Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЯ [греч. Ια] († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.). Источники Сохранились 2 греч. агиографических сочинения, посвященные И.: анонимное Мученичество (BHG, N 761) и Мученичество, написанное в XIII-XIV вв. иером. Макарием из Манганской обители в К-поле (BHG, N 762). Анонимное Мученичество содержится в 2 рукописях - августовских Минеях-Четьих Vat. gr. 1671 (X в.) и Vindob. hist. gr. 45 (XI в.). В Венском списке текст озаглавлен как Мученичество Досы пресвитера и И., поскольку он начинается повествованием о взятых в плен вместе с И. священномучениках Илиодоре и Досе (Дисане). Видимо, этот рассказ был интерполирован в текст Мученичества И., поскольку в сир. Мученичестве этих святых, написанном Марутой, еп. Майферкатским (2-я пол. IV - нач. V в.), об И. не говорится. На основе анонимного Мученичества были составлены краткие Жития И., включенные в визант. Синаксари, напр. в Минологий имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.; PG. 117. Col. 41) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.), к-рый содержит Житие И. под 11 сент. (SynCP. Col. 35-36) и совсем краткую заметку под 5 авг. (SynCP. Col. 868). Эти Жития отличаются лишь нек-рыми деталями в описаниях пыток и сроках пребывания И. в темнице. Житие Согласно анонимному Мученичеству, на 53-м году правления шаханшаха Шапура II (309-379), т. е. в 362 г., иранские войска вторглись в рим. владения и разрушили крепость Бет-Забдай (Забдицена) у впадения Хабура в р. Тигр. Они увели с собой в Хузестан (обл. в Юго-Зап. Иране) 9 тыс. пленных, в т. ч. девственницу И., к-рая, согласно Мученичеству иером. Макария, была в преклонных летах ( Delehaye. 1905. P. 463). И. проповедовала христ. веру женщинам-язычницам, в чем и была обвинена перед Шапуром, к-рый отдал ее зороастрийским священнослужителям (мобедам) Адаршабуру и Аделферу (Адарфару). Они, не сумев отвратить И. от веры, подвергли святую мучениям: ее растянули и били кнутами, а затем бросили в темницу. Через 2 месяца И. снова была приведена на суд, где безбоязненно исповедала Христа, за что была с большой жестокостью избита гранатовыми ветвями и снова заключена в тюрьму. Через 6 месяцев И. подвергли последнему испытанию: ее тело пронзили множеством тростниковых лучин и стянули веревками, а затем по одной вынимали эти лучины. Через 10 дней ей перебили кости медными гирями, а затем привязали к прессу, при вращении которого ее внутренние органы падали на землю. После этого И. обезглавили. Христиане выкупили ее мощи у стражей и с почестями похоронили. Почитание

http://pravenc.ru/text/1237985.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Русский монархизм в произведениях И.С.Тургенева К 130-летию со дня кончины русского писателя 03.09.2013 799 Время на чтение 5 минут К 130-летию со дня кончины Ивана Сергеевича Тургенева (28 октября/10 ноября 1818 - 22 августа/4 сентября 1883) ниже мы публикуем фрагмент «Из записной книжки русского монархиста» Н.И. Черняева (См. о нём: «Русским стыдно... не быть убежденными монархистами» ). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изданию: Черняев Н.И. Из записной книжки русского монархиста//Мирный труд. -1904.