизирован Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в мае 2000 года в числе других сербских новомучеников, пострадавших в середине XX века от рук хорватских усташей и коммунистического правительства. Страдания Сербской Церкви по своим масштабам и жестокости вполне сопоставимы с тем, что пришлось перенести в минувшем столетии Церкви Русской, но, к сожалению, сведений об исповедничестве и жизненном пути сербских новомучеников в России до сих пор крайне мало. После поражения Югославии в апреле 1941 года в Загребе было провозглашено Независимое Государство Хорватия (Независна Држава Хрватска — НДХ). На территории, вошедшей в его состав, до войны проживало около 5 млн. католиков — в основном хорватов, почти 2 млн. православных сербов и около 750 тысяч мусульман. 13 апреля 1941 года, после вхождения в Загреб немецких войск, встреченных цветами и песнями, сюда приехал и вождь хорватских фашистов-усташей Анте Павелич. На следующий день его посетил Загребский католический архиепископ Алоизий Степинац, который приветствовал и благословил главу нового государства. В это же время в газетах публикуются распоряжения, согласно которым все православное сербское население должно покинуть столицу Хорватии в течение 12 часов, а всякому, кто укроет православного, грозит арест. На Пасху 1941 года, благословляя от имени Ватикана Анте Павелича, Загребский архиепископ Степинац сказал: «Сердечно поздравляя вас, как главу НДХ, мы молим Бога Небес, да ниспошлет свое небесное благословение вам, вождю нашего народа». Павелич, для которого была чрезвычайно важна поддержка Ватикана, 18 мая 1941 года с большой делегацией усташей прибыл в Рим, чтобы с благословения Ватикана передать корону Хорватии Томиславу II. Папа Пий XII принял делегацию и имел с Павеличем продолжительную беседу. Тогда же Павелич встретился и с Бенито Муссолини.

http://e-vestnik.ru/history/kogda_terror...

