Питирим 1719–1738 с 1824 года архиепископ Иоанн Дубинский 1739–1742 Димитрий Сеченов 1742–1748 Вениамин Пуцек-Григорович 1748–1753 Феофан Чарнуцкий 1753–1773 Антоний Герасимов-Зыбелин 1773–1782 Иоасаф Заболоцкий 1782–1783 Дамаскин Семенов-Руднев 178З-1794 Павел Пономарев 1794–1798 Епископы Нижегородские и Арзамасские: 42 Вениамин Краснопевков-Румовский 1798–1811 с 1804 года архиепископ Моисей Близнецов-Платонов 1811–1825 Мефодий Орлов-Соколов 1826 Афанасий Протопопов 1826–1832 Амвросий Морев 1832–1835 Иоанн Доброзраков 1835–1847 Иаков Вечерков 1847–1850 с 1849 года архиепископ Иеремия Соловьев 1850–1857 Антоний Павлинский 1857–1860 Нектарий Надеждин 1860–1869 с 1867 года архиепископ Филарет Малышевский 1869–1873 Иоанникий Руднев 1873–1877 с 1877 года архиепископ Хрисанф Ретивцев 1877–1879 Макарий Миролюбов 1879–1885 Модест Стрельбицкий 1885–1889 Владимир Петров 1889–1892 Владимир Никольский 1892 Балахнинское викариатство Учреждено в 1866 году. Епископы (в Нижнем Новгороде): Макарий Миролюбов 1866–1867 Поликарп Гонорский 1868–1886 Димитрий Сомбикин 1887 Агафодор Преображенский 1888–1891 Иаков Пятницкий 1891–1892 Ювеналий Половцев 1892–1893 Алексий Опоцкий 1893 Новгородская Учреждена в 993 году. Кафедра в Новгороде. Епископы Новгородские: Иоаким Корсунянин, святой 992–1030 Лука Жидята 1035–1059 Стефан 1060–1068 Феодор 1069–1077 Герман, святой 1078–1095 Никита, святой 1096–1108 Иоанн Попин 1110–1129 Нифонт, святой 1129–1156 Аркадий, святой 1158–1163 Архиепископы Великоновгородские и Псковские: Илия, святой 1165–1186 Григорий, святой 1187–1193 Мартирий Рушанин, святой 1193–1199 Митрофан 1201–1211 Антоний Ядрейкович, святой 1211–1219 Митрофан, вторично 1219–1223 Арсений Хутынский 1223–1225 Антоний, вторично 1225–1228 Арсений, вторично 1228–1229 Антоний, третий раз 1229 Спиридон 1230–1249 Далмат 1251–1274 Климент 1276–1299 Феоктист, святой 1300–1308 Давид 1309–1325 Моисей, святой 1325–1329 Василий Копейка, святой 1331–1352 Моисей, вторично 1352–1359 Алексий 1360–1388 Иоанн 1389–1415

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священнику Александру Зыбину. 9 марта 1900. Кронштадт Телеграмма Со смиренною верою преподаю благословение Божие на дела Комитета по постройке общинного храма 832 . Игумении Таисии (Солоповой). 12 марта 1900. Кронштадт Матушка Таисия! Прошу тебя, Матушка, принять этих подательниц сей записки, девиц Марфу и Анастасию 833 , к тебе на обучение для Сурской общины. Протоиерей Иоанн Сергиев. 12 Марта 1900 г. В редакцию газеты «Котлин». Не поздиее 16 марта 1900. Кронштадт Что же это про меня пишут скрибы наши, будто меня в церкви женщина сумасшедшая укусила в ногу? – Это небылица в лицах. Дело было так: я немного запоздал с молебнами, чтобы в свое время прийти к общей исповеди, и, по прибытии в алтарь, спешно пошел к народу, и тут, в алтаре, а не на солее, запнулся за ковер, потерял равновесие и упал на правое колено, пришибив коленную чашечку. Немножко прихрамываю до времени, надеюсь скоро поправиться. Вот и все. Напечатайте, пожалуйста, правду-истину, а то Бог знает что пишут на весь свет. 834 Игумении Таисии (Солоповой). 23 марта 1900. Кронштадт Матушка Таисия дорогая! Сегодня, 23-го Марта, служил у вас на подворье Литургию 835 при большом стечении народа. Получил известие, что ты благополучно добралась до своей обители со всеми врученными мною тебе сестрами для Сурской общины 836 . Получили ли вы мои посылочки для Суры – чайную и денежную? Дай Бог тебе и сестрам здоровья и душевного спасения. До свидания. Протоиерей Иоанн Сергиев. 23 Марта 1900 г. Вице-адмиралу С. О. Макарову. 