3/16 февраля 1908 г. монах Серафим был рукоположен в иеродиакона 44 , а незадолго до окончания курса, епископ Сергий (Тихомиров) рукоположил его в сан иеромонаха 45 . Как уже говорилось выше, отец Серафим не был допущен к защите диссертации со своим курсом, по причине денежной задолженности за учебу, хотя ситуацию усугубило и одно несданное сочинение по пастырскому богословию. Поэтому, диссертацию архипастырь защищал осенью. Выбранная отцом Серафимом тема – «Учение о смирении по Добротолюбию», выполненная на кафедре Нравственного богословия, кому-то могла показаться малоинтересной. Казалось бы, что можно написать интересного и нового о смирении – добродетели, столь часто упоминаемой, причем, иногда, к сожалению, даже без должного повода? Однако, будущий иерарх сумел найти свежий и оригинальный подход к написанию диссертации. В принципе, иеромонаху Серафиму удалось превратить «проходную» и для кого-то «скучную» тему в интересное исследование, высоко оцененное рецензентом, профессором А. А. Бронзовым . Отец Серафим, тщательно изучив «Добротолюбие», написал свою работу бесхитростно и по существу. Будущий иерарх, определив, прежде всего, суть понятия «смирение», и подробно рассмотрев такие его типы, как новоначальное, среднее и совершенное, подробно раскрыл значение этой добродетели в деле спасения. А. А. Бронзов в своей рецензии отметил также, что работа иеромонаха Серафима выходит за рамки кандидатской диссертации, ценность которой – в глубоком изучении святоотеческого наследия, и посоветовал автору «и впредь оставаться верным этому пути». В результате, 16 сентября 1908 г. ученый совет Санкт-Петербургской духовной академии постановил: удостоить иеромонаха Серафима (Соболева) ученой степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без новых устных испытаний 46 . Тема смирения впоследствии была близка архипастырю. Вслед за святыми отцами, архипастырь был убежден, что без смирения «никакие истинные подвиги христианской жизни невозможны» 47 , и «ни одна добродетель не является спасительной» 48 . Эта тема в будущем пройдет через его проповеди и богословские сочинения. Глава 2. Служение отца Серафима (Соболева) в 1908 – 1917 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Сюда, на юг России, стали прибывать архиереи, священнослужители, монахи и миряне с территорий, оставленных армией Деникина. Осенью 1919 года сюда прибыли и архимандрит Серафим со своим братом, иеромонахом Сергием. В некоторых публикациях имеются сведения, что, по прибытии на юг России, архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Екатеринодаре 81 . Мнение это ошибочное и связано оно, наверное, с тем, что этот город некоторое время был центром церковной жизни юга России. В действительности, согласно имеющимся документам, архимандрит Серафим в декабре 1919 г. был назначен ректором духовной семинарии в Екатеринославе. Правда, приступить к выполнению своих обязанностей отец архимандрит так и не смог, поскольку Екатеринослав в тот момент был занят бандами атамана Н.И. Махно 82 . В начале весны 1920 г. большевики заняли почти все территории, ранее контролируемые белыми. Генерал Деникин передал управление белой армией генералу П. Н. Врангелю и выехал за границу. Оплотом антибольшевистских сил в 1920 году стал Крымский полуостров и небольшая часть северного побережья Черного моря. Управление армией переехало в столицу Крыма Симферополь. Генерал Врангель понимал, что организовывать новый поход на Москву было бессмысленно, и планировал создать в Крыму независимое от большевиков государство со справедливым строем, который привлек бы к нему симпатии российского населения и привел бы к падению большевиков. По мнению генерала, необходимо было проводить «политику “русскую» вне всяких партий» 83 . П. Н. Врангель категорически запрещал духовенству проявлять политические симпатии, что вызывало недовольство, как среди монархистов, так и среди приверженцев парламентской формы правления. В одном из своих указов Врангель прямо запретил политические выступления, проповеди и лекции. Подобные дискуссии, по мнению генерала, уместны только после освобождения России, политическое устройство которой будет решено на «Всероссийском Народном собрании». Нарушивших указ, предписывалось высылать из Крыма, невзирая на сан и положение 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

