М. Гетова засвидетельствовала о случае помощи владыки Серафима ее двоюродной сестре из Габрово. У нее обнаружили рак. Перед операцией она зашла к владыке Серафиму, горячо помолилась там. И буквально через несколько дней обследование показало, что никакой опухоли нет. Бывают и другие случаи исцеления безнадежно больных. Бойка Александрова из Пловдива засвидетельствовала, что в 1998 г. ее тетке, В. Филипповой, поставили диагноз – рак кожи. Врач сказал, что операцию делать поздно и сообщили, что с такой болезнью редко кто живет больше года. Женщина постоянно мазала больное место маслом из лампады, горящей у надгробия владыки Серафима. И болезнь отступила, женщина до сих пор жива. Еще одной женщине, Камелии Недковой, был поставлен диагноз рак поджелудочной железы. Врачи считали, что операция уже бесполезна. Но больная помазывала больное место елеем из лампадки владыки Серафима и понемногу пила это масло. А родственники каждый день, иногда часами, молились у его гробницы. К операции все-таки пришлось прибегнуть, но она прошла на удивление благополучно. Доктора даже плакали, не веря в явное чудо. Были ли какие-то спорные моменты в жизни архиепископа Серафима, которые могут помешать его канонизации? Препятствий в жизни владыки не было – это был настоящий подвижник, живший в аскетической, почти нищенской обстановке, это был молитвенник, делатель Иисусовой молитвы. Без преувеличения скажу, что этот архипастырь во многом был подобен подвижникам первых веков христианства. Поэтому, главное препятствие до недавнего времени было не в жизни архиепископа Серафима, а в другом. Для прославления святого необходимы медицинские свидетельства, подтверждающие исцеление. Таковых медицинских свидетельств до недавнего времени не было – люди искренне свидетельствовали о помощи владыки, но не заботились о медицинских подтверждениях. Подворье со своей стороны тоже таких требований не предъявляло. Эту недоработку мы начали исправлять только несколько лет назад, когда стали требовать помимо свидетельств еще и медицинские справки. Конечно, в тех случаях, где это возможно. В настоящее время таких свидетельств, подкрепленных медицинскими документами, набралось уже немало.

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-arh...

Их философию он характеризовал как «философию панентеизма, то есть смягченного пантеизма». Отмечая, что «родоначальником этого панентеизма в России является Владимир Соловьёв», архиеп. Феофан подчеркивал, что софиология последнего не является его оригинальным изобретением, но «коренится и основывается на софиологии немецких мистиков», т. е. восходит к заведомо не церковному источнику (см.: Письма архиеп. Феофана Полтавского и Переяславского. Jord., 1976. С. 25-27). С позиций традиц. правосл. догматического богословия софиологию Булгакова рассматривал архиеп. Серафим (Соболев) , посвятивший анализу и критике его воззрений 2 обстоятельные работы (см.: Серафим (Соболев). 1935; Он же. 1937). Подобно архиеп. Феофану, архиеп. Серафим видит в П. лишь усложненную версию пантеизма, отказываясь признавать наличие принципиальной разницы между этими 2 мировоззренческими формами. Он полагает, что Булгаков «своим учением о софийном посредстве не может преодолеть пантеизма», и находит выражение этого пантеизма в учении о Софии как о душе мира. Согласно архиеп. Серафиму, никакой «средней» тварно-божественной сущности между Богом и творением быть не может; не признавая Софию тварной, Булгаков отождествляет ее, а через нее и весь тварный мир, с нетварным Богом, что и делает его носителем «пантеистического миросозерцания» (см.: Он же. 1937. С. 44-47). Фундаментальное для П. убеждение, что Бог может существовать в мире как его сущностное основание, но при этом не исчерпываться миром, архиеп. Серафим заранее отвергает по формальным богословско-догматическим основаниям, вслед. чего с его т. зр. любой П. оказывается пантеизмом. Более глубокую в философском отношении критику учения Булгакова предложил Н. О. Лосский (1870-1965) в ст. «О творении мира Богом» (см.: Лосский. 1937). Выделяя один из вариантов проводимого Булгаковым различия между пантеизмом и П. (см.: Булгаков С. Н. Утешитель. П., 1936. P. 232-233), Лосский признает, что для такого различия есть объективные основания. В отличие от «грубого натуралистического пантеизма» в П.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