8 апреля 1900. Кронштадт 8 Апр 1900 Ваше превосходительство, высокочтимый Степан Осипович! Позвольте Соборному причту придти в Ваш дом прославить Воскресшего и поздравить Вас и супругу 837 с высокоторжественным Светлым Праздником. Не благоугодно ли Вам, чтоб мы прибыли к Вам в одиннадцать часов до полудня 838 ? Соборный Протоиерей Иоанн Сергиев. Начальнику Николаевской Академии Генерального Штаба Н. Н. Сухотину. Не позднее 12 апреля 1900. Кронштадт Как верный сын России, живущий воспоминанием светлых и мрачных исторических судеб ее и славных подвигов великих людей ее на всех поприщах плодотворной деятельности во славу ее, от всей души присоединяюсь к имеющему быть великому торжеству России – чествованию памяти славного Суворова 839 , олицетворения русской народной простоты и мощи, зиждящихся на беспредельной вере в благость Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ростуновский Сергей, родился 29 марта 1858 г.; Заиконоспасское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец: Николай Петров Ростуновский († до 1877 г.), диакон; Москва, Замоскворецкий сорок, Троицкая в Кожевниках церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 306 об., 307; д. 1812, л. 91). Руднев Василий, родился 24 декабря 1855 г.; Донское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Евфимий Руднев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, Богородице-Рождественская, что при речке Рудне, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 317 об., 318). Руднев Иван,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец: Евфимий Матвеев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, Богородице-Рождественская у речки Рудни церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1735а, л. 19). Румянцев Димитрий,родился 23 мая 1854 г.; Московская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец: Андрей Евграфов, священник; Московская губерния, Богородский уезд, Христорождественская у озера Данилищева церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 294 об., 295). Румянцев Николай,родился около 1855 г.; Донское духовное училище, Московская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец: Иоанн Румянцев, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Чудиново, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 317 об., 318). Русинов (Русанов) Петр, родился 28 сентября 1854 г.; Донское духовное училище, Московская духовная семинария (1871–1878 гг.). Отец: Иоанн Русинов, диакон; Московская губерния, Московский уезд, село Пехра, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1762, л. 306 об., 307). Садковский Сергей,родился 15 июня 1860 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария (1874–1880 гг.). Отец: Максим Ильин Садковский († до 1880 г.), священник; Московская губерния, Бронницкий уезд, Дмитрие-Селунская, что в Дорках, церковь (ЦГА Москвы, ф. 234, оп. 1, д. 1856, л. 17; д. 1762, л. 335 об., 336).

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Руднев утешался, смотря на ежегодно возрастающее число своих богадельниц. Он счел необходимым увеличить число келий, сделав самый келейный корпус двухэтажным. Усматривая также в устроении этой благочестивой семьи явную помощь от св. великомученика Никиты, Федор Иеремиевич более и более убеждался, что мысль преосвященного Дамаскина об основании при Никитской церкви женской обители, непременно должна прийти в исполнение. He иначе и жители гор. Каширы смотрели на это общество вдовиц и девиц, собравшихся ради своего спасения. Даже многие из горожан богадельню начали называть монастырем, а живущих в ней монашенками. Пользуясь таким взглядом на свою богадельню и мнением жителей Каширы о ней, Руднев в 1845 году убедил граждан просить преосвященного об учреждении в их городе женского монастыря, указывая, что уже в богадельне проживает более 30 душ. В простые и праздничные дни мать Фомаида с сестрами исправляет должность клириков. Между ними образовалось