В свое время богословами горячо обсуждался вопрос о том, какой же мистический и догматический смысл имеет подножие как часть искупительного Креста? Дело в том, что ветхозаветное священство получало, так сказать, возможность приносить жертвы (как одно из условий) благодаря “золотому подножию, к престолу приделанному” (Пар.9:18), который, как и поныне у нас — христиан, по Божию установлению, освящался через миропомазание: “и помажь им, — сказал Господь, — жертвенник всесожжения и все принадлежности его, (…) и подножия его. И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится” ( Исх.30:26-29 ). Таким образом, подножие крестное — это та часть новозаветного жертвенника, которая мистически указывает на священническое служение Спасителя мира, добровольно заплатившего Своей смертью за чужие грехи: ибо Сын Божий “грехи наши Сам вознес телом Своим на древо” ( 1Пет.2:24 ) Креста, “принеся в жертву Себя Самого” ( Евр.7:27 ) и, таким образом, “сделавшись Первосвященником навек” ( Евр.6:20 ), утвердил в Своем лице “священство непреходящее” ( Евр.7:24 ). Так и утверждается в “Православном исповедании Восточных Патриархов”: “На кресте Он исполнил должность Священника, принесши Себя в жертву Богу и Отцу для искупления рода человеческого” (М., 1900, стр. 38). Но не будем путать подножие Святого Креста, открывающее нам одну из таинственных его сторон, с двумя другими подножиями из Священного Писания, — поясняет св. Дмитрий Ростовский. “Давид говорит: “превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно” ( Пс.99:5 ). А Исаия от лица Христова говорит: “прославлю подножие ног Моих” ( Ис.60:13 ), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: “небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих” ( Ис.66:1 ): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: “сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пис.109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?” (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

Удрученный ношей крестной…— заключительная строфа стихотворения Ф. И. Тютчева „Эти бедные селенья…“ (1855). Эти же стихи Достоевский, говоря о России, цитирует в речи о Пушкине (1880). См. также: „Дневник писателя“, 1876, июль-август, гл. 4, „Post scriptum“. 261 …в Испании, в Севилье, в самое страшное время инквизиции…— Инквизиция (от лат. inguisitio — расследование) — институт римско-католической церкви, цель которого — розыск, суд и наказание еретиков. Особой жестокостью отличалась испанская инквизиция, возникшая в XIII b. и усилившаяся в конце XV b. благодаря деятельности доминиканца Торквемады (1420–1498), первого „великого инквизитора“. В 1480 г. в Севилье был учрежден инквизиционный трибунал, и с этих пор тысячи людей были осуждены и сожжены на костре. Деятельность испанской инквизиции служила образцом для инквизиторов других католических стран. С деятельностью испанской инквизиции Достоевский был знаком, в частности, по книге Вильяма Прескотта „История царствования Филиппа второго короля испанского“. Т. 1–2. Пер. с англ. СПб., 1858 (книга имелась в библиотеке Достоевского; см.: Гроссман Л. П. Семинарий… С. 38). Д. Н. Любимов (1864–1942) пишет, что все, что говорит в дальнейшем Великий инквизитор, первоначально „могло быть отнесено вообще к христианству“ и только после вмешательства M. H. Каткова Достоевский якобы внес изменения, чтобы „не было сомнения, что дело идет исключительно о католичестве“ (Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 371). Слова Д. Н. Любимова не подтверждаются ни черновыми автографами главы „Великий инквизитор“, ни письмами Достоевского. 262 В великолепных автодафе/Сжигали злых еретиков. — Несколько переиначенные строки из поэмы А. И. Полежаева. „Кориолан“ (написана в 1834 г., полностью опубликована в 1857 г.; см.: Полежаев А. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1939. С. 247–248). См.: Безъязычный В. Кого цитирует Иван Карамазов//Огонек. 1969. С. 7 263 О, это, конечно, было не то сошествие — „как молния, блистающая от востока до запада“. — В Евангелии, объясняя ученикам, каким будет его второе пришествие, Христос говорит: „…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого“ (Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 27; от Луки, гл. 17, ст. 24). 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

