Глава II. Сербская Православная Церковь Содержание Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности;борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками 7. Современное положение Сербской Православной Церкви: статистические данные; отношения между Церковьюи государством; органы церковного управления; объединения священников; монастыри; святыни; духовное просвещение: духовные школы, журналы, другие издания;зарубежная паства 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1.Краткая история с древнейших времен 2.Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3.Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви Предстоятели Македонской Православной Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на территорию бывшей Югославии (СФРЮ) — ныне Союзная Республика Югославия (СРЮ), —а также на православных сербов Америки (США и Канады), Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии. Югославия расположена на берегу Адриатического моря. Граничит с Албанией, Италией, Австрией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Грецией ( границы бывшей СФРЮ). Площадь — 255.800 кв. км (быв. СФРЮ). Население — свыше 23.600.000 (на 1989 г.). Столица — Белград — 1.500.000 (с пригородами). В СФРЮ входили 6 республик: Сербия, Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория. В СРЮ входят Сербия и Черногория.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Закрыть itemscope itemtype="" > «Решение Фанара – это удар по Сербской Церкви» Патриарх Варфоломей повторил свою украинскую авантюру, взяв под свой контроль македонских раскольников 12.05.2022 919 Время на чтение 8 минут Фото: Царьград В средствах массовой информации Сербии остро раскритиковали признание Константинопольским патриархатом так называемой Македонской церкви, называя произошедшее расколом в мировом Православии и вмешательством Фанара во внутренние дела Сербской Церкви, сообщает «Союз православных журналистов» со ссылкой на греческое издание Romfea.gr. «Варфоломей разделяет Православие», «Раскол в Православии», «Вселенский патриарх признает и раскольников Черногории», – таковы заголовки публикаций некоторых газет в Сербии. В них говорится, что Фанар ранее не реагировал на желание македонских раскольников вступить с ним в евхаристическое общение. Но после информации о переговорах Сербской Церкви с Македонской, срочно признал раскольников. Таким образом, пишут в СМИ, патриарх Варфоломей пытается создать видимость, что переговоры якобы велись по его благословению, и что Константинопольский патриархат имеет власть «самовольно изменять решения других Церквей и вмешиваться во внутренние дела другой Поместной Церкви». Также допускается, что следующим шагом Фанара станет признание раскольников в Черногории. Кроме того, отмечается несправедливость решения патриарха Варфоломея в отношении Предстоятеля автономной Православной Охридской архиепископии архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна, который претерпел много гонений от властей и даже лишение свободы за единство Православия в Северной Македонии. Митрополит Клинский Леонид в своем телеграм-канале решение Фанара, «впрочем, как и все принятые Фанаром (район Стамбула Фенер, где находится резиденция главы Константинопольской Церкви) за последние десятилетия ещё больше раскалывает Православный Мир». По его словам, «с маниакальной настойчивостью Патриарх Варфоломей пытается утвердить своё право первенства (читай эгоцентризм) и убедить в этом тех, кто мало разбирается в международной церковной повестке. Фанар идёт в фарватере западного политического мейнстрима, разрушая по ходу всё, что создавалось веками и держалось на балансе веры в общепринятые духовные, моральные, этические аспекты. Понятно, что его действия не имеют под собой ни малейшей самостоятельности и продиктованы пожеланиями тех, кто уже давно поставил себе задачу убить Православие, вычленив его из мировой системы координат».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/12/re...

