Мониторинг СМИ Протоиерей Николай Балашов: " Не думаю, что было бы полезно брать пример с протестантов " Московский Патриархат комментирует ситуацию, сложившуюся в мировом православии 07.06.2005 11:54 Раскол в Сербской Церкви, изгнание патриарха Иерусалимского, диалог с Зарубежной Церковью. О ситуации, в которой сегодня существует мировое православие, обозреватель Страны.Ru Мария Свешникова беседует с секретарем по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиереем Николаем Балашовым. - Отец Николай, вы не могли бы кратко обрисовать в чем суть конфликта, возникшего между Сербской Православной Церковью и Македонской архиепископией. А также, как будут развиваться отношения Московского Патриархата с СПЦ? - Прекращение общения Сербской Православной Церкви с иерархами в Республике Македония произошло еще в 1967 году, когда в одностороннем порядке была провозглашена автокефалия Македонской Церкви. Автокефалию не признали ни Сербская, ни другие поместные Церкви. Македонцы иногда оспаривают то, что Сербская Церковь является Церковью-Матерью в отношении Македонской Церкви. Они указывают на то, что Охридская архиепископия - это очень древний церковный центр. Более древний, чем Печский Патриархат. Если углубляться в века, картина оказывается очень сложной, потому что Охрид считают своим первоначальным духовным центром и болгары, и сербы. Менялись государственные границы, менялись представления народов об их собственной идентичности, но непреложным фактом остается то, что по своей архиерейской хиротонии македонские епископы восходят к Сербской Православной Церкви. По нашему убеждению, разрешение этого спорного вопроса возможно только путем терпеливого и последовательного диалога. Другого пути просто нет. Святейший Патриарх Алексий II в ответ на обращение к нему, в частности, со стороны государственного руководства республики Македония, уже неоднократно говорил о готовности Русской Православной Церкви оказать посильную помощь в разрешении этого трудного многолетнего церковного спора и уврачевании этого разделения. Такая готовность сохраняется и сейчас.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сербская Православная Церковь и оккупационные режимы на территории Югославии в 1941–1945 гг. Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Судьба Сербской Православной Церкви в годы Второй мировой войны до сих пор остается одной из малоизученных тем в отечественной историографии. В последние годы в периодической и научной печати появился ряд публикаций, посвященных по большей части трагическим событиям на территории образованного в апреле 1941 года Независимого государства Хорватии (“Независна Држава Хрватска”). Авторы этих публикаций в той или иной степени касаются и положения СПЦ. Тем не менее положение СПЦ на остальных территориях оккупированной Югославии и характер взаимоотношений Церкви с различными оккупационными режимами по-прежнему остаются практически не освещенными. В то же время эти вопросы представляются нам существенными и важными для всестороннего изучения этого периода истории как Югославии, так и Сербской Православной Церкви. Предлагаемый вниманию читателя обзор не претендует на всестороннее и полное рассмотрение всех сторон жизни и деятельности Сербской Церкви на территории оккупированной Югославии. Решение подобного рода задач требует куда более полного и глубокого исследования и явно выходит за рамки одной небольшой публикации. Мы же хотим всего лишь постараться дать краткую характеристику положения СПЦ в различных оккупационных зонах, выявить некоторые особенности во взаимоотношениях Церкви с оккупационными властями и определить основные факторы, на эти взаимоотношения влиявшие. После нападения Германии и ее союзников 1 , поражения и краха Югославии в апреле 1941 года каноническая территория СПЦ оказалась разделенной целым рядом оккупационных зон, в каждой из которых положение Церкви имело свои особенности. В целом можно сказать, что для первых недель оккупации характерно открыто враждебное отношение всех оккупационных сил как к сербскому населению в целом, так и к Сербской Церкви в частности. В качестве одной из основных его причин можно назвать активную роль церковных деятелей в путче 27 марта 1941 г., в результате которого было сорвано присоединение Югославии к Тройственному пакту 2 .

