После этого Предстоятель Сербской Православной Церкви посетил Третьяковскую галерею и поклонился иконе Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева. В этот же день Святейший Патриарх Сербский Ириней прибыл в Новоспасский мужской монастырь. У врат обители Его Святейшество встречала братия монастыря и многочисленные верующие. Предстоятель Сербской Православной Церкви посетил храм преподобного Романа Сладкопевца с усыпальницей бояр Романовых. У могилы благоверного великого князя Сергея Александровича была пропета «Вечная память». Наместник монастыря епископ Воскресенский Савва рассказал об усыпальнице представителей Царского Дома и экспонатах находящегося здесь музея. Затем Его Святейшество проследовал в Свято-Преображенский собор Новоспасского монастыря, где поклонился иконе Божией Матери «Всецарица» — чтимому списку с древней чудотворной иконы, специально написанному для России в Ватопедском монастыре на Афоне. Перед всенощным богослужением был совершен молебен с величанием преподобному Сергию Радонежскому. После молебна епископ Савва приветствовал Его Святейшество, отметив, что визит Предстоятеля Сербской Церкви войдет в историю обители. В дар Святейшему Патриарху Иринею была преподнесена елейница. В ответном слове Его Святейшество отметил, что это его второе пребывание в Москве — впервые он посетил столицу России, прибыв на похороны Патриарха Пимена (1990). Многие святыни Москвы в то время были еще недоступны для посещения, отметил Святейший Владыка. «Сербский народ много страдал. За 500 лет турецкого ига было уничтожено много памятников — прекрасных икон, фресок, храмов. Последним игом для сербского, так и для и русского народа была идеология, которая провозгласила мертвым Бога и все то, что связано с именем Божиим, — сказал далее Святейший Патриарх Ириней. — Слава Богу, воскресла наша вера, воскресла наша душа. Возобновлены храмы и монастыри. Самое важное — наши народы воссоздали храмы в душах своих, в сердце своем». Предстоятель Сербской Православной Церкви поблагодарил епископа Савву за возможность увидеть святыни московской земли и передал в дар панагию и образ Божией Матери.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3106964...

Рейтинг изображения: 6 (586) , (37) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Третья четверть XVI в. Россия. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря. На ней присутствует редкий сюжет - прп.Роман держит свиток над головами, как бы повторяя тематику Покрова. Нужно сказать, что и в руках Пречистой плат белого цвета, или епископский малый омофор с крестами (возможно, именно отсюда идет соотнесение омофора со снежным покровом). Сновидение Романа так же помещено в центре иконы, под сводами и завесами, что говорит нам об этом событи[...] Файл 11786.jpg:   Размер: 550x675, 0.37 MPix, 144 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (553) , 1 (28) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Средняя Русь. Конец XVI века В икону включена редкая для данной иконографии сцена - " Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне " . Файл 11787.jpg:   Размер: 522x699, 0.36 MPix, 177 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (742) , (55) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Вологда. Середина XVI века. Редкий случай, когда трехчастность извода достигается не колоннами, а проемами арок. Прочитывается двенадцать - по числу апостолов - окон-проемов, как бы повторяющих линию покрова, который держат ангелы. Т.е. спасительным, наряду с заступничеством Богородицы является и пребывание в апостольской Церкви. Сень, или киворий - сферический купол над Богородицей - в икон описи традиционно говорит о том, что действие происходит внутри хра[...] Файл 11788.jpg:   Размер: 532x699, 0.37 MPix, 214 Kb. Дата: 2010-12-06, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (316) , (7) . Описание: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Русский Север. Середина-вторая половина XVI в. Дерево, левкас, темпера. 75,2 х 53 см. Передана в Покровский собор из кельи архиепископа Мелетия (1915-1934 гг.). В трехнефном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами — стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь в позе Оранты. Над нею — покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом — благословляющий Спаситель. В боковых делениях алтаря представл[...]