столь стройное пение, что в небольшом уездном городе составляло редкость. Просители, в числе 102 человек с Рудневым во главе, обязывались при сем доставлять от себя монашенкам достаточное пропитание. Преосвященный Дамаскин, и сам, сочувствуя устроению обители, рассмотрев прошение, заметил просителям, что места, назначаемые ими под женскую обитель, доселе еще не отчуждены законным порядком от владений купчихи Проездовой и мещанина Малинина, и что для открытия общины или монастыря необходимо и содержание сестер обеспечить более верными источниками. Как видно из актов и указов, жители города Каширы, после отказа преосвященного, прошения подобного содержания не повторяли до 1859 года, хотя не оставляли мысли и желания иметь у себя женскую обитель. Руднев со своими благотворителями и сотрудниками до конца своей жизни преимущественно занимался окончанием устроения храма и колокольни. Мать Фомаида помогала ему и вместе изыскивала более верные средства и источники к безбедному содержанию сестер, коих в это время, к 1848 году, было уже около 50 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Необходима ревность к делу. Патриарх Иаков, поставив камень вместо жертвенника в Вефиле, обрек отдавать Господу Богу десятую часть из всего своего имения ( Быт.26:22 ). Такие жертвы приносили Богу и другие праведники, каков, напр., наш равноапостольный князь Владимир, построивший в Киеве десятинную церковь А между нами, если бы побольше нашлось таких ревнителей, которые бы отдали Богу не десятую, а хоть сотую часть своего имения и тогда бы средств на постройку нашу было бы вполне достаточно. Будем надеяться, что Господь подвигнет сердца людей своих и храм будет сооружен на похвалу великого Имени Пресвятой Троицы. – Молитву к Богу, мы положили в основание храма, с молитвой будем и созидать его. Боже Триипостасный! Призри с небесе на место сие, благослови основание созидаемого храма во Имя Твое и сподоби всех нас дожить до окончания его и узреть вполне радостное торжество – освящение его» 4 . После речи сделан установленный отпуст и возглашено многолетие – Их Императорским Величествам, Государю Императору и Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иоанникию, а также ревнителям, благотворителям и созидателям храма. После молебствия, церковный староста Михаил Павлович пригласил духовенство, некоторых почетных лиц и более известных прихожан к себе в дом. Там за трапезой прихожане благодарили хозяина за не легкий безмездный труд ведения постройки; благодарили Арсения Арсеньевича Глушкова, как за сбережение церковных сумм, так и за пожертвование своих 10000 р. на постройку; благодарили Александру и Клавдию Гавр. Поповых, подписавших 10000 р. и Ив. Гр. Простякова, подписавшего 2500 р. Богу благодарение, располагающему сердца людей Своих к таким крупным пожертвованиям. Есть надежда, что люди и с небольшими средствами уделят часть своего достояния на дело Божие. Священник Василий Руднев 3 A. А. Глушков, в июле 1869 г., принял от прежнего старосты 22017 р. 12 κ., а сам сдал в декабре 1884 г. новому старосте 68281 р. 71 к. Таким образом, в 15 лет своего служения, он скопил 46264р. 59 к., что в нашем приходе, сравнительно не богатом, могло быть только при самой усердной и благоразумной распорядительность его и несомненном пожертвовании им собственных сумм на покрытие церковных нужд. 4 Размеры заложенного храма: в длину по средине 38½ ар., в углах снаружи 33½ ар., ширина 36 ар. Высота внутри от пола до свода 37½ ар.; снаружи от земли и с крестом 67 ар. Читать далее Источник: Закладка храма во имя св. живоначальныя Троицы, на Шаболовке, в Москве./[Священник Василий Руднев] - Москва: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. - 14 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/z...

