Из этого повествования ясно, как видите, открывается то, что у еретиков и раскольников никогда не было и не будет чудес, и что гнев Божий всегда пребывал и пребывает на них. И это последнее может быть еще доказано и нашей отечественной историей. Когда, при малолетних царях Иоанне и Петре Алексеевичах, раскольники, после прений о вере в Грановитой палате, вышли из неё и вошли на Лобное место с криками: " победихом, победихом! " Тогда, говорит свят. Димитрий Ростовский, Сам Господь Бог, не стерпев хуления тех на Церковь Свою, обличи еретическое мудрование их внезапною казнию: злый бо дух порази предводителя еретического Никиту Пустосвята, и абие пад на землю Никита оцепенев и бесновашеся. Тогда все люди, видящие на нем Божие отмщение, познали, яко явный еретик есть Никита и хульник Церкви святой и враг Божий " (Розыск, ч. 3, гл. 22, л. 40 на об.). Что сказать после сего в заключение? Скажем вам, братие, словами апостола Павла: не бывайте к тому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человеческой, и в коварстве козней льщения (Еф. 4, 14). Аминь. Знамение крестное есть страх для злых духов (Из жития св. Златоуста) Святой Кирилл Иерусалимский, рассуждая в тринадцатом огласительном поучении своем о крестном знамении, между прочим говорит, что оно есть страх для злых духов. Правда ли это? Когда св. Иоанн Златоуст сделался патриархом Цареградским, и однажды говорил проповедь, в то время одного бывшего в церкви, бесноватого бес сотряс, поверг на землю, и бесноватый стал кричать таким страшным голосом, что все бывшие в церкви ужаснулись. Иоанн же велел привести бесноватого к себе, сотворил на нем знамение честного креста, и бес тотчас же оставил человека. Другой случай. Некогда к святой мученице Иустине явился один из князей бесовских и стал прельщать ее многими словами к скверному браку. Иустина, поняв, кто с нею говорит, не входя в беседу с дьяволом, с благоговением положила знамение крестное на лице своем, и дьявол тотчас же с большим стыдом исчез от неё.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Как нужно смотреть на порицательные выражения, допущенные Феофилактом Лопатинским в его «Обличении неправды раскольнической»? В одном месте своего сочинения Феофилакт, указывая неправильный взгляд раскольников на силу крестного знамения, замечает: «они силу знамению крестному не от креста Христова и страдания Его на нем причитают, но от своего перстов сложения, аки от волшебного некоего знамения» (л. 4). В другом месте, опровергая возражение Поморских ответов, что «содержание двоеперстного сложения толико отстоит от латинского перстосложения, елико небо от земли», говорит: «Двоеперстное ваше сложение отстоит ли от латинского перстосложения, или ни, о том зде истязания, или разсуждения не творим; и от латин ли вы взяли, или от иного какого горшаго чорта, о том зде не изследуем» (л. 26). В обоих этих местах он выразился не хорошо, грубо, но двуперстия не похулил. Напротив, о самом двуперстии он рассуждает снисходительно и говорит, что молящиеся двуперстно укоряются не за двуперстное сложение, а за то, что двуперстие считают догматом веры, и из-за него Церковь православную похуляют. Это похуление он называет далее «смертоносным ядом» и замечает, что если бы раскольники только от простоты или невежества знаменовались двуперстно, то и имени раскольнического не были бы достойны. Но так как «не от простоты сия творят, но от крайния злобы и в том суеверие (т. е. учение, мнение) свое полагают, а проявляющихся им не верным и не христианам причитают», то «достойны суть клятв и имени раскольнического, яко сущие противницы Церкви и истине» (гл. 1, л. 21 об.). Почему православные писатели высказывали свои