- N1-9; 1905. -N1-4, 6-7) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничная сноска по техническим причинам заменена на концевую. + + + LVI Можно ли искать каких-нибудь указаний на русский монар­хизм, как русский политический инстинкт, у Тургенева? Опреде­ленных политических убеждений у знаменитого романиста, как из­вестно, не было, но Самодержавию, во всяком случае, он не со­чувствовал. Он не касался его в своих сочинениях прямо, но по намекам, разбросанным в них, нужно думать, что Тургенев плохо понимал и невысоко ценил основные начала русского царизма. Уяснить себе его точку зрения на политические и социальные вопросы положительно невозможно. Из «Призраков» видно, что Древний Рим и Юлий Цезарь оттал­кивали его от себя и возбуждали невыразимый ужас, как нечто в высшей степени грубое и грозное. Ужас и отвращение возбуждал в Тургеневе и бунт Стеньки Ра­зина, столь любезный нашим анархистам. «Человек в серых очках» показывает, как относился Тургенев к декабрьскому перевороту во Франции 1851 г. Известно изречение Тургенева: «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов французской револю­ции 1789 г.». Только искусство и красота привязывали Тургенева к жизни, история человечества представлялась ему толкучим рынком («При­зраки») - торжищем, где продавец и покупатель равно обманыва­ют друг друга, где все так шумно, громко - и все так бедно и дрянно («Довольно»). Политическая и социальная история народов не привлекала Тур­генева. Его мало интересовала политика, он не возлагал никаких надежд на более светлое будущее человечества. По его мнению, как оно выражено в XIV главе «Довольно», в истории во все времена и доныне следует видеть «те же самые грубые приманки, на которые так же легко попадается многоголовый зверь - людская толпа, - те же ухватки власти, те же привычки рабства, ту же естествен­ность неправды - словом, то же хлопотливое беганье белки в том же старом, неподновленном колесе, то же легковерие и ту же жес­токость, ту же потребность золота, грязи, те же пошлые удоволь­ствия, те же безсмысленные страдания». Затем, после этого переч­ня, следует сопоставление «Ричарда III» Шекспира с более совре­менным типом тирана, под которым, очевидно, нужно разуметь Наполеона III.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИТЯНЕ [аммон; евр.  ,  ], западносемит. племенной союз и царство в Заиорданье. Аммонитяне и соседние царства в кон. II-haч. I тыс. до Р.Х. Аммонитяне и соседние царства в кон. II-haч. I тыс. до Р.Х. Основан т. н. аммонитской ветвью родственных израильтянам племен «ибри», возводившей себя к первопредку Бен-Амми, сыну Лота и брату Моава (Быт 19. 36-38). По-видимому, во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. у юж. оконечности Мёртвого м. обитала племенная общность пришельцев «ибри», связанная с именем Лота. В кон. XIV в. (возможно, в связи с возобновлением егип. вторжений в Ханаан ) она распалась, а отдельные племена отступили к северу, вдоль вост. берега Мёртвого м. Одним из таких племен были А., поселившиеся к северо-востоку от Мёртвого м., с центром в г. Равве Аммонитской (греко-рим. Филадельфия, совр. Амман). В нач. XIII в. до Р. Х. А. покорились Египту в результате завоеваний Рамсеса II в Заиорданье. Их зап. земли в Галааде , между реками Иавоком и Арноном , захватило Есевонское царство. В кон. XIII в., когда Есевонское царство было разгромлено и захвачено израильтянами, руководимыми Моисеем (Числ 21. 21-26), эти земли перешли к Израилю ; отсюда берет начало многовековой территориальный спор между Израилем и А. В сер. XII - кон. XI в. А. неоднократно нападали на Израиль (Суд 3. 12-13; Суд 11. 4-40). При царе Сауле царь А. Наас вторгся в Галаад, но был разбит (1 Цар 11. 1-11). В нач. X в. инициатива переходит к Израилю: Давид разбил царя Аннона, сына Нааса, захватил Равву Аммонитскую и аннексировал всю страну (2 Цар 10-12), предоставив, впрочем, наместническую власть над ней Сови, брату Аннона (2 Цар 17. 27). В 853 г. до Р. Х. Вааса, царь А., в качестве младшего союзника израильского царя Ахава бился с ассирийцами при г. Каркаре, но уже в 852-851 гг. до Р. Х. А. оказались союзниками моавского царя Меши в неудачном походе против Иосафата , царя Иудеи (2 Пар 20. 1-25). В сер. VIII в. до Р.

