Этого мало. Кто сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь ап. Петра ко Христу заставляла его каждой ночью при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом. Великая любовь ко Христу ярко проявилась у ап. Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Св. Духа. Деяния апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он из среды всех других апостолов выступал с проповедью о вере во Христа, распятого и воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему ап. Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати. Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: «Вы за кого почитаете Меня?» – ап. Петр также первый из среды учеников проповедал Христа Богом, сказавши: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь ап. Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажал Петра ( Мф. 16,17–19 ), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему ап. Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью. Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у ап. Петра все его мысли, чувства, желания, слова – вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти ап. Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила ап. Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой. Как любил Христа ап. Павел, об этом свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на апостольском чтении. «Я гораздо более (других апостолов), – говорит он во Втором своем послании к коринфянам, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников... в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 1, 23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Как много их было в Ее жизни и как рано они у Нея начались! Еще не родился Господь, а сердце Пречистой Девы Марии было поражено страшной скорбью, когда Она зачала нашего Спасителя от Св. Духа. Праведный Иосиф стал помышлять, что Дева Мария непраздна от соединения с кем-либо из людей, и, не желая причинять Ей какое бы то ни было зло, хотел тайно удалить Ее из своего дома. Трудно было самой Пречистой Деве Марии свидетельствовать о Своей невинности и Своей ангельской божественной чистоте. И Она несомненно тяжко страдала от этого подозрения своего обручника. Потребовалось особое божественное вмешательство, чтобы освободить Пречистую Деву от этого весьма тяжкого скорбного бремени. Ангел Божий явился во сне Иосифу и сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь имя Ему Исисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1,20–21 ). Как только родился Господь, у Пречистой Девы Марии появилась новая тяжкая скорбь. Ирод послал в Вифлеем убийц, чтобы погубить родившегося Христа. Деве Марии с Божественным Младенцем и праведным Иосифом пришлось бежать в Египет. Как свидетельствует церковное предание, во время этого бегства на святую семью напали разбойники и она чуть не погибла. Скорбна была жизнь Пречистой Девы Марии при воспитании Христа, ибо Ей приходилось все Самой делать по домашнему хозяйству и даже зарабатывать Себе насущный хлеб для пропитания и Себя и Своего Божественного Младенца. Церковное предание говорит, что Она весьма искусно ткала золотом по шерстяной материи и шила церковные одежды. (При распятии Христа воины не разодрали Его верхней одежды, слишком художественно она была выткана пречистыми руками Девы Марии.) Но особенно тяжелые скорби начались для Нее, когда Господь выступил на общественное служение, когда книжники и фарисеи не раз пытались в своей ужасной злобе убить его. Эти скорби Божией Матери дошли до самых крайних пределов на Голгофе у подножия Креста Господня, когда исполнилось во всей силе над Нею пророчество праведного Симеона о прохождении оружия через Ее сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что в означенной неканонической книге содержится учение об Иисусе Христе, как Ипостасной Премудрости Божией, об этом свидетельствует и тот факт, что св. Афанасий Великий в своем втором слове против ариан даже ссылается на книгу Премудрости Соломоновой наряду с кн. Притчей и другими каноническими книгами Ветхого и Нового Завета для доказательства истины, что Премудростию Божиею сотворен был мир и в частности сам человек 251 . Что здесь – в кн. «Премудрости Соломоновой» – под Премудростию св. Афанасий разумеет именно Вторую Божественную Ипостась, об этом свидетельствует его учение. Из него