Мне иногда пишут люди, что вот, нашлась Явленная икона. Присылают изображения, и видно — это более поздняя икона, не XVI века. Может быть, святыня где-то и находится «под спудом»: существуют свидетельства, что ее выкупили старообрядцы, очень почитавшие ее. Хотя вряд ли это могло бы остаться неизвестным в сегодняшнее время.  — Для верующих так ли важно — та самая икона или не та? — Каждая икона может обладать даром чудотворения, даже бумажная. Но когда утрачиваются святыни, которым молились на протяжении столетий, в нашей религиозной жизни образуются пустоты. Святыня — это великое благо, а утрата святыни — боль. Сохранили в России, потеряли в Китае — Утрачен не только обретенный образ, но и некоторые древние списки?  — Да, икона, с которой была освобождена Москва, была украдена из Казанского собора на Красной площади в 1918 году. Чудотворная Ярославская Казанская икона около 1588 года, с которой во время Смуты в 1609 году освободили Ярославль от интервентов, украдена из Ярославского Казанского монастыря в 1925 году. От нее сохранилась только рама с клеймами, где представлена история Явленной иконы, а в нижних клеймах — история этой Ярославской иконы (рама хранится в Ярославском художественном музее).  Была очень почитаемая Табынская Казанская икона Божией Матери. Это загадочная икона, возможно, древняя, явившаяся у отрогов Уральских гор. С ней совершались самые продолжительные крестные ходы в России, ее почитала царская семья. Так, в 1891 году, когда праздновалось 300-летие Уральского казачьего войска, цесаревичу Николаю Александровичу был торжественно преподнесен список этой иконы в серебряном окладе в память его чудесного избавления от смерти после удара сабли в Японии 29 апреля 1891 года. Во время Гражданской войны чудотворная Табынская икона находилась в армии атамана Александра Дутова, что привлекало в войско множество верующих. При отходе Белой армии она попала в Китай. Известно, что в 1945 году святыня находилась в Харбине. Существует фотография образа в окладе во время крестного хода с ней в Китае в 1955 году. Видимо, Табынская икона была утрачена в 1960-х годах во время китайской «культурной революции». Почему Папа Римский так и не приехал в Россию

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Широкое почитание М. и. в Новое время отсутствует; информация об образе с таким названием (в т. ч. с эпитетом «Жизнеподательница») в лит-ре, в т. ч. в сформировавшемся к кон. XIX в. своде чудотворных икон, не представлена. Название иконы «Животодательница» без к.-л. сведений, в т. ч. о месте ее пребывания, содержится в Месяцеслове архиеп. Сергия Спасского в списке икон Божией Матери «в России, дни празднования которым не известны или самыя иконы малоизвестны» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 2. С. 539). В то же время не позднее 1847 г. икона была включена в лицевой свод икон Божией Матери в его расширенном варианте (со 160 иконами), что является свидетельством не только ее почитания в составе общерус. наиболее чтимых образов, но и о наличии представления об иконографии данной иконы. Так, образ с подписью «Живодательница» помещен в ряду икон, не имеющих дня празднования, на 4-листовой гравюре «Изображение явленных и чудотворных икон» работы выпускника имп. АХ Е. Н. Долгова (1800-1847) ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 483-485, под 154). Сведения о М. и. есть в описании Межиричского монастыря 1889 г.: «В четырехъярусном иконостасе, над царскими вратами главного престола имеется чудотворная икона Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем, держащим свернутую хартию в левой руке,- письма православного, удержана после францискан... Икона имеет в длину 1 арш. 10 вер. И в ширину 1 арш. 2 вер. На ней находится надпись MP ΘY и IC XC, что показывает, что икона эта в этой церкви была... до отдачи ея ксендзам францисканам. Икона эта почиталась за чудотворную и католиками» ( Теодорович. 1889. С. 784. Прим. 1). Время появления иконы в семье князей Острожских неизвестно. Иконография иконы, указывающая на византийское происхождение, ее статус родовой святыни породили ничем не подтвержденное предположение о том, что в XIV в. она была дарована кн. Острожскому Вселенским патриархом. Существует версия, по которой икона могла появиться в Межириче при кн. Константине Константиновиче Острожском (1528-1608; см., напр.: Пархоменко. 2001. C. 122) благодаря широким связям с греческим миром, инициированным в т. ч. деятельностью в Остроге академии. Следуя этой логике, привезенная в Межирич икона была помещена в заново возведенный в сер. XVI в. Троицкий храм. В качестве основного, вероятно, следует рассматривать мнение ряда исследователей, которые связывают появление М. и. на Волыни с кругом церковных вкладов, сделанных отцом Константина Острожского, кн. Константином Ивановичем (см.: Александрович. 2011; Бендюк. 2011).