66 Употребляемое ныне разделение ветхозаветных книг на главы и стихи одни приписывают кардиналу Гугу (ум. 1260 г.), а другие Стеф. Лангтону, архиепископу кентерберийскому (пр. 1200 г.). Joh. Buxtorf. praef. concord. ebr. et de orig, punct.p. 81 sq. сн. Carpz. Crit. sacr. p. 141 sq. – Разделение книг нового завета сделано богословом Робертом Стефаном. Henr. Sleph. praef. ad concord. graec. 67 Напр. в Script. Sacr. Curs. complet.... ed. I.-P. Mignc. Paris. 1839–1845. У нас есть: Краткое руководство к чтению книг ветхого и нового завета, каждой книги надписание, писатели, время, место, содержание, намерение.... также разделение не токмо всей книги, но и самых глав по материам в себе содержащее; собр. преосв. Амвросием Подобедовым , когда он был еще ректором Моск. академии. 71 По замечанию Златоуста, не зная исторических обстоятельств, можно выводить нелепые заключения даже о Боге. «Для избежания сего, – говорит он, – будем разбирать дело, не упуская из виду ни причины, ни намерения, ни времени, ни всего того, что может служить к оправданию онаго». Толк. на посл. к Рим.9:3 . – «Читая божественное Писание, мы испытываем время, лице, примеры и причины» и «соображаясь с временем и другими обстоятельствами, доходим до правильного разумения.» Посл. восточ. патр. о правосл. вере. Отв. на вопр. 3. стр. 63. – Св. Димитрий ростовский , опровергая превратное толкование пророческих слов Дан. 3, 38. 39 , говорит: «отверзите умныя очеса ваша, и разсмотрите сами сия: 1) кто та словеса глагола? 2) где глагола? 3) в кая лета глагола? 4) чесо ради глагола? Та егда добре разсмотрите, сами свое толкование криво быти познаете.» Розыск. стр. 118 – 119. И в другом месте, при изъяснении слов Апостола Гал.1:8 : «Разумейте убо безумнии в людех, и буии некогда умудритеся, и разсмотрите сие трое: 1) к кому Апостол та словеса написа? 2) когда написа? 3) о чесом написа?» Там же стр. 126–127; также стр. 132 след. 80 Ирин. Прот. ерес. кв. 3. гл. 1. – Ориг. у Евсев. Церк. ист. кн. 6. гл. 25. – Евсев. кн. 3. гл, 24. – Феофил. в предисл. к Еванг. от Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

13 Ерма. Пастырь. Видение 2, гл. 4, где под Граптой, близкой к предстоятелю Церкви, можно видеть церковную вдовицу (рус. пер.: Писания мужей апостольских... С. 166. Ср.: Подобия. IX. 11. С. 231–232). 14 De morte Peregrini. 12. Лукиан высмеивает этих вдовиц за заботы об обманщике Перегрине Протее (Krüger’s Sammlung angewählter kirchenund dogmengeschichtlicher Quellenschriften. 2. Aufl. Tübingen, 1909 (далее: ed. Kruger’s). S. 170, 24–29): γρ δια χρας τινς κα παιδα ρφαν. 16 Harnack A. Die Quellen der sogenannten apostolischen Kirchenordnung nebst einer Untersuchung über den Ursprung der niederen Weihen//Texte und Untersuchungen (TU). Leipzig, 1886. Bd. II, 5. S. 22–23. 18 Achelis H. Die Canones Hippolyti 11 Texte und Untersuchungen. Leipzig, 1891. Bd. VI, 4. S. 71–73. 23 См.: Мышцын В. Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 244–248; Wordsworth J. The Ministry of Grace. L., 1903; Zscharnack L. Der Dienst der Frau in den ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Göttingen, 1902. S. 102–104; Robinson C. The Ministry of Deaconess. L., 1898. 24 Petri Arcudii Corcyraei presbyteri libri VII de concordia ecclesiae occidentalis et orientalis in septem sacramentorum administratione. Lutetiae Parisiorum, 1676. P. 474: «И теперь если грек пишет об “иеродиаконе”, не думайте, что он разумеет диаконамонаха, а не просто диакона». 27 Epist. X. 96 (см.: ed. Krüger’s. Heft 8. Teil 1. S. 10–13. Cf.: Kleffner D. Der Briefwechsel zwischen den Plinius und Trajan. Paderbom, 1907). 28 Каспар Циглер (Caspar Ziegler) замечает, что Плиний поступил как прекрасный римский юрист. В Римской империи существовали не только рабы отдельных лиц, но и рабы всякого рода обществ. Траян, очевидно, и принял служащих Церкви вдов за рабынь (ancillae) христианской общины. А авторитетные римские юристы, например Ульпиан, советуют начинать розыск рабов как «естественных рабов своих господ» и притом именно с женщин, как более слабых. 29 В Дидаскалии (III. 12) и в Постановлениях апостольских, где впервые вводится наименование «диакониссы», ее служение носит название υπηρεσα (III. 16/Ed. F. Funk, I. P. 208–209), тогда как служение диакона здесь же называется διακονα. Между тем в древнейшем латинском переводе Дидаскалии πηρεσα диакониссы переведено через ministerium, а следовательно, вполне возможно, и ministrae есть перевод πηρτις. В Дидаскалии πηρτις дважды переводится – minister.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