явствует, что когда Великий Афанасий говорит о творческой Премудрости Божией, то имеет в виду не какую-либо иную 252 , а но только одну Ипостасную Премудрость Божию 253 . Мысль о Премудрости Божией, как о Самом Боге, ярко выражается в 15–21 стихах 10-й главы той же книги «Премудрости Соломоновой» и в толковании этого библейского места «Толковою Библиею». Здесь говорится об освобождении Божественною Премудростию израильского народа от египетского рабства, когда Она «вошла в душу служителя Господня (Моисея) и противостала страшным царям чудесами и знамениями... Вела их (израильтян) путем дивным; и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. Она перевела их чрез Чермное море и провела их сквозь большую воду, а врагов их потопила и извергла их из глубины бездны» 254 . «Толковая Библия » в своем толковании указанного библейского текста выражает общецерковное учение о спасении народа израильского от египтян исключительно Богом. Конечно, в книге «Премудрости Соломоновой», как и в книге «Прем. сына Сирахова», говорится не об одной только Божественной ипостасной Премудрости – Сыне Божием. При объяснении 1-го ст. 24-й гл. второй из указанных неканонических книг «Толковою Библиею», говорится: «В пределах книг Ветхого Завета наиболее пространное учение о премудрости божественной мы встречаем в книгах: Притчей Соломоновых, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса сына Сирахова. В объем понятия премудрости божественной священные писатели включают или понятие о Премудрости Ипостасной; или понятие о Премудрости, как свойстве ума божественного, проявляемого в мировом творении; или понятие о мудрости человеческой, созданной во образ Премудрости божественной» 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Заявление о. Булгакова в словах: «Мир идей – София… есть самое высшее начало мира, почти сливается с Божеством 125 , нисколько не проясняет данной непонятной мысли. И совершенно напрасно прот. Булгаков и свящ. Флоренский так часто обращаются к этому слову: «почти» в своих бесчисленных определениях Софии, будто это слово принадлежит к числу особенных магических слов, могущих скрыть от читателей, да и от них самих, непонятность мысли. Что же из того, что София «почти сливается с Божеством?» Как бы она тесно не сливалась с Божеством, все же она не является Им. А если так, то зачем же к Софии прилагать такие определения, которые приложимы к одному Богу? Этим самым о. о. Булгаков и Флоренский дают только основания полагать, что они не только «почти» сливают Софию с Божеством, но и делают ее Божеством. Такое мнение как нельзя лучше подтверждается их наименованием Софии, в котором она определяется, как творческое начало мира. Остановимся на этом определении Софии. 2. Толкование о. Булгаковым библейского выражения: в на чале (Быт. 1:1; Ин. 1:1) на основании каббалистического учения. Понятие о каббале Так как по учению прот. Булгакова, тварь не могла непосредственно появиться от Бога 126 , то мир был сотворен Софиею, Премудростию Божиею 127 . София, по заявлению о. Булгакова, есть миротворческое начало. Это он утверждает в своем сочинении «Купина Неопалимая» 128 , где ссылается для подтверждения означенного положения и на свой труд «Свет невечерний», а также и на свой очерк «Ипостась и ипостасность» в Сборнике в честь П.Б. Струве. «В начале (т.е. в мире умопостигаемом, софийном), – говорит о. Булгаков в своей книге «Свет невечерний», – сотворил Бог небо и землю», и «в начале же было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». Это начало, приемлющее в себя Слово, а в Нем и с Ним дары триипостасного Божества, является вместе с тем основой, в которой зачинается творение, оно и является, по Платону, «вечным образцом» творения. Эта мысль утверждается и в откровениях книги Притчей Соломоновых, где Премудрость Божия говорит о Себе: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... От века я помазана, от начала, прежде бытия земли... Тогда я была при Нем художницей и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его всякое время» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но это не все, что мы хотели бы сказать о православной вере. Св. Симеон Новый Богослов говорит, что истинная вера заключается не только в чистоте православного учения, чуждого всякой ереси, но и в твердой уверенности, что Господь