В Новоспасский монастырь принесена побывавшая на МКС икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 1 ноября 2017 г. 11:20 27 октября 2017 года в Новоспасский монастырь в Москве принесена икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , которая 700 раз облетела вокруг Земли на борту Международной космической станции. Святыню встретили наместник обители епископ Воскресенский Савва с братией и прихожанами монастыря. Перед началом вечернего богослужения икону доставил инициатор отправки образа святителя Луки на МКС, председатель правления Содружества православных деятелей культуры, науки и образования Юрий Серов. В памятном событии приняли участие: Валерий Токарев — Герой России, летчик-космонавт; Сергей Рябухин — председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам; Сергей Кудрин — первый заместитель Постоянного представителя Республики Крым при Президенте РФ; Владимир Лутовинов — помощник председателя ДОСААФ России; Вячеслав Ниниченко — председатель регионального отделения ДОСААФ по г. Москве, заслуженный врач России; Нина Жукова — член бюро президиума ВРНС ; представители  государственных и общественных организаций, студенты и преподаватели различных учебных заведений столицы. После торжественной встречи икону святителя и исповедника Луки принесли в Покровский храм монастыря, где перед святыней был отслужен молебен. Богослужение возглавил наместник обители епископ Воскресенский Савва. Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского мужского монастыря.  После молебна епископ Савва обратился к присутствующим со словом, в котором поблагодарил всех, кто внес посильный вклад в процесс отправки иконы на Международную космическую станцию. При этом владыка отметил, что подготовка святыни к отправке на МКС началась 11 марта 2017 года, когда в храме прп. Романа Сладкопевца в усыпальнице бояр Романовых им был совершен чин освящения иконы святителя и исповедника Луки. Тогда же владыка Савва благословил поместить эту святыню в Новоспасском монастыре после ее возвращения с МКС на Землю. Наместник также сообщил, что образ святителя и исповедника Луки будет расположен в одном из храмов монастыря и ежедневно будет доступен для всех желающих поклониться святыне.

http://patriarchia.ru/db/text/5051655.ht...

В Новоспасском монастыре почтили память великого князя Сергея Александровича 17 февраля 2014 г. 19:38 17 февраля 2014 года в Новоспасском ставропигиальном монастыре торжественно почтили память великого князя Сергея Александровича Романова. Викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник обители епископ Воскресенский Савва совершил в этот день заупокойную Литургию в храме преподобного Романа Сладкопевца, усыпальнице бояр Романовых, где покоятся останки великого князя Сергея Александровича. Архиерею сослужила братия обители в священном сане и духовенство города Москвы. За богослужением была совершена диаконская хиротония Артемия Попова. В храме молилось большое число верующих, в том числе сотрудники Фонда памяти великого князя Сергея Александровича и Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». Эти организации полагают много сил для сохранения памяти и продолжения деяний великокняжеской четы, особенно в области милосердия и благотворительности, а также в сфере просвещения. За богослужением также молился Павел Эдуардович Куликовский, потомок Романовых. Почтить память великого князя Сергея Александровича пришли сестры Марфо-Мариинской обители милосердия . По окончании Литургии была совершена панихида, по завершении которой епископ Савва обратился к верующим с архипастырским словом. Подчеркнув, что в течение немалого срока люди сохраняют добрую память о великом князе Сергее Александровиче и его супруге вел. кн. Елизавете Федоровне, иерарх сказал: «Долгота этой памяти измеряется делами человека при жизни. И если этих дел много и они преисполнены любви, доброты, то тогда и память длиться дольше». Затем наместник Новоспасского монастыря рассказал о деятельности великого князя Сергей Александровича на благо Отчества и Первопрестольного града. Председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова вместе с коллегами установили корзину с живыми цветами на могилу великого князя Сергея Александровича. Сама же усыпальница в этот день была убрана белыми лилиями, которые при жизни очень любила великая княгиня Елизавета Федоровна.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В Новоспасском ставропигиальном монастыре г. Москвы прошли мероприятия, приуроченные к годовщине гибели великого князя Сергея Александровича Романова 20 февраля 2023 г. 15:36 17 февраля 2023 года в  Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре  Москвы прошли мероприятия, приуроченные к годовщине гибели великого князя Сергея Александровича Романова. 4 (17) февраля 1905 года карета генерал-губернатора Москвы, главнокомандующего Московского военного округа великого князя Сергея Александровича двигалась по территории Московского Кремля по направлению от Сенатской площади к Никольским воротам. В 65 шагах от Никольской башни карета была взорвана бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Великий князь погиб на месте. В середине 90-х годов прошлого века останки великого князя были обретены и по благословению  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  погребены в Новоспасском монастыре в родовой усыпальнице Дома Романовых, где последнее земное пристанище нашли около 70 представителей этого рода. На протяжении четверти века в стенах Новоспасской обители проходит большая работа по изучению жизни, трудов и деяний великого князя Сергея Александровича Романова, первого председателя  Императорского православного палестинского общества , супруга великой княгини Елизаветы Федоровны, ставшей преподобномученицей. В день 118-летия трагической гибели великого князя в храме прп. Романа Сладкопевца — месте упокоения великого князя Сергея Александровича и инокини Досифеи (†1810) была совершена Божественная литургия, которую возглавил  епископ Павлово-Посадский Силуан . Его Преосвященству сослужила братия обители в священном сане. По окончании богослужения по невинно убиенному великому князю у его гробницы была совершена панихида. За богослужением молилось большое количество богомольцев и прихожан Новоспасской обители. В тот же день в Новоспасской обители состоялись II Всероссийские Сергиевские чтения «Великий князь Сергий Александрович как организатор Вооруженных сил Российской империи и командующий войсками Московского военного округа».