В 1894 г. Николай Соболев был принят во второй класс Рязанского духовного училища. Затем была духовная семинария, для многих в те годы становившаяся не только богословской школой, но и, как это ни прискорбно, испытанием веры и благочестия. Сословный характер русского общества, приводил к тому, что даже не испытывавший желания быть священником молодой человек, вынужден был учиться в духовном училище и в духовной семинарии, в то время как сын дворянина, какую бы он не имел склонность к духовной жизни, должен был учиться в гимназии. Результатом становилось то, что выпускники семинарий уходили на светскую службу. «Из Семинарий и Академий, – писал, например, архимандрит Киприан (Керн) , – валом валили их питомцы в Ветеринарные и Межевые Институты, на медицинские и естественные факультеты, или уж, в крайнем случае, в акцизные чиновники» 7 . Митрополит Вениамин (Федченков) считал, что из общего числа выпускников семинарий священниками становилось не более 10–15 %, а из академий – и того меньше 8 . По подсчетам одного из авторов журнала «Век», из 50–60 человек, ежегодно оканчивавших академию, священниками становилось 5–6 человек 9 . Сам архиепископ Серафим (Соболев) вспоминал, что «в своем большинстве, студенты оканчивали академический курс с нецерковным и даже противоцерковным миросозерцанием» 10 . С другой стороны, юноша-дворянин мог посвятить себя священнослужению лишь после принятая монашества, причем, общество нередко реагировало на такие поступки непониманием. Сам строй семинарий не подразумевал, что выпускники посвятят жизнь пастырскому служению. Любое напоминание о будущем призвании учащихся, вызывало протест, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей 11 . Священник Роман Медведь (будущий исповедник), посетивший Грецию незадолго перед началом Первой мировой войны, писал, насколько непривычной и странной показалась ему традиция греческих духовных школ, воспитанники которых носили рясы и длинные волосы 12 . Однако, это было половиной беды. Хуже было то, что, вынужденные заниматься тем, к чему не испытывали стремления, учащиеся семинарий, попросту теряли веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Признаюсь, что мы с мужем и детьми часто молимся владыке и о материальном. В последнее время жизнь стала очень трудной, а в семье трое учащихся. Зарплаты маленькие, а бывало, что и вообще оставались без работы. И всегда, когда в такие трудные моменты мы обращались к владыке за помощью, он откликался и помогал. С вечной признательностью и поклоном перед делами архиепископа Серафима. Н.Н., София. 13.12.2006 г. Три случая чудесной помощи архиепископа Серафима В жизни каждого человека бывают тяжелые моменты, когда он ищет выхода и помощи. Я нашла такую помощь у архиепископа Серафима. Следующие три случая заставили меня поверить, что чудеса бывают. ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ Моя дочь долгие годы болела – у нее были судороги и отеки рук и ног. Особенно процесс обострялся весной, когда любое движение было трудным и болезненным. Ее лечили в Военной больнице с диагнозом ревматоидного артрита. Принимаемые лекарства вредили другим органам, а волосы ее стали седыми. Так продолжалось десять лет. Последний раз, когда она поступила в больницу, врачи предписали ей очень сильные лекарства, которые должны были быть доставлены из-за границы. Моя мука была неописуемой. Я пошла в храм и от всего сердца помолилась о ее здоровье. И произошло чудо. На следующий день руки и ноги начали двигаться без болей, отеки исчезли без лекарств. Врачи были очень удивлены, отказались от своего диагноза и выписали дочь из больницы. ВТОРОЙ СЛУЧАЙ Пятнадцать лет спустя у моей внучки в переходном возрасте появились гормональные проблемы. Дело дошло до гинекологической операции в Институте скорой помощи имени Пирогова. Потом началось медикаментозное лечение, которое должно было дать результат на десятый день. В большом напряжении и страхе мы ждали девять дней, так как, если бы лекарства не дали результата, ее ждали бы тяжелые исследования и сомнения о серьезных патологиях. Я опять у саркофага владыки Серафима горячо молилась о здоровье моей внучки. На следующий день проблема разрешилась. Внучка здорова. ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ После долгого хождения по докторам у меня нашли узлы на щитовидной железе. Одни рекомендовали мне немедленную операцию, а другие – биопсию. Я опять пошла в храм помолиться владыке Серафиму, теперь уже о своем здоровье. На другой день пошла к врачу, который сказал, что мне не нужна ни операция, ни биопсия, и назначил контрольное исследование через год.