А.И. Никольский Минеи служебные месячные 323. Минея, месяц январь , в лист, 135 лл., в два столбца, полууставом XV–XVI вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Минея церкви Покрова Богородицы на Шиленге». 324. Минея, месяц январь , в четвертку, 327 лл., полууставом XV–XVI вв., в кожаном тисненом переплете. 327 л. порван. Ha 1 листе приписка: «Сие Минеи дал в дом Пречистой да Николе чудотворцу от Троици из Сергиева манастыря Иасае бывшей владыка по собе и по своих родителех при строителе Селивестре лета 7078 (1570) июля и те 5 Минеи взяты у Троицы в Сергиеве манастыре у старца у Ондраяна у Заборовсково и всех Миней дано к Николе 6 во шти книгах». 325. Минея, месяц январь , в четвертку, 511 лл., полууставом нескольких почерков XVI в., в кожаном переплете. 7 лист позднее вставлен. На полях внизу листов 1–7 приписка: «Сия книга Минея церкви Николая что» ...». Между прочими под 14 января служба Савве Сербскому (274 об.–310 об.). 327. Минея, месяц январь , в четвертку, 339 лл., неполная, полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 48, 70 и 71. Рукопись начинается 1 января; нет службы 14 января. За службою 31 января следует служба 3 января. 328. Минея, месяц январь , в четвертку, 328 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Из служб славянским святым одна под 14-м января – Савве Сербскому (163 об.–178 об.). 329. Минея, месяц январь , в четвертку, без начала, 302 л., полууставом XVI в., с одною нижнею доскою переплета. На 302 л. запись полууставом: «Списана бысть сия книга Миния месяца декабря в 13 лета 7096 (1508)». Рукопись начинается с продолжения службы 1-го января. 330. Минея, месяц январь , в четвертку, неполная, 299 лл., полууставом XVI в., с разрисованными буквами, в порваном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–6 приписка древнею скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в селе Туронтаеве». 331. Минея, месяц январь , в четвертку, неполная 447 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. 1–5 листы порваны с ущербом для текста. На полях внизу листов: 2–33, 36–37, 39–41 две приписки скорописью: 1) «178 году декабря в 25 день дал сию книгу Минею месяц генварь в дом Всемилостивого Спаса и чудотворца Сергия думной дьяк Александр Степанович Дуров»; 2) «лета 7138 (1630) маия в 2 день по своих родителех а подписал на сей книге по ево приказу. Продал сию книгу месяц генварь приказу Казанского уезда подъячей Иван Шапкин тот жа староста Иван Лошаков. А яз диякон Федот руку приложил». Ha 447 л. еще приписка: «Продал сию книгу безмесной поп Марка а подписал сам своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не вернувшийся в Церковь… От коронавируса на 86-м году жизни скончался бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич) 23.11.2020 2071 Время на чтение 6 минут В минувшую субботу, 21 ноября, от коронавируса на 86-м году жизни в монастыре Новая Никея в Леличе (городское поселение Валево в Сербии) скончался бывший епископ Рашко-Призренский Артемий (Радославлевич), сообщает портал RuSerbia.com. Покойный так и не вернулся в Церковь… История его жизни трагична для православного христианина. 13 февраля 2010 года Священный Синод Сербской Православной Церкви отстранил епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия (Радосавлевича) от управления епархией. Формальным поводом для отстранения стало подозрение Синодом лиц из окружения владыки Артемия в растрате церковных и государственных средств. Хотя на самом деле конфликт возник из-за его высказываний и действий в отношении ряда высокопоставленных лиц мирового истеблишмента и Сербии по поводу Косова. До того момента бывший епископ Артемий был известен широко за пределами Сербии своими антимодернистскими, антизападными и патриотическими взглядами. Он твердо стоял на позициях сохранения чистоты Православного вероучения, являлся одним из ярых противников независимости Косово, провозглашенной в одностороннем порядке албанцами 17 февраля 2008 года. Большой резонанс вызвал его отказ благословить посещение тогдашним вице-президентом США Джо Байденом монастыря Грачаница, что американцы восприняли очень болезненно. С того времени травля архипастыря значительно усилилась. Решение сербского Синода вызвало неоднозначную реакцию как в самой Сербии, так и во всём православном мире. «С глубочайшей скорбью и болью мы восприняли сообщение о решении Священного Синода Сербской Православной Церкви от 13 февраля, который был собран под председательством новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, по существу об отстранении от своих законных обязанностей Всечестного епископа Рашского и Призренского Артемия, мужа украшенного апостольскими добродетелями, борца за веру и ее исповедника», - говорилось в заявлении иерарха Элладской Православной Церкви митрополита Пирейского Серафима.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/23/ne...

Москва. Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Церковь Петра и Павла что на Яузе Карта и ближайшие объекты Известна церковь с 1620 г. Нынешний храм типа восьмерик на четверике построен в 1700-02 гг. Главный престол - Знамения Богородицы, придел Петра и Павла. Второй придел Казанской Божией Матери (1731). Храм сильно пострадал от московского пожара 1748 года, но на средства прихожан был быстро восстановлен. Трехъярусная колокольня была построена в 1771. Архитектурный стиль храма - московское барокко " . В советское время церковь не закрывалась. В 1948 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при храме было открыто подворье Сербской Православной Церкви, которое фактически не начало действовать по политическим причинам. Указом Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм св. ап. Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской Православной Церкви. Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот, на горе, называлась также «что на Кулишках, что у Старых конюшен, что в Малой Крутицкой певчей». Указание на эту церковь есть в переписной книге 1620 г. В 1632 г. построена каменная церковь, разобранная в 1700 г. Нынешняя главная освящена в январе 1702 г. в честь Знамения Пресвятой Богородицы, а Петра и Павла выстроен левый придел. В октябре 1731 г. освящен правый придел Казанской Божией Матери, построенный на средства А.Н. Колычевой. Колокольня сооружена в 1771 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. На небольшом возвышении, плавно спускающемся к реке Яузе склона Сретенского холма, высится величественный, окрашенный в красный цвет с белыми архитектурными деталями, храм Петра и Павла. Первое упоминание о стоящей здесь церкви относится к 1625 году. В книге церковных земель за 1686 год отмечено: " Церковь каменная Петра и Павла у Яузских ворот на горе " . В 1716 году в приходе был двор вице-губернатора С. А. Колычева, кн. Ф. И. Юсупова, вдовы В. П. Еропкиной и ещё тринадцать дворов прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=02317

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010