никогда не оставит нас в скорбях без Своей дивной помощи. Как следовало бы нам, возлюбленные, всегда помнить великого вождя и пророка когда-то избранного народа, Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытание, когда он с своим безоружным народом подошел к Чермному морю, а сзади его настигал фараон с своим воинством. Но Моисей верил в помощь Божию, и вера его не осталась постыженной: он перешел море, как по суху, со всем своим народом, а фараон со всем египетским воинством погиб в волнах Чермного моря. Так верил в помощь Божию и Иосиф прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь и он был брошен в темницу. Но Иосиф верил в милосердие и всемогущество Божие и был с Богом. Поэтому и Господь был с ним. Он вывел его из темницы и поставил его над всею землею Египетской, первым лицом после фараона. Такою же славою исполнил Господь и великого пророка Даниила. Его также оклеветали и даже бросили в ров на съедение львам. Но пророк Даниил не поколебался в своей вере в помощь Божию, и львы его не тронули. А царь сделал его первым после себя лицом по управлению всем своим царством. Так верили в Бога, как своего Божественного помощника и Утешителя в скорбях, и св. Апостолы. Дивное явление наблюдалось в их жизни: чем больше было у них скорбей, тем бóльшую радость Господь посылал им. Вот почему Ап. Павел сказал: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Такую истинную веру имели и все святые. И чем больше у них было скорбей, тем более в их жизни блистала благодать Святого Духа в ее дивных и разнообразных проявлениях, превращая все их скорби в радости и покрывая их неувядаемою славою. Будем, возлюбленные, и мы стараться иметь такую же веру. И не будем унывать от скорбей. Они заповеданы нам Господом и являются отличительным признаком Его истинных учеников, ибо Ему угодно было сказать: «В мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мир» ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что может быть драгоценнее крови нашего Спасителя? Ничто на свете. Следовательно, и благодать Св. Духа, дарованная нам кровью Христа, есть самое драгоценное для нас благо. Спрашивается: какой же спасительный для нас вывод следует из сказанного нам, мои возлюбленные о Христе чада? Если благодать Св. Духа есть самое драгоценное сокровище, то будем дорожить этим сокровищем. Поэтому, получив от Бога эту благодать через таинства Церкви, будем всецело стремиться к тому, как бы ее не потерять, как бы от нее не отпасть. К сему побуждает нас и св. ап. Павел, говоря: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией» ( Евр. 12:15 ); «Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом»... ( Евр. 12:28 ). Но не только мы должны бояться, как бы не потерять благодать, это величайшее сокровище. Мы должны стремиться приумножать сию благодать, чтобы сия вскрылась в нас через исполнение божественных заповедей и в нашей жизни были плоды Духа: «...любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание...», о каковых плодах говорит ап. Павел в своем Послании к галатам ( Гал. 5, 22–23 ). Конечно, мы не уподобимся тому лукавому рабу, который, получивши от Господа божественный талант, закопал его в землю ( Мф. 15:25 ); мы приумножим благодать, полученную от Бога, если будем избегать всякого греха. Через грехи благодать Св. Духа оставляет нас, ибо благодать и грех несовместимы, как несовместимы свет и тьма. «Какое общение, – говорит тот же ап. Павел, – праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор. 6, 14–15 ). В особенности будем, возлюбленные, избегать гордости. Она есть мать всех грехов, страстей и пороков. Она ослепляет нас и заставляет нас всегда заблуждаться, всегда грешить, всегда печалиться, унывать, тосковать и еще здесь предвкушать вечную геенну кромешного ада. Поэтому будем всемерно удаляться гордости и ее самого пагубного для нас порождения – осуждения. За гордость и осуждение Господь наказывает нас страшными бедствиями. Он даже предает нас постыдным страстям и не прекращает нас наказывать до тех пор, пока мы не смиримся.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Поэтому будем, возлюбленные о Христе чада мои, смиряться пред Богом и людьми, т.