Православный христианин во всех жизненных обстоятельствах должен быть верен этому высокому званию. Поведение его должно быть естественным. Избегая показного фарисейского благочестия, он всегда должен помнить, что призван быть исповедником своей спасительной веры и побеждать в себе малодушие. Архиепископ Серафим (Соболев ; 1881–1950), архиерей высокой духовной жизни, писал: «К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:33 . Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 . Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу( Ин. 5:44 . Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию, но и по другим основаниям. Мы скрываем свое православие в силу страха от смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или – вследствие опасения лишиться временных для нас выгод, что имеет место не только на родине нашей, но и здесь, за границей» (Русская идеология. Гл.3). Необходимо прилагать разум ко всем обстоятельствам, снисходить порой к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу их. Нужно угождать Богу. Люди же могут соблазнятся по любому поводу. Архиепископ Александр (Толстопятов; 1878–1945), немало лет проведший в лагерях, вспоминал двух архиереев, находившихся с ним в заключении. Один любил всегда молиться уединенно. При всякой возможности уходил в укромное место, где никто не мешал ему совершать духовный труд. Люди соблазнялись и говорили: никогда не молится. Другой архиерей умел общаться с Богом при любом многолюдстве. Те же самые люди вновь соблазнялись и говорили: молится на показ. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом ( Фил.4:5–6 ). Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но ясно для нас должно быть и то, что мы русские православные люди должны делать теперь, чтобы возродить Россию. Её прошлое и настоящее повелевают нам положить в основу её будущего строительства православную веру и власть самодержавного царя. В этом должна состоять идеология каждого русского человека и, следовательно, Русского Трудового Христианского Движения. Поэтому оно должно, во-первых, поставить своею целью проповедь православной веры. Пусть православная вера будет самою первою исходною точкой отправления во всей его деятельности. Пусть Движение никогда не забывает, какое значение имела вера в жизни израильского народа. Свидетельство об этом мы находим в следующих словах Ап. Павла: Верою совершил он (Моисей) Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше; на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские… Верою Раав блудница с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путём), не погибла с неверными. И что ещё скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иефате, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста льва, угашали силу огня, избегали острия меча, укрепляли от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих 959 . В Библии мы находим много свидетельства, которые показывают нам, как Господь хранил и прославлял этот народ, когда он руководствовался в своих деяниях православною верою. Но та же Библия свидетельствует которая показывают нам, как господь хранил и прославлял этот народ, когда он руководствовался в своих деяниях православною верою. Но та же Библия свидетельствует, как Господь за отступление от веры карал народ израильский всевозможными болезнями и бедствиями, отдавал в пленение врагам, подвергал рассеянию среди язычников и до тех пор его наказывал, пока он не смирялся перед Ним и не возвращался к истинной вере 960 . Во-вторых, пусть Русское Трудовое Христианское Движение поставит своею целью и проповедь о необходимости для будущей России царской самодержавной власти, как одной из основ её возрождения и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Впрочем, и сам главный Экуменический Совет совсем не помышляет о том, чтобы инославные христиане воссоединились с Православною Церковью. Через своего секретаря д-ра Хуфта он ясно заявил, что Экуменический совет не представляет собою какой-либо централизованной формы церковного единства, в котором церкви могли потерять свою обособленность и самобытность 23 . Поэтому на экуменических конференциях даже не поднимаются для обсуждения вопросы о соединении инославных церквей с Православной Церковью. В программах экуменических конференциях эти вопросы никогда не ставились. Не включены они и в программу предстоящей Амстердамской конференции 24 . Правда, экуменисты – и инославные, и православные – стараются на своих конференциях найти точки соприкосновения в области веры, чтобы придти к возможному для них единству. Весьма показательным в данном случае является послание Оксфордской конференции, скрепленное подписями всех участников: «Мы едины, говорится здесь, в вере в Господа нашего Иисуса Христа, как воплощенное Слово Божие. Мы едины в нашей привязанности к Нему, Главе Церкви, Царю царей и Господу господствующих. Мы едины в исповедании, что эта привязанность имеет преимущество пред всеми другими привязанностями... Мы едины, потому что все являемся предметом Божией любви и благодати» 25 . Но все эти единства не имеют никакого отношения к вопросу об истинном соединении православных с инославными. Однако православные экуменисты, по крайней мере, в лице своих вождей, придают этим единствам общего характера большое значение. Поэтому они указывают на слова Иоанна Богослова: «Всякий Дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:2–3 ) 26 . Да, в апостольские времена такое исповедание веры во Христа было достаточно, чтобы определить: кто с Христовою Церковью и кто против нее. Тогда главными противниками апостолов были гностики, которые в силу своего гностического «лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ) не допускали непосредственного соприкосновения Бога с тварью, почему и отрицали воплощение Бога, этот основной догмат всего христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). 