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

Владимир Легойда: Мы не видим возможности считать это Всеправославным Собором 10 июня, 2016. Новостная служба Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен 10 июня. ПРАВМИР. В повестке Всеправославного Собора, который запланирован на вторую половину июня на Крите, нет многих актуальных тем, заявил представитель Русской Церкви Владимир Легойда. Статус Всеправославного Собора при отсутствии трех Поместных Церквей для Русской Церкви неясен, заявил в интервью «России 24» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда. Ранее, напомним, Болгарская, Сербская и Антиохийская Церкви заявили о необходимости отложить Собор по причине нерешенности ряда вопросов. В пятницу также о своем намерении не принимать участие в Соборе на Крите 16-27 июня заявила Грузинская Православная Церковь. Вот что конкретно сказал Владимир Легойда. «Важно подчеркнуть, что мотивы, по которым сделала такое заявление Сербская Церковь, совпадают с заявлениями, которые мы слышали от других Поместных Церквей, и они указывают на то, что процесс подготовки к Собору не прошел через все стадии, чрезвычайно важные. Не решены те вопросы, которые должны были быть решены. Это связано с поправками к содержанию документов и с рядом других моментов. Русская Церковь изначально делала акцент на том, что подготовка должна быть чрезвычайно тщательной, скрупулезной и учитывать все озабоченности всех Церквей. К сожалению, по целому ряду причин, поскольку эти проблемы не сняты, мы слышим вот такие голоса. После того как Болгарская Церковь выступила с таким заявлением, Синод Русской Православной Церкви обратился к Патриарху Константинопольскому с предложением провести предсоборное всеправославное совещание, которое давало бы нам возможность внести необходимые поправки и развязать те узлы, которые сейчас завязаны. Но, к сожалению, на наше предложение, абсолютно реалистичное, совершенно четко позволявшее эти проблемы решить, мы не получили прямого ответа. А ответ, который был дан, демонстрирует совершенно иное понимание Константинополем сложившейся ситуации: никаких проблем нет, приезжайте, будем заседать.

http://pravmir.ru/vladimir-legoyda-myi-n...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу? 23.11.2017 903 Время на чтение 8 минут 9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью» . Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями. По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА . Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях? 9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью». Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности. Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ . Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью и включению региона в сферу своего влияния . На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/23/ma...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наша Церковь ощущает проблему в том, чтобы принять участие в Соборе» Сербская Церковь считает проведение Всеправославного Собора преждевременным 09.06.2016 958 Время на чтение 3 минуты Сегодня, 9 июня, Сербская Православная Церковь официально заявила о том, что в нынешних условиях ее участие в Всеправославном Соборе проблематично и предложила его отложить, сообщает Православие.ru. На официальном сайте Сербской Православной Церкви были опубликованы Послание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по поводу Всеправославного Собора и Синодальное письмо Сербской Православной Церкви Константинополькому Патриарху Варфоломею, текст которого доставлен всем Предстоятелям и Священным Синодам Поместных Православных Церквей. Приветствуя сам факт подготовки и проведения Собора, Архиерейский Собор Сербской Церкви высказал ряд замечаний по форме его проведения, составе участников, голосованию и участию епископов. По мнению сербских архиереев, в организации Всеправославного собора «вводится практика неизвестная предыдущим соборам Православной Церкви». В документе также содержится критика факта отсутствия в повестке Всеправославного Собора некоторых вопросов, ранее предлагавшихся Сербской Церковью для рассмотрения, а также по поводу содержания соборных документов, требующих дополнения и доработки. В Синодальном письме, направленном Константинопольскому Патриарху Варфоломею и доставленном всем Поместным Православным Церквам, говорится следующее: «Считаем излишним еще раз подчеркивать, с какой надеждой, искренней преданностью и вкладом, по мере наших возможностей, наша Церковь участвовала в подготовке Святого и Великого Собора Православной Кафолической Церкви. Тем не менее, приняв во внимание: 1. недовольство и критические замечания некоторых Поместных Церквей в отношении отдельных, подготовленных в межсоборный период документов; 2. оставшееся без ответа решение Антиохийской и Болгарской Патриархий воздержаться от участия в Соборе; 3. проблемы в отношениях и общении между Церквами (Иерусалим — Антиохия из-за Катара; обострение отношений между нами и Румынской Патриархией, которое уже с трудом можно преодолеть, из-за неканонического вторжения последней в Восточную Сербию и основание там параллельной епископии, что ведет к разрыву литургического и канонического общения двух соседних братских Церквей, если не прекратится вышеописанное поведение, и т.д.), с перспективой, что эти проблемы не будут рассмотрены и решены на Соборе, а будут отложены на послесоборный период, как будто какая бы то ни было комиссия может быть органом высшим, чем Всеправославный Собор;