http://patriarchia.ru/db/text/6005298.ht...

В Новоспасском ставропигиальном монастыре прошел круглый стол, посвященный 400-летию поставления Святейшего Патриарха Филарета 4 июня 2019 г. 17:43 1 июня 2019 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре был проведен круглый стол, посвященный 400-летию поставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова) . Перед началом мероприятия первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Дионисий совершил заупокойную литию по приснопамятному Святейшему Патриарху Филарету и всем блаженнопочившим прародителям его в усыпальнице бояр Романовых — храме святого Романа Сладкопевца. Затем участники конференции перешли в трапезную Никольского храма обители, где началась работа круглого стола. Мероприятие было организовано Новоспасским монастырем совместно с Государственным историческим музеем и его филиалом — музеем «Палаты бояр Романовых» на Варварке. Заседание вели заведующая отделом Исторического музея «Палаты бояр Романовых», заслуженный работник культуры Российской Федерации Г.К. Шуцкая и директор Церковно-археологического музея Новоспасского монастыря И.В. Плотникова. С кратким приветствием к участникам круглого стола обратился епископ Воскресенский Дионисий. Конференцию посетили праправнук императора Александра III П.Э. Куликовский с супругой. Предваряя выступления участников, П.Э. Куликовский обратился к собравшимся с речью, в которой отметил прочные связи Новоспасской обители с семьей Романовых на протяжении более чем 500 лет. Потомок династии Романовых, часто бывающий в России и оказывающий содействие многим проектам по увековечению памяти своих предков, подчеркнул важную роль Святейшего Патриарха Филарета в истории Отечества и выразил надежду, что 400-летний юбилей его поставления на Патриарший престол (официальная дата — 24 июня) напомнит о служении семьи Романовых Родине и о великом русском патриоте, каким был Патриарх Филарет. Масштаб личности Патриарха, который был отцом первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, солдатом, узником, монахом, дипломатом, государственным деятелем, строителем, защитником Православия, раскрыли в последующих докладах доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук Л.Е. Морозова («Патриарх Филарет как соправитель сына») и кандидат исторических наук, кандидат богословия, доктор церковной истории, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.И. Петрушко («Патриарх Филарет и царь Михаил Федорович — симфония священства и царства»).

http://patriarchia.ru/db/text/5448815.ht...

