Романа Сладкопевца



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Преподобный Роман Сладкопевец, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... житие преподобнаго Романа Сладкопевца Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401–518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и напуганный, святой Роман своим дрожащим голосом и невнятным пением всенародно осрамился. Придя домой совершенно подавленным, святой Роман ночью долго и напряженно молился перед иконой Божией Матери, изливая свою скорбь. Богородица явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть ... текст полностью ...
Преподобный Роман Сладкопевец, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... дня... Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия... Краткое житие преподобнаго Романа Сладкопевца Преподобный Роман, прозванный «Сладкопевцем», был по происхождению греком и родился в середине V столетия в сирийском городе Емесе. Получив образование, он стал диаконом в Воскресенском храме в городе Бейруте. При императоре Анастасии Дикоре (401–518 гг.) он переехал в Константинополь и стал клириком при патриаршем храме Святой Софии. Он усердно помогал при богослужениях, хотя не отличался ни голосом, ни слухом. Однако патриарх Евфимий любил Романа и даже приблизил его к себе за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Расположение патриарха к святому Роману возбудило против него нескольких соборных клириков, которые стали его притеснять. На одном из предрождественских богослужений эти клирики вытолкнули Романа на амвон храма и заставили петь. Храм был переполнен богомольцами, служил сам патриарх в присутствии императора и придворной свиты. Смущенный и ... текст полностью ...
Кондаки св. Романа Сладкопевца читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... современном значении кондак — это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион (προοίμιοῦ) , — своего рода предисловие, вво­дящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном — краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно — в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора — Роман, например, του ταπεινού Ρωμανοῦ — «смиренного Романа». Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количествен­ные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко ... текст полностью ...
Кондаки св. Романа Сладкопевца читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... современном значении кондак — это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион (προοίμιοῦ) , — своего рода предисловие, вво­дящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном — краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно — в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора — Роман, например, του ταπεινού Ρωμανοῦ — «смиренного Романа». Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количествен­ные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко ... текст полностью ...
Наследие преподобного Сергия Радонежского / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в эпоху детства преп. Сергия Радонежского см. в частности Борисов Н. С. Иван Калита. — М. : Изд-во «Молодая гвардия». — Серия «Жизнь замечательных людей». — М., 2005. [4] См. о нем. Прохоров Г. М. Епифаний Премудрый Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI в.) . Ч. 1: А-К АН СССР. ИРЛИ; Отв. ред. Д. С. Лихачев. — Л. : Наука, 1988. С. 211-220. См. также Шибаев М. А. Епифаний Премудрый Православная энциклопедия. Т. 18. С. 582-585. [5] Житие Сергия Радонежского Подг. текста и комм. Д. М. Буланина Пер. на соврем. рус. яз. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца Ежегодная богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского института. М., 2000. С. 84. [9] Житие... С. 349 [10] Там же. С. 351. [11] Там же. С. 362. [12] Достаточно упомянуть " нудизм " Франциска, чтобы понять разницу между ним и преп. Сергием, его духовное нездоровье и полноту духовного здравия преп. Сергия. Параллель между ними проводил еще Борис Зайцев. См. Зайцев Б. Преп. Сергий Радонежский Жизнь и житие преп. Сергия Радонежского. М., 1992. С. 180-240. [13] Некоторые исследователи сомневаются в факте посещения князем Димитрием преп. Сергия, указывая на то, ... текст полностью ...
О кондаке на Сретение Господне и преподобном ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... на Сретение Господне, и теперь он употребляется в литургической жизни Церкви. Но тот кондак, который присутствует сегодня в Литургии дня Сретения, это не весь кондак, а только его вступление. — А почему так произошло? — Давайте рассмотрим в целом содержание этого кондака, поскольку целиком он представляет собой настоящую литургическую поэму, которая характеризуется и глубоким богословским содержанием, и особой синхрометрической структурой, и высокими художественными достоинствами. Среди литургических творений преподобного Романа Песнописца (или, как мы его чаще называем, преподобного Романа Сладкопевца) кондак на Сретение Господне пользовался всегда особой известностью. На это указывает то обстоятельство, что данный кондак дошел до нас полностью в большом числе рукописей, в которых заметны следы трех редакций. Миниатюра из Менология Василия II — Чем же привлекал к себе особенное внимание специалистов именно этот текст? — Для исследователей литургического творчества преподобного Романа кондак на Сретение Господне представляет интерес, по крайней мере, в двух отношениях: он содержит некоторые детали исторического характера, которые подтверждают церковное предание времен ... текст полностью ...