А потому, трагедия Церкви повлечет за собой и трагедию монархического правления. Одним из актов этой трагедии архипастырь считал учреждение земств, через которые шло разрушение монархии. Еще одним предвестником гибели империи иерарх считал учреждение Думы в 1905 году. Архипастырь называл ограничение царской власти следствием «рабского слепого подражания европейским народам» и отмечал, что «Дума, в целом, оказалась не имеющей ничего общего с русской идеологией». Архипастырь считал, что вред, принесенный стране Государственной Думой, был связан с внесением разобщения в народные массы. «Дума, – писал архиепископ Серафим, – разделила всю Россию на множество политических, враждовавших между собой, партий, что быстро и сильно ослабляло мощь России и приближало ее к гибели». Действительно, Дума не была выразителем идей Святой Руси, и, как известно, все четыре Государственных Думы, в той или иной степени, вставали в оппозицию царской власти. По мнению архиепископа, с государственной реформой 1905 г. был неразрывно связан и закон о свободе совести. Этот закон стал индульгенцией для врагов православия, которые стали открыто выступать против Церкви противопоставляя ей блага земного рая. «Теперь погибнет Россия», – приводил архиепископ Серафим слова оптинских старцев, сказанных после принятия закона о свободе совести 439 . Кроме того, ситуацию усугубило то, что в начале XX века идея о высоком назначении царя была народом утрачена, и последнему Императору – Николаю II, повиновались уже не по причине осознания высокого назначения царской власти, а по причинам второстепенным. Это и стало причиной легкости, с которой русский народ отказался от Государя 440 . Падение авторитета монархии шло вместе с падением благочестия в стране. Вслед за многими своими современниками, архиепископ Серафим отмечал упадок веры и благочестия в русском народе, что выражалось в несоблюдении постов, детской проституции и т.д. Наконец, к этому прибавился и самый страшный грех – бунтарство против Помазанника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Господи Боже наш, показавый меру смирения в Твоем крайнем снисхождении, облагодати нас в услужении друг другу и вознеси божественным смирением. Аминь. Архиепископ Серафим (Соболев). Проповедь в Великий Четверг Архиепископ Серафим (Соболев) Знаменательно, что прежде чем совершиться сему Таинству, Спаситель умыл ноги Своих учеников и сказал им: аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должны есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13:14-15). Таким образом Господь показывает всем Своим истинным последователям, что они должны делать перед Св. Причащением. Мы должны являть друг другу трогательное смирение, проникнутое истинною христианскою любовью. Впрочем, Господу угодно, чтобы мы не только перед Св. Причащением, но и всегда, в течение всей жизни являли друг другу истинное смирение Христово. Обратите внимание на отпуст Великого Четверга. Здесь говорится: иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников… Ясно, что смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать . А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. О, если бы мы сознавали все спасительное для нас значение смирения, которое Господь явил нам, как пример, на Тайной Вечери! Да, иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться перед нашими ближними. Этому препятствует сознание нашего будто бы превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко когда мы извиняем недостатки своих ближних. Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении. При таком отношении нашем к ближним у нас никогда не будет того трогательного истинного смирения, которое явил Господь на Тайной Вечери и которого Он требует от нас, если мы хотим быть в единении с Ним, если мы не хотим быть отверженными Им и здесь, и в будущей жизни от вечного спасения за наше сознание своего мнимого превосходства перед ближними.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-taina...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на заседании Специальной межправославной комиссии. 3. Констатировать, что дискуссии вокруг Регламента Всеправославного Собора натолкнулись на трудности, которые не удалось преодолеть. 4. Выразить озабоченность в связи с тем, что в ходе переписки между Предстоятелями Константинопольской и Русской Православных Церквей не удается достичь согласия по важным вопросам подготовки Всеправославного Собора.   ЖУРНАЛ 93 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах изучения документа «Миссия Православной Церкви в современном мире», рассмотренного V Всеправославным предсоборным совещанием, состоявшимся с 10 по 17 октября 2015 года в Шамбези (Швейцария), и о предложениях Синодальной библейско-богословской комиссии по усовершенствованию данного документа. Справка: Священный Синод в заседании от 22 октября 2015 года (журнал 71) поручил Синодальной библейско-богословской комиссии дополнительно изучить проект данного документа с учетом состоявшегося обсуждения на V Всеправославном предсоборном совещании и представить выводы к следующему заседанию Священного Синода. ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить предложения Синодальной библейско-богословской комиссии к документу «Миссия Православной Церкви в современном мире» и считать достижение консенсуса по соответствующим разделам документа необходимым условием его предварительного согласования в рамках подготовки к Всеправославному Собору.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся в Софии заседании Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Справка: Во исполнение решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 октября 2015 года (журнал 73) 3 и 4 декабря 2015 года в Софии состоялось заседание Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