В Новоспасском ставропигиальном монастыре прошли мероприятия, приуроченные к 110-летию со дня гибели великого князя Сергея Александровича 18 февраля 2015 г. 16:51 17 февраля 2015 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве состоялись памятные мероприятия, приуроченные к 110-летию трагической гибели великого князя Сергея Александровича Романова, убитого 5/17 февраля 1905 года. Чудом уцелевшие в послереволюционное время останки великого князя в 1995 году с воинскими почестями были перезахоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. В храме преподобного Романа Сладкопевца Новоспасской обители Божественную литургию совершили наместник монастыря епископ Воскресенский Савва и епископ Югорский и Няганский Фотий в сослужении столичного духовенства. На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин , председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников, президент Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова, члены Дома Романовых. По окончании Литургии была совершена панихида по убиенному великому князю Сергею Александровичу. Затем в музее Новоспасского монастыря состоялось открытие выставки «Венец жизни». В экспозицию вошли более 30 раритетных предметов из частных собраний. Например, награды великого князя Сергея Александровича, полученные в ходе русско-турецкой войны, предоставил известный санкт-петербургский коллекционер Д.К. Матлин. Выставка продлится до середины мая (12 мая — день рождения великого князя Сергея Александровича). На главной площади Новоспасского монастыря, у входа в храм-усыпальницу, состоялся торжественный парад. На мероприятии присутствовали представители администрации Президента РФ, мэрии города Москвы, члены Дома Романовых. «То, что спустя 110 лет мы так вспоминаем великого князя, это дань памяти не только этому человеку, но и его удивительной супруге Елизавете Федоровне. Она после него возглавляла Императорское православное палестинское общество. Это память о нашей стране и о нашей истории в целом. При великом князе и его супруге Елизавете Федоровне на Святой Земле было построено 12 подворий, более ста школ, 13 больниц, приходов. Каждый год на Святую Землю в царской России приезжало до миллиона русских людей. Россия на Святую Землю, благодаря великому князю и его предшественникам, приходила с миром и добром. Много было потеряно в 60-ые годы прошлого века. Сегодня мы возвращаем утраченное. В прошлом году мы открыли первую русскую школу в Вифлееме, до этого — культурный центр в Иерихоне. Вернули в лоно Церкви Сергиевское подворье, не за горами возвращение Александровского», — сказал, в частности, С.В. Степашин.

http://patriarchia.ru/db/text/3996911.ht...

Вышел в свет английский перевод книги архиепископа Илариона «Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции» 2 декабря 2009 г. 14:59 Издательством Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк) опубликован английский перевод книги «Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции». Автор труда — архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Сошествие Христа во ад — одно из наиболее таинственных событий новозаветной истории. В книге приводятся новозаветные тексты, а также апокрифы и памятники раннехристианской поэзии, затрагивающие данную тему. Далее следует обзор соответствующих текстов восточных Отцов Церкви и краткий экскурс в западную богословскую традицию. Рассматриваются гимны преподобного Ефрема Сирина и кондаки преподобного Романа Сладкопевца, которые легли в основу других богослужебных текстов, посвященных заявленной в книге теме и употребляемых доныне в Православной Церкви. Наконец, подробно разбираются сами богослужебные тексты Октоиха, Триоди постной и Триоди цветной, повествующие о сошествии Христа во ад и о победе Его над адом и смертью. Исследование этих текстов с точки зрения их догматического содержания представляется чрезвычайно важным для понимания православной веры, так как именно благодаря им догматы из отвлеченных умозрительных истин превращаются для христианина в объект постоянного молитвенного размышления и созерцания. Книга архиепископа Илариона содержит большое количество греческих, сирийских и латинских текстов, никогда прежде не переводившихся на русский язык. Некоторые из использованных автором источников до сих пор не были учтены учеными, разрабатывавшими тему сошествия Христа во ад. Это относится, в частности, к богослужебным текстам, цитаты из которых обильно приводятся в книге. «Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное, когда Он станет " все во всем " . Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для " всякой плоти " , спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение. Такова вера Древней Церкви, унаследованная от первого поколения христиан и бережно хранимая православным Преданием. Такова неоскудевающая надежда всех верующих во Христа, Который однажды и навеки одержал победу над смертью, опустошил ад и даровал воскресение всему роду человеческому», — такими словами завершает свой труд автор.