http://pravenc.ru/text/114532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 [греч. Αλφεις, Αλφαος] († ок. 251), Кирин [Киприн, Киприан, Кирилл], мученики Бастийские (пам. 10 мая). Происходили из Васканской обл. (возможно, совр. г. Васто в Юж. Италии). Онисим обратил ко Христу сыновей знатного архонта Виталия братьев А., Филадельфа и Кирина, а также сына их покойной сестры Еразма. Во время одного из гонений (вероятнее всего, при имп. Деции ) они вместе с др. 14 христианами были преданы суду наместника Лициния. Он приговорил к казни Онисима, к-рый был задавлен положенным ему на грудь камнем, и Еразма с 14 мучениками, к-рых усекли мечом; трое же братьев были отправлены в Рим, а оттуда на о. Сицилию, где они были замучены наместником Тертиллом (в Месополе Леонтинском): А. умер от кровоистечения после урезания языка, Филадельф был сожжен на решетке, а Кирин - на сковороде. При виде их мучений обратились ко Христу многие жители Италии и Сицилии, в т. ч. иудеи. В 1517 г. мощи святых братьев были обретены в г. Лентини, покровителями к-рого они почитаются. Их культ распространился по всей Сицилии. Сохранилось обширное повествование об их мученичестве со многими поздними интерполяциями. Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. оно вошло под 10 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 157). Гимнография Память этих мучеников редко встречается в месяцесловах богослужебных книг. Она зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.- Mateos. Typicon. Vol. 1. Р. 286), а также в Минологии Василия II и Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 138), однако отсутствует в большинстве списков Студийского, Мессинского и Иерусалимского уставов; в совр. практике греч. и рус. правосл. Церквей последование святых не поется. В греч. печатной Минее выписан краткий Стишной Пролог по 6-й песни канона (Μος. Σ. 101). Из греч. рукописей христ. Востока (Ath. Lavr. Г 19. Fol. 28-32v, 1047 г.) известен канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни с акростихом «Я почитаю подвиги трех родных братьев. Иосиф» (Τριν δελφν γνησων θλους σβω. Ιωσφ).

http://pravenc.ru/text/115570.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIV Иоанн XIV, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. Иоанн XIV, папа Римский. Роспись ц. Сан-Пьетро а Градо в Пизе. XIII в. († 20.08.984, Рим; до избрания папой - Петр), папа Римский (с нояб. 983). Род. в Павии, там же в 978 г. стал епископом. Кон. 980 г. датируются первые документы, на к-рых стоит подпись архиканцлера Италии Петра Павийского, принимавшего участие в качестве имп. уполномоченного в урегулировании конфликта между аббатствами Кава и Субиако. В 981 г. папа Римский Бенедикт VII возвел его в достоинство кардинала. После смерти Бенедикта VII (10 июля 983) в Рим для утверждения нового папы приехал имп. Оттон II , в это время готовивший новый поход в Юж. Италию (1-й поход летом 982 закончился неудачей). Вероятно, еп. Петр Павийский не был единственным кандидатом на Папский престол; напр., в Житии св. Майоля Клюнийского упоминается о предложении императора св. Майолю занять Римскую кафедру (возможно, этот эпизод следует датировать 983, когда св. Майоль находился в Павии, хотя большинство исследователей склоняются к 973). Так или иначе, решением императора на Римскую кафедру был назначен (в хрониках говорится именно о назначении, а не об избрании) архиканцлер Италии еп. Петр Павийский, принявший имя Иоанн. Дата его интронизации неизвестна (по разным предположениям, церемония состоялась в сент.-дек. 983). Хронологию понтификата И. трудно восстановить из-за скудности информации в источниках. Короткое жизнеописание в Liber Pontificalis практически полностью посвящено свержению И. и его смерти в замке Св. ангела. 6 дек. 983 г. папа утвердил совершенное имп. Оттоном II назначение архиеп. Беневентского Алона (Papstregesten. 1998. N 625; MGH. SS. T. 30. Pars 1. P. 127-128). Сохранились послание И. новому архиепископу, а также неск. писем к И. Герберта Аврилакского (впосл. папа Римский Сильвестр II ), ставшего в это время аббатом мон-ря Боббио . В дек. 983 г. положение Герберта в Павии ухудшилось, и он просил папу о поддержке. И. хотел видеть Герберта в Риме, но тот так и не приехал. Смерть 7 дек. 983 г. в Риме Оттона II сильно ослабила позиции И. в городе. После отъезда весной 984 г. вдовы Оттона II имп. Феофано в Германию И. лишился герм. поддержки. Этим воспользовался изгнанный Оттоном II в 974 г. антипапа Бонифаций VII . Прибыв в апр. 984 г. в Рим, он сверг И., заточил его в замке Св. ангела, где тот спустя 4 месяца скончался. Вероятно, после заточения И. Бонифаций VII созвал Собор, к-рый официально низложил папу. В Liber Pontificalis сообщается о 8 месяцах понтификата и 4 месяцах заточения И.