«Сей Младенец лежит на восстание многих» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... пререканий » ( Лк. 2: 34 ) . «Думаю, что Господь [лежит] нам “на падение и на восстание” не в том смысле, что одни падают, а другие восстают, – писал на этот счет святитель Василий Великий, – но в том, что падает в нас худшее, а восстает лучшее, потому что явление Господне истребляет плотские страсти и возбуждает душевные качества» [3]. Например, за выражением «когда я немощен, тогда силен» ( 2 Кор. 12: 10 ) апостол Павел подразумевает одновременность своего падения и восстания: он немощен плотью, но в то же время силен духом. Это же толкование можно встретить и в кондаке святого Романа Сладкопевца: «Не ради того, чтобы одни упали, а другие восстали, явился Господь: не радуется Всемилосердый падению людей, не того ради Он стал среди них, чтобы пали стоящие, – напротив, пришел, желая падших воскресить, избавляя от смерти Свое создание, единый Человеколюбец» [4]. Эту же мысль можно встретить и в проповедях архимандрита Кирилла (Павлова) : «Господь наш Иисус Христос… пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к ... текст полностью ...
блаженный Феофилакт БолгарскийИскать в Источникеazbyka.ru
... ими являются прежде всего дни поста, а затем и все недельные, кроме воскресений ( De corona militum, с. 3 ) и всего периода от Пасхи до Пятидесятницы. Обычай не преклонять колен в течение последнего срока отмечается уже Василием великим ( о св. Духе, гл. 27 ) , вышеупомянутым памятником «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (стр. 135) и утверждается на последующие времена 20-ым правилом Никейского собора 321 г. По миновании данного срока, коленопреклонение начиналось с вечерни Пятидесятницы, на которой произносились три группы молитв с коленопреклонением (кондак на данный праздник Романа Сладкопевца; изложение состава вечерни Пятидесятницы в апостоле XI в. русского Пантелеймоновского монастыря № 68, в Типиконе Евергетидского монастыря по рук. XII в., в Типиконе 1292 г. Ватиканской библ. : см. А. Дмитриевский Описание I, стр. 148 пр. 1. 595. 890) . Кроме общественного богослужения, коленопреклонение имело и имеет место на частном - при хиротонии в диакона и пресвитера и при пострижении в монашество. Посвящаемый в сан диакона как прежде, так и теперь преклоняет одно колено (пред произнесением молитвы - «Божественная благодать») в знак того, что «он поставляется ... текст полностью ...
Справочник православного человека. Православные ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в отдельный праздник содержится в 43-м правиле Эльвирского Собора, состоявшегося в 300 году. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне. Есть мнение, что «радостнейший период» был разделен на два праздника во время II Вселенского Собора, проходившего в 381 году, с целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения. Составители чинопоследования службы праздника неизвестны. Известно только, что каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскиным и преподобным Иосифом Песнописцем, а кондак и икос принадлежат перу Романа Сладкопевца. Известно множество проповедей на праздник Вознесения, составленных знаменитыми проповедниками древности и святыми отцами Церкви. Среди авторов: святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, Афанасий и Кирилл Александрийские, Григорий Палама и преподобный Иоанн Дамаскин. В славянских рукописях Торжественника содержатся проповеди славянских церковных писателей – святителей Кирилла Туровского и Иоанна Болгарского. Событие праздника Событие Вознесения Господня очень кратко описывается в Евангелии от Луки ( Лк. 24; 50, 51 ) и пространно в Деяниях святых ... текст полностью ...
Внутреннее усройство храма | ХРАМ ПОЧАЕВСКОЙ ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... времен принято было помещать образ Евхаристии — Христа, преподающего причастие святым апостолам, или образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. Слева от этого образа, по северной стене алтаря последовательно помещаются образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником) , святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова) , песнописца пророка Давида с арфой. Слева от Горнего места по южной стене располагаются образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, литургистов или вселенских учителей, песнописцев Нового Завета — Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца и др. Средняя часть храма Именно средняя часть носит название собственно храма. Эта часть храма, издревле именуемая трапезной, поскольку здесь происходит вкушение Евхаристии, символизирует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный. Толкования сходятся в том, что, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, средняя часть храма — это подобие тварного мира. При таком соотношении значений частей храма становится понятным смысл отделения алтаря от средней части: алтарь с самого начала непременно должен быть отделен от ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Романа Сладкопевца
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"