2 УМСА (Young Men’s Christian Assosiation) – надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX в. с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех людей в единую религию; 4) осуществление «царства Божия» на земле, в искаженном светском смысле, т. е. установление царства антихриста – прим. ред. 13 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Часть I. СПб., 1840. Ответ на вопрос 105, с. 80. 14 Митрополит Makapiй. Догматическое богословие. Т. II. СПб., 1868, с. 348–352; Митрополит Филарет. Пространный xpucmuahckiй катихизис, с. 54; Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904, с. 248; Св. Маркъ Подвижник и св. иноки Каллист и Urhamiй. М., 1889, с. 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть Он принимал близко к сердцу уничтожение искусства Дмитрий Лагутин о личности скульптора Альберта Чаркина, скончавшегося на 80-м году жизни 09.01.2017 1561 Время на чтение 7 минут Вчера в Санкт-Петербурге на 80-м году жизни отошел ко Господу народный художник России, председатель правления Санкт-Петербургского Союза художников скульптор Альберт Чаркин, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Смольного. Министр культуры России Владимир Мединский выразил соболезнования родным и близким Альберта Чаркина, сообщает сайт Министерства культуры . «Не стало Альберта Серафимовича Чаркина. Выдающийся скульптор, педагог, общественный деятель, он посвятил искусству всю свою жизнь. Альберт Серафимович был настоящим мастером, обладал многогранным талантом, позволившим создать большое число широко известных монументальных произведений», - пишет министр культуры. «Продолжительное время Альберт Чаркин занимал пост ректора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, возглавлял Санкт-Петербургский союз художников. Его ценили и любили студенты, уважало творческое сообщество Петербурга и всей России. Выражаю соболезнования близким, родным и коллегам Альберта Серафимовича Чаркина. Светлая память!» - заключил Владимир Мединский. Губернатор Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко также выразил соболезнования в связи с кончиной Альберта Чаркина, сообщает сайт Администрации Санкт-Петербурга . «Выражаю искренние и глубокие соболезнования родным, близким, коллегам и ученикам народного художника России Альберта Серафимовича Чаркина в связи с его кончиной. Ушел из жизни выдающийся художник, скульптор, педагог. В своем творчестве Альберт Серафимович воспевал Россию, русского человека, русский характер. Свое вдохновение он черпал в истории нашей страны, создавая портреты великих деятелей истории и культуры», - пишет Полтавченко. «Это был человек удивительной работоспособности и редкой природной одаренности, бесконечно преданный любимому делу. Он прожил долгую счастливую и профессионально насыщенную жизнь. Работы скульптора сегодня украшают парки, улицы и площади разных городов, но больше всего их в Петербурге – городе, в котором Альберт Серафимович прожил значительную часть своей жизни и который вдохновлял его на создание замечательных творений», - отметил губернатор.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/10/on...

С любовью во Христе Иисусе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) : Послання] Кирила у зв " язку з кончиною П.П. Толочка : Послання] Кирила у зв " язку смертю заштатного Зотика Якимчука : Послання] Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Церква допомогу постраждалим в глави Казахстанського митрополичого округу з 1136 постраждалих отримали допомогу в з початку паводку. Зведення про церковну допомогу постраждалим повеней у та за 19 [Стаття] Астанайська закупила продукти для постраждалих у Петропавловську. Зведення про церковну допомогу постраждалим повеней у та за 18 [Стаття] у зв " язку з кончиною Скоробогатова : Послання] Кирила у зв " язку смертю заштатного Зотика Якимчука : Послання] У та отримують допомогу в православних храмах та монастирях ста московських та отримали допомогу у першому 2024 року Вищого Загальноцерковного суду Церкви у 03-I-2024 [Документи] Патриаршее поздравление епископу Домодедовскому Симеону с 80-летием со дня рождения : та звернення] митрополиту з дня народження : та звернення] з нагоди : та звернення] з ключовими словами – – життя – архиепископия западноевропейских приходов   Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла на иностранных языках Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) Кирила у зв " язку з кончиною П.П. Толочка у зв " язку з кончиною Скоробогатова Кирила у зв " язку смертю заштатного Зотика Якимчука Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова Кирила у зв " язку загибеллю людей на в Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита   Календарь ← → Богослужебные указания 28 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918565...