http://pravenc.ru/text/2562782.html

06.04.2021 Сегодня, 27 марта, Церковь чтит Феодоровскую икону Божией Матери Чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери, сыгравшую важную роль в истории России XVII века, чествует Православная Церковь 27 марта. По Преданию Церкви, Феодоровская икона была написана святым апостолом Лукой. Когда эта икона была принесена на Русь точно неизвестно, но в начале XII века она уже была в нашей стране. Именно в начале XII века Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович, дядя святого благоверного князя Александра Невского, при обустройстве города Китеж пожелал перенести в него икону Богородицы. Однако, как ни старался князь, икона не сходила с места. Приняв это за особый знак от Матери Божией, князь основал на месте нахождения иконы, в небольшой часовне,… 27.03.2019 Икону в храме Василия Блаженного опознали как считавшийся утраченным образ из снесенной кремлевской часовни Специалисты Государственного исторического музея (ГИМ) идентифицировали икону «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» из храма Василия Блаженного (Покровский собор) как образ, который ранее находился в Спасской часовне Московского Кремля. После сноса часовни в советское время эта икона считалась утраченной. «С большой долей вероятности можно предположить, что эта икона происходит из Спасской часовни, которая была построена справа от Спасской башни Московского Кремля в начале XIX века», – цитирует пресс-служба ГИМ слова гендиректора музея Алексея Левыкина, передает РИА Новости. Гендиректор Исторического музея рассказал, что Спасская часовня находилась в ведении священников Покровского собора, «которые ежедневно служили в ней молебны,… 22.03.2024 21 марта Церковь вспоминает спасение Курской-Коренной иконы Божией Матери Память одной из древнейших икон Русской Православной Церкви – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» празднуется 21 марта. В этот день вспоминается спасение образа от злоумышленников, пытавшихся его уничтожить в Знаменском соборе Курска в 1898 году. Курский-Коренной образ был обретен 8 сентября 1295 года в окрестностях Курска, который до того был разорен полчищами хана Батыя и пришел в запустение. Однажды в близлежащем от города лесу охотник нашел образ, лежавший у корней дерева ликом вниз. Подняв икону, мужчина заметил, что она схожа с известным образом Богородицы «Знамение» из Великого Новгорода. В тот же момент от обретенного образа произошло первое чудо – на месте, где он лежал,…

http://foma.ru/themes/ikona

Гарднер, Впечатления и воспоминания - I Святая Гора Афон, И.А. Гарднер, Воспоминания - II Высказывания католиков об Афоне. Божья Гора. Амарандо Сантарелли Паисий Святогорец Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших Афонский спецназ. Старец Ипполит (Халин) Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть I «Лучшее стихотворение об Афоне» Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть II Паисий Святогорец. Житие - III часть Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) - IV часть Паисий Святогорец. Житие (ВИДЕО) Часть V Филофей Коккин Житие Саввы Нового - Часть I Филофей Коккин Житие Саввы Нового Часть II Паисий Святогорец Отношение к электронным паспортам Порфирий Кавсокаливит об антихристе и электронных паспортах Старец Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Павле Рак Приближения к Афону (Одно из лучших описаний!) Порфирий Кавсокаливит, Часть I Порфирий Кавсокаливит Поучения Часть II Сергий Веснин Афон 1844 Письма святогорца Часть I Афон 1845 Письма святогорца Часть II Афон 1846 Письма святогорца Часть III Афон 1847 Письма святогорца Часть IV Афон 1848 Письма святогорца Часть V Афон 1849 Письма святогорца Часть VI Неизвестные страницы истории Герасим Менайас Афон фото Василий (Григорович-Барский) Странствования Лучшие фотографии Афона Житие Илариона - Грузина Афон: вчера и сегодня Порфирий (Успенский) Силуан Афонский Сергей Соловьёв Athos Ученым История России Святая Гора XVIII - XX Исторический контекст эпохи Отзывы о книгах Анонсы книг Русский Афон Нил Сорский Паисий Величковский Русские старцы об Афоне Святые Афона Старцы Афона Форум портала Афон Крест Сладкое Лобзание Достойно Есть Иверская Икона Вратарница Афона Скоропослушница Всецарица Троеручница Млекопитательница Страшное Предстательство Отрада Утешение Экономисса Одигитрия Целителя Пантелеймона Праведной Анны Николая Чудотворца Николы Икона Георгия Победоносца Икона Богоматери Милующая Акафист и икона Божией Матери Игумении Горы Афонской Икона Богородицы Ктиторская Богоматерь Богородица Елеоточивая Икона Божьей Матери Иерусалимская Пресвятая Богородица Герондисса Икона Св.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=478