16 См. «Розыск», ст. 1, гл. 25, стр. 77 по изд. М. 1824 г. у А. Иоаннова, ч, 1, стр. 69 по изд. С.-Пет. 1831. У Есипова в статье «Керженские раскольники», т. 2. Кстати здесь заметим, что Семен Денисов в «Винограде Российском» отвергает подлинность писем Аввакума, в которых он рассуждает о св. Троице: «Димитрий в «Розыске» и Питирим, в «Пращице» оглаголуют Аввакума неправедными поношеньми», говорит Семен. В диаконовских ответах Софониевского толка (ст. 12) говорится: «Аввакум, Никита, Лазарь и прочие их товарищи, которые обличение на новые книги писали, таковых их подлинных писем не видехом. А еже в «Жезле» и «Увете» обличение под их именем, и тем, обличением не слагаемся и ответу за них не творим и тем обличением не мним быти всем от них писанным». Так сознавали Денисовы непригодность действий своих предшественников и необходимость стать на новую дорогу. (См. Описан. раск. соч. А. Б.. ч. 2, стр. 39.) 19 В истории Выгов. пустыни бесчисленное множество подобных примеров. Инок Виталий, напр., переходя постоянно с места на место, носил за плечами «чурку деревянную, сырую,» другой – в то время, как топилась печь в избе, и вся изба наполнялась дымом, нарочно поднимался к потолку, чтобы дым, собравшийся там в большом количестве, сильнее ел ему глаза и пр. 24 Изучая главнейшие, лучшие сочинения Андрея, нельзя не заметить по местам чувство и пафос; но это чувство не относится к доказываемой им «истине»: этим вещам у него принадлежат лишь силлогизмы и аргументы. А чувство это есть – чувство ловко сдерживаемой, но все-таки заметной злобы в отношении к православной иерархии и к духовенству вообще, которое не хочет оставить в покое его паству, не хочет отказаться от своего права проповедовать слово истины заблуждающим; это – чувства иронии, презрения, ненависти, обставленные часто весьма почтительными выражениями. 27 «Отечество премудрого сего учителя (так, например, начинается одна из биографий Андрея) из славнейшей части света Европы славнейшая Россия, елико изобилующая всякими плодами и древесами, толико и пребогатая разными металлы; преславна же есть и славными царями, и крепким воинством, наипаче же благочестивым православием и верою в св. Троицу и пр.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