http://pravenc.ru/text/469698.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРОД ВЕЛИКИЙ (ок. 73-4 гг. до Р. Х.), царь Иудеи (37-4), основатель иродианской династии. Источники Основной источник сведений о жизни И. В.- сочинения Иосифа Флавия «Иудейская война» (между 75 и 79 гг.) и «Иудейские древности» (ок. 94 г.). Иосиф, не будучи современником И. В., почерпнул основные сведения о его жизни в несохранившихся «Воспоминаниях царя Ирода» и «Истории» Николая Дамасского, придворного историка И. В. Некоторые сведения об И. В. и о его эпохе содержатся в «Географии» Страбона, а также в сочинениях римских историков Аппиана («Гражданская война»), Диона Кассия («Римская история»), Плутарха («Сравнительные жизнеописания: Антоний»), Тацита («История»). И. В. неск. раз упоминается в Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 3б - 4а; Таанит. 23а и др.) и в Мидраше Рабба (Вайкра Рабба. 35. 8; Бемидбар Рабба. 14. 20), в Евангелиях (Мф 2; Лк 1. 5) и в сочинениях раннехрист. историков: в «Диалоге с Трифоном» мч. Иустина Философа, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в «Послании к Аристиду» Юлия Африкана и др. Нек-рые из этих упоминаний носят легендарный характер и представляют собой отголоски преданий об И. В., распространенных среди иудеев и христиан в начале нашей эры. Происхождение Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. Волхвы перед царем Иродом Великим. Мозаика ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. 432–440 гг. По свидетельству Иосифа Флавия, И. В. был 2-м из 5 детей знатного идумеянина Антипатра, отец к-рого, Антипа, был военным правителем (греч. στρατηγς) Идумеи и Газы при хасмонейском царе Александре Яннае (103-76 гг.) ( Ios. Flav. Antiq. XIV 1. 3). После его смерти эту должность унаследовал Антипатр. Отец И. В. получил рим. гражданство (Ibid. 8. 3; Idem. De bell. I 9. 5) и должность наместника (π τροπος) Иудеи ( Idem. De bell. I 10. 3; Idem. Antiq. XIV 8. 5), что в значительной мере определило дальнейшую судьбу его сына. Мать И. В., Капрос, происходила из знатного араб. (судя по всему, набатейского) рода ( Idem. Antiq. XIV 7. 3; Idem. De bell. I 8. 9). По мнению нек-рых исследователей, она была дочерью царя Ареты III ( Sullivan. 1990. P. 215).

http://pravenc.ru/text/674087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ Страница из лат. текста Послания к колоссянам (Кол 1. 28 — 2. 3) из клермонтского кодекса (Paris. gr. 107. D. Fol. 336; нач. VI в.— Movum Testamentum graece... University of Michigan, 1854) Страница из лат. текста Послания к колоссянам (Кол 1. 28 — 2. 3) из клермонтского кодекса (Paris. gr. 107. D. Fol. 336; нач. VI в.— Movum Testamentum graece... University of Michigan, 1854) (Послание к Колоссянам), одно из Посланий ап. Павла , входящее в канон НЗ. Социально-исторический контекст. Города Колоссы, Иераполь и Лаодикия Город Колоссы находился в М. Азии во Фригии, в юж. части долины р. Ликос (приток р. Меандр), вблизи расположенных на др. берегу реки городов Лаодикии (ок. 13 км от Колосс) и Иераполя (ок. 22 км от Колосс). В греко-рим. период через долину Ликоса проходил основной путь, связывающий внутренние области М. Азии с ее зап. побережьем и расположенными на нем Эфесом и Милетом ( Ramsay. The Teaching. 