Русская и Сербская Церкви: единая вера и похожие беды РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_108193.html 08 января 2016 Дмитрий Бабич Русская и Сербская Церкви: единая вера и похожие беды Интересный факт: нет такой крупной проблемы, беспокоящей ныне верующих Русской Православной Церкви, с которой не сталкивалась бы и Сербская Православная Церковь (СПЦ). Раскольнические " церкви " Возьмем, например, агрессивные действия раскольников на канонических территориях, волею судеб оказавшихся в последние годы за государственной границей. Если сердца русских верующих ранит захват зданий УПЦ МП в Ровно других украинских городах, а подход одесского губернатора Саакашвили под " благословение " ряженого " патриарха " Филарета Денисенко воспринимается как издевательство над обрядом, то Сербской церкви приходится противостоять попыткам вытеснить ее из Черногории, где пронатовский премьер Мило Джуканович пытается заменить ее подконтрольной ему так называемой " Черногорской православной церковью " (пока что, подобно УПЦ КП, никем не признанной). Добавьте сюда попытку так называемой " европейской православной церкви в Хорватии " канонизировать покойного кардинала Алоизия Степинаца (1898-1963) – человека, в 1941 году сразу после гитлеровской оккупации поддержавшего пронацистский режим усташей в Хорватии. Разрушение святынь Уничтожение православных церквей и святынь в зонах боевых действий и при захвате территорий антихристианскими режимами – и эта проблема, знакомая РПЦ по Донбассу, Сербской Православной Церкви известна не понаслышке. Здесь самая больная тема – это край Косово, где, по данным сербского правительства, со времени захвата этой территории силами НАТО в 1999 году уничтожено 174 религиозных объекта СПЦ, потеряны более 10 тысяч икон и богослужебных предметов, разорено 256 православных кладбищ. Именно поэтому святейший Патриарх СПЦ Ириней – самый последовательный сторонник непризнания косовского режима в сегодняшней Сербии. И если нынешнее белградское правительство тихой сапой ведет дело к признанию независимости Косово де-факто взамен за обещания (в неопределенно далекой перспективе) членства Сербии в ЕС, то Ириней твердо стоит на своей позиции: хорошие отношения с косовскими албанцами, диалог с ними и с ЕС – да, а вот признание государства под названием " Косова " и забвение всех ужасов при его создании – нет.

http://religare.ru/2_108193_1_21.html

Добросава Вуйович: Наблюдается несогласие между епископами о будущем пути Сербской Церкви Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Добросава Вуйович: Наблюдается несогласие между епископами о будущем пути Сербской Церкви Председатель Сербского отделения Союза Православных братств отмечает усиление влияния либерально-модернистской группировки внутри СПЦ Генассамблея ООН по Украине   Выборы сербского Патриарха   06.01.2009 388 Время на чтение 3 минуты " В ноябре месяце 2008 года состоялось заседание Собора Сербской Православной Церкви , на котором была рассмотрена мольба Патриарха Сербского Павла об уходе с Патриаршего престола из-за невозможности оставаться по состоянию здоровья. Первый вопрос: кто Патриарху написал эту мольбу, и чья это была инициатива? Потом было сказано, что Патриарх не писал мольбу, а просто подписал документ, который ему дали. Из этого можно заключить, что в Сербской Церкви есть такие священнослужители, которым было бы выгодно избрание нового Патриарха. По уставу СПЦ выборы нового Патриарха происходят только после смерти действующего Патриарха. К сожалению, наблюдается несогласие между епископами СПЦ о будущем пути Церкви. Давление либерально-модернистской группировки, которая опирается на государственную власть, с каждым днем все усиливается " , - заявил в интервью пресс-службе Союза Православных братств Председатель Сербского отделения Союза Добросава Вуйович. " У этой группировки был серьезный кандидат - молодой епископ Захумско-Герцеговинский Григорий, - сказал Добросава Вуйович. - Когда они увидели, что народ не соглашается с этими махинациями, то сделали сообщение, что Патриарх Павел остается во главе СПЦ. В это время Патриарх Константинопольский Варфоломей перестал поминать Патриарха Павла во время литургии, в расчете на то, что все готово.