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Возрождение России архиепископ Серафим связывал с покаянием народа, возвращением к православной вере и восстановлением монархии, поскольку «только монархическая власть имеет основание в Священном Писании ». Владыка Серафим был убежден, что возвращение к монархической форме правления абсолютно закономерно для общества, состоящего из воцерковленных людей – церковная жизнь и покаяние неминуемо приведут к тому, что изменится «отношение к царской власти из отрицательного на положительное». Возрождение России архиепископ Серафим связывал с восстановлением симфонии в церковно-государственных отношениях. Нельзя не заметить созвучность размышлений архиепископа Серафима с взглядами выдающегося русского философа И. А. Ильина . Богослов и мирянин, с разных сторон подходившие к проблеме русской идеологии, пришли к однозначному выводу: только православная вера может сохранить русских, как народ и привести к подлинному возрождению России. Мысли архиепископа Серафима о покаянии очень актуальны сегодня, когда можно услышать, что «слово «покаяние» становится опасным, как только выходит за пределы храма», раздаются призывы «давайте спишем друг другу покаяние взаимозачетом и прекратим об этом говорить». Подчеркивая необходимость покаяния русского народа, архиепископ Серафим вовсе не предлагал начать подсчет грехов белых и красных, и точно взвесить, чья вина тяжелее во всех тех катаклизмах, которые обрушились на Россию. Он рассматривает покаяние, как перемену мышления – нужна неизбежная работа ума, сердца, души, чтобы осознать смысл своей жизни, взращивать в себе, прежде всего, человека духовного, а не пополнять ряды, «напрасно рожденных». Только такой человек может понять историческую миссию России и направить свою волю и силу, для ее осуществления. При таком подходе очевидна вся абсурдность идеи «растворить советское и постсоветское в русском». Русский человек – это человек православный, повторим вслед за Ф. М. Достоевским, И. А. Ильиным и архиепископом Серафимом. Чем скорее мы это осознаем, тем скорее сможем преодолеть нынешний этап, когда без национальной идеи, общественной скрепы, мы только рассуждаем об обновлении России, образ которой всяк представляет по-своему, и без руля и ветрил несемся, один Бог знает, куда.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

С неизменной теплотой вспоминаю наше личное общение с покойной матушкой, каждый раз радушно встречавшей меня в обители во время моих посещений северной столицы. Неисповедимы пути Господни, ведущие человека ко спасению. Последние годы жизни матушки были омрачены тяжким недугом, который она переносила с подлинно христианским смирением, терпением, кротостью и упованием на Божию милость. Молюсь Человеколюбцу Господу Иисусу Христу, времена и лета во Своей власти положившему , да упокоит Он новопреставленную схиигумению Серафиму во обителях небесных и сотворит ей вечную память. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Версія: російська , молдавська Матеріали за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) [Патріарх : Послання] У Калінінградській митрополії відкриваються курси базової підготовки в галузі богослов " я чернечих При Оптиній пустині створено духовно-інтелектуальний та науково-просвітницький центр «Оптинські збори» У Брянській єпархії освячено кризовий центр «Дім для мами» на території Петропавлівського жіночого монастиря Співчуття Святішого Патріарха Кирила у зв " язку з кончиною академіка П.П. Толочка [Патріарх : Послання] Співчуття Святішого Патріарха Кирила у зв " язку зі смертю заштатного клірика Московської (міської) єпархії протоієрея Зотика Якимчука [Патріарх : Послання] Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова [Патріарх : Послання] Усі матеріали з ключовими словами життя монастирів – співчуття Патріарха   Інші статті Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла на иностранных языках Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Патріарше співчуття у зв " язку з кончиною клірика Московської (міської) єпархії протоієрея Василія Скоробогатова Співчуття Святішого Патріарха Кирила у зв " язку із загибеллю людей на копальні «Піонер» в Амурській області Співчуття Святішого Патріарха Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус Сіті Холлі» Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита   Календарь ← → Богослужебные указания Відеоматеріали 28 квітня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3357711...