Заключение Митрополит Елевферий в своих письмах к М. Антонию, в которых он основательно изобличает догматические заблуждения его катехизиса и статьи: «Догмат искупления», хорошо вскрыл и заблуждения рассмотренного нами сочинения о. Тарасия. В заключении своего критического исследования сочинения о. Тарасия М. Елевферий пишет: «Недоумеваю, как могло это сочинение быть пропущено советом Академии, как кандидатское... Я не знал, что иером. Тарасий происходил из старообрядческой семьи и, быть может безпоповчинской. Еще могу допустить, что в нем самом еще сохранились, к сожалению, остатки традиционного воспитания в оторванности от Церкви, без приобщения Свв. Таин Христовых, Голгофской жертвы и отобразились в совершенно безосновательном взгляде в сочинении. Но зачем же теперь было перепечатывать эту неправославную книжицу и питать сю для духовной смерти «малых сих», не могущих разобраться в догматике – где правда и заблуждение?» Мы вполне присоединяемся к этим недоумениям М. Елевферия, обращая внимание наших читателей, как и Высшей Власти Русской Православной Церкви на тяжкие заблуждения и сочинения о. Тарасия, в особенности – на первое и последнее из отмеченных нами, которые являются прямо еретическими. Если Господь дарует нам великую Свою милость и настанет время возрождении России, то необходимо учредить при св. Синоде Русской церкви цензурный комитет, в состав коего должны войти те из ученых богословов, которые отличаются церковной жизнью и особенною преданностию православной вере. цель этого комитета должна будет состоять в том, чтобы он, а не совет профессоров высших духовных школ, выносил свое решение о присуждении ученых богословских степеней, начиная с кандидатской. Нужно всегда помнить, что за неверия Господь так тяжко наказал Россию. Но распространению этого неверия, к сожалению, не мало содействовала и Высшая Власть Русской Церкви тем, что не имела надлежащего контроля над богословскими трудами. В силу этого, сочинения, подобные рассмотренному нами, печатались без особых цензурных препятствий и даже с присвоением их авторам ученых богословских степеней, на соблазн верующим и на погибель нашей Родины. Не будем же повторять прежних роковых ошибок. Читать далее Источник: Искажение православной истины в русской богословской мысли/Архиепископ Серафим (Соболев). - София, 1943. - 348 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Святитель Серафим (Соболев) Борьба с грехом «Всегда направляй свою волю на борьбу с грехом и превозносись над грехом, а не над людьми. Как говорил Пушкин: “Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца”. Хвалят ли тебя или корят, продолжай спокойно молчать. Никогда не говори по своей инициативе». «Беса блуда обуздывает избегание поводов для него, то есть воздержание от пресыщения, многословия и особенно — осуждения». «Если поймаешь себя на непристойных и греховных мыслях, немедленно устрани их молитвой и не подпускай их к чувствам, словам и делам. Ты не можешь остановить дующие ветры, но заградись от них». «Чтобы успешно бороться со злом, нужно привести в порядок свои мысли. Это достигается б о льшим молчанием, уединением и молитвой». «И Иуда раскаялся, но не покаялся. Поэтому от нас требуется воля и решительность в борьбе». «После исповеди и причастия проси Бога хранить тебя от возвращения к прежним грехам. Если хочется сделать нечто, чего не следует, вспомни, что нужно будет это исповедать, и возможно, Бог этого не простит именно потому, что ты упорствуешь, делая то, о чем знаешь, что оно дурно». «Против зла нужно выходить с добром. Но не с половинчатыми средствами и не полу-добром, а с полным и безоговорочным добром. Только тогда есть шанс победить зло». «Самооправдание — большой грех. Непрестанно грешишь — тогда непрестанно и кайся. Тогда в конце, если смерть застанет тебя в покаянии, спасешься. Ты каешься? Тогда исправляй свою жизнь милостыней и очищай свои грехи». Отношение к врагам «Против врагов своих вооружись добром. Ни в коем случае не позволяй себе их осуждать». «Врагов своих побеждай молитвой о них. Через врагов дьявол подстрекает нас на гнев и зло, но, когда делаешь противоположное его желаниям, он оборачивается против этих врагов и их останавливает». «Не участвуй ни в какой клевете, доносах и злословии. Покрывай врага своего, только тогда и Бог тебя покроет. Крепко запомни главное: пока не перестанешь осуждать и обижать, не будешь успешен во благе. Знай наверняка, что единственный ответ на любую обиду и колкость, на какое бы то ни было зло, исходящее от других людей, — это кроткое и христианское поведение. Тогда потрясение и вред для тебя и твоих близких будет наименьшим. Запомни, это важно и спасительно!»