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/09/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > По правилам, а не по примерам святости О неприглядных манёврах черногорских и украинских раскольников 25.07.2019 838 Время на чтение 4 минуты Замечательно, что Вселенский Патриарх Варфоломей в ответ на развернутую обширную черногорскую кампанию по подтверждению независимости церковной автокефалии отправил жесткое письмо Мило Джукановичу ( президент Черногории. - РНЛ ). Не стоит удивляться, если вспомнить, что его предшественники в далёком прошлом на его месте головой платили за сохранение канонического единства Церкви. Правда, только иногда. Ситуация изменилась после Второй мировой войны, когда предстоятели Константинопольской кафедры, по словам Шмемана ( протопресвитер, клирик Православной Церкви в Америке. - РНЛ ), поддались соблазну плоти и крови, и начали использовать расколы внутри поместных Православных Церквей, чтобы взять их под свой контроль. Чуть позже это отметил и Запад, - так Фанар стал активным участником внешней политики США: от Эстонии до Украины наших дней. Но это другая тема. Вернёмся к письму. На самом деле письмам (поскольку за этим, адресованным президенту Черногории, пришло ещё одно, в других интонациях, на имя Возлюбленного брата ( имеется в виду митрополит Черногорский и Приморский СПЦ Амфилохий. - РНЛ ). Адресата в каноническом общении). КТО МАТЬ? Так в письме, направленном Патриархом Варфоломеем Джукановичу, говорится, что «черногорская церковь никогда не была автономной» и что так называемая православная церковь Черногории Мираша Дедеича «не принадлежит православной церкви». В качестве единственной канонической православной юрисдикции в Черногории Вселенский Патриархат признает ту, которая находится под властью его высокопреосвященства митрополита черногорского Амфилохия (не пишет под абсолютной юрисдикцией Сербской Православной Церкви, но будем считать, что это подразумевается). «Ваше Превосходительство, настоящим письмом открыто и ясно сообщаем», дальше говорится: «господин Дедеич не является Епископом Православной Церкви, его личность оторвана от Вселенской Патриархии. Единственный канонический иерарх - это наш брат митрополит Амфилохий, всеправославно признанный Сербской Патриархией. Вселенская Патриархия не желает, чтобы возлюбленный народ Черногории дошёл до состояния церковной изоляции и был отрезан от тела всех православных церквей, поскольку никто из них не признаёт и не поддерживает антиканонические деяния Дедеича». В конце письма Патриарх просит, чтобы написанное не воспринималось как вмешательство во внутренние дела государства, а лишь как желание Матери Церкви Константинопольской помочь благочестивым людям в критические исторические моменты. Благородно.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/25/po...