Кто не без греха?» Председатель еще громче заявил: «Товарищи, Николай Борисович Соболев продолжает утешать М., а не знает, что три дня тому назад он украл у него перчатки». Но Соболев опять стал успокаивать М. Когда класс решил потребовать исключения М., как вора, с волчьим паспортом, то Николай горячо защищал его и, преодолев сопротивление всего класса, выхлопотал ему увольнение по собственному желанию и этим спас его от позора на всю жизнь. Будучи в предпоследнем классе семинарии, Николай загорелся желанием отдать Господу все свои силы. Он со слезами стал горячо молиться и дал такой обет Спасителю: «Спаситель мой! Дай мне хорошо писать сочинения, а я даю обет быть монахом и принадлежать Тебе всеми атомами своего существа». С этого момента его сочинения были всегда самыми лучшими в классе. Владыка с особенной любовью говорил о своей матери, смиренной молитвеннице, обладавшей даром слез и во всех скорбях прибегавшей к Богу с горячей молитвою. Владыка был ее любимцем и утешением. Когда он окончил Духовную семинарию, мать, считая его здоровье слишком слабым для занятий в Академии, приложила все усилия, чтобы устроить его судьбу и сделать его священником. Для этого надо было найти невесту. Любя мать и никогда ни в чем ей не прекословя, Николай всецело подчинился ее воле и даже умолчал о своем обете быть монахом. Ничего не подозревавшая мать начала сватать своего сына, и за одно лето они объехали несколько городов и сел в поисках подходящей невесты. Но не такова была воля Божия, и каждый раз сватовство расстраивалось, часто совершенно непонятным образом. Особенно характерен следующий случай. Очередною невестою была одна прекрасная девица и умница, средняя дочь Настя. Пока родители сговаривались, Николай, чтобы не присутствовать на этом разговоре, вышел с тремя сестрами пройтись по железнодорожной линии. Во время прогулки Настя спросила его, почему бы ему не поступить сначала в Академию, а потом жениться. Он отвечал, что поступает по воле матери. Тогда невеста спросила: «А Вы не желаете жениться?» Николай сказал, что не желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Когда Владыке было двенадцать лет, он учился в четвертом отделении церковно-приходской школы. Однажды учитель по арифметике объявил у доски очень трудную задачу. Объяснив, он спросил класс: «Поняли?» В ответ последовало молчание. «Ах, какие бестолковые! – сказал учитель. – Слушайте, еще раз объясню». И после вторичного объяснения опять спросил: «Поняли?» Опять последовало молчание. «Вот глупые, ничего не понимают. В третий раз объясняю». По объяснении учитель спросил: «Поняли?» В ответ в третий раз последовало молчание. Учитель очень рассердился и в раздражении крикнул: «Ну, кто из вас дурак, выходи на середину!» Николай тотчас же вышел и встал перед ним. «Разве ты, Соболев, дурак?» – спросил изумленный учитель. «Да, дурак». «Какой же ты дурак? Ты умный, хороший мальчик. Ступай на место». Учитель развеселился, перестал объяснять задачу и стал читать детям какой-то рассказ. Поступок мальчика так поразил его потому, что Николай отлично учился и окончил училище первым учеником. Так еще в детстве проявилось то дивное смирение, которым всю жизнь обладал Владыка. На нем исполнились его любимые слова, которые он часто повторял своим духовным чадам: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать». О том, что Владыкина любовь к ближним, проявлявшаяся еще с юных лет и так хорошо знакомая нам, была всегда ему присуща, свидетельствует следующий случай. Владыка был в 6-м классе семинарии. Все ученики собрались, чтобы изобличить вора М. в их классе. Председатель собрания с кафедры начал обвинительную речь. М., поняв в чем дело, сейчас же встал с места, и, пройдя через класс, подсел к Соболеву на его парту, и опустил голову. Николай стал его утешать: «Ничего, ничего. Не бойся». Тут председатель сказал: «Товарищи, Николай Борисович Соболев (так звали Владыку в миру) взял вора М. под свое покровительство, а того не знает, что две недели тому назад М. украл у него новые калоши!» М. еще ниже опустил голову и стал шептать: «Зачем я это сделал, зачем я это сделал?!» Николай опять стал его утешать: «Не бойся.