порицания? Они высказывали свои порицания вследствие ревности о Церкви, под влиянием нанесенного религиозному чувству оскорбления, в ответ на порицания раскольниками троеперстного сложения; а потому большая доля вины в этом деле падает на раскольников. Раскольники написали картину с изображением руки, сложенной троеперстно, надписали на одном персте са на другом та и на третьем на, т. е. сатана и стали показывать народу с толкованиями, крайне оскорбительными для Церкви. Св. Димитрий Ростовский был крайне возмущен этим и, желая ослабить производимый раскольниками соблазн, сказал: «приличнее раскольникам на своем двуперстном сложении написать де-мон» (Розыск стр. 490). Он прямо не говорил, что на двуперстном сложении сидит демон; а сказал, что, если раскольники говорят, что на троеперстном сложении сидит сатана, то приличнее было бы сказать, что на их двуперстном сидит демон. Прямое, невызванное хуление шло со стороны раскольников, которые с самого отделения своего от Церкви всячески порицали и хулили ее, ее иерархию, таинства и обряды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Но, ведь перстосложение неписанное предание, как свидетельствует Св. Василий Великий : «многа и велика церковь имать от неписаннаго предания; и первое есть, еже верным крестообразно лице знаменовати» (91 пр. Васил. Велик.). – Они требуют указать: где у Апостолов и отцев седьми соборов писано о троеперстии?... Но разве только писанное приписывается Св. Апостолам и отцам? В истории Сократа читает: «что совершающие праздник Пасхи в четыредесятый день (т. е. восточные христиане) утверждают, что это им предано от Апостола Иоанна; а Римляне и вообще западные говорят, что свое обыкновение получили они от Апостолов Петра и Павла. Но ни те, ни другие не могут представить на это письменного свидетельства» (история Сократа 428–429 стр.). Далее – чин крещения во всех старопечатных потребниках называется: «устав Св. Апостол, изложение Св. Богоносных отцев седьми вселенских соборов». Но где это у Апостолов находится такой чин, где писано во вселенских соборах? Назовут ли старообрядцы Мало-Азийских христиан, во главе которых стоял тогда муж Апостольский Св. Поликарп и западных – с благочестивым папою Виктором – лжецами? Скажут ли они, что патриархи, назвав чин крещения «уставом апостольским, отеческим и седьми соборов» изрекли ложь…?! Конечно, не скажут. А не сказав сего, как же они дерзают так богохульно отзываться об наших отцах, назвавших троеперстие преданием апостольским.... «Явлено яко есть церковное предание; аще-же предание, – довлеет сие, яко предание, да немного испытуем» (Кириллов. книга 481 л.). Но прежде чем приступать к рассмотрению соборов 1666 –1667 г. г., решим еще одно возражение, которое ставят раскольники православным при объяснении клятвы Макария. – Раскольники обыкновенно отрицают принадлежность еретических мудрований, посланий, – Аввакуму и Лазарю и утверждают, что все это придумано православными полемистами, чтобы наложить позорное пятно еретичество на их первоучителей. – Но, если старообрядцы не доверяют Св. Димитрию Ростовскому , который имел еретические письма Аввакума и разобрал их (Розыск, часть 1-я, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