Ответы на вопросы редакции журнала “Альфа и Омега” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 12 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 47, 2006 — Ваше Высокопреосвященство, православные люди в России практически ничего не знают о положении своих единоверцев в Македонии. И хотя вести о Вашем заключении вызвали широкий и сердечный отклик и многие молились о Вашем скорейшем освобождении, подоплека этих событий для русского человека остается неизвестной. Чем было вызвано ваше тюремное заключение? — Прежде всего позвольте с радостью поблагодарить вас за вашу достохвальную инициативу — рассказать верующим Русской Православной Церкви о церковных проблемах в Республике Македония. По моему впечатлению, у вас очень мало информации о подлинном положении вещей, из-за чего позволю себе несколько слов о сути церковного спора в Македонии. Раскол македонских верующих со всем православным миром произошел в 1967 г. В тот год по приказу коммунистической власти Народной Республики Македония местная Автономная Церковь (которая была в единстве с Сербской Православной Церковью) своевольно провозгласила автокефалию без согласия Матери-Церкви и не была признана ни одной другой из Поместных Церквей. Этот акт представлял коммунистическую попытку разрушения Церкви. В Советском Союзе оно совершалось другими способами, но в бывшей Югославии коммунисты хотели ослабить Церковь через разделение и схизму 1 . Кроме того, посредством этого шага они хотели поставить под контроль диаспору в Америке, Австралии и Западной Европе, потому что другим госслужбам это не удалось. Диаспора была настроена антикоммунистически, но Церковь уважала. Пока существовала Югославия, не предпринималось никаких серьезных попыток преодоления раскола. Первые такие шаги были сделаны лишь в 1998 г., что совпало с моей хиротонией в епископский чин, совершившейся в том же году. После долгих переговоров в мае 2002 г. пришли к решению, которое стало известно под именем “Нишского соглашения”, подписанного церковными делегациями Сербии и Македонии. Подписи поставили четыре епископа Сербской Православной Церкви и три епископа Македонской Православной Церкви, однако Архиерейский Синод МПЦ под давлением государственной власти отверг этот документ, хотя в нем содержалось наиболее “приличное” решение проблемы. Статус Церкви был бы “автономия”, и даже с более широкой свободой по сравнению с автономией, которую сегодня имеет Украинская Церковь Московского Патриархата, а Церковь называлась бы своим древним именем Охридской Архиепископии.

http://pravmir.ru/otvetyi-na-voprosyi-re...

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Мюнхена Москва, 1 декабря 2008 г. 30 ноября в Неделю 24-ю по Пятидесятнице Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении архиереев и духовенства Московского Патриархата, Сербской и Русской Зарубежной Церкви совершил Божественную литургию в мюнхенском кафедральном соборе в честь Новомучеников и исповедников Российских. Святейшему Патриарху Алексию, находящемуся в это время на отдыхе и лечении в Германии, сослужили настоятель собора архиепископ Берлинский и Германский Марк (РПЦЗ), епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ), представитель Сербской Православной Церкви епископ Западноевропейский Константин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Клинский Лонгин и епископ Венский и Австрийский Иларион. На богослужении присутствовали представители Католической Церкви в Германии и Лютеранской Церкви, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . После Литургии настоятель собора епископ Марк обратился к Святейшему Патриарху со словом, в котором напомнил, что в прошлом году, когда Его Святейшество совершал богослужение в соборе, он передал в дар собору Корсунскую икону Божией Матери, теперь эта икона пребывает в храме, и буквально несколько дней назад для нее был закончен резной киот. В дар Святейшему Патриарху Алексию была преподнесена Патриаршая мантия, струи которой вышиты сестрами мюнхенского монастыря. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви поблагодарил владыку настоятеля и сказал, что он находится в Германии в связи с прохождением курса лечения, но несмотря на это он принял решение совершить Литургию вместе с паствой Германской епархии. Также Святейший Владыка отметил, что в этот день исполняется 28 лет архиерейской хиротонии Преосвященного архиепископа Марка, окормляющего верующих Германии и Великобритании. Патриарх особенно подчеркнул труды владыки, во многом благодаря которым стало возможно воссоединение Русской Православной Церкви. На молитвенную память Святейший Патриарх подарил владыке Марку панагию с памятной надписью.