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/01/06/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриархом Сербской Церкви избран епископ Ириней (Гаврилович) Первая патриаршая литургия состоится в кафедральном соборе Белграда в это воскресенье 22.01.2010 358 Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви избрал нового Патриарха. Им стал епископ Нишский Ириней. Патриарх был избран жребием из трех кандидатов, в числе которых были также Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Черногорский Амфилохий и епископ Бачский Ириней. Конверт с именем нового Патриарха извлек архимандрит Гавриил из монастыря Лепавина в Хорватии. Озвучил имя перед участниками Собора старейший по рукоположению в СПЦ архиерей - епископ Шабачский Лаврентий. Выборы состоялись сегодня на заседании Архиерейского Собора в Белграде. Каждый из трех кандидатов для включения в список должен был собрать более 50% от общего числа из 44 голосующих архиереев, сообщает Патриархия.ru. Новый глава Сербской Церкви заявил, что его избрание было Божьей волей и волей Святейшего Архиерейского Собора. " На эту ужасную и тяжкую должность я избран с помощью братьев архиереев, с которыми вместе буду нести бремя и все проблемы " , - заявил епископ Ириней непосредственно после избрания, сообщает Regions.ru. Епископ Ириней, в миру Мирослав Гаврилович, родился 28 августа 1930 года в селе Видова под городом Чачак. Окончив гимназию, он обучался в духовной семинарии в Призрене, а потом на Богословском факультете в Белграде. Служил в войсках, а вскоре по окончании службы был назначен преподавателем в Призренскую семинарию. Перед вступлением в должность, в октябре 1959 года, он принял монашеский постриг от патриарха Германа в Раковицком монастыре. В день святой Параскевы, 27 октября того же года, он был рукоположен во иеромонаха в Ружицком храме под Калемегданом. Послужив преподавателем Призренской семинарии, будущий архипастырь был отпущен на аспирантуру в Афины. В 1969 году он был поставлен управляющим монашеской школой Острожского монастыря, откуда возвратился в Призрен и был назначен ректором семинарии. После ректорства, в 1974 году был избран патриаршим викарным епископом Моравичским. С 1975 года епископ Нишский.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/01/22/pa...

Предстоятелям Русской и  Сербской  Православных Церквей сослужили:  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ;  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , глава  Митрополичьего округа  в Республике Казахстан;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей ;  митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин ;  митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ;  митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий ;  митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий ;  митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн , председатель  Синодального миссионерского отдела ;  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , председатель  Синодального комитета по взаимодействию с казачеством ;  архиепископ Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси;  архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ;  архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  архиепископ Егорьевский Марк , председатель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  епископ Моравичский Антоний , настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального монастыря ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон ;  епископ Смоленский и Вяземский Исидор ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Феоктист (Димитров) , представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник  Соловецкого ставропигиального монастыря ; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры;  протоиерей Всеволод Чаплин , председатель  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ;  протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Виталий Тарасьев, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде (Сербия);  иеромонах Антоний (Севрюк) , секретарь администрации приходов Московского Патриархата в Италии; насельники лавры в священном сане, а также  митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий и другие члены официальной делегации Сербской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3109264.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Натовские янычары в Черногории 11.06.2020 301 Время на чтение 8 минут Источник: Вместе с Россией Переписывание со стороны западной господствующей элиты истории под углом зрения антисоветизма и русофобии на практике привело к появлению в ряде постсоветских и постсоциалистических республик особой этнополитической общности, которую можно квалифицировать в качестве янычарской. Общеизвестно, что янычары, будучи выходцами из покоренных Османской империей балканских православных народов, были большими турками, чем сами турки. Точно так же обстоит дело и с современными янычарами, которые большие западники, чем сами западники. Такова природа исторического и политического ренегатства. Именно такая ситуация наблюдается сегодня в Черногории, где натовские янычары в лице их главаря Мило Джукановича развернули