т. 6, 121 стр.). Споря с Феодором, который обличал нечестие их, Лазарь «вопил, глаголя: Троица рядком сидит, – сын одесную, а дух Святый ошую отца на небес на разных престолах, – яко царь с детьми сидит Бо отец, – а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным! И Аввакум от него приял той злый толк, еже четверити Троицу трисвятую» (там же 107–108 стр.). – И, действительно, в послании к Игнатию диакону – Аввакум пишет: «зри, Игнатий Соловьянин, и веруй трисущную Троицу. Существо едино на трое равно разделай: на трое течет источник Божества… Несекомую секи, небось, по равенству, едино на три существа, или естества... Комуждо особно седение: Отцу, и сыну и Св. Духу.·Неспрятався сидяшь три цари небесные: яко Петр и Павел и Иоанн Богослов, трое разстоящи, тому же прилично и Божественное трое разделяется» (Рук. Черниг. Сем. стр.1–10; Розыск, час. 1-я, гл.17-я.). – «Федька, упрекал Аввакума диакона, по-твоему кучею надобне, едино-лице»? И далее учил, что Христос сшел в утробу Девы несуществом, а благодатью: «худый еретичешка Федька глаголет самым существом воплотившегося Бога слова. Аз же исповедую и верую в существе свойство недвижимо, но излия в себе Бо Слово в утробу Девы силу существа естественную... А самое существо отнюдь, отнюдь непоступно. Отца недра неоставль существом, сошед на землю силою благодати несказанно (там же). – Кажется приведенных мест достаточно, чтобы судить об еретическом учении первоучителей раскола, – учение, кое они содержали и в двоеперстии, ибо в перстосложении мы изобразуем нашу веру во Св. Троицу и в два естества Спасова. Итак споры о Св. Троице и воплощении Бога слова имели для раскола значение потому, что с ними стояло в связи учение о двуперстии. – Раз протопоп Аввакум, Лазарь и др. нечестиво мыслили о Св. Троице и о воплощении Христа Спасителя, раз – они крепко отстаивали свое (еретическое) учение, то, естественно, что и в перстосложении для крестного знамения (двуперстном) они содержали нечестивое учение о Св. Троице и о двух естествах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть Непримиримый боец с врагами Руси Святой 40 дней со дня смерти Константина Душенова 23.03.2024 487 Леонид Болотин написал на своей страничке: «Сегодня, 23 марта 2024 года сороковой день с момента кончины моего друга Константина Душенова — новопреставленного монаха Иоанна (Душенова). Почил он утром 13 февраля. На поминках после погребения монаха Иоанна 17 февраля Анатолий Степанов (гл. редактор сайта " Русская народная линия " ) сказал: " Константин в очередной раз удивил, как многократно удивлял в прошлой жизни " . О монашеском постриге весной 2021 года большинство друзей и знакомых ничего не знали, постриг был тайным буквально. Упокой, Господи, Иисусе Христе, душу новопреставленного раба Твоего монаха Иоанна! Прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, даруй ему Царствие Твое Небесное, Сотвори ему вечную память и помилуй нас! Аминь+». Константин Юрьевич Душенов – бывший пресс-секретарь знаменитого митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), первый публикатор оглушительного «Письма 500», автор фундаментальных статей о взаимоотношениях иудеев (талмудической традиции) и православных людей в России, сидевший за свои православные убеждения в начале десятых годов по «русским» статьям УК РФ в колонии под управлением печально знаменитого майора Корепина. Нас с Константином Юрьевичем связывало общее дело: публикация всех его материалов в моём еженедельнике «Московские ворота», а также реализация печатной продукции и видеоматериалов издательства К. Душенова. Регулярно перезванивались с ним по рабочим вопросам и просто так: «поговорить за жизнь». До поры до времени... Меня объявили в федеральный розыск по пресловутым «русским» статьям УК, в котором я пребывал более 10 лет и, соответственно, соблюдал неукоснительно правила конспирации, а Душенова – посадили... Вот такая «се ля ви»... Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего Константина, в монашестве Иоанна! Пропитан моросью таёжный скит, Настала хмарь промозглого сезона. Грядущий Царь молитву сотворит,

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/23/ne...