http://pravicon.com/icon-257-photo

Руська Православна Церква сайт Московського новини наречення (Абражея) в Серафима в Патрокла (Поромбака) в Дондюшенського Кирил очолив роботу чергового Ради Кирила з головою церковних зв " та екзархом Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко   Головна / Церква й У Новоспаському молебень за здоров " я хворих на для друку 15 серпня 2016 р. 11:24 12 августа 2016 года, в день рождения святого цесаревича Алексия, в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялся молебен о здравии больных гемофилией. Молебен в усыпальнице бояр Романовых, в храме преподобного Романа Сладкопевца, совершил наместник монастыря епископ Воскресенский Савва . На молебне присутствовали врачи и их пациенты, члены Всероссийского общества гемофилии. В этот день молебны о здравии больных гемофилией прошли также в храме Святой Троицы в г. Эрланген (Германия), Пензе, Перми, Рязани, Екатеринбурге, Тульской области. В Рязани по этому случаю состоялся небольшой крестный ход. Традиция проводить подобные молебны насчитывает уже третий год и ведет свое начало из Новоспасского монастыря. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Церкви взяли участь у у Горненському Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] перше ради Високо-Петровського монастиря з до святкування Петра Московського ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Синодальный отдел по благотворительности передал помощь в Мариуполь. Информационная сводка о помощи беженцам (за 13-15 апреля 2024 года) [Стаття] У святителя провели навчання з догляду за тяжкохворими У громадсько-церковний притулок для безпритульних «Теплий прийом» виробництво передають допомогу в та Казахстану, постраждали з ключовими словами життя –   новини В.о. голови Синодального з тюремного взяв участь у духовенства та системи У турецькому перше для Московського Голова ради з розвитку руського церковного взяв участь у слуханнях «Роль хорового у у У круглий Церкви, Червоного Хреста та державних секретар Синодального з козацтвом взяв участь у круглому в РФ, присвяченому урокам 1812 року у 1812 року у Синодального з козацтвом провели з та отаманами та козацьких перше ради Високо-Петровського монастиря з до святкування Петра Московського   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4584935...