24 Акты XVII века исполнены жалобами духовенства на эту холодность народа к церкви – уклонение от богослужения и предпочтение «ему» бесовских сборищ и игрищ, ­­­­– неуважения к священникам ни преданность волхвам и проч. Смотри, напр. А. А Э. III, 264 IV, 188 и 321. А. И IV, 151-й V, 152-й. Доп. у А. И V. стр. 115, 117, 413, 461, 468 и др. П. С. 3. Т. I. стр. 246. Уже вследствие одной такой холодности к православной церкви и богослужению весьма возможно было возникновение полуязыческого, кудеснического, пророческого богослужения людей божиих. 31 Слово о посте в Прав. Собес. 1858 г. январь стр.165–166. О поклонении воде финских племён см. подробности у Кастрена: Wassergottheiten vorleiunger uber die Finnische Mithologie s. 68– 85. 34 В муромской легенде о князе Петре и супруге его Февронии сказано, что Феврония, когда была ещё вещей девой в рязанских пределах, одним дуновением своим на кисляждь или некое квасно делала целебными эти жидкости. Бусл. 1, 290 44 Сборн. Солов. библ. 913 Щапова, рус. старообрядчество, стр. 415–452. Буслаев, очерки I, 485– 486 46 Окружное посл. патр. Никона по случаю моровой язвы: см. начертание жизни Никоновой – Аполлоса стр. 129–132 47 Розыск ч. III, гл. 12 Послания Игнатия м тоб в 2 части Православного Собеседника за 1855 г. посл. III 49 Об истор. происхожд. и развитии секты людей божиих, см. Прав. Соб. 1858 г. март стр. 334 –364 74 Vorlesung über die Finnische Mytholog. s. 197–198. Götterbilder und heilige Naturgegenstande. 83 Ibidem 307–300. Nichts ist auch – замечает Кастрен,– in den heidnischen Religionsfornen gewohnlicher, als dass die Gotter so umgestaltet and Menschen werden. Noch mehr Beweise für das Menschwerden der Götter liefert uns der Orient. 84 Finnisch. Mytholog. III, s. 198–286 Gotterbilder und Heilige Naturgegenstande. Здесь Кастрен подробно раскрывает это восточное, чувственно-образное умонастроение финских племён. Смот. особ. s. 193–196, 215, 227, 229 и другие. 86 См. подробности в статье г. Крыжина о симбирских скопцах и в Пр. Собесед. об обществе людей божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Прав. Не самое двуперстие названо ересью, а соединяемое с ним расколовождями учение «о неравенстве Лиц Св. Троицы («Материалы» т. 6, стр. 121; 107–108; 135–136. «Розыск» ч. 1, гл. 17). Раскольник ссылается на указ Св. Синода 1722 г. 15 мая. Правосл. Св. Синод имел в виду таких раскольников, которые только выдают себя за православных (напр. «спасовцы»): таинства прав. Церкви приемлют, но самую Церковь считают еретической. Истинным же сынам св. Церкви он не запрещает употребление старых обрядов («Изъяснение» 1885–6 г.) Раскольник делает ссылки на полемические книги: «Увет», «Розыск», «Пращицу», «Обличение», «Ответы» и пр., где будто бы порицаются обряды (старые). Правосл. «Порицательные выражения» этих книг принадлежат авторам их, частным лицам; Церковь этих выражений не разделяет («Изъяснение», «Деяние» Казанского соб.). Да и «порицания» в них на «старые» обряды и книги не содержится. Так о перстосложении см. «Розыск» глава 4, «Пращ.» отв. 27, 107, «Обличение» гл. 1, разс. 11; «Ответы», отв. 9, «Увещание» стр. 54. 59. О старопечатных книгах «Роз.» гл. 8, Пращ. отв. 201, «Облич.» Гл. 9, разс. 1., А. Г. «Увещание» стр. 98, 123 и д. О молитве Иисусовой «Роз.» гл. 14, «Облич.» гл. 5, тоже разс. 3 в конце; «Ответы» гл. 11, «Увещ.» 38. 45. Об семиконечном кресте «Роз.» гл. 21, ч. 2, гл. 24, 26; «Пращ.» отв. 113, 115, «Ответы» гл. 8, «Увещание» стр. 60. О просфорах «Увещание» стр. 78–79. хождении по солнцу «Облич.» гл. 9, разс. 17; «Увещание» стр. 84. VIII. О законных совершителях таинства крещения (против безпоповцев) Прав. В числе 7 церковных таинств – первое крещение. Необходимость его для спасения указана Спасителем ( Ин.3:5 ), Который и дал власть совершать оное апостолам и их преемникам ( Мф.28:18–19 ; «Кормч.» гл. 4; «Бол. Катих.» л. 358; «Учит. Еванг.» в нед. пред просвещ. ч. 2, стр. 91; «Номоканон» гл. 86 л. 57 об.) На каком основании простецы присвоили себе святительские права совершать таинство крещения? Раск. «Господь многим апостолом, священства неимущим, повеле крестити»...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

На Западе наиболее употребительным ныне является крест «иммисса», который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) «крыж латински» или «рымски», что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск, кн. 2, гл. 24). Принятый Вселенской Церковью в употребление «Канон Честному Кресту» — творение святого Григория Синаита — воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: «Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие» (песн. 1), «Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту» (песн. 4). Начиная с III-ro века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим. Крест «папский»   Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название «папского креста». На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу» (Розыск, кн. 2, гл. 24). Крест шестиконечный «Русский православный» Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия» . Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

http://pravmir.ru/kak-razobratsya-v-izob...