Μ.И. Бриллиантов решился оставаться частным слушателем сей беседы, не принимая в ней никакого участия. И теперь неокружники льстят архиепископа, аки-бы его уполномоченный был принят ими в действительного собеседника. Разбор . Явную для всех ложь высказал в своём первом замечании Швецов, утверждая: „И теперь неокружники льстят архиепископа, аки-бы его уполномоченный (т. е. Μ.И. Бриллиантов) был принят ими (неокружниками) в действительного собеседника“. Из каких данных вывел Швецов, что неокружники приняли Бриллиантова „в действительного собеседника“, когда в грамоте их ясно сказано, что 18 октября 1898 года в Чулкове беседовали Кирилл, епископ Балтовский и Одесский, и священно-инок Игнатий Зуевский с Арсением, епископом Уральским, в присутствии доверенного со стороны Московского окружнического архиепископа Иоанна Μ.И. Бриллиантова? Значит Бриллиантов только присутствовал на беседе, как гласит грамота неокружников, а не беседовал, как лжесвидетельствует Швецов. Итак, первое своё замечание на грамоту неокружников Швецов соткал из лжи. Грамота неокружников . Между прочим, на этой беседе еп. Арсений и Μ. И. Бриллиантов, отрицая фактическое существование Окружного Послания, изданного в 1862 году, как давно самими же его издателями три раза уничтоженного, согласились верование господствующей ныне в России Церкви уподоблять к верованию ариан, признававших Сына Божия тварью и потому вполне заслуживших нижеследующего понятия о них святых отец седьмого вселенского собора: Служащий твари, как творцу, справедливо называются идолопоклонниками, как творцом (т. е. Григорием Нисским ) так и кафолической Церковью, потому что кому они служат, про того говорят, что он пришёл из небытия в бытие, подобно всей созданной твари ( Деян. 7 -го всел. собора стр. 446). Одинаково и господствующая церковь хулит Сына Божия, страшно поношая сладчайшее имя Его, всеобдержно употребляемое в России до лет патриарха Никона более X лет, и признаёт Его простым человеком (Жезл, ч. 2, стр. 79), равноухим и иным Исусом (Розыск, ч. 1, гл. 15) и чудовищным и ничего незначащим (Никифора Астраханского, стр. 87). И при Всех таких своих грубых ругательствах, господствующая Церковь чает от Него надежду спасения получить, допуская всюду по своим единоверческим и другим церковным храмам того, по их учению, простого человек, „равноухого или чудовищного“, с одной йотой, на иконах написанного; равно и нет того у них храма, где бы не совершалась литургия с агнцем, имеющим надпись „иное“, по их учению, имя Исус, или этого равноухого (Соборн. свиток, стр. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

286 У Платона, который сказал ληϑιν πλις, истинный град. И λϑινη σοφα, истинная премудрость (смотри Тезавр Греческого языка Генрик, и у Диоскорида, который написал: ληϑιν μλα истинные яблоки. В книге 1 гл. 161). 317 Св. Григорий Богослов Назианзин в слове на Рождество Христово, лист 160 обор., часть 2. Москва 1798. 340 Молитвенный храм или монастырь без ведения Епископля не поставляется. Всяк же мних да повинуется Епископу, и от мытаря без повеления его да не изыдет. И раб без воли господина своего да не пострижётся. Толкование: без воли сущего в той области Епископа не подобает монастыря или церкви создать, но всем мнихам повиноваться Епископу, и от монастыря, в нём же пострижены быша, инако не отходити, разве, аще повелит им Епископ, на пользу изыти, да идут. Раб же без ведения господина своего да не будет прият на пострижение. Аще же кто преступит повеленное правилом, да будет без общения. Подобает же Епископам подобное помышлением монастырем творити». В Кормчей, лист 95. 341 Аще который мних от своего монастыря отбежав, или в иной монастырь преселится, и внидет, или в мирском жилище обитает, сам же и с приемшим его да отлучится, дóндеже бежавший возвратится в свой монастырь. Аще же от Епископа или от Игумена по совету во спасение строителем послан будет, или поставлен где, без вины есть». Правило 4 собора, бывшего в Константинополе первого и второго называемого. Кормчая, лист 218. 353 В 1709 году состоявшиеся 20 сект в книге, называемой Розыск, исчисляются, коих названия суть следующие: 1. Христовщина, 2. Иконоборщина, 3. Поповщина, 4. Безпоповщина, 5. Чувственники, 6. Кривотолки, 7. Онуфриевщина, 8. Ефросиновщина, 9. Иосиповщина, 10. Калиновщина, 11. Киприановщина, 12. Иларионовщина, 13. Серапионовщина, 14. Косминщина, 15. Волосатовщина, 16. Исаковщина, 17. Стефановщина, 18. Аввакумовщина, 19. Сожигатели, 20. Морельщики. 370 «Бесчинный вопль поющего в церкви неприятен. Также и прилагающий к церковному пению неподобное неприятен». Кормчая, лист 200. 372 Вот как о сём повествует Никифор Каллист, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари. Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский» Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого «патриаршего креста», подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного креста была изображена на печати наместника византийского Императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием «лоренского». Для примера из русской традиции укажем хотя бы на хранящийся в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева большой медный крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI beka. Крест четырехконечный, или латинский «immissa» В учебнике «Храм Божий и церковные службы» сообщается, что «сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего Креста матерью святого Царя Константина, равноапостольною Еленою. По мере распространения прямого изображения креста он приобретает постепенно форму Распятия» (СП, 1912, стр. 46). На Западе наиболее употребительным ныне является крест «иммисса», который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) «крыж латински» или «рымски», что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск, кн. 2, гл. 24).