http://pravoslavie.ru/158845.html

Владыка считал, что встречаться православным с еретиками можно было бы только в том случае, если бы последние принесли покаяние и изъявили желание соединиться с Православной Церковью. Поскольку же это совершенно невозможно, такие встречи только размывают екклезиологическое сознание православных. А еще способствуют тому, что между православными и протестантскими клириками завязываются дружеские отношения, которые в свою очередь ведут к совместным молениям и открывают простор для протестантской пропаганды. И эти «межконфессиональные связи» святитель отказывается трактовать как проявление христианской любви: «…Нас обвиняют в отсутствии любви к инославным христианам в сущности за то, что мы не относимся к экуменическому движению так, как к нему относятся православные экуменисты. Последние в этом своем отношении к экуменическому движению нарушают святые каноны, попирая наше догматическое учение о Церкви, устраивают на экуменических конференциях дружбу с протестантами и масонами, а через эту дружбу потворствуют протестантской пропаганде в православных странах, содействуют врагам Православной Церкви в деле ее разрушения. Таким образом, это отношение православных экуменистов к экуменизму является сплошным бесчинством… Ясно, что не у нас, а у православных экуменистов нет любви к инославным христианам, ибо у них не любовь, а бесчинство». Идея пятая: Россию спасет монархия Самодержавие – это единственная форма государственного управления, которую признает Священное Писание. Но если православный христианин во всём должен руководствоваться Писанием, то именно монархию он обязан считать идеалом для будущей, долженствующей возродиться России. Такова логика Серафима (Соболева), артикулированная им в книге «Русская идеология». Демократический строй, полагает святитель, не соответствует религиозно-нравственному идеалу русского народа, поскольку основывается не на этических нормах, не на стремлении к идеалу святости, а на юридизме. Монархия же как раз этому идеалу соответствует, ведь самодержец, с одной стороны, является образцом, зримым выражением нравственного идеала для своего народа, а с другой – делает всё для того, чтобы народ к этому идеалу стремился.

http://pravmir.ru/pyat-bogoslovskih-idey...