Эти диспуты приобрели известность в России. В 1787 г. Д. приказал описать по порядку весь ход диспута, напечатать со всеми произнесенными речами для поднесения имп. Екатерине II в память 25-летия ее царствования. При Д. на деньги Нижегородской казенной палаты были отреставрированы Скорбященский собор, летний Преображенский собор, колокольня, архиерейский дом. При упразднении обветшавших Казанского и Спасского храмов, Воскресенского и Иоанновского мон-рей бережно сохранялись старопечатные и рукописные книги. В 1784 г. под каменной колокольней семинарской ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина Д. устроил палатку для хранения уникальных древностей, заложив основу Нижегородского древлехранилища. 12 янв. 1794 г. Д. по собственному прошению был уволен на покой в московский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь , где и похоронен. Захоронение не сохранилось. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 973. Л. 10; ЦА Нижегородской обл. Ф. 2013. Оп. 602. Д. 187, 1450; Оп. 602-а. Д. 398. Соч.: Положения философические из богословия, естественной физики и нравоучительной философии для публичных диспутов... М., 1775; Положения философические из предуведомлений о философии, из логики и метафизики для философических состязаний... М., 1776; Проповеди..., говоренные с 1775 г. по 1782 г. М., 1783; Б-ка российская, или Сведение о всех книгах в России с нач. типографии на свет вышедших. СПб., 1881; То же, [изд. не законч.]/Изд.: В. М. Ундольский; Предисл.: С. А. Белокуров. СПб., 1891. Пер.: Зульцер И. Г. О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение...: Пер. с нем. М., 1780, 17872. Лит.: Колосов Н. А. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский//ДЧ. 1895. 12. С. 643-655; Горожанский Я. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский: Его жизнь и труды. К., 1904; Кузнецов Е. В. , Никулин И. Н. , Титков Е. П. Еп. Нижегородский и Алатырский Дамаскин: Страницы жизни, деятельности, творчества. Арзамас, 1998; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 164-181; Солонин Ю. Н. Рус. духовенство и рус. просвещение XVIII в.: (Еп. Дамаскин Семёнов-Руднев)//Рус. философия: Новые исслед. и мат-лы: Пробл. методологии и методики. СПб., 2001. С. 334-342; Тихон (Затёкин), игум. , Дёгтева О. В. Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 92-98; Титков Е. П. Подвижник рос. просвещения: (Творческий путь еп. Дамаскина). Арзамас, 2005.

http://pravenc.ru/text/168720.html

Но в торжественный день освящения, наверно, они забылись. «Погода в тот день была прекрасная, – сообщает о. Василий Руднев, – тепло было, как летом; колокольный звон не прекращался целый день». На другой день настоятель храма и церковный староста после литургии преподнесли иконы Пресвятой Троицы «высокохудожественного письма, в серебряных окладах, украшенных эмалью с надписями на память освящения» тем, кто «особенно много содействовал постройке и украшению храма», а именно, потомственной почетной гражданке Александре Александровне Глушковой, потомственной почетной гражданке Клавдии Гавриловне Поповой, потомственному почетному гражданину Ивану Григорьевичу Простякову и архитектору, «много потрудившемуся при постройке» Михаилу Павловичу Иванову. Праздник в приходе был трехдневный. Причт обошел все дома прихожан с крестом и святой водой. На строительство храма было затрачено около 200 тысяч рублей, то есть, о. Василию Рудневу удалось собрать за время строительства сумму, больше чем в три раза превышавшую первоначальную. А через два года последовал Указ Его Императорского Величества из Московской духовной консистории Московской Троицкой церкви священнику Василию Рудневу: «Московская консистория дает Вам знать, что по ходатайству Московского Епархиального начальства за отлично-усердное служение церкви Божьей, Вы, священник Руднев, в 6 день мая с.г. Святейшим Синодом награждены саном протоиерея. Мая 15 дня 1897 года». О. Василий Руднев осветил в своих очерках все этапы сооружения нового Троицкого храма. Но, по-видимому, хотел написать полную историю церкви на Шаболовке, начиная с момента основания прихода. Он сделал выписки из дел разных архивов по ранней ее истории и озаглавил ее как 1-ю часть «Материалов для летописи» Троице-Шаболовской церкви, оставив для хранения в церковной библиотеке. Кроме того, он сделал копии всех документов, имеющих отношение к строительству нового храма, озаглавил сборник как 2-ю часть «Материалов для летописи» Троице-Шаболовской церкви и подарил его в Историко-археологический отдел Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Думается, что о. Василий Руднев узнал об этом еще в детстве, и тогда уже у него уже начал формироваться идеал православного подвижника, который противостоит всем мирским трудностям внутренней работой духа и активной конструктивной внешней деятельностью. И в «Историческом описании мужского общежительного монастыря Святого Чудотворца