http://azbyka.ru/istoriya-razvitiya-form...

Тогда он объявил во всей своей огромной державе розыск какого-нибудь мудреца, который мог бы ему помочь. «Неужели никто нигде не знает, как этого избежать? Не может же так быть, что я, такой прославленный и великий, так же лягу в землю и буду пищей червей, как и последний раб в моей державе, которого я попираю ногами, даже не заметив. Не может такого быть!» Всех к нему приводили: индусов, китайцев... И представители разных религий в один голос отвечали: «Да, это так. И ничего ты тут сделать не сможешь. Хоть ты и второй половиной мира овладей, ничего тебе это не даст. Раньше или позже, но ты туда отправишься». Есть и еще одна причина того, что земная слава именуется пустой. Вспомним слова апостола: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» ( 1Кор. 4, 7 ). Действительно, что у нас есть, что бы нам не дано было Богом? А если это нам дано Богом, то какое мы имеем право присваивать себе славу, как будто бы это наше? Так и славь Бога, Который тебе это дал! 120 Бог дал, Бог может в любой момент и взять. Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что из тех, кто хотя бы втайне, в душе своей тщеславится какими-то своими природными дарованиями: умом, силой, трудолюбием, любыми, данными ему от природы качествами, – никогда не получит даров благодатных. Потому что тот, кто не верен в малом, не будет верен и в большом (Слово 22, гл. 31). То есть тот, кто не воспринимает природный дар как дар, а понимает как некую свою заслугу, тем более и дар благодати не сумеет воспринять безболезненно для души. В беседе об унынии мы говорили, что благодатные утешения, бывающие нам от Господа, являются теми опорами, которые подкрепляют нас на нашем пути и не дают унынию и тоске нас победить. А вот наше тайное тщеславие не дает Господу утешать нас этими дарами, потому что мы не можем воспринять их без вреда. Если мы тщеславимся даже тем, что нам дано Богом по рождению нашему или по воспитанию, то тем более будем тщеславиться дарами благодатными. Какая слава не пустая? Это слава небесная.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Оружия против козней бесовских 11 (24) сентября (Из слова Патерика об Агафоне, яко словом изгоняше бесов) Слово Божие заповедует нам бдительно охранять себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. Трезвитеся, бодрствуйте, говорит св. апостол Петр, зане супостат ваш дьявол , как лев рыкая ходит, ища кого поглотити ( 1Петр. 5, 8 ). Нечестие, суеверия, всякого рода заблуждения, злоба, разврат и другие грехи, все это – дело не одной нашей воли, но вместе бесовского подстрекательства. К счастью, мы не беззащитны против козней дьявольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Что же это за оружие? Во-первых, пост и молитва . Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. И запретил бесу Иисус; и он вышел из отрока. Тогда ученики, приступив к Спасителю наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: «по неверию вашему» и затем прибавил: «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 14–21 ). Во-вторых, крестное знамение. Однажды преподобный Антоний Великий , споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера к Богу для меня непреоборимая стена есть». Тот же св. отец так однажды поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наших помыслов, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом креста знамении исчезают» (Розыск., ч. 2, лист. 182 и 183). Некогда мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него; как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит» (Там же, лист. 182). Поэтому-то св. Кирилл Иерусалимский и убеждает нас ограждать себя крестным знамением постоянно. «Да изображаем его, – говорит он, – на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся в пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов» (Огласит. поуч. XIII, 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010