Написать икону для России было благословлено священнику Иамвлиху Романову. Перед этим вся братия монастыря (триста шестьдесят пять монахов) сотворила великое молебное пение с вечера и до рассвета и освятила воду со святыми мощами. Святой водой облили чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Портаитиссу» и вновь облили уже новую доску, приготовленную для написания иконы, сделанную из кипарисного дерева. После Божественной литургии святую воду и частицы святых мощей передали иконописцу, который, смешав их с красками, приступил к написанию иконы. 13 октября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена у Воскресенских ворот множеством народа, царём Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом. Когда на патриарший престол вступил Никон, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери, по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона. Другие чтимые списки Иверской иконы, установленные в Иверской часовне у Воскресенских ворот, были также написаны на Афоне. Тысячи православных со всей России приходили поклониться чудотворному образу (одна икона никогда не покидала своего места, другую же возили по домам Москвы в специальной карете). Прибывая в Москву, русские государи, прежде чем войти в Кремль, всегда молились в часовне у Воскресенских ворот перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы. В 1929 году часовня была разрушена, икона исчезла, передвижная же икона сохранилась и находится ныне в храме Воскресения в Сокольниках. В наши дни часовня воссоздана, и православная Россия 26 октября 1995 года вновь встречала образ Иверской Божией Матери, написанный на Святой Горе Афон. Существуют иконы Иверской Божией Матери с ранкой на правой щеке Богородицы, источающей капли крови, и без ранки.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

В алтаре храма хранится старинная икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» (примерно XIX века), которая была передана таможенной службой для храма МЧС. Икона оказалась у таможенников в ходе конфискации груза вывозимых из России ценностей. А 29 июля 2012 года храм обрел еще одну икону «Неопалимая Купина», уже современной работы. Но обрёл её поистине удивительным, чудесным образом. Казалось бы, история этой иконы была проста. Начальник части, капитан внутренней службы Вячеслав Андреевич Литвинов для 28 пожарной части приобрел икону в магазине города Калининграда во время своего отпуска. Икона изготовлена из янтаря в единствен- ном экземпляре. В начале марта 2012 года икона была привезена в Санкт-Петербург и освящена в ближайшем от пожарной части храме св. Илии Пророка. Однако накануне описываемого дня настоятелю храма позвонил сотрудник 28 пожарной части ФГКУ 16 отряда Красногвардейского района старший лейтенант Владимир Сергеевич Клеменов и сообщил, что икона Божией Матери «Неопалимая Купина», находящаяся у них в спальном помещении отряда, вся мокрая и что из нее исходит прозрачная вода горько-соленого вкуса. Он просил отслужить перед образом Божией Матери молебен. Необычное явление сотрудники заметили 24 июля, когда на обоях стены под иконой образовалось большое мокрое пятно. С благословения настоятеля храма Георгия Сычева священник Сергий Рысев посетил 16 отряд пожарной части, отслужил водо- святный молебен перед образом. Но слезы из глаз Богоматери не перестали истекать. Тогда было решено перевезти икону в храм для поклонения верующим. Перед Образом Божией Матери в храме совершались молебны. Через три дня слезотечение прекратилось. 19 августа в воскресный день на Преображение Господне у Божией Матери снова на глазах появились крупные слезы. Через неделю снова все повторилось. О чем тогда плакала Божия Матерь «Неопалимая Купина»? Не оплакивала ли Она тех, кто отошел ко Господу, перешагнув через огненную бездну? Наружные стены Храма украшают мозаичные иконы Николая Чудотворца, Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, Святых князей Бориса и Глеба, Святого Благоверного Князя Владимира, Святой Равноапостольной Нины, Спаса Нерукотворного и, конечно же, Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Их выполнил художник-мозаичист Владимир Леонидович Хвостик. Все они созданы на добровольные пожертвования. В дальнейшем планируется создать образы и других святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм-часовня_и...