Содержание Предисловие Глава I. Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография Ключевые новозаветные тексты Апокрифическая литература Христианская поэзия II века Глава II. Святоотеческая традиция Восточные Отцы II-III веков Восточные Отцы IV века Восточные Отцы V-VIII веков Псевдоэпиграфы VI-VIII веков Писатели христианского Запада Глава III. Восточно-христианская литургическая поэзия IV–VI веков Гимнографическое творчество преподобного Ефрема Сирина Кондаки преподобного Романа Сладкопевца Глава IV. Богослужебные тексты Православной Церкви Октоих Триодь постная Триодь цветная Эпилог. Богословская значимость догмата о сошествии Христа во ад Некоторые выводы Общецерковное учение и частные мнения Догмат о сошествии во ад и теодицея Сотериологическое значение догмата о сошествии во ад Приложения. Избранные богослужебные тексты Святитель Мелитон Сардийский: О Пасхе. Перевод с греческого Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 36. Перевод с сирийского Преподобный Ефрем Сирин: Нисибийские песнопения. Гимн 41. Перевод с сирийского Преподобный Роман Сладкопевец: Кондак 44. Перевод с греческого Преподобный Иосиф Песнописец: Тропари трипеснцев Триоди цветной. Славянский текст и русский перевод Библиография Предисловие Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим... Вечерня Великой субботы На византийских и древнерусских иконах Воскресения Христова никогда не изображается само воскресение – выход Христа из гроба 1 . На них изображается «сошествие Христа во ад», или, точнее, исшествие Христа из ада. Христос – иногда с крестом в руке – представлен выводящим из ада Адама, Еву и других героев библейской истории; под ногами Спасителя – черная бездна преисподней, на фоне которой – замки, ключи и обломки врат, некогда преграждавших мертвым путь к воскресению. Хотя в последние несколько веков при создании образа Воскресения Христова использовались и другие сюжеты 2 , именно описанный иконографический тип является каноническим, так как отражает традиционное учение о сошествии Христа во ад, победе Его над смертью , воскрешении Им мертвых и изведении их из ада, в котором они содержались до Его Воскресения 3 . Этому учению, являющемуся неотъемлемой составной частью догматического и литургического предания Православной Церкви, и посвящена настоящая работа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тихон (Тихомиров Александр Львович), еп.Кирилловский, вик.Новгородской епархии. Родился 26 августа 1882 года. В 1902 году поступил в Московскую духовную академию, где был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. В 1906 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Новгородской семинарии. С 1907 г. – помощник синодального ризничего. С 1908 г. – преподаватель Вифанской семинарии. С 28 июля 1911 г. – смотритель Петровского училища. С 10 авг. 1912 г. – инспектор Вифанской духовной семинарии. С 22 июня 1913 г. – ректор Новгородской дух.семинарии в сане архимандрита. 22 марта 1920 года хиротонисан во епископа Череповецкого, вик.Новгородской епархии. С 1924 по 1927 г. – епископ Кирилловский, вик. той же епархии. После 1927 года пребывал на покое. О нем известно, что он, проживая много лет в Москве, был близок к монахолюбцам архим.Арсению (Чудовскому) и Серафиму (Звездинскому) , что он был сотрудником журнала «Голос Церкви”, был членом редколлегии этого журнала. Сам в печати выступал не часто. Известные нам труды его носят на себе особый отпачаток. Тематология его специфически монашеская: он написал Монашеский акафист по «Пиру 10 дев» Мефодия Патарского . Как знаток древних языков перевел с греческого на славянский язык кондаки Романа Сладкопевца . В журнале «Голос Церкви» в 1915 году поместил статью «Аскетизм», как основа русской культуры». По отзывам близко его знавших, он был молитвенник, молчальник, истинный стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы. Молился он по ночам. Спал мало и только сидя. Епископ Николай (Парфенов), по прозванию «горбатенький», лично знавший его хорошо, рассказывал о нем со слов самого владыки Тихона, епископу Мануилу в Двух встречах 12 октября 1931 года и 7 июля 1932 года нижеследующее: в эти годы ему было около пятидесяти лет. Крещен он был семи лет от роду (т.е. в 1889 году) епископом Мисаилом (Крыловым), впоследствии епископом Олонецким. Вскоре после крещения заболел воспалением легких и в храме получил исцеление. С того времени прошло много, много лет. И мальчик этот стал сам епископом. В двадцатых годах умирает на покое епископ Мисаил. И Господу Богу было угодно сочетать внутреннее родство с умершим его наставником. Владыка Тихон сам отпел его. В дальнейшем он недолго проживал на покое в гор.Ярославле. Последние годы своей жизни мало с кем разговаривал и неохотно отвечал даже на вопросы. Жил уединенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас: Слава: Господи, помилуй нас: И ныне: Милосердия двери: Псалом 50-й. И абие антифон, глас 3: Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас,/яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3) . Отче Небесный,/Любвеобильне, Человеколюбче,/Милостив, милостив, милостив буди нам,/о, вся Объемлющий/и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.). Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1) . Отче Небесный,/Любвеобильне, Человеколюбче,/Милостив, милостив, милостив буди нам,/о, вся Объемлющий/и всех Приемлющий! Слава: Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4) . И ныне: Не имамы иныя помощи,/не имамы иныя надежды,/разве Тебе, Владычице,/Ты нам помози,/на Тебе надеемся/и Тобою хвалимся,/Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Господу помолимся. Господи, помилуй. Молитва Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море. Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование. Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.   Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас. Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови, отче. Обычный (малый) отпуст.   Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1586951...