настоящую войну против Сербской Православной Церкви и России. Против собственного народа пошел президент Черногории Мило Джуканович, открыто выступив против православной церкви, заявил 23 мая 2020 года глава отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион на телеканале «Россия-24». По его мнению, попытки Джукановича создать «некую новую организацию» вместо православной церкви свидетельствует о том, что черногорский президент «не понимает собственный народ». «Сербская православная церковь в Черногории – это не некая иностранная организация, это Церковь черногорского народа» Чем же натовских янычаров не устраивает Сербская Православная Церковь в Черногории? Тем же, чем не устраивала бандеровских янычаров Украинс кая Православная Церковь Московского Патриархата на Украине, а именно: признанием этнического родства великорусского и украинского народов, то есть признанием факта единого русского народа, проживающего в России и на Украине. Так и натовских янычаров в Черногории не устраивает то, что Сербская Православная Церковь самим фактом своего бытия свидетельствует об этническом и духовном единстве сербов и черногорцев. Не нравится натовским янычарам в Черногории и то, что Сербская Православная Церковь не отрекается от своего духовно-ментального родства с Россией и русским народом. Именно поэтому натовские янычары делают все, чтобы ликвидировать Сербскую Православную Церковь в Черногории и создать якобы независимую Черногорскую церковь. А на самом деле они стремятся создать янычарскую церковную организацию, которая бы участвовала в русофобской и антисербской политике Мило Джукановича. Точь-в-точь, как это произошло на Украине. Тем более, что Черногорию засунули в НАТО, вот и старается Мило Джуканович быть большим русофобом, чем сам генсек Йенс Столтенберг. Но если Столтенберг русофобствует по должности, то ради чего так усердствует в антисербском и русофобском безумии Джуканович? Разумных объяснений найти невозможно, кроме одного, что президент Черногории – янычар.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/11/natovs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербские иконы как духовная поддержка Донецку Завершилась очередная акция помощи Ассоциации православных женщин Сербии под покровительством России 06.09.2023 388 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Ассоциация православных женщин Сербии под покровительством России в мае и июне организовала большую акцию по сбору драгоценных икон для разрушенных храмов и монастырей Донецка и Луганск а, которые в настоящий момент восстанавливаются. Сербские священнослужители также пожертвовали красивые кадила, молитвословы и всё необходимое для находящихся под угрозой святынь братского Донбасса. Некоторые пожертвовали деньги на нужды церквей Донецка. Иконы большого формата в основном передаются в храмы, прежде всего в Донецке. Иконы обычного формата вручаются раненым в СВО бойцам и инвалидам боевых действий в знак благодарности от нашей Ассоциации и от сербского народа. Храмы, в которых находятся наши иконы: Скит иконы Касперовской Богородицы, где настоятелем является отец Амвросий, церковь Андрея Первозванного (настоятель отец Алексий), также иконы из Сербии были с большой благодарностью приняты отцом Никитой в Свято-Владимирском храме, а в Покровском храме за сербскую молитвенную помощь благодарен настоятель отец Василий. Кроме того, по четыре большие иконы находятся в храме Андрея Боголюбского, где настоятелем служит отец Алексий. Иконы из нашей сестры Сербии находятся и в храме Равноапостольных императоров Константина и императрицы Елены, где начальствует отец Евлампий, а также в одном из храмов на территории Донецка, церкви Св. Николая, где служит протоиерей Сергий. Этому храму были переданы в дар три большие иконы. Акцию поддержали семь сербских монастырей и пять церквей, а также верующие люди из братской Сербии. Иконы прибыли в Донецк и Луганск уже в июле. В Луганске по благословению епископа Луганского был организован крестный ход на день св. Ильи, где сербские и русские иконы вместе благословили небо и святую землю Луганскую. Нашим действиям в Донбассе помогала Ольга Суворова из СПЖ России и ИППО. Передачу икон под руководством Андрея Шкуренко организовал Фонд святого Андрея Первозванного из Москвы. Акцию всецело поддержала Международная ассоциация православных женщин России, которая организовала круглый стол в Государственном дворце. На круглом столе нас, как представителей Сербии, за наши гуманитарные действия тепло приветствовали представители Русской Православной Церкви и все присутствовавшие на упомянутой встрече по случаю 105-летия Ассоциации православных женщин России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/06/se...