http://pravoslavie.ru/28475.html

В Белграде прошел научный симпозиум о проблемах церковного законодательства На открытии симпозиума Белград, 20 октября 2003 г. С 13 по 15 октября 2003 года на Богословском факультете Сербской Православной Церкви в Белграде прошел международный симпозиум на тему «Проблематика современного церковного законодательства». Организаторами этого мероприятия стали Священный Синод Сербской Православной Церкви и Богословский факультет в Белграде . 13 октября 2003 года, открывая работу научного симпозиума, Его Святейшество Патриарх Сербский Павел поприветствовал его участников – представителей Поместных Церквей, преподавателей, студентов и других гостей. В своем приветственном слове предстоятель Сербской Церкви подчеркнул особую необходимость достижения единой позиции всех православных в вопросе современного церковного законодательства, основанного на святоотеческом предании. Это приобретает особую важность на фоне современных общественных событий и перемен в мире. В конце своего короткого выступления Сербский Патриарх поблагодарил всех приехавших, а затем благословил это важное научное собрание и пожелал участникам симпозиума успеха в работе на благо не только Сербской Церкви, но и всего Православия. Особую торжественность вносило присутствие членов Священного Архиерейского Синода митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, епископов Шабацко-Вальевского Лаврентия, Нишского Иринея и Захолмско-Герцеговинского Григория, а также председателя правительства республики Сербии Зорана Живковича и его заместителей Владана Батича и Небойши Човича. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий , руководящий работой комиссии Священного Архиерейского Собора по изменению устава Сербской Православной Церкви, председательствовал на первой сессии симпозиума 13 октября. После напутственного слова Патриарха Павла он предоставил речь присутствовавшим здесь представителям Поместных Православных Церквей. С кратким вступительным словом выступили митрополит Тиролойский и Срендийский Пантелеимон (Константиопольский Патриархат), митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийский Патриархат), ахримандрит Макарий Мавроянакис (Иерусалимкий Патриархат), прот. Николай Некула (Румынская Православная Церковь), епископ Тримифунтский Василий (Кипрская Православная Церковь), проф. др. Анастасиос Маринос (Элладская Православная Церковь), прот. Ержи Тофилук (Польская Православная Церковь). Передавая благословения и пожелания успешной работы от предстоятелей своих Церквей, все выступавшие подчеркивали особое значение достижения единой позиции по вопросу современного церковного законодательства, с учетом таких современных общественных феноменов, как глобализация, объединение Европы и т.п. Было особо отмечено, что готовящийся устав Европейского Союза не отвечает своими положениями европейским народам и что организованный Сербской Церковью научный симпозиум станет одной из попыток помочь Европе и современному миру в поиске ответов на важнейшие вопросы.

http://pravoslavie.ru/40483.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: «Молитва за усопших дает нам ясное понимание того, что смерти нет» В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и литию в Архангельском соборе Кремля, а также литию у места теракта на станции метро «Лубянка» 13.04.2010 594 Время на чтение 6 минут 13 апреля, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, сообщает Патриархия.Ru. Его Святейшеству сослужили: епископ Британский и Скандинавский Досифей (Сербская Православная Церковь); епископ Северо-Европейский Макарий (Румынская Православная Церковь); епископы Дмитровский Александр и Красногорский Иринарх; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве ; протоиерей Душан Ракович, настоятель храма св. Саввы Сербского в Стокгольме (Сербская Православная Церковь); московское духовенство. На богослужении присутствовали: митрополит Швеции и Скандинавии Мар Юлиос Абдулахад Шабо, управляющий приходами Сирийской Церкви в Швеции и Скандинавии; епископ Шведский и Скандинавский Анба Абакир, управляющий приходами Коптской Церкви в Швеции и Скандинавии; другие члены делегации представителей Православных и Восточных Церквей, осуществляющих служение в Швеции и других странах Скандинавии, а также представители образовательного общества «Бильда». Гости из Швеции прибыли в Москву по приглашению Русской Православной Церкви. Православные члены делегации в священном сане сослужили Его Святейшеству за Божественной литургией. За богослужением пел хор московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (регент Владимир Горбик). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. «Молитва нас соединяет с Богом и с горним миром, и это не односторонняя связь: не только наша мысль востекает к Богу, но в ответ на это и Божия благодать нисходит на нас, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Когда же мы молимся о наших умерших родных и близких, то наша мысль, наша молитва востекают к Богу, и если мы совершаем молитву горячо, искренне, от любящих сердец, то Господь слышит эту молитву и обращает Свою любовь на тех, кто пребывает в ином мире, за кого мы воздыхаем пред Ним».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/13/sv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010