Романа Сладкопевца



  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... управления НКВД. В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г. в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика. 4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г. Храмы Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.) ; храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С. У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.) ; храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.) ; храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета ( 1795 г., архитектор Е. С. Назаров ) ; храм свт. Николая Чудотворца ( 1652 г., бывший больничный, братский ) ; храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов) . Подворья храм Иоанна Предтечи ... далее ...
О богословии канона Фоминой недели / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... сохрани ученика длань неопаленну егда огенному ребру приближися Господа Кто дарова ей стремление и укрепи коснутися огненной кости? Если не осязанное ребро силу дарова перстней деснице, како имаше коснутися страданьми поколебавшаго вышняя и нижняя? Итак, мы видим явные свидетельства об огне, исходящем из ребер Христовых, свидетельства тем более важные, что на Туринской Плащанице сохранились следы как бы от некоего огня, очень «тонкого и умного» (по выражению А. Белякова) , а также крови и воды, вышедших из пронзенного бока Христа. Возможно, это свидетельство преп. Иоанна Дамаскина и преп. Романа Сладкопевца восходит к раннехристианской архаике. Мы знаем, что, хотя св. Роман Сладкопевец большую часть своих произведений создал в Константинополе, тем не менее в его кондаках присутствуют следы многих архаических сирийских рассказов и апокрифов. Поэтому тема «огненного ребра», общая для канона Иоанна Дамаскина и кондака Романа Сладкопевца, может быть объяснена как прямым заимствованием Дамаскиным у Романа, так и общим источником неизвестного происхождения. Для нас это не столь важно, гораздо более значимо богословское значение этой темы, особенно то, что огонь исходит из раны ... далее ...
Добрые вести Православия: Первая половина июля ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... проповедовал предкам осетин – аланам, но на территории Северной Осетии до сих пор не было посвященного ему храма. В последние месяцы сразу в нескольких селах республики началось строительство православных церквей. Как отмечалось на состоявшемся 2 июля во Владикавказе собрании духовенства Северо-Осетинского благочиния, заложены и строятся храмы во имя Пресвятой Троицы в селении Ногир, апостолов Петра и Павла в селении Эльхотово, идет полным ходом строительство духовно-просветительского центра в Моздоке, а в селении Сунжа 7 июля был совершен чин закладки православного храма во имя святого Романа Сладкопевца () 9 (. Стоит напомнить, что строительство храма – это знак оживления церковной жизни на том месте, где дотоле она едва теплилась, и особенно отрадно, что перед нами не единичный пример, но процесс, который охватывает целый край.) В Ненецком автономном округе освящен храм в честь святителя Николая Чудотворца 2 июля в селе Великовисочном (Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное освящение храма в честь святителя Николая Чудотворца, построенного на средства рыбаков-колхозников ненецкого Рыбакколхозсоюза. Храм выстроен по всем канонам древнерусского деревянного ... далее ...
«Сей Младенец лежит на восстание многих» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... пререканий » ( Лк. 2: 34 ) . «Думаю, что Господь [лежит] нам “на падение и на восстание” не в том смысле, что одни падают, а другие восстают, – писал на этот счет святитель Василий Великий, – но в том, что падает в нас худшее, а восстает лучшее, потому что явление Господне истребляет плотские страсти и возбуждает душевные качества» [3]. Например, за выражением «когда я немощен, тогда силен» ( 2 Кор. 12: 10 ) апостол Павел подразумевает одновременность своего падения и восстания: он немощен плотью, но в то же время силен духом. Это же толкование можно встретить и в кондаке святого Романа Сладкопевца: «Не ради того, чтобы одни упали, а другие восстали, явился Господь: не радуется Всемилосердый падению людей, не того ради Он стал среди них, чтобы пали стоящие, – напротив, пришел, желая падших воскресить, избавляя от смерти Свое создание, единый Человеколюбец» [4]. Эту же мысль можно встретить и в проповедях архимандрита Кирилла (Павлова) : «Господь наш Иисус Христос… пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к ... далее ...
Митрополит Волоколамский Иларион прочитал для ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Федорович Лосев или Сергей Сергеевич Аверинцев, которые передавали религиозные знания через философские рассуждения, через литературоведение, через исследования о философах, писателях и поэтах прошлого… Книга Аверинцева “Поэтика ранневизантийской литературы” открывала окно в мир ранневизантийской духовной литературы через призму литературоведения. Каким образом он передавал эти сведения? Автор, например, рассказывал об акафисте Пресвятой Богородице, брал греческий текст и рассматривал его структуру, как строятся рифмы в этом сочинении, описывал образный строй, рассказывал о кондаках Романа Сладкопевца. Через это литературоведческое по сути исследование перед людьми раскрывался богатый и прекрасный мир раннехристианской поэзии. И эта книга служила для многих людей введением в литургическое богословие», – сказал владыка Иларион. В свою очередь, вера может направить научный поиск в нужное русло. «Наука, не регулируемая нравственными постулатами, способна разрушить человеческое бытие», – подчеркнул митрополит Иларион, напомнив о новых проблемах, которые ставят перед обществом открытия науки, например, в области атомной энергии или генной инженерии. Решать эти проблемы ... далее ...