Уникальная икона XVI века временно передана в храм Российского Православного Университета 27 декабря, 2012. Новостная служба ‘Это беспрецедентный, не характерный для музейной практики случай — когда памятник, в настоящее время находящийся в процессе реставрации, в связи с таким важным и знаковым событием мы изымаем из реставрации и передаем в храм’ 27 декабря. ПРАВМИР. Музей русской иконы передал  храму святого апостола Иоанна Богослова при Российском православном университете уникальную икону Покрова Богородицы XVI века, сообщает Православие.RU . Икона будет находиться в храме во время пребывания в нем ковчега с частицами Покрова Пресвятой Богородицы из Шартрского собора (Франция) и Платка Пречистой Девы из Рима . По словам ученого секретаря музея русской иконы Анны Иванниковой, памятник духовного искусства русского Средневековья выставляется на обозрение впервые. С начала ХХ века икона находилась в частных собраниях, а с момента попадания в коллекцию музея была передана на реставрацию и не экспонировалась. «Это беспрецедентный, не характерный для музейной практики случай — когда памятник, в настоящее время находящийся в процессе реставрации, в связи с таким важным и знаковым событием мы изымаем из реставрации и передаем в храм», — отметила ученый секретарь. Икона Покрова установлена над киотом со святынями на некотором возвышении, чтобы избежать возможности непосредственного прикосновения к ней. «В основе своей это поздний XVI век, но есть включения и XVII, и XIX века. Безусловно, в прошлом это был храмовый образ, и, по всей видимости, он был создан в северных — архангельских — землях. Иконографическая схема, которая представлена на иконе, по предварительным оценкам экспертов, формируется к середине XVI века и совмещает в себе сразу два очень древних иконографических извода изображения праздника Покрова Пресвятой Богородицы: Суздальский и Новгородский. В данном случае мастера отходят от центрического построения иконографической композиции, и Богородица обращается ко Христу в пол-оборота, с развернутым свитком в руках. В одной руке Она держит развернутый свиток, а в другой одновременно держит в руках Покров. За Ее спиной мы видим предстоящих святых: в нижней части это традиционно изображения Романа Сладкопевца и Андрея Юродивого. Такая схема становится излюбленной у иконописцев в последующее время — в XVII-XVIII веках. А этот памятник является одним из самых ранних примеров такого сформировавшегося стиля изображения», — рассказала Анна Иванникова.

http://pravmir.ru/unikalnaya-ikona-xvi-v...

Хабаровск. Церковь Филиппа, митрополита Московского при Хабаровском графа Муравьева-Амурского кадетском корпусе. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Филиппа, митрополита Московского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1914 и 1916. Адрес: Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 13 Координаты: 48.483978, 135.058042 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Пожалуй, самыми первыми из домовых церквей в Хабаровске стали Филипповская в приготовительной школе Сибирского кадетского корпуса, освящённая через день после Сергиевской церкви. Домовые церкви устраивались на Руси издавна «для лиц, приобретших право на особенное уважение, и для тех, кто имел усердие к храму Божию, но не мог посещать приходскую церковь по своему болезненному состоянию или преклонным летам». Для устройства домовой церкви, как правило, требовалось получить разрешение епархиального архиерея, а в столице — Святейшего синода. Если человек, которому разрешалось устройство домовой церкви, умирал, то прекращала действие и домовая церковь, а все ее имущество передавалось приходской церкви. Учебные заведения подобного типа предназначались главным образом для детей офицеров и сирот. Последнее обстоятельство повлияло на выбор названия православной церкви: она была названа Филипповской в память святого апостола Филиппа. Святой Филипп входил в число семи диаконов, на которых в евангельские времена было возложено заботиться о вдовах и сиротах и служить при общественных трапезах. Небольшую деревянную церковь при кадетском корпусе начали строить в 1894 году, освящение ее состоялось в августе 1896 года, когда в Хабаровске находился владыка Макарий, епископ Камчатский. В сослужении городского духовенства он и совершил освящение церкви. Присутствовал генерал–губернатор С.М. Духовской, а также игумен Свято-Троицкого Николаевского монастыря (в Южно-Уссурийском крае) отец Алексий. В 1915 году было воздвигнуто новое кирпичное здание домовой церкви. Известно, что в церкви при хабаровском имени графа Н.Н. Муравьева-Амурского корпусе находилась икона св. Филиппа и св. Романа Сладкопевца. Есть упоминание об иконе Албазинской Божией Матери в металлическом окладе. Все эти иконы украшали каменную церковь кадетского корпуса, которая строилась и была освящена в годы Первой мировой войны.