«Владыка был в 6-ом классе семинарии. Все ученики собрались, чтобы изобличить вора М. в их классе. Председатель собрания с кафедры начал обличительную речь. М., поняв в чем дело, сейчас же встал с места и, пройдя через класс, подсел к Соболеву за его парту и опустил голову. Николай стал его тихо утешать: “Ничего, ничего. Не бойся». ‘‘Товарищи, – сказал председатель, – Николай Борисович Соболев взял вора М. под свое покровительство, а того не знает, что две недели тому назад, М. украл у него новые калоши!» М. еще ниже опустил голову и стал шептать: “Зачем я это сделал, зачем я это сделал!». Николай опять стал его утешать: ‘‘Не бойся. Кто без греха?». Председатель еще громче заявил: ‘‘Товарищи, Николай Борисович Соболев продолжает утешать М., а не знает, что три дня тому назад он украл у него перчатки». Но Соболев опять стал успокаивать М. Когда класс решил требовать исключения М., как вора, с волчьим паспортом, то Николай, горячо защищая его, и, преодолев сопротивление всего класса, выхлопотал ему увольнение по собственному желанию и этим спас его от позора на всю жизнь. Впоследствии, М. исправился и стал хорошим священником» 19 . Архимандрит Пантелеимон писал, что еще в семинарии Николай Соболев дал обет Богу стать монахом, однако, не хотел огорчать мать, которая хотела устроить личную жизнь сына и несколько раз пыталась его женить. Однако, все эти попытки расстраивались. Известно об одной из таких попыток. «Очередной невестою, – писал отец Пантелеимои, – была одна прекрасная девица и умница, средняя дочь Настя. Пока родители сговаривались, Николай, чтобы не присутствовать при этом разговоре, вышел с тремя сестрами пройтись по железнодорожной линии. Во время прогулки, Настя спросила его, почему ему не поступить сначала в Академию, а потом жениться. Он отвечал, что поступает по воле матери. Тогда невеста спросила: “А вы не желаете жениться?». Николай сказал, что не желает. “Почему?» – спросила она. «Потому что желаю быть монахом», ответил он. По возвращении, младшая сестра сейчас же рассказала все своей матери, а та начала упрекать Владыкину мать, что привела сватать сына, который желает быть монахом и всякое сватовство расстроилось. По дороге мать спросила: «Зачем ты, Коля, говорил невесте о своем желании принять монашество?» – «Да, мамочка, что чувствовал, то и сказал», – ответил Николай» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Тем не менее, архиепископ Серафим, в некоторых случаях, находил возможным ссылаться на пример Римской Церкви. Выше говорилось, что архипастырь, возражая против указа 348 (349), рассказывал о ситуации в Римско-Католической Церкви, во время правления Наполеона. В словах иерарха заметно даже некоторое восхищение твердой позицией французского католического епископата. Итак, отношение архиепископа Серафима к инославным христианам, было обусловлено их верностью Преданию, а отношение к диалогу с ними – их искренним стремлением к истине. Диалог с инославием архиепископ Серафим считал оправданным в случае, если представители неправославной конфессии заявляли об искреннем желании приблизиться к истине. По этой причине, архиепископ Серафим на Всеправославном Совещании тепло отозвался о представителях Англиканской Церкви, таких, как архиепископ Бенсон, епископ Графтон, диакон Пальмер и других, вступавших в серьезный богословский диалог с Православной Церковью. Позицию Русской Церкви в диалоге с англиканами, архиепископ оценивал положительно 607 . Как известно, в XIX-XX вв. существовали перспективы евхаристического единства с Англиканской Церковью, во многих вопросах стоявшей, скорее, на православных, чем на римо-католических и протестантских позициях. Камнем преткновения на пути к единству, стала проблема англиканской иерархии, которую одни богословы считали вполне законной, как восходящей к преемникам апостолов, а другие, с такой же категоричностью, утверждали об утрате англиканами апостольского преемства. Второе мнение, в значительной степени, было связано с тем, что сами англикане не считали священство таинством. Данную проблему обсуждало и Всеправославное Совещание 1948 г., где по вопросу об англиканской иерархии высказался и архиепископ Серафим (Соболев) . В принципе, архипастырь не возражал против признания апостольского преемства у англикан, но