http://patriarchia.ru/db/text/955421.htm...

Изгнание из рая Кондаки – одни из самых известных церковных песнопений. Каждому православному человеку хорошо знакомы слова рождественского кондака «Дева днесь», пасхального кондака «Аще и во гроб» и множества других. Однако не каждый знает, что то песнопение, что сейчас принято называть словом «кондак», в древности было всего лишь преамбулой (греч. проимий ) подлинного кондака. Словом «кондакион» в византийскую эпоху обозначались рукописные свитки, так что кондак уже по своему названию должен быть достаточно пространным текстом, а то, что сейчас называется «кондаками», – это, наоборот, очень короткие песнопения. Византийский кондак состоял из большого числа строф Византийский кондак состоял из большого числа строф – икосов, написанных одним размером и имеющих общий рефрен. Перед серией икосов выписывалась одна или несколько вступительных строф. Вступительная строфа, обозначавшаяся как проимий или кукулий, в позднейшей традиции и перетянула на себя название «кондак». В современных богослужебных книгах у кондака обычно имеется только один икос. Те древние кондаки, что состояли из многих икосов, в современных книгах сокращены. А более новые кондаки писались сразу с одним единственным икосом. Но есть в наших книгах и исключения, крайне редкие, когда кондак сохраняет несколько икосов. Одно из них – кондак в Неделю сыропустную, на Адамово изгнание (воспоминание изгнания Адама и Евы из рая после грехопадения, которое совершается в эту Неделю, то есть в воскресенье). В печатной Триоди у этого кондака 4 икоса, каждый со своим рефреном. При этом они обычно надписаны как один цельный икос – просто потому, что наличие у кондака нескольких икосов выглядит непривычно для читателя, не знакомого с древней гимнографической традицией, – но оформлены обычно как 4 отдельные строфы. Однако и эти 4 икоса – далеко не весь кондак на Адамово изгнание. Изначально у него было свыше 20 кондаков, но они сохранились лишь в очень редких рукописях. Полный текст кондака был издан в XIX веке Ж.-Б. Питрой, в XX переиздан Н. Томадакисом (в числе кондаков преподобного Романа Сладкопевца; хотя этот кондак ему не принадлежит), а также митрополитом Софронием (Евстратиадисом).

http://pravoslavie.ru/101336.html

Икона Покрова Пресвятой Богородицы Празднование 1/14 октября Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся. Величание в праздник Покрова Пресвятой Богородицы Икона Покрова Пресвятой Богородицы, празднование 1/14 октября Прошлое — это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать. К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно — историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени. Древний Царьград поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим — всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен — нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов ойкумены — обитаемого мира — столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей. Владения Второго Рима простирались от Дуная на севере до Тигра и Ефрата на юге, от Кавказских гор на востоке до Адриатики на западе. Византия постоянно воевала, то приобретая новые земли, то обороняя от врагов собственные. Жители империи называли себя ромеями («римлянами»), и Константинополь был для них Новым Римом, где жили представители разных народов: греки, сирийцы, скифы, славяне. Всех их объединяла православная вера, сохраненная в чистоте с апостольских времен и закрепленная деяниями Вселенских Соборов. В VI веке, во времена правления императора Юстиниана, ходил по улицам Царьграда поэт и пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес. Служил он в первейшем храме империи — соборе во имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его.