1913. P. 4-5), что было одной из основ благосостояния городов долины. Согласно Геродоту, Колоссы были одним из важнейших городов Фригии ( Herod. Hist. VII 30). Ксенофонт называет его «густонаселенным, богатым и большим» городом ( Xen. Anabas. I 2. 6). Экономика Колосс была основана на торговле и производстве шерсти, окраске пряжи и ткачестве (ср.: Strabo. Geogr. XII 5. 16; Plin. Sen. Natur. hist. XXI 51). В рим. время значение города несколько снизилось, что, вероятно, было связано с пришедшимся на этот период расцветом Лаодикии, но не настолько, чтобы город пришел в упадок ( Dunn. 1996. P. 20; Armstrong. 1998. P. 45-48). Последнее упоминание о Колоссах в письменных источниках связано с землетрясением, происшедшим во Фригии в 1-й пол. 60-х гг. I в. по Р. Х. (60, 61 или 64 - Dunn. 1996. P. 23. Not. 10). Тацит сообщает в связи с этими событиями, что разрушенная землетрясением Лаодикия была восстановлена на средства ее жителей ( Tac. Ann. XIV 27. 1; ср.: Sib. 4. 107-108). Евсевий Кесарийский в IV в. сообщал о землетрясении, к-рое он, видимо, относил ко времени имп. Нерона, коснувшемся также Колосс и Иераполя ( Euseb. Chron. I 21-22; ср.: Oros. Hist. adv. pag. VII 7. 12).

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАР Герар [евр.  ,   ; греч. Γραρα], г. на юге Ханаана, к западу от пустыни Негев (Быт 10. 19), расположенный на пути в Египет, «между Кадесом и Суром» (Быт 20. 1). С севера Г. граничил с Вирсавией и Газой (Быт 10. 19; 26. 1-2; 2 Пар 14. 12-13). Упоминание о Г. встречается в повествовании о патриархе Аврааме, к-рый поселился в районе Г. по приглашению царя Авимелеха (Быт 20, 26). Г. являлся одним из царских городов Филистии, где правил Авимелех (Быт 26. 1). Земли Г. не были завоеваны и остались вне зоны расселения колен Израиля (Быт 21, 22-32; см. список городов: Нав 15). Заселение Г. евреями относят к эпохе единого царства, когда земли Г. стали частью наследия сыновей Симеона (1 Пар 4. 39-41). Царь Иудеи Аса (ок. 911-870 гг. до Р. Х.), разбив «эфиоплянина» Зарая у Мареши, преследовал его войско до Г. и разрушил все города в его окрестностях (2 Пар 14. 8-14). В визант. период название исчезнувшего города Г. сохранилось на топонимическом уровне. Еп. Евсевий Кесарийский упоминает обл. Гераритика ( Γεραριτικ), располагавшуюся выше Даромы, в 25 рим. милях к югу от Элевтерополя ( Бет-Гуврин ) ( Euseb. Onomast. 60. 7-14), и находящиеся там колодцы: «кладезь клятвы» Авраама (Быт 21. 30) (Ibid. 166. 20), колодец Исаака (Быт 26. 32-33) (Ibid. 168. 1) и «кладезь суда» близ селения Вирдан (Ibid. 166. 23). Обл. «Герарский сальтус» упоминается блж. Феодоритом Кирским (Γεραρηνν σαλτν - Quaest. in II Paral. XIV 13//PG. 80. Col. 828A) и Прокопием Газским (Γεραριτικν σαλτν - In II Paral. XIV 12//PG. 87. Col. 1212С). На карте из Мадабы (VI в.) между городами Орда и Вирсавия помещено схематичное изображение Г. с надписью: «Герара, некогда царский город филистимлян и область хананеев, к югу отсюда Герарский сальтус» ( Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 72-73). Изображение г. Герар на мозаичной карте из Мадабы. Ок. 565 г. Изображение г. Герар на мозаичной карте из Мадабы. Ок. 565 г.