http://sobory.ru/article/?object=38250

     Н а этой неделе – 1/14 октября – празднуется память преподобного Романа Сладкопевца . Читателям предлагается реконструкция его биографии, составленная на основе первичных источников – его кондаков и прижизненных свидетельств. О святом Романе Сладкопевце (кон. V – пер. пол. VI века), одном из величайших гимнографов византийского мира (Данте новогреков, по словам Гельцера ), осталось не так много свидетельств. Сведения о нем сохранились в трех группах памятниках. Во-первых, в синаксарях, самый ранний из которых – Менологий Василия II – относится к концу X века . Из других синаксарей следует упомянуть Берлинский , Иерусалимский и Патмосский , которые, возможно, связаны с не дошедшим до нас житием святого Романа. Патмосский кодекс дает следующие сведения: «В тот же день – память святого Романа, творца кондаков. Он происходил из Сирии, из града Эмессы. Стал диаконом в Бейруте, в святой Божией церкви, так называемой церкви Воскресения, переехал же в Константинополь во времена царя Анастасия и остался служить в храме пресвятой Богородицы в Кирах, в которой и приобрел благодать составления кондаков, когда явилась ему во сне Пресвятая Богородица в вечер Рождества Христова и свиток пергаменный дала и повелела съесть его. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: “Дева днесь Пресущественного рождает”. С того времени он составил на Господские праздники и памяти различных святых кондаки числом около тысячи, из которых многие, написанные его рукой, хранятся в Кирах. Скончался же в мире и погребен в той же церкви, где совершается его память» . Чудо о Романе Сладкопевце. Из рукописи Менологий Василия II, X в.      Менологий Василия прибавляет к этим следующее сообщение: «В благоговении же пребывая и в бдении и в непрестанных молениях на бдении во Влахернской церкви, снова возвращался в Киры». Один из ранних источников, упоминающий святого Романа, – житие святого Артемия , говорящее о событиях времени правления Ираклия. В нем рассказывается, что святой Артемий «от юного возраста, молясь на бдении, воспевал стихи иже во святых смиренного Романа».

http://pravoslavie.ru/74385.html

преподобный Роман Сладкопевец (V в. – VI в.) Литургика преподобный Роман Сладкопевец Автор песнопений, многие из которых до сих пор употребляются в Православной Церкви. Считается, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев. Ранний период жизни О деталях ранних лет жизни Романа известно немного. По различным оценкам, он имел греческое или сирийское происхождение. Родился в V веке, на территории Сирии, в городе Эмесе. С детских лет, в меру своего возраста, старался вести благочестивую жизнь, искал, как угодить Богу. Повзрослев, твёрдо решил жить девственной, целомудренной жизнью. Какое-то время Роман исполнял обязанности пономаря в одном из христианских храмов Берита (современное название города: Бейрут). Константинопольский период В дальнейшем, во время правления императора Анастасия, Промыслом Божьим он перебрался в Константинополь, где продолжил служение при так называемой Кировой церкви, освященной в честь Небесной Владычицы, Пресвятой Богородицы. В Константинополе продолжал возрастать в добродетели, непрестанно молился, измождал свою плоть аскетическими упражнениями, бдениями и постами. По вечерам Роман отправлялся во Влахерны, проводя ночи в молитве (иногда — в местном храме, иногда — прямо под звездным небом, в открытом поле). После того, как его посвятили в пономаря Софийского Собора, ему пришлось испытать множество притеснений, издевательств, насмешек и унижений со стороны братьев по вере, тамошних клириков. Дело в том, что Роман был неграмотным; кроме того, не отличался голосом и слухом; добродетелью же значительно превосходил горделивых и завистливых церковнослужителей. Патриарх Евфимий, разумея в нём доброго и смиренного раба Божьего, и видя, с какой ревностью он исполняет послушание, уделял ему такую же часть, как и прочим клирикам. В свою очередь те, надмеваясь своею образованностью, кичились и возмущались, почему Патриарх оказывает ему столько внимания, почему невежда ставится с ними в один ряд, словня ровня.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010