http://pravoslavie.ru/1938.html

Имя Дивны Любоевич хорошо известно в ее родной стране — Сербии и за рубежом. В материале журнала «Вода живая» — рассказ Дивны о себе, о вере и о музыке. Материал из номера журнала «Вода живая» — ИЮНЬ, 2012 год Имя Дивны Любоевич хорошо известно в ее родной стране — Сербии и за рубежом. В России у нее тоже много поклонников: почти на всех православных музыкальных сайтах можно послушать записи певицы. В отличие от наших музыкантов, которые ориентируется в основном на пение старообрядцев и исполняют средневековые песнопения в несколько жесткой народной манере, Дивна поет очень красиво. У нее мягкий голос с необычным терпким тембром; его хочется слушать без конца, не прерываясь ни на минуту. Но красота в ее пении не является самоцелью — оно очень искреннее, и самые сложные фиоритуры звучат естественно, как простая человеческая речь. (Кстати, это является признаком «высшего пилотажа» для любого певца, и достичь такого мастерства очень трудно). Другая эстетика чувствуется и во внешнем облике певицы. Дивна — красивая, харизматичная женщина с серьезным и волевым выражением лица. Однако густая копна черных кудрявых волос, на которой любят делать акцент фотографы на рекламных снимках певицы, выдает бесконечную женственность, а искренняя улыбка — обаяние, которому просто невозможно противиться. Дивна Любоевич На своих концертах Дивна исполняет не только сербские и греческие , но и древнерусские песнопения. Певица очень любит Россию и русскую культуру. Когда ей было 10 лет, она была очень впечатлена красотой русского церковного пения, которое услышала в монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы в Белграде. В этом монастыре пели русские монахини, эмигрировавшие из царской России после революции. Под их руководством Дивна и начала обучаться церковному пению. С тех пор она немного знает русский язык. Дивна Любоевич родилась в Белграде 7 апреля 1970 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. С десяти лет изучала церковное пение в белградском монастыре Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Затем окончила музыкальную школу «Мокраньяц» в Белграде и Музыкальную академию в городе Нови-Сад. В 1991 году Дивна Любоевич создала церковный хор «Мелоди», названный так по предложению известного певца и филолога Ненада Ристовича в честь святого Романа Сладкопевца (по-сербски Roman Melod). Репертуар хора «Мелоди» составляют православные песнопения: от ранних образцов византийского, сербского, болгарского и русского распевов до произведений современных авторов. Помимо участия в богослужениях, за 17 лет своего существования хор дал более 400 концертов, участвовал во многих международных фестивалях.

http://pravmir.ru/divna-lyuboevich-ya-ly...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Теме " С чего начинается храм? " посвящен декабрьский номер журнала " Вода живая " . Ответы на этот вопрос предлагаются в ряде публикаций. В частности, статья " О главном и второстепенном " Дениса Маханько, раскрывает финансово-экономическую сторону существования храма. Для сравнения приводится информация о том, как решают финансовые проблемы в Элладской и Кипрской Церквях. Главный архитектор НИИ " Спецпроектреставрация " Марк Коляда рассказывает о том, с чего начинается восстановление храма и каких ошибок при этом важно избежать. Участники " круглого стола " размышляют о том, какими должны быть христиане, встречающие в Церкви новичка, и об ответственности священника и прихода за то, чтобы храм не превратился в место оказания платных ритуальных услуг. " Храм - это люди, способные взять на себя ответственность " , - утверждает благочинный Центрального округа настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин. " И все в нем начинается с пастыря " , - продолжает благочинный Волосовского округа, настоятель церкви Преображения Господня в деревне Горбунки Ленинградской области протоиерей Иоанн Шпаков. А иногда храм начинается с захватывающей идеи - как, например, храм преподобного Романа Сладкопевца - с инициативы петербургских музыкантов. В недалеком будущем он появится на берегах реки Оккервиль на окраине города. Об этом рассказывает Ирина Левина.

http://old.aquaviva.ru/news/2009-12-01/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010