Большую любовь к архиепископу испытывали и софийские студенты, которые не только посещали его службы, но и ходили к нему домой на исповедь 189 . Одним из качеств архипастыря, по свидетельству знавших его людей, было то, что со всеми – и с официальными лицами, и с духовными чадами – он разговаривал одинаково 190 . Любил архиепископ Серафим посещать и русскую гимназию. Архипастырь сидел на занятиях, по окончании которых, все дети собирались в храме, где архипастырь произносил перед ними теплую проповедь. Яркое воспоминание об этом периоде жизни архиепископа Серафима оставил многолетний прихожанин Свято-Никольского храма Петр Петков. «В детстве я страшно заикался, – рассказывал он. – Когда владыка Серафим приходил в гимназию, то всегда заставлял меня вместе с ним петь молитву. «Петрусь! Споем молитву!», – говорил владыка. Речь моя, со временем, полностью исправилась, но я не считаю это чудом – исправление моей речи было, скорее, связано с моральным воздействием со стороны владыки. Когда я подрос, владыка стал приглашать меня в алтарь помогать на службе. Прислуживало в алтаре, обычно, 5 – 6 ребят. По окончании богослужения, мы вместе с владыкой спускались в трапезную. После молитвы, он снимал рясу, мы садились за стол, причем, владыка иногда позволял себе выпить перед трапезой рюмку ракии или немного вина» 191 . Другой юный алтарник, Иван Тинин, впоследствии вспоминал, как, по окончании службы, он и его товарищи подходили к архипастырю под благословение. Рядом с архиепископом стоял архидиакон Иоанникий, державший в руках блюдо с деньгами, пожертвованными прихожанами. Тинин вспоминал: «Мы подходили к архиепископу, положив правую ладошку на левую, под благословение. Он благословлял нас, потом брал горсть денег с блюда, клал нам в ладошки и по-отечески шлепал нас по щеке» 192 . Эти шлепки по щеке были знаком большого расположения архипастыря к человеку. Расположение архиепископ Серафим проявлял по-разному. И. В. Шпиллер вспоминал: «Благословляя подходящего к нему, он, иногда, выражал свое благорасположение тем, что, иной раз, довольно ощутимо трепал за волосы или даже жаловал чем-то вроде тумаков – кулаком по щеке. Кому доставалось больше, тот больше и радовался. Но радостнее всего бывало тому (той), кого, вдобавок, Владыка еще и Колей называл, причем, этим ласковым именем он мог наградить и почтенную старушку, имя и отчество которой прекрасно знал» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Многие считали владыку духовно прозорливым», – вспоминал митрополит Доростольский Иларион. Жители Софии еще при жизни отмечали прозорливость архипастыря. «Многие считали владыку духовно прозорливым, – вспоминал митрополит Доростольский Иларион. – Почитание и сыновняя преданность к архиепископу Серафиму была велика в то время и у русских, и у болгар». Сам митрополит Иларион, будучи мирянином Дмитрием Цоневым, испытал на себе прозорливость архипастыря. «Митя будет монахом», – уверенно сказал однажды о нем архиепископ Серафим . Интересный случай был связан с русским эмигрантом – доцентом одного из российских университетов. В тяжелых условиях эмиграции он не мог написать магистерскую диссертацию, а, следовательно, получить место в университете. Во время исповеди этот человек поделился своей скорбью с архипастырем. На вопрос: «Стану ли я магистром?», иерарх ответил: «Не скорби, еще четыре года, и станешь». Слова архиепископа Серафима в точности сбылись, и через четыре года, после защиты диссертации, этот эмигрант был назначен профессором в одном из университетов . Часто случалось, что во время исповеди архипастырь напоминал людям забытые грехи, а также отвечал на мысленные вопросы исповедующихся. «Это случайно», – улыбаясь, говорил архипастырь в ответ на недоумение духовных чад . Замечали прихожане и силу молитв архиепископа. Архимандрит Пантелеимон вспоминал, что все, кто приходил к святителю со скорбями, уходили от него утешенными и окрыленными. Молитва архиепископа Серафима порой возвращала к жизни и безнадежно больных . Сам архиепископ Серафим не видел в силе своих молитв чего-то необычного. Архипастырь говорил: «Когда умрем, тогда поймем, насколько близки нам были Спаситель, Божия Матерь и все святые, как сходили к нашим немощам и как исполняли наши молитвы» . Большую любовь к архиепископу испытывали и софийские студенты, которые не только посещали его службы, но и ходили к нему домой на исповедь . Архимандрит Александр (Петранов) вспоминал: «Когда я заканчивал обучение, у нас был один профессор, деливший студентов на “своих” и “чужих”. Я попал в число “чужих” и очень боялся экзамена у него. Перед экзаменом я рано пошел к владыке Серафиму и поделился своими опасениями. Он попросил конспект и красным карандашом отметил пять вопросов. Потом помолился и сказал, что попадется один из них, и велел хорошо их выучить. На следующий день я пошел на экзамен. Когда я вытянул билет, то увидел, что в нем были те вопросы, которые мне благословил выучить владыка Серафим».

http://pravoslavie.ru/71288.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010