http://pravenc.ru/text/164535.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ царь и первосвященник Иудеи (39-37 до Р. Х.). Младший сын иудейского царя Аристовула II, А. вместе с отцом боролся против римлян (63-56 до Р. Х.), был взят в плен и доставлен в Рим Помпеем Великим. В 57 г. до Р. Х. вместе с отцом бежал из Рима (Иуд. древн. XIV 6. 1). Затем жил в изгнании в Аскалоне и столице Итуреи Халкиде Ливанской. После гибели старшего брата Александра оказался единственным наследником династии Хасмонеев (Иуд. древн. XIV 7. 4). В 47 г. до Р. Х. безуспешно обращался к Цезарю с просьбой о содействии в получении иудейского престола (Иуд. древн. XIV 8. 4). В 42 г. до Р. Х. А. с помощью Мариона, правителя г. Тира, и своего зятя Птолемея Меннея (85-40 до Р. Х.), правителя Итуреи, пытался захватить власть в Иудее, но был разбит Иродом Великим и вновь отступил в Халкиду Ливанскую (Иуд. древн. XIV 12. 1). Парфянское вторжение в Палестину в ходе войны с Римом (40 до Р. Х.) позволило А., перешедшему на сторону парфян и пообещавшему им богатое вознаграждение, овладеть с их помощью Иудеей. Захватив Иерусалим и низложив там первосвященника Гиркана и этнарха Фасаила, парфяне утвердили А. царем и первосвященником Иудеи (39 до Р. Х.) (Иуд. древн. XIV 13. 3-10). Опасаясь, что народ попытается вернуть царскую власть Гиркану, он приказал отрубить ему уши, лишив его тем самым права носить сан первосвященника. Фасаил, не желая подвергнуться позорной казни, покончил жизнь самоубийством, а его брат Ирод с семьей сумел бежать из Иерусалима сначала в Египет, затем в Рим, где с помощью протекции Марка Антония был провозглашен на заседании сената царем Иудеи (Иуд. древн. XIV 13. 7-14. 5). А. же был объявлен врагом Рима. Продолжение войны с римлянами и царем Иродом после ухода парфян оказалось для него непосильным. В 37 г. до Р. Х. Иерусалим был взят после продолжительной осады и разгромлен объединенным войском Ирода и римлян под командованием Соссия, а сам А. схвачен и доставлен к Марку Антонию, рим. правителю Востока. Опасаясь, что царское происхождение А. может стать причиной его оправдания рим. сенатом, Ирод при помощи богатых даров уговорил Марка Антония казнить своего соперника (Иуд. древн. XIV 16. 1-4). Со смертью А. прервалась династия Хасмонеев (165-37 до Р. Х.). Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115706.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОНИФАЦИЙ VII Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († июль 985, Рим; мирское имя - Франко), антипапа (июнь-авг. 974, авг. 984 - июль 985). Согласно Liber pontificalis , сын римлянина Ферруция. После смерти имп. Оттона I (7 мая 973) рим. консул Кресценций Старший (см. ст. Кресценции ) организовал мятеж и захватил Рим, в результате чего папа Бенедикт VI , поддерживавший партию Оттона I, был низложен и заточен в замок св. Ангела (Сант-Анджело), а новым папой стал ставленник Кресценция диак. Франко, занявший папский престол под именем Бонифаций. Видимо, по его поручению Бенедикт VI в 974 г. был задушен неким пресв. Стефаном (см., напр., в хронике Германа из Райхенау - Hermannus Augiensis. Chronicon//MGH. SS. Vol. 5. P. 116). Имп. Оттон II , узнав об этом, направил в Рим войско во главе с Сикко, графом Сполето. Б. бежал в К-поль. Новым папой под именем Бенедикт VII был избран епископ Сутрийский, к-рый начал свой понтификат с созыва Собора, где осудил Б. В кон. 983 г., после смерти папы Бенедикта VII (10 июля) и имп. Оттона II (7 дек.), Б. возвратился в Рим, низложил законно избранного папу Иоанна XIV и снова занял папский престол. Низложенный папа был заточен в замок св. Ангела и умер насильственной смертью в авг. 984 г. Б. скончался после года жестокого правления при неизвестных обстоятельствах. Ист.: LP. Vol. 2. P. 255-259; Jaff é. RPR. Vol. 1. P. 477-485; Vol. 2. P. 707, 747. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 361-406; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 305-342; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P., 1911. P. 632-634; Baix F. Boniface VII//DHGE. T. 9. Col. 900-904. О. И. Фельдштейн Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/153087.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010