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Самая высокая степень прелести – молиться напоказ. Поступай как юродивый Васенька, которого я как-то посетил. Он молился непрестанно, но когда слышал, что приближается кто-то из монахинь, сразу же ложился и начинал храпеть. Так нужно поступать. О молитве владыка Серафим говорил и так: «Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна». О покаянии Если хочешь, чтобы Господь смилостивился над тобой, всегда кайся, будь милостив к страждущим, утешай их. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф 5, 7 ). Нужно всегда каяться в своих грехах. Особенно важно каждый вечер, перед сном, покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня. Если бы дьявол покаялся, Господь бы его простил. Это написано в житии преподобного Антония Великого . Самоукорение – начало спасения, а самооправдание для человека – погибель. На вопрос: как каяться? – владыка Серафим ответил: «Говори: “Боже, милостив буди мне грешной!”» – и потом добавил, что отец Амвросий Оптинский , когда его спросили: как молиться? – ответил: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря». Научить тебя покаянию зависит не только от меня, а более всего от тебя самой. Покаяние в основе своей – смирение. А ты сама должна смириться. Тогда смирение научит тебя истинному покаянию. Владыка Серафим часто напоминал русскую поговорку: «Не ищи в селе, а ищи в себе». Это означает не искать вину в других, а в себе. «Сама себя обвиняй во всем», – добавлял он. О сердечной простоте Будь простой как ребенок, доверчивой как голубь и мудрой как змея. Помни Христовы слова: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф 18, 3 ). Это тебе главное правило: будь простым во всех своих мыслях, чувствах, словах, поведении, в своих отношениях с людьми. Быть простым означает ни в чем не допускать искусственности, держаться перед людьми, как перед Богом. Стать простым означает перемену, перемену жизни, означает такую перемену, которая совершается десницей Всевышнего ( Пс 76, 11 – сия измена десницы Вышняго). Тогда не погибнешь, потому что простота есть смирение. А на смирении людей Бог почивает Своей благодатью как на престоле. О православной вере

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Сюда, на юг России, стали прибывать архиереи, священнослужители, монахи и миряне с территорий, оставленных армией Деникина. Осенью 1919 года сюда прибыли и архимандрит Серафим со своим братом, иеромонахом Сергием. В некоторых публикациях имеются сведения, что, по прибытии на юг России, архимандрит Серафим был назначен ректором духовной семинарии в Екатеринодаре 81 . Мнение это ошибочное и связано оно, наверное, с тем, что этот город некоторое время был центром церковной жизни юга России. В действительности, согласно имеющимся документам, архимандрит Серафим в декабре 1919 г. был назначен ректором духовной семинарии в Екатеринославе. Правда, приступить к выполнению своих обязанностей отец архимандрит так и не смог, поскольку Екатеринослав в тот момент был занят бандами атамана Н.И. Махно 82 . В начале весны 1920 г. большевики заняли почти все территории, ранее контролируемые белыми. Генерал Деникин передал управление белой армией генералу П. Н. Врангелю и выехал за границу. Оплотом антибольшевистских сил в 1920 году стал Крымский полуостров и небольшая часть северного побережья Черного моря. Управление армией переехало в столицу Крыма Симферополь. Генерал Врангель понимал, что организовывать новый поход на Москву было бессмысленно, и планировал создать в Крыму независимое от большевиков государство со справедливым строем, который привлек бы к нему симпатии российского населения и привел бы к падению большевиков. По мнению генерала, необходимо было проводить «политику “русскую» вне всяких партий» 83 . П. Н. Врангель категорически запрещал духовенству проявлять политические симпатии, что вызывало недовольство, как среди монархистов, так и среди приверженцев парламентской формы правления. В одном из своих указов Врангель прямо запретил политические выступления, проповеди и лекции. Подобные дискуссии, по мнению генерала, уместны только после освобождения России, политическое устройство которой будет решено на «Всероссийском Народном собрании». Нарушивших указ, предписывалось высылать из Крыма, невзирая на сан и положение 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010