В пергаменном евангелии, первая и большая половина которого писана в VIII или IX в., а конец – в XII в. (Москов. Синод. библ. 399), 410 в части древнейшего письма, после оглавления евангелия от Иоанна, на об. 163 л., писец сделал такую крестообразную надпись (см. стр. 197), что выходит по продольной линии ιησου, по поперечной σωσον (перекрестие в средней σ), т. е. Иисусе спаси. Древние отцы и учители Церкви, напр., Климент Александрийский , 411 Кирилл Иерусалимский , 412 Епифаний Кипрский 413 и др. производили имя Иисус от греческого глагола ομαι, исцеляю, ιησος – исцеляющий, а от глагола ομαι (будущее σομαι) существительное имя будет не ισος, а Ιησος. 414 В древности в имени Спасителя указывали число 888. Гностики II и III вв. пользовались этим для своих вычислений. Св. Ириней эти вычисления опровергает, но что в имени Спасителя действительно заключается число 888, этого не опровергает (кн. 2, гл. 24). 415 Таким образом, начертание Иисус совершенно согласно с греческим начертанием. Чтобы отстоять свою мысль, что под именами Иисус и Исус разумеются два лица, безпоповцы и противоокружники ссылаются на св. Димитрия Ростовского , который в своей книге «Розыск» будто бы признавал в начертании Исус другое лицо, и на Никифора Астраханского, который в своих «Ответах» признавал это начертание «чудовищным» и «ничего незначущим». Но на самом деле ни тот, ни другой не говорят, что под указанными именами разумеются два лица. Чтобы защитить православную Церковь от обвинения в изменении имени Христа Спасителя и доказать, что имя это следует произносить не Исус, а Иисус, св. Димитрий филологически разбирает то и другое начертание. «Iuc, говорит он, толкуется... с греческого Исцелитель. Иисус же что знаменует, внемлите. По-гречески icoc, по нашему глаголется равный; ус же глаголется ухо, та два речения егда во едино место сложити, будет Исоус, еже глаголется равноухий. Но не буди нам тако называти Христа Спасителя нашего» (Розыск, л. 46). Таким образом, св. Димитрий говорить здесь только о смысле названия, а не разумеет под двумя разными названиями двух разных лиц. В ответах Никифора, архиеп. астраханского, слово чудовищный употреблено, вероятно, переводчиком вместо «странный, чудный, дикий для слуха», каковое, должно быть, и было употреблено автором. 416 Что же касается того утверждения, что Иисус есть «ин Бог», антихрист, то оно со всею очевидностью опровергается теми древними рукописными евангелиями и старопечатными книгами, в которых написано имя Спасителя полностью, пот. что не скажут же старообрядцы, что во всех этих случаях разумеется не Христос Спаситель, а антихрист. 8) О сугубом аллилуиа при возглашении: «слава Тебе, Боже»; возражения

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

18 Все указанные свидетельства желающий моет видеть в книге А. Озерского, часть 1, стр. 105–108, 136–137. 20 Так отвечал на вопросы единоверцев Семен Семенов. Ответы его напечатаны в книге Игумена Парфения «обличение ответов данных раскольниками». 21 Этот монастырь составился из иноков знаменитого молдавского немецкого монастыря, очень недавно; он находится в 12 верстах от Бендер. 24 Об этой нетерпимости раскольников в отношении ко всем, не принадлежащим к их согласию, простирающейся до того, что они почитают грехом назвать православного даже «братом» и встречать христианским приветствием, смотри ниже. 27 Возвратившись домой, я справился в книге «Розыск», и оказалось, что мысль святителя Димитрия я передал довольно верно. Вот что говорится в «Розыске»: у св. Димитрия находился свиток раскольничий, составитель которого «начерта руку, три перста сложены имущую; на едином убо персте написа са, на другом та, на третьем на, сие есть сатана; и подписа, яко то имя есть скверного богоборца антихриста, еже он даст на десней руце верующих в он. И хулит нас правоверных, аки бы мы в антихриста, а не в Христа веруме и аки бы антихристово имя на трех перстах носим. и антихристовым аки бы именем знаменаемся». Затем св. Димитрий пишет: приличне им раскольщикам на своем двуперстным сложении написати имя демонское: на едином персте де, на другом мон, и так будет на двух их перстах сидети демон, его же они давно в сердцах своих носят и того слушают, и егоже духом учими мудрствуют хульные и ложная на Христову церковь » (Розыск, часть 2 гл. 26). И так собственно слова «демоноседение» в Розыске действительно нет и св. Димитрий выразился не так решительно, как утверждают раскольники, он сказал: приличнее им написать на своем двуперстном сложении, а сим не нарисовал руки с двуперстным сложением и не надписал на ней демон по примеру «раскольнического свитка». 28 В то время я не знал еще, что предисловие сие издано теперь в исправленном виде и укоризненные выражения о двуперстии совсем исключены и него. Благодарение Господу Богу и попечительным пастырем православной церкви за сие истинное благое дело; многих людей, подобных моему собеседнику, может обратить оно на путь истинный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010