Закрыть «Идёт открытая война против православия во всем мире»: сербский эксперт прокомментировал кризис в Черногории Катарина Лане   10:02 13.02.2020 426 Время на чтение 7 минут Веселин Конатар, профессор юридического факультета Университета Нови-Сада и Высшей школы криминалистики города Ниша, в интервью порталу standard.rs объяснил глубинную причину черногорских процессов, где народ больше месяца протестует против принятого парламентом закона о свободе вероисповедания. По мнению профессора, на православие в Черногории направлен удар, о котором ранее предупреждала Россия. «Синхронность антицерковных кампаний во всем мире свидетельствует о целенаправленной атаке на православие. Ситуация в Черногории подтверждает это», — говорит сербский профессор. Он полагает, что невиданные по своей массовости крестные ходы, молебны и народные шествия черногорских сербов поставили ребром вопрос о возможности и методах защиты национального самоопределения и веры. «Создаётся впечатление, что наступил судьбоносный момент борьбы добра со злом», — считает Веселин Конатар. Он полагает, что речь идёт о политической проблеме, которая выходит далеко за пределы Черногории. «Черногория — лишь эпизод в целом списке стран, где притесняют православие. Это подтвердил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он один из немногих, кто открыто поддержал борьбу Сербской православной церкви в Черногории (в отличие от Папы Римского, который ограничился только общими словами по поводу ситуации). Русская православная церковь сама уже долгое время противостоит давлению извне и изнутри, поэтому словам русского патриарха можно верить», — убеждён сербский аналитик. Он приводит в пример слова шведского дипломата Карла Бильдта, который заявил, что «православие — это главная угроза западной цивилизации», а «новая антизападная и антидекадентская политика Путина основана на консервативных православных идеях». Разница в том, что в прошлом «крестовые походы» начинались в Ватикане, а сейчас в этой шахматной партии участвуют и другие игроки, объясняет Веселин Конатар. Он приводит ряд исторических фактов, подтверждающих стремление католичества любыми способами подавить усиление российского православия. Так, к примеру, католическая церковь приветствовала разгром России большевиками, во время которого Русская православная церковь понесла невосполнимые потери.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/13/idet_o...

Скачать epub pdf Содержание От автора Введение Глава I. Грузинская Православная Церковь История Грузинской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Грузинской Православной Церкви 2. Грузинский Экзархат в составе Русской Православной Церкви 3. Восстановление автокефалии 4. Католикосы-Патриархи после восстановления автокефалии 5. Духовная жизнь: древнейшие храмы и их святыни; монашество; подвижники, мученики 6. Современное положение Грузинской Православной Церкви 7. Отношения между Грузинской и Русской Православными Церквами в прошлом и настоящем Монастыри Грузинской Православной Церкви Епархии Грузинской Православной Церкви Предстоятели Грузинской Православной Церкви Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» Глава II. Сербская Православная Церковь Исторический очерк Сербской Православной Церкви 1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине 4. Черногорская митрополия 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого 6. Сербская Православная Церковь в XX веке 7. Современное положение Сербской Православной Церкви 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей 9. Участие в экуменической и миротворческом движениях Македонская Православная Церковь 1. Краткая история с древнейших времен 2. Обстоятельства провозглашения автономии и «автокефалии» 3. Современное положение Епархии Сербской Православной Церкви Епархии Македонской Православной Церкви Предстоятели Сербской Православной Церкви IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» Глава III. Румынская Православная Церковь Исторический очерк Румынской Православной Церкви 1. Период раннего христианства на территории современной Румынии 2. Церковь в румынских княжествах до турецкого порабощения 3. Румынская Православная Церковь при османском владычестве 4. Православная Церковь в Валахии и Молдове, объединенных в единое государство Румынию 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010