Икона стала важнейшей святыней Каргополя. После пожара ее поместили в раму с клеймами Акафиста Богородице, имевшую на полях и по разгранкам клейм серебряный позолоченный оклад. Икона в раме стояла в резном киоте у зап. грани сев.-вост. столба собора Рождества Христова. Вверху киота помещались в серебряных окладах 3 пядничные иконы Божией Матери - «Всех скорбящих Радость», Казанская и Страстная. У левого клироса стояла хоругвь с изображением Рождества Христова с одной стороны и Казанской иконы с другой. В летнее время Казанская Каргопольская икона находилась в соборе, в зимнее - в нижнем теплом Богоявленском храме, где с 1871 г. из-за сырости прекратились богослужения (Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: IV. Олонецкая губ.//ИИАК. 1914. Вып. 52. С. 155). В 1871 г. в расположенной недалеко от собора Введенской ц. (построена в 1802 на месте деревянной) усердием купца А. Л. Лаврентьева был устроен юж. Казанский придел, в иконостас к-рого на зимнее время помещалась Казанская Каргопольская икона Судьба Казанской Каргопольской иконы неизвестна. В 1929 г. в Каргополе началось массовое закрытие церквей (Пригодина О. Б. Антирелиг. гонения на Каргополье//Христианство и Север: По мат-лам VI Каргопольской науч. конф./Науч. ред. и сост.: Н. И. Решетников. М., 2002. С. 64; Фофанова В. В. Судьбы храмов г. Каргополя и их служителей в 1920-1930 гг. по док-там ГААО//Уездные города России: Мат-лы X Каргопольской науч. конф./Ред.: Н. И. Решетников, И. В. Онучина; сост.: И. В. Онучина. Каргополь, 2009. С. 158-163). В инвентарной книге КИАМЗ 1925-1946 гг. между апр. 1931 г. и июлем 1932 г. сделана запись о Казанской Каргопольской иконе: «Икона Казанской Божией Матери. Обратная сторона обита фиолетовым бархатом. Разм. 18×16 см. Икона считалась чудотворной». Приписка: «Вставлялась в большую икону с изображением жития Богородицы. Размер всей иконы 118×86» 971. Л. 108 об.). Среди икон, рекомендованных в 1932 г. для постановки на госохрану, Казанская Каргопольская икона не значится (Олсуфьев Ю.

http://pravicon.com/info-4044

Перед нами поясной образ Спасителя. Лаконизм линий и цвета выражают мощь Его Духа. Христос строг. Он – призывает молящегося на путь единственно спасительный на путь преображения через исполнение Христовых Заповедей. И опять же – сочетание глубоких синих и красных тонов создают особый подъем духовного горения. Эти сочетания синего и красного входят как бы в основной тон палитры иконописца. Икона Тихвинской Божей Матери. Этот список был сделан с иконы Тихвинской Божией Матери, по преданию написанной св. апостолом и евангелистом Лукой. Икона пребывала в древние времена в Антиохии, в Иерусалиме и в Константинополе. В 1383 г. она является в Россию по волнам Ладожского озера к берегам реки Тихвинки. В истории России икона чудотворно оказывала свою помощь и в «Смутное время» XVII века, и в Отечественную войну 1812 года, и в Крымскую войну 1855–56 гг. Икона Тихвинской Божией Матери характерна своим контрастом – сочетанием темно-вишневого цвета одеяния Божией Матери с ярко-красным его обрамлением, которое ритмично окружает лик Богоматери. Черты лика тонко очерчены, выражают спокойствие и отрешенность от сиюминутного мира, Ее взор уходит в глубь внутренней Ее жизни. Образ Младенца Христа отображен как образ зрелый и умудренный нездешней премудростью. Образ Младенца Христа, как и образ Божией Матери, отрешен от мира, Они ведают спасительные надмирные пути Господа. В образе иконы св. Димитрия Солунского – теплый красный цвет подчеркивает силу духа и молодость Святого воина. Надбровные дуги распахнуты и очерчены контрастно-темными бровями. Тонкий очерк лика прост и выявляет спокойствие и непоколебимость в выбранном пути. В иконе отображен образ воина-мученика, его духовное горение, дающие молящемуся помощь и пример духовного стояния за Господа. Святитель Григорий Нисский в похвальном слове святому великомученику Феодору говорит, что живописец изобразил на иконе. доблестные подвиги мученика, начертание человеческого образа подвигоположника Христа, все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика, ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу (Творение, Москва 1871 г., часть 8, страница 202, pg. 46, 737).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010