Церковь и Византийская империя: эпифаническая ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... стремилось спастись, в чем им мешала буря на Босфоре (факт, не засвидетельствованный в других источниках) . Благодаря кондаку и ряду других источников, В. В. Василик устанавливает, что среди инициаторов мятежа преобладали нехристианские жители (самаряне, иудеи, манихеи) . В кондаке «На землетрясение и пожар» указывается также на другое неизвестное событие мятежа – торжественную литанию во главе с императором Юстинианом, который предстает благочестивым царем, заботящимся о спасении своего народа, новым Давидом, борющимся с Голиафом мятежа. Автор подчеркивает неоднозначность позиции св. Романа Сладкопевца, который, находясь на стороне власти, в то же время сочувствует и жертвам подавления мятежа и призывает к миру и мудрости, символом которых становятся воссоздаваемые храмы св. Софии (Божественной Премудрости) и св. Ирины (Мира) . Глава, посвященная стихийным бедствиям и землетрясениям, показывает способность автора абстрагироваться от позитивистско-прогрессистских и марксистских схем и видеть в истории «иные двигатели, чем производительные силы и производственные отношения». Действительно, катастрофизм является глубоким и основательным объяснением целого ряда звеньев ... далее ...
«Я пошел в синагогу проповедовать Христа» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Равно как и идея, что христианство – это только для русских, греков, сербов и грузин. Потому что истина не может быть связана с национальностью. Евгений Вернер: Конечно. Отец Георгий: Не может быть, что истина только для определенных национальностей. Истина, если она есть, – она для всех людей. И конечно, мы знаем, что Церковь в Иерусалиме – это самая первая Церковь. И она не пресекалась со времен апостолов. Но и в более поздние времена были люди, которые имели еврейские корни, но были христианами и даже становились святыми в Церкви. Вспомним святителя Епифания Кипрского, преподобного Романа Сладкопевца… Или вот, например, преподобный Константин Синадский. Он был из иудейской семьи, жил в IX веке. Обратился ко Христу и, кстати, тоже проповедовал своим соплеменникам Христа. Всё это показывает нам христианство как путь, который открыт и для евреев. Это подтверждается и тем, что происходило в Российской империи. Конечно, тема евреев, ставших христианами, для иудеев очень болезненная. Они говорят: «Ну да, были такие случаи…» А еврейская энциклопедия пишет: около 100 000 евреев в Российской империи в XIX веке перешли в православное христианство. Иудеи возражают, что это, ... далее ...
Старица Досифея / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... послуживший духовному становлению Иоанно-Предтеченской женской обители, подготовил житие монахини Досифеи для ее канонизации и передал его Святейшему Патриарху Алексию II. По благословению Его Святейшества житие было передано в комиссию по канонизации, а ее честные мощи обретены в Новоспасском монастыре 5 сентября 1996 года. Археологический надзор осуществлял доктор исторических наук Андрей Кириллович Станюкович; имеется положительное заключение специалиста о принадлежности обнаруженных мощей. В конце 1997 года останки инокини Досифеи были перенесены в отреставрированный храм преподобного Романа Сладкопевца – усыпальницу Дома Романовых в московском Новоспасском мужском монастыре и перезахоронены в левой части от алтаря. Надпись на гробнице монахини Досифеи гласит: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет и скончавшейся февраля 4 дня 1810 года (принцесса Августа Тараканова) ». По свидетельству сотрудников Новоспасского монастыря в беседе 11 июня 2008 года, могила подвижницы специально не была зацементирована, как другие захоронения Романовых, на случай ее прославления. ... далее ...
Князь-мученик / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... полка, шефом которого при жизни был покойный. Крест был сделан по проекту художника В. Васнецова, на кресте по предложению Елизаветы Федоровны запечатлена была Евангельская строфа: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят ( Лк. 23, 34 ) . После революции крест был разрушен, причем 1 мая 1918 года его во время субботника собственноручно сбросил веревкой с постамента Ленин. Сейчас копия этого креста установлена в Новоспасском мужском монастыре, куда в 1995-м году были торжественно перенесены останки Великого князя Сергея. Надгробие князя Сергея находится в нижнем храме – во имя св. Романа Сладкопевца. Известно, что в монастыре уже начали записывать случаи исцелений, связанных с именем Сергея Александровича. Например, женщина, в течение 15-ти лет страдавшая экземой на руках, свидетельствовала, что получила исцеление, когда разбирала личные вещи Великого князя, обретенные на месте его захоронения. Наместник Новоспасского монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий отмечает, что «Великий князь был убит за то, что верно служил России». Он не исключил вероятности того, что «Сергей Романов будет прославлен в лике святых». Русская Зарубежная Церковь уже канонизировала ... далее ...
Иконография Страшного суда / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши, или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста; тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти! Но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея» (Стихира на стиховне, глас 8) . Известны также песнопения недели о Страшном суде преподобного Романа Сладкопевца. В греческом рукописном кондакаре XII в. (из собрания Синодальной библиотеки, ГИМ) содержится 21 гимн в неделю мясопустную с акростихом: tou~ tapeinou~ Rwma¢nou to¢ e~poV (смиренного Романа творение) [16]. Песнопения Недели мясопустной представляют подробную и выразительно картину того, как будет происходить Страшный суд Божий. Главным источником для творений гимнографов является, конечно, Священное Писание: Отец … дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат ... далее ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Романа Сладкопевца
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"