е. будем слушать своего Господа и соблюдать все Его спасительные заповеди. Тогда благодать Св. Духа навеки соединит нас со Христом и будет для нас источником вечного спасения с его несказанным и бесконечным райским блаженством. Впрочем, за смертию Господь не оставит нас и благами временной нашей жизни. Св. Библия свидетельствует, что за смирение или послушание Богу в Его Божественных и спасительных для нас заповедях Господь устраняет от нас всякие бедствия и посылает нам все блага земли, а за гордость ввергает нас в море всевозможных несчастий. «Если вы, – говорит Господь словами одной из богооткровенных Моисеевых книг, – заповеди Мои будете хранить и исполнять их, Ядам дожди в свое время, и земля даст произрастания свои и... пошлю мир на землю... И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом... Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей Моих..., то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чалость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их., и будут господствовать над вами неприятели ваши и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши и сломлю гордое упорство ваше» ( Лев. 26,3. 4. 6. 12. 14–19 ). Так, в строгом соответствии с этим богооткровенным свидетельством учат и св. отцы Церкви, и в частности великий из них св. Марк Подвижник . Он говорит, что все несчастья Господь посылает нам за нашу гордость. За эту страсть Господь предает нас даже самому сатане и всем его демонам попирать нас всевозможными бедствиями, пока мы не смиримся». Будем, возлюбленные, умолять Господа о ниспослании нам благодатных сил для того, чтобы смиряться пред Богом и людьми и неуклонно соблюдать все Божественные заповеди. И Господь никогда не лишит нас земных наших благ. Наипаче же за наше смирение Господь дарует нам благодать Свою, а вместе с нею все блаженства рая в Небесном Своем Царстве, чего да удостоит Он каждого из нас молитв ради и заступления Пречистой Своей Матери, Девы Марии. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Несравненно более происходит от святителя Николая явлений целительной благодати. Невозможно исчислить этих явлений. Они такие многочисленные, как звезды небесные, как песок морской. Да и кто из нас не испытал в своей жизни молитвенно заступления святителя Николая?! Кто из нас остался неуслышанным им, когда мы умоляли его в своих молитвах к нему во время болезней и всяких бедствий в нашей жизни?! Будем всегда с непреложным упованием и впредь молиться ему, и он никогда не оставит нас без своего утешения в наших скорбях. Но вот что мы должны больше всего помнить в своих молитвах к святителю Николаю. Великую благодать в ее дивных проявлениях он стяжал своим смирением. «Стяжая еси смирением высокая, нищетою богатая», – говорится в тропаре в честь сего угодника Божиего. Причем Николай Чудотворец имел самое истинное, самое высокое смирение. Св. отцы Церкви свидетельствуют, что не велика заслуга иметь первоначальное смирение, т.е. сознавать свои грехи. Надо сначала утратить всякий стыд и потерять свою совесть, чтобы не иметь сознания своих грехов. Слишком они очевидны. Но велика будет заслуга в очах Божиих, если мы все свои добрые дела будем приписывать не себе, а Богу, Его божественной благодати, и при этом будем стремиться совершать их тайно. Такое смирение является высшим и совершенным его видом, ибо здесь оно сопровождается совершенной любовью к Богу: мы не хотим, чтобы слава наших добрых дел приписывалась нам, мы хотим здесь лишь одного: быть незамеченными, и чтобы вся слава наших дел ни в какой мере не относилась бы к нам, а к Одному только Богу. Таким образом мы самым делом осуществляем здесь слова Божественного писания: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» ( Пс. 63:9 ). Этим тайным смирением мы больше всего угождаем Богу, больше всего выражаем здесь любви к Нему. Вот почему Господь так много учил о тайном доброделании в Своей Нагорной проповеди: «Смотрите, – говорил он, – не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя был втайне; и Отец твой видящий тайно воздаст тебе явно. И когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, остановившись, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они же получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6,1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Что же касается телесных мук и смерти на кресте, то, по словам М. Антония, Господь не мог их страшиться и «взирать на телесную смерть, как на что-то ужасное» 174 . Он пишет: «Должно опровергнуть ходячее представление о Гефсиманской молитве Христовой, – как будто бы внушенной Ему страхом предстоящих телесных страданий и смерти. Это было бы крайне недостойно Господа, Которого рабы потом (да и раньше – Маккавеи) шли на мучения, радуясь и ликуя среди терзаний их телес» 175 . Поэтому слова Гефсиманской молитвы: «да мимоидет от Мене чаша сия» 176 , относятся, как заявляет М. Антоний, «не к предстоящему Ему (Христу) распятию и смерти, а именно к этому, совершенно было подавившему Его настроению 177 глубокой скорби за столь любимый Им грешный человеческий род... эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца» 178 . Для подтверждения своего толкования Гефсиманской молитвы М. Антоний ссылается на слова святого Ап. Павла: «Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему...» и проч. «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитву и моление 179 . Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» 180 . «Видите, – говорит М. Антоний,– ... Господь молится не об избавлении от распятия и смерти, ибо тогда нельзя было бы сказать, что Он был услышан, так как распятие и смерть Он все же претерпел. Он молился об облегчении одолевавшей Его скорби за греховное человечество: эта-то скорбь и была «чашею», пронести которую мимо Он просил Небесного Отца. Он молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей» ( Мк.14:37 ; ср.: Мф.26:39–42 ; Лк.22:42 ). Из этих изречений не видно, что Господь молился о предстоявших Ему страданиях, а не о том, что Он переживал «в час сей», то есть, в час самой молитвы. Но как же Он был услышан при нашем толковании события? – К Нему явился Ангел и подкреплял Его... Вот в каком смысле Он был услышан, и дальнейшие слова апостола подтверждают наше истолкование Гефсиманской молитвы, как первосвященнической: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех, послушных Ему, виновником спасения вечнаго, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» ( Евр.5:8–10 ). «Слова эти, заключает М. Антоний, буквально подтверждают то, что мы писали выше: именно, сострадающая любовь Христова является в сердцах наших силою освящающею, и в этом смысле Он наш первосвященник» 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

А св. Василий Великий , имея в виду видение Господа Саваофа, сидяща на престоле высоце и превознесенне 499 , говорит: «Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сый над всеми Отец» 500 . Но несравненно более Бог Отец открыл Себя для нашего познания в Сыне Своем, Который сказал иудеям: Аз и Отец едино есма 501 . Св. Иоанн Златоуст , объясняя эти слова Господа, от Его лица говорит: «Я не иное что, а то же, что Отец, только пребываю Сыном; и Отец не иное что, а то же, что Я, только пребывает Отцом. И кто познал Меня, тот познал и Отца, уразумел и Сына» 502 . Ту же мысль об открытии Божественного Отца в Сыне Своем Господь выразил и в словах, сказанных Им Его ученикам: Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо. И отсель познасте Его, и видесте Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал ecu Мене, Филиппе, видевый Мене виде Отца; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? He веруети ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть; аще ли же ни, за та дела веру имите Ми 503 . В Священном Писании мы находим и свидетельства, из коих видно, что открывал Бог Отец и Своего Божественного Сына. Евангелие сообщает нам, что во время крещения нашего Господа от Иоанна и во время преображения на горе Фаворе, был глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный о Нем же благоволих 504 . К этим свидетельствам надо отнести и голос Божественного Отца, выраженный в словах: и прославих, и паки прославлю, как Ответ на молитву Сына: Отче! спаси Мя от часа сего! Но сего ради приидох на час сей. Отче! прослави имя Твое 505 . Из того же Евангелия мы знаем, что, в ответ на исповедание Ап. Петра, Господь сказал ему: блажен ecu Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех 506 . Таким образом, в предшествующих евангельских словах говорится, что Сам Бог Отец посредством гласа при крещении и преображении Сына дал о Нем Свое откровение; а в последних словах Евангелия мы видим свидетельство Самого Сына касательно откровения о Нем, данного Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010