обусловливал его признание целым рядом факторов. Проблему Англиканской Церкви архиепископ Серафим видел в наличии у нее разных течений, в том числе, и крайних протестантских. Представители некоторых течений высказывались в антиправославном (а, иногда, и антихристианском) духе, что, конечно, не могло способствовать переговорам. Таким образом, отсутствие единства внутри самой Англиканской Церкви, архиепископ считал серьезным препятствием к богословскому диалогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Страшне випробування, пережите у нехай нас у шляху наших святих — Володимира преподобного Радонезького, преподобного Серафима Саровського, Церкви та преподобного Кукши Одеського; у тим християнським духовним моральним якими може бути врятований народ Будемо черпати силу й розраду в про те, що Христос Спаситель смерть, брехню ворожнечу, сили не переможуть Його Церкву. Христос воскрес! +КИРИЛ, МОСКОВСЬКИЙ , молдавська за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) : Послання] Кирила у зв " язку з кончиною П.П. Толочка : Послання] Кирила у зв " язку смертю заштатного Зотика Якимчука : Послання] Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Церква допомогу постраждалим в глави Казахстанського митрополичого округу з 1136 постраждалих отримали допомогу в з початку паводку. Зведення про церковну допомогу постраждалим повеней у та за 19 [Стаття] Астанайська закупила продукти для постраждалих у Петропавловську. Зведення про церковну допомогу постраждалим повеней у та за 18 [Стаття] Специальный центр Крымской митрополии направил куличи и свежие яйца в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (от 28 апреля 2024 года) [Стаття] До Бундестагу передано про порушення прав Церкви Сочинська направила допомогу жителям та зведення про допомогу 27 2024 року) [Стаття] Кирил виступив зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Православну Церкву з ключовими словами – – Православна Церква   Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла на иностранных языках Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) Кирила у зв " язку з кончиною П.П. Толочка у зв " язку з кончиною Скоробогатова Кирила у зв " язку смертю заштатного Зотика Якимчука Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3642090...

Одни из них, хотя и не так образованны, но были смирены и сердечны, другие же были ученые, но гордые и холодные. Архиепископ Серафим представлял собой образец редкого и счастливого сочетания учености и смирения, простоты и глубоких богословских знаний. Его простота и любовь ко всем были самыми характерными для него чертами. У него не было никакого показного высокомерия, потому что он был глубоко верующим и всегда находился в непрерывном молитвенном общении с Богом. А человек, который постоянно мысленно предстоит перед страшным престолом Божиим, может ли быть тщеславным и гордым? Архиепископ Серафим имел одно из самых высоких научных отличий. За его богословские труды ему было присуждено звание магистра богословия. А эту научную степень нельзя получить легко и без заслуг. Заслужить ее можно только глубокой богословской ученостью. Владыка Серафим обладал ею: он отлично знал догматику и, в особенности, творения св. отцов. Внешнего образа такой учености формально возможно достичь многим. И все же, мне кажется, что не многие ученые могли бы сравниться с нашим дорогим Владыкой в области богословия. Его отличительной особенностью было его благодатное внутреннее познание божественной истины, его духовное ведение. А ведения этого он достиг только путем личной святости. «Блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Матф. 5:8 ), говорит Господь и Владыка часто повторял эти слова. Архиепископ Серафим оставил нам следующую мудрую мысль: «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию». Это значит, что для того, чтобы достичь православную истину, необходимо вести целомудренную, чистую жизнь. Если душа твоя погрязла в грехах, то она не будет в состоянии правильно отражать светлые и чистые богооткровенные истины. Ереси рождаются в душах нечистых и, по преимуществу, в душах, исполненных гордостью, приводящей очень часто к духовной прелести. Архиепископ Серафим, этот смиренный и глубокой нравственной жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010