Николы, что на Пешноше», изданном им в 1893 году к пятисотлетней годовщине памяти преподобного Мефодия, он называет старцев, которые возродили православное монашество после периода «бироновщины» и должны служить примером: «Известно, каким стеснениям подверглось наше монашество в прошедшем столетии – в царствование Петра I и особенно в правление Бирона. После учреждения штатов, многие прежде богатые монастыри лишены средств к своему существованию, и многие совершенно закрыты. Иночество видимо склонялось к упадку. Но Господь воздвиг таких деятелей, которые не только послужили восстановлению обителей по внешней стороне, но и возбудили, поддержали и укрепили падавшую среди монашества духовную жизнь. Таковы были старцы: Паисий Величковский , Макарий пешношский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа введенский, Игнатий Симоновский и другие». Он с гордостью пишет о том, что восстановил Козельскую Оптину пустынь один из учеников песношского архимандрита Макария (1750 – 1811). Повествуя об этом архимандрите, о. Василий Руднев выделяет такие его труды: «При Макарии Пешношском обитель не только восстала из развалин, но возвеличилась и прославилась. Ему особенно обязана она своим устройством внешним и внутренним. Неутомимый и многосведущий в трудах хозяйственных, он еще более неутомим был в подвигах внутренней жизни». Он подчеркивает, что «главным помощником» Макария в «исправлении полуразрушенных монастырских зданий» «был находившийся в числе братства московский купец Алексей Григорьев Мокеев». Мы увидим, что это – не случайная деталь. О. Василий Руднев в своем служении тоже имел «главных помощников» из среды купечества. Рассказывая о Макарии, он особо останавливается на характеристике его личных качеств:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

Разделы портала «Азбука веры» Эти заметки посвящены священническому обычаю «растить власы» – от самых ранних свидетельств о нем и до наших дней, спорам вокруг законности и целесообразности этой традиции, а также должному и предосудительному в отношении священников к своим волосам. Можно сказать, что эти заметки – о власоращении духовенства в истории Русской православной церкви. Две традиции Начнем, однако, с того, что в Русской православной церкви власоращению предшествовал другой обычай – выстригать волосы на темени. На Русь эта традиция пришла из Византии, где, как и повсеместно, существовала по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода (см.: Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496), именно 21е правило VI (Трулльского) Вселенского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце » (Руднев 1870: 115). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» (Руднев 1870: 114).

http://azbyka.ru/oblik-russkogo-svyashhe...

В пять лет Арсений Арсеньевич потерял мать, а в девятнадцать лет умер и отец. Тем не менее, в семье успели воспитать его «в правилах христианского благочестия». О. Василий Руднев ставил в пример набожность Арсения Арсеньевича: «Утренние и вечерние молитвы совершались им неопустительно; едва ли кто видел, чтоб он не помолился Богу, садясь за стол для принятия пище, или выходя из-за стола. – Что делать? – в нынешнее время и это нужно считать за добродетель. Немного найдется в году даже и небольших праздников, когда бы он не был в храме при богослужении. Все видели, с каким благоговением он выстаивал самые продолжительные службы». В тот самый год, как о. Василий Руднев пришел в храм, он обратился вместе с Арсением Арсеньевичем с письмом к Высокопреосвященному митрополиту Иннокентию с прошением следующего содержания: «Наружный вид нашего храма в настоящее время не имеет подобающего святым храмам благолепия; краска на нем облетела, штукатурка обвалилась, кровля выгорела и во многих местах проржавела. Предполагая нынешним летом все это исправить и привести в надлежащий вид, мы всепокорнейше просим Ваше Высокопреосвященство Милостивейшего Отца и Архипастыря дозволить нам произвести означенную поправку и употребить на нее церковные кошельковые суммы до 1000 р.с., каковая сумма в церкви имеется». Чтобы не терять времени, прошение было вручено владыке лично. И тотчас была получена резолюция: «Разрешается. 23 мая 1873 г.» Но настоятель храма и церковный староста задумали обновить одновременно церковь и изнутри. Для этого были нужны дополнительные средства. И о. Василий Руднев обратился с воззванием к прихожанам: «Возлюбленные в Господе братия и чада мои! По обязанности пастыря церкви я должен сказать вам несколько слов о нашем приходском храме; выслушайте их с терпением и любовью. Храм наш не имеет подобающего святым храмам благолепия; в первопрестольной Москве, – как ни тяжело говорить это, а сказать нужно, – едва ли найдется другой приходской храм настолько бедный по внутреннему благолепию, как наш